Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
15 ноября 2006 г., № 220 (22848) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ газета — • Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (П род о лж ен и е . Н а ч а л о н а 4 -1 2 -й стр .) В о з м о ж н о с т и (О ) 1. Р а з в и т и е р ы н к а п л а т н ы х со ц и а л ь н ы х услуг В области больш ое зн ачение при д а е т ся повыш ению эфф ективно сти соци ал ьно го об сл уж и в ан и я н ас ел ен и я , в том чи сл е путем ак ти вно го п ри в л еч ен и я негосудар ственны х о р г ан и з ац и й , со здани я р ы н к а соц и а л ьны х услу г , ориентированного на о к а зан и е соци ал ьной п одд ерж ки населению , конкурсного ф и н ан си ро в ан и я в со ц и ал ьной сф ере с при вл ечени ем ал ь т ер н а ти в ны х и сточни ков ф и н ан си ро в ан и я р а з л и чны х видов соци ал ьной помощи . В последнее вр ем я , н ар я д у с госуд арственными и м ун и ц и п а л ьны м и учр еж д е н и ям и соци ал ьно го об сл уж и в ан и я , соц и ал ьны е у слу ги населению пр едоставляю т общ ественны е некомм ерче ски е о р г ан и зац и и . И х а к т и в и з а ц и я н ап р ям ую св я з а н а с д ем о кр а ти ч е ским и преобр азовани ям и российского общ ества . Т аб ли ц а 4 .2 .1 3 . Д и н а м и к а о б ъ ем а п л а т н ы х у слу г н а с е л е н ию по о тд ел ь ны м в и д ам м лн .руб . 1998 г. 2006 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. ^ ^ н а то р н о - Кзлоаовительные услуги 38,8 91,7 118,5 110,5 103,7 99,9 110,4 | К 1 едицинские 46,6 116,7 147,2 197,8 252,6 320,6 391,2 Р учреждений культуры 46,6 34,8 39,1 49,1 63,9 81,7 114,5 системы образования 59,3 161,5 231,9 310,6 386,9 504,4 699,7 Д о л я д а н ны х видов п л а тны х у слу г населению состгшляет 10% от общего объе м а т с л у г , о к а зы в а ем ы х у ч р еж д ен и ям и эти х отраслей . П л а тны е у сл у ги населению в области зд р авоохр ан ени я в негосударственны х у ч р еж д ен и я х о к а зы в аю т более 330 врачей и 1 ты с . средних м ед и ци н с ки х рабо тни ков . Объем у с л ^ в 2005 году пр евы си л 390 м лн . руб. В области 29 сан атори ев и у чр еж д ен и й о тды х а , в к о торы х в прош едш ем году поправило здоровье более 53 ты с . человек . С охр ан я ет ся спрос н а пл атны е у слу ги системы обра зования в области профес сионального и дополнительного обр а зо в ан и я , вы сш его обр а зовани я н а платной основе, в виде д о п о лн и т ел ьны х у с л у г , с в я з а н ны х с у глубленным и зуч ени ем от дел ьны х д и с ц и п л и н , подготовкой к поступлению в обра зовательны е у ч р еж д ен и я разного ур о вн я . В прош едш ем году населению области о к а зано п л а тны х услуг образования н а сумм у 700 м лн . руо . с ростом в 1 ,2 р аза . 2 . П о вы ш е н и е п р е с т и ж а р а б о тн и к о в со ц и а л ьн о й сф еры П овыш ение п р е с тиж а р аботников соци ал ьной сф еры м ож ет бы ть о сущ ествл е но з а счет з а сч ет п род о лж ен и я т енд енции п о выш ен и я заработной п л а ты . Т аб ли ц а 4 .2 .1 4 . С р е д н ем е с я ч н а я з а р а б о т н а я п л а т а в с о ц и а л ьн о й сф ер е , руб. 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Образование 176 999 1355 1989 2491 3128 4302 Культура 152 1051 1389 1888 2408 3833 4852 170 1197 1511 2238 2616 3427 4728 Органами в л а сти области принимгпотся ц ел ен апр авл енны е м еры по ув ели ч е нию зм а б о т н о й п л а ты р аб о тн и к ам бю дж етной сф еры , она у в е л и чи в а л а сь в т еч е ние 2005 года д в аж ды : с 1 я н в а р я и с 1 ию л я с доведением МРОТ с 720 до 900 руб. Н а оплату труд а и з бю дж е та области дополнительно было н апр авл ено 1 ,5 м лрд , руб . , в том чи сл е 0 ,5 м лрд . руб . н а оп ер еж ающ и й рост по сравнению с р еш ен и ям и П р ави т ел ь ств а РФ . Т ем пы роста заработной п л аты в бюджетной сфере выш е сред необластного уровн я . В 2006 году н а по выш ен и е оп л а ты труд а р або тник ам бю дж етной сф еры и з бю дж ета области будет н ап р а вл ен о дополнительно ещ е 1 ,9 м лрд .руб . , с 1 м а я она во зросла в среднем н а 1 5% , с 1 о к т я б р я у в е ли чи тс я ещ е н а 1 1% . Н а один р а ^ я д увели ч ены р а зм еры о п л а ты труд а пр епод ав ател ей , сохргшены над б авки з а работу в сельской м естности , а т а к ж е р аб о тн и к ам , о п л ат а труд а к о торы х прои зводится —^ о 1-6 р а зрядам единой тариф н ой се тки . Д о л я расходов н а заработную п л а т у в к о нф л и д и р о в а н н ом бю дж ете у в ел и ч ен а с 34% до 3 8% . 4 . Р а з в и т и е и п о т ечн о го ж и л ищ н о г о к р е д и т о в а н и я Одним и з м ех ан и зм о в п р и в л еч ен и я внебю дж етны х и сточников ф ин ан си ро в а н и я ж и лищ но го с т рои тел ь ств а я в л я е т с я р а з ви ти е ипотечного ж и л ищ н о го к р ед и т о в ан и я . Н а р е а ли зац ию п ро гр ам мы ипотечного ж и л ищ н о го к р ед и то в ан и я еж егодно и з областного бю дж е та н ап р а в л я е т с я более 80 м лн . о тб . Н а к аж ды й в л ож ен ны й го сударственный рубль п ри вл ечено в среднем 10 руб . внебю дж етны х средств. В настоящ ее вр ем я и по течны е ж и л ищ н ы е кр еди ты выдаю т р егион альны е бан к и — ОАО Б а н к соци ал ьно го р а з в и т и я и строительства «Л и п ец кк ом б ан к » , ОАО «Л ип ец кий областной б ан к» . П одписаны С о гл аш ен и я о сотрудничестве с В неш торгбанком , Сберегательным банком Р о сси й ской Федергщии , ОАО «Газпромбанк» . Успешное сотрудничество с ф едер ал ьны м А гентством ипотечного ж и лищ н о го к р ед и то в ан и я по зво ли л о в 2005 году п р и вл еч ь в отрасль около 100 м лн . руб. внебю дж етны х и с точни ков — продано 412 з а к л ад н ы х . В 2006 году п л аниру е тся реали зовать з а к л а д н ы х н а сумм у 170 м лн .руб . С целью ро ст а объ ем а п р и в л е к а ем ы х средств рас см атри вае тся вопрос по у в е л и чению уставного к а п и т а л а ОАО «Л и п е ц к а я и п о течн ая к орпор аци я» со 100 до 160 м лн . руб. В 2006 году предоставлены гарантии областного бюджета н а вы куп закладны х ф едф альным Агентством ипотечного жилищного 1 ^ д и т о в а н и я в сумме 200 млн . руб. П рор аб аты вается вопрос по вы п у ску ОАО «Л и п ец к а я и п о течн ая к орпор аци я» ж и л ищ ны х облиггщий под г ар а н ти и областного бю дж ета с эмиссией до 1 м лрд .руб . У гр о зы ( Т ) 1. У худш ение э к о л о ги ч е с к о й с и т у а ц и и п р и в е д е т к н еобходим о сти р е з к о г о . у в е л и ч ен и я о б ъ ем а о к а зы в а е м ы х м ед и ц и н с к и х услуг , п р е выш аю щ е го сущ еству - ю пщ е во зм ож н о с ти си с т ем ы з д р а в о о х р а н е н и я А кту ал ьно сть проблемы сохр ан ен и я о к руж аю щ ей природной среды в области п роди к тов ан а н ап р яж енн о с тью эк о л о ги ч е с к о й об с тан о вки , с л ож и вш ей с я в св я зи с интенсивной п ромыш л ен н ой и дру гой хо зяй с твенной деятельностью . Экологические гу)облемы области обусловлены вы соким уровнем п ром ыш л ен ного и сел ьскохо зяй ств енно го прои звод ства . Они св я заны с н еб л агополучи ям и в воздуш ной среде , за гр я зн ен и ем отход ам и прои зводства и потребления . Т аб ли ц а 4 .2 .1 5 . ^ О бъ ем вы б ро со в 1992 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Выбросы вредных веществ от стационарных источников, тъкх тонн 546 384 388 407 397 387 377,5 Выбросы врбдньЕХ веществ о т автотранспорта, тыс. т 143 155 157 166 175 185 195 По общему объ ем у з а гр я зн яю щ и х вещ еств от с т ацион арны х и сточников Л и п е ц к а я область л и ди р у е т в ЦФО . В р е зу ль та те н еудовл етвори тел ьной эко ло ги ч еской си ту ац и и и ув е ли ч ен и я ч и с л а ли ц ст арш е трудоспособного во зр а ст а в области наблю дается вы со ки й уро в ен ь заболеваемости зл о к ач еств ен ны м и новообразованиями . Т аб ли ц а 4 .2 .1 6 . З а б о л е в а ем о с т ь з л о к а ч е с т в е н н ы м и н о в о о б р а зо в ан и ям и 1990 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Впервые выявленная заболеваемость злокачественными новообразованиями, на 100 тыс.населения 285 350,9 352,9 376,8 389,9 Контингент больных злокачественными новообразованиями, на 100 тыс. населения 1117,8 1500,2 1719,2 1824,2 1932,8 Вместе с тем стабильное ф и н ан си ро в ан и е учр еж д ен и й зд р авоохр ан ен и я по зво л и л о вы п о лн и т ь м ер о п р и я ти я , обеспечивающ ие сниж ени е заболеваемости нас ел е н и я туб еркул е зом , вен ери ч еским и и и нф е кц и он ны м и забол ев ан и ям и . П р оф и л а к ти ч е с к и е м ер о п р и я ти я п о зво л яю т вы я в л я т ь заб о л ев ан и я н а более р ан н и х с т ад и я х . Продолжалось оказание медицинской помощи и льготное лекарственное обеспе чение больных , страдающих онкологическими заболеваниями , бронхиальной астмой. Д е т с к а я см ертность в области со х р а н я е т ся н иж е российского у р о вн я и посто ян н о сн иж а е т с я . С ов ерш енствуется си с тем а леч ебно -р еабили тационны х м еропри я ти й д л я д е тей и взро слы х с и спо л ь зо в ан и ем во зм ожностей с а н аторны х у ч р еж д е н и й области . К лю ч евой зад ач ей по о х р ан е о к р уж аю щ ей среды я в л я е т с я с т аб и л и з ац и я э к о л о ги ч е с к о й обстановки . 2 . Д а л ь н е йш е е ухудш ен и е д ем о гр аф и ч е с к о й си т у ац и и , с т а р е н и е н а с е л е н и я Н е см о т р я н а некоторое у л у чш е н и е дем о гр аф ической си т у ац и и (сн иж ен и е см ер тно сти , у в еличени е ч и с л а р о д и вш и х с я , рост средней продолж и тел ьн о сти ж и з н и до 67 л ет ) , п родолж ае тся со к р ащ ен и е численности н а с ел ен и я вследствие естествен ной убы л и — 8 ,5 н а 1000 ч е л . М и гр ационны е процессы не о к а зы в аю т сущ ествен ного в л и я н и я н а у л учш ен и е дем о гр аф ической си ту ац и и . В Л и п е ц к о й области н еобр атимым стало стар ени е н а с ел ен и я . Д о л я н а с ел ен и я в во зр а сте 65 л ет и ст арш е в 2004 г о ^ со с тавил а 16 ,3% (по Ро сси и д ан ны й п о к а з а т е л ь составил 1 3 ,4% , по ЦФО — 15 ,7% ) . У худш ени е дем о гр аф и ч е ской си ту ац и и приведет к том у , что с 2 0 08 -2009 гг. н ач н е т с я со кр ащ ен и е к о ли ч е с тв а молоды х лю дей , вс туп ающ и х в тpJyдocпocoбный в о зр а ст н а з а м е ^ ст арш ем у п околению , п ер еход ящ ем у пен сионны й порог . З а 10 л е т , н ач и н ая с 2004 г . , в трудоспособный во зр аст вступи т 1 3 4 ,7 ты с . ч е л . , з а этот ж е период п ер еш агн ет пен сионны й руб еж 16о ты с . ч е л . Ч и сл енно с ть н а с ел ен и я в трудоспособном во зрасте ум ен ьш и т ся н а 3 1 ,3 ты с . чел . Т аб ли ц а 4 .2 .1 7 . С о ц и а л ь н а я н а г р у з к а 1989 1990 2002 2003 2004 Население старше Трудоспособноговоэрасга, 8 % ОТобщей чслежости 22,7 23,9 23,6 23,6 Кооффициенгдемогрвф»месной нагрузки, на 1000 )кигвлей тру!Ррспособноговозрасталиц иетруяоспособного воараста 782 797 692 658 S 4 2 ~ 3 . В о з р а с т аю щ а я д и ф ф е р е н ц и а ц и я доходов н а с е л е н и я , п р о в о ц и р ую щ а я со ц и а л ь н ую н а п р яж е н н о с т ь З ар аб о тн ая п л а т а менее двух п рож и т о чны х м иним ум ов я в л я е т с я оф и ц и а л ь ным пропуском в бедность , если н а иж д и в ен и и им еет ся хо тя бы один ребенок . З а чер той бедности н ах о д и т с я кг 1 ж д ы й ш естой ж и т е л ь области . П ричем более тр е ти бедны х — 38% — это насел ени е , им еющ ее опл ачи ваем ую работу . Т аб лиц а 4 .2 .1 8 . У р о в ен ь бедности на долю 20% наиболее обеспеченных г р аж д ан п риходи т ся 45 ,3% общего объем а д ен еж ны х доходов, а н а долю 20% наим енее обеспеченного н ас ел ен и я — 5 ,8% . Т аб лиц а 4 .2 .1 9 . Р а сп р е д е л ен и е доходов по г р у п п ам н а с е л е н и я (в % ) 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Денежныедрхс№ 1 , всего 100 100 100 100 100 100 В т.ч. по гОчххзценшым группам населения Первая (с наимекьшим уровнемдохоров) 6,7 6,5 6,5 6,3 62 5,8 Влжая 11,5 11,4 11,4 11.1 11,1 10,6 Третья 16,3 162 16,1 16 15,9 15,5 Четвертая 23 23 23 22,9 229 22,8 Пятая (с наивьюшимидохоцам) 42,5 42,9 43 43,7 43,9 45,3 КоэффициентДжини (ицоенсмонцентрацииденшов) 0,356 0,361 0,363 0,371 0,373 0,391 (1:оотношениедоходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, раз 10,5 10,8 10,9 11,6 11.8 13,3 С охр ан яется р а зн и ц а в доходах м еж д у р а зны м и о тр а сл ям и экон ом и ки и соц и ал ьной сферы . Т аб лиц а 4 .2 .2 0 . С р едн я я з а р а б о т н а я п л а т а по о т р а с л я м эко н ом и ки , руб. 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Всего 252 1881 2638 3389 4395 5706 7190 Промышленносп. 270 2537 3687 4643 6066 7562 9214 Сельсмэе хсвяйсгео 272 1078 1579 2111 2590 3473 4369 Транспорт 265 2164 2732 Т 4951 1 6515 Т 7060 П 8373 (Ьаяэь 202 1882 2512 Отхмтепьсгао 300 2133 2889 J 3243 -* 4672 6345 7832 Торговля, общепит 217 1448 1940 2357 3111 3958 4955 ЖКХ 170 158б 2110 2678 3572 3935 4846 Образование 176 999 1355 1989 2491 3128 4302 Культура 152 1051 1389 1888 2408 3833 4 ^ Здравоохранение 170 1197 1505 2323 2792 3536 4826 Кредитование, финансы, страхование, пенсионноеобеспечение 348 4309 7030 8768 10229 12381 14S76 Органыуправления 306 2654 3439 4203 6022 7021 9699 З н а чи т е л ьны й р а зры в в уровне доходов н а с ел ен и я м еж д у о тд ельными м у н и ц и п ал ьны м и обр а зовани ям и . В 2005 году и з 20 м ун и ц и п а л ьны х образовании н иж е среднеобластны х п о к а за тел ей уровень заработной п л аты — в 18. 4 .2 . М и с си я и с т р а т е ги ч е с к и е ц е л и соц и а л ьн о -эко н ом и ч е ск о го р а з в и т и я Л и п ец к о й о бл а сти . 4 .2 .1 . П р и н ц и п ы р е ги о н а л ь н о й п о л и ти к и . П р и н ц и пы р егион альной п о л и ти к и н а соврем енном этапе: • Создание " т о ч е к р о с т а " с м а к с и м а л ь н о й к о н ц е н т р а ц и е й ф ин а нсо вы х , т р у д о в ы х и а д м и н и с т р а т и в н о - у п р а в л е н ч е с к и х ре сурсо в , последующее р а с п р о с т р а н е н и е и х о п ы т а н а д р у ги е т е р р и т о р и и . Создание "точек роста" — это нгшравление социально -экономического р а з в и т и я области , которое приходи т на см ену п о ли ти к е вы р а вн и в ан и я уро вн я т е рри то риал ьно го р а з в и ти я и пр едпол агает специ ал ьную ф оку сировку ф и н ан совы х , ад м и н и с тр а ти вно -упр ав ленче ских , ч е лов еческих и д ру ги х ресурсов в "т очк ах рос та" с последующ им распространением инновационной ак ти вно сти н а дру ги е т ер ри тори и области . Э кономич еский рост , п р ед п ри н им а те л ь ск ая ак ти вно сть , инновационны й п ро цесс в "т о ч к ах роста" до лж ны о тл и ч ать ся наибольш ей интенсивностью , о к а зы в а я в л и ян и е н а дру ги е территории . Р е а л и з а ц и я ука зан н о го п ри н ц и п а будет происходить следующ им образом : Политика выравнивания Политика создания "точек роста" Выбор территорий на основе имеющегося социально-экономического потенциала Создание "точек роста", генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальные территории области Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административно-территориальной структуры Выделение "точек роста" в качестве опорных те^тоиторий и признание за ними другого статуса, чем у Обычных административно-территориальных единиц Равномерное («диффузионное») распределение бюджетных средств между территориями, нуждающимися в поддержке Направление инвестиций на развитие связанности "точек роста" с другими территориями области и страны, снятие барьеров для распространения инноваций 2000 2й01 2002 2003 2004 2005 Численность населенияСденежнымидоходами ниже прсиФтгочиогомин^«лума. тъю. чел. 383,1 306,3 317 273,7 228 210 в % кобщей чиспежосш населения 24,8 25,8 19 15,7 С охр ан я ет ся деф орм и ро в ан н ая с т р у к т у р а р асп р ед ел ен и я доходов . В 2005 году • Обеспечение р а в н о го д о с т у п а населения к б ю д ж е т н ы м у с л у г а м , г а р а н т и р у ю щ и м р е а л и за ц ию к о н с т и т у ц и о н н ы х пр ав . Государственная п од д ерж к а р а з в и ти я м ун и ц и п а л ьны х образований н е з ави си мо от н а л и ч и я "точек роста" ^ д е т н ап р а в л ен а в первую очередь на обеспечение равного доступа н ас ел ен и я к й о дж е т ны м у слу гам , г ар ан тирующ им р еали зац ию кон сти туц и он ны х пр ав н а м едицинское обслуж и вани е , образование , социальное обеспечение , доступ к объ ектам ку л ь ту ры и спорта . • Д иф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь го с у д а р с т в е н н о й п о л и т и к и р е ги о н а л ь н о го р а з в и т и я . Д л я м ун и ц и п а л ьны х образований области в зависим ости от н а л и ч и я п о тен ц и алов р а з в и ти я будут сф орм улированы р а зли ч ны е ц ели социально -эконом ического р а з в и ти я и сф ормированы р а зли ч ны е м еры до с тиж ен и я э ти х целей . • Г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а п р и о р и т е т н ы х п р о е к т о в р е ги о н а л ь н о го р а з в и т и я и и н и ц и а т и в ор га но в м е с т н о г о с ам о у п р а в л е н и я . ГГолучат р а зви ти е внебю дж етны е и инвестиционны е ин струм ен ты п одд ерж ки стр ате ги ч е ски х проектов регионального р а з в и ти я , будут вы р або таны м еры по сти м улиров анию м естны х и ници ати в . 4 .2 .2 . М и с си я Л и п е ц к о й обл а сти . М иссией Л и п е ц к о й о б л а с ти я в л я е т с я сод е й с тви е соц и а л ьн о -э ко ном и ч е с ко м у р а з в и т и ю о б л а с т и с целью : • п о вы ш е н и я б л а го с о с т о я н и я и к а ч е с т в а ж и з н и населения на т е р р и т о р и и о б л а с т и ; • обеспечения у с т о й ч и в ы х т е м п о в к а ч е с т в е н н о го э к о н о м и ч е с ко го р о с т а ; • у с и л е н и я к о н к у р е н т н ы х п о з и ц и й о б л а с т и в России и в м ире . Миссия^ будет в ы п о л н я т ь с я з а сч е т м о б и л и з ац и и эк о н ом и ч е ск о й а к ти в н о с ти т е р р и т о р и й и п о вы ш е н и я эф ф е к т и в н о с т и и с п о л ь з о в а н и я и х р есур сов п у тем р е а л и з а ц и и со ц и а л ьн о -э к о н ом и ч е с к и х и и н с т и т у ц и о н а л ь ны х п р ео б р а з о в ан и й , к о т о ры е п о з в о л я т зн а ч и т е л ь н о у в е л и ч и т ь В РП и п р о в е с ти к о м п л е к с м ер п о с н и ж е н ию у р о в н я бедно сти н а с е л е н и я . Л и п е ц к а я Jзблacть п о зи циониру ет ся к а к регион : — к р у п н ейш и й отечественный , европ ей ский и мировой прои зводи тель совре м енной вы сокотехнологичной промыш л енной п роду кц и и , о твечающ ей тр ебов ани ям самы х вы со ки х стандартов к ач еств а , в р ам к а х м еж дун ародной и н т е гр ац и и и м еж дународного р а зд е л ен и я труда ; — резко го подъ ем а эфф екти вно сти сельского х о зяй с тв а з а счет и сп о л ь зо в ан и я новейш их техноло гий прои зводства , оптим ального подбора сел ьскохо зяй ств ен ны х к у л ь ту р и плодородны х почв; — кач ественно го дем о гр аф ическо го ро ст а з а счет п о выш ен и я рож д аем о с ти , с н иж ен и я уровн я см ертности н а с ел ен и я в трудоспособном во зрасте , п р и то к а к в а лиф и ц и р о в ан ны х к адров и з дру ги х регионов стр аны и п ри в л еч ен и я соотечествен ни ко в и з стр ан СНГ; — ц ен тр ру сской духовности ; — с вы соким соци ал ьны м р а зви ти ем , обеспечивающ им до с тиж ени е европейс к и х и м ировы х станд ар тов к ач еств а ж и зн и . ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА П РО ДУ КЦ ИИ — К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА Ж И ЗН И Н А С Е Л Е Н И Я ! 4 .2 .3 . С т р а т е ги ч е с к и е ц е л и р а з в и т и я о б л а с ти н а п ер и о д д о 2 0 2 0 года . С тр ате гиче ским и ц ел ям и р а з в и ти я области н а период до 2020 года н а данном этап е явл яю т ся : • О бесп ечени е конкур ен то сп о собн о с ти о б л а с т и в Р о с си и и в м и р е . Д о стиж ени е ц ели н апр авл ен о , пр еж де всего , на: — ускор ени е социально -эконом ического р а з в и ти я з а счет р ац и он ал ьно го и с по л ь зо в ан и я им еющ и х ся потенциалов , правильного р аспр ед ел ени я п рои зводи тель ны х сил по терри тори и области , о т к ры ти я доступа Населению м ун и ц и п а л ьны х обра зований к и с т очн и к ам социально -эконом ического роста ; — р а з ви ти е инф р а стру к турн ой ба зы социал ьно -эконом ическо го роста в м ун и ц и п а л ь ны х обр а зовани ях ; — ф орм ировани е кон курентоспособны х тер р и то р и ал ь ны х прои звод ственны х кл а ст еро в , в том чи сл е в и н н о в ационно ем ких сек тор ах эк он ом и ки ; — обеспечение пер ехода к соци ал ьно -эконом ическом у р а зви тию области путем со зд ан и я и п од д ерж ки "точек роста" . • С т им у л и р о в а н и е п р о ц е с с а п ер е х о д а о т м о н о о т р а с л е в о й с т р у к т у ры п р о м ы ш л ен н о с ти к р а з в и т ию п рои зв о д с т в с бол е е вы с о к о й д о л е й д о б а в л ен н о й с т о им о сти . Д ан н а я ц ел ь н ап р а в л ен а на: — со здание и р а з ви ти е н а терри тори и области особой эк он ом и ч еск ой зоны п ромыш л енно -прои звод с тв енно го ти п а "Л и п е ц к " и особых э к о н ом и ч е с к и х зон р егионального уровн я ; — устр ан ени е адм и ни с тр а ти вны х барьеров п ри р е а л и з ац и и ин вести ц и он ны х проектов , р а з ви ти е м алого би знеса н а р егиональном и м естном уро вн ях . • У л у чш ен и е д ем о гр аф и ч е с к о й си т у ац и и , р а з в и т и е ч е л о в е ч е с к о го к а п и т а л а . Д о стиж ен и е ц ел и п р едпол агае тся з а счет: — п о выш ен и я рож д аем о сти и у к р еп л ен и я и н с ти ту та сем ьи , с н иж ен и я см ер т ности и роста п родолж и тел ьно сти ж и з н и , о п тим и зац и и м и гр ац и о н ны х процессов ; — со зд ан и я системы проф ессион ал ьны х обр а зо в а тельны х п ро ек тов , н ап р а в л ен ны х н а р а з ви ти е кадрового по тенци ал а ; — сод ействия свободному перем ещ ению рабочей силы и эфф екти вн ом у р а зм е щ ению труд овы х ресурсов как__ответ н а вы зовы новы х эк о н ом и ч е с к и х условий ; — № али з ац и и программы "По ок а занию содействия добровольному переселе нию в Липецк>чо область соотечественников, п рож и в ающ их за рубежом " с целью обеспечения эфф ективного баланса дем ографических и трудовы х ресурсов , а т а кж е ад аптацию (ассим иляцию , интеграцию и н атур али зацию ) ми грантов в области . • У л у чш ен и е э к о л о ги ч е с к о й с и т у ац и и в о бл а сти . У лучш ени е эко ло ги ч еской си ту ац и и м ож ет бы ть дости гнуто з а счет: — э к о л о ги зац и и эконом ич еской д еятел ьно с ти в р ам к а х и н сти ту ц и о н ал ьны х и с т р у к т у р ны х преобр азований , по зво л яющ и х обеспечить становл ени е новой м оде л и х о зяй с тв о в ан и я и ш ирокое распро стр ан ени е э к о ло ги ч ес ки ори ен тиров анны х методов у п р ав л ен и я ; — в ед ени я хо зяй с тв ен н ой д еятел ьно с ти в п р ед ел ах ем ко сти экосистем н а осно ве вн едр ен и я энерго- и ресурсосберегающ их те хноло гий . • П о вы ш е н и е к а ч е с т в а у п р а в л е н и я р е г и о н а л ь н ы м р а з в и ти ем : — со здание стим улов д л я вн едр ен и я инструм ентов стр ате гиче ско го п л ан и р о в а н и я , программно -целевого бю дж е ти ро в ан и я и бю дж е ти ро в ан и я , о р и ен ти ро в ан ного н а р е зу л ь т а т , новы х м ех ан и зм о в адм ини с тр а ти вно го р егу л и р о в ан и я и у п р а в л е н и я , в заим оо тнош ений с ор ган ам и местного с ам оуп р а вл ен и я , р а з в и ти я м ех а ни зм ов частно -государственного партнерства ; — с тим у ли ро в ан и е м естны х стр ат е ги ч е ски х и н и ц и а т и в , н ап р а вл ен ны х н а со ц и ал ьно -эконом ич еско е р а зви ти е терри тори й , р а з в и ти е соц и ал ьн ой и нф р а с тр у к туры , со здание у словий д л я вы со ки х темпов роста в ба зовы х о тр а с л я х э к он ом и ки и ув ели ч ен и е доходов м естны х бю дж етов , содействие м естным ор ган ам вл а сти в р е а л и з ац и и т а к и х проектов ; — проведение адм ини с тр а ти вн ой реф ормы . 5 . П РИ О РИ ТЕТЫ РА ЗВ И ТИ Я ЛИП ЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 5 .1 . У лучш ен и е д ем о гр аф и ч е с к о й си т у ац и и , со зд а н и е си с т ем ы у п р а в л е н и я ч е л о в е ч е с к им и р е с у р с ам и , о б е сп еч ен и е эф ф е к т и в н о г о м и гр а ц и о н н о го б а л а н с а , об е сп ечени е з а н я т о с т и н а с е л е н и я . Ц елью д ем ографической п о л и ти к и области я в л я е т с я с т аб и л и з ац и я численнос ти н а с ел ен и я области и ф орм ирование предпосы лок к последующ ему росту: — повыш ение рож д аем ости до уро вн я , обеспечивающ его простое воспроизвод ство н ас ел ен и я (2 ,1 0 — 2 ,1 5 р ож д ен ны х детей в среднем н а одну ж енщ и н у или 2 ,4 -2 ,5 рож д енны х детей в среднем на одну супруж ескую п ару в репродуктивном возрасте) и сокр ащ ени е чи сл а разводов с 8 3 ,5 до 20 -25 н а 100 браков ; — повыш ение средней ож ид аем ой продолж и тел ьно сти ж и з н и до 70 л ет у м уж чи н и 80 л ет — у ж енщ и н ; — повыш ение миграционного прироста до величины , равной естественной убыли н ас ел ен и я , при дом инировании среди п рибы вающ их ж е л а т е л ьны х д л я области контин ген тов м и грантов . Среди основны х н ап р а вл ен и й д ем ографической п о л и ти к и в Л и п ец к о й области в соответствии с зад ач ам и , п о ставл енным и П резидентом Р о ссий ской Ф едерации , приори тетным и я в л яю т с я з ад ачи по повыш ению рож д аем о сти и у кр епл ению се м ьи : — переход от господствующ их соц и ал ьны х норм м алодетности к соци ал ьным норм ам среднедетности (3-4 реб енк а в семье), повыш ени е п р е с тиж а благополуч ной семьи ; — р еал ьно е повыш ени е общ ественной зн ачим о сти труд а родителей по во спита нию детей ; — ф о тм ировани е гр£ 1 ж д ан с к о й , подлинно п атри о ти ч е ской п о зи ц и и в отнош е нии необходимости п овыш ен и я рож даемости ; — создание д л я семей к омф ор тны х у словий ж и зн ед ея те л ьн о с ти , во зм ожности в о сп и тан и я в н их н е с к о л ь ки х детей ; — создание д л я ж е нщ и н во зм ожности (в отнош ении доходов , пен сии , общ е ственного м н ен и я и д р .) выбора м еж д у работой дом а и работой вне дом а ; — повыш ение ценности сем ьи , бр а к а , зн ачим о сти сем ейны х ценностей , т р а д и ц ий ; — формирование о ри ен т ац и и н а вступл ени е в бр ак и его р еги стр ацию . В ц е л я х у л у чш ен и я дем о гр аф ической си ту ац и и в 2005 г . п р и н я т а и р е а л и зу е т ся К он ц еп ц и я демограс^ическои п о л и ти к и Л и п ец к о й области н а период до 2015 г . , н а основании которой у тв ерж д ен п л ан м е р о и и я т и й по р е а л и з ац и и дем о гр аф и ческой п о л и ти ки Л и п е ц к о й области на 2005 -2006 гг . и п р и н я т а обл а стн ая ц ел е в а я про гр амм а "Н аселени е Л и п е ц к о й области : с т р а т е ги я н ародо сб ер еж ени я (2006- 2010 гг .)" Кроме того , в р ам к а х дей ствующ их областны х н орм ати вны х пр ав о вы х актов з а счет средств областного бю дж ета предусмотрено : — приобретение ж и л ь я д л я детей -сирот и детей , о с т авш и х с я без попеч ения родител ей , семей с детьми -бли зн ец ам и ; — 13 прав и л ьго т д л я детей и з многодетны х семей (в т .ч . бесплатное сод ерж а н и е детей и з многодетны х семей в д е т с ки х д ош к о л ьны х у ч р еж д ен и я х , бесплатное и х обучение в м у зы к а л ьны х ш к о л а х и ш ко л а х -и с ку с ств , б е спл а тны й проезд на транспорте , бесплатное п и тан и е ( з ав т р ак , обед), бесплатное обеспечение ш к о л ь ной и спортивной ф орм ой , предоставление с к и д к и н а опл ату ж и л ищ н о -к ом м у н ал ьны х у слу г в р а зм ер е 3 0% , 50% и 1 0 0% , вы д ел ени е средств н а г а зиф и к ац ию ж и л ь я и др .); — ком пенсационны е вы п л а ты сем ьям в св я зи с рож д ен и ем тр етьего р еб ен ка и последующ их детей и уходом з а ними ; — 5 льгот в с в я зи с рож д ени ем реб енк а (детей) и уходом з а н им и молодым сем ьям ; — предоставление субсидий на безвозмездной основе п ри рож д ен и и реб енк а в сумм е стоимости 18 к в .м , ж и л ь я на к аж до го родивш егося ; — единоврем енны е вы п л а ты м олодым мгшообеспеченным с ем ь ям в св я зи с рож д ени ем второго реб енк а и детей -близнецов ; — вы п л а т а еж ем есячно го пособия молодым м алообеспеченным с ем ь ям , им ею щ им реб енка (детей) в во зрасте до тр ех лет ; — еж ем е с я ч н ая к ом п ен сац и он н ая вы п л а т а м олодым м алообеспеченным сем ь ям , нуж д ающ им ся в у л учш ен и и ж и л ищ н ы х у словий , н а н айм (поднайм ) ж и л ь я ; — бесплатное санаторно -курортное л еч ени е б ерем енны х ж енщ и н ; — ком п ен сац и он н ая вы п л а т а на п и тани е детей до 3 лет ; — вы п л а т а областны х стипендий и пр ем ий победител ям обл астны х олим пи ад и одаренным д е т ям з а вы соки е до с тиж ен и я в ро ссий ских и м еж д ун арод ны х о л им п и ад ах ; — вы п л а т а еж ем есячно го детского пособия; — и дру гих . В области д о лж н а бы ть сф ормирован а новая си стем а у п р а в л ен и я ч е л о в еч ески м и ресурсами к а к один и з г л авны х инструм ентов р егион ально го р а з в и ти я . Д л я этого необходимо: — ор гани зов ать р ацион ал ьно е и спользование труд овы х ресурсов д л я обеспече н и я потребностей производственного и обслуживающ его секторов э к о н ом и ки к в а л иф и ц и ро в ан ны м и к ад р ам и чер ез р а зр аб о тку и р е а л и зац ию м ех ан и зм о в по п р и б лиж ению объемов и к ач е с т в а подготовки к адров проф ессион ал ьным и образова т е л ьны м и учр еж д ен и ям и к спросу работодателей , — во в л ека ть в эк он ом и к у н е з ан я то е н а с ел ецц э , в jfpM щасле, через, цррфессио- нальную переподготовку и повыш ени е к в а л и ф и к а ц и й бе зработны х гр аж д ан ; — со с тавл я ть р еги он альны е прогно зны е бал ан сы трудовы х ресурсов и м и гр а ц и онны х процессов (к а к системы во сполнения д еф и ц и т а кад ров ) и вести монито ри н г и х состояни я ; — опр ед ели ть кате гории имм и гр ан тов , необходимы х д л я во сполн ени я трудо вы х ресурсов области , сс^ормировать м еры по и х и н т е гр ац и и в общ ество , создать у сл о ви я д л я п р ож и в ан и я и ад ап т ац и и . В области с охр ан я е тся зн а ч и т е л ьн а я диф ф ер ен ц и ац и я в сфере з ан я то с ти нас е л ен и я в терри тори ал ьном р а зр е зе , к о то р ая в зн ачи те л ьн ой мере обусловлена р а з л и ч и ям и в экономич еском и социальном р а зви ти и . Р еш ен и е проблемы вы р а вн и в ан и я си ту ац и и с зан ято с тью п р едпол агает р е а л и зацию к ом п л ек с а мер к а к в эконом ич еской , т а к и в социально -трудовой сфере: — обеспечение сбалансированности проф ессионал ьно -кв алиф икационной с тру к туры спроса и п р ед л ож ен и я рабочей силы н а ры н к а х труд а , в том чи сл е н а основе ан а л и з а и п ро гно за потребности отр асл ей э к о н ом и ки в соответствующ их к а т е го р и я х рабо тников и к о р р ек ти р о в к и стру ктуры проф ессионального обучения с у ч е том п ер сп ек ти в соци ально -эконом ического р а з в и т и я о тд ел ьны х терри торий ; — р а з ви ти е м алого би зн еса в сф ере у слу г (с учетом терри тори ал ьн ой сп ец иф и ки ) с ц елью со зд ан и я у словий д л я трудоустройств а н е з ан я то го н ас ел ени я ; — р а зр аб о тк а и р е а л и з а ц и я терри то р и ал ьны х стр ате ги й и про гр амм соц и а л ь но -экономического р а з в и т и я , в том чи сл е в н ас ел ен ны х п у н к т а х с кри ти ч е ск ой ситугщией н а ры н к е труда ; — р а зр аб о тк а и р е а л и з а ц и я м ер , н ап р а в л ен ны х н а р а з ви ти е и подд ерж ку пред п ри н им а те л ь с кой и н и ц и а ти вы гр аж д ан . П овыш ени е к ач еств а рабочей си лы долж н о бы ть дости гнуто на основе проведе н и я реф ормирования си стемы проф ессионального обр а зовани я всех уровней , в к лю чающ его : — р а з ви ти е системы непреры вного проф ессионального обра зовани я ; — повыш ени е к ач е с т в а проф ессионального о б р а зо в ан и я , его соответствие по требностям э к о н ом и ки и социального р а з в и ти я ; — р а зр аб о тку прогн^)за потребности в р абочих и сп ец и ал и с т ах по у к руп н ен ным групп ам проф ессий , сп еци ал ьно стей , по вид ам экон ом и ч еской д еятел ьно сти и отд ел ьным т ерри тори ям ; — у в я з к у потребности с объем ами подготовки р абочих и специ али стов в си с те ме профессионального обр а зовани я в ц ел я х д о с тиж ен и я сбалансированности спроса и п р ед л ож ен и я рабочей си лы н а ры н к е труд а ; — соверш енствование м е х ан и зм а оп р ед ел ени я потребности о р г ан и з ац и й в вы п у с к н и к а х учр еж д ен и й проф ессионального обр а зо в ан и я всех уровней ; — р а з ви ти е проф ессиональной о ри ен т ац и и , в том чи сл е профессионгшьной ори ен т ац и и ш к о л ь н и к о в , повыш ени е и х м о ти в ац и и к трудовой дея тел ьн о с ти по про ф е ссиям , сп ец и ал ьн о с тям , востребованным н а ры н к е труда ; р а з ви ти е системы внутрипрои зводственного обуч ени я п ер сон ал а о р г ан и за ц и й , а т а кж е опер еж ающ его проф ессионального обуч ени я р аб о тни ков , п о д л еж а щ и х вы свобождению , к а к в аж н ейш е го средства п о выш ен и я и х конкурентоспособ ности в у сл о в и ях р е с тр у к ту р и з ац и и о тд ел ьны х о тр а сл ей эко н ом и ки . 5 .2 . П о вы ш е н и е у р о в н я и к а ч е с т в а ж и з н и н а с е л е н и я , об е сп еч ен и е до с туп ны м и к о м ф о р т н ы м ж и л ь ем . С оц и а л ьн а я п о л и ти к а в сфере п овыш ен и я общего у р о вн я бл а го со стояни я насе л ен и я будет н ап р а в л ен а н а р еш ени е сл едующ их задач . • У л ^ ш е н и е п о л о ж е н и я н а и м е н е е о б е сп еч ен ны х сл о е в н а с е л е н и я н а о снове д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о й со ц и а л ь н о й п о д д ерж ки . В области более 565 ты с . ч елов ек получаю т р а зли ч н о го рода л ь го ты , соци- Ешьные вы п л а ты и к ом п ен сац и и . П ри этом со х р а н я е т ся соци ал ьно н еопр авд анн ая си стем а л ь го т и к ом п ен сац и й обеспеченным слоям н ас ел ен и я в ущ ерб адресной п одд ерж ке м алообеспеченным груп п ам , лю д ям с о г р ан и ч ен ны м и ф и зи ч ес ким и и со ц и а л ьны м и во зм ож н о с тям и . Н еобходимо повы сить эфф екти вно сть сущ ествую щ ей системы соци ал ьной пом ощ и путем адресной соци ал ьной п одд ерж ки н аим е нее обеспеченны х групп н а с ел ен и я , не обл адающ их во зм ож н о с тям и сам о с тоят ел ь ного р еш е н и я со ц и а л ьны х проблем и объ екти вно н уж д аю щ и х с я в государствен ной подд ерж ке . • С о зд ан и е у сл о в и й п о л ож и т е л ь н о й с о ц и а л ьн о -э к о н ом и ч е с к о й м обил ьно с ти н а с е л е н и я , во зм ож но стей перехода все больш ей ча с ти н а с ел ен и я и з менее обеспе ч ен ны х групп в более бл агополучны е . Д ан н а я з ад ач а св оди тся к созданию экон о м и ч е ски х у словий , п о зво л яю щ и х трудоспособному н асел ению з а сч ет собствен ны х доходов обеспечить более вы со ки й уровень соци ал ьно го п о тр ебл ени я , в к лю ч а я приобретение и сод ерж ан и е комф ортного ж и л ь я , п о л ьзов ани е улучш ен ным и у сл у гам и в сфере обр а зо в ан и я и зд р ав оохр ан ен и я , а т а кж е достойны й уровень ж и з н и в п ож и л ом во зрасте . В средствах м ассовой и нф орм ац и и необходимо посто ян н о п одним ат ь п р е с тиж труд а к а к основы ж и зн ен н о го усп ех а . • П о вы ш е н и е стим у л и р ую щ ей р о л и з а р а б о т н о й п л а т ы . По м ногим к а т е го р и ям р аботающ их оф и ц и а л ь н ая зар аб о тн ая п л а т а п о к а не вы п о л н я е т ф у н к ц и и ос новного р е гу л я т о р а ры н к а труд а , ее н и з к и й уровень не соответствует реальной стоимости рабочей си лы . С введением Трудового к о д е к с а РФ м и н и м а л ь н а я з а р а бо тн ая п л а т а не м ож е т бы ть н иж е п рож и точно го м и н им ум а трудоспособного ч е л о в е к а . Это я в л я е т с я бе зусловным , но н едостаточным эл ем ентом р еф ормы оплаты труд а . Основной к лю ч ко всей соци ал ьной реф орм е — и зм ен ен и е п ри нципов о п л а ты труд а , обеспечивающ ее с тим улирующ ую рол ь зар або тной п л аты и повыщ ение ее доли в с тру ктур е з а тр а т н а производство тов аров и услу г . С тр ате ги я п р еду см ат р и в а ет рост удельного веса заработной п л аты в валовом регион альном продукте . • Л е г а л и з а ц и я доход ов н а с е л е н и я . Н ар яд у с п р ави тел ь ств ен ны м и м ер ам и не обходим а р а зр аб о тк а р е ги он а л ьны х м ех ани зм ов п овыш ен и я заинтересованности г р аж д ан в л е г а л и з а ц и и доходов (и п о тек а , п о тр еби тел ьский к р ед и т , пропаганда зн ачим о сти экономич еско го у сп ех а и т . п .) . Н а уровне р егион а необходимо посто ян н о е р а з ъ я с н е н и е р ац и о н а л ьн о с ти вв ед ен и я и н д и в и д у а л ь ны х н а к о п и т е л ь ны х п ен сионны х сх ем . Это будет вы н уж д а т ь рабо тников беспокои ться о том , чтобы з а р п л а т а п о лучал ась не в кон в ер т е , а проходи л а л е г ал ьн о , п о ск о л ьк у от этого з а в и с я т и х о тчи сл ени я н а собственны й будущ ий пен сионны й счет . Общее н ап р а в л ен и е дей ствий : со здание бл агопри я тн о го налогового к л и м а т а и внедрение т а к и х м ех ан и зм о в , которы е побуж даю т р аб о тн и к а д о го в ари в а ться с работодателем о ле- (П р о д о лж е н и е н а 14 -й с тр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz