Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
10 ноября 2006 г., № 217 (22845) ЛИПЕЦКАЯ газета C ne tfeb inycK Липецкого областного краеведческого музея и редакции ”ЛГ’ ^Краеведческий этюд f Теплый приют Николай Бирюков доказал, что жить полноценно и красиво можно только во имя чувства большой любви к человеку. М. Граматикова, болгарская писательница. Много лет назад в Ялте я познакомился с вдовой писателя Николая Бирюкова Анной Ильиничной. Потом мы переписывались. Она часто и с волнением вспоминала Липецк, называла его теплым приютом, признавалась, что нигде они с мужем не чувствовали себя такими счастливыми, как в этом городе. А еще она писала: «О Николае Бирюкове говорить обязательно надо, чтобы люди поняли, как много может сделать человек». После распада великой империи произошла переоценка, а вернее —уценка духовных ценностей. Среди забытых писателей оказался и Николай Бирюков. Это несправедливо. Уверен: его книги, его жизнь достойны, чтобы о них знали и помнили. Николай Бирюков приехал в Липецк в первой половине июля 1941 с рекомендатель ным письмом главного редак тора журнала «Октябрь», что бы работать в газете. Его вре менно поместили в городской больнице. Была у них с женой отдельная палата. О трудной ^ участи Бирюкова, во многом похожей на судьбу Николая Ос тровского, знали многие. У него было два врага: про грессирующая болезнь и вой на. Прикованный к постели, он не мог взять в руки оружие. Но Бирюков владел другим оружи ем — словом. Отложив работу над романом, он переключил ся на публицистику. В городс кой газете «Липецкая комму на» появляются его первые патриотические статьи. В палату к Бирюковым почти каждый день заходил глав ный врач Петр Федорович Попов, который относился к посто яльцам с отеческой заботой. Благодаря этой дружбе у Николая Зотовича возник замысел книги о докторе, спасающем жизнь. Пройдет много лет. Не будет уже в живых Попова, но писатель сохранят память о Нем, работая над романом «Вто^ рое сердце». Это,последдяя крига Бирюкова. В пентре поввг ствования — хир_ург Осип Игнатьевич Матросов, в котором угадываются черты Попова. Но это произойдет спустя годы. А пока Петр Федорович щагает по больничному коридору. Вот он остановился у па латы. Прислушался. Николай Зотович кашляет, подавая знак доктору, что не спит. Однажды Петр Федорович пришел к Бирюковым груст ный, тяжело опустился на йтул и сказал: — Сегодня ко мне пришла измученная женщина. Шла пешком сто километров, чтобы сохранить ребенка. А ведь ее, беременную, нужно было везти, да еще и осторожно. Да нет в селе машин, нет и лошадей. Ее муж и отец ребенка там — на фронте. А ей всего двадцать лет. — Познакомьте меня с ней, — попросил Бирюков. Через несколько минут женщина была в палате писате ля. Увидела, что он неподвижен, испуганно спросила: — Раненый? •»- ' Врач усадил женщину подле кровати Бирюкова, внима тельно посмотрел на обоих. —Это писатель. И человек очень сильный... душевно силь ный, героический. Видите вот — встать не может, а приехал к нам работать, статьи в газету пишет о нашем замечатель ном народе... Воюет своим словом. Бирюков расспросил у женщины о ее селе, о родных. Она рассказала, что все молодые на фронте, некоторых послали на завод в Воронеж. А пожилые траншеи копают... Петр Федорович прервал разговор, напомнив о завтраш ней операции. Придется делать кесарево сечение, другой воз можности спасти ребенка нет. — Думаю, если родится мальчик, вы согласитесь в честь писателя Бирюкова назвать его Колей? — спросил он жен щину. Операция началась рано утром. Прошла удачно. И ро дился Коля-младший. Мать еще была под наркозом, а Петр Федорович победно крикнул: — Ура! Сын! Через двенадцать дней счастливая женщина зашла к Би рюкову с Колей на руках — попрощаться. Петр Федорович отправил мать с сыном на попутной подводе. А на следующий день из коридора послышались распоря жения главного, кого куда разместить. «Разместить?.. — подумал Бирюков. — Значит, это не один и не два человека. Привезли раненых...» И в тот же день Бирюковы попросили переселить их на квартиру: занимать палату в больнице в такое время они не считали возможным. Анна Ильинична поступила работать на завод. А Нико лай Зотович продолжал сотрудничать в газете. Одновремен но начал писать киносценарий «Дорога к солнцу». В Липецке у Бирюковых появились друзья. Среди них — инженер Дуров, молодые рабочие. Шумные вечера в кругу молодежи напоминали Бирюкову о горячих днях юности. Когда Анна Ильинична была на работе, ребята ухаживали за ним, выносили на улицу подышать свежим воздухом, дос тавляли в редакцию его материалы. Однажды Николай Зотович договорился с ними о поезд ке в Усмань. Писатель решил собрать материал о куликовс ких событиях. Рабочие раздобыли и подремонтировали ста ренькую телегу, впрягли лошаденку. Сопровождали Бирю ковых Маша Лукьянова и Валя Кукушкина. Выехали рано утром. Восход солнца встречали за Липецком, на берегу ру чья. Пылал костер, в чайнике клокотала вода. Николай Зо тович, улыбаясь, сказал: — Ты знаешь, Аня, я здесь уже был. — Когда? Как же я об этом не знаю? — Во сне, — засмеялся Бирюков. — Еще в Москве видел вот эту удивительную природу. — Цветной сон, — сказала Анна Ильинична, — говорят, такие сны видят художники... — И я видел точно такие синеватые сосны, березы в бе лых сарафанах с крапинками, ручей с опрокинутым небом — все видел... До Усмани добирались двое суток. Остановились у ма ленького домика. Маша вошла туда и сейчас же вернулась с хозяйкой. Узнав, что среди гостей есть больной, та засуети лась, приготовила постель. Со слезами поделилась своей бе дой: сыновей проводила на фронт, вот уже месяц прошел, а никакой весточки! —Они еще на подготовке, до части не добрались, — успо каивал ее писатель, — скоро объявятся. В Усмани Бирюков пробыл три дня, встретился с молоде жью, приходил на махорочную фабрику... В Липецке он вынашивал замыслы будущих книг, благо даря Попову мог встречаться с ранеными фронтовиками. Это для него было очень важно. Потом Николай Зотович часто вспоминал Липецк, где зародились его главные книги, во шедшие в эпопею «На крутых перевалах». Алексей БОРОВИК. Первый режиссер Как в Липецке появился драматический театр ^Призвание Когда пятого июня 1921 года в Липецке показали премьеру пьесы «Савва» Леонида Андреева, это событие обсуждалось на каждом углу. Еще бы! Первая постановка первого в городе профессионального театра. Как-то так вышло, что здесь своего театра никогда до того момента не было. В Ельце был, а в уездном Липецке лишь благодаря курорту гастролировали заезжие труппы да шли любительские спектакли и концерты. Правда, на курортной сцене два-три раза в неделю давали представление актеры императорского Московского Малого театра. Но и об этом после революции начали забывать. Считайте, три-четыре года никаких театральных событий в жизни липчан не происходило. И вот теперь... А Воскресе Ают 21 года O f r w ГС c<fpcrjo6n,4Uj. ' л Первый советский театр создал и открыл в Липецке незаурядный, увлеченный человек. Его имя — Евгений Николаевич Лавров. Родился он в Ельце 7 октября 1896 года. Отец был старшим до рожным мастером. В первый раз в театре Женя Лавров оказался, когда ему было пять лет. «Дети капитана Гранта» произвели на маль чика неизгладимое впечатле ние. Особый восторг вызвали движущиеся модели корабля и морские волны. Со слезами на глазах он умолял провес ти его за кулисы, чтобы уви деть, как это делается. С тех пор, по словам сгпуюго Лавро ва, он “полюбил специфичес кий запах пыльных кулис, грима и декораций. Любимая моя игра стала «в театр»”. А через два года Женя уже вышел на настоящую сцену. Это было в драмати ческом кружке, который организовали его родители. В дальнейшем, занимаясь в гимназии, он принимал ак тивное участие в любительс ких спектаклях. А в 1913 году сам написал пьесу в трех актах, которая называлась «Школа жизни». И она даже была поставлена на люби тельской сцене в Ельце. После гимназии Евгений Лавров поступил в Московс кий университет на истори ко-филологический факуль тет, а также был принят в музыкально-драматическое училище по классу драмы, в так называемую «филармо нию» при бывшем импера торском Малом театре в Мос кве. Кстати, выбрали всего ~Г5 человек из 100 с лишним претендентов. Для учебы необходимы были деньги, и Лаврову при шлось подрабатывать сразу в двух газетах : «Елецкий край» и «Последние новости» да еще и репетиторствовать. В начале 1917 года он был мобилизован в армию. По после Февральской револю ции, получив временный от пуск по состоянию здоровья, вернулся в Елец, где сотруд ничал в местной газете «Вес тник самоуправления». А после Октябрьской рево люции его сперва прикоман дировали к Е1лецкому карауль ному батальону, а затем уже в качестве актера направили в красноармейский «Красный театр», которым заведовал А. А. Поварени (позже, в 30—40-е годы, он работал ди ректором Липецкого театра). Из-за на,бега Мамонтова «Красный театр» закрылся. Но Лавров продолжал зани маться сценическим искусст вом в разных местах. В Кир санове Тамбовской губернии он служил инструктором те атрального дела, а также ак тером в местном театре. Евге ний Николаевич организовал драмстудию, работал режиссе ром в железнодорожном клу бе. Ну а весной 1921-го пере ехал в Липецк... И здесь, опять же как инструктор театраль ного дела, занялся созданием театра. Отыскал случайно оказав шихся в городе артистов-про- фессионалов и пригласил в качестве режиссеров и испол нителей на ведущие роли К. О. Захарова, В. И. Русла нова, В. Н. Харламова. При влек и более опытных люби телей. Сам Лавров был глав ным режиссером, а также играл ,— в «Савве^ Сперан ского, в «Темном пятне» Бранкмайера. Труппа работа ла на коллективных хозрас четных началах. К зиме от дел народного образования I f ' i Ц ^ Щ е т й е р ( f - ; » Э (ш н я 114^» m k ; I L . ^ ^ И»||11ШЛ|,Г||>*||’|.«* * -«(►'лЛоС- ■ 4».^ - —-•»- - ■- w »• X.j,.:»)*! >■)« ■»<; - ~ m .os Ki-ij! 5 » Г, f i J y m c t » ________ o m t i 1 ' f * o J K tO K S 1921 ic $ a . t 4 - * iM i t W j i l /I- AMJNHIN ooct«>oi»e 1 i , 1>|аи t Z Штт Ш2 ! r. EECmUAHIWA i l l » » » « «Г'* КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Нынешний Академический театр драмы имени Л. Толстого на фоне первой афиши Липецкого городского театра 1 у 21 года. командировал Лаврова в Москву, чтобы он набрал не достающих актеров. И сезон начали уже на государствен ных ставках. Кроме того, Лавров от крыл драмстудию при упроф- бюро, драмкружок при инже нерной дистанции воинской части да еще играл и режис сировал в рабочем клубе. Спектакли нового театра име ли успех. Лаврову предоста вили бенефис, который про шел с аншлагом. Однако в конце сезона по семейным обстоятельствам Ев гений Николаевич вернулся в Кирсгшов, а потом переехал в Тамбов по приглашению ди рекции театра им. Луначарс кого. Позже работал он и в Воронеже. В 1929 году оказал ся в родном Ельце, возглавлял драмкружок при железнодо рожном клубе, затем вел в Елецком педучилище теорию клубной работы. Доводилось ему и заведовать Елецким до мом работников просвещения (с 1937 года —Дом учителя). Там он трудился до начала Ве ликой Отечественной войны. А в дальнейшем вел разные драмкружки, был худруком в районном ДК. Лавров бескорыстно, ув леченно служил искусству. Да, он не стал знаменитым актером, но ему довелось от крыть театр, который стал академическим и в этом году отметил свое 85-летие. Дарья НИЖЕГОРОДОВА, заведтщая сектором учета липецкого областного краеведческого музея. ^Р е зон ан с Еще раз о герое неизвестной войны И м я Н и к о л а я В а с и л ь е в и ч а М у р а в л е в а в ы б и т о н а м е м о р и а л ь н о й д о с к е у в х о а а в ш к о л у с е л а И в о в о Л и п е ц к о г о р а й о н а , г д е о н к о г д а -т о у ч и л с я . Э т о т ч е л о в е к б ы л у д о с т о е н з в а н и я Г е р о я С о в е т с к о г о С о ю з а . К а з а л о с ь б ы , т а к и м з е м л я к о м у и в о в ц е в е ст ь в с е о с н о в а н и я г о р д и т ь с я . Д а в о т н е з а д а ч а ; п о г и б о н н е н а п е р е д о в о й В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы , а в 1 9 5 6 г о д у в о в р е м я т р а г и ч е с к и х с о б ы т и и в В е н г р и и . И т е м н е м е н е е п е д а г о г и и и х в о с п и т а н н и к и р е ш и л и , ч т о н е г о ж е с т ы д л и в о у м а л ч и в а т ь о м у ж е с т в е н н о м ч е л о в е к е , к о т о р ы й б ы л с ы н о м с в о е г о в р е м е н и и в ы п о л н и л с в о й о ф и ц е р с к и й д о л г т а к , к а к о н его п о н и м а л . О б э т о м р а с с к а з ы в а л о с ь в nW cbM e у ч и т е л ь н и ц ы и з И в о в о О л ь г и Н и к о л а е в н ы Ф а у с т о в о й , о п у б л и к о в а н н о м в « Л Г » 2 1 и ю л я . Т а м ж е о н а п р о с и л а в с е х , к т о ч т о - л и б о з н а е т о М у р а в л е в е , е го з н а к о м ы х , д р у з ь я х , р о д с т в е н н и к о в с в я з а т ь с я с п о и с к о в о й г р у п п о й ш к о л ы . Е е о б р а щ е н и е н е о с т а л о с ь б е з о т в е т а . В о т ч т о о н а с о о б щ и л а в р е д а к ц и ю . Уважаемая редакция! Поисковая группа школы с. Ивово сердечно благодарит вас за помощь в розыске род ных и знакомых Героя Совет ского Союза Муравлева Ни колая Васильевича . Мы встретились с Кларой Ефи мовной Кутаковой (сестрой жены героя), переписываем ся с его дочерью. К сожале нию, она единственная, кто остался в живых из всей се - ' мьи Николая Васильевича. Получили отклик от Ка- рандакова Геннадия Валенти новича, знавшего сына героя Валерия. Поиск продолжается. В этом году исполнилось пять- ''деСя'Т jieT, к'кй ЙОгйб Нико лай Васильевич. Мы хотим, чтобы жители села не забы ли об этой дате. Ольга ФАУСТОВА, учительница. ''И Куницыны, хлеборобы и страстотерпцы... Листая книгу «Помнить поименно», где названы имена 18 тысяч наших репрессированных земляков, я был особенно потрясен участью крестьянской семьи Куницыных из села Хмелевка Лебедянского района. В чем, за что могли обвинить этих простых русских хлеборобов? В Иисуса Христа веровали? На икону Божией Матери молились? Указанные статьи 58-10, 11, 14 УК РСФСР тех лет сути дела не проясняли. Какой краевед, в каких документах отыщет исти ну? Да, не зря книга открывает ся строчкой Анны Ахматовой: «Хотелось бы всех поименно на звать, да отняли списки и негде узнать...» И все же долгие мои поиски, телефонные и письменные за просы о судьбе Куницыных при несли результаты. Неожиданно позвонила киномеханик Больше- Поповского Дома культуры Нос кова Наталья Яковлевна — внуч ка Куницына, чью семью шесть десят с лишним лет тому назад репрессировали. Сообщила она мне и телефон многострадаль ной своей матери. Антонина Сер геевна Булгакова (урожденная Куницына) выдержала испытания заполярного Воркутлага. Ныне живет в селе Большое Попово. Когда мы встретились, она от кровенно рассказала все, что по мнила. Глава семьи Степан Петро вич рачительным хозяином был, трудягой. У самого липецкого большака построил кирпичный, крытый железом дом. В побелку для форсу синьки немного под пустил, так что изба на три окна к югу смотрелась особенно на рядной, веселой. Сюда и привел бывший царский унтер-офицер самую пригожую в селе девку... Не боясь никаких трудов, он заработал на двух лошадей, ко рову с телком, дюжину овец. К тому же Степан Петрович издав на был ктитором сельского де ревянного храма. И этот зарабо ток был для семьи не лишним. Но хмелевскую церковь в 1928 году порушили. Беспоря дочно сброшенную деревянную ее вязку хозяйственные мужич ки стали растаскивать на свои нужды. А верующие вынуждены были молиться по домам на ико ны в Святом углу. Однако жизнь продолжалась. Подрастающие дочери Куницы ных были как на подбор; стат ные, с мягким овалом смуглых лиц и желтоватыми, как вызрев шая пшеница, волосами, это на Тамбовщине редкость. А уж если, связав и уложив со своей десятины снопы в крестцы, нач нут петь «Меж высоких хлебов затерялося...» — не один моло дой мужик заслушается, житный крюк на стерню опустит. Да вот только в тридцатом Памятник узникам сталинских лагерей Маска скорби. Скульптор Эрнст Неизвестный. году Куницыных в колхоз не при няли: кто-то припомнил, что Сте пан Петрович был царским ун тер-офицером. К тому же еще и старостой церкви. Остался их двор единоличным. Но большие налоги натурой и деньгами они платили исправно, потому как умели трудиться. Поэтому, когда осенью трид цать седьмого года вызвали Сте пана Петровича в сельсовет: дес кать, двор его недовыполнил по ставку по мясу, — он вынул из- под божницы квитанции и отпра вился в село Теплое показать их уполномоченному, убедить, что закона не нарушал. Ушел из дому, даже не попрощавшись с женой, потому как надеялся вернуться к вечеру. Но в родную Хмелевку он не вернулся... Восьмого марта 1939 года спецколлегия Рязанского обла стного суда приговорила Степа на Петровича к восьми годам лишения свободы, приписав ему самую распространенную в то время статью 58-10, часть пер вая, то есть антисоветскую аги тацию в одиночку. Соседи, что жили через три двора от Куни цына, показали, что он уговари вал их посещать церковь, напус кал религиозный дурман... Письмо отца пришло в Хме левку из Усольлага. Из лагерных бараков конвой с овчарками на поводке водил заключенных в шахту. Там отец раздалбливал кайлом руду калийных солей. В лагерном формуляре его было проставлено: «ТФТ» — тяжелый физический труд. И никогда не болевший крепкий мужик умер 21 декабря 1941 года. Такое со общение дочь его Антонина Сте пановна Булгакова получила пос ле бесчисленных запросов толь ко 12 декабря 1995 года. В день смерти было отцу 55 лет от роду. После ареста главы в покое осиротевших Куницыных не ос тавили. 29 июня 1939 года мать четырех детей Ирину Григорьев- ну Куницыну приговорили к рас стрелу. Будто бы она была орга низатором антисоветской рели гиозной секты, вступившей в связь с капиталистической стра ной. А 22-летняя дочь Мария по лучила длительный срок заклю чения. Продержав мать два месяца в камере смертников, Ирине Гри- горьевне расстрел заменили де сятью годами лагерей. Видно, до кого-то дошло, что малограмот ная женщина, никогда не выезжав шая из Хмелевки, не могла иметь связи с заграницей. Отбывала она свой срок в лесах Марийской ав тономии. Вместе с отправленной туда же дочерью Марией валила таежный лес, грузила очищенные от сучьев лесины на подтянутую колесником волокушу. Права пе реписки у них не было. Что слу чилось с ними потом, Антонина Степановна так и не узнала. И остались в доме отца Ли дия с Тоней да Надежда, кото рой не исполнилось еще и вось ми лет. Но дамоклов меч опус тился и на них. В опальный дом стала захаживать слободская со седка. Молилась вместе с ними, поругивала колхозы за трудодни, прозванные «палочками», выпы тывала, кто что думает... А в октябре 1943 года Лидию Куницыну арестовали. А несовер шеннолетнюю Антонину в соот ветствии с гуманной сталинской Конституцией просто задержали. Но в данковском «узилище» нары для обеих были одинаковыми: дощатыми и без подстилки. Осо бое совещание при НКВД СССР отправило сестер в концлагерь; Лидию — на десять лет, Антони ну, ставшую совершеннолетней, — на восемь. Не допрашивая, не ища свидетелей. Просто заста вили расписаться за отведенный срок. Малолетнюю Надежду, жив шую дома без надзора и просив шую подаяние «ради Христа» у соседских окон, вывезли в при ют в Томской области. Лидия Куницына, как узнала много лет спустя сестра ее Анто нина, в промышленной зоне ла геря была разнорабочей. Чаще всего котлованы под бут копала. Освободилась досрочно, в 1953 году. Устроилась на работу в Орле, взяла к себе подросшую Надежду. Орел после войны ле жал еще в руинах, и на стройках нужны были рабочие руки. Антонина Степановна рас сказала мне про жестокую участь семьи и замолчала, обратила лицо к иконе Божией Матери, долго крестилась медленными движениями подрагивающей руки. — А вы, Антонина Степанов на, как вы-то? — спросил я, ког да она немного успокоилась. ...Ее везли из тюрьмы неиз вестно куда в двухосном товар ном вагоне с зарешеченной фра мугой. Вагонные нары были плотно набиты остриженными женщинами. Арестанток высади ли за Полярным кругом, перед Воркутой. Там, в уремных кар ликовых березках, располагался лагерь. Его окружал высокий дощатый забор, изнутри три ряда колючей проволоки. Здесь ей предстояло прожить долгие восемь лет. Она была хорошер« портни хой, мать-то дочерей покупны ми нарядами не баловала. А в лагере не хватало ватных брюк, телогреек, рукавиц. Каждое утро после подъема и завтрака лагер ные охранники конвоировали ко лонну понурых работниц из ла геря в промышленную зону, где находилась и швейная мастерс кая. Изнурительный десятичасо вой рабочий день тянулся дол го. Но надо было спешить: хлеб ную пайку давали по выработке. Так прошло четыре года. Лагерная администрация ее расконвоировала (куда бежать?). Антонина стала ходить по посел ку свободно. Тогда и познакоми лась с будущим мужем Яковом Елисеевичем Булгаковым. Он был старше ее на одиннадцать лет. Высокий, ладный^ деловой. Особистская тройка определила ему десять лет наказания за те же несуществующие грехи, что и Антонине. Когда она родила дочь Ири ну, ее амнистировали, ^ т е м по явились еще две дочери. Строительного леса в тех местах хватало: строй, не ле нись. А Яков и плотничал отмен но, и жестянщик был умелый, и кирпичную печку мог сложить какую угодно. Он сделал при стройку к дому своего друга ссыльного деда Ефима, и моло дые поселились там. После заключения Булгакова выслали в Казахстан: после ла геря полагалась еще ему и ссыл ка в отдаленные места. Жена с ' тремя малыми детьми ждала вы зова от него два месяца и, нако- ■ нец, дождалась... Десять детей родили, выхо- . ДИЛИ и воспитали Булгаковы. Се- ' мья из одиннадцати человек в 1968 году перебралась из Казах стана в родную куницынскую Хмелевку. В отцовском доме, . принадлежавшем им по праву , наследования, жила чужая семья. Пришлось поселиться в покосив- ■ шемся одноэтажном доме у одинокой старушки. Этот ста ренький дом предприимчивый ' Яков Елисеевич сразу же стал обустраивать. — Так и прожили с Божьей помощью в этом доме тридцать . лет, — говорила Антонина Сте пановна. — Схоронили добрую, выручившую нас хозяйку, потом раба Божьего Якова на 85 году земной его жизни. Якову Елисеевичу на кладби- ■ ще дети установили памятное надгробие. А младшая сестра Татьяна, внучка Степана Петро вича Куницына, съездила в Со ликамск, разыскала место, где закапывали умерших заключен ных. Везде, докуда хватало ее взгляда, угрюмо стояли красно ствольные вековые сосны, хо лодный ветер с дождем шумел в их вершинах. Под каким бугор ком, засыпанным хвойными иг лами, лежит ее дед — не угадать. Со многих безымянных холмиков наскребла она в целлофановый пакетик влажной земли и при везла ее домой. Высыпали ее потом рядом с могилой отца, где установили мученику-деду дере вянный крест. Антонина Степановна в под тверждение своего рассказа по казывала документы, справки прокуратуры о реабилитации... Но хранится у нее и пласт массовая коробочка, где лежат три ордена «Материнской сла вы». Да, она мать десяти детей, бабушка и прабабушка тринад цати внуков, четырех правнуков. Среди ее потомков — земле дельцы, рабочие, офицеры, ме ханики, инженеры, медики, пре подаватели, Художники. Как бы там ни было, а жизнь есть жизнь. И она должна продолжаться. На том и стоит наша Россия... Николай ВОЛЫНЧИКОВ, член Липецкого областного краеведческого общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz