Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

15 ноября 2006 г., № 220 (22848) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (Продолжение. Начало на 4-10-й стр.) Табл. 3.25.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами f "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO 1. Ускорение темпов социально-экономического развития региона, увеличение вследствие этого областного и муниципальных бюджетов и расширение возможностей финансирования социальных проектов. 2. Реструктуризация экономики, формирование особых экономических зон регионального уровня. 3. Решение социальных проблем (уровень и качество жизни, безработица, социальная дифференциация). 4. Решение экологических проблем. 1. Территориальная асимметрия в экономических и социальных показателях ряда территорий. 2. Недостаток высококвалифицированных кадров. ош W оS X X о о ST WT 1. Прогнозируемый в долгосрочном периоде рост спроса на продукцию вновь создаваемых производств, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в некоторой степени компенсирует расходы областного бюджета на их создание и развитие. 2. Наличие резерва конкурентоспособности продукции вновь создаваемых производств по цене из-за относительно низкой зарплаты работников при вступлении России в ВТО. 1. Ухудшающаяся демографическая ситуация. 2. Недостаток высококвалифицированных кадров. 4 •3 5г э В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Дальнейшее создание и развитие различных производств на территориях муниципальных образований. 2. Повышение качества жизни населения, рост заработной платы, развитие сельской социЕшьной инфраструктуры. 3. Вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. 4. Устойчивое социально-экономическое развитие территорий в соответствии с перспективной пространственной структурой области. ЗАДАЧИ: 1. Привлечение инвесторов в развитие производства в сельских территориях. 2. Повышение эффективности использования средств государственной поддер­ жки за счет повышения качества проектов. . 3. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью получения плановых показателей их эффективности. 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И МИССИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4.1. Итоговый SWOT-анализ Анализ сильных и слабых сторон по отраслям, приведенный в главе 3, позво­ ляет сформулировать следующий итоговый стратегический анализ для развития области в целом. Таблица 4.1.1. Стратегический (SWOT) анализ для области в целом Экономика Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Л - Сильные стороны (S) Наличие природных ресурсов: 75 местороходений полез­ ных ископаемых: карбонатные породы, известняк, пески, в т.ч. стекольные, тугоплавкие глины, лечебные грязи, минеральные воды. Суммарная ценность недр - 2,5 млрд. долл. США. Удельная ценность недр - 104 тыс. долларов США на 1 км^. Трудовые ресурсы - 733 тыс. чел. (62% от общей чис­ ленности населения), из них занято в экономике - 77,5% (568 тыс. чел.). Развита черная металлургия. Создана кластерная зона по производству белой техни­ ки. Дополнение вертикальной интеграции бизнеса НЛМК горизонтальной диверсификацией и распространением на вновь создаваемые бизнесы высокоэффективных принципов корпоративного управления. Расширение межрегшн^ьны связей. 1пирокомасштаёно4’те)Ь<йчесйю перев(х?ру)йенйв'и'^‘ ' реконструкция предприятий) всрх^идор.з||:ономическрй деятельности. Строительство новых предприятий, в том числе с уча­ стием иностранного капитала. Особая экономическая зона регионального уровня в Тербунском районе. Земельный фонд - 2,4 млн. га, в т.ч. 85% - черноземы. Ускоренное развитие животноводства. Сложившаяся практика привлечения инвестиций, проч­ ные контакты с корпоративными инвесторами. Бездотационный бюджет, независимость от федерально­ го центра. Устойчивое соотношение между налоговыми поступле­ ниями и ВРП. Гласность, прозрачность и обеспечение конкуренции в размещении заказов для государственных нухщ области. Наличие необходимых условий для выравнивания тер- риториальной асимметрии развития районов области. Возможности (О) Вовлечение в производственную деятельность фор­ мально не занятых в экономике области трудовых ресур­ сов. Развитие производств с высокой долей добавочной стоимости и высоким потреблением металла. Вовлечение в севооборот неиспользуемых сельхозуго­ дий. Развитие малого бизнеса. Развитие туризма. Усиление роли бюджетных и налоговых отношений в региональных экономических процессах. Конкурентоспособное развитие территорий путем стиму- лирования их потенциальных возможностей.____________ Слабые стороны (W) Моноотраслевая структура экономики, зави­ симость доходной части бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серь­ езных рисков, в т.ч. для социальной сферы при изменении экономических условий. Производство продукции с низкой добавочной стоимостью. Снижение конкурентоспособности ряда от­ раслей экономики. Старение кадров, отсутствие системы подго­ товки кадров, отвечающих потребностям экономики. Уменьшение доходов регионального бюджета на фоне увеличивающихся расходных обяза­ тельств. Недостаточный ypoeeiib институцио­ нальных преобразований. Недостаточно развита межпоселенческая и межрегиональ­ ная коопер^ 1 ||ия,С 1 л;|^^ш^|ния общих задач. Тврритори'альная*^сймметрЙя'8конЬм^чё^^ ' го развития, наличие )ионрфун 1 ^ионап 1 >нь 1 Х ’ городов. Угрозы (Т) Снижение или потеря конкурентоспособности предприятий области среднего и малого бизнеса при вступлении России в ВТО. Изменение конъюнктуры и цен на мировом рынке черных металлов. Ухудшение экологической ситуации. Критическая демографическая ситуация, грозящая дефицитом трудовых ресурсов. Дефицит финансовых ресурсов. Таблица 4.1.2. Выбор стратегий социально-экономического развития экономики Липецкой области "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO Наличие металлургического комплекса и сложившаяся практика привлечения инвестиций позволяют развивать ма­ шиностроение и металлообработку. Моноотраслевой характер промышленности, произво­ дящей продукцию с низкой долей добавленной стои­ мости, препятствует вовлечению в производственную деятельность формально не занятых в экономике области трудовых ресурсов. Наличие неиспользуемых сельхозуго­ дий позволяет привлекать инвестиции для вовлечения их в севооборот и раз­ вития сельхозпереработки на собствен­ ной сырьевой базе. Концентрация промышленности и инвестиций в столи­ це области препятствует освоению неиспользуемых сельхозугодий. Л * V 2 ? • ST WT Необходимо сохранить объемы Дальнейшее изменение конъюнктуры цен на мировом Производства в черной металлургии, рынке черных металлов приведет к сокращению замещение падения объемов спроса на прибыли - необходима диверсификация мировом рынке черных металлов промышленности. увеличением продаж на внутреннем Старение кадров и предстоящий дефицит трудовых •3 рынке. ресурсов в долгосрочной перспективе могут осложнить Сложившаяся практика привлечения развитие экономики области - необходимо развивать инвестиций, прочные контакты с Программы подготовки кадров, рационального 3 корпоративными инвесторами использования имеющихся трудовых ресурсов и позволяют повысить привлекать квалифицированные кадры из других конкурентоспособность предприятий области при вступлении в ВТО. регионов, в том числе из ближнего зарубежья. Социальная сфера Табл. 4.1.3. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) Высокая бюджетная обеспеченность социальной сферы. Наличие развитой социальной инфраструктуры. Наличие общественного согласия в области. Высокая транспортная доступность. По густоте автомобильных дорог общего пользования область занимает: 7 место - в Российской Федерации; 5 место - в ЦФО. По густоте железнодорожных путей: 7 место - в Российской Федерации; 3 место - в ЦФО. Действует аэропорт, способный принимать самолеты до 60 тыс. тонн; аэропорт оснащен новейшей системой посадки СП-90Н, позволяющей принимать воздушные суда в сложной метеорологической обстановке.____________ Слабые стороны (W) Более высокий уровень заболеваемости, вызванный напряженной экологической обстановкой. Сложная демографическая ситуация, естественная убыль населения и увеличение доли населения пенсионного возраста с резким ростом социальной нагрузки на общество. Низкий миграционный приток населения. Снижение трудового потенциала, недостаток квалифицированных кадров. Возможности (О) Развитие рынка платных социальных услуг. Повышение престижа работников социальной сферы. Развитие механизмов предоставления жилья, в том числе ипотечного кредитования. Угрозы (Т) Ухудшение экологической ситуации приведет к необходимости резкого увеличения объема оказываемых медицинских услуг, превышающего существующие возможности системы здравоохранения. Дальнейшее ухудшение демографической ситуации, старение населения с резким ростом социальной нагрузки. Возрастающая дифференциация доходов населения, провоцирующая социальную напряженность.____________ Выбор стратегий социально-экономического развития социальной сферы Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами Табл. 4.1.4. "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO Высокая бюджетная обеспеченность Резкий рост социальной нагрузки вследствии шо социальной сферы позволит области ухудшения демографической ситуации и самостоятельно поднять престиж социальных старения населения препятствует Е работников. эффективному развитию сферы социальных О X услуг. Высокая зависимость сферы социальных услуг X от бюджетного финансирования может вызвать резкое снижение их объемов при падении доходов бюджета области. о ST WT Наличие резервов в социальной Реализация принятых программ по улучшению *< инфраструктуре, позволяющих увеличить демографической и экологической ситуации и э | г объемы социальной и медицинской помощи при дальнейшее стимулирование роста доходов ухудшении экологической ситуации. населения. 4.2. Анализ итоговой SWOT-таблицы Экономика С и л ь н ы е с т о р о н ы ( S ) 1. Наличие природных ресурсов: песков, пригодных для развития производ­ ства стекла, глин, пригодных для производства облицовочного кирпича В области разведано 24 месторождения песков для стройиндустрии с общими запасами более 160 млн. м®. Особый интерес представляют стекольные пески, сосредоточенные на 5 перспективных участках в Задонском, Хлевенском, Добров- ском и Чаплыгинском районах с запасами около 40 млн. м“, не вовлеченные в эксплуатацию. В Задонском районе расположено 2 месторождения тугоплавких глин для из­ готовления лицевого кирпича и керамических изделий, пользующихся спросом за пределами области. В Елецком районе разведано месторождение высококаче­ ственных глин, пригодных для производства прочного легковесного лицевого кирпича и керамзитового гравия. 2. Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы области составляют 733 тыс. чел., или 62 % от населения в целом. Основная часть трудовых ресурсов области — это трудоспособное населе­ ние в трудоспособном возрасте — 94,2%, доля работающих лиц старших возрас­ тов составляет 5,5 %. Из общей численности трудовых ресурсов: 568 тыс. чел. (77,5 %) занято в экономике области, 58,9 тыс. чел. (8,0 %) — лица старше 16 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования с отры­ вом от производства; не занято в экономике и не учится 106,1 тыс. чел. (14,5 %). 3. Наличие условий для дальнейщего развития промышленного комплекса Результаты промышленной деятельности за последние годы свидетельствуют об устойчивой тенденции роста производства, существенное влияние на которую оказывают процессы крупномасштабного технического перевооружения, а тгисже развитие производства белой техники. Существующий металлургический комплекс выпускает продукцию, которая может служить сырьем для металлообрабатывающих и машиностроительных про­ изводств, что повышает инвестиционную привлекательность их развития. Наличие конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же смежную про­ дукцию, Позволит обеспечить хорошие рыночные позиции для отрасли, самих предприятий, региона, да и страны в целом. Создание и функционирование ОЭЗ «Липецк» улучшит деловой климат, помо­ жет стимулировать инвестиционную и предпринимательскую активность, уско­ рит экономический рост и развитие машиностроительной отрасли на новой техно­ логической основе. В области «дет активная работа по созданию особых экономических =зон:иро- мышленно-производствеиного типа регионального уровня, , ........... 4. Наличие черноземов (плодородных почв) и условий развития растениевод­ ства и животноводства Земельный фонд составляет 2404,7 тыс. га. Преобладающие типы почв — чер­ ноземы, занимают свыше 85% всей территории. Благоприятные климатические условия, наличие плодородных почв способствуют развитию сельскохозяйствен­ ного производства. Площадь сельхозугодий занимает свыше 1786 тыс. гектаров. Из них пашня составляет почти 80% территории, 27 тыс. га занимают плодовые сады. В расчете на душу населения ежегодно производится до 1,5 тонны зерна, 300 кг — молока, почти 55 кг — мяса, 400 шт. — яиц. В результате область, обеспе­ чивая собственные потребности населения в продуктах питания, осуществляет вывоз продовольствия за ее пределы. Вывозится более 20% произведенного зерна, 40% — мяса и мясопродуктой, 80% — сахара, спирта, 90% — плодоовощных консервов. В 2005 году в области собран рекордный за последние 15 лет урожай зерна — около 2 млн. т. Средняя урожайность превысила 33 ц/га, в отдельных территори­ ях — 40 ц/га. Этот результат — один из лучших не только в Центральном феде­ ральном округе, но и в целом в России. Область является одним из лидеров среди регионов России и по качеству про­ изводимого зерна. В 2005 году произведено продовольственного зерна около 90%. Собран высокий урожай сахарной свеклы. Строительство агропромышленного холдинга по производству и переработке сахарной свеклы приведет к увеличению посевных площадей в 1,6 раза, валового сбора — в 1,8 раза. Реализация инвестиционных проектов по строительству, модернизации и ре­ конструкции животноводческих комплексов позволит увеличить поголовье сви­ ней и производство свинины в 12 раз, молока — на 5%, довести производство говядины до 15 тыс. т в год. 5. Сложившаяся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпоративными инвесторами С 1998 года в области функционирует крупное птицеперерабатывающее пред­ приятие ООО «Золотой Петушок Инвест» американской компгшии «Golden Ruster Ко. Limited». В апреле 2004 г. в результате успешно развивающегося российско-итальянско­ го сотрудничества введен в эксплуатацию цех По производству стиральных машин на промышленной площадке ЗАО «Завод холодильников «Стинол» проектной мощностью 1 млн. штук в год. В октябре 2005 года введен в строй крупнейший в Европе центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники, инвестиции в строительство ко­ торого составили 32 миллиона евро. ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный сокол» осуществляет крупномасштабный проект «Реконструкция труболитейного цеха», что позволит увеличить производство труб более чем в 2 раза. Создание особой экономической зоны регионального уровня в Тербунском рай­ оне: — в 2003 г. введен в эксплуатацию завод по производству солода — филиал ЗАО МПБК «Очаково»; — строительство агропромышленного холдинга по производству и переработке сахарной свеклы позволит перерабатывать 12 тыс. тонн свеклы в сутки; — завод строительных металлоконструкций будет выпускать 45 тыс. тонн ме­ таллоконструкций в год, первые партии продукции завода будут направлены на возведение агропромышленного холдинга по производству и переработке ceixap- ной свеклы; — реализация проекта «Строительство згшода по производству керамического кирпича мощностью 40 млн. штук кирпича в год» обеспечит дополнительно соз­ дание 50 рабочих мест, поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней в сумме около 30 млн. руб. в год; — создание группы предприятий (пять заводов) фармацевтического профиля по производству антибиотиков и растительных лекарств, склада площадью 10 тыс. кв. м. 6. Бездотационный бюджет, независимость от федерального центра Финансирование расходов бюджета осуществляется за счет собственных дохо­ дов. Доля федеральных средств в бюджете области составляет 5%. 7. Устойчивое соотношение между налоговыми поступлениями и БРП Доля налоговых поступлений в составе ВРП составляет 17-23%. 8. Гласность, прозрачность и обеспечение конкуренции в размещении зака­ зов для государственных нужд области В 2005 году 72% областного заказа размещено на конкурсной основе, эконо­ мия средств областного бюджета составила более 140 млн. руб. С 1 января 2006 г. государственный заказ области размещается с использова­ нием средств автоматизированной системы «Госзакупки» Липецкой области. Вся информация о размещении заказов размещается на официальном сайте госзакупок Липецкой области, что обеспечивает максимальную открытость ин­ формации для всех заинтересовгшных лиц. 9. Наличие необходимых условий для выравнивания территориальной асим­ метрии развития районов области За последние годы значительно повысился уровень жилищно-бытовых усло­ вий жизни населения, как городских, так и сельских территорий. Практически все населенные пункты области охвачены медицинским, торговым и транспорт­ ным обслуживанием. Вырос уровень благоустройства: 90% населенных пунктов газифицированы, 72% — имеют централизованное водоснабжение. Увеличились темпы жилищного строительства в сельских районах, в 2005 году введено в эксплуатацию 187 тыс. кв. м жилья, с ростом 123%. Выравнивание социально-экономического развития территорий возможно пу­ тем стимулирования их потенциальных возможностей, в том числе через созда­ ние точек «роста», таких как: — особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Гря- зинском районе; — кластер и смешанные производства в гг. Липецке, Ельце, Лебедянском рай­ оне; — особые экономические зоны регионального уровня; —реализации крупномасштабных инвестиционных проектов по строительству, модернизации и реконструкции животноводческих комплексов в рамках приори­ тетного национального проекта развития АПК в Лев-Толстовском, Лебедянском, Данковском районах, строительства крупнейшего в России сахарного завода, за­ водов по производству керамического кирпича, строительных металлоконструк­ ций и ряда других объектов в Тербунском районе. С л а б ы е с т о р о н ы ( W ) 1. Моноструктурная экономика Усиливается моноотраслевая структура экономики. Ведущее место в промыш­ ленном производстве зешимает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, представленное 14-ю предприятиями. Удельный вес ее составляет 62% от общего объема промышленной продукции, 95% экспор­ та, свыше 50% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Однако зависимость черной металлургии от конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках, и особенно в настоящее время, когда резко снижается рента­ бельность металлургической продукции, вызывает серьезную озабоченность, так как дестабилизация положения дел в отрасли в любой момент может оказать негативное влияние на состояние экономики и социальной сферы области. 2. Производство продукции с низкой долей добавленной стоимости. Сниже­ ние конкурентоспособности ряда отраслей экономики. В структуре промышленного производства остается значительной доля про­ дукции с низкой добавленной стоимостью. В товарной структуре экспорта 95% занимЕпот черные металлы и изделия из них, в том числе 53% — это продукция с низкой степенью переработки. Несмотря на то, что промышленность формирует около 60% ВРП, всего 10% предприятий производят 90% общего объема выпускаемой продукции. Иннова­ ционно активными являются около 6% промышленных предприятий. Физический и моральный износ основных фондов составляет более 50%. Ис­ пользование производственных мощностей в ряде случаев составляет от 30% до 50%. Сохраняется высокой доля убыточных предприятий (40%). Снижена конкурентоспособность ряда отраслей экономики. Внедрение между­ народных стандартов управления качеством идет крайне медленно. Системы уп­ равления качеством сертифицированы только на 30 предприятиях. В этих усло­ виях предприятия окажутся неподготовленными к вхождению в ВТО и неспособ­ ными конкурировать даже на внутреннем рынке. Целый ряд проблем связан с неэффективной пространственной организацией, снижением конкурентоспособности и экономического потенциала территорий. Таблица 4.2.1. Товарная структура экспорта 1 % 3 % 1 % □ □ 95 % Черные металлы и изделия из них Машиностроительная продукция Продовольственные товары и сырье для их производства Продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплекса OW ! гтр Таблица 4.2.2. Т№а1^'ййя (й р зШ ^а экспор'1гй''^ё|р‘й1л!^ 'й(ё'тй!йМй'' 44% 53% Продукция с низкой степенью переработки (чугун и заготовки для переката) Ц Прокат плоский I I Прочая продукция 3. Старение кадров, снижение престижа рабочих профессий, низкая заработ­ ная плата, несбалансированность системы подготовки кадров Несмотря на то, что имеется значительный резерв незанятого населения, су­ ществует нехватка квалифицированной рабочей силы. В настоящее время в про­ изводственной сфере ощущается недостаток рабочих по определенным професси­ ям: — в промышленности: токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля; — в строительстве: каменщик, крановщик, машинист строительной техники, электрогазосварщик, мастер отделочных работ. Вместе с тем большинство вакан­ сий, заявленных в службу занятости, с низкой заработной платой. Ситуация усугубляется старением кадров: уходящих на пенсию квалифициро­ ванных специалистов во многих случаях некем заменить. Это свидетельствует о том, что существующая система подготовки кадров не справляется с удовлетворе-, нием потребностей экономики. В общем спросе работодателей доля рабочих специальностей стабильно состав­ ляет около 70 %. В то же время структура подготовки кадров с 1990 г. смещается в сторону увеличения доли высшего профессионального образования за счет сни­ жения объемов подготовки в системе начального профессионального образования. Так, при сохранении на одном уровне общей численности выпуска росла доля выпускников вузов, в 1990 г. она составляла 11 %, 2001 г. — 20 %, 2004 г. — 30 %. Параллельно снижался выпуск из профессиональных училищ. В 1990 г. он составлял 62 %, в 2001 г. — 50 %, 2004 г. — 39 %. Область вошла в число регионов, которые станут «пилотными» в реализации программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за ру­ бежом. В этих целях подготовлен проект областной целевой программы «По ока­ занию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечествен­ ников, проживающих за рубежом, на 2007—2012 годы». Реализация программы позволит привлечь в область высококвалифицированную рабочую силу. 4. Уменьшение доходов регионального бюджета на фоне увеличивающихся расходных обязательств В целом объем нагрузки на бюджет области в 2006 году увеличился на 7,8 млрд, руб., или на 37% от уровня 2005 года. Бюджет сформирован с максималь­ ным дефицитом. В 2005 году область была единственной из субъектов ЦФО, где в связи с ситу­ ацией в металлургическом комплексе произошло снижение доходов бюджета. Однако, согласно утвержденной методике распределения дотаций из федерально­ го фонда финансовой поддержки субъектов РФ, это не учитывается при распреде-: лении средств финансовой помощи, и в число трансфертных территорий область. не попала ни в 2005, ни в 2006 году. В числе основных проблем управления региональным развитием можно на­ звать и другие, связанные с вопросами проведения административной реформы, и ряда институциональных преобразований. Доминирующая в области внутренняя производственно-территориальная орга­ низация большинства муниципальных территорий не обеспечивает их самодоста­ точность. Из 331 муниципального образования не получают дотаций 2 городских округа, 5 муниципальных районов и 3 сельских поселения. Все остальные муни­ ципальные образования являются дотационными, при этом доля средств, посту-. пающих в порядке межбюджетного регулирования из областного бюджета, в от­ дельных местных бюджетах достигает 80%. В условиях действия Федерального закона № 131-ФЗ это приводит к возникновению целого комплекса новых эконо­ мических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отражаю­ щихся на устойчивости социально-экономической ситуации как в отдельных по­ селениях, так и на развитии региона в целом. 5. Территориальная асимметрия экономического развития, наличие моно­ функциональных городов Усугубляется территориальная асимметрия социально-экономического разви­ тия, прослеживается более четко монофункциональный характер экономики боль­ шинства муниципальных образований. Например, в городе Липецке 71% объема промышленности приходится на металлургическое производство, в т.ч. доля ОАО, «НЛМК» в нем составляет 67%, в Лебедянском районе 92% занимает производ-' ство пищевых продуктов, из них 87% приходится на ОАО «Экспериментальный; завод «Лебедянский». На долю трех территорий (гг. Липецк, Елец, Лебедянский решон) приходится 93% оборота (щганизаций всех видов деятельности, 88% — инвестиций в основ- > ной капитал, 85% — налоговых поступлений в территориальный бюджет. (Продолжение на 12-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz