Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

2 НОЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 42 (286) С о Ю 3 Беларусь —Россия I I I хорошая новость Рязань обзавелась почетным знаком ЛУЧШИХ рязанцев будут награ­ ждать почетными знаками «За заслуги перед городом Ряза­ нью». Положение о почетном знаке утверждено на заседании городского Совета. Согласно по­ ложению, ежегодно почетным знаком будут награждаться 10 человек; пятеро — за выдающу­ юся профессиональную деятель­ ность в промышленности, отрас­ лях городского хозяйства и на транспорте и столько же — за до­ стижения в культуре, здравоох­ ранении, образовании и спорте. Новые маршруты на карте МИНИСТЕРСТВО спорта и ту­ ризма Саратовской области раз­ работало ряд новых туристиче­ ских маршрутов по региону в це­ лях развития внутреннего и въездного туризма. Новые тури­ стические туры разработаны в Хвалынский, Ивантеевский, Лы­ согорский и Красноармейский районы. Презентации маршрутов и ре­ кламные туры для туристических фирм области прошли с успехом. Участниками тура стали около 30 туристических фирм области, подтвердившие свои намерения работать на внутренних маршру­ тах. В Кремле — сказка о богатырях ВСЕРОССИЙСКИЙ историко-ху­ дожественный культурный про­ ект «Сказанья каменных богаты­ рей: российский кремль» будет представлен 2 ноября — 17 дека­ бря в Нижегородском государст­ венном выставочном комплексе. В проекте примут участие музеи нижегородского, псковского, ка­ занского, рязанского, зарайского кремлей. Главной частью проекта станет ретроспективный показ большинства средневековь)х го­ родских и военно-оборонитель­ ных кремлевских сооружений, со­ зданных в эпоху экономического и политического расцвета Руси. Бумажные звери рядом ' с настоящими МАСТЕРА искусства оригами из 20 стран мира представили свои работы из листа бумаги на от­ крывшейся выставке в Дарвинов­ ском музее. «ЧудОвешное орига­ ми» — такое название экспози­ ции придумали из слов «чудо» и «вещи». Организатором выстав­ ки выступил Московский музей оригами, куда уже более 10 лет присылают работы как професси­ оналы, так и любители этого древнейшего вида искусства. ' Марафон шедевров ВЕЧЕРОМ старинного романса «Темно-вишневая шаль» от­ крылся цикл концертов «Шедев­ ры вокального искусства», кото­ рый проводит Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь в концертном зале полоцкого Со­ фийского собора. Большой театр впервые проводит своеобраз­ ный музыкальный марафон на протяжении всего театрального сезона за пределами собствен­ ной сцены. В полоцком Софий­ ском соборе публика сможет ус­ лышать восемь концертов, в чис­ ле которых — предновогодний концерт «Штраус-гала» с участи­ ем оркестра театра, вечера ста­ ринной музыки, камерно-вокаль­ ной лирики и другие. Сварщик бьет рекорды ЭЛЕКТРОСВАРЩИК Могилев­ ского металлургического завода Виталий Ситников установил но­ вый мировой рекорд по подня­ тию гири. Под пристальным вни­ манием судей он поднял снаряд весом 24 килограмма 1638 раз. Белорус не только побил преды­ дущий рекорд (ему он, кстати, и принадлежал), но и попал в Кни­ гу рекордов Гиннесса. Вкусная победа БЕЛОРУССКИХ кондитеров в Москве на международных со­ ревнованиях Кремлевского ку ­ линарного кубка признали луч­ шими. За победу боролись более 250 участников из разных стран. Но именно изделия, изготовлен­ ные руками белорусов, удостое­ ны самой высокой оценки. Сва­ дебный торт, приготовленный Светланой Жабицкой, признан шедевром кулинарного искусст­ ва, о чем свидетельствуют спе­ циальные медаль и диплом. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Федор АЛЕКСЕЕВ (Минск) Святослав Бэлза: Вкус можно воспитать персона Татьяна Хорошилова МОСКВА_____________________________ СВЯТОСЛАВ Бэлза — заслужен­ ный деятель искусств РФ, автор цикла передач «Шедевры миро­ вого музыкального театра» на телеканале «Культура», частый гость канала «Домашний», автор свыше 300 публикаций, литера­ туроведческих и литературно­ критических работ. От отца он унаследовал страсть библио­ фильства. Музыка и связанная с ней просветительская деятель­ ность стала второй профессией С. Бэлзы. — Святослав Игоревич! Вы знаток музыкальной жизни. Музыкальные конкурсы сегодня ссбирают полньгв залы? — Сейчас ходят не только на раскрученные имена и концерты известных исполнителей. Прият­ но, что жизнь вернулась в Колон­ ный зал российской столицы. На будущий год к нам согласился приехать Венский симфониче­ ский оркестр и оркестр Юрия Те­ мирканова. — Как вы относитесь к понятию «звезда»? — Сейчас слово «звезда» узурпировано эстрадой и шоу- бизнесом. Для меня же звезды— Спиваков, Синявская, Архипова, Образцова, Плетнев. А звезды эстрады для меня — звездная пыль. Это атрибут шоу-бизнеса. — Почему в российских школах нот уроков музыки? — Но, слава богу, у нас не за­ крыта еще ни одна музыкаль­ ная школа. Многое тут, впро­ чем, зависит от семьи. У нас по­ трясающе талантливое моло­ дое поколение. Как говорил Пи­ кассо: все дети талантливы, главное — скрыть этот талант, когда вырастаешь. Мне очень часто и много приходилось ра­ ботать во всевоэможных жюри различных конкурсов: теат­ ральных, музыкальных, кино, литературных. Очень важно от­ метить истинное дарование, ес­ ли речь идет о молодых испол­ нителях. Очень важно кого-то не обидеть, не оттолкнуть. А то можно й судьбу разрушить. От­ ветственность всегда лежит на членах жюри. Но, кстати, в силу именно субъективных оценок у жюри часто не бывает единого мнения. Оценка произведения искусства или какого-то испол­ нителя имеет некие объектив­ ные критерии. И по совокупно­ сти объективных мнений долж­ на вырисовываться объектив­ ная картина. Понятие красоты — вещь субъективная, но есть некоторые критерии, обуслов­ ленные традициями. То, что вы­ зывает восторг у нас, у народов Африки может вызвать явное отторжение. Им наша красота непонятна. — Вкус вырабатывается? — Вкус вырабатывается. Нас­ тавники, воспитатели помогают этому процессу. — Что вы сейчас читаете? — Я уже все прочел в своей жизни. Оскар Уайльд делил все книги на три категории: одни, ко­ торые надо читать, другие книги, которые надо читать и перечиты­ вать, третья категория — книги, которые не следует читать вовсе. А вот научиться различать... Я профессиональный читатель, и мне достаточно прочитать только первые несколько страниц и ста­ нет понятно, к какой категории книга относится. Мы живем во времена имитаций, подделок. Попса есть в музыке, литературе, архитектуре. Иногда вкуса не хватает. Пастернак сказал: ис­ кусство — дерзость глазомера. Так вот у нас дерзких много, толь­ ко глазомера не хватает. Хотя его можно воспитать. Главное — что мы прочтем в детстве и юности. — Но лицом к лицу лица но увидать, большов видится на расстоянья... — Большое не увидать, а вот маленькое видно сразу. Надо ов­ ладеть классикой, это тот аршин, которым можно мерить все-ос­ тальное. Инновации инновация­ ми, но они должны быть соизме­ римы. Не надо оскорблять читате­ лей содержанием выеденного яй­ ца. Это свидетельствует о душев­ ной пустоте и наготе этих авторов. — Кого из наших совромонников, на ваш взгляд, можно ужо свйчас за- нвсти в список классиков? ■ Святослав Бэлза предлагает всем нам овладеть классикой. — Мухи славы могут сидеть на розах и на навозе. Его величе­ ство случай дает славу, а его ве­ личество время расставляет все по своим местам. В литературе это Андрей Битов, Белла Ахма­ дулина, Фазиль Искандер, Евге­ ний Евтушенко. В музыке — Анд­ рей Петров, Валерий Гаврилин, Георгий Свиридов, Тихон Хрен­ ников, Андрей Эшпай, Родион Щедрин. В каждую эпоху должны быть не только гении, но и среда, которая их взрастит. — Что вас связывает с Беларусью? — Я там много раз бывал — и в Минске, и в Витебске на «Сла­ вянском базаре». Витебск — ро­ дина Марка Щагала, там все про­ питано духом культуры. Кстати, я был в жюри, которое возглавлял недавно ушедший от нас Андрей Петров. Мы тогда присудили гран-при Руслане, которая потом стала победительницей «Евро­ видения». У меня даже есть сни­ мок, где я держу Руслану на ру­ ках. Он в Витебске обошел все издания... В последний раз я был в Минске на закрытии Года Рос­ сии в Беларуси. В Минске с вос­ торгом восприняли выступление Дениса Мацуева. Там хороший оркестр, который часто приезжа­ ет в Россию. Беларусь — родина многих замечательных режиссе­ ров и музыкантов. Например, оперный режиссер Николай Пе- нигин, популярный ныне в Моск­ ве и Питере, Мария Гулегина — звезда мировой оперы тоже на­ чинала в Минском театре. В Беларуси не воспринима­ ешь себя как за границей. Конеч­ но, на всех там производит впе­ чатление красота местных деву­ шек, женщин. Все очень госте­ приимные, добрые, хочется туда приезжать чаще и чаще. Плюс к тому замечательная белорус­ ская кухня. Там всегда вкусно кормят, а уж чего стоит знамени­ тая «Белорусская горькая»! Мне однажды подарили трехлитро­ вую бутыль, настоянную на тра­ вах Беловежской пущи. Она со­ гревала и тело, и душу очень долго... — Святослав Игорввич, говорят, вы в юности увлекались фвхтованивм и были чемпионом МГУ? — Да, я занимался фехтова­ нием. Начитался романов Дюма и пошел в секцию, чтобы быть похожим на мушкетеров. — А сможете защитить свою честь на дуэли? — Иногда хочется кого-ни­ будь вызвать на дуэль за хамст­ во. Я считаю, мушкетерский дух полезен. — Вы азартный человек? Футболом увлекаетесь? — Есть много других поводов поболеть. Например, за наших соотечественников, участвую- u|Mv в фвгтивяпях и конкурсах. Победа в международном кон­ курсе классической музыки це - ' нится и обсуждается гораздо меньше, чем в футболе. — Вы человек искусства, все о нем знаете. А в быту вы какой? — Меня мама приучила рано к самостоятельности. Родители вели насыщенный образ жизни, много ездили по стране и за ру­ беж. Пока жива была бабушка, она меня пестовала. Потом меня стали оставлять одного, да еще и с котом Бастиком I. Сейчас в моем доме хозяйничает Бастик II. А еще я научился готовить все подряд, а не только яичницу. Мне довелось дружить с вели­ чайшим кулинаром всех времен и народов Вильямом Похлебки- ным. Мы очень дружили, и у ме­ ня есть все его книги с автогра­ фами. Полоцк— на поле Куликовом Николай Киреев ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ НА ПЕРВОМ ратном поле Рос­ сии, в селе Монастырщина— ле­ гендарном месте захоронения воинов, павших в Куликовской битве, состоялось знаменатель­ ное событие. На Аллее Памяти и Единства появился очередной мемориальный знак от жителей белорусского Полоцка и россий­ ского Пскова в память о земля­ ках, погибших за свободу Роди­ ны. Аллея символизирует собой ■ Гости из Псковской области и Беларуси почтили память земляков, сражавшихся на знаменитом ратном поле. идею единения Отечества и па­ мять о героях, павших за него во все времена. Начало акции было положено в 2000 году жителями Серпухова. Тогда они установи­ ли на Аллее памятную доску в честь князя Владимира Андрее­ вича Серпуховского, руководив­ шего Засадным полком. Потом здесь были заложены капсулы с землей областей Центральной России, появились памятные знаки Ярославля, Коломны, Вла­ димира, Липецка, Рязани. — Псков и Полоцк с полным правом вступают в эту когорту, — пояснил заместитель дирек­ тора музея-заповедника «Кули­ ково поле» Николай Травин.— Дело в том, что этими городами в свое время правил князь Анд­ рей Полоцкий (1325 — 1399 гг.), сын великого князя литовского Сльгерда. Вместе со своим бра­ том Дмитрием Брянским он вступил в ряды русских войск, направлявшихся на битву с Ма­ маем. Во время Куликовской битвы Андрей Ольгердович был одним из воевод полка правой руки, его брат Дмитрий возглав­ лял резерв. В торжественной церемонии открытия памятного знака при­ няли участие делегации двух го­ родов. Белорусскую сторону представляли председатель По­ лоцкого городского совета Гали­ на Муравей, полковник Геннадий Нечаев из Министерства оборо­ ны Беларуси, представители Гдовского района Псковской об­ ласти, общественных организа­ ций. Гости из Беларуси обсудили с туляками проблемы истории и культуры, военно-патриотиче­ ского воспитания молодежи. Эстас|эета доблести Символический меч передан из России лучшим белорусским воинам традиции Ирина Менделева МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ___________ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ фонд содействия развитию патриоти­ ческих и культурных традиций «Армия и культура» был создан в России в 1994 году, когда пос­ ле распада Советского Союза кризис начался не только в эко­ номике и других социальных сферах, но и в армии. Лучшие офицеры покидали службу, во­ енным месяцами не выплачива­ лась зарплата. Чтобы поддер­ жать вооруженные силы, под­ нять престиж защитника Роди­ ны, был создан фонд, который возглавил народный артист СССР Василий Лановой. За годы работы активистами «Армии и культуры» было дано более 1000 благотворительных концертов, доставлены тонны гуманитарных грузов в «горя­ чие точки» страны. Символом одной из самых запоминающих­ ся акций фонда «Есть такая профессия — Родину защи ­ щать» стал старинный славян­ ский меч, который передается в лучщие соединения и воинские части для развития у военно­ служащих высоких нравствен­ ных качеств, патриотизма, по­ вышения престижа офицерской службы. С нынешнего года иницииро­ ванная россиянами акция стала международной: Василий Лано­ вой передал меч представите­ лям Вооруженных Сил Белару­ си, и в соответствии с приказом белорусского министра оборо ны символ ратных традиций стал переходить из одной воин ской части в другую . За право принять меч весь год соревно вались отдельные соединения и воинские части сухопутных войск, военно-воздушных сил, войск ПВО. Победителями ста« новились лучшие командиры специалисты. Сейчас акция проходит в белорусских военко­ матах. Славянский меч привезли из Светлогорска (Гомельская об ласть) на Могилевщину, чтобы передать в Горецкий военко мат. Светлогорский военный комиссар полковник Василий Кацубо торжественно передал эстафету патриотизма своему горецкому коллеге подполков нику Олегу Хитрюку. В зале Мо­ гилевского областного военко мата присутствовали ветераны Великой Отечественной и вои­ ны-интернационалисты, учащи­ еся военно-патриотических классов и кадеты. До 21 октября меч находился в Горках, затем его увезли в Ви­ тебскую область. До конца ме­ сяца акция прошла в других во­ енкоматах Беларуси. Затем меч-символ снова от правится в воинские части, а в последние дни 2006 года его вернут в белорусское Мини­ стерство обороны, после чего организационный комитет фон­ да примет решение, в какой из стран СНГ акция будет прохо­ дить в следующем году. Время героев из народа Социальный стержень праздника, который отмечаем 4 ноября Валерий Коробейников, ПРОРЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ИНСТИТУТА, ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ДЕНЬ народного единства, ко­ торый мы отмечаем нынче во второй раз, — праздник новый, с еще неустоявшимися формой и содержанием. Поэтому резон­ но лишний раз обратиться к его глубинному смыслу, к его соот­ несенности С нынешним днем. Новый памятный день в на­ шем календаре восходит к славным героическим традици­ ям 1612 года, связанным с осво­ бождением Москвы от инозем­ ных захватчиков народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмит­ рия Пожарского. Эти традиции многогранны и отражают раз­ личные стороны жизни тогдаш­ него общества и государства — политическую, военную, соци­ альную. Последняя особенно актуальна для нашего времени. Захват Кремля иноземцами послужил мощным толчком к развитию событий, которые, го­ воря фигурально, «перепаха­ ли» сознание наших предков, способствовали возникнове­ нию новой системы ценностей, включающей проявление пат­ риотизма, силу общественных инициатив, органическое слия­ ние индивидуальных и нацио­ нальных интересов. Характер­ ный пример. При сборе средств среди населения на нужды на­ родного ополчения одна еще не старая женщина сказала сбор­ щикам: «Я — вдова. У меня есть двенадцать тысяч рублей. Де­ сять возьмите на общее дело. А две я оставляю себе на жизнь». Десять тысяч рублей по тем временам — целое состояние. Конечно, немногие могли поз­ волить себе такие пожертвова­ ния. Но буквально каждый счи­ тал своим долгом и священной обязанностью внести свой по­ сильный вклад в обеспечение народного ополчения. Созна­ ние всеобщей причастности к справедливому делу породило небывалое явление: традицион­ ная вера в царя (царя-то в конце Смутного времени просто не было) трансформировалась, хо­ тя бы на время, в уверенность в собственные силы народа. Го­ воря современным языком, в России возникли элементы гра­ жданского общества. "Э т о ’ проявлялось не только на бытовом уровне, но и в госу­ дарственном управлении. Так, в Ярославле был создан общего­ сударственный орган власти— «Совет всей Земли», своего ро­ да «земское правительство». Оно состояло «из всяких чинов выборных людей» от всех горо­ дов. Кроме того, в него вошли представители дворянства, по­ садских и уездных людей. В нем почти не было представителей высшей феодальной знати. Бы­ ли восстановлены и органы цен­ трального управления — прика­ зы. Другой немаловажный факт. События 1612 года привели (впервые в Российской исто­ рии) к появлению не былинных, а реальных национальных геро­ ев, кровно связанных с низши­ ми и средними сословиями. Кузьма Минин, как известно, занимался торговлей мясом. За свой ум и инициативность он был избран земским старостой одного из посадов Нижнего Новгорода. Богатырского тело­ сложения сорокалетний старос­ та вызывал доверие как у тор­ говцев, так у ремесленников и крестьян. 33-летний князь Дмитрий По­ жарский, несмотря на свой громкий титул, принадлежал к служилому дворянству, то есть должен был добывать свой хлеб административным и ратным трудом. Близость к народу по­ могала этим двум выдающимся руководителям опираться на эн­ тузиазм специалистов — пуш­ карей, оружейников, шорников — и простых исполнителей. Короче, стержнем событий 1612 года стали новые явления в социальной жизни, в самоор­ ганизации массовых социаль­ ных групп во имя достижения личного и национального благо­ получия. Такая направленность хорошо соотносится и с тенден­ циями в нашей жизни. Так, ны­ нешние российские националь­ ные проекты по улучшению ж и ­ лья, образования ,здравоохра­ нения, сельского хозяйства, в успешной реализации которых лично зантересовано абсолют­ ное большинство наших граж ­ дан, требуют выдвижения на местах неформальных лидеров, способных повести за собой об­ щественность. Государствен­ ные инициативы должны под­ крепляться инициативами гра­ жданскими. Тогда и все дела бу­ дут решаться скорее и эффек­ тивнее. В России немало иници­ ативных, ответственных людей, готовых к поступкам , которые имеют гражданскую ценность. Например, недавно в Кремле доярка из Вологодской области Нина Брусникова была награж­ дена Звездой Героя России за спасение коров коллективного хозяйства во время пожара. Во многих российских городах и селах возрох^Дают Доски поче­ та, отмечая труд и достижения своих лучших граждан. Человеку по заслугам возда­ ется честь — об этом хорошо помнят и в современной Бела­ руси. На мой взгляд, праздник На­ родного единства — это едине­ ние людей, которые реализуют свой патриотизм конкретными делами во благо себе и Отече­ ству. «Игра В КОДЫ» Российский фильм попал в Канны премьера Айрат Сагдатов МОСКВА СОСТОЯЛАСЬ премьера филь­ ма «977/Девять Семь Семь», ставшего единственным россий­ ским фильмом, отобранным в программу Каннского кинофес­ тиваля в этом году. «977» — кодовое число, свя­ занное с попыткой «поверить ал­ геброй гармонию», найти мате­ матические закономерности в эмоциональной и духовной сфе­ ре человека. По сюжету фильма в НИИ изобретен прибор, изме­ ряющий в человеке некий Ин­ декс — величину, имеющую цифровое выражение. Что зна­ чит эта величина— точно не зна­ ет никто. Герои фильма — доб­ ровольные участники экспери­ мента — проходят не только на­ учные обследования, но и ряд вполне житейских испытаний дружбой, любовью, завистью и «сильнейшим из аффектов» — любопытством. В итоге научный опыт превращается в человече­ ский, результат — непредсказу­ ем... — Фильм «Девять Семь Семь» рассчитан на взрослых мыслящих людей, на тех, кому ■ Участница нового фильма — актриса Дарья Барская. важен российский авторский ки­ нематограф, кому интересно на­ блюдать за его развитием и ин­ теграцией в международную ки­ носреду. Жесткая каннская пуб­ лика отметила, что в картине присутствует особый киноязык — операторская работа беспо­ добна. Без сомнения, он сделан очень вдумчивым человеком. И снят на самую важную для чело­ века тему — что же таится у нас внутри? Мы предлагаем зрителю «игру в коды». Я совершенно уверен, что мнения о фильме бу­ дут неоднозначны — но он нико­ го не оставит равнодушным, — отметил продюсер фильма Ар­ сен Готлиб. После заключительной части «Девять Семь Семь» возникает чувство, которое появляется пос­ ле контакта с океаном на плане­ те Солярис. Режиссер Николай Хомерики не понимает, почему его фильм сравнивают с «Соля- рисом» Андрея Тарковского. Он также сообщил, что картина бу­ дет представлена на Минском международном кинофестивале «Лютапад», который состоится в белорусской столице в конце по­ следнего осеннего месяца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz