Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 1S ноября 2006 г., № 220 (22848 ) Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (Продолжение. Начало на 4-7-й стр.) 3.11. Стратегический (SWOT) анализ деятельности по связям с общественностью Табл. 3.11.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 1. Социально направленная политика органов власти области (“Лицом к человеку"). 2. Целенаправленная работа по развитию институтов гражданского общества, взаимодействию и сотрудничеству органов власти с общественностью: - ежегодное проведение Липецкого регионального Гражданского Форума: - реализация Закона (Липецкой области ‘ О взаимодействии органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями" № 98-03 от 28.03.2004 г. - создание и организация деятельности Общественной палаты Липецкой области; - реализация Закона Липецкой области "Об Общественной палате Липецкой области"; - реализация областной целевой программы "Развитие гражданского общества (2005-2006 годы)"; - системная работа с региональными отделениями политических партий.______________________________ Слабые стороны (W) 1. Недооценка важности взаимодействия с общественными объединениями и некоммерческими организациями. 2. Отсутствие системной работы созданных в структурных подразделениях администрации области советов, комиссий, рабочих групп с участием представителей общественности. 3. Отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих постоянно оценивать результативность деятельности органов власти по взаимодействию с общественностью. "Сила" (S) SO 1. Общественная палата Липецкой области осуществляет общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, проводит общественную экспертизу проектов законов и других нормативных правовых актов, содействует выдвижению и поддержке общественных и гражданских инициатив. 2. Реализация программы “Развитие гражданского общества (2005-2006 годы)" способствует использованию потенциала общественных объединений и некоммерческих организаций в решении социально значимых проблем региона. 3. Проведение Липецкого регионального Гражданского Форума способстеует развитию взаимодействия и сотрудничества власти и общества. ST 1. Совершенствовать формы и методы работы Общественной палаты Липецкой области. 2. Продолжить традицию проведения ежегодного Липецкого регионального Гражданского Форума. 3. Разработать областную целевую программу "Развитие гражданского общества (2007-2010 годы)". 4. Совершенствовать формы и методы взаимодействия органов власти с региональными отделениями политических партий. 5. Привлекать общественные объединения к реализации социально направленной политики ("Лицом к человек/). 6. Привлекать общественность к реализации мер по проведению административной реформы в области. "Слабость" (W) W 1. Отсутствие системной работы созданных в структурных подразделениях администрации области советов, комиссий с участием представителей общественности снижает уровень доверия к органам власти. 2. Отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих оценивать д!вятельность органов власти области по взаимодействию с общественностью, замедляет процесс привлечения общественности к решению социально значимых проблем. WT 1. Разработать систему критериев и показателей, позволяющих постоянно оценивать результативность деятельности структурных подразделений администрации области по взаимодействию с общественностью. 2. Обеспечить периодичность и системность работы советов, комиссий, рабочих групп, образованных структурными подразделениями администрации области с участием представителей общественности. 3. Обеспечить координацию деятельности органов власти области по вопросам формирования общественного мнения, повышению уровня доверия граждан к органам власти. В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Продолжить работу по созданию правовых, экономических и организацион­ ных условий, направленных на дальнейшее становление и развитие институтов гражданского общества, развитие гражданских инициатив, участие общественно­ сти в законотворческой деятельности. Продолжение сотрудничества органов вла­ сти и общественных объединений. 2. Обеспечить эффективную координацию и согласование действий органов власти области, направленных на формирование устойчивого позитивного имид­ жа Липецкой области, повышение уровня доверия населения области к органам власти. ЗАДАЧИ: 1. Привлечь общественные объединения и некоммерческие организации к участию в выработке решений органов государственной власти области. 2. Создать условия для использования потенциала общественных объедине­ ний и некоммерческих организаций в реализации областных целевых программ при решении социально значимых вопросов и проблем региона. 3. Стимулировать деятельность общественных объединений и некоммерчес­ ких организаций через систему социального заказа. 4. Разработать систему критериев и показателей, позволяющих постоянно оценивать результативность взаимодействия органов власти области с обществен­ ностью. 5. Учитывать мнение общественности при оценке результатов при проведении в области административной реформы. 3.12. Стратегический (SWOT) анализ развития здравоохранения Липецкой области Табл. 3.12.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 1. Наличие организации единого медицинского пространства области со структурированной системой управления, которая включает методическую, административную и финансовую составляющие. Наличие планов по повышению структурной эффективности и модернизации здравоохранения. 2. Развитая лечебная сеть, обеспечивающая необходимую этапность оказания медицинской помощи. 3. Эффективная профилактическая составляющая деятельности регионального здравоохранения. Осуществление диспансеризации сельского населения. 4. Доступность медицинской помощи любого уровня сложности, обусловленная малыми размерами области, компактным проживанием населения, центральное расположение областного центра. 5. Развитая транспортная инфраструктура. 6. Развитая материально-техническая база здравоохранения. Высокая обеспеченность ЛПУ современным высокотехнологичным медицинским оборудованием. 7. Высокий удельный вес расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете области (до 18% без расходов Фонда обязательного медицинского страхования). 8. Финансирование территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в полном объеме. 9. Проведение ремонтно-строительных работ в соответствии с потребностями здравоохранения. 10. Реальная бесплатность медицинской помощи для населения области. 11. Удовлетворительная укомплектованность медицинскими кадрами учреждений здравоохранения. Высокий профессиональный уровень медработникое. 12. Социальная защищенность медицинских работников. 13. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье*. Возможности (О) 1. Возможность на базе имеющихся ЛПУ развития и внедрения перспективных высокотехнологичных видов медицинской помощи. 2. Возможность реализации высокотехнологичных видов медицинской помощи на российском и международном рынках медицинских услуг. 3. Потенциальная возможность гибкого реагирования лечебной сети на изменения конъюнктуры на рынке медицинских услуг. 4. Планирование областного рынка медицинских Слабые стороны (W) 1. Недостаточное развитие частного сектора медицинских услуг. Низкая доля платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 2. Отсутствие на территории области медицинского вуза. 3. Дефицит кадров первичного звена. 4. Недостаток реабилитационной сети. 5. Недостаточность медицинских учреждений для лечения болезней, вызванных экологической ситуацией в области. Угрозы (Т) 1. Отток медицинских кадров в более привлекательные отрасли экономики. 2. Отсутствие адекватного механизма компенсации дефицита бюджетного финан­ сирования в связи с недостаточным развитием платного сектора медицинских услуг на территории области. 3. Старение кадров. Табл.3.12.2 Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO W 1. Проведение диспансеризации сельского населения позволяет наметить соответствующие перспективные планы оказания медицинских услуг, сформировать муниципальный заказ на оказание медицинских услуг и осуществить точную привязку и последующее строительство специализированных межмуниципальных медицинских учреждений. 1. Отсутствие на территории области высшего учебного заведения медицинского профиля может ограничить возможности области в развитии оказания высокотехнологичных медицинских услуг для российских и иностранных граждан. 2. Дефицит кадров первичного звена может отрицательно сказаться на качестве медицинских услуг. 1 о ST WT 1. Создание на базе предприятия, формирующего высокую степень экологической угрозы, собственного лечебного учреждения с возможностью дальнейшего тиражирования эффективных методов лечения. 1.Отсутствие собственной базы подготовки медицинских кадров и отток наиболее квалифицированных медицинских кадров. < 9 О Uсг “ а э Табл. 3.11.2 Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Здравоохранение области должно быть максимально доступным и качествен­ ным; любой человек должен иметь возможность получить высококвалифициро­ ванную медицинскую помощь в максимально короткие сроки и в должном объе­ ме. 2. Совершенствование профилактической направленности регионального здра­ воохранения. 3. Развитие рынка платных медицинских услуг на базе современных стандар­ тов оказания высокотехнологичных и перспективных видов медицинской помо­ щи для российских и иностранных граждан. ЗАДАЧИ: 1. Совершенствование межсекторального подхода к охране здоровья населе­ ния. 2. Оптимизация системы управления здравоохранением на основе рациональ­ ного разграничения функций и полномочий с целью эффективного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Повышение структурной эффективности здравоохранения, перенос акцента со стационарного на амбулаторное звено. 4. Развитие сети общеврачебных практик как наиболее оптимальной формы первичной медико-санитарной помощи в сельской местности. 5. Внедрение современных технологий в сфере профилактики, диагностики, лечения и реабилитации социально значимых заболеваний. 6. Активизация мероприятий по гигиеническому воспитанию населения и фор­ мированию здорового образа жизни. 7. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических уч­ реждений. 8. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров здравоохранения, в т.ч. целевая подготовка молодых специалистов на основе государственного заказа и контрактных форм занятости выпускников. 9. Повышение социального статуса и престижа в обществе профессии меди­ цинского работника. Усиление мер социальной поддержки медицинских работни­ ков. 10. Совершенствование системы управления качеством медицинских услуг, создание единой региональной информационной системы здравоохранения, раз­ витие телемедицины. 3.13. Стратегический (SWOT) анализ демографического развития Липецкой области Табл. 3.13.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 4. УстойчивЬе, динамичное социально- экономическое развитие области, позволяющее обеспечивать социальную поддержку населения за счет средств областного бюджета. 5. Положительные тенденции в демографическом развитии области: - средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни несколько выше, чем в России: 67 (Россия - 65,08); - уровень младенческой смертности - 9,3 на 1000 родившихся (Россия - 12,4); -увеличение брачности населения: - 8,1 на 1000 человек (Россия - 7,6). 6. Наличие Концепции демографической политики Липецкой области до 2015 года и областной целевой программы «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2006-2010 гг.)»._______ Возможности (О) 1. Экономическое развитие области позволяет расширять и дифференцировать формы социальной поддержки населения для проведения “активной" демографической политики. 2. Концентрация форм социальной поддержки на вопросах повышения ро>здаемости и укрепления семьи. 3. Принятие реальных мер по улучшению демографической политики на федеральном уровне._______________________________________ Слабые стороны (IV) 1. Уменьшение численности населения. 2. Старение населения. 3. Высокий уровень смертности, особенно среди мужчин в трудоспособном возрасте. 4. Низкий уровень рождаемости. 5. Отток трудоспособного населения в крупные города страны (г. Москва). Угрозы (Т) 1. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности трудоспособного населения вызовет дефицит рабочей силы. 2. Рост доли населения пенсионного возраста предопределит увеличение расходов на пенсионное, социальное и медицийсКое обслуживание. Табл. 3.13.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сипа" (S) "Слабость" (W) SO WO 1. Сочетание средств материальной поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с развитием системы морального и материального поощрения благополучных семей за воспитание детей и укрепление семейных традиций". 1. Проведение “активной" демографической политики не может резко повысить уровень рождаемости. 2. Отток трудоспособного населения в крупные города страны снижает эффективность демографической политики, реализуемой на областном уровне. W -4 О ST WT 1, Для смягчения негативных тенденций сокращения численности трудоспособного населения и роста доли населения пенсионного возраста необходимо закрепление наметившихся положительных тенденций в демографическом развитии области путем проведения “активной" демографической политики. 1. Отток трудоспособного населения за пределы области может сократить возможности областного бюджета в части обеспечения социальной поддержки - необходимо повышать привлекательность области для постоянного проживания трудоспособного населения, 2. При увеличении количества детей в семье отмечается ухудшение качества их уровня жизни - необходимо постоянно повышать уровень жизни семей с несколькими детьми. г < О W2 “ а 3 В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Стабилизация численности населения области и формирование предпосы­ лок к последующему росту: — повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизвод­ ство населения (2,10—2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4—2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару в репродуктив­ ном возрасте) и сокращение числа разводов с 83,5 до 20-25 на 100 браков; — повышение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет у муж­ чин и 80 лет — у женщин; —повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов. ЗАДАЧИ: Среди основных направлений демографической политики в Липецкой области приоритетными являются задачи по повышению рождаемости и укреплению семьи: — переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье), повышение престижа благополуч­ ной семьи и укрепление института семьи; — регшьное повышение общественной значимости труда родителей по воспита­ нию детей; — формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отноше­ нии необходимости повышения рождаемости; — создание для семей условий жизнeдeятeльнoctи, возможность воспитания в них нескольких детей; — создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, обще­ ственного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома; — повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, тра­ диций, формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию; — создание условий для переселения в область граждан репродуктивного воз­ раста из числа соотечественников, проживающих за рубежом. 3.14. Стратегический (SWOT) анализ развития культуры Липецкой области Табл. 3.14.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 1. Разветвленная сеть учреждений искусстеа, клубных и библиотечных учреждений, позволяющая организовать досуг граждан и обеспечить свободный и широкий доступ населения к достижениям отечественной культуры и информации. 2. Наличие сильных творческих коллективов, широко известных не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежье: - Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого; - государственный ансамбль танца "Казаки России"; - государственный оркестр русских народных инструментов; - Лилецкий муницилальный камерный хор; - народный ансамбль танца “Раздолье" областного Дворца культуры; Слабые стороны (W) 1. Отставание материальной базы - отсутствие собственных зданий у ряда учреждений культуры и искусства: - Липецкая областная филармония; - оркестр народных инструментов; - ансамбль танца «Грация»; - областной Дом народного творчества; - областной научно-методический центр; - областная школа искусств для одаренных детей и ДР 2. Слабая социальная защищенность работников культуры и искусства (низкая заработная плата, трудности в получении жилья и т.д.). 3. Слабый кадровый потенциал, связанный в первую очередь с отсутствием в области высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку специалистов для сферы культуры. - областной ансамбль бального танца “ Грация" и ДР- 3. Активная работа по информатизации отрасли. Во всех городских и районных центральных библиотеках работают общедоступные центры правоеой информации населения, устаноелены комплексы для выхода в Интернет через спутниковую систему Роскультуры “КомСат", в 2005 году компьютеризированы 100 сельских библиотек. 4. Приняты и действуют областные программы “Развитие библиотечного дела в Липецкой области в 2004-2006 гг.“ , “Развитие и сохранение культуры и искусства Липецкой области (2005-2010 годы)". 5. Расширена выставочная деятельность, в области работают: - областной, районные и частные краеведческие и литературные музеи; - областная, частные и районные картинные галереи; - областной и районные выставочные залы; - художественный музей им. В.С. Сорокина - Дом мастера. 6. Проводится ряд традиционных фестивалей, конкурсов и выставок: - Международный конкурс-фестиваль юных пианистов им. К.Н. Игумнова; - Всероссийский фестиваль народного творчества им. А.П. Мистюкова; - Всероссийский конкурс вокалистов им. Н.А. Обуховой; - целый ряд кинофестивалей: - выставка Государственного Эрмитажа, региональные выставки профессиональных художников, ведущих российских живописцев и т.д. 7. Осуществляется поддержка ведущих деятелей культуры и искусства, творческой молодежи: стипендии ведущим деятелям, молодым руководителям творческих коллективов, талантливым учащимся школ и училищ искусств, социальные стипендии писателям и художникам, премии писателям, краеведам, работникам культуры, лучшим учащимся, 8. Ведется строительство новых зданий для учреждений культуры. Сданы в эксплуатацию дома культуры в г, Усмани, с. Яркино Становлянского района, в с. Мокрое и с. Тростное Лебедянского района, в пос. Дружба Становлянского района, Раненбургский (Рощинский) культурно- образовательный комплекс в Чаплыгинском районе.________________________________________ Возможности (О) 1. Укрепить материально-техническую базу отрасли. 2. Построить или выделить здания учреждениям культуры, не имеющим собственных помещений. Угрозы (Т) 1. Разрушение памятников истории и культуры, особенно уникальных усадебно-парковых ансамблей. Табл. 3.14.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO 1. PasBHTvie сети учреждений культуры и искусства, творческих коллективов, позволяющих организовать досуг граждан и обеспечить широкий доступ населения к достижениям отечественной культуры и информации. 2. Организация работ только с применением программных методов, строго в соответствии с действующими областными программами, разработка новых перспективных целевых программ по основным направлениям деятельности. 3. Развитие поддержки ведущих деятелей искусства, творческой молодежи, учащихся в виде стипендий и премий. 1. Отсутствие собственных зданий у ряда учреждений культуры и искусства мешают организации ими полноценной репетиционной и концертной деятельности, привлечению в творческие коллективы талантливой молодежи, отставание материальной базы сельских учреждений культуры от современных стандартов. 2. Социальная незащищенность работников культуры и искусства (низкая заработная плата, необеспеченность жильем) в значительной мере осложняют работу по подбору полноценных кадров в отрасли культуры, особенно в сельской местности, что снижает уровень работы с населением, особенно с молодежью. U £ О о О ST WT 1. Наличие программно-целевых методов поддержки ведущих деятелей искусства, творческой молодежи, учащихся препятствует потере культурного потенциала области. 1. Принять соотаетствующ’ие подзаконные акты к действующему Федеральному закону от 25.06.2002 т. №73-Ф3 “Об объектах культурното наследия..." (0 разграничении собственности на памятники на федеральную, региональную и муниципальную, о государственной историко-культу13ной экспертизе и т.д.) для более рационального использования памятников истории и культуры. а •< • о3 4ГJ “ а 3 В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Укрепление материально-технической базы культуры. 2. Строительство или выделение зданий учреждениям культуры, не имеющим собственных помещений. 3. Использование историко-культурного наследия области для развития ту­ ристско-рекреационного вида деятельности. ЗАДАЧИ: 1. Завершение к 2010 году работы по информатизации отрасли. 2. Разработка мер по усилению социальной защищенности работников куль­ туры и искусства (низкая заработная плата, трудности в получении жилья и т.д.). 3. Разработка мер по повышению квалификации кегдрового йотенциала. 4. Выделение зданий для учреждений культуры. 5. Развитие туристско-рекреационного вида деятельности. 3.15. Стратегический (SWOT) анализ развития образования Липецкой области Табл. 3.15.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 1. Доступность образовательных услуг (развитая сеть образовательных учреждений всех типов и видов). 2. Достаточная материально-техническая база (к примеру компьютеризация - по области 20 учащихся на 1 компьютер, по России - 40 учащихся; оснащение спортивным инвентарем - все школы имеют гимнастическое оборудование, игровой инвентарь и т.д.). 3. Обеспеченность учебниками (около 70% учащихся обеспечены бесплатными учебниками). 4. Обеспеченность кадрами и их достаточно высокий профессиональный уровень. 5. Создана система социальной поддержки учащихся (питание, отдых, поддержка детей- сирот и Т .Д .) . 6. Успешная реализация образовательных стандартов во всех типах образовательных учрехсдений. 7. Реализация приоритетного национального проекта "Образование". Возможности (О) 1. Повышение эффективности использования существующей материально-технической базы и ее развитие (к примеру, повышение контроля, обучение кадров и др.). 2; Совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством. 3. Дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений. 4. Привлечение внебюджетных средств в образовательную сферу (к примеру, приведение в соответствие родительской платы за услуги в ДОУ; совершенствование работы профессиональных училищ; совершенствование института попечительского совета, расширение спектра платных услуг). Стимулирование создания сети частных (корпоративных) образовательных учреждений. 5. Совершенствование управления образовательными процессами (совершенствование аттестационных процедур). 6. Появление рынка педагогического труда (конкурсный прием на работу в систему образования)._________________________________ Слабые стороны (IV) 1. «Старение» педагогических кадров (10% педагогов области достигли пенсионного возраста). 2. Недостаточно эффективная система повышения квалификации и переподготовки кадров. 3. Слабое развитие общественно- государственных форм управления образованием. 4. Слабая инвестиционная привлекательность сферы образования, недостаточное развитие частных образовательных учреждений. 5. Недостаточная эффективность научно- исследовательской деятельности. 6. Инерционность высшего и среднего специального образования, несоответствие количества и квалификации выпускаемых специалистов потребностям экономики области. Угрозы (Т) 1.Снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений. 2. Увеличение сети малочисленных образовательных учреждений (в 2005 г. каждая третья школа - малочисленная) со снижением качества образования. 3. Снижение привлекательности педагогических специальностей на рынке труда. 4. Невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования. Табл.3.15.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе / • n n ' r n n r r T O U t f М n X . U I . T V ЧЯ O n o A t . T V Om r k r k r kXJ t т> « о "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO 1. Существующая материально-техническая база позволит повысить качество образовательных услуг, 2. Существующий кадровый потенциал способствует созданию рынка педагогического труда. 3. Образовательная инфраструктура и обеспеченность кадрами позволяют совершенствовать управленческие процессы. 1. Слабое развитие общественно-государственных форм управления образованием, слабая инвестиционная привлекательность сферы образования, недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности понижает привлекательность учреждений образования для внешних инвесторов. £ О S О 2 о ST WT 1. Предотвращение увеличения сети малочисленных образовательных учреждений организацией доставки школьников. 1 Снижение объемов государственной поддержки системы образования приведет к снижению качества образования. (Продолжение на 9-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz