Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

21 ноября 2006 г., № 224 (22852) ЛИПЕЦКАЯ газета ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА у К 80-.летию РОСТР (ДОСААФ) Естьтакаяпрофессия: Родинузащищать... Российской оборонной организации в январе исполняется 80 лет. Свой вклад в подготовку к круглой дате самой многочисленной общественной организации страны решила внести и «Липецкая газета». Наши корреспонденты намерены рассказать о лучших представителях РОСТО. О мастере производствен­ ного обучения Евгении Соля- еве в Л ип ец кой объединен ­ н о й т е х н и ч е с к о й ш к о л е РОСТО (ДОСААФ) говорят с у в аж ен и ем и почти тел ьно с ­ тью . Д аж е в с ем ьд еся т два года его не хо тят отпускать на заслуж енную пенсию , р у ­ ководство считает его просто незам енимым . Ведь это Евге­ ний Николаевич разработал и собрал стенды полной эл е к т ­ росхемы «КамАЗа» и «ЗИЛа» с вводом н еи сп р ав н о с т ей в с и с т е м у , п р и д у м а л о р и г и ­ нальное устройство д л я рес­ т а в р а ц и и д е т а л е й м аш и н , изобрел зарядную установку с электронным управлением . А главное , он храни т и несет в себе дух и традиции насто­ ящ его патриотического воспитания молодежи . Н априм ер , во­ преки нынеш нем у поветрию «косить» от армии выпускники Соляева осознанно и с готовностью идут служ и ть , становятся грамотными м еханиками , инж енерами , учеными . К аж ды й по­ мнит учи тел я и по-своему продолж ает его дело. — Евгений Н иколаевич обладает редким талантом воспи­ та тел я , — говорит коллега Соляева по ОТШ Сергей Рвачев . — Он умеет найти подход к даж е самому трудному подростку и наставить его, к а к говорится , на путь истинны й . В каж дом он видит личность , находит и развивает лучш ее в своих подопеч­ ны х . — Я учусь у Евгения Н иколаевич а профессиональной вы ­ д е рж к е , терпению , тактичности , — подклю чается к разгово­ ру мастер ОТШ Сергей Тимофеев. — А по большому счету, Евгений Н иколаевич к а к п атри ­ от по-настоящ ему любит свою работу , людей . Родину , — убеж ­ денно заклю ч ает председатель Липецкого областного Совета РОСТО (ДОСААФ) Анатолий Ельчанинов . — Потому его так уваж аю т колл еги , ученики , дру зья . В объединенной технической ш кол е РОСТО Евгений Со- л я е в работает более четверти века . По опы ту сравнивает к у р ­ сантов восьмидесятых — девяностых годов с нынеш ними . С сож алением отмечает падение п р естиж а военных профессий, стрем ления парней свя зы в ать свою ж и зн ь с армией . Почему? :— Мне н и к ак не удается сломить у молодых к у л ь т равно ­ душ и я , безделия и сверхлегкого отнош ения к ж и зн и , — со­ ж а л е е т Соляев. — Нынеш ние подростки воспитываю тся , увы , не на П уш ки н е и Ч айковском , а на Гарри Поттере и кровавых ам ери к ан ски х боевиках . Можно ли от всего этого ж д ат ь чего- то хорошего? Он убежден , что перестраивать надо всю военную систему в стране — от начальной военной подготовки в ш коле до р у ­ ководства Вооруж енными Силами . Только введением про­ ф ессиональной арм ии не реш ить проблему . Н уж н а ч е тк ая , последовательная программа подъема престиж а арм ии , и зм е ­ нения отнош ения к ней в обществе, усиления боевой мощи . Соляев уверен , что только в сильную , вы сокодисциплиниро ­ ванную армию с готовностью пойдут служ и ть молодые рос­ сийские парни . Его не уди вл яет то , что сегодня многие п ри ­ зы вники всеми правдами и неправдами избегают арм ейской 'службы . Евгений 'Николаевич стремится переломить этот крен , и часто у него это получается . Н априм ер , во время стреми ­ тельного распространения им портны х ж ева тел ьны х резинок мастеру удалось одерж ать своеобразную победу, убедив к у р ­ сантов отказать ся от позорного п ер еж евы в ания на з а н я ти я х и на улице . К аким образом? Он просто и доступно объяснил , что бессмы сленная работа челю стями ведет л иш ь к я зв е ж е ­ л удк а . Д л я подтверж дения слов в класс при гл асил врача-нар- колога , который прочитал лю бителям «Стиморола» сп еци ал ь ­ ную л екцию . И что ж е? Сегодня среди учеников Соляева ж у ­ ющ их нет. А он к а к учи тел ь особо горди тся тем , что среди его подопечных есть толковы е р ац ион али заторы , компью тер ­ щ и к и , спортсмены . А ведь в начале трудовой биографии Соляев менее всего м еч т ал о профессии пр еп од ав ател я . З а к о н ч и в М осковский п о л и т е х н и ч е с ки й и н с ти ту т , р аб о тал на м ета л лур ги ч ес ком комбинате , ремонтно-механическом заводе , других предпри я ­ ти я х . Преподавать в ав тош колу в 1981 году приш ел , можно ск а за т ь , случайно , но не ж а л е е т об этом , потому что убежден: учи ть подростков военной профессии , растить патриотов Р о ­ дины и готовить настоящ их защ и тн и ко в Отечества не менее важ н о , чем плавить м еталл . Николай РОЩУПКИН. «Очередь на жилье страшнее пулеметной» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Александра Алексеевна и сейчас помнит запах краски, который еще не выветрился в отремонтированных комнатах. До новоселья оставались считанные дни. Но... через неделю муж погиб. И вдову с двумя детьми лишили всех прав на новое жилье. Судьба ее уже никого не беспокоила. О том, что Александра Алексеевна является участницей Великой Отечественной войны, о том, что она всю жизнь проработала на заводе, было забыто. В очередной раз несчастный случай поставил подножку женщи­ не. Александра Алексеевна уже не замечала, что происходит кругом. И однажды попала под машину. Пять лет она пролежала в постели, а как только немного оклемалась, опять пошла работать на спиртза- вод лаборантом сочного сырья: — Я все везде успевала, ни выходных, ни праздников не знала. И что же я заработала? В 1967 году Александра Алексеевна снова встала в очередь на жилье. Ее записали первой в списке льготников. Но квартиры, как ни странно, она так и не дождалась. На заводе ей говорили: у тебя хорошая комната, и одной в ней жить можно (к тому времени дети уже разъехались). Да и удобно это было. Дом расположен рядом с заводом. Корнеплодами было все кругом завалено. Даже под окна­ ми лежали горы картошки и свеклы. И в любое время дня и ночи можно было позвонить лаборантке Костровой, и она прибежит при­ нимать очередную партию груза. Так до самой пенсии и проработа­ ла. И жила по-прежнему в своей комнатке в полуразвалившемся доме. Левобережный районный суд признал, что дом, в котором нахо­ дится комната Костровой, — в аварийном состоянии, и постановил владельцу предоставить жильцам новое жилье. Но к тому времени юридически спиртзавода уже не существовало, а появился филиал ФГУП “Росспиртпрома” “Липецкспиртпром”, на балансе которого и числится здание. Заместитель директора ФГУП “Липецкспиртпром" Игорь Титов так комментирует ситуацию: — Сейчас собственником всего имущества является ФГУП «Рос- спиртпром", липецкий филиал работает по доверенности, поэтому решения, связанные с недвижимостью, принимать мы не можем. Решать все надо в Москве. Руководство предприятия несколько десятков лет не считало нужным или возможным помочь в улучшении жилищных условий своему работнику, фронтовичке. Хотя и по совести, и по закону се­ мья Костровых должна была переехать в новую квартиру. Однако этого не произошло. Теперь пожилая женщина надеется на испол­ нение закона. В Москве же об этой истории... ничего не знают. У ФГУП “Рос- спиртпром” подобные филиалы работают по всей России, они не могут быть в курсе каждого частного случая. На решение суда ника­ кой реакции не последовало. Возможно, причина кроется в бюро­ кратической волоките: только спустя почти полгода ФГУП “Росспир- тпром" получило решение суда о наложении штрафа в размере... 20 МРОТ за неисполнение постановления суда. На “разборки” может уйти не один год, а время идет и шансов на исполнение мечты Алек­ сандры Алексеевны пожить в благоустроенной квартире становится все меньше. Вероника СОШИНА. к ^Наследие ■ ■ ■ Дорога кхраму дорога к России Участники вторых Свято-Тихоновских образовательных чтений уверены: любовь к Отечеству земному начинается с любви к небесному Есть темы, о которых говорить в последние годы было как-то неудобно. Например, патриотизм. Ну о каком воспитании любви к Родине, чувстве ответственности за нее могла идти речь в начале- середине девяностых, на развалинах только что рухнувшего государства? Когда на моем выпускном тринадцать лет назад директор одной школы на линейке что-то упомянул вскользь об Отечестве, не одной мне было неловко слышать это. Потому что до шестого-седьмого класса мы росли в уверенности, что наша страна лучше всех, у нас самый справедливый строй и самая достойная жизнь. А потом, в старших классах, вдруг оказалось, что на самом деле все с точностью до наоборот. Во что тогда верить, чем гордиться? Ответа, думаю, не знали не только мои ровесники, но и наши учителя. Все ценности, представлявшиеся незыблемыми, потеряли свою, выражаясь в духе нынешнего времени, потребительскую привлекательность. Да и вообще забота о выживании вытеснила всякие там отвлеченности на второй и даже третий план. А тем не менее Родина наша никуда не исчезла... Н е л ь з я з а с т а в и т ь бы т ь патрио том . Но помочь про ­ буждению и укреплению это ­ го ч у в с т в а н е о б х о д и м о . С этим согласны все у ч а стн и ­ ки вторы х С вято -Тихоновс ­ ки х образовательных чтений , прош едш их в наш ей области в конце прош лой недели . А собрались здесь люди р азны е и по роду з а н я ти й , и по во з ­ р асту . Вот, н априм ер , одни и з самы х молодых уча стн и ­ ков форум а — студенты -тре­ ть екур сники ф акул ь тета эко ­ н о м и к и и и н ф о р м а т и к и ЛГПУ М ихаил Ф и л а тки н и Д енис Д ер е в я к и н . П осещ ая уж е в т ^ о й год м олодеж ный клуб “Ф ом а” п ри Л ип ецко - Е л ец к ой еп а р х и и , м олоды е люди приш ли к выводу: опо­ ру д уш а находи т только в вере. — В клубе мы обсуждаем р а зны е а к т у а л ь н ы е пробл е ­ мы , ко то ры е порой трудно .решить ]!лцрскими средства ­ ми. Сначала , конечно , мешал какой -то внутренний барьер — все ж е это совсем иной , непри вы чны й д л я нас в згл яд на мир . Но потом н ач али по ­ н и м а т ь : это д е й с т в и т е л ь н о важ н о , это в ж и з н и пом ога­ ет, ты . рас ск а зы ваю т студен- М ихаил и Д енис вовсе не одиноки в своем интересе к пр ав о сл авной к у л ь т у р е . По данным статистР1ческого оп ­ роса , приведенным на Ч т ен и ­ я х з а в е д у ю щ и м о т д е л о м учебного к ом и те та при с в я ­ щ енном Синоде РП Ц иеромо­ нахом К иприаном (Ящ енко ) , до девяноста ш ести процен ­ то в м о л о д е ж и в в о з р а с т е 14 -15 л е т о тн о с я т с я к д е я ­ тельности Православной Ц ер ­ к ви ло ял ьн о , причем н е з ави ­ симо от того , кр ещ ены е они и ли нет. — К а к писали в одной из г а з е т , п о к о л е н и е “ п е п с и ” выбирает П равославие . И это не преувеличение, — отметил Кип^иан . — И з 20 ты сяч зр и ­ телей , что собрал ф ести в ал ь православного ф и л ьм а “Л у ­ че зарны й ан гел ” , больше все­ го было молодых . Н икто не ож й д ал тако го , за л сто ли ч ­ ного Дома кино просто не мог в м е с т и т ь в с ех ж е л аю щ и х , д аж е дверь там слом али . Конечно , наивно было бы предполагать , что все юные кином аны , стр ем ящ и еся по ­ см о тр е ть ф и л ьм ы “О стров” и ли “ С тр ан н и к ” , зав тр а не ­ пр ем енно пойду т в х р ам и начнут ж и т ь исклю чительно по хри сти ан ским заповедям . Но то , ч то в с е г о д н яш н е й м о л о д еж и п р о сы п а е т ся п о ­ т р е б н о с т ь п р и к о с н у т ь с я к нравственно -духовной сфере — очевидно . А вот что общество м ож ет предложить в этом плане , по- ггоежнему не очень-то ясно . По словам одного и з вы сту ­ п авш и х , сейчас , судя по н а ­ ш ему телевидению , н ас туп и ­ ло время см ехачей , которы е б е зд у м н о в ы с м е и в аю т все п од р яд и по всем к а н а л а м сразу . И ск он н ая ж е ру сск ая куль тур а , основанная на хри ­ стианстве , н аходится к а к бы под спудом . Соответственно , у св аи в аю тс я в первую оч е ­ редь те нр авственны е кате го ­ ри и , что н и к а к не св я з аны с наш им и н ациональным и т р а ­ д и ц и я м и . И по том у со в р е ­ м е н н ы й п о д р о с т о к п о р о й л учш е ориентируется в с к а н ­ дал ьны х п ери п е ти ях ж и зн и звезд мирового ш оу-бизнеса , чем в истории своего Отече­ ства . — Д ети сейчас часто ж и ­ вут в состоянии р аздвоенно ­ сти : внешне одно , а в глуби ­ не душ и другое , — р а зм ы ш ­ л я е т у ч и т е л ь н а ч а л ь н ы х к л а с с о в л и п е ц к о г о л и ц е я № 66 Г али н а Сошина . — Р а ­ зум еется , за си ли е ж е стоко с ­ ти , плоского юмора на э к р а ­ н ах о тк л ады в а е т о тп еч а то к на и х поведение , и они так и ли иначе повторяю т , пере­ ним аю т все это. Но с другой стороны, сейчас более доступ­ ны те а сп ек ты , что св я заны с верой , и дети н а это очень о т з ы в ч и в ы . Об о ч и щ е н и и ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА душ и , о нрав ств енны х п р и н ­ ц и п ах они рассуж даю т порой глубж е взрослы х . Н а своих ур о к ах Галина В асильевна старается почаще обращ аться им енно к та ким вневрем енным основам н р ав ­ ственно -духовно го в о с п и т а ­ н и я , к а к о й я в л я е т с я пр аво ­ сл авн ая ку л ь ту р а . Согласны л и с э тим р о д и т е л и ? В едь дал еко не все н аш и со гр аж ­ дане верующ ие , а есть и те , к то п р и н ад л еж и т к другим конф ес си ям . — У м еня бы ла си ту ац и я , когда на неделе православной ку л ь туры мы д олж ны были и зуч ать Свящ енное Писание . А в кла сс е учи тся м ал ьчик - т а т а р и н . П о го в о р и л а с его м ам ой , о б ъ я сн и л а , что р а с ­ сматривать мы будем Библию им енно к а к худож ественное прои зведение . И она д а л а со­ гласие . Знаете , этот м ал ьчик а н а л и зи р о в а л т е к с т с бол ь ­ шим интересом , чем д аж е его тов арищ и . Т ак что п оним а ­ ние всегда м ожно н ай ти , — счи тает учи т ел ьниц а . О т о м , ч т о р о с с и й с к а я ж и з н ь у тр а ти т с т ерж ен ь без П р ав о с л а в и я , говорили м но ­ ги е вы с туп а вш и е н а Ч т е н и ­ я х . П р е д с е д а т е л ь д е п а р т а ­ м ен та обр а зовани я и н ау ки Ю рий Т ар ан , в спомнив сл о ­ в а в ели ко го русского у ч и т е ­ л я К он с тан ти н а Уш ин ско го о право сл авной почве , н а к о ­ торой вы ро сл а совр ем енн ая п е д а г о г и к а , п о д ч е р к н у л : “Б е з у т в ерж д ен и я в н аш ей ж и з н и н р ав ств енно с ти и д у ­ ховности нево зм ож но ни по ­ ли ти ч е ск о е , ни экон ом и ч ес ­ к о е р а з в и т и е о бщ е с т в а . А в о зр ож д ен и е н ац и о н а л ьн о й системы духо вн о -н р ав с тв ен ­ ного и п атри о ти ч е ско го вос­ п и т а н и я в о зм ож но то л ь ко в союзе Ц ер к ви и св етских и н ­ ститутов^ . — Ж и з н ь м и р а сего у в л е ­ к а е т ч е л о в е к а . И д л я него превыш е всего становится то, чем он ж и в е т сейчас , в эту м и н у ту . Но п р ех о д ящ е е не м ож ет дать душ е истинную радость и у теш ение . П рий ти ж е к поним анию основ веры трудно , но тол ько в Боге мы м ож ем н ай ти ответы на м но ­ ги е вопросы , — с к а з а л пре- о с в я щ е н н е й ш и й Н и к о н , еп и с коп Л и п е ц к и й и Е л ец ­ ки й . Его слова явно п ер е к л и ­ каю тся с тем , что говорили мне з а н еско л ь ко м и н у т до того студенты ЛГПУ М их а ­ ил и Д енис . И в этом совпа ­ дении , возможно , и за к лю ч а ­ ется суть дела , к о тор ая , н а ­ к о н е ц , с о е д и н и т вс ех н ас , рож д енны х в р азное вр ем я и д аж е в р а зны х государствах , но п р и н а д л еж ащ и х одном у О течеству — России . Софья ВОБЛИКОВА. Искусство быть самим собой Все-таки разве не естественно, когда зритель пытается найти какие-то соответствия между творениями художника и его внешностью, выражением лица, глаз, манерой говорить, улыбаться, мыслить вслух ? Не зря поэт написал когда-то, что за паспортное сходство строки с самим собой приходится платить жизнью и судьбою. Иногда посмотришь на автора стихов ли, живописного ли холста и не в силах поверить, что именно он все это сочинял или писал. Стоит какой-нибудь респектабельный господин при галстуке, полон постного величия, а на холстах его сплошь грубое шутовство, кривляние, распад реальности. А однажды я оказался рядом с элегическим лириком, философским созерцателем красот природы, который желчно, завистливо бранил без разбора коллег по литературному цеху. Вот и думай, где он подлинный, настоящий: в своих книжках или в этом озлоблении против всех пишущих? Вячеслав Канищев И что ни говорите , а пуб­ л и к е комф ор тн ее и теп л ее , если нет надобности задавать себе та ки е вопросы . По-мое­ му , посетители одновременно о т к р ы в ш и х с я в обл а с тн ом выставочном зале двух экспо ­ з и ц и й от это го и зб а в л е ны . Х о л сты и г р аф и к а давн о и п л о д о т в о р н о р аб о т аю щ е го лип ецко го х у дож н и к а В я ч е ­ сл ава Ш альнева (ж елательно , к ста ти , не путать его с дру ­ гим Ш альневым , тож е ин те ­ ресным живописцем и ди р ек ­ тором к ар тинной галереи ) по духу , по мотивам и колориту ни в чем не противоречат его личн о с ти , его отнош ению к лю дям и искусству . Ш а л ьв ев с ки е п ей з аж и не бросают вы зов тр адиции , они не скры в аю т , что их со зда ­ тель пристрастно и с любо­ вью всм а три в ал ся не только в дерев енские у го л ки , в об­ л и к родны х храм ов , стары х домов, но и в полотна Р е р и ­ х а , Ф а л ь к а , во зм ож но , Сарь- я н а . А ещ е он неравнодуш ен к народному л убк у и , к он еч ­ но, к прош лому России . Б а ­ л ан си ру я м еж ду достоверно ­ с т ью и д е к о р а т и в н о с т ь ю , Ш а л ь н е в то п о д ч е р к н у т о скром ен в выборе средств , то щ едр и темп ер ам ен тен , слов ­ но п р ед ставл яет , к а к на фоне его к ар ти н р а зверн е тся эф ­ ф ектное те атр ал ьно е действо — и сториче ский сп е к т а к л ь , опера , ска зочное зр е л ищ е . . . Один и з и ску сс тво в ед о в все с т а р а л с я о б р а т и т ь мое вн им ан и е на н е с к о л ь к о н е ­ бол ьш их работ, т е р я вш и х с я среди более монументальных и ср а зу бросающ ихся в гл а ­ за : «П осмотрите , к а к тонко . к а к а я гамм а , к а к о е настрое ­ ние» . З н а т о к бы л пр ав . И н е ­ м н ож к о обидно , что в и з ­ л иш н е пер е груж енной — по объ екти вным и су б ъ ек ти в ­ ным п р и ч и н ам — э к с п о з и ­ ц ии , где к ар ти ны ви с я т в три р яд а , не к аж ды й зритель оце­ ни т то , что , м ож е т бы ть , в первую очередь надо бы у в и ­ деть и полюбить. Ещ е дв а з ам е ч а н и я . Вм е­ сте с отцом свои холсты по ­ к а зы в а е т з е м л я к а м и доч ь Вячеслав а Ш альнева Лю дм и ­ л а , р а зум е ется , его учениц а и по следовательница . И вто ­ рое: ко гд а на церемонии о т ­ к ры т и я вы ступ ал ав тор , он к ак -т о очень совпал со свои ­ ми п р о и з в е д е н и ям и . Т ак о й ж е немногословный , и ск р ен ­ н ий , не ск л он ны й к позе и самолю бованию . А в м алом зал е публику ж д ал сю рпри з . В ячеслав К а ­ нищ ев всегда писал пр едм ет ­ ны е , вполне , к а к говорится . ^Н аш и за границей Три награды для Алеши Лауреат 20 международных и ^всероссийских конкурсов, наш юный земляк Алексей Сычев завоевал первую премию в голландском городе Энсхеде Его соперниками были сорок четыре пианиста из США и Мексики, Японии, Германии, Китая — - короче, из 28 стран. Однако именно он получил признание —и не только профессионального жюри, но и журналистского (спецприз), а также тысячи с лишним слушателей, присудивших ему тайным голосованием еще и Приз публики. Вместе с Алешей, который сейчас учится в Московском училище имени Шопена, был его неизменный «оруженосец», советчик, помощник, психолог —его мама. Елена СЫЧЕВА рассказала корреспонденту «ЛГ» о своих впечатлениях, а также о дальнейших творческих планах сына. — и ф и зи ч е с к а я , и п сихо л о ги ч е ск ая н а г р у зк а м у зы к ан ­ та , вы ступающ его на престиж ном кон кур се , огромн ая . Она ср авним а с и спы т ан и ям и , которы е вы п адаю т спортсм ену на соревновани ях . А л еш а , н априм ер , за одно вы ступл ени е те ­ р я е т свыш е к и ло гр амм а . Это с его весом в п я т ь д е ся т с н е ­ больш им кило гр амм ов при росте где-то м етр семьдесят . Т ак что п о к а , я считаю , мне н уж но бы ть рядом с н им , чтобы и зб ави ть его от к а к и х -т о бы товы х хлопот , д а элем ентарно сд елать , если потребуется , м асс аж — благо , что по сп ец и ­ альности я ф и зиолог . — Вы и в Москве не оставляете его без опеки? — Д а , представьте . Ж и зн ь у А л еш и к р ай н е н а п р яж е н ­ н ая . Он студент четвертого кур са у чи л ищ а Ш опена , з а н им а ­ ется у прекрасного педагога , профессора М осковской и То­ к и й ск ой консерв аторий А л ек сея Н ас едкин а . Н а будущ ий год будет д ерж а ть эк зам ены в консерваторию . Но , помимо уч е ­ бы , выступает с концертами , участвует в конкур сах . Вот после победы в Голландии хотелось н а н ескол ько дней з а д е рж а т ь ­ ся там , получш е по знаком иться с этой удивительной страной , ее достоприм ечательностями . Однако приш лось срочно воз­ вр ащ ать ся в Москву. 28 о к тяб ря з акон чи л ся конкурс , а 30-го А леш е предстояло запи сы в ать ся на к ан ал е «Культура» дл я конкурсной программы Еврорадио . В этом соревновании он единственный представитель фортепианной ш колы России . — В общем, как говорятся, из огня да в полымя. — Что поделаеш ь . Но он не ж а л у е т с я , по ско л ьку с т р аш ­ но увлечен м у зы кой . А в Энсхеде его п ри н им али с пор а зи ­ тел ьным эн ту зи а зм ом . И это несмотря н а то , что в его во зр а ­ стной группе от восемнадцати до дв адц ати двух л ет вы с туп а ­ ли очень та л ан тл и вы е , техн и чны е п и ани с ты , пр еж де всего и з Я п о н и и и К и т а я , где в последние годы го товят бл е стящ их и сполнителей . Д остаточно зам е ти ть , что в м ладш ей группе все места р а зд е ли ли м еж д у собой посл анцы этих стран . Но, знаете , п ож а л у й , особенно дорого , что А л еш у оц енили обы ч ­ ные слуш а тели . После его победы к нему подош ла го л л ан д ­ к а и с к а з а л а , что он тронул ее сердце . И , судя по п ри суж д е ­ нию ем у П р и за публи ки , то ж е самое чув ствовали и сотни дру гих людей в за л е . П он ятно , т ако е о тнош ение дает веру в свои си лы , сним ает у сталость , н ей тр али зу е т стресс. — И что, вам так и не удалось ничего увидеть в Энсхеде до отъезда? — Удалось. В музее в се -таки побы вали . В п еча тл ени я от вели кой ж и в оп и си , знаком ство с классргческой ли тер атурой м у зы к ан ту ведь очень в аж ны . А л еш а , к с та ти , ум удряе тся много чи т а т ь . Среди его лю бимы х авторов — Герман Гессе, К аф к а . По К аф к е он д аж е дел ал до кл ад в училищ е . — В Москве он живет в общежитии? — В у чи лищ е о бщ еж и ти я нет . Д а и м о сковски е общ ежи - <ти я д аж е эли тарны х учебны х завед ений не лучш ее место для студента , к о торы й всерьез относится к своему при званию . "Мы сним аем м аленькую о д н о к о й н а т н } ^ к в ар ти р у ’.'Естествен- но , это было бы нам не по к арм ан у , если бы руководство Л и п ец кой области , в соответствии с программой п одд ерж ки одаренны х детей и м олод еж и , не оп л ачи вало ее. — Да, я знаю, такая же помощь оказывается и другим нашим землякам, которые учатся в творческих вузах Мос­ квы и других городов. — Слава Бо гу , что это д ел ае тся . Д л я м но гих это еди н ­ ственн ая во зм ожность спокойно з а н им а т ь с я , вообще у чи т ь ­ ся в Москве . К с та ти , недавно у А л еш и п о я ви л с я хорош ий к абине тны й р о я л ь «Ям аха» . Это, не поверите , подарок сл у ­ ш ат ел ей и з А м ер и ки , где А л ек сей вы ступ ал в прош лом году. — Поздравляю — и с первым местом в Голландии, и с новым инструментом. Вероятно, сейчас в конкурсных пла­ нах Алеши будет пауза? — В кон ку р сны х п л ан ах — да . Но ем у в ближ айш е е вр е ­ м я предстоит и гр ать в н е с ко л ь ки х кон ц ер т ах . В н ач ал е де ­ к аб р я , наприм ер , — в храм е Х ри ста Спасителя . А ещ е в к о н ­ цер т е , ор гани зов анном М еж дународным фондом Р о стропо ­ вич а , стипендиатом которого стал А л еш а . — Ваш сын по-прежнему встречается с Тихоном Нико­ лаевичем Хренниковым? Композитор ведь очень вниматель­ но следит за судьбой своих земляков-музыкантов». — Б у к в а л ьн о н ак ан ун е поездки н а го л л ан д с ки й кон кур с он и гр ал Т ретий кон ц ер т Т ихон а Н и ко л а еви ч а д л я автора . С траш но волновал ся . С читайте , это был ещ е один конкур с . И он , и я ож и д ал и самы х суровы х , при ди рчи вы х зам еч ан и й . Но компо зитор очень вы соко оц енил исполнение . И д аж е с гордостью с к а з а л присутствовавш ем у здесь ж е музы коведу : «Видал , к а к и е у м ен я земляки !» И. ПЕТРОВ. Выставки р е а л и с т и ч е с к и е в е щ и . И вдруг — в зры в аб стр ак тны х п ятен , азартное единоборство к р а с о к , о б н аж е н ны й м у зы ­ к ал ьны й — уточню : дж а з о ­ в ы й , р о к - н - р о л л ь н ы й — ритм ком п о зи ц и й . А б с т р а к т н а я ж и в о п и с ь , р азум еется , не новость. У нее д а в н я я почтенн ая уж е к л а с ­ си ч ес к а я р еп у т ац и я , своя ис ­ тори я . Но вот случило сь т а к , что К а н ищ е в у пон адобил ся и м е н н о э т о т в и з у а л ь н ы й я зы к , чтобы вы р а зи т ь себя , свое в р е м я , с т р а с т ь , б о л ь , п ри вя з ан н о ст ь , над еж ду . Ч то м еня неи зм енно п р и ­ т я ги в а е т в этом человеке , с которым я имею честь встре ­ ч а т ь ся не то л ь ко на верн и са ­ ж а х ? Его оп тим и зм , душ е в ­ н а я о ткры то с ть , редкое бес­ коры с ти е . . Мне всегда к а з а ­ лось : в Славе есть нечто от Дон Кихо та , от ры ц ар я — од ­ н ако не п еч ального , а весе­ лого , вернее радостного обра­ за . Это его суть, его стерж ень . Вячеслав и Людмила Шальневы И н а ч е бы он не т р а т и л стол ько си л , ж а р а , вдохнове­ н и я на учеников — детей и з областной ш ко лы д л я слабо ­ ви д ящ и х . К ан ищ е в с к а я м е ­ тоди ка (Б ож е , до чего сухое , скучное , неподходящ ее сло ­ во!) п о и с т и н е о т к р ы в а е т в к аж д ом и з н и х вну тр ен н ее зр е н и е , п р о б уж д а е т ф а н т а - . зию , ко тор ая п р евр ащ ается в р и с у н к и , вы зы в аю щ и е вос ­ торг , когда их пок а зы в аю т в М оскве , бельгийском городе Л ь еж е и ли П ариж е . Т ак вот , к ак им -то чудом «фирменные» черты Канище- ва , ч ел о в ека , пед аго га , п е ­ р ели ли сь в его новы е п рои з ­ ведени я . Эти к ар ти ны з а р а ­ зительны , оптимистичны , по- х о р ош ем у п аф о с н ы , д а ж е когд а рож д ены д р ам а ти ч ны ­ ми , тр а ги ч е с ким и п ер еж и в а ­ н и ям и , п ам я т ью о войне и у тр а т ах . Он ещ е не до кон ц а дов е ­ р я е т себе, пробует н а з в а н и я ­ ми подск аза ть нам , про что эта ж и в оп и сь («Салют «По­ б е д ы » , «Ц в е т ы п о б е д и т е ­ л ям » , «У тро» .. .) . Но вр яд ли в том е с т ь н е о б х о дим о с т ь . Способный увидеть , ж е л аю ­ щ ий увидеть — у види т , п о ­ чувствует , п ойм ет . .. И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz