Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

14 ноября 2006 г., № 219 (22847) ЛИПЕЦКАЯ газета ^П р ем ьер а Экзаменатор - «Ревизор» Гоголевский «Ревизор» —вечно актуальная классика, одна из редких комедий на все времена. И не только для отечественного театра. На протяжении последних лет тридцати мне довелось увидеть с десяток постановок «Ревизора» —в Малом театре, Большом драматическом театре тогда еще в Ленинграде, в «Современнике», Театре сатиры, в исполнении провинциальных трупп. Понятно, что в ведущих ролях выступали лучшие актеры (Юрий Соломин, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Галина Волчек, Марина Неелова, Валентин Гафт, Андрей Миронов, Анатолий Папанов...), а кахщый . спектакль звучал программно, концептуально, ) нередко дерзко и с точки зрения трактовки, и с точки зрения режиссуры. Премьера «Ревизора», который показал в 86-м сезоне Ли­ пецкий академический театр драмы имени Толстого, как будто бы на потрясение основ и традиций не претендовала. Главных персонажей играют не маститые любимцы публи­ ки, а студенты местного курса Российской академии теат­ рального искусства (РАТИ-ГПТИСа). И постановка эта —дип­ ломная работа его питомцев. То есть расклад ясен. На одной чаше весов — произведе­ ние, вошедшее в историю театрального искусства. На другой — недипломированные, пусть и ведомые опытнейшим руко­ водителем театра и курса Владимиром Пахомовым, молодые актеры в сложнейших возрастных ролях. Надо отдать должное мудрости режиссера: он не ставил перед ними непосильных пока задач, но сумел гармонизиро­ вать собственный высокий профессионализм и творческий темперамент с возможностями актерского состава, уверенно распорядившись «материалом». Главная загадка «Ревизора» — почему прожженный уезд­ ный «хозяин» Сквозник-Дмухановский (Ашдрей Литвинов) «сосульку, тряпку принял за важного человека», ревизора из Петербурга — разгадывается просто и убедительно. С од­ ной стороны, благодаря тексту пьесы, с другой — благодаря стремительному темпоритму на сцене. Письмо от приятеля Городничего, где сообщается о приезде грозного инкогнито, выбивает городского голову и его окружение из привычного, полностью подконтрольного им «уклада» существования. У страха глаза велики. Достаточно случайного первотолчка, чтобы возникла неостановимая череда событий, провоциру­ ющая лавину. Толчок дает суетливая парочка Бобчинский- Добчинский, бездельничающие помещики, которым до всего есть дело. И вот пошло-поехало, завертелось-закрутилось. На сцене царит перманентная лихорадочная бестолковость персонажей, в финале озвученная Городничим («Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум») и попечителем богоугодных заведений Земляникой — Сергеем Денисовым («Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал»). Хлеста­ ков (Максим Заврин), бойкая, неунывающая, приятственно и эдак по-приятельски нагловатая «столичная штучка», сму­ щает и прямо-таки очаровывает (в смысле околдовывает) грешных чиновников. Особая сложность при постановке гоголевского шедевра кроется в его хрестоматийности. Над диалогами и положе­ ниями мы, собственно, отсмеялись еще в школе. А спектакль- то должен быть свежо, заново смешным. За Гоголя, вернее вслед за Гоголем, надо что-то додумывать, придумывать — трюки, неожиданные мизансцены, вплоть до отсутствующих у автора персонажей. А также привнести в действие долю абсурдизма, немотивированности поведения героев. Приду­ мано В. Пахомовым и молодыми артистами много. Допус­ тим, трактирный слуга (Евгений Сенченко) неосмотрительно приходит в номер к оголодавшим Хлестакову и его слуге Осипу (Николай Билько), смачно жуя булочку. Трезвомыс­ лящий, практичный Осип, в короткой, борьбе выхватывает у «коллеги» то, что тот не успел доесть. Отдельные трюки в спектакле чуть ли не цирковые. Чув­ ствительный Добчинский (Олег Гораев) извергает обильные клоунские слезы, да и нарочито утолщенный его живот тоже позаимствован у коверных. От цирка — и подобострастное вытирание желтеньким кашне Земляники обуви Хлестако­ ва. Дуэт помещиков впервые появляется перед публикой с... привязанными сзади стульями. Так этой «сладкой парочке», не знающей покоя, можно где угодно ненадолго присесть и отдохнуть. Замечательна секундная «аллюзия» в эпизоде вранья. При словах Хлестакова «С Пушкиным на дружеской ноге» рядом с ним возникает Добчинский (Максим Епифанцев), и — ба! — мы замечаем: у Добчинского — явно пушкинский парик. К единственному у Гоголя слуге Городничего, сверхстреми­ тельному, ни на миг не стоящему на месте Мишке (Дарья Богданова), театр добавляет служанку (Маргарита Романо­ ва), существо взлохмаченное и, ввиду такой же, как и у Мишки, бестолковости, похоже, имеющее с ним особо при­ ватные отношения. Гоголь — не Чехов. Оттого и персонажи обходятся без тонких психологических нюансов, каждый обрисован одной- двумя красками. Городничий находится в постоянной нер­ вной озабоченности. Анна Андреевна, его жена (Лилия Бо­ кова), — нахраписта, она явный семейный лидер, особенно в общении с вечно противоречащей ей дочкой. Осип, помимо трезвомыслия, практицизма, еще и неизлечимый клептоман. Срывающийся на фальцет Земляника — угодлив. Наглова­ тая независимость судьи Ляпкина-Тяпкина (Павел Чунихин) вполне соответствует его охотничьему азарту и получению взяток исключительно борзыми щенками. Наоборот, явно из робкого десятка почтмейстер Шпекин (Евгений Азманов). Тем не менее он без колебаний перлюст­ рирует почту. Скромнее, незаметнее остальных выглядят дочь Городничего Марья Антоновна (Залина Мгилиева) и смотри­ тель училищ Хлопов (Андрей Гончаров). Подобную скром­ ность, видимо, следует понимать следующим образом: дочка проводит лирическую девичью линию, а училищный началь­ ник все-таки должен быть хоть поверхностно воспитан, не груб. Незатейливое, нейтральное оформление художников Ольги Твардовской и Владимира Макушенко (дом Городничего в стиле «провинциального ампира» показан одновременно и снаружи, и изнутри; убогий интерьер гостиничного номера Хлестакова выносится ближе к авансцене) тоже вполне соот­ ветствует студенческому духу постановки. Однако текст пье­ сы, насколько я заметил, не сокращен, не упрощен. Не за­ быт и ни один третьестепенный персонаж. А когда в последнем, пятом, действии поздравить семей­ ство градоначальника с помолвкой его дочери и Хлестакова собирается внушительная массовка с участием опытных гпс- теров, это воспринимается символично. Подавляющее боль­ шинство труппы словно вышло поддержать студентов, наде­ лить спектакль знаком академического качества. Все верно: этот «Ревизор», стремительный, веселый, создан не для крат­ косрочного экзаменационного показа и скорее всего останет­ ся в репертуаре театра. Между тем впереди у липецкого кур­ са РАТИ-ГИТИСа еще целый учебный год. И в конце него молодые артисты вместе с наставниками должны, судя по всему, предъявить нам еще что-то новенькое и не менее лю­ бопытное... Константин КЛЮТКИН. ^Большая семья Не бойтесь учиться хорошему Чтоб не прервалась связь времен Валентина Александровна с любимой внучкой Светланой. ФОТО АВТОРА День рождения Валентины Александровны Дячиной из села Петровка Грязинского района отмечают многолюдно, как свадьбу: шутка ли, 40 человек собираются —дети, внуки, правнуки... Зато свадьбу ее когда-то уж и отчаялись сыграть —всех сватов заворачивала. С шестнадцати лет девку —и это в послевоенное время, когда женихи были наперечет, —замуж звали, а она словно чувствовала: не судьба. Хотя и суженого своего не сразу разглядела. Парень он был серьезный — шесть лет ■отслужил в армии, восста­ навливал .разрушенные вой­ ной мосты, дороги, никако­ го труда не боялся. Но и она цену себе знала — ловкая, работящая, про таких гово­ рят «в руках все горит». Да и хороша была — косы тол­ стые, сама рослая, статная. Но с норовом... И маму жа­ лела: столько было вместе пережито. Потому и не торо­ пилась замуж. ...Война застала их семью на Украине, в Запорожье, куда отец подался на заработ­ ки. Его сразу же призвали — и никаких вестей от него: как в воду канул. Погибли на войне и двое его братьев — Григорий и Леонид, зато еще двое —Сергей и Яков —ока­ зались счастливчиками, пос-' ле Победы приехали домой. В Петровку чудом добра­ лась и мама Валентины: их эшелон могли разбомбить не раз, но им повезло. С младен- цем-сыном на руках, с двумя дочками, она тоже вернулась — в избу, которая давно пе­ рестала быть жилой. Но вдо­ ва крепко сцепила зубы, что­ бы не рыдать от'тоски и горя, и сама сложила печь, утепли­ ла стены, подлатала крышу т.— и жизнь-,’ скудная и пол­ ная трудов, потекла дальше. С тринадцати лет Вален­ тина зарабатывала трудодни — сначала собирала золу по дворам, которой ранней вес­ ной удобряли поля, потом сеяла, вязала снопы, а с пят­ надцати лет уже помогала мужикам косить рожь, яч­ мень, пшеницу, овес. — Уставала так, — вспо­ минает она, —что, казалось, упаду и не встану. И вдруг под вечер услышу гармонь вдалеке — косу брошу и тут же на поле в пляс пускаюсь. Танцевать любила —страсть! На балалайке играла, а как пела! С переливами, громко, душевно... И на все ее хватало: млад­ ших поднимать, шить, вя­ зать, кружева плести, стря­ пать. А чистюля была — ка­ ких поискать... Нашел-таки ее Владимир Дячин, упорством, лаской и любовью взял. И все бы хо­ рошо — пошли дети, муж помогал, не обижал. —Да нужда загрызла, — говорит она. Поэтому дома, даже в дек­ ретном отпуске, никогда не сидела: родит дитя — и в те­ л ятник , где выхаживала даже самых слабых, квелых телят. Потом пошла в дояр­ ки: вручную доила по 25 ко­ ров три раза в день! ...Сегодня Валентина Александровна живет в про­ сторном обустроенном доме, в покое и достатке, ее любят и чтут. Но ей все неймется: она разводит цветы, вяжет, хлопочет по хозяйству, даже прядет. . -■ — Никогда не ждала, что кто-то за меня сделает, все умела сама, причем из ниче­ го. У меня и мама такая была, и своим детям я все­ гда наказывгипа: не бойтесь учиться у людей хорошему, а от плохого бегите... — У нас все, — подтвер­ ждает внучка Света, — от бабушки что-то взяли, но только каждый свое: стар­ шая ее дочь Нина — та сто- умовая, все знает, помнит, умеет. Вторая, Люда, любит огородничать, цветы выра­ щивать. Третья, Татьяна, — стряпуха отменная, блины и квас у нее всем на зависть. А моя мама, Раиса, по детям в бабушку пошла — четверых вырастила... Еще у Валентины Дячи­ ной есть сын, Владимир, на­ званный в честь отца, он пче­ ловод. А зять, в доме кото­ рого, у дочери Раи, она жи­ вет, тоже на все руки мастер. Стоумовые, одно слово. Кста­ ти, учатся дети и внуки толь­ ко на «хорошо» и «отлично». — А я безграмотная, — неожиданно признается ба­ бушка. Вот и удивляешься: отку­ да в этой простой русской женщине столько мудрости и задора, силы духа и интере­ са к жизни? Ведь судьба ее явно не баловала, как, впро­ чем, и все старшее поколение России, стоически переносив­ шее и голод, и холод, и нуж­ ду, и непосильную работу. Вот и разучились иные из них улыбаться, радоваться жизни. — Что вы, — вновь всту­ пает Света, — наша бабушка очень веселая, еще и наря­ жаться любит, бусы разные обожает. А сколько у нее раз­ ных платков! Повяжет — и словно вся светится от радо­ сти. Такая она у нас, любит все красивое, доброе и сама без дела ни минуты не сидит, чистоту и порядок вокруг наводит... — Вроде бы уже и без меня обойдутся, а только все равно жалко их оставлять... — загрустила бабушка. И не надо никого остав­ лять, Валентина Александ­ ровна! 5 детей, 12 внуков и правнуков — это, конечно, здорово, но ведь вашего пол­ ку скоро прибудет: внучка на сносях. А там и у других еще появятся детишки, так что вы долго будете всем нужны: с вашей неутомимостью, бод­ ростью, созидательным отно­ шением к жизни. Да и про­ сто потому, что вас любят... Эмма МЕНЬШИКОВА. зеркале прессы о тракторах, спортсменах и казаках Тем, кок^ хочется знать, что пишут о жизни нашей области в периодике Москвы и других регионов, предлагаем библиографию последних публикаций. «Агромашхолдинг» — новое качество. (О тракторах ЛТЗ-140, ЛТЗ- 120, выпускаемых на ОАО «Липецк, трактор»). Коммерсантъ. 26 окт. Александрова О. Липецким властям померещилась нефть: обл­ администрация нашла инвестора для стр-ва НПЗ. (Проект по стр-ву нефтеперерабатывающего з-да предложило ООО «ТЭК-Раненбург», учрежд. группой москов. бизнесменов). Коммерсантъ. 20 окт. «Ассоль» добавила к пластмассе гофрокартон. (Цех по пр-ву пя­ тислойного гофрокартона введен в эксплуатацию в ООО «Компания «Ассоль»). Коммерсантъ. 28 окт. Бакланов Ю. «Казаки» покоряют Китай. (О выступлении Гос. ан­ самбля танца «Казаки России» на сцене Пекинского концертного зала). Сел. жизнь. 10 окт. Беликов Д. НЛМК прокатится по Европе: комбинат создает с Duferco совместное предприятие. (В него будут переданы прокат­ ные активы Duferco в Европе и США). Коммерсантъ. 19 окт. Ванденко А. Наказание для Берникова: бывш. гл. тренер «Ме­ таллурга» С. Берников, в середине сентября устроивший избиение футболистов возглавляемого им тогда клуба, возможно, будет по­ жизненно дисквалифицирован. Совет, спорт. 24-30 окт. Карабут Т. Липчане собирают макулатуру. (Группа Липецк, биз­ несменов построит на территории ОЭЗ «Липецк» завод по перера­ ботке макулатуры). Коммерсантъ. 19 окт. Карабут Т. «Троя-Ультра» стала «Лебедянской» на 100%. (ЭКЗ «Лебедянский» стал владельцем уставного капитала ООО «Троя-Уль- тра» (СПб). Коммерсантъ. 24 окт. Квочкин А.И. Состояние и перспективы развития инвестицион­ ной деятельности в АПК Липецкой области. Экономика с/х и пере­ рабатывающих предприятий. № 9. Лавренков И. Росприроднадзор пригрозил закрыть щахты НЛМК. (Управление Росприроднадзора по Кемеров. обл. начало процедуру отзыва лицензий у двух шахт «Прокопьевскугля», которые работают без эколог, экспертиз). Коммерсантъ. 18 окт. «Липецкэнерго» направило на подготовку к зиме 90 млн. рублей. Экономика и жизнь — Черноземье. 29 окт. — 3 ноября. Лиходзиевская Н. Для отдыха и исцеления делают все возмож­ ное в санатории «Липецк». (О ЗАО «Липецккурорт»). Рос. газ. 26 окт. Милевская Т. «Думаю, что лет десять еще повыступаю»: лучщий стрелок мира (липчанин) Виталий Фокеев — «Газете». (Беседа об итогах успешного спорт, сезона). Газета. 26 окт. «Мы были готовы к национальному проекту». (Беседа с началь­ ником гл. управления сел. хоз-ва администрации Липецк, обл. М. Кузнецовым об итогах сбора нового урожая и о том, как обл. про­ грамма развития животноводства получила «второе дыхание» бла­ годаря нацпроекту «Развитие АПК»). Коммерсантъ. 26 окт. Панарин С. Красная карточка тренеру? (О последствиях сканда­ ла в липецком ФК «Металлург»). Рос. газ. 27 окт. Сирота Н. Модельный ряд тягового класса: новые тракторы «Ки­ ровец» не имеют аналогов на отечеств, рынке. (ОАО «Липецкагро- снабсервис» продает и обслуживает сельхозтехнику Петербург, трак­ тор. з-да). Рос. газ. 24 окт. Соки «Лебедянского» польются в Казань и Нижний. (Об откры­ тии торговых филиалов ЭКЗ «Лебедянский» в Нижнем Новгороде, Липецке и Казани). Коммерсантъ. 26 окт. Трубников Р. 23 новых объекта национального проекта. (По нац­ проекту «Развитие АПК» в Липецк, обл. сооружаются или реконстру­ ируются 3 птицефабрики, 4 свиновод, и 16 молочн. комплексов). Экономика и жизнь — Черноземье. 21-27 окт. Что коллекционируют российские миллиардеры. (Глава НЛМК В. Лисин коллекционирует каслинское литье). Труд. 21 окт. Щетинин С. Ставка на выигрыш. (На фондовой бирже ММБ со­ стоялось размещение первого выпуска муницип. облигаций г. Ли­ пецка). Рос. газ. 20 окт. Подготовила Наталья ПЕНДЮРИНА, главный библиограф Липецкой областной универсальной научной библиотеки. ^К он курс Елецкий голос «Поющей России» Звание лауреата первой премии получил академический хор Елецкого государственного училища искусств имени Т. Н. Хренникова на региональном этапе VI Всероссийского конкурса академических хоров и вокальных ансамблей «Поющая Россия» в Санкт-Петербурге. в. нем приняли участие около двадцати коллективов из различных уголков России, а в состав жюри входили про­ фессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской Академии музыки им. Гнесиных и Санкт-Петербургской государственной консерватории. Для того, чтобы стать участником «Поющей России», ака­ демическому смешанному хору Елецкого государственного училища искусств им. Т.Н. Хренникова пришлось предва­ рительно посоревноваться с коллективами из 128 городов России. Теперь наши земляки готовятся к участию в фи­ нальном туре и концерте победителей VI Всероссийского кон­ курса, который пройдет весной 2007 года в Москве. Лучшие коллективы после этого отправятся в гастрольный тур по Европе. (Соб. инф.) «Нюрнбергский вальс» и альпийские «Камни» Театр танца «Эскапада»: студенты должны жить ярко История этого творческого коллектива началась с курьеза. Собрались увлеченные искусством Терпсихоры студенты Липецкого педагогического тогда еще института и долго придумывали, какое же название себе выбрать. Чтобы и выразительное было, и не такое, как у всех. Остановились на звучном —«Эскапада». И радовались своей оригинальности ровно полгода, пока в Липецк не приехала еще одна «Эскапада» —воронежский театр... эротического танца. В общем, поводов для шуток хватало, а вот отразилось ли такое совпадение на популярности начинающего ансамбля или нет —уже трудно вспомнить. Все же десять лет прошло. Сцена из спектакля. ФОТО ОЛЕГА МУРАШОВА — Сейчас, когда я слышу, как меня иногда представляют — Мар­ гарита Владимировна, бессменный руководитель, уже десятилетие воз­ главляющая театр, — мне прямо- таки не по себе становится: неуже­ ли я такая старая? — смеется дей­ ствительно первый и единственный, но все еще очень молодой руково­ дитель коллектива Маргарита Кон­ дратьева. И она, и те, кто решил в 1996 году вместе с ней организовать свой собственный студенческий театр танца, до сих пор удивляются дол­ гожительству их детища. Ведь на­ чиналось все почти как игра: «про­ били» магнитофон, сщили три кос­ тюма — и вперед, на сцену, снача­ ла репетировать, а затем уж и вы­ ступать. Материальной помощи от вуза ждать особенно не приходилось — ему самому тогда требовалась под­ держка. Поэтому и подрабатывали, выступая на разных мероприятиях, и костюмы на свои деньги шили, каждому добытому куску ткани ра­ довались. Это потом все наладилось, были выступления и на «Черном коте», и на других региональных конкурсах. Правда, состав участни­ ков к тому времени уже поменялся. Ну а бывшая выпускница историчес­ кого факультета, с детства увлечен­ ная танцами, Маргарита Кондратье­ ва так и не смогла расстаться со сво­ им увлечением. Закончила училище искусств имени Игумнова и теперь работает учителем ритмики и хорео­ графии в липецкой гимназии № 64. И, конечно, руководит «Эскападой». В репертуаре — современные эс­ традные танцы разных стилей: от классики до модерна. Среди танце­ вальных миниатюр есть и такие се­ рьезные, как «Нюрнбергский вальс», посвященный 60-летию По­ беды, или «Камни», навеянные му­ зыкой Паганини и собственными воспоминаниями Маргариты о заня­ тиях альпинизмом. А есть и очень задорные, вроде «Новогоднего хип- хопа». Автор композиций — руко­ водитель театра. Но иногда и сами танцоры подают интересные идеи. — Это мой островок добра. Я очень люблю свой коллектив. Одна мысль о том, что есть они — те, кто придет вечером танцевать, общать­ ся, — уже греет душу, — признает­ ся Маргарита. Но беззаботной жизнь руководи­ теля любого театра не бывает никог­ да. У «Эскапады» свои проблемы. Например, нестабильность актерско­ го состава. — У нас ведь танцуют студенты. У кого-то сессия началась, кто-то влюбился, кто дипломную засел пи­ сать, кто выпустился — и все, ряды пустеют. Однажды обстоятельства так сложились, что за полтора ме­ сяца половина коллектива поменя­ лась. Просто ужас! Но мы справи­ лись, — рассказывает Маргарита. А порой внештатные ситуации возникают и из-за неизбежных в танцах травм. —Один раз, прямо перед конкур­ сом, наш солист повредил спину и не мог выступать. А он в четырех танцах был задействован! Ну в двух его партии станцевали девочки, в третьем я одна выступала и делала вид, что так и положено. В четвер­ том же нужно было срочно искать замену. Выручил наш бывший учас­ тник. Он, собственно, пришел про­ сто поболеть за нас, а мы его обрадо­ вали: готовься, мол, через полчаса на сцену выйдешь. У студентов «Эскапада» популяр­ на. В начале учебного года по пять десятков человек приходит. Потом, правда, многие отсеиваются. Но зато остаются те, кому не надо объяс­ нять, почему на репетиции нужно ходить регулярно — и не просто по­ болтать, а работать. Сейчас в театре двенадцать актеров — четверо юно­ шей и восемь девушек. — Не усложняют ли репетиции жизнь? Наоборот! — уверяет Иван Черкасов. — Здесь такая легкая, дружеская атмосфера. Это здорово. — Да, у нас весело, — продол­ жает Женя Овечкина. — Мы ведь не только к выступлениям готовим­ ся, но и в поход летом ходим, и Но­ вый год вместе встречаем. — Пусть на неделю раньше, но зато в маскарадных костюмах, — добавляет Катя Сапрыкина. —А во­ обще знаете, зачем это все нужно? Вот будут мои дети и спросят: «Мам, пап, а что такое студенчество?» И о чем бы я стала рассказывать, не будь те­ атра? «Это, сынок, лекции, сессии, семинары»? А тут столько всего ин­ тересного — будет о чем вспомнить! Елена МОСКАЛЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz