Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
14 ноября 2006 г., № 219 (22847) ЛИПЕЦКАЯ газета ^П р ем ьер а Экзаменатор - «Ревизор» Гоголевский «Ревизор» —вечно актуальная классика, одна из редких комедий на все времена. И не только для отечественного театра. На протяжении последних лет тридцати мне довелось увидеть с десяток постановок «Ревизора» —в Малом театре, Большом драматическом театре тогда еще в Ленинграде, в «Современнике», Театре сатиры, в исполнении провинциальных трупп. Понятно, что в ведущих ролях выступали лучшие актеры (Юрий Соломин, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Галина Волчек, Марина Неелова, Валентин Гафт, Андрей Миронов, Анатолий Папанов...), а кахщый . спектакль звучал программно, концептуально, ) нередко дерзко и с точки зрения трактовки, и с точки зрения режиссуры. Премьера «Ревизора», который показал в 86-м сезоне Ли пецкий академический театр драмы имени Толстого, как будто бы на потрясение основ и традиций не претендовала. Главных персонажей играют не маститые любимцы публи ки, а студенты местного курса Российской академии теат рального искусства (РАТИ-ГПТИСа). И постановка эта —дип ломная работа его питомцев. То есть расклад ясен. На одной чаше весов — произведе ние, вошедшее в историю театрального искусства. На другой — недипломированные, пусть и ведомые опытнейшим руко водителем театра и курса Владимиром Пахомовым, молодые актеры в сложнейших возрастных ролях. Надо отдать должное мудрости режиссера: он не ставил перед ними непосильных пока задач, но сумел гармонизиро вать собственный высокий профессионализм и творческий темперамент с возможностями актерского состава, уверенно распорядившись «материалом». Главная загадка «Ревизора» — почему прожженный уезд ный «хозяин» Сквозник-Дмухановский (Ашдрей Литвинов) «сосульку, тряпку принял за важного человека», ревизора из Петербурга — разгадывается просто и убедительно. С од ной стороны, благодаря тексту пьесы, с другой — благодаря стремительному темпоритму на сцене. Письмо от приятеля Городничего, где сообщается о приезде грозного инкогнито, выбивает городского голову и его окружение из привычного, полностью подконтрольного им «уклада» существования. У страха глаза велики. Достаточно случайного первотолчка, чтобы возникла неостановимая череда событий, провоциру ющая лавину. Толчок дает суетливая парочка Бобчинский- Добчинский, бездельничающие помещики, которым до всего есть дело. И вот пошло-поехало, завертелось-закрутилось. На сцене царит перманентная лихорадочная бестолковость персонажей, в финале озвученная Городничим («Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум») и попечителем богоугодных заведений Земляникой — Сергеем Денисовым («Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал»). Хлеста ков (Максим Заврин), бойкая, неунывающая, приятственно и эдак по-приятельски нагловатая «столичная штучка», сму щает и прямо-таки очаровывает (в смысле околдовывает) грешных чиновников. Особая сложность при постановке гоголевского шедевра кроется в его хрестоматийности. Над диалогами и положе ниями мы, собственно, отсмеялись еще в школе. А спектакль- то должен быть свежо, заново смешным. За Гоголя, вернее вслед за Гоголем, надо что-то додумывать, придумывать — трюки, неожиданные мизансцены, вплоть до отсутствующих у автора персонажей. А также привнести в действие долю абсурдизма, немотивированности поведения героев. Приду мано В. Пахомовым и молодыми артистами много. Допус тим, трактирный слуга (Евгений Сенченко) неосмотрительно приходит в номер к оголодавшим Хлестакову и его слуге Осипу (Николай Билько), смачно жуя булочку. Трезвомыс лящий, практичный Осип, в короткой, борьбе выхватывает у «коллеги» то, что тот не успел доесть. Отдельные трюки в спектакле чуть ли не цирковые. Чув ствительный Добчинский (Олег Гораев) извергает обильные клоунские слезы, да и нарочито утолщенный его живот тоже позаимствован у коверных. От цирка — и подобострастное вытирание желтеньким кашне Земляники обуви Хлестако ва. Дуэт помещиков впервые появляется перед публикой с... привязанными сзади стульями. Так этой «сладкой парочке», не знающей покоя, можно где угодно ненадолго присесть и отдохнуть. Замечательна секундная «аллюзия» в эпизоде вранья. При словах Хлестакова «С Пушкиным на дружеской ноге» рядом с ним возникает Добчинский (Максим Епифанцев), и — ба! — мы замечаем: у Добчинского — явно пушкинский парик. К единственному у Гоголя слуге Городничего, сверхстреми тельному, ни на миг не стоящему на месте Мишке (Дарья Богданова), театр добавляет служанку (Маргарита Романо ва), существо взлохмаченное и, ввиду такой же, как и у Мишки, бестолковости, похоже, имеющее с ним особо при ватные отношения. Гоголь — не Чехов. Оттого и персонажи обходятся без тонких психологических нюансов, каждый обрисован одной- двумя красками. Городничий находится в постоянной нер вной озабоченности. Анна Андреевна, его жена (Лилия Бо кова), — нахраписта, она явный семейный лидер, особенно в общении с вечно противоречащей ей дочкой. Осип, помимо трезвомыслия, практицизма, еще и неизлечимый клептоман. Срывающийся на фальцет Земляника — угодлив. Наглова тая независимость судьи Ляпкина-Тяпкина (Павел Чунихин) вполне соответствует его охотничьему азарту и получению взяток исключительно борзыми щенками. Наоборот, явно из робкого десятка почтмейстер Шпекин (Евгений Азманов). Тем не менее он без колебаний перлюст рирует почту. Скромнее, незаметнее остальных выглядят дочь Городничего Марья Антоновна (Залина Мгилиева) и смотри тель училищ Хлопов (Андрей Гончаров). Подобную скром ность, видимо, следует понимать следующим образом: дочка проводит лирическую девичью линию, а училищный началь ник все-таки должен быть хоть поверхностно воспитан, не груб. Незатейливое, нейтральное оформление художников Ольги Твардовской и Владимира Макушенко (дом Городничего в стиле «провинциального ампира» показан одновременно и снаружи, и изнутри; убогий интерьер гостиничного номера Хлестакова выносится ближе к авансцене) тоже вполне соот ветствует студенческому духу постановки. Однако текст пье сы, насколько я заметил, не сокращен, не упрощен. Не за быт и ни один третьестепенный персонаж. А когда в последнем, пятом, действии поздравить семей ство градоначальника с помолвкой его дочери и Хлестакова собирается внушительная массовка с участием опытных гпс- теров, это воспринимается символично. Подавляющее боль шинство труппы словно вышло поддержать студентов, наде лить спектакль знаком академического качества. Все верно: этот «Ревизор», стремительный, веселый, создан не для крат косрочного экзаменационного показа и скорее всего останет ся в репертуаре театра. Между тем впереди у липецкого кур са РАТИ-ГИТИСа еще целый учебный год. И в конце него молодые артисты вместе с наставниками должны, судя по всему, предъявить нам еще что-то новенькое и не менее лю бопытное... Константин КЛЮТКИН. ^Большая семья Не бойтесь учиться хорошему Чтоб не прервалась связь времен Валентина Александровна с любимой внучкой Светланой. ФОТО АВТОРА День рождения Валентины Александровны Дячиной из села Петровка Грязинского района отмечают многолюдно, как свадьбу: шутка ли, 40 человек собираются —дети, внуки, правнуки... Зато свадьбу ее когда-то уж и отчаялись сыграть —всех сватов заворачивала. С шестнадцати лет девку —и это в послевоенное время, когда женихи были наперечет, —замуж звали, а она словно чувствовала: не судьба. Хотя и суженого своего не сразу разглядела. Парень он был серьезный — шесть лет ■отслужил в армии, восста навливал .разрушенные вой ной мосты, дороги, никако го труда не боялся. Но и она цену себе знала — ловкая, работящая, про таких гово рят «в руках все горит». Да и хороша была — косы тол стые, сама рослая, статная. Но с норовом... И маму жа лела: столько было вместе пережито. Потому и не торо пилась замуж. ...Война застала их семью на Украине, в Запорожье, куда отец подался на заработ ки. Его сразу же призвали — и никаких вестей от него: как в воду канул. Погибли на войне и двое его братьев — Григорий и Леонид, зато еще двое —Сергей и Яков —ока зались счастливчиками, пос-' ле Победы приехали домой. В Петровку чудом добра лась и мама Валентины: их эшелон могли разбомбить не раз, но им повезло. С младен- цем-сыном на руках, с двумя дочками, она тоже вернулась — в избу, которая давно пе рестала быть жилой. Но вдо ва крепко сцепила зубы, что бы не рыдать от'тоски и горя, и сама сложила печь, утепли ла стены, подлатала крышу т.— и жизнь-,’ скудная и пол ная трудов, потекла дальше. С тринадцати лет Вален тина зарабатывала трудодни — сначала собирала золу по дворам, которой ранней вес ной удобряли поля, потом сеяла, вязала снопы, а с пят надцати лет уже помогала мужикам косить рожь, яч мень, пшеницу, овес. — Уставала так, — вспо минает она, —что, казалось, упаду и не встану. И вдруг под вечер услышу гармонь вдалеке — косу брошу и тут же на поле в пляс пускаюсь. Танцевать любила —страсть! На балалайке играла, а как пела! С переливами, громко, душевно... И на все ее хватало: млад ших поднимать, шить, вя зать, кружева плести, стря пать. А чистюля была — ка ких поискать... Нашел-таки ее Владимир Дячин, упорством, лаской и любовью взял. И все бы хо рошо — пошли дети, муж помогал, не обижал. —Да нужда загрызла, — говорит она. Поэтому дома, даже в дек ретном отпуске, никогда не сидела: родит дитя — и в те л ятник , где выхаживала даже самых слабых, квелых телят. Потом пошла в дояр ки: вручную доила по 25 ко ров три раза в день! ...Сегодня Валентина Александровна живет в про сторном обустроенном доме, в покое и достатке, ее любят и чтут. Но ей все неймется: она разводит цветы, вяжет, хлопочет по хозяйству, даже прядет. . -■ — Никогда не ждала, что кто-то за меня сделает, все умела сама, причем из ниче го. У меня и мама такая была, и своим детям я все гда наказывгипа: не бойтесь учиться у людей хорошему, а от плохого бегите... — У нас все, — подтвер ждает внучка Света, — от бабушки что-то взяли, но только каждый свое: стар шая ее дочь Нина — та сто- умовая, все знает, помнит, умеет. Вторая, Люда, любит огородничать, цветы выра щивать. Третья, Татьяна, — стряпуха отменная, блины и квас у нее всем на зависть. А моя мама, Раиса, по детям в бабушку пошла — четверых вырастила... Еще у Валентины Дячи ной есть сын, Владимир, на званный в честь отца, он пче ловод. А зять, в доме кото рого, у дочери Раи, она жи вет, тоже на все руки мастер. Стоумовые, одно слово. Кста ти, учатся дети и внуки толь ко на «хорошо» и «отлично». — А я безграмотная, — неожиданно признается ба бушка. Вот и удивляешься: отку да в этой простой русской женщине столько мудрости и задора, силы духа и интере са к жизни? Ведь судьба ее явно не баловала, как, впро чем, и все старшее поколение России, стоически переносив шее и голод, и холод, и нуж ду, и непосильную работу. Вот и разучились иные из них улыбаться, радоваться жизни. — Что вы, — вновь всту пает Света, — наша бабушка очень веселая, еще и наря жаться любит, бусы разные обожает. А сколько у нее раз ных платков! Повяжет — и словно вся светится от радо сти. Такая она у нас, любит все красивое, доброе и сама без дела ни минуты не сидит, чистоту и порядок вокруг наводит... — Вроде бы уже и без меня обойдутся, а только все равно жалко их оставлять... — загрустила бабушка. И не надо никого остав лять, Валентина Александ ровна! 5 детей, 12 внуков и правнуков — это, конечно, здорово, но ведь вашего пол ку скоро прибудет: внучка на сносях. А там и у других еще появятся детишки, так что вы долго будете всем нужны: с вашей неутомимостью, бод ростью, созидательным отно шением к жизни. Да и про сто потому, что вас любят... Эмма МЕНЬШИКОВА. зеркале прессы о тракторах, спортсменах и казаках Тем, кок^ хочется знать, что пишут о жизни нашей области в периодике Москвы и других регионов, предлагаем библиографию последних публикаций. «Агромашхолдинг» — новое качество. (О тракторах ЛТЗ-140, ЛТЗ- 120, выпускаемых на ОАО «Липецк, трактор»). Коммерсантъ. 26 окт. Александрова О. Липецким властям померещилась нефть: обл администрация нашла инвестора для стр-ва НПЗ. (Проект по стр-ву нефтеперерабатывающего з-да предложило ООО «ТЭК-Раненбург», учрежд. группой москов. бизнесменов). Коммерсантъ. 20 окт. «Ассоль» добавила к пластмассе гофрокартон. (Цех по пр-ву пя тислойного гофрокартона введен в эксплуатацию в ООО «Компания «Ассоль»). Коммерсантъ. 28 окт. Бакланов Ю. «Казаки» покоряют Китай. (О выступлении Гос. ан самбля танца «Казаки России» на сцене Пекинского концертного зала). Сел. жизнь. 10 окт. Беликов Д. НЛМК прокатится по Европе: комбинат создает с Duferco совместное предприятие. (В него будут переданы прокат ные активы Duferco в Европе и США). Коммерсантъ. 19 окт. Ванденко А. Наказание для Берникова: бывш. гл. тренер «Ме таллурга» С. Берников, в середине сентября устроивший избиение футболистов возглавляемого им тогда клуба, возможно, будет по жизненно дисквалифицирован. Совет, спорт. 24-30 окт. Карабут Т. Липчане собирают макулатуру. (Группа Липецк, биз несменов построит на территории ОЭЗ «Липецк» завод по перера ботке макулатуры). Коммерсантъ. 19 окт. Карабут Т. «Троя-Ультра» стала «Лебедянской» на 100%. (ЭКЗ «Лебедянский» стал владельцем уставного капитала ООО «Троя-Уль- тра» (СПб). Коммерсантъ. 24 окт. Квочкин А.И. Состояние и перспективы развития инвестицион ной деятельности в АПК Липецкой области. Экономика с/х и пере рабатывающих предприятий. № 9. Лавренков И. Росприроднадзор пригрозил закрыть щахты НЛМК. (Управление Росприроднадзора по Кемеров. обл. начало процедуру отзыва лицензий у двух шахт «Прокопьевскугля», которые работают без эколог, экспертиз). Коммерсантъ. 18 окт. «Липецкэнерго» направило на подготовку к зиме 90 млн. рублей. Экономика и жизнь — Черноземье. 29 окт. — 3 ноября. Лиходзиевская Н. Для отдыха и исцеления делают все возмож ное в санатории «Липецк». (О ЗАО «Липецккурорт»). Рос. газ. 26 окт. Милевская Т. «Думаю, что лет десять еще повыступаю»: лучщий стрелок мира (липчанин) Виталий Фокеев — «Газете». (Беседа об итогах успешного спорт, сезона). Газета. 26 окт. «Мы были готовы к национальному проекту». (Беседа с началь ником гл. управления сел. хоз-ва администрации Липецк, обл. М. Кузнецовым об итогах сбора нового урожая и о том, как обл. про грамма развития животноводства получила «второе дыхание» бла годаря нацпроекту «Развитие АПК»). Коммерсантъ. 26 окт. Панарин С. Красная карточка тренеру? (О последствиях сканда ла в липецком ФК «Металлург»). Рос. газ. 27 окт. Сирота Н. Модельный ряд тягового класса: новые тракторы «Ки ровец» не имеют аналогов на отечеств, рынке. (ОАО «Липецкагро- снабсервис» продает и обслуживает сельхозтехнику Петербург, трак тор. з-да). Рос. газ. 24 окт. Соки «Лебедянского» польются в Казань и Нижний. (Об откры тии торговых филиалов ЭКЗ «Лебедянский» в Нижнем Новгороде, Липецке и Казани). Коммерсантъ. 26 окт. Трубников Р. 23 новых объекта национального проекта. (По нац проекту «Развитие АПК» в Липецк, обл. сооружаются или реконстру ируются 3 птицефабрики, 4 свиновод, и 16 молочн. комплексов). Экономика и жизнь — Черноземье. 21-27 окт. Что коллекционируют российские миллиардеры. (Глава НЛМК В. Лисин коллекционирует каслинское литье). Труд. 21 окт. Щетинин С. Ставка на выигрыш. (На фондовой бирже ММБ со стоялось размещение первого выпуска муницип. облигаций г. Ли пецка). Рос. газ. 20 окт. Подготовила Наталья ПЕНДЮРИНА, главный библиограф Липецкой областной универсальной научной библиотеки. ^К он курс Елецкий голос «Поющей России» Звание лауреата первой премии получил академический хор Елецкого государственного училища искусств имени Т. Н. Хренникова на региональном этапе VI Всероссийского конкурса академических хоров и вокальных ансамблей «Поющая Россия» в Санкт-Петербурге. в. нем приняли участие около двадцати коллективов из различных уголков России, а в состав жюри входили про фессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской Академии музыки им. Гнесиных и Санкт-Петербургской государственной консерватории. Для того, чтобы стать участником «Поющей России», ака демическому смешанному хору Елецкого государственного училища искусств им. Т.Н. Хренникова пришлось предва рительно посоревноваться с коллективами из 128 городов России. Теперь наши земляки готовятся к участию в фи нальном туре и концерте победителей VI Всероссийского кон курса, который пройдет весной 2007 года в Москве. Лучшие коллективы после этого отправятся в гастрольный тур по Европе. (Соб. инф.) «Нюрнбергский вальс» и альпийские «Камни» Театр танца «Эскапада»: студенты должны жить ярко История этого творческого коллектива началась с курьеза. Собрались увлеченные искусством Терпсихоры студенты Липецкого педагогического тогда еще института и долго придумывали, какое же название себе выбрать. Чтобы и выразительное было, и не такое, как у всех. Остановились на звучном —«Эскапада». И радовались своей оригинальности ровно полгода, пока в Липецк не приехала еще одна «Эскапада» —воронежский театр... эротического танца. В общем, поводов для шуток хватало, а вот отразилось ли такое совпадение на популярности начинающего ансамбля или нет —уже трудно вспомнить. Все же десять лет прошло. Сцена из спектакля. ФОТО ОЛЕГА МУРАШОВА — Сейчас, когда я слышу, как меня иногда представляют — Мар гарита Владимировна, бессменный руководитель, уже десятилетие воз главляющая театр, — мне прямо- таки не по себе становится: неуже ли я такая старая? — смеется дей ствительно первый и единственный, но все еще очень молодой руково дитель коллектива Маргарита Кон дратьева. И она, и те, кто решил в 1996 году вместе с ней организовать свой собственный студенческий театр танца, до сих пор удивляются дол гожительству их детища. Ведь на чиналось все почти как игра: «про били» магнитофон, сщили три кос тюма — и вперед, на сцену, снача ла репетировать, а затем уж и вы ступать. Материальной помощи от вуза ждать особенно не приходилось — ему самому тогда требовалась под держка. Поэтому и подрабатывали, выступая на разных мероприятиях, и костюмы на свои деньги шили, каждому добытому куску ткани ра довались. Это потом все наладилось, были выступления и на «Черном коте», и на других региональных конкурсах. Правда, состав участни ков к тому времени уже поменялся. Ну а бывшая выпускница историчес кого факультета, с детства увлечен ная танцами, Маргарита Кондратье ва так и не смогла расстаться со сво им увлечением. Закончила училище искусств имени Игумнова и теперь работает учителем ритмики и хорео графии в липецкой гимназии № 64. И, конечно, руководит «Эскападой». В репертуаре — современные эс традные танцы разных стилей: от классики до модерна. Среди танце вальных миниатюр есть и такие се рьезные, как «Нюрнбергский вальс», посвященный 60-летию По беды, или «Камни», навеянные му зыкой Паганини и собственными воспоминаниями Маргариты о заня тиях альпинизмом. А есть и очень задорные, вроде «Новогоднего хип- хопа». Автор композиций — руко водитель театра. Но иногда и сами танцоры подают интересные идеи. — Это мой островок добра. Я очень люблю свой коллектив. Одна мысль о том, что есть они — те, кто придет вечером танцевать, общать ся, — уже греет душу, — признает ся Маргарита. Но беззаботной жизнь руководи теля любого театра не бывает никог да. У «Эскапады» свои проблемы. Например, нестабильность актерско го состава. — У нас ведь танцуют студенты. У кого-то сессия началась, кто-то влюбился, кто дипломную засел пи сать, кто выпустился — и все, ряды пустеют. Однажды обстоятельства так сложились, что за полтора ме сяца половина коллектива поменя лась. Просто ужас! Но мы справи лись, — рассказывает Маргарита. А порой внештатные ситуации возникают и из-за неизбежных в танцах травм. —Один раз, прямо перед конкур сом, наш солист повредил спину и не мог выступать. А он в четырех танцах был задействован! Ну в двух его партии станцевали девочки, в третьем я одна выступала и делала вид, что так и положено. В четвер том же нужно было срочно искать замену. Выручил наш бывший учас тник. Он, собственно, пришел про сто поболеть за нас, а мы его обрадо вали: готовься, мол, через полчаса на сцену выйдешь. У студентов «Эскапада» популяр на. В начале учебного года по пять десятков человек приходит. Потом, правда, многие отсеиваются. Но зато остаются те, кому не надо объяс нять, почему на репетиции нужно ходить регулярно — и не просто по болтать, а работать. Сейчас в театре двенадцать актеров — четверо юно шей и восемь девушек. — Не усложняют ли репетиции жизнь? Наоборот! — уверяет Иван Черкасов. — Здесь такая легкая, дружеская атмосфера. Это здорово. — Да, у нас весело, — продол жает Женя Овечкина. — Мы ведь не только к выступлениям готовим ся, но и в поход летом ходим, и Но вый год вместе встречаем. — Пусть на неделю раньше, но зато в маскарадных костюмах, — добавляет Катя Сапрыкина. —А во обще знаете, зачем это все нужно? Вот будут мои дети и спросят: «Мам, пап, а что такое студенчество?» И о чем бы я стала рассказывать, не будь те атра? «Это, сынок, лекции, сессии, семинары»? А тут столько всего ин тересного — будет о чем вспомнить! Елена МОСКАЛЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz