Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
15 ноября 2006 г., № 220 (22848) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ газета • Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (Продолжение. Начало на 4-й стр.) В этот период были определены первоочередные задачи социально-экономичес кого развития области. Росло и развивалось транспортное хозяйство, строились жилые дома, дороги, трамвайные линии, вводились новые автобусные маршруты. В результате повышения эффективности производства и роста производительно сти труда экономика области, уверенно набирая темпы, успешно продвигалась впе ред. К началу 60-х годов численность работающих в отраслях экономики увеличи лась на 47% и составила 328 тыс. чел. Объем промышленного производства возрос в 1,8 раза, инвестиций в основной капитал — в 4,8 раза, объем перевозок всеми видами транспорта — в 2,4 раза. Производство сельскохозяйственной продукции возросло в 1,5—2 раза. В 80-е годы Липецкая область превратилась в крупный индустриально-аграр ный регион. Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей была и остается чер ная металлургия, основное предприятие — ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». С пуском в 1969 году стана «2000» комбинат стал ежегодно выпускать 6 млн. т стального листа. В 1980 году на НЛМК началось производство автолиста (для автомобильной промышленности. В 1981 году была выплавлена 100-миллион- Гная тонна чугуна, а в 1983 — 100-миллионная тонна стали. Рост производства продукции сельского хозяйства был достигнут за счет техни ческого перевооружения и внедрения современных технологий. Были построены 60 крупных животноводческих комплексов и свиноферм, 10 птицефабрик, 11 специа лизированных хозяйств занимались садоводством. Выли возведены 4 сахарных за вода, в т.ч. в Добринском районе — крупнейший в Европе. Интенсивно велось строительство объектов социальной сферы. Наряду с круп номасштабными производственными объектами ежегодно сдавалось более 500 тыс.кв. м жилья, около 6 тыс. ученргческих мест в школах, 2 тыс. мест в детских дошколь ных учреждениях, до 300 больничных коек, возводились поликлиники, кинотеат ры, клубы и дома культуры. В начале 90-х годов в России, как известно, начался глубокий системный кри зис, который негативно сказался и на социально-экономическом развитии области. Однако спад производства в отраслях экономики региона оказался менее глубо ким, чем в среднем по стране. В 1995 году промышленное производство в области составило 66 % от уровня 1990 года (в РФ — 49%), сельскохозяйственное — 67% (в РФ — 66%), капитальные вложения — 39% (в РФ —30%) . В конце 90-х годов удалось переломить ситуацию и добиться устойчивых тем пов роста. При этом в отраслях экономики региона сложились значительно более высокие темпы роста, чем в Российской Федерации в целом. За последние пять лет валовой региональный продукт увеличился в 4,5 раза. Среднегодовые темпы роста составили в промышленности — 105%, сельском хо зяйстве — 108%, розничном обороте — 110%, инвестиций в основной капитал — 120%. Реальные располагаемые доходы населения увеличиваются ежегодно в сред нем на 10%. Доля бедного населения сократилась более чем на 40% и составила 15,7%. По основным социально-экономическим показателям область занимает достой ное место в Российской Федерации и в ЦФО, в т.ч. по объему промышленной про дукции на душу населения, соответственно, 3 и 1 места, по инвестиционному риску — второе в России. По объему привлечения инвестиций в основной капитал в рас чете на одного жителя — третье, по иностранным инвестициям — седьмое в ЦФО. Область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инф раструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. Практически впервые в России в области создана и успешно реализуется мо дель конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продук цию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для отрасли, самих .... предприятий, региона и страны в целом. Подводя итоги краткого анализа динамики уровня социально-экономического развития, можно сделать вывод, что Липецкая область обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений рыночных преобразований, реструктуризации экономи ки, социального реформирования в интересах населения является одним из лиде ров в России. Вместе с тем по мере решения первоочередных задач выявились более глубокие ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономи ки региона, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохране нии общего направления преобразований. В целях ответа на новые вызовы, соответствия новым тенденциям и реше ния новых и старых проблем разработана данная Стратегия. 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В социально-экономическом развитии области можно вьщелить 5 групп основ ных проблем: э к о н о м и ч е с к и е с т р у к т у р н ы е , с о и и а л ь н ы е . э к о л о г и ч е с к и е , и н ф р а с т р у к - т и р н ы е и п р о б л е м ы . - с в я з а н н ы е с н е д о с т а т о ч н о й э ф ф е к т и в н о с т ь ю у п р а в л е н и я р е г и о н а л ь н ы м р а з в й т £ е м - ;— — ^ . _ _ , 2 . 1 . Э к о н о м и ч е с ц щ е . , с щ р у к т у р ц щ ^ п р о б л е м ы В числе экономических-структ^ных проблем главная — моноотраслевая струк тура экономики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезных рисков, в т.ч. для социальной сферы при изменении экономи ческих условий. В 2005 г. на долю предприятий черной металлургии приходилось 62% от обще го объема промышленной продукции, 95% — экспорта, свыше 50% — налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Ухудшение мировой конъюнктуры рынка черных металлов, снижение деловой активности основных потребителей металлопродукции на внутреннем рынке оказа ло влияние на снижение внешнеторгового оборота области по сравнению с соответ ствующим периодом прошлого года на 24%, произошло снижение объемов экспор та на 29%, сократилось производство стали на 7%, чугуна — на 11%, проката — на 7%. В структуре промышленного производства остается значительной доля продук ции с низкой добавленной стоимостью. Несмотря на то, что промышленность формирует около 60% ВРП, всего 10% предприятий производят 90% общего объема выпускаемой продукции. Инноваци онно активными являются около 6% промышленных предприятий. Физический и моральный износ основных фондов составляет более 50%. Ис пользование производственных мощностей в ряде случаев составляет от 30% до 50%. Сохраняется высокой доля убыточных предприятий (40%). Снижена конкурентоспособность ряда отраслей экономики. Внедрение между народных стандартов управления качеством идет крайне медленно. (Системы управ ления качеством сертифицированы только на 30 предприятиях. В этих условиях предприятия окажутся неподготовленными к вхождению в ВТО и неспособными конкурировать даже на внутреннем рынке. Целый ряд проблем связан с неэффективной пространственной организацией, снижением конкурентоспособности и экономического потенциала территорий. Усугубляется территориальная асимметрия социально-экономического развития, из 20 муниципальных образований у 12 — темпы роста объемов промышленного производства ниже среднеобластных показателей. В общем объеме промышленного производства доля 3-х территорий составляет 95%. Более четко прослеживается монофункциональный характер экономики большинства муниципальных образо ваний. 2 .2 . С о ц и а л ь н ы е п р о б л е м ы Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации (снижение смер тности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 67 лет), продолжается сокращение численности населения вследствие естественной убыли — 8,5 на 1000 чел. Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и компенсируют естественные потери населения лишь на 11%. На демографической ситуации региона продолжают сказываться последствия системных кризисов, которые переживает как Россия в целом, так и Липецкая область. На уровне рождаемости отражается влияние рыночной экономики, а так же нового типа репродуктивного поведения, при котором главным определяющим фактором стало внутрисемейное регулирование деторождения. Коэ^ициент рож даемости в 2004 г. соответствовал 1,2 рождений на одну женщину. При пессимис тическом варианте прогноза, численность населения к 2020 году снизится на 150 тыс. чел., или на 13®/о. Среднегодовой темп составит — 0,7%. Практически необратимым стало старение населения. Доля населения в возрас- _ . те 65 лет и старше в 2004 г. составила 15,8% (по России данный показатель соста- 'в и л 13,4%, по Центральному федеральному округу — 15,7%). Прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения трудоспособно го возраста. Область остается одним из регионов РФ с низким уровнем официально зарегис трированной безработицы — 0,8% от экономически активного населения. Вместе с тем снижается трудовой потенциал, остро ощущается дефицит квалифицирован ных кадров, особенно рабочих профессий. Усугубляется дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение до ходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 10,5 в 2000 г. до 12,2 раза, в 2005 г. Сохраняется деформированная структура распределения доходов. В 2005 году на долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходилось 27,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения — 2,4%. Превышение доходов первой группы населения над второй составило 11,8 раза (в 2003 году этот показатель составлял 11,6 раза, в 2000 году — 10,5 раза). 2 . 3 . Э к о л о г и ч е с к и е п р о б л е м ы Липецкая область вследствие большой техногенной нагрузки относится к реги онам с высокой экологической напряжённостью. По загрязнению сточными вода ми поверхностных водных объектов занимает 8 место в ЦФО и 39 — в РФ; атмос ферного воздуха — 1 место в ЦФО и 13 — в РФ. Это обусловлено высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного производства. Антропогенное воздействие на окружающую среду год от года увеличивается. Наибольшую нагрузку испытывают города Липецк, Данков, Елец. Динамика общей заболеваемости населения области значительно превышает сред нероссийские показатели. В связи с этим ключевой задачей по охране окружающей среды является стаби лизация экологической обстановки. 2 . 4 . И н ф р а с т р у к т у р н ы е п р о б л е м ы «Сложившаяся на территории области медико-демографическая ситуация дик тует необходимость в повышении структурной эффективности здравоохранения, приведении организационной структуры, мощностей и имущества лечебно-профи лактических учреждений в соответствие с потребностями населения в доступной и качественной медицинской помощи с учетом меняющегося спроса на медицинские услуги, развития клинической практики и технологий при одновременной оптими зации системы управления финансами». Региональный рынок труда испытывает потребность в специалистах рабочих профессий, при этом потенциальные возможности системы образования области вследствие слабой материально-технической базы явно недостаточны. Укомплекто ванность ^ебным , научным оборудованием, информационными ресурсами состгш- ляет от 30 до 50%. Остро стоит вопрос обеспеченности дошкольными учреждениями, потребность составляет более 10 тыс. мест. В общеобразовательных школах почти четверть детей обучаются в 2—3 сменных режимах, что не соответствует санитарным нор мам и уровню безопасности. Необходим капитальный ремонт существующего аэродромного комплекса, тре буется модернизация транспортной инфраструктуры и инженерных систем тепло-, водоснабжения и канализации. 2 . 5 . П р о б л е м ы у п р а в л е н и я р е г и о н а л ь н ы м р а з в и т и е м Липецкая область относится к числу регионов-доноров, полностью обеспечива ющих расходные полномочия за счет собственных источников. Реализация федеральных законов («Об общих принципах организации законо дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О минимальном размере оплаты труда») в 2005 году уве личила расходные обязательства бюджета на 2,5 млрд, руб., из которых на повы шение зарплаты работникам бюджетных учреждений в сроки и размерах, установ ленных для федеральных служащих, направлено 1,9 млрд. руб. Наряду с потерями бюджета, обусловленными экономической ситуацией в чер ной металлургии, объем нагрузки на бюджет области в 2006 году увеличился на 7,8 млрд, руб., или на 37%, к уровню 2005 года. Однако данные особенности не учитываются при распределении средств финан совой помощи из федерального бюджета, и область не попала в число трансфертных территорий и в 2006 году. В 2005 году область была единственной из субъектов ЦФО, где в связи с ситуа цией в металлургическом комплексе произошло снижение доходов бюджета. Доминирующая в области внутренняя производственно-территориальная орга низация большинства муниципальных территорий не обеспечивает их самодоста точность. Из 331 муниципального образования не получают дотаций 2 городских округа, 5 муниципальных районов и 3 сельских поселения. Все остальные муници пальные образования являются дотационными, при этом доля средств, поступаю щих в порядке межбюджетного регулирования из областного бюджета, в отдель ных местных бюджетах достигает 80%. В условиях действия Федерального закона № 131-ФЗ это приводит к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отражающихся на ус тойчивости социально-экономической ситуации как в отдельных поселениях, так и на развитии региона в целом. В числе основных проблем управления региональным развитием можно назвать и другие, связанные с вопросами проведения административной реформы и ряда институциональных преобразований. 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Для разработки стратегии развития Липецкой области с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT. Результаты анализа приводятся ниже. 3.1. Стратегический (SWOT) анализ развития промышленности Липецкой области Табл.3.1.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сипьные стороны (S) 1. Ежегодный рост объема производства (105%). 2. Рост инвестиций в основной капитал (на 30% в 2005 г. к 2004 г.). 3. Рост производства импортозамещающих ком плектующих изделий для белой техники. 4. Наращивание объемов производства белой техники и гарантируемый выход на планируемую мощность. 5. Крупномасштабное техническое перевооруже ние на ряде предприятий области. 6. Строительство новых объектов и лроизводств. Возможности (О) 1. На большинстве предприятий имеются конкурентоспособные мощности. 2. Наличие незанятого в экономике трудоспо собного населения и возможность его вовлече ния в промышленное производство. 3. Создание и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа. 4. Тиражирование проектов особой экономи ческой зоны вне ее территории. 5. Наличие перспективнРго плана развития ОАО ''НЛМ1С'.________________________________ Слабые стороны (W) 1. Моноотраслевая структура промышленно сти. 2. 90% экспорта приходится на черную металлургию. 3. Износ основных фондов > 60%. 4. Неполная загрузка производственных мощностей. 5. Высокий удельный вес убыточных предпри ятий. 6. Высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости. 7. Снижение эффективности легкой и химиче ской промышленности. 8. Низкий удельный вес инновационной про дукции в общем объеме производства. Угрозы (Т) 1. Вступление России в ВТО. 2. Высокая изношенность основных фондов приведет к неконкурентоспособности продукции. 3. Изменение конъюнктуры мирового рынка черных металлов. Табл-.3.1.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) SO 1. Дополнение вертикальной интеграции бизне са ОАО "НЛМК" горизонтальной диверсифика цией с распространением на вновь создавае мые бизнесы высокоэффективных принципов корпоративного управления ОАО "НЛМК'. 2. Реализация проектов по созданию особых экономических зон промышленно производственного типа как федерального, так и регионального уровня. 3. Наличие конкурентоспособного территори ального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий по производству холодипьников и стиральных машин марки "ИНДЕЗИТ", пять предприятий, работающих по кооперации с ним и крупнейший в Европе Центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники с единовременным хранением около 200 тыс.единиц продукции. ST 1. Прогнозируемый в долгосрочном периоде рост объемов потребления продукции черной металлургии на внутреннем рынке в некоторой степени компенсирует риски создания и разви тия новых производств в области. "Слабость" (W) WO 1. Дефицит высококвалифицированных специа листов. WT 1. Резкое и продолжительное изменение конъ юнктуры рынка черных металлов ставит под угрозу бюджетную поддержку большинбтва социальных программ. В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Диверсификация промышленности области, в том числе за счет создания и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа. 2. Создание предприятий, производящих продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости. 3. Создание предприятий производящих импортозамещающую продукцию как на областном, так и на российском рынке. 4. Создание условий для ускоренного развития промышленности области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий. 5. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в эко номике области населения. 6. Совершенствование работы с отходами предприятий с целью улучшения экологической ситуации («ноль на свече»). ЗАДАЧИ: 1. Продление действия областной программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий. 2. Корректировка областной программы развития промышленности в соответ ствии со Стратегией. 3. Создание и развитие особых экономических зон промышленно-производ ственного типа федерального и регионального уровня. 4. Создание и развитие региональной инновационной системы в промышлен ности области. 5. Создание и развитие крупных инфраструктурных субъектов производствен но-технологической поддержки инновационной деятельности. 6. Внедрение современных принципов корпоративного управления на пред приятиях области. 3.2. Стратегический (SWOT) анализ развития пищевой и перерабатывающей промышленности Липецкой области Табл.3.2.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 1. Пищевая и перерабатывающая промышлен ность имеет устойчивый темп роста: 2000 г. - 108%, 2001 г. - 128%, 2002 г. - 134%, 2003 г. - 119%, 2004 г. - 113%, 2005 г. - 119%. 2. Наличие конкурентоспособных предприятий, выпускающих качественную продукцию, соответ ствующую европейским и мировым стандартам, и имеющих стабильный спрос на товарном рынке. (ОАО "Липецкмолоко", ОАО "ЭКЗ "Лебедянский", ОАО "Липецкий хладокомбинат", ОАО "Липецк- хлебмакаронпром" и др .) . 3. Обеспеченность квалифицированными кадра ми. Слабые стороны (W) 1. Дефицит сырья для мясной и молочной отрас лей, что приводит к недоиспользованию мощно стей, увеличению себестоимости продукции. 2. Слабая организация службы маркетинга на ряде предприятий и, как следствие, потери рын ков сбыта. 3. Недостаток оборотных средств. 4. Невысокая рентабельность, убыточность ряда предприятий. 5. Невысокая инвестиционная привлекатель ность ряда предприятий. Возможности (О) 1. Принятие областных Программ, предусматри вающих существенное увеличение выработки продукции животноводства и растениеводства с ее последующей переработкой. 2. Улучшение качества и конкурентоспособности продукции в связи с модернизацией и техниче ским перевооружением производства. 3. Развитие производства солода. 4. Развитие производства рапсового масла (био дизель). 5. Увеличение производства сахара. Угрозы (Т) 1. Резкое падение конкурентоспособности про дукции предприятий перерабатывающей про мышленности при вступлении России в ВТО из-за субсидирования продукции в странах-членах ВТО (особенно мясной, молочной). 2. Неконкурентоспособность предприятий пере рабатывающей промышленности в случае увеличения цен на энергоносители до уровня мировых (доля этих затрат в себестоимости про дукции возрастает в 1,5 - 2 раза). 3. Наполнение рынка генномодифицированной, более дешевой продукцией. Табл.3.2.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO 1. Реконструкция и модернизация предпри ятий с целью повышения конкурентоспособно сти продукции. 1. Слабое развитие службы маркетинга, низкая конкурентоспособность большинства предприятий приводят к потере рынков сбыта и снижению при влекательности предприятий для внешних инве сторов. ш QW S О X X о он X о ST WT 1. Повышение квалификации маркетинговых работников для привлечения внешних инве сторов и расширения рынков сбыта. 1. Падение конкурентоспособности продукции предприятий перерабатывающей промышленно сти при недостатке местного сырья, необходи мость повышения эффективности управления предприятиями, снижения энергоемкости произ водства и роста объемов производства местного сырья для снижения себестоимости продукции, необходимость повышения квалификации персо нала, улучшения работы служб маркетинга. < ■“ о1 о<•) о; н В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Увеличение выпуска и реализации продукции. 2. Увеличение заработной платы, сохранение кадрового потенциала. 3. Формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства. ЗАДАЧИ: 1. Развитие сырьевой базы внутри региона. 2. Поддержка и стимулирование эффективного собственника. 3. Создание особых экономических зон агропромышленного типа. 3.3. Стратегический (SWOT) анализ развития сельскохозяйственного комплекса Липецкой области Табл.3.3.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 1. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК": - ускоренное развитие животноводства; - развитие малых форм хозяйствования. 2. Стабильная государственная поддержка из областного бюджета. 3. Использование программно-целевого метода в управлении сельским хозяйством области. 4.58% прибыльных хозяйств. 5. Благоприятные природно-климатические ус ловия. 6. Близость рынков сбыта продукции, разветв ленное транспортное сообщение. 7. Сохранены промышленные сады.___________ Возможности (О) 1. Увеличение объемов экспорта продукции. 2. Повышение качества производимой продукции до уровня европейских стандартов. 3. Рост эффективности сельскохозяйственного производства. 4. Увеличение производства пивоваренного ячменя. 5. Организация производства рапса. 6. Вовлечение неиспользуемых сельско хозяйственных угодий. 7. Увеличение производства сахарной свеклы. Слабые стороны (W) 1. Высокая доля убыточных сельхозпредприятий (40%). 2. Отсутствие рынка зерна. 3. Низкая поддержка российского сельхозтоваро производителя из федерального бюджета. 4. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии регулирования феде ральным центром рынка сбыта сельскохозяйст венной продукции. 5. Низкая конкурентоспособность продукции из-за технологического и технического отставания от дельных сельхозпредприятий. Угрозы (Т) 1. Вступление России в ВТО и потеря конкурен тоспособности отечественных товаров. 2. Снижение уровня субсидий из областного и федерального бюджетов. 3. Дальнейшее усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию может привести к банкротству многих предприятий. 4. Зависимость сельскохозяйственного производ ства от природных факторов. 5. Ограничения на поставку продукции сельхоз- переработки на рынки стран СНГ. Табл. 3.3.2. Выбор стратегнй социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) - --гдсу ' V ..... -1СТ • 1. Увеличение производства высококачественного продовольственного зерна, пивоваренного ячменя, сахарной свеклы. 2. Развитие молочного и мясного скотоводства и свиноводства. 3. Увеличение мощностей перерабатывающих пред приятий для переработки продукции промышленного садоводства. 4. Введение в севооборот неиспользованных сель хозугодий для создания кормовой базы животновод ства. 1. Недостаток собственного сырья для загрузки мощностей молоко- и мясопере рабатывающих производств. 0D ОW S О X X о оч X о ST WT 1. Производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с использованием европей ских стандартов качества. 1. Ограничение расширения внутренних рынков сбыта производимой продукции из- за роста объемов импорта на территорию России. 2. Снижение импортных пошлин и госу дарственных субсидий, направленных на. поддержку сельского хозяйства при вступ лении в ВТО. ■3 о ы Е 3 В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Дальнейшее создание и развитие крупных агрофирм, холдингов, компаний по производству сельскохозяйственной продукции. 2. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хо зяйствования в агропромышленном комплексе. 3. Форсированное развитие животноводства в условиях постепенного импорто- замещения и обеспечения внутреннего спроса. 4. Развитие зернового производства, которое будет способствовать росту про изводства продукции животноводства и увеличению его экспорта. 5. Развитие на базе сельскохозяйственного производства перерабатывающих отраслей промышленности. 6. Повышение качества жизни сельских тружеников, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры. 7. Устойчивое социегльно-экономическое развитие сельских территорий. 8. Создание особых экономических зон агропромышленного типа. ЗАДАЧИ: 1. Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство. 2. Повышение эффективности использования средств государственной поддер жки за счет повышения качества инвестиционных проектов. ; 3. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью получения плановых показателей эффективности. 4. Развитие лизинга (через Росагролизинг) для укрепления материально-тех нической базы хозяйств. 5. Развитие страхования сельскохозяйственных рисков. 6. Создание особых экономических зон агропромышленного типа. 3.4. Стратегический (SWOT) анализ развития строительного комплекса Липецкой области Таблица 3.4.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) .и угрозы (Т) Сильные стороны (S) 1. Наличие крупных строительных организаций и собственной развитой промышленности строи тельных материалов. 2. Богатая сырьевая база разнообразных не рудных строительных материалов. По некото рым видам минерального сырья область обес печивает не только свои потребности, но и по требности других регионов Российской Федера ции. 3. Обеспечение потребностей по большинству видов строительных материалов за счет собст венного производства (цемент, сборные бетон ные и железобетонные конструкции, стеновые материалы, строительная известь, щебень, гравий и др.). 4. Реализация на территории области приори тетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". 5. Финансирование за счет средств областного бюджета жилищных программ: «Свой дом», «Социальное развитие села до 2010 года», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Про грамма ипотечного жилищного кредитования», а также "Программы государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объек тов социальной сферы". 6. Высокая инвестиционная привлекательность области. 7. Наличие 12 проектных институтов и архитек турных мастерских, способных обеспечить по требности области в архитектурно- строительной, проектной документации. 8. Подготовка собственных кадров по специаль ности «Проектирование зданий» на базе ЛГТУ и специалистов среднего звена по специально стям «Архитектура» и «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в Липецком кол- ледже строительства. _____________________ Слабые стороны {W} 1. Строительный комплекс Липецкой области имеет определенные проблемы и диспропорции, связанные с низкой фондовооруженностью и огра ниченностью инвестиций в основной капитал строительной отрасли. 2. Высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий. 3. Неполная загрузка производственных мощно стей. 4. Отдельные виды материалов ввозятся полно стью или частично (высококачественный облицо вочный керамический кирпич, стекло, лесомате риалы и др.). 5. Сезонность строительного производства. 6. Строительное производство, как и промышлен ное, сосредоточено в большей степени в област ном центре. Территориальные различия в объе мах жилищного строительства весьма существен ны: 70% ввода жилья сосредоточено на террито рии гг. Липецк, Грязи, Липецкого и Грязинского районов, на всю оставшуюся территорию 4 горо дов и 16 сельских районов приходится лишь 30% ввода общей площади жилых домов. 7. Высокая рыночная стоимость жилья. 8. Низкая платежеспособность населения. 9. Недостаток и старение высококвалифици рованных кадров, отсутствие системы подготовки кадров, отвечающих потребностям строительного производства. 10. Отсутствие эффективных методов управления в целях повышения качества услуг и продукции по подели международных стандартов серии ISO 9000. (Продолжение на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz