Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
27 октября 2006 г., № 209 (22837) ЛИПЕЦКАЯ га зе та злповья г Й LO О К \ ■О О е =г ш > Издается при содействии областного Центра медицинской профилактики. Ведущая рубрики Татьяна СПАССКАЯ . Л ^ в и ч От страдания к возрождению в чем смысл страдания, болезни? Болезнь, ее духовная суть —отхождение от Бога, от гармонии. Здоровье —близость к гармонии. Гармонии души, тела и духа. Человек здоров и может быть счастлив, если наполнен любовью и умением прощать, принимать события такими, какими они приходят. Болезнь —следствие нелюбви, недолюбленности, но она же и призыв, наказание —от слова «наказ», которое заставляет человека задуматься: почему это происходит? Что ты делаешь не так и почему? На вопросы нашего корреспондента отвечает психолог Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Елена СУШИНОВА. — Как вы считаете, возможно ли духовное возрождение человека, которому поставлен диагноз ВИЧ-инфекция? — Сейчас мне вспоминаются удивительные слова, которые довелось услышать однажды: «Бог говорит нам о своей любви шепотом, если мы не слышим этого, то он говорит с нами язы ком болезни. А если мы и этого не сльнпим, то он говорит с нами языком страданий. Страдания — это голос любви к нам». Всем православным понятно, что болезнь неразрывно свя зана с грехом. Но очень часто эта связь понимается слишком упрощенно, ее нельзя использовать для поиска причин. К примеру, ВИЧ-инфицированный человек живет в со стоянии постоянных стрессовых воздействий. Узнал дисп'ноз — стресс, кто-то отшатнулся от него, сказал, что рядом не сядет, — стресс, мама тяжело заболела из-за того, что у него ВИЧ, — тоже стресс, с работы уволили — стресс. И все в одну точку! ВИЧ может стать камнем, который утащит чело века на дно, и тогда он будет просто сидеть и переживать — у него все плохо! Но ВИЧ также может стать поводом для переосмысления жизни и поиска ее настоящего смысла. Иног да, к сожалению, только заболев ВИЧ-инфекцией, человек меняет свою жизнь, переоценивая все, что с ним произошло, и это многим позволяет возвыситься над пороками. Страда ние ведь может стать или точкой роста, или разрушения. — Динамика распространения ВИЧ-инфекции такова, что заставляет и общество в целом о многом задуматься. — ВИЧ-инфекция — заболевание, которое за очень ко роткое время стало для человечества проблемой номер один. Ее жертвы — десятки миллионов людей, и это ставит перед сообществом множество социальных, экономических, нрав ственных проблем. Возникновение этой страшной эпидемии во многом связано с такими негативными процессами, как употребление алкоголя и наркотиков, раннее начало поло вой жизни, неразборчивость в интимных отношениях (бес порядочный и незащищенный секс). А в основе всего этого — безответственное отношение к собственному здоровью. — В этой ситуации особенно актуальна работа по воз рождению духовности среди молодежи». — Данные анонимного опроса, проведенного среди моло дых, позволяют сделать вывод о том, что их сексуальное по ведение становится все более рискованным. 30 процентов из них в возрасте до 18 лет уже имеют сексуальные отношения. Снижается и возраст начала половой жизни, все более рас пространенными становятся внебрачные половые связи. Сред ний возраст вступления в половые отношения составляет для ^ девушек 13-14 лет, для юношей — 15-16 лет, причем в боль шинстве своем они ведут регулярную половую жизнь с не сколькими партнерами. Можно много рассуждать о причинах и факторах распро странения эпидемии, но мы должны, прежде всего, осознать, что подлинной первопричиной и источником стремительно го развития болезни является доныне невиданное умноже ние греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. — Какую роль в возрождении духовного и физического здоровья человека играет Православная Церковь? — Русская Православная Церковь, издревле заботившая ся о духовном здоровье общества, и сегодня не может оста ваться в стороне. С целью оказгшия духовной помощи и под держки людям, живущим с ВИЧ/СПИД, в нашем Центре была открыта и освящена молельная комната. Там ВИЧ-ин фицированные при желании могут отдохнуть душой, поста вить свечи за здравие свое и своих близких, помолиться. С благословения Епископа Липецкого и Елецкого Владыки Никона священник Андрей Суриков принял на себя окорм- ление Центра и стал осуществлять пастырское душепопече- ние, духовную поддержку людей — носителей вируса имму нодефицита, их близких, родственников, знакомых, друзей. Круглый стол «СПИД — проблемы и пути решения через возрождение духовности и нравственности человека и обще ства», состоявшийся 15 августа 2006 г. в Липецком област ном Центре по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ, стал важным событием. Это мероприятие показало взаимную за интересованность представителей Русской Православной Церкви и специалистов здравоохранения, послужило нача лом нового конкретного и профессионального сотрудниче ства по решению ВИЧ/СПИД. — Какие еще формы деятельности специалистов Цент- ^ ра СПИД направлены на достижение цели воспитания здо рового молодого поколения? — Способствовать этому призваны профилактические про граммы, нацеленные на пропаганду здорового образа жизни, вреда наркомании, алкоголизма, табакокурения, ИППП и СПИД. С 1996 года в Липецкой области внедрены методы пер вичной профилактики среди учащейся молодежи: учебные программы в школах, семинары для педагогов, лекции и дру гие массовые и групповые формы просветительной работы. Главная цель — формирование такого поведения моло дых людей, при котором можно было бы избежать передачи ВИЧ и ИППП, развитие ответственности, формирование мо тивации и навыков снижения риска инфицирования. Это возможно при взаимодействии медиков, педагогов, родите лей и, конечно, учащихся. Задача специалистов-медиков зак лючается в предоставлении необходимой информации педа гогам. Важно участие родителей, они главным образом фор мируют личные и этические ценности детей. Большинство из них осознают, какую угрозу представляет СПИД, и под держивают наши усилия. Правда, некоторым трудно обсуж дать вопросы пола со своими детьми, и они благодарны за то, что школа берет на себя эту задачу. Часто родители и сами нуждаются в получении подобной информации. Мето дики воздействия на молодежь разработаны с учетом массо вого, коллективного и индивидуального восприятия просве тительной информации. Особое место занимает ежемесячно проводимый групповой метод — дискуссионный клуб. Другой эффективной формой является программа равно го образования, развитие добровольческого движения. Пред почтение отдается интерактивным способам обучения, напри мер, моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи и т.п. Цель работы подросткового клуба во лонтеров — обучить молодежь навыкам отказа от наркоти ков в ситуациях, когда их предлагают, сформировать отри цательное отношение к употреблению алкоголя, табака, нар котических веществ и ценностное отношение к себе и к соб ственному здоровью. Интервью вела Марина КАЗАКОВА. ^Стресс — это не навсегда Нет покоя ни днем, ни ночью Стресс —одно из самых часто употребляемых понятий современного обихода. Мехсду тем у большинства из нас представления о нем весьма туманные. Как же распознать стресс и как с ним бороться? А в итоге - неврастения ...На приеме высокий муж чина, физически крепкий, с хорошо развитой мускулату рой. Трудно предположить в нем нетрудоспособного челове ка. Между тем это так. Вот что он рассказал о себе: —Сначала я обратил вни мание, что очень быстро утом ляюсь при малейшем физи ческом напряжении. Да и умственный труд стал непро дуктивным. При чтении не могу сосредоточиться даже на короткое время, «выбиваюсь» из текста, не понимаю содер жания. Возникают головная боль, шум в уш£ 1 х, слезотече ние, перед глазами мелькают какие-то мушки. Стал край не возбудим, вспыхиваю как порох. Хлопанье дверью и другие обычные шумы, яркий свет кажутся чрезмерно рез кими, вызывают раздраже ние. Выматываясь за день, не нахожу себе покоя и ночью. Ворочаюсь в постели, но не могу заснуть, наступающая дремота прерывается от лю бого шороха. Лишь под утро ненадолго отключаюсь, но сон очень чуткий. Встаю с тяже лой головой, разбитый и вя лый. Ухудшился аппетит, по явились тянущие боли в ру- ках, ногах, пояснице. Заме тил у себя ослабление поло вой потенции... Выяснилось, что на про тяжении двух последних лет пациенту приходилось рабо тать с чрезмерной нагрузкой. Он постоянно недосыпал, был вынужден отказаться от очередного отпуска. Спустя некоторое время появились повышенная утомляемость, бессонница, он стал раздра жительным, однако не сбав лял темпов работы. Не сове туясь с врачом, прибегал к различным снотворным сред ствам, но и они не помогали. Постепенно стала снижаться работоспособность, и, чтобы подбодрить себя, мужчина пил несколько раз в день крепкий чай, много курил. Итогом явилось развитие не врастении. С чего все начинается? Заболеванию чаще всего предшествует переутомление. На его фоне всевозможные отрицательно действующие факторы — острый или хро нический конфликт, различ ные неприятности на работе, в личных отношениях, вне запно изменившиеся условия труда, быта, предъявляющие человеку требования, кото рые превышают его возмож ности, — приводят к невро зу. Все перечисленное встре чается в жизни каждого че ловека. Однако неврастении более подвержены люди либо со слабым типом нервной си стемы, либо с острым асте ническим складом личности, характеризующимся врож денной быстрой утомляемос тью и непереносимостью больших перегрузок. Неврастения развивается обычно исподволь. Основной симптом —раздражительная слабость. Любое совершенно безобидное замечание, жест, движение, взгляд — все при водит к быстро прорывающе муся наружу раздражению. Появляется нёпереносимость громких звуков, яркого све та, длительной беседы и т.д. Чувствительность у таких больных повышается и к соб ственным ощущениям: пока лыванию в сердце, головной боли, головокружению, рас стройству сна. Эти явления особенно усиливаются в пе риод, когда на человека на чинает повторно действовать психотравмирующий фактор. Соблюдение режима не приносит облегчения: сла бость, вялость и утомляе мость продолжают оставать ся. Нередко эти люди жалу ются на ухудшение памяти. На самом деле память у них остается прежней, но неспо собность сконцентрировать свое внимание ведет к пло хой фиксации прочитанного. Для неврастении харак терны резкие эмоциональные перепады. Радость легко сме няется печалью, смех — сле зами. Больной неврастенией крайне нетерпелив, не выно сит ожидания. Страдая быс трой утомляемостью, устало стью, особенно при ходьбе, он, тем не менее, не может постоять на остановке каких- нибудь 5 минут, чтобы дож даться автобуса, идет пеш ком, хотя это еще больше усиливает утомление. Прислушиваясь к своим ощущениям, больные начи нают предполагать, что у них происходит какой-то «скры тый» патологический про цесс. Это побуждает их обра щаться к разного рода спе циалистам. Обследования, причем самые тщательные, не выявляют серьезных от клонений, но человек чув ствует себя плохо и произво дит впечатление тяжелоболь ного. Его. ничто не радует, он вял, тосклив, неразговорчив, наводит на всех уныние и скуку. В поисках выхода из этой ситуации некоторые пытают ся снять нервное напряжение алкоголем, никотином (как говорят в таких случаях, ♦курит запоем») или транк вилизаторами. Но подчас средство, приносящее вре менное облегчение, само пре вращается в трудноразреши мую проблему. Переживая длительный стресс, многие инстинктивно прибегают и к методам пси хологической защиты: стре мятся переложить на других ответственность за свои ошибки, вымещают недо вольство на более слабом или уязвимом, отрицают все, что не совпадает с собственным мнением, уходят в мир фан тазий и иллюзий. Понятно, что такая «защита* только усугубляет ситуацию и раз рушает отношения с окружа ющими. Где же выход? Существуют эффективные научно обоснованные систе мы психологической саморе гуляции, доступные всем. Прежде всего — методи ка Ретри, основгшная на вы работке определенных прак тических навыков. Назову основные: 1. Расслабление мышц. Оно позволяет снять и физи ческое, и психологическое напряжение. Кстати, само слово «стресс* буквально оз начает «напряжение*. Дей ствительно, стресс и отрица тельные эмоции почти всегда сопровождаются длительно сохраняющимся, «застыв шим* напряжением различ ных групп мышц, в которых как бы «замораживаются* эмоции. Отсюда — разнооб разные болезненные послед ствия стресса. 2. Успокаивающее дыха ние. Оно мягко уравновеши вает душевное состояние че ловека. 3. Наблюдение за телес ными ощущениями и управ ление ими. Особенно важно устранить болезненные и дискомфортные ощущения, связанные с отрицательны ми эмоциями. Вот один из # Щ . примеров. Примите удобную позу, располагающую к от дыху, — сидя или полуле жа. Расположите ладони па раллельно друг другу на не большом расстоянии, чтобы одна рука могла ощущать присутствие другой (обычно около 1 см). Внимательно наблюдайте за своими теле сными ощущениями, особен но за тем, как чувство тепла в ладонях изменяется вмес те с дыханием. Обычно эти ощущения меняются при выдохе. Дышите животом достаточно глубоко и мед ленно, мысленно К£ 1 К бы на правляя свое дыхание в ки сти рук. Убедитесь, что теп ло в ладонях и в пальцах ра стет. Продолжайте дышать подобным образом 5-6 ми нут, добиваясь устойчивого, интенсивного и, что особен- •'но’важно, сиМм'ё'1'фИчного ощущения тепла. Обычно вначале разница ощущений в правой и левой кисти весь ма заметна. Ваша задача — выровнять ощущения. Бла годаря этому нервная систе ма гармонизируется, чело век испытывает чувство по коя и внутреннего комфор та. 4. Положительный эмо циональный настрой, душев ное равновесие. В психологии есть термин аффирмации. Это позитивные самоинст- рукции — успокаивающие или, наоборот, мобилизую щие. Они позволяют в стрес совой обстановке быстро ус покоиться, перейти от пас сивных переживаний и само бичевания к активным дей ствиям, помогающим испра вить ситуацию. К примеру, возьмите чи стый лист бумаги, раздели те его на две половины вер тикальной чертой. На левой, «темной*, половине напи шите ту негативную, обыч но самообвинительную , мысль, которая первой при ходит вам в голову, когда вы думаете о возникшей пробле ме. Произнесите ее вслух или мысленно и понаблю^ дайте, как вы на нее реаги руете. Как правило, диском фортные ощущения усилива ются. Теперь произносите утверждения, обратные по смыслу: будто вы подыски ваете аргумент против своей негативной мысли. Произно сите свои аргументы ( вслух или мысленно) не торопясь. гат 11 ы II алко голиз м « » Табуретовка с ароматом лимона Горько, но для большинства наших сограхсдан пьянство стало нормой жизни. К алкоголю приобщились представители практически всех слоев и социальных групп общества. Вслед за глубоким расслоением народа по имущественному признаку потребление алкоголя также приобрело своеобразный «классовый» оттенок. Те, кто оказался у вершины социальной пирамиды, пьют благородные вина и коньяки по баснословным ценам, «середняки» довольствуются 40-градусной, а те, кто победнее, полностью перешли на потребление «паленой» водки, стеклоочистительного средства на спиртовой основе «Максимка» и самогона. о том, что собой представ ляет печально известный «Мак симка» , в последнее время мно го пишут и говорят. Папомним лишь, что он содержит значи тельное количество опасных для жизни (при внутреннем применении) химических соеди нений. Пе менее опасным для здо ровья и жизни человека явля ется привычный для многих са могон. По заключению химиков- токсикологов, самогон, хотя и вырабатывается из естественных пищевых продуктов (сахар, ржа ная мука, ячмень, картофель, свекла и т.д.: легендарный Ос тап Бендер говорил, что при желании самогон можно приго товить из табуретки, и называл его «табуретовкой»), является высокотоксичным (т.е. ядови тым) продуктом, который при длительном потреблении вызы вает стойкие, необратимые изме нения во всем организме. Наи более вредное действие на чело веческий орггшизм оказывает си вушное масло, продукт спирто вого брожения. При промышленной выра ботке спирта для пищевого и медицинского предназначения происходит технологическое от- сепарирование сивушных соеди нений. В условиях домашней выработки технология доволь но примитивная. Выделенный из спирта сивушный комплекс действительно представляет со бой маслянистую жидкость с резким неприятным запахом. Никакие домашние хитрости (добавление активированного угля, дубовых, лимонных или мандариновых корок изменяет всего-навсего вкусовые свой ства) не позволяют убрать из самогона ядовитых примесей. При этом если ядовитые свой ства этилового (винного) алко голя принять за единицу, то для сивушного масла этот показа тель составляет 19. Отравляю щее действие самогона, даже хо рошо очищенного, в 1,3 раза больше, чем винного спирта. В клиническом развитии са- могоноболезни отсутствует пос ледовательность нарастания симптомов, характерная для пивного, винного и водочного алкоголизма. Быстро проявля ются формы поведения, свиде тельствующие о социальной де градации: сверхконфликтная си туация в семье или вовсе ее ут рата, конфликты в коллективе, частая смена мест работы, асо циальное поведение в состоянии опьянения. После нескольких месяцев самогонного пьянства развивает ся ярко выраженный синдром похмелья. Быстро появляется физическая зависимость, алко гольное бахвальство, снижение дозы, вызывающей опьянение. Неожиданно для самого пьюще го могут возникнуть состояния оглушенности, конфликтности, агрессивности, озлобленности. При водочном, винном и пивном алкоголизме похмельный синд ром формируется во второй ста дии алкоголизма через годы пьянства. При употреблении са могона похмелье формируется уже через несколько месяцев приобщения к нему. При по хмельном синдроме, вызванном самогоном, меньше выражены вегетативные нарушения (потли вость, тремор (дрожание), уча щенное сердцебиение) и преобла дают нарушения психические, часто с компонентами слуховых и зрительных-галлюцинаций или бредового восприятия себя и ок ружающей действительности (бе лая горячка). При самогонном алкоголизме и запойный харак тер пьянства формируется в ко роткие сроки, и провалы в па мяти, связанные с состоянием опьянения (амнезии), также стремительны во времени. По мнению отечественных ис следователей, подтвержденному практическим опытом, по всем медицинским характеристикам суррогатный алкоголизм отмеча ется существенной злокачествен ностью и быстрым прогрессиро ванием. В еще большей степени это характерно для женщин. У них обнаруживается быстрое появле ние оглушающего эффекта в опь янении с нарушением тонкой ко ординации движения, неустой чивостью с закрытыми глазами, нарушением памяти. Развивает ся по типу молниеносных форм грубая психопатизация личнос ти, происходят выраженные из менения внутренних органов, кровеносной и эндокринной си стем, органические изменения в головном и спинном мозге и пе риферической системе. Более продолжительными и тяжелыми бывают состояния похмелья. Ал когольные психозы наблюдают ся у женщин, злоупотребляю щих самогоном, в два раза чаще, чем у женщин, злоупотребляю щих пивом, вином и водкой. Потомство пьющих алкогольные суррогаты родителей имеет мно жественные признаки недоразви тия. Наконец, подростковый алко голизм, основанный на потреб лении стеклоочистителя «Мак симка» и самогона, также раз вивается стремительно и в пос ледующем требует длительного лечения. Вячеслав ТРУШОВ, заведующий отделением медпрофилактики областного наркологического диспансера. внимательно наблюдая за тем, какие из проговаривае мых фраз влияют на ваши телесные ощущения. Имен но эти «аргументы* и есть наиболее убедительные для вашего подсознания. Запи шите их на правой стороне листа. Обычно достаточно подобрать 4-5 таких фраз в течение 15-20 минут, чтобы самочувствие улучшилось и эмоциональный «пожар* погас. Затем разрежьте листок по разделительной черте. От его левой половины вы мо жете сразу же избавиться — просто смять и выбросить в мусорную корзину. Правую же половину листа сохрани те и запомните все позитив ные мысли, которые на нем записаны. Подобные аффир мации- утверждения создают жи'знеутвернсдаЮщий н а строй. В дальнейшем в труд ных ситуациях они помогут вам нейтрализовать внутрен нюю напряженность, полу чая интуитивную подсказку глубинной, подсознательной мудрости собственного орга низма. Ирина БЫКОВА, психотерапевт. гДержи спину! Хорошая осанка как привычка Как воспитать у ребенка хорошую осанку, как исправить уже имеющиеся нарушения, как правильно подобрать упражнения в зависимости от возраста и физических возможностей ребенка? Прежде чем отвечать на эти вопросы, необходимо определить: что же такое осанка? Осанка — это привычная поза. Зна чит, хорошую осанку, как привычку, необходимо воспитывать. Нарушение осанки — это еще не забо левание, а только функциональное нару шение, при котором своевременно нача тая коррекция ведет к нормализации со стояния опорно-двигательного аппарата. Напротив, отсутствие должного внимания к вощюсам формирования и исправления осанки может привести к развитию серь езного заболевания — сколиоза. Непременным условием как профи лактики, так и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата являет ся соблюдение правил ортопедического режима, основные положения которого следующие: 1. В положении стоя необходимо равномерно опираться на обе ноги, дер жа при этом прямо спину и голову, а плечи отвести чуть назад. 2. При занятиях сидя следует подо брать мебель в соответствии с ростом: — локти и предплечья равномерно положены на стол; — глубина сиденья стула не более 2/3 длины бедра, высота стула не дол жна превышать длину голени — ноги должны упираться в пол (или подстав ку) всей стопой и согнуты в тазобедрен ных, коленных, голеностопных суста вах под прямыми углами; — спина должна плотно опираться на спинку стула: на уровне пояснично го изгиба целесообразно использовать эластичный валик диаметром 5-10 см; — край стола должен находиться на уровне нижней части груди, между гру дью и столом расстояние 2 см (ладонь проходит ребром), расстояние от глаз сидящего до поверхности стола 25-30 см; — следует использовать приспособ ление под книгу для того, чтобы при чтении не наклонять туловище вперед. 3. При ходьбе необходимо контро лировать правильное положение туло вища, ставить стопы параллельно, не размахивать сильно руками. 4. Спать рекомендуется на ровном и не слишком мягком матрасе, без про гиба от тяжести тела, с невысокой по душкой или валиком под шеей. Длина кровати должна быть на 20-25 см боль ше длины тела. 5. Школьникам наиболее подходит ранец; если пользоваться сумкой, то ее надо носить попеременно в правой и ле вой руке. 6. При подъеме и переноске груза стоять надо устойчиво, не держать груз на вытянутых руках с наклоном корпу са вперед; поднимать груз следует ис пользуя силу ног, т.е. предварительно согнув ноги (присесть). Непосредственно в коррекции осан ки основное внимание уделяется сред ствам лечебной физкультуры: укрепле нию мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Но воп рос о правильной осанке не может быть полностью решен только укреплением соответствующей мускулатуры. Очень важно воспитание ощущения нормаль ной осанки, которое приобретается мно гократным повторением правильного по ложения тела лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомевдуются проверенные опы том мероприятия: 1. Изучение и воспитание осанки с помощью зеркала. 2. Упражнения у вертикальной по верхности (стена без плинтуса, дверь и Т . Д . ) . Необходимо становиться спиной к плоскости, прикасаясь к ней пятка ми, икрами, ягодицами, лопатками и затылком: находиться в таком положе нии 3-5 минут ежедневно. Затем добав ляются приседания у плоскости, под нимание на носки, отведение рук и ног в стороны. 3. Ношение различных предметов на голове (кубики, подушечки с песком и т.д.) в сочетании с выполнением различ ных упражнений: ходьба на носках, по лусогнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, приседания, лазания по гимнастической лесенке, не уронив при этом положенный на голову пред мет. 4. Для выработки правильной осан ки необходимо воспитывать координа цию движений, суставно-мышечное чув ство. Здесь полезны такие упражнения, как стойка на одной ноге, ходьба по брев ну, «ласточка». Кроме того, необходим комплекс ЛФК, направленный на увеличение силы и выносливости мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении. Принципы и методику занятий опреде ляет врач. Вера РЯБЧЕНКО, заведующая отделением физкультуры государственного учреждения здравоохранения «Областной врачебно-физкультурный диспансер».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz