Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

26 ОКТЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ №41 (285) (2 ОЮ 3 Беларусь—Россия____ Щ Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь «Свет в павильоне» НА КИНОСТУДИИ «Ленфильм» в Санкт-Петербурге заканчива­ ются съемки документального фильма «Свет в павильоне», по­ священного истории киностудии. Режиссер и автор сценария — киновед Александр Поздняков, оператор — Сергей Астахов. В съемках принимает участие ста­ рейшин сотрудник киностудии Леонид Ривман, работавший еще на фильме «Чапаев» брать­ ев Васильевых. Музыку для фильма написал Олег Каравай- чук. Фонограмма будет включать аранжировки популярных лен- фильмовских мелодий и ориги- нгшьные архивные фонограммы. Во глубину сибирских руд ЕКАТЕРИНБУРГ встречает де­ легацию , состоящую из потом­ ков декабристов. В составе де­ легации — потомки Вильгель­ ма Кюхельбекера, Федора кГлинки, Василия Ивашева. В 'Уральском государственном университете имени Горького запланирована встреча гостей со студентами и преподавате­ лями. Визит проходит в рамках международной акции «Това­ рищ, верь!..», посвященной 180-й годовщине суда над де ­ кабристами (о ней уже расска­ зывал «СОЮЗ»). «Пионер» для премьер м и н с к и й кинотеатр «Пио­ нер» открыл новый сезон после ремонта премьерным показом семейной комедии «Лесной разбойник». Этот фильм явля- ется призером детского между­ народного кинофестиваля в «Артеке» в номинации «Самый увлекательный фильм», про­ шедшего в июле нынешнего го­ да. Ремонт кинотеатра был начат в июле этого года и проведен в короткие сроки . За это время зал кинотеатра оборудован си­ стемой объемного озвучивания «Долби» и новым экраном , ко ­ торый по размерам больше прежнего . Замечательно, что профиль кинотеатра после ре­ монта сохранится — все дет­ ские премьеры столицы Бела­ руси будут начинаться именно в «Пионере». Найти свое место СПЕЦИАЛЬНЫЙ лагерь для подростков , склонных к деви ­ антному поведению, откроется в Борисовском районе на базе детского оздоровительного ла­ геря «Салют» 29 октября. Главная задача специалистов, которые будут работать с труд­ ными подростками, — развить у них граж данскую позицию , помочь им правильно оцени­ вать жизнь и найти свое место в обществе. Подобные смены для подростков , склонных к асоциальным поступкам , пла­ нируется провести также в пе­ риод зимних, весенних и лет­ них каникул. Болеем за наших СТУДЕНТ пятого курса факуль­ тета прикладной математики и информатики Белорусского го­ сударственного университета Иван Метельский вышел в фи­ нал международного конкурса программистов Тор Colder Collegiate Challenge-2006. Со­ ревноваться в составлении ал­ горитмов и программ в отбороч­ ном туре этого состязания бело­ русскому финалисту пришлось РПЮ-,П он ? со студентами и аспирантами ведущих вузов мира. В итоге Иван Метельский вошел в де­ сятку сильнейших юных про­ граммистов. Планируется, что в завершающем этапе примут участие сорок восемь конкур ­ сантов из России, Польши, Ки ­ тая, Голландии, Словакии, США, ЮАР, Хорватии и других государств. Финал пройдет с 14 по 18 ноября в США. Искусство ради искусства УДИВИТЕЛЬНЫЕ возможности фотографии и компьютерного дизайна были представлены на выставке «Техно-арт. Новые гра­ ни». Интернет, компьютерные технологии, возможности цифро­ вой техники во многом заменили обычный вид работы с текстом, информацией, музыкой или худо­ жественным образом. Результа­ ты использования современных технологий и были представлены на выставке. Стоит отметить, что среди участников были и те, кто занимается компьютерным ди­ зайном профессионально, и те, кто создает цифровое искусство ради самого искусства. Федор Конюхов доплыл до галереи Российский путешественник Федор Конюхов с женой Ириной Конюховой на открытии своей выставки картин, написанных во время кругосветного странствия под парусом. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Федор АЛЕКСЕЕВ (Минск) Вышел в свет седьмой номер журнала «(Союзное государство» Одна из тем номера — союз­ ные спортивные сборные. Кор­ респонденты «СГ» анализируют ситуацию, сложившуюся в отече­ ственном спорте после распада СССР, размышляют о команде, которую мы потеряли, но которую можем вновь обрести, если бу­ дем представлены единой сбор­ ной Союзного государства на крупнейших международных спортивных форумах. Также в номере интервью с главным телевизионным «поле­ водом» Леонидом Якубовичем, встреча со «старым новым» главным редактором газеты «Коммерсантъ» Андреем Ва­ сильевым, очерк о Бобреневом монастыре, рассказ о выставке работ Василия Проханова и дру­ гие материгшы. С полной версией номера чи­ татели могут ознакомиться на сайте http://www.soyu 2 gos.ru ЮБИЛЕЮ Государственного сек­ ретаря Союзного государства Па­ вла Бородина посвящена редак­ ционная статья «Преобразивший Кремль (семь портретов Павла Бородина)». В адрес юбиляра по­ ступают поздравления от полити­ ков, мастеров культуры, предста­ вителей бизнеса. Они также опуб­ ликованы в этом номере. Рубрика «Государственный уровень» представлена беседой с президентом ОАО «НК Рос­ нефть» Сергеем Богданчико­ вым. Нефтяныр компании Рос­ сии обязаны работать на перспе­ ктиву, инвестировать в будущее экономики всей страны. Выпол­ нение этой задачи станет весо­ мым вкладом в обеспечение ста­ бильности экономики России и роста благосостояния ее граж­ дан. Алена Свиридова В Минске живет мое детство персона У ПЕВИЦЫ /\лены Свиридовой с Беларусью связаны самые теп­ лые воспоминания. Там прошло ее детство и юность, там нача­ лась музыкальная карьера. И кто знает, случился бы «Розовый Фламинго», если бы однажды бу­ дущая учительница музыки ста­ ла писать стихи. Потом была главная роль в музыкальном спе­ ктакле Минского драмтеатра им. Горького, а позже и студия на бе­ лорусском радио, на которой она записывала свои первые песни. Позже ее пригласили в Москву, и понеслось... Сегодня, помимо исполнения собственных песен, /У 1 ена Свири­ дова играет в театре, снимается в кино, пишет музыку к кинофиль­ мам. Но, как и прежде, она все так же любит бывать в Беларуси. Се­ годня певица готовит новый аль­ бом. — Алена, вы часто бываете в Бела­ руси с гастролями? — Я не раз участвовала в «Славянском базаре», езжу на га­ строли в Минск, причем всегда де­ лаю это с удовольствием— у меня там осталось много друзей. Да и сам город мне очень нравится. — Приезжая в Минск, куда идете в первую очередь? — В Минске вся жизнь проис­ ходит в центре. Тут обязательно встретишь друзей, знакомых. А еще меня радует, что, к примеру, все магазины, в которые я ходила еще в детстве, расположены все в тех же местах. То есть я словно возвращаюсь в детство. Старые здания реставрируют, приезжа­ ешь в зеленый европейский го­ род. Помнится, я любила бродить по минским проспектам, порой преодолевая километровые рас­ стояния. И по этим прогулкам очень скучаю. — Знаю, вы недавно вернулись из гастральной поездки по Якутии. Как съездили? — Поездка оказалась экстре­ мальной. В Москве и Минске еще тепло, а там уже заморозки. Мы выступали в рамках празднова­ ния Дня города, на открытой пло­ щадке, и самое сильное впечат­ ление — как от холода пальцы чуть было не примерзли к микро­ фону. Такого физкультвыступле- ния у меня давненько не случа­ лось — приходилось прыгать и бегать по сцене, чтобы не за­ мерзнуть. — Судя по вашей биографии, вы не равнодушны к зкстриму. Недавно штурмовали телевизионную кре­ пость «Форт Бойяр». Страшно было? — Скорее, интересно. Я с дет­ ства зачитывалась книгами /Алек­ сандра Дюма, Жюля Верна, Фе- нимора Купера, приключенче­ ской литературой, поэтому для меня участие в телепроекте ока- затось очень увлекательным. — Многие из ваших песен стали хи­ тами. А какие из них вам нравятся самой? — Естественно, поскольку я пишу их сама, то, как правило, ка­ ждая новая песня — любимая. А вот почему та или иная из них ста­ новится хитом — мне не всегда понятно. Например, когда напи­ сала «Бедную овечку», поначалу не воспринимала ее как успеш­ ную работу. А когда песню стали крутить на всех радиостанциях. для меня такое внимание стало большой загадкой. — Нам чем работаете сейчас? — У меня полностью записан новый альбом, мы занимаемся его продвижением на музыкаль­ ный рынок. Он выйдет через пару месяцев. В данный момент я за­ нимаюсь другим альбомом — не­ коммерческим. Я даже думать не хочу о том, будет ли он звучать на радиостанциях или нет. За годы работы у меня накопилось нема­ ло, на мой взгляд, удачных не по­ псовых текстов, которые выходят за рамки так называемого «фор­ мата». Другой альбом будет очень простым в плане музыки — там задействовано минимум ин­ струментов, причем акустиче­ ских, а главный акцент сделан на текстах, которые надо правильно подать. — Как в вашей жизни появилось ки­ но? — Года три назад Валерий Тодоровский предложил мне спеть песню в его фильме «Че­ ловек-амфибия». Ему не очень понравилось, как исполнила песню актриса, и он решил при­ гласить профессиональную пе­ вицу. Закончив с песней, я вы­ звалась написать и музыку к фильму. Честно говоря, я этим никогда раньше не занималась. поэтому принялась за проект с большим энтузиазмом. Сам фильм уже вышел в прокат, не­ однократно транслировался по телевидению, и когда его смот­ рю, понимаю: получилось хоро­ шо. Я очень горжусь своей рабо­ той. Недавно закончила работу над музыкой к фильму-сказке «Кай и Грета» по мотивам «Снежной королевы». Сейчас у меня новый проект — пишу му­ зыку для нового фильма «Па­ ри». Несмотря на то, что режис­ сер— женщина, Наталья Петро­ ва, фильм очень жесткий, насто­ ящее мужское кино. Причем это выражается не в погонях и дра­ ках, а в психологии фильма, в сильных характерах, отношени­ ях между героями, работать над ним мне очень интересно. — А у вас есть любимые фильмы или актеры? — Я считаю, что вся наша со­ ветская актерская школа— высо­ кая планка, которую сейчас очень трудно достичь. Каждый раз, ко­ гда смотрю фильм «Собачье сердце», на то, как играет Евге­ ний Евстигнеев, думаю: выше этого ничего не может быть. Сей­ час актеры вынуждены зарабаты­ вать деньги, чтобы кормить се­ мью, в итоге бывает, что снима­ ются где попало. Раньше особых денег никто не зарабатывал, но все работали на совесть. ■ Для Алены Свиридовой съемки в кино — отдых. — Вы снимаетесь в кино, но И музы ­ кальную карьеру тоже не оставляе­ те? — Съемки в кино для меня как развлечение, отдых. А лучший от­ дых, как известно, смена деятель­ ности. Я пробую себя в разных ипостасях, проверяю, что могу. Если появится предложения, ко­ торые мне понравятся, конечно, соглашусь. Но это совсем не оз­ начает, что я вдруг перестану петь и буду только сниматься. С голоду я, слава богу, не умираю и могу себе позволить заниматься тем, чем мне хочется. — Алена, а где вы черпаете вдохно­ вение? Может быть, ездите за ним в далекие страны? — Меня вдохновляют любые проявления чего-то хорошего, светлого, для этого вовсе необя­ зательно куда-то ехать. Бывает, я встречаю человека, обладающе­ го теми качествами, которыху ме­ ня нет, и меня это сильно вдохнов­ ляет, понимаю, что мне есть, к че­ му стремиться. Или посмотрю хо­ роший фильм, и мне тоже хочется сделать что-то хорошее в своей сфере. Беседовала Виктория ШУМАКОВА. Горшок варит не только кашу Изучая кухонную посуду древних поселений, российские й белорусские археологи определили территории зарождения славянской культуры Альберт Валентинов МОСКВА — МИНСК ИСТОРИЯ скрывается в облом­ ках — так образно можно охарак­ теризовать суть археологиче­ ских изысканий. Предел мечта­ ний каждого археолога — найти нетронутое грабителями захоро­ нение князя или вождя с сохра­ нившимся набором боевого и охотничьего снаряжения, бога­ тыми предметами домашнего обихода. Но так получается да­ леко не всегда. Археологи-славя­ новеды в большой мере стремят­ ся найти уцелевшие остатки ря­ довых поселений, где зачастую обнаруживают лишь черепки до­ машней посуды да редкие об­ ломки железных и бронзовых из­ делий, принадлежавших дале­ ким предкам. Главным образом выброшенные за ненадобностью вещи, попросту говоря — мусор. — Наверное, на взгляд неспе­ циалиста, черепки и обломки, покрытые вековой пылью, мало о чем могут рассказать, — гово­ рит кандидат исторических наук, сотрудник Института археологии РАН Николай Лопатин. — То ли дело драгоценные женские укра­ шения или оружие. Однако все дело в том, чтобы задавать на­ ходкам правильные вопросы. То­ гда они смогут осветить карди­ нальные моменты истории. В самом деле, о чем могут рассказать золотое женское ожерелье или стальной меч вои­ на? В первую очередь о техниче­ ском прогрессе — степени со­ вершенства технологии обработ­ ки металла. Во-вторых, о связях с сопредельными странами, от­ куда эти предметы поступили в качестве товара или военного трофея. — Все эти данные, конечно, важны, — продолжает Н. Лопа­ тин, — но они не первостепенны, если мы изучаем историю мест­ ных племен. На основополагаю­ щие вопросы отвечают именно кучи мусора, которые кажутся на первый взгляд ни на что не год­ ными. Вопрос, который мы зада­ ли, звучит так: где образовались очаги славянской культуры, слившиеся впоследствии в еди­ ный культурный фундамент? А ответили на него... черепки от разбитых глиняных горшков, в которых варили пищу. Дело в том, что керамическая посуда в те времена — а мы изучали в ос­ новном период III—VII веков н.э. — не являлась предметом торговли или обмена, она отра­ жает традиции местного населе­ ния, которое ее изготовляло. В то далекое время посуду лепили ру­ ками, обучаясь у старших. В каж­ дом селении она имела свои осо­ бенности. И если такие особен­ ности совпадают в разных посел­ ках, на соседних территориях, это наглядно свидетельствует: здесь жило близкородственное население, что позволяет опре­ делить границы того или иного культурного и этнического ареа­ ла. Можно представить, насколь­ ко утомительно перебирать сот­ ни и тысячи черепков, пристав- • ляя их друг к другу, определяя для каждого его место в древнем изделии, сопоставляя изделия. А когда горшок полностью восста­ новлен, его форма наглядно сви­ детельствует, где он был слеп­ лен. Например, как описывается в отчете ученых, «закрытые ок ­ руглобокие горшки с дугой неоп­ ределенной формы в верхней ча­ сти профиля и отогнутым наружу венчиком» изготовлялись в Лес­ ном Поднепровье, а «сосуды с расширением в верхней части» лепились на берегах Западной Двины. Мы привели только два примера формы кухонных горш­ ков с «привязкой» к местности, на самом деле их гораздо боль­ ше. — Древняя керамика, изгота­ вливаемая ручной лепкой в до­ машних условиях, помогла нам «заглянуть» в период, предшест­ вующий появлению славянской культуры, позволила понять в не­ которой степени ранний этап развития славянского общества, установить происхождение и связи местного населения с дру­ гими землями, — рассказала корреспонденту «СОЮЗа» руко­ водитель белорусской части кол­ лектива исследователей,канди­ дат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Национальной акаде­ мии наук Беларуси Валентина Вергей. — И хотя глиняные горш­ ки на первый взгляд не бог весть какое достижение, но они внесли свой вклад в общественное фор­ мирование ранних славян. Союзная премия — не премия дебютов Окончание. Начало на стр. I — Как такое положенно можно ис­ править? — Для того чтобы в этом году ситуация не повторилась, необ­ ходимо лишний раз публично за­ явить, что существует такая пре­ мия. Расскажу, кто, кого и за что может выдвинуть на премию Со­ юзного государства в области литературы и искусства. Зани­ маться этим — прерогатива Пос­ тоянного Комитета Союзного го­ сударства. Но и мы со своей сто­ роны готовы проинформировать общественность и призвать всех, от кого это зависит, чтобы они более активно включались в процесс выдвижения номинан­ тов. Кстати, выдвижение на пре­ мию 2005 — 2006 годов ctano на­ бирать темп после того, как про­ шло совещание в Постоянном Комитете Союзного государст­ ва, куда пригласили руководите­ лей творческих союзов России. Мы тогда обозначили наши проб­ лемы, рассказали, что мало но­ минантов, а те, что выдвинуты, по формальным признакам при­ шлось отклонить. — О каких формальных признаках идет речь? — Организация, выдвигаю­ щая произведение на соискание премии, должна направить в ми­ нистерство культуры ходатайст­ во. В нем следует указать основ­ ные мотивы выдвижения и прило­ жить документы о месте и време­ ни публикации или обнародова­ ния произведения, а также копии публикаций и рецензии, свиде­ тельствующие о его широком об­ щественном признании. В хода­ тайстве содержатся также крат­ кие сведения об авторе или авто­ рах выдвигаемого произведений, книги, репродукции произведе­ ний изобразительного искусства, нотные сборники, звукозаписи или видеозаписи, фотографии и т.п. в зависимости от вида и жан­ ра произведений (в трех экземп­ лярах). Наградной лист на каждо­ го автора и его фотографии. Это ходатайство и наградной лист подписываются руководителем и заверяются печатью организа­ ции. На соискание премии можно выдвигать произведения, обна­ родованные не позднее чем за один год до 1 марта года, предше­ ствующего году присуждения премии. ' п.»;; ! : г • B F n S O T '^ O n о ■ « с м 'П Т С — Помню, на том совещании разго­ релся спор. Высказывалось, в ча­ стности, мнение, что если давать премию за заслуги перед народами России и Беларуси за совокупный вклад за долгую жизнь , то во обре­ чены получать только ветераны. А надо бы поощрять творческую мо­ лодежь ... — Хотелось бы напомнить: со­ юзная премия — не премия дебю­ тов. Да, звучат иногда упреки, что премия Союзного государства дается в основном очень извест­ ным людям, прожившиЫ боль­ шую жизнь в искусстве и отме­ ченным всеми возможными на­ градами, что надо бы выдвигать одаренную молодежь. Но ведь не возраст является критерием при­ суждения премии! Если молодой человек достиг признания и соз­ дал произведение, внесшее ощу­ тимый вклад в укрепление отно­ шений братства, дружбы и сот­ рудничества между государства­ ми — участниками Союза, то он достоин премии. Ведь она не пре­ мия авансов, ею отмечаются дос­ тижения. Это как вручение почет­ ных званий — важен результат, а не возраст. Но нам, конечно же, не хоте­ лось бы, чтобы премия была по­ вернута в прошлое. Чтобы она бы­ ла ностсшьгической. Неразумно награждать людей за те произве­ дения, которые они делали в со­ ветское время. Это не просто не­ разумно, а политически неграмот­ но, даже вредно. Премия должна бьпь все-таки современной. Но хочу сказать, что от хариз­ мы и роли личности никуда не уй­ дешь. Далеко ходить не надо — опыт последних лет показал, что когда появляется фигура абсо­ лютного масштаба, когда появля­ ется звезда, то чисто психологи­ чески членам Экспертного совета очень сложно голосовать не за нее, а за кого-то другого. Масштаб личности Пахмутовой, Калягина или Янковского таков, что может заслонять прочих номинантов с менее звучными именами. Конеч­ но, такой стереотип восприятия есть, и от него никуда не деться. И если будут выдвигать людей, в широком смысле слова звездных, известных и авторитетных, их шансы победить существенны. Тут надо смотреть правде в глаза. Но вместе с тем Экспертный совет очень внимательно на это реаги­ ровал и будет реагировать. Это не премия за то, что ты есть, не за аб­ страктный вклад в развитие наци­ ональной или мировой культуры. Необходима четкая, конкретная и современная история, которая ■ Андрей Вульф. фиксирует вклад данного номи­ нанта в укрепление Союзного го­ сударства, укрепление дружбы, взаимопонимания, взаимопро- •' никновения культур, создание единого информационного про­ странства. Номинируется ведь не просто человек, а в привязке к ка­ кому-то произведению, и это про­ изведение или цикл произведе­ ний должно быть связано с Сою­ зом Беларуси и России. — Что же тут можно сделать? — Мы не можем обращаться в каждую потенциально возмож­ ную организацию точечно, зво­ нить и говорить: «Ребята, у вас есть кто-то достойный премии?» Хотелось бь 1 дождаться какой-то инициативы с мест. Хотя наверня­ ка, когда времени останется сов­ сем немного, кто-нибудь будет обижаться: почему номинирова­ ли писателей, а архитекторов — нет? Еще раз уточню: мы, мини­ стерства культуры и массовых коммуникаций, не можем высту­ пать движущей силой, не можем быть инициаторами выдвижений. Если Постоянный Комитет обра­ тится к нам с просьбой иницииро­ вать выдвижение номинантов, мы, конечно же, это сделаем. Со своей стороны, мы можем, напри­ мер, на телевидении, на канале «Культура» еще раз обратиться к теме премии Союзного государ­ ства, чтобы как можно больше за­ интересованных людей о ней лишний раз услышали. — Андрей Юрьевич, вы являетесь сопредседателем Экспертного сове­ та приП0^яйНеМ1№м1^ёте Союз­ ного государства. Расскажите под­ робнее о его деятельности. — Работать в нынешнем со­ ставе Экспертного совета было очень комфортно. На мой взгляд, очень важно, что совет при голо­ совании не разделялся по госу­ дарственному признаку. Многие знают друг друга в течение мно­ гих лет. Человеческие отноше­ ния помогают выстраивать рабо­ чие отношения. В прошлом году очень интересно проходили голо­ сования по кандидатам: зачас­ тую российские номинанты полу- - чали очки за счет белорусских членов Экспертного совета. И наоборот — не было лоббирова­ ния членами совета «своих» на­ циональных номинантов. Люди, входящие в Эксперт­ ный совет, безусловно, автори­ тетные, с богатым жизненным опытом, с безупречной репута­ цией. В течение уже многих лет состав нашего совета незначи­ тельно менялся, костяк сохраня­ ется. Все очень достойные кан­ дидатуры. Всегда важно, кто су­ дит, кто принимает решения, влияющие на судьбы. — По формату премии никаких из­ менений не ожидается? — Пока все остается без из­ менений. Схема зарекомендова­ ла себя неплохо, и она сохранит­ ся. Три премии и дальше будут вручаться один раз в два года. Размер премии равняется 1250- кратному минимальному разме­ ру оплаты труда в Российской Федерации. Каждому лауреату вручается, кроме того, почетный знак — медаль с удостоверени­ ем и диплом лауреата премии Союзного государства в области литературы и искусства. При присуждении премии за коллек­ тивное произведение денежное вознаграждение делится поров­ ну между лауреатами, а диплом, медаль и удостоверение к нему вручаются каждому лауреату. — Вы но считаете, что пора к пре­ мии Союзного государства приба­ вить премию, например, за научные достижения? — Тут мне сложно сказать, нау­ ка— не наша епархия. Если такая инициатива будет проявлена, в принципе очень неплохо. И, кста­ ти, не только в области науки, но и в области образования, массовых коммуникаций. Беседовала Наталья БАРАТОВА. "К ;:.я ли лп Возьмите на заметку В Российской Федерации документы и ходатайство надо посылать в Депар­ тамент внешних связей Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (почтовый адрес; 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д . 7, стр. 2, тол. (495) 621-68-82); В Республике Беларусь — в Министерство культуры РБ (почтовый адрес: 220004, г . Минск, проспект Победителей, д. 11, тел.; (10 37517) 203-75-74; 203-90-45. Дополнительную информацию можно получить в Постоянном Комитете Со­ юзного государства по тел.; (495) 625-70-60; 606-71-45; 698-39-96.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz