Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
26 ОКТЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ №41 (285) (2 ОЮ 3 Беларусь—Россия____ Щ Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь «Свет в павильоне» НА КИНОСТУДИИ «Ленфильм» в Санкт-Петербурге заканчива ются съемки документального фильма «Свет в павильоне», по священного истории киностудии. Режиссер и автор сценария — киновед Александр Поздняков, оператор — Сергей Астахов. В съемках принимает участие ста рейшин сотрудник киностудии Леонид Ривман, работавший еще на фильме «Чапаев» брать ев Васильевых. Музыку для фильма написал Олег Каравай- чук. Фонограмма будет включать аранжировки популярных лен- фильмовских мелодий и ориги- нгшьные архивные фонограммы. Во глубину сибирских руд ЕКАТЕРИНБУРГ встречает де легацию , состоящую из потом ков декабристов. В составе де легации — потомки Вильгель ма Кюхельбекера, Федора кГлинки, Василия Ивашева. В 'Уральском государственном университете имени Горького запланирована встреча гостей со студентами и преподавате лями. Визит проходит в рамках международной акции «Това рищ, верь!..», посвященной 180-й годовщине суда над де кабристами (о ней уже расска зывал «СОЮЗ»). «Пионер» для премьер м и н с к и й кинотеатр «Пио нер» открыл новый сезон после ремонта премьерным показом семейной комедии «Лесной разбойник». Этот фильм явля- ется призером детского между народного кинофестиваля в «Артеке» в номинации «Самый увлекательный фильм», про шедшего в июле нынешнего го да. Ремонт кинотеатра был начат в июле этого года и проведен в короткие сроки . За это время зал кинотеатра оборудован си стемой объемного озвучивания «Долби» и новым экраном , ко торый по размерам больше прежнего . Замечательно, что профиль кинотеатра после ре монта сохранится — все дет ские премьеры столицы Бела руси будут начинаться именно в «Пионере». Найти свое место СПЕЦИАЛЬНЫЙ лагерь для подростков , склонных к деви антному поведению, откроется в Борисовском районе на базе детского оздоровительного ла геря «Салют» 29 октября. Главная задача специалистов, которые будут работать с труд ными подростками, — развить у них граж данскую позицию , помочь им правильно оцени вать жизнь и найти свое место в обществе. Подобные смены для подростков , склонных к асоциальным поступкам , пла нируется провести также в пе риод зимних, весенних и лет них каникул. Болеем за наших СТУДЕНТ пятого курса факуль тета прикладной математики и информатики Белорусского го сударственного университета Иван Метельский вышел в фи нал международного конкурса программистов Тор Colder Collegiate Challenge-2006. Со ревноваться в составлении ал горитмов и программ в отбороч ном туре этого состязания бело русскому финалисту пришлось РПЮ-,П он ? со студентами и аспирантами ведущих вузов мира. В итоге Иван Метельский вошел в де сятку сильнейших юных про граммистов. Планируется, что в завершающем этапе примут участие сорок восемь конкур сантов из России, Польши, Ки тая, Голландии, Словакии, США, ЮАР, Хорватии и других государств. Финал пройдет с 14 по 18 ноября в США. Искусство ради искусства УДИВИТЕЛЬНЫЕ возможности фотографии и компьютерного дизайна были представлены на выставке «Техно-арт. Новые гра ни». Интернет, компьютерные технологии, возможности цифро вой техники во многом заменили обычный вид работы с текстом, информацией, музыкой или худо жественным образом. Результа ты использования современных технологий и были представлены на выставке. Стоит отметить, что среди участников были и те, кто занимается компьютерным ди зайном профессионально, и те, кто создает цифровое искусство ради самого искусства. Федор Конюхов доплыл до галереи Российский путешественник Федор Конюхов с женой Ириной Конюховой на открытии своей выставки картин, написанных во время кругосветного странствия под парусом. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Федор АЛЕКСЕЕВ (Минск) Вышел в свет седьмой номер журнала «(Союзное государство» Одна из тем номера — союз ные спортивные сборные. Кор респонденты «СГ» анализируют ситуацию, сложившуюся в отече ственном спорте после распада СССР, размышляют о команде, которую мы потеряли, но которую можем вновь обрести, если бу дем представлены единой сбор ной Союзного государства на крупнейших международных спортивных форумах. Также в номере интервью с главным телевизионным «поле водом» Леонидом Якубовичем, встреча со «старым новым» главным редактором газеты «Коммерсантъ» Андреем Ва сильевым, очерк о Бобреневом монастыре, рассказ о выставке работ Василия Проханова и дру гие материгшы. С полной версией номера чи татели могут ознакомиться на сайте http://www.soyu 2 gos.ru ЮБИЛЕЮ Государственного сек ретаря Союзного государства Па вла Бородина посвящена редак ционная статья «Преобразивший Кремль (семь портретов Павла Бородина)». В адрес юбиляра по ступают поздравления от полити ков, мастеров культуры, предста вителей бизнеса. Они также опуб ликованы в этом номере. Рубрика «Государственный уровень» представлена беседой с президентом ОАО «НК Рос нефть» Сергеем Богданчико вым. Нефтяныр компании Рос сии обязаны работать на перспе ктиву, инвестировать в будущее экономики всей страны. Выпол нение этой задачи станет весо мым вкладом в обеспечение ста бильности экономики России и роста благосостояния ее граж дан. Алена Свиридова В Минске живет мое детство персона У ПЕВИЦЫ /\лены Свиридовой с Беларусью связаны самые теп лые воспоминания. Там прошло ее детство и юность, там нача лась музыкальная карьера. И кто знает, случился бы «Розовый Фламинго», если бы однажды бу дущая учительница музыки ста ла писать стихи. Потом была главная роль в музыкальном спе ктакле Минского драмтеатра им. Горького, а позже и студия на бе лорусском радио, на которой она записывала свои первые песни. Позже ее пригласили в Москву, и понеслось... Сегодня, помимо исполнения собственных песен, /У 1 ена Свири дова играет в театре, снимается в кино, пишет музыку к кинофиль мам. Но, как и прежде, она все так же любит бывать в Беларуси. Се годня певица готовит новый аль бом. — Алена, вы часто бываете в Бела руси с гастролями? — Я не раз участвовала в «Славянском базаре», езжу на га строли в Минск, причем всегда де лаю это с удовольствием— у меня там осталось много друзей. Да и сам город мне очень нравится. — Приезжая в Минск, куда идете в первую очередь? — В Минске вся жизнь проис ходит в центре. Тут обязательно встретишь друзей, знакомых. А еще меня радует, что, к примеру, все магазины, в которые я ходила еще в детстве, расположены все в тех же местах. То есть я словно возвращаюсь в детство. Старые здания реставрируют, приезжа ешь в зеленый европейский го род. Помнится, я любила бродить по минским проспектам, порой преодолевая километровые рас стояния. И по этим прогулкам очень скучаю. — Знаю, вы недавно вернулись из гастральной поездки по Якутии. Как съездили? — Поездка оказалась экстре мальной. В Москве и Минске еще тепло, а там уже заморозки. Мы выступали в рамках празднова ния Дня города, на открытой пло щадке, и самое сильное впечат ление — как от холода пальцы чуть было не примерзли к микро фону. Такого физкультвыступле- ния у меня давненько не случа лось — приходилось прыгать и бегать по сцене, чтобы не за мерзнуть. — Судя по вашей биографии, вы не равнодушны к зкстриму. Недавно штурмовали телевизионную кре пость «Форт Бойяр». Страшно было? — Скорее, интересно. Я с дет ства зачитывалась книгами /Алек сандра Дюма, Жюля Верна, Фе- нимора Купера, приключенче ской литературой, поэтому для меня участие в телепроекте ока- затось очень увлекательным. — Многие из ваших песен стали хи тами. А какие из них вам нравятся самой? — Естественно, поскольку я пишу их сама, то, как правило, ка ждая новая песня — любимая. А вот почему та или иная из них ста новится хитом — мне не всегда понятно. Например, когда напи сала «Бедную овечку», поначалу не воспринимала ее как успеш ную работу. А когда песню стали крутить на всех радиостанциях. для меня такое внимание стало большой загадкой. — Нам чем работаете сейчас? — У меня полностью записан новый альбом, мы занимаемся его продвижением на музыкаль ный рынок. Он выйдет через пару месяцев. В данный момент я за нимаюсь другим альбомом — не коммерческим. Я даже думать не хочу о том, будет ли он звучать на радиостанциях или нет. За годы работы у меня накопилось нема ло, на мой взгляд, удачных не по псовых текстов, которые выходят за рамки так называемого «фор мата». Другой альбом будет очень простым в плане музыки — там задействовано минимум ин струментов, причем акустиче ских, а главный акцент сделан на текстах, которые надо правильно подать. — Как в вашей жизни появилось ки но? — Года три назад Валерий Тодоровский предложил мне спеть песню в его фильме «Че ловек-амфибия». Ему не очень понравилось, как исполнила песню актриса, и он решил при гласить профессиональную пе вицу. Закончив с песней, я вы звалась написать и музыку к фильму. Честно говоря, я этим никогда раньше не занималась. поэтому принялась за проект с большим энтузиазмом. Сам фильм уже вышел в прокат, не однократно транслировался по телевидению, и когда его смот рю, понимаю: получилось хоро шо. Я очень горжусь своей рабо той. Недавно закончила работу над музыкой к фильму-сказке «Кай и Грета» по мотивам «Снежной королевы». Сейчас у меня новый проект — пишу му зыку для нового фильма «Па ри». Несмотря на то, что режис сер— женщина, Наталья Петро ва, фильм очень жесткий, насто ящее мужское кино. Причем это выражается не в погонях и дра ках, а в психологии фильма, в сильных характерах, отношени ях между героями, работать над ним мне очень интересно. — А у вас есть любимые фильмы или актеры? — Я считаю, что вся наша со ветская актерская школа— высо кая планка, которую сейчас очень трудно достичь. Каждый раз, ко гда смотрю фильм «Собачье сердце», на то, как играет Евге ний Евстигнеев, думаю: выше этого ничего не может быть. Сей час актеры вынуждены зарабаты вать деньги, чтобы кормить се мью, в итоге бывает, что снима ются где попало. Раньше особых денег никто не зарабатывал, но все работали на совесть. ■ Для Алены Свиридовой съемки в кино — отдых. — Вы снимаетесь в кино, но И музы кальную карьеру тоже не оставляе те? — Съемки в кино для меня как развлечение, отдых. А лучший от дых, как известно, смена деятель ности. Я пробую себя в разных ипостасях, проверяю, что могу. Если появится предложения, ко торые мне понравятся, конечно, соглашусь. Но это совсем не оз начает, что я вдруг перестану петь и буду только сниматься. С голоду я, слава богу, не умираю и могу себе позволить заниматься тем, чем мне хочется. — Алена, а где вы черпаете вдохно вение? Может быть, ездите за ним в далекие страны? — Меня вдохновляют любые проявления чего-то хорошего, светлого, для этого вовсе необя зательно куда-то ехать. Бывает, я встречаю человека, обладающе го теми качествами, которыху ме ня нет, и меня это сильно вдохнов ляет, понимаю, что мне есть, к че му стремиться. Или посмотрю хо роший фильм, и мне тоже хочется сделать что-то хорошее в своей сфере. Беседовала Виктория ШУМАКОВА. Горшок варит не только кашу Изучая кухонную посуду древних поселений, российские й белорусские археологи определили территории зарождения славянской культуры Альберт Валентинов МОСКВА — МИНСК ИСТОРИЯ скрывается в облом ках — так образно можно охарак теризовать суть археологиче ских изысканий. Предел мечта ний каждого археолога — найти нетронутое грабителями захоро нение князя или вождя с сохра нившимся набором боевого и охотничьего снаряжения, бога тыми предметами домашнего обихода. Но так получается да леко не всегда. Археологи-славя новеды в большой мере стремят ся найти уцелевшие остатки ря довых поселений, где зачастую обнаруживают лишь черепки до машней посуды да редкие об ломки железных и бронзовых из делий, принадлежавших дале ким предкам. Главным образом выброшенные за ненадобностью вещи, попросту говоря — мусор. — Наверное, на взгляд неспе циалиста, черепки и обломки, покрытые вековой пылью, мало о чем могут рассказать, — гово рит кандидат исторических наук, сотрудник Института археологии РАН Николай Лопатин. — То ли дело драгоценные женские укра шения или оружие. Однако все дело в том, чтобы задавать на ходкам правильные вопросы. То гда они смогут осветить карди нальные моменты истории. В самом деле, о чем могут рассказать золотое женское ожерелье или стальной меч вои на? В первую очередь о техниче ском прогрессе — степени со вершенства технологии обработ ки металла. Во-вторых, о связях с сопредельными странами, от куда эти предметы поступили в качестве товара или военного трофея. — Все эти данные, конечно, важны, — продолжает Н. Лопа тин, — но они не первостепенны, если мы изучаем историю мест ных племен. На основополагаю щие вопросы отвечают именно кучи мусора, которые кажутся на первый взгляд ни на что не год ными. Вопрос, который мы зада ли, звучит так: где образовались очаги славянской культуры, слившиеся впоследствии в еди ный культурный фундамент? А ответили на него... черепки от разбитых глиняных горшков, в которых варили пищу. Дело в том, что керамическая посуда в те времена — а мы изучали в ос новном период III—VII веков н.э. — не являлась предметом торговли или обмена, она отра жает традиции местного населе ния, которое ее изготовляло. В то далекое время посуду лепили ру ками, обучаясь у старших. В каж дом селении она имела свои осо бенности. И если такие особен ности совпадают в разных посел ках, на соседних территориях, это наглядно свидетельствует: здесь жило близкородственное население, что позволяет опре делить границы того или иного культурного и этнического ареа ла. Можно представить, насколь ко утомительно перебирать сот ни и тысячи черепков, пристав- • ляя их друг к другу, определяя для каждого его место в древнем изделии, сопоставляя изделия. А когда горшок полностью восста новлен, его форма наглядно сви детельствует, где он был слеп лен. Например, как описывается в отчете ученых, «закрытые ок руглобокие горшки с дугой неоп ределенной формы в верхней ча сти профиля и отогнутым наружу венчиком» изготовлялись в Лес ном Поднепровье, а «сосуды с расширением в верхней части» лепились на берегах Западной Двины. Мы привели только два примера формы кухонных горш ков с «привязкой» к местности, на самом деле их гораздо боль ше. — Древняя керамика, изгота вливаемая ручной лепкой в до машних условиях, помогла нам «заглянуть» в период, предшест вующий появлению славянской культуры, позволила понять в не которой степени ранний этап развития славянского общества, установить происхождение и связи местного населения с дру гими землями, — рассказала корреспонденту «СОЮЗа» руко водитель белорусской части кол лектива исследователей,канди дат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Национальной акаде мии наук Беларуси Валентина Вергей. — И хотя глиняные горш ки на первый взгляд не бог весть какое достижение, но они внесли свой вклад в общественное фор мирование ранних славян. Союзная премия — не премия дебютов Окончание. Начало на стр. I — Как такое положенно можно ис править? — Для того чтобы в этом году ситуация не повторилась, необ ходимо лишний раз публично за явить, что существует такая пре мия. Расскажу, кто, кого и за что может выдвинуть на премию Со юзного государства в области литературы и искусства. Зани маться этим — прерогатива Пос тоянного Комитета Союзного го сударства. Но и мы со своей сто роны готовы проинформировать общественность и призвать всех, от кого это зависит, чтобы они более активно включались в процесс выдвижения номинан тов. Кстати, выдвижение на пре мию 2005 — 2006 годов ctano на бирать темп после того, как про шло совещание в Постоянном Комитете Союзного государст ва, куда пригласили руководите лей творческих союзов России. Мы тогда обозначили наши проб лемы, рассказали, что мало но минантов, а те, что выдвинуты, по формальным признакам при шлось отклонить. — О каких формальных признаках идет речь? — Организация, выдвигаю щая произведение на соискание премии, должна направить в ми нистерство культуры ходатайст во. В нем следует указать основ ные мотивы выдвижения и прило жить документы о месте и време ни публикации или обнародова ния произведения, а также копии публикаций и рецензии, свиде тельствующие о его широком об щественном признании. В хода тайстве содержатся также крат кие сведения об авторе или авто рах выдвигаемого произведений, книги, репродукции произведе ний изобразительного искусства, нотные сборники, звукозаписи или видеозаписи, фотографии и т.п. в зависимости от вида и жан ра произведений (в трех экземп лярах). Наградной лист на каждо го автора и его фотографии. Это ходатайство и наградной лист подписываются руководителем и заверяются печатью организа ции. На соискание премии можно выдвигать произведения, обна родованные не позднее чем за один год до 1 марта года, предше ствующего году присуждения премии. ' п.»;; ! : г • B F n S O T '^ O n о ■ « с м 'П Т С — Помню, на том совещании разго релся спор. Высказывалось, в ча стности, мнение, что если давать премию за заслуги перед народами России и Беларуси за совокупный вклад за долгую жизнь , то во обре чены получать только ветераны. А надо бы поощрять творческую мо лодежь ... — Хотелось бы напомнить: со юзная премия — не премия дебю тов. Да, звучат иногда упреки, что премия Союзного государства дается в основном очень извест ным людям, прожившиЫ боль шую жизнь в искусстве и отме ченным всеми возможными на градами, что надо бы выдвигать одаренную молодежь. Но ведь не возраст является критерием при суждения премии! Если молодой человек достиг признания и соз дал произведение, внесшее ощу тимый вклад в укрепление отно шений братства, дружбы и сот рудничества между государства ми — участниками Союза, то он достоин премии. Ведь она не пре мия авансов, ею отмечаются дос тижения. Это как вручение почет ных званий — важен результат, а не возраст. Но нам, конечно же, не хоте лось бы, чтобы премия была по вернута в прошлое. Чтобы она бы ла ностсшьгической. Неразумно награждать людей за те произве дения, которые они делали в со ветское время. Это не просто не разумно, а политически неграмот но, даже вредно. Премия должна бьпь все-таки современной. Но хочу сказать, что от хариз мы и роли личности никуда не уй дешь. Далеко ходить не надо — опыт последних лет показал, что когда появляется фигура абсо лютного масштаба, когда появля ется звезда, то чисто психологи чески членам Экспертного совета очень сложно голосовать не за нее, а за кого-то другого. Масштаб личности Пахмутовой, Калягина или Янковского таков, что может заслонять прочих номинантов с менее звучными именами. Конеч но, такой стереотип восприятия есть, и от него никуда не деться. И если будут выдвигать людей, в широком смысле слова звездных, известных и авторитетных, их шансы победить существенны. Тут надо смотреть правде в глаза. Но вместе с тем Экспертный совет очень внимательно на это реаги ровал и будет реагировать. Это не премия за то, что ты есть, не за аб страктный вклад в развитие наци ональной или мировой культуры. Необходима четкая, конкретная и современная история, которая ■ Андрей Вульф. фиксирует вклад данного номи нанта в укрепление Союзного го сударства, укрепление дружбы, взаимопонимания, взаимопро- •' никновения культур, создание единого информационного про странства. Номинируется ведь не просто человек, а в привязке к ка кому-то произведению, и это про изведение или цикл произведе ний должно быть связано с Сою зом Беларуси и России. — Что же тут можно сделать? — Мы не можем обращаться в каждую потенциально возмож ную организацию точечно, зво нить и говорить: «Ребята, у вас есть кто-то достойный премии?» Хотелось бь 1 дождаться какой-то инициативы с мест. Хотя наверня ка, когда времени останется сов сем немного, кто-нибудь будет обижаться: почему номинирова ли писателей, а архитекторов — нет? Еще раз уточню: мы, мини стерства культуры и массовых коммуникаций, не можем высту пать движущей силой, не можем быть инициаторами выдвижений. Если Постоянный Комитет обра тится к нам с просьбой иницииро вать выдвижение номинантов, мы, конечно же, это сделаем. Со своей стороны, мы можем, напри мер, на телевидении, на канале «Культура» еще раз обратиться к теме премии Союзного государ ства, чтобы как можно больше за интересованных людей о ней лишний раз услышали. — Андрей Юрьевич, вы являетесь сопредседателем Экспертного сове та приП0^яйНеМ1№м1^ёте Союз ного государства. Расскажите под робнее о его деятельности. — Работать в нынешнем со ставе Экспертного совета было очень комфортно. На мой взгляд, очень важно, что совет при голо совании не разделялся по госу дарственному признаку. Многие знают друг друга в течение мно гих лет. Человеческие отноше ния помогают выстраивать рабо чие отношения. В прошлом году очень интересно проходили голо сования по кандидатам: зачас тую российские номинанты полу- - чали очки за счет белорусских членов Экспертного совета. И наоборот — не было лоббирова ния членами совета «своих» на циональных номинантов. Люди, входящие в Эксперт ный совет, безусловно, автори тетные, с богатым жизненным опытом, с безупречной репута цией. В течение уже многих лет состав нашего совета незначи тельно менялся, костяк сохраня ется. Все очень достойные кан дидатуры. Всегда важно, кто су дит, кто принимает решения, влияющие на судьбы. — По формату премии никаких из менений не ожидается? — Пока все остается без из менений. Схема зарекомендова ла себя неплохо, и она сохранит ся. Три премии и дальше будут вручаться один раз в два года. Размер премии равняется 1250- кратному минимальному разме ру оплаты труда в Российской Федерации. Каждому лауреату вручается, кроме того, почетный знак — медаль с удостоверени ем и диплом лауреата премии Союзного государства в области литературы и искусства. При присуждении премии за коллек тивное произведение денежное вознаграждение делится поров ну между лауреатами, а диплом, медаль и удостоверение к нему вручаются каждому лауреату. — Вы но считаете, что пора к пре мии Союзного государства приба вить премию, например, за научные достижения? — Тут мне сложно сказать, нау ка— не наша епархия. Если такая инициатива будет проявлена, в принципе очень неплохо. И, кста ти, не только в области науки, но и в области образования, массовых коммуникаций. Беседовала Наталья БАРАТОВА. "К ;:.я ли лп Возьмите на заметку В Российской Федерации документы и ходатайство надо посылать в Депар тамент внешних связей Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (почтовый адрес; 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д . 7, стр. 2, тол. (495) 621-68-82); В Республике Беларусь — в Министерство культуры РБ (почтовый адрес: 220004, г . Минск, проспект Победителей, д. 11, тел.; (10 37517) 203-75-74; 203-90-45. Дополнительную информацию можно получить в Постоянном Комитете Со юзного государства по тел.; (495) 625-70-60; 606-71-45; 698-39-96.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz