Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 15 ноября 2006 г., № 220 (22848) Юфициально Постановление главного государственного санитарного врача по Липецкой области № 17 от 3 ноября 2006 г. о запрещении реализации спиртосодержащих дезинфицирующих, гигиенических средств и товаров бытовой химии без обязательной информации для потребителей я, главный государственный санитарный врач по Липецкой об ласти Савельев Станислав Иванович, проанализировав ситуацию с отравлениями суррогатными спиртосодержащими напитками и спир тосодержащими товарами бытовой химии, приведшими к госпита лизации 60 человек с диагнозом «токсический гепатит», а также учи тывая регистрацию массовых отравлений в субъектах Российской Федерации, связанных с реализацией спиртосодержащих дезинфи цирующих, гигиенических средств и товаров бытовой химии с нару шением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» по нали чию обязательной информации для потребителя к дезинфицирую щим средствам «Экстрасепт-1», « Экстрасепт-1» с экстрактом брусники, с содержанием этилового спирта 95% ТУ 9392-002- 7354903-2004, произведенных ЗАО «Александровский завод быто вой химии» Владимирской области; «Антисептин 95%», ТУ 9392- 003-50168851/58497695-2002, произведенный ООО «Фармацевти ческий комбинат» г. Москва; «Раствор медицинский антисепти ческий 95%», произведенный «Рус Фарм Продукт» г. Троицк Мос ковской области; гигиеническое средство лосьон «Антисепт» с эк страктом перца, с содержанием этилового спирта 70 %, произве денный ЗАО МПО «Химсинтез» г. Красноармейск Московской обла сти, средство многофункциональное «Бытовой», произведенное ООО «Софринский комбинат бытовой химии и парфюмерно-косме тической продукции», ТУ 2384-59000008064-2005 и других наимено ваний. А также учитывая, что спиртосодержащие средства реализуются в аптечной сети во флаконах по 100 мл. в регионах России и начата реализация в. Липецкой области средств для дезинфекции поверх ностей, медицинского оборудования, рук персонала в качестве кож ного антисептика, а также в емкостях 1 л, 3 л, 5 л через торговую сеть для использования населением в быту. Руководствуясь результатами рейдовых проверок аптечных уч реждений Липецкой области, где выявлены грубые нарушения ст. 10 ФЗ « 2300-1 от 07.02.92 г. «О защите прав потребителей» п.11, 15, 56, 72, 81, «Правил продажи отдельных видов товаров» (утв. по становлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55). Из-за от сутствия на этикетке реализуемых спиртосодержащих средств ин формации о нормативной, технической документации (ГОСТ, ТУ), согласно которой производились данные средства, при отсутствии сведений о необходимости государственной регистрации, полного юридического адреса производителей, инструкции по применению, информации о наименовании ингредиентов, входящих в состав, об условиях хранения. Из проинспектированных 1878,0 дал спиртосо держащей продукции забраковано по отсутствии информации на маркировочном ярлыке о недопустимости использования спиртосо держащей продукции в пищевых целях и несоответствии требова ниям Т.Д. по маркировке 1347,0 дал, что является нарушением ст. 10.2, 25 ФЗ № 171 от 22.11.1995 г. «О государственном регулирова нии производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спир тосодержащей продукции». В связи с изложенным в целях обеспечения безопасности насе ления и защиты прав потребителей при использовании спиртосо держащих дезинфицирующих, гигиенических средств и товаров бы товой химии, руководствуясь ст. 51 Федерального закона от 30 мар та 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановляю: 1. Руководителям торговой и аптечной сети, индивидуальным предпринимателям, независимо от форм собственности, запретить реализацию населению спиртосодержащих дезинфицирующих, ги гиенических средств и товаров бытовой химии, в т.ч. перечислен ных в данном постановлении, с недостаточным объемом информа ции в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации. 2. Рекомендовать органам местного самоуправления потребо вать от соответствующих структур органов исполнительной власти, заинтересованных служб и ведомств, руководителей торговых орга низаций более активной и результативной работы по упорядочению торговли спиртосодержащими дезинфицирующими, гигиенически ми средствами и товарами бытовой химии. 3. Управлению здравоохранения Липецкой области (В.Х. Муру- зов) совместно с управлением Росздравнадзора по Липецкой обла сти (В.И. Перевезенцев); 3.1. Усилить: надзор за оборотом 1спиртосодержащих'!средств! медицинского назначения в аптечных учреждениях, при выявлении нарушений 0 ТЗыбаТь''лйцёнЭйЮ.’'*Рпту NTdqi. >мпп ,нппт 1 > m . it 3.2. Активизировать работу «Центра медицинской профилакти ки», наркологической службы по санитарно-просветительной рабо те среди населения о последствиях употребления алкогольных сур рогатов. 4. Председателю департамента потребительского рынка облас ти (В.А. Чеботарев) совместно с управлением внутренних дел Ли пецкой области (В.Н. Виневский) активизировать работу по контро лю за соблюдением правил реализации спиртосодержащей жидко сти в торговой сети и на рынках области. 5. Начальнику отдела защиты прав потребителей (М.А. Рыжко ва), начальникам ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области (О.В. Пятницкий, Н.В. Тарасов, Г.Н. Бардина, Р.П. Абрамо ва, Н.Н. Марушкина): 5.1. Ужесточить надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями независимо от форм соб ственности требований законодательства при реализации спирто содержащих дезинфицирующих, гигиенических средств и товаров бытовой химии через розничную, торговую и аптечную сеть. 5.2. При выявлении нарушений требований действующего зако нодательства принимать исчерпывающие меры административного воздействия к лицам, допускающим нарушения. 6. Просить управление по делам печати, телерадиовещаний, средств массовых коммуникаций области (А. В. Кардаш) оказать со действие в публикации в средствах массовой информации данного постановления. Предоставлять эфирное время специалистам Управ ления Роспотребнадзора, медицинским работникам для широкой разъяснительной работы среди населения. 7. Контроль выполнения настоящего постановления оставляю за собой. Главный государственный санитарный врач по Липецкой области С. САВЕЛЬЕВ. У ^ Д и ! За «козла» ответ печальный В ночь на 12 ноября в селе Политово Данковского района загорелась баня Когда пожарные прибыли на место, строение горело открытым пламенем, и огонь уже перекинулся на расположенный рядом сарай. Пожар, конечно, остановили, но при разборе завалов были обнаружены два мужских трупа. Один из погибших —хозяин домовладения, личность второго устанавливается. Обстоятельства происшествия пока выясняются, но специалисты предполагают, что причиной трагедии стал обогреватель самодельного производства (в народе так называемый «козел»). Такие происшествия характерны не только для сельской мест ности, но и для города с его многочисленными районами, плотно застроенными частными домами. Вот что рассказал “ЛГ” инспектор отдела надзорной деятельности по городу Липецку управления ГПН ГУ МЧС по Липецкой области Николай Ширнин: — Печальная статистика свидетельствует: с января по сентябрь нынешнего года в Липецке произошло 449 пожаров, основное коли чество которых — 304 — пришлось на жилой сектор. Жертвами сти хии стали 20 человек, в том числе один ребенок. По заключению судебно-медицинской экспертизы, 14 человек погибли из-за нео сторожности при курении в состоянии алкогольного опьянения, 4 — при неосторожном обращении с огнем и 2 человека — в результате поджога. Во время пожаров 42 человека были серьезно травмиро ваны. Материальный ущерб составил около 15 миллионов рублей. Если вам все-таки дороги жизнь, здоровье и имущество, важно соблюдать несколько простых “НЕ” : НЕ оставлять без присмотра включенные электроприборы; НЕ устанавливать их вблизи сгорае мых предметов, например, штор или мебели с книгами; НЕ пользо ваться электронагревательными приборами без устройств тепловой защиты: НЕ пользоваться неисправными электрическими розетка ми, вилками, выключателями и НЕ заклеивать их обоями; НЕ вклю чать в одну элекророзетку несколько приборов; НЕ обертывать элек тролампы бумагой или тканью; НЕ курить в постели! Служба новостей “Липецкой газеты”. гАктуальное интервью Зинаида ГРЕБЕНЩИКОВА, начальник управления экономики администрации области; «В системе госзакупок сегодня действуют единые правила игры...» в текущем году, как известно, в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд действует новый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нухсд». С вопросом, как идет его исполнение в нашем регионе и какие изменения произошли в системе государственных и муниципальных закупок Липецкой области, мы обратились к начальнику управления экономики администрации области Зинаиде ГРЕБЕНЩИКОВОЙ. — Зинаида Николаевна, новый закон работает уже бо лее 10 месяцев, что же изме нилось в системе государ ственных закупок за это вре мя? Какие результаты достиг нуты? Что можно записать в актив и что необходимо сде лать для совершенствования системы закупок в области в ближайшей перспективе? — С вступлением в силу но вого федерального закона в сис теме размещения заказов для государственных и муниципаль ных нужд произошли существен ные изменения. Во-первых, федеральный за кон — закон прямого действия, его введение обеспечило единое правовое поле для всех участни ков закупочного процесса, еди ные подходы и принципы разме щения заказа, единый порядок процедуры закупок для государ ственных и муниципальных нухад. Таким образом, ранее разобщен ная система закупок сегодня дей ствует по единым правилам — в не зависимости от уровня распо рядителя (федерального, регио нального, муниципального) и ис точника финансирования. Закон ;устраиил:имевшие место правота вые противоречия. <1 Во«вторых,' расширен пере'- а чень способов размещения зака за. Помимо конкурсов, котировок цен, введены новые пока для многих и для нашего региона про цедуры: аукцион, электронный аукцион, а также размещение на товарной бирже. И если практи ка проведения конкурсов и коти ровок нами уже наработана и продолжает совершенствоваться, то практика проведения аукцио нов, в том числе электронных, в нашей области пока отсутствует, но работа в этом направлении ве дется. — Как законом определе ны границы применения спо собов размещения заказа? — Законом четко регламен тированы предельные суммы для размещения по способам заку пок. Например, закупка стоимо стью от 60 до 250 тысяч рублей может осуществляться как спо собом запроса котировок цен, так и на аукционе, электронном аук ционе и на конкурсе. Продукция стоимостью от 250 до 500 тысяч рублей — с применением элект ронного аукциона,аукциона,кон курса. Для продукции стоимос тью от 500 до пяти миллионов рублей законом предусмотрен аукцион и конкурс, от пяти мил лионов и выше — аукцион, кон курс и товарная биржа. Как видим, выбор способов обширный, что позволяет в оп тимальные сроки обеспечить раз мещение заказа на поставку про дукции для государственных (му ниципальных) нужд. —До введения федераль ного закона заказы, не нашед шие своего поставщика в рам ках проведенных конкурсов или котировок цен, как пра вило, направлялись на кон курс или котировку цен по вторно либо размещались у единственного поставщика только с согласия областной комиссии по контролю за де ятельностью госзаказчиков. Как трактует подобную ситу ацию новый закон? — В новом законе затраты времени на проведение процедур и размещение заказа значитель но сокращены. В отличие от пре дыдущей нормативной правовой базы по закупкам, 94-й феде ральный закон не только пред писывает заказчикам четкие гра ницы и последовательность про ведения процедур размещения заказа, но и последовательность действий заказчика, в том числе в случаях, когда конкурс или ко тировка признаны несостоявши- мися. Если по результатам кон курса или котировки цен опреде лен только один поставщик, за явка которого признана конкурс ной комиссией соответствующей условиям конкурса, заказчик вправе размещать заказ у дан ного поставщика без какого-либо дополнительного согласования. Кроме того, срок подачи зая вок поставщиками по новому за кону составляет 30 дней, а не 45, как было ранее, что также сни жает затраты времени и соответ ствует теперь Гражданскому ко дексу. — Изменилась ли регио нальная система размещения заказа, и какие перспективы ожидают ее в будущем? — Да, региональная система размещения заказа также суще ственно изменена. С введением федерального закона определе ны уполномоченные органы по размещению государственного заказа в лице Департамента по требительского рынка и комите та по фармации и медтехнике. В интересах консолидации заявок государственных заказчиков ут верждена номенклатура продук ции, размещаемая госзаказчика- ми на торгах, проводимых упол номоченными органами, а также порядок взаимодействия госу дарственных заказчиков с упол номоченными органами. Приятно отметить, что сегод ня процесс закупок осуществля ется с использованием информа ционных технологий,способству ющих усилению открытости и гласности процесса закупок. С начала года введена в промыш ленную эксплуатацию региональ ная автоматизированная система (АС) «Госзакупки». В настоящее время проводится ее привязка к казначейской системе исполне ния бюджета. Кроме того, нами приобретен модуль «Аукцион». Сейчас прово дится его опытная эксплуатация, одновременно ведется обучение специалистов. После установле ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА,. ния правительством России пе речня товаров, работ, услуг, раз мещение заказов по которым бу дет осуществляться только на аукционах, этот способ размеще ния может стать доминирующим. Вместе с тем нельзя не при знать, что реформирование ре гиональной системы размещения заказа, переход на новую зако нодательную базу с одновремен ным внедрением системы «Гос закупки» было не самым благо приятным для большинства гос заказчиков, осуществляющих за купку продукции для государ ственных нужд. Процесс адапта ции их к новым условиям прохо дит не без проблем, что сказа лось и на результатах работы. Так, за 9 месяцев 2006 года доля конкурсного размещения госза каза по областному заказу сни жена по сравнению с уровнем прошлого года (с 74 до 34-х про центов), а доля размещения му ниципального заказа на конкур сах составила 40 процентов вме сто 43-х в прошлом году. В целях реализации единых подходов при проведении проце дур закупок, формирования ква лифицированного кадрового по тенциала и дальнейшего разви тия системы размещения консо лидированных заказов решением администрации области в октяб ре было создано профильное уп равление по размещению госза каза Липецкой области. Мы надеемся, что создание этого управления позволит сни зить количество непродуктивных и малоэффективных конкурсов, исключить или свести до мини мума возможные нарушения при их проведении. Также," по,наше му мнению, важно, чтобы процесс адаптации госзаказчиков к новым условиям работы благополучно и как можно скорее завершился, чтобы преобладающая часть го сударственных и муниципальных заказчиков встретила грядущий 2007 год с более успешными ре зультатами работы. — Любое законодатель ство эффективно, если оно четко исполняется. Предус мотрен ли государственный контроль за сферой закупок и защищены ли интересы по ставщиков? — Да, безусловно! И феде ральный закон, и правовые акты, принятые в его развитие, уста навливают необходимый уровень государственного контроля за со блюдением законодательства Российской Федерации о разме щении заказов. В частности, постановлением правительства России определе ны федеральные органы испол нительной власти, уполномочен ные на осуществление важней ших функций, связанных с сис темой размещения заказа. Мини стерство экономического разви тия и торговли России опреде лено как федеральный орган вла сти, осуществляющий функции по выработке государственной по литики и нормативному правово му регулированию в сфере раз мещения заказов. На Федераль ную антимонопольную службу России (ФАС) возложены функ ции контроля в сфере размеще ния заказов для государственных и муниципальных нужд, на Феде ральное казначейство —функции по ведению Реестра государ ственных контрактов, заключен ных от имени Российской Феде рации. На региональном уровне фун кции контроля за осуществлени ем государственных закупок, а также ведения Реестра государ ственных контрактов, заключен ных от имени Липецкой области, и официального сайта «Госзаку пки Липецкой области» возложе ны на управление экономики ад министрации Липецкой области. Порядок ведения Реестра госу дарственных контрактов утверж ден постановлением Липецкого областного Совета депутатов. В интересах открытости и гласности процедур закупок, уси ления контроля за соблюдением Российского законодательства и иных нормативно-правовых актов информация о размещении зака за в обязательном порядке все ми госзаказчиками вывешивает ся на официальном сайте госза купок Липецкой области и пуб ликуется в информационно-ана литическом выпуске «Липецкой газеты» «Госзаказ Липецкой об ласти». Что касается вопроса защи ты поставщиков, то с введением нового федерального закона ста тус их, как равноправных участ ников процесса закупок, возрос, и любые, даже незначительные, нарушения законодательства при проведении конкурсных процедур со стороны госзаказчиков или уполномоченных органов не ос таются без внимания поставщи ков. С начала года в управление экономики администрации обла сти как контрольный орган посту пило более десятка жалоб на дей ствия или бездействия государ ственных заказчиков, уполномо ченных органов. По результатам их,рассмотрения трем государг ственным заказчикам выданы предписания об устранении вы- . явленных нарушений. —Зинаида Николаевна, на что вы хотели бы обратить особое внимание наших чита телей? — На современном этапе пе рехода на новое законодатель ство одной из приоритетных за дач является обеспечение интег рации действующего законода тельства, создания единого пра вового регулирования на всех стадиях процесса закупок, уско рения развития единой системы государственных и муниципаль ных закупок в России в целом и регионах. И эта работа активно проводится. В настоящее время уже вне сены изменения и дополнения в 38 законодательных актов Рос сийской Федерации — в том чис ле в Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правона рушениях. И в связи с этим хо телось бы обратить особое вни мание на существенные измене ния и дополнения, внесенные в последний документ. Например, только за нарушение членом кон курсной ком и ссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения государственного или муниципального контракта применяется наложение штрафа в размере 25 минимальных оп лат труда. Подобные меры и бо лее серьезные (вплоть до уго ловной ответственности должно стных лиц) предусмотрены и в ряде других случаев правонару шения. И здесь уместно обратить внимание заказчиков, что факты применения административных мер в форме наложения штрафа на руководителей уже имеют ме сто и в нашем регионе. — И последний вопрос. В любом деле многое решают высокопрофессиональные кадры. Ахтуальна ли эта про блема для сферы закупок? — Безусловно, одной из при оритетных задач в сфере госу дарственных и муниципальных закупок Липецкой области, дру гих территорий является подго товка квалифицированных кад ров. Поэтому данному вопросу областная администрация уделя ет особое внимание. Подготовка специалистов в сфере государственных и муни ципальных закупок из года в год осуществляется на базе специа лизированных учебных заведений России, а также Липецкого фи лиала Орловской региональной академии государственной служ бы. С начала текущего года по вышение квалификации в сфере закупок прошло более 100 спе циалистов. Однако проблема кадров пока остается достаточно острой для заказчиков области. Подтвержде нием такому неутешительному выводу служит поток обращений государственных и муниципаль ных заказчиков в управление эко номики, правовое управление, другие федеральные и террито риальные структуры с просьбой предоставить разъяснения в от ношении отдельных положений 94-го закона. И зачастую зада ваемые вопросы выявляют низ кую степень владения базовыми знаниями законодательства о размещении заказов и практичес кую неготовность к выполнению функций государственных заказ чиков. Поэтому особое внимание мы уделяем подготовке и пере подготовке кадров и впредь счи таем для себя эту задачу приори тетной. Вместе с тем, по нашему мнению, движение в этом направ лении должно быть обоюдно за интересованным. Наша задача — обеспечить организационные, координацион ные меры по стабилизации ра боты системы закупок Липецкой области, по профилактике и пре дупреждению правонарушений в сфере государственных и муни ципальных закупок, по тесному и эффективному взаимодействию всех заинтересованных сторон на каждом этапе процедур закупок. В этих целях и в целях нала живания позитивного диалога между всеми участниками про цесса закупок и заинтересован ными структурами государствен ного и муниципального управле ния в ноябре намечено проведе ние Форума-выставки «Госзаказ- 2007». Встреча специалистов, взаимный обмен опытом, в том числе с коллегами из ЦФО, по зволит нам обсудить имеющие ся проблемы и в интересах всех сторон, участвующих в процессе закупок, совместно выработать эффективные меры по дальней шему совершенствованию систе мы закупок области, а также вне сти необходимые коррективы в систему законодательства по за купкам. Приглашаем участников заку почного процесса принять актив ное участие в проводимом Фо руме-выставке. Интервью вел Виктор СМИРНОВ. ^Задним умом Волга по-прежнему впадает в Каспийское море? Александр КОСЯКИН, обозреватель «Липецкой газеты» Человек человеку —волк. Такую, с позволения сказать, истину можно теперь узнать в... школе. Это деятели одного столичного издательства (вполне респектабельного, если судить по продукции) целый год будут вдалбливать идиотскую философему в головы детям. Директор Донской средней школы показал мне дневник школьника: на обложке —морды волков, скалящие зубы, и та самая надпись на двух языках. «Что это? Как это? Почему так?» — спрашивал директор. Но те же самые безответные вопросы были и у меня. Посмотрели мы друг на друга, пожали плечами да и разошлись... А дневник пришлось вер нуть ученику — его ему родите ли купили на свои деньги. И те перь ребенок каждый день бу дет доставать дневник из порт феля и безотчетно «фотографи ровать» на долгую память вол чий оскал... Запомнится, конеч но. Дневник отпечатан массо вым тиражом на добротной бу маге в столице нашей Родины. Адрес издательства, дата под писания в печать — все на мес тах, все как полагается. И если направить по указанному адре су ревизоров, пустить по сле дам специалистов по защите прав потребителя, реакция ока жется предсказуемой: «Не нра вится — не берите!» Недавно министр образова ния и науки России Андрей Фур сенко рассекретил данные наци онального позора: оказывается, большинство школьных учебни ков не отвечают установленным требованиям и, более того, со держат грубые ошибки. Министр даже озвучил и цифру: 80 (!) про центов учебников содержат гру бые ошибки. Это кто же у нас, спрашива ется, отвечает за учебники, а? Уж не ведомство ли господина Фур сенко? Так давайте ему за са мокритику медаль дадим, а за смелость — орден с бантом... Между тем за этими циф рами, как за дырявым забором, можно углядеть физии чинов ников, которые ставят факси мильное «Рекомендовано» и подписи с печатями на образ цах учебников всего в двух слу чаях: либо когда сами, что на зывается, ни «бэ», ни «мэ» в об разовательной науке и практи ке, либо когда есть кровный интерес подмахнуть любую бу магу. И тогда таблица умноже ния может превратиться в таб лицу Менделеева, а дважды два будет пять. Недавно представителю об ластного Департамента образо вания и науки в газете «Добрый вечер!» пришлось защищать честь мундира. Министра-де не так поняли, и не все у нас так уж плохо. А что же хорошо, по мнению чиновницы? А вот что. В наше время развелось много вариантов учебников, и «у уче ников и их родителей появилась возможность выбора». «Но плю сов, как известно, без минусов не бывает. Их, видимо, и имел в виду министр». Видимо... А за тем специалист изобразил та кую загогулину: «Из-за большо го количества авторов и изда тельств, желающих издавать учебники, качество предлагае мого к изучению материала не избежно снизилось. В связи с этим повысились требования и ответственность к органам, осу ществляющим экспертизу учеб ников». Да-а, в самом деле? Повысилось? До тех самых восьмидесяти процентов брака? С таким же успехом можно ут верждать, что чем больше на рынке продавцов, тем больше порядка. А может быть. Экспертному совету при Министерстве обра зования и науки РФ пойти от обратного? Напротив, резко со кратить число специалистов и издательств, способных умно, ответственно и по-порядочному относиться к важнейшему госу дарственному делу? Дать госза каз тем, кто уже себя показал? Иначе мы и дальше будем под тягивать дурными голосами раз бойничью песню реформаторов про то, как рынок сам все отре гулирует... Ведь появление контрафак тных, как кассеты и таблетки, учебников —следствие беззубой политики Минобразования. Это такой же факт, как и то, что Вол га впадает в Каспийское море (именно так писали прежде в «правильном» учебнике). На рын ке же водятся учебники, в кото рых черным по белому написа но, что победу в Великой Отече ственной войне одержали аме риканцы! А если Сорос выпишет кому-то еще один грант, то мо жет оказаться, что территория от Курил до Нижней Колыбелки — принадлежит исключительно ки тайцам... Виновата в этом безобразии, конечно, не школа, а система об разования в нашей стране, ко торая позволяет проносить в класс, как взрывчатку, как мину замедленного действия, вот та кие вот штучки-дрючки. ...Помню, как за несколько дней до 1 сентября мы ходили в школу «за учебниками». А потом нюхали их, ароматно пахнущие типографской краской, и уже к вечеру знали наизусть дюжину параграфов. И верили каждому слову. Это потом я лично прове рил, что та же Волга действи тельно впадает в то же Каспий ское море, а тогда, сидя во дво ре на свежеструганных бревнах, просто верил учебнику. На сло во. Так ведь верят и сегодня! Вот к чему ответственность взросло го дяди из министерства долж на быть пристегнута.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz