Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

27 октября 2006 г., № 209 (22837) ЛИПЕЦКАЯ га зе та злповья г Й LO О К \ ■О О е =г ш > Издается при содействии областного Центра медицинской профилактики. Ведущая рубрики Татьяна СПАССКАЯ . Л ^ в и ч От страдания к возрождению в чем смысл страдания, болезни? Болезнь, ее духовная суть —отхождение от Бога, от гармонии. Здоровье —близость к гармонии. Гармонии души, тела и духа. Человек здоров и может быть счастлив, если наполнен любовью и умением прощать, принимать события такими, какими они приходят. Болезнь —следствие нелюбви, недолюбленности, но она же и призыв, наказание —от слова «наказ», которое заставляет человека задуматься: почему это происходит? Что ты делаешь не так и почему? На вопросы нашего корреспондента отвечает психолог Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Елена СУШИНОВА. — Как вы считаете, возможно ли духовное возрождение человека, которому поставлен диагноз ВИЧ-инфекция? — Сейчас мне вспоминаются удивительные слова, которые довелось услышать однажды: «Бог говорит нам о своей любви шепотом, если мы не слышим этого, то он говорит с нами язы­ ком болезни. А если мы и этого не сльнпим, то он говорит с нами языком страданий. Страдания — это голос любви к нам». Всем православным понятно, что болезнь неразрывно свя­ зана с грехом. Но очень часто эта связь понимается слишком упрощенно, ее нельзя использовать для поиска причин. К примеру, ВИЧ-инфицированный человек живет в со­ стоянии постоянных стрессовых воздействий. Узнал дисп'ноз — стресс, кто-то отшатнулся от него, сказал, что рядом не сядет, — стресс, мама тяжело заболела из-за того, что у него ВИЧ, — тоже стресс, с работы уволили — стресс. И все в одну точку! ВИЧ может стать камнем, который утащит чело­ века на дно, и тогда он будет просто сидеть и переживать — у него все плохо! Но ВИЧ также может стать поводом для переосмысления жизни и поиска ее настоящего смысла. Иног­ да, к сожалению, только заболев ВИЧ-инфекцией, человек меняет свою жизнь, переоценивая все, что с ним произошло, и это многим позволяет возвыситься над пороками. Страда­ ние ведь может стать или точкой роста, или разрушения. — Динамика распространения ВИЧ-инфекции такова, что заставляет и общество в целом о многом задуматься. — ВИЧ-инфекция — заболевание, которое за очень ко­ роткое время стало для человечества проблемой номер один. Ее жертвы — десятки миллионов людей, и это ставит перед сообществом множество социальных, экономических, нрав­ ственных проблем. Возникновение этой страшной эпидемии во многом связано с такими негативными процессами, как употребление алкоголя и наркотиков, раннее начало поло­ вой жизни, неразборчивость в интимных отношениях (бес­ порядочный и незащищенный секс). А в основе всего этого — безответственное отношение к собственному здоровью. — В этой ситуации особенно актуальна работа по воз­ рождению духовности среди молодежи». — Данные анонимного опроса, проведенного среди моло­ дых, позволяют сделать вывод о том, что их сексуальное по­ ведение становится все более рискованным. 30 процентов из них в возрасте до 18 лет уже имеют сексуальные отношения. Снижается и возраст начала половой жизни, все более рас­ пространенными становятся внебрачные половые связи. Сред­ ний возраст вступления в половые отношения составляет для ^ девушек 13-14 лет, для юношей — 15-16 лет, причем в боль­ шинстве своем они ведут регулярную половую жизнь с не­ сколькими партнерами. Можно много рассуждать о причинах и факторах распро­ странения эпидемии, но мы должны, прежде всего, осознать, что подлинной первопричиной и источником стремительно­ го развития болезни является доныне невиданное умноже­ ние греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. — Какую роль в возрождении духовного и физического здоровья человека играет Православная Церковь? — Русская Православная Церковь, издревле заботившая­ ся о духовном здоровье общества, и сегодня не может оста­ ваться в стороне. С целью оказгшия духовной помощи и под­ держки людям, живущим с ВИЧ/СПИД, в нашем Центре была открыта и освящена молельная комната. Там ВИЧ-ин­ фицированные при желании могут отдохнуть душой, поста­ вить свечи за здравие свое и своих близких, помолиться. С благословения Епископа Липецкого и Елецкого Владыки Никона священник Андрей Суриков принял на себя окорм- ление Центра и стал осуществлять пастырское душепопече- ние, духовную поддержку людей — носителей вируса имму­ нодефицита, их близких, родственников, знакомых, друзей. Круглый стол «СПИД — проблемы и пути решения через возрождение духовности и нравственности человека и обще­ ства», состоявшийся 15 августа 2006 г. в Липецком област­ ном Центре по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ, стал важным событием. Это мероприятие показало взаимную за­ интересованность представителей Русской Православной Церкви и специалистов здравоохранения, послужило нача­ лом нового конкретного и профессионального сотрудниче­ ства по решению ВИЧ/СПИД. — Какие еще формы деятельности специалистов Цент- ^ ра СПИД направлены на достижение цели воспитания здо­ рового молодого поколения? — Способствовать этому призваны профилактические про­ граммы, нацеленные на пропаганду здорового образа жизни, вреда наркомании, алкоголизма, табакокурения, ИППП и СПИД. С 1996 года в Липецкой области внедрены методы пер­ вичной профилактики среди учащейся молодежи: учебные программы в школах, семинары для педагогов, лекции и дру­ гие массовые и групповые формы просветительной работы. Главная цель — формирование такого поведения моло­ дых людей, при котором можно было бы избежать передачи ВИЧ и ИППП, развитие ответственности, формирование мо­ тивации и навыков снижения риска инфицирования. Это возможно при взаимодействии медиков, педагогов, родите­ лей и, конечно, учащихся. Задача специалистов-медиков зак­ лючается в предоставлении необходимой информации педа­ гогам. Важно участие родителей, они главным образом фор­ мируют личные и этические ценности детей. Большинство из них осознают, какую угрозу представляет СПИД, и под­ держивают наши усилия. Правда, некоторым трудно обсуж­ дать вопросы пола со своими детьми, и они благодарны за то, что школа берет на себя эту задачу. Часто родители и сами нуждаются в получении подобной информации. Мето­ дики воздействия на молодежь разработаны с учетом массо­ вого, коллективного и индивидуального восприятия просве­ тительной информации. Особое место занимает ежемесячно проводимый групповой метод — дискуссионный клуб. Другой эффективной формой является программа равно­ го образования, развитие добровольческого движения. Пред­ почтение отдается интерактивным способам обучения, напри­ мер, моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи и т.п. Цель работы подросткового клуба во­ лонтеров — обучить молодежь навыкам отказа от наркоти­ ков в ситуациях, когда их предлагают, сформировать отри­ цательное отношение к употреблению алкоголя, табака, нар­ котических веществ и ценностное отношение к себе и к соб­ ственному здоровью. Интервью вела Марина КАЗАКОВА. ^Стресс — это не навсегда Нет покоя ни днем, ни ночью Стресс —одно из самых часто употребляемых понятий современного обихода. Мехсду тем у большинства из нас представления о нем весьма туманные. Как же распознать стресс и как с ним бороться? А в итоге - неврастения ...На приеме высокий муж­ чина, физически крепкий, с хорошо развитой мускулату­ рой. Трудно предположить в нем нетрудоспособного челове­ ка. Между тем это так. Вот что он рассказал о себе: —Сначала я обратил вни­ мание, что очень быстро утом­ ляюсь при малейшем физи­ ческом напряжении. Да и умственный труд стал непро­ дуктивным. При чтении не могу сосредоточиться даже на короткое время, «выбиваюсь» из текста, не понимаю содер­ жания. Возникают головная боль, шум в уш£ 1 х, слезотече­ ние, перед глазами мелькают какие-то мушки. Стал край­ не возбудим, вспыхиваю как порох. Хлопанье дверью и другие обычные шумы, яркий свет кажутся чрезмерно рез­ кими, вызывают раздраже­ ние. Выматываясь за день, не нахожу себе покоя и ночью. Ворочаюсь в постели, но не могу заснуть, наступающая дремота прерывается от лю­ бого шороха. Лишь под утро ненадолго отключаюсь, но сон очень чуткий. Встаю с тяже­ лой головой, разбитый и вя­ лый. Ухудшился аппетит, по­ явились тянущие боли в ру- ках, ногах, пояснице. Заме­ тил у себя ослабление поло­ вой потенции... Выяснилось, что на про­ тяжении двух последних лет пациенту приходилось рабо­ тать с чрезмерной нагрузкой. Он постоянно недосыпал, был вынужден отказаться от очередного отпуска. Спустя некоторое время появились повышенная утомляемость, бессонница, он стал раздра­ жительным, однако не сбав­ лял темпов работы. Не сове­ туясь с врачом, прибегал к различным снотворным сред­ ствам, но и они не помогали. Постепенно стала снижаться работоспособность, и, чтобы подбодрить себя, мужчина пил несколько раз в день крепкий чай, много курил. Итогом явилось развитие не­ врастении. С чего все начинается? Заболеванию чаще всего предшествует переутомление. На его фоне всевозможные отрицательно действующие факторы — острый или хро­ нический конфликт, различ­ ные неприятности на работе, в личных отношениях, вне­ запно изменившиеся условия труда, быта, предъявляющие человеку требования, кото­ рые превышают его возмож­ ности, — приводят к невро­ зу. Все перечисленное встре­ чается в жизни каждого че­ ловека. Однако неврастении более подвержены люди либо со слабым типом нервной си­ стемы, либо с острым асте­ ническим складом личности, характеризующимся врож­ денной быстрой утомляемос­ тью и непереносимостью больших перегрузок. Неврастения развивается обычно исподволь. Основной симптом —раздражительная слабость. Любое совершенно безобидное замечание, жест, движение, взгляд — все при­ водит к быстро прорывающе­ муся наружу раздражению. Появляется нёпереносимость громких звуков, яркого све­ та, длительной беседы и т.д. Чувствительность у таких больных повышается и к соб­ ственным ощущениям: пока­ лыванию в сердце, головной боли, головокружению, рас­ стройству сна. Эти явления особенно усиливаются в пе­ риод, когда на человека на­ чинает повторно действовать психотравмирующий фактор. Соблюдение режима не приносит облегчения: сла­ бость, вялость и утомляе­ мость продолжают оставать­ ся. Нередко эти люди жалу­ ются на ухудшение памяти. На самом деле память у них остается прежней, но неспо­ собность сконцентрировать свое внимание ведет к пло­ хой фиксации прочитанного. Для неврастении харак­ терны резкие эмоциональные перепады. Радость легко сме­ няется печалью, смех — сле­ зами. Больной неврастенией крайне нетерпелив, не выно­ сит ожидания. Страдая быс­ трой утомляемостью, устало­ стью, особенно при ходьбе, он, тем не менее, не может постоять на остановке каких- нибудь 5 минут, чтобы дож­ даться автобуса, идет пеш­ ком, хотя это еще больше усиливает утомление. Прислушиваясь к своим ощущениям, больные начи­ нают предполагать, что у них происходит какой-то «скры­ тый» патологический про­ цесс. Это побуждает их обра­ щаться к разного рода спе­ циалистам. Обследования, причем самые тщательные, не выявляют серьезных от­ клонений, но человек чув­ ствует себя плохо и произво­ дит впечатление тяжелоболь­ ного. Его. ничто не радует, он вял, тосклив, неразговорчив, наводит на всех уныние и скуку. В поисках выхода из этой ситуации некоторые пытают­ ся снять нервное напряжение алкоголем, никотином (как говорят в таких случаях, ♦курит запоем») или транк­ вилизаторами. Но подчас средство, приносящее вре­ менное облегчение, само пре­ вращается в трудноразреши­ мую проблему. Переживая длительный стресс, многие инстинктивно прибегают и к методам пси­ хологической защиты: стре­ мятся переложить на других ответственность за свои ошибки, вымещают недо­ вольство на более слабом или уязвимом, отрицают все, что не совпадает с собственным мнением, уходят в мир фан­ тазий и иллюзий. Понятно, что такая «защита* только усугубляет ситуацию и раз­ рушает отношения с окружа­ ющими. Где же выход? Существуют эффективные научно обоснованные систе­ мы психологической саморе­ гуляции, доступные всем. Прежде всего — методи­ ка Ретри, основгшная на вы­ работке определенных прак­ тических навыков. Назову основные: 1. Расслабление мышц. Оно позволяет снять и физи­ ческое, и психологическое напряжение. Кстати, само слово «стресс* буквально оз­ начает «напряжение*. Дей­ ствительно, стресс и отрица­ тельные эмоции почти всегда сопровождаются длительно сохраняющимся, «застыв­ шим* напряжением различ­ ных групп мышц, в которых как бы «замораживаются* эмоции. Отсюда — разнооб­ разные болезненные послед­ ствия стресса. 2. Успокаивающее дыха­ ние. Оно мягко уравновеши­ вает душевное состояние че­ ловека. 3. Наблюдение за телес­ ными ощущениями и управ­ ление ими. Особенно важно устранить болезненные и дискомфортные ощущения, связанные с отрицательны­ ми эмоциями. Вот один из # Щ . примеров. Примите удобную позу, располагающую к от­ дыху, — сидя или полуле­ жа. Расположите ладони па­ раллельно друг другу на не­ большом расстоянии, чтобы одна рука могла ощущать присутствие другой (обычно около 1 см). Внимательно наблюдайте за своими теле­ сными ощущениями, особен­ но за тем, как чувство тепла в ладонях изменяется вмес­ те с дыханием. Обычно эти ощущения меняются при выдохе. Дышите животом достаточно глубоко и мед­ ленно, мысленно К£ 1 К бы на­ правляя свое дыхание в ки­ сти рук. Убедитесь, что теп­ ло в ладонях и в пальцах ра­ стет. Продолжайте дышать подобным образом 5-6 ми­ нут, добиваясь устойчивого, интенсивного и, что особен- •'но’важно, сиМм'ё'1'фИчного ощущения тепла. Обычно вначале разница ощущений в правой и левой кисти весь­ ма заметна. Ваша задача — выровнять ощущения. Бла­ годаря этому нервная систе­ ма гармонизируется, чело­ век испытывает чувство по­ коя и внутреннего комфор­ та. 4. Положительный эмо­ циональный настрой, душев­ ное равновесие. В психологии есть термин аффирмации. Это позитивные самоинст- рукции — успокаивающие или, наоборот, мобилизую­ щие. Они позволяют в стрес­ совой обстановке быстро ус­ покоиться, перейти от пас­ сивных переживаний и само­ бичевания к активным дей­ ствиям, помогающим испра­ вить ситуацию. К примеру, возьмите чи­ стый лист бумаги, раздели­ те его на две половины вер­ тикальной чертой. На левой, «темной*, половине напи­ шите ту негативную, обыч­ но самообвинительную , мысль, которая первой при­ ходит вам в голову, когда вы думаете о возникшей пробле­ ме. Произнесите ее вслух или мысленно и понаблю^ дайте, как вы на нее реаги­ руете. Как правило, диском­ фортные ощущения усилива­ ются. Теперь произносите утверждения, обратные по смыслу: будто вы подыски­ ваете аргумент против своей негативной мысли. Произно­ сите свои аргументы ( вслух или мысленно) не торопясь. гат 11 ы II алко голиз м « » Табуретовка с ароматом лимона Горько, но для большинства наших сограхсдан пьянство стало нормой жизни. К алкоголю приобщились представители практически всех слоев и социальных групп общества. Вслед за глубоким расслоением народа по имущественному признаку потребление алкоголя также приобрело своеобразный «классовый» оттенок. Те, кто оказался у вершины социальной пирамиды, пьют благородные вина и коньяки по баснословным ценам, «середняки» довольствуются 40-градусной, а те, кто победнее, полностью перешли на потребление «паленой» водки, стеклоочистительного средства на спиртовой основе «Максимка» и самогона. о том, что собой представ­ ляет печально известный «Мак­ симка» , в последнее время мно­ го пишут и говорят. Папомним лишь, что он содержит значи­ тельное количество опасных для жизни (при внутреннем применении) химических соеди­ нений. Пе менее опасным для здо­ ровья и жизни человека явля­ ется привычный для многих са­ могон. По заключению химиков- токсикологов, самогон, хотя и вырабатывается из естественных пищевых продуктов (сахар, ржа­ ная мука, ячмень, картофель, свекла и т.д.: легендарный Ос­ тап Бендер говорил, что при желании самогон можно приго­ товить из табуретки, и называл его «табуретовкой»), является высокотоксичным (т.е. ядови­ тым) продуктом, который при длительном потреблении вызы­ вает стойкие, необратимые изме­ нения во всем организме. Наи­ более вредное действие на чело­ веческий орггшизм оказывает си­ вушное масло, продукт спирто­ вого брожения. При промышленной выра­ ботке спирта для пищевого и медицинского предназначения происходит технологическое от- сепарирование сивушных соеди­ нений. В условиях домашней выработки технология доволь­ но примитивная. Выделенный из спирта сивушный комплекс действительно представляет со­ бой маслянистую жидкость с резким неприятным запахом. Никакие домашние хитрости (добавление активированного угля, дубовых, лимонных или мандариновых корок изменяет всего-навсего вкусовые свой­ ства) не позволяют убрать из самогона ядовитых примесей. При этом если ядовитые свой­ ства этилового (винного) алко­ голя принять за единицу, то для сивушного масла этот показа­ тель составляет 19. Отравляю­ щее действие самогона, даже хо­ рошо очищенного, в 1,3 раза больше, чем винного спирта. В клиническом развитии са- могоноболезни отсутствует пос­ ледовательность нарастания симптомов, характерная для пивного, винного и водочного алкоголизма. Быстро проявля­ ются формы поведения, свиде­ тельствующие о социальной де­ градации: сверхконфликтная си­ туация в семье или вовсе ее ут­ рата, конфликты в коллективе, частая смена мест работы, асо­ циальное поведение в состоянии опьянения. После нескольких месяцев самогонного пьянства развивает­ ся ярко выраженный синдром похмелья. Быстро появляется физическая зависимость, алко­ гольное бахвальство, снижение дозы, вызывающей опьянение. Неожиданно для самого пьюще­ го могут возникнуть состояния оглушенности, конфликтности, агрессивности, озлобленности. При водочном, винном и пивном алкоголизме похмельный синд­ ром формируется во второй ста­ дии алкоголизма через годы пьянства. При употреблении са­ могона похмелье формируется уже через несколько месяцев приобщения к нему. При по­ хмельном синдроме, вызванном самогоном, меньше выражены вегетативные нарушения (потли­ вость, тремор (дрожание), уча­ щенное сердцебиение) и преобла­ дают нарушения психические, часто с компонентами слуховых и зрительных-галлюцинаций или бредового восприятия себя и ок­ ружающей действительности (бе­ лая горячка). При самогонном алкоголизме и запойный харак­ тер пьянства формируется в ко­ роткие сроки, и провалы в па­ мяти, связанные с состоянием опьянения (амнезии), также стремительны во времени. По мнению отечественных ис­ следователей, подтвержденному практическим опытом, по всем медицинским характеристикам суррогатный алкоголизм отмеча­ ется существенной злокачествен­ ностью и быстрым прогрессиро­ ванием. В еще большей степени это характерно для женщин. У них обнаруживается быстрое появле­ ние оглушающего эффекта в опь­ янении с нарушением тонкой ко­ ординации движения, неустой­ чивостью с закрытыми глазами, нарушением памяти. Развивает­ ся по типу молниеносных форм грубая психопатизация личнос­ ти, происходят выраженные из­ менения внутренних органов, кровеносной и эндокринной си­ стем, органические изменения в головном и спинном мозге и пе­ риферической системе. Более продолжительными и тяжелыми бывают состояния похмелья. Ал­ когольные психозы наблюдают­ ся у женщин, злоупотребляю­ щих самогоном, в два раза чаще, чем у женщин, злоупотребляю­ щих пивом, вином и водкой. Потомство пьющих алкогольные суррогаты родителей имеет мно­ жественные признаки недоразви­ тия. Наконец, подростковый алко­ голизм, основанный на потреб­ лении стеклоочистителя «Мак­ симка» и самогона, также раз­ вивается стремительно и в пос­ ледующем требует длительного лечения. Вячеслав ТРУШОВ, заведующий отделением медпрофилактики областного наркологического диспансера. внимательно наблюдая за тем, какие из проговаривае­ мых фраз влияют на ваши телесные ощущения. Имен­ но эти «аргументы* и есть наиболее убедительные для вашего подсознания. Запи­ шите их на правой стороне листа. Обычно достаточно подобрать 4-5 таких фраз в течение 15-20 минут, чтобы самочувствие улучшилось и эмоциональный «пожар* погас. Затем разрежьте листок по разделительной черте. От его левой половины вы мо­ жете сразу же избавиться — просто смять и выбросить в мусорную корзину. Правую же половину листа сохрани­ те и запомните все позитив­ ные мысли, которые на нем записаны. Подобные аффир­ мации- утверждения создают жи'знеутвернсдаЮщий н а ­ строй. В дальнейшем в труд­ ных ситуациях они помогут вам нейтрализовать внутрен­ нюю напряженность, полу­ чая интуитивную подсказку глубинной, подсознательной мудрости собственного орга­ низма. Ирина БЫКОВА, психотерапевт. гДержи спину! Хорошая осанка как привычка Как воспитать у ребенка хорошую осанку, как исправить уже имеющиеся нарушения, как правильно подобрать упражнения в зависимости от возраста и физических возможностей ребенка? Прежде чем отвечать на эти вопросы, необходимо определить: что же такое осанка? Осанка — это привычная поза. Зна­ чит, хорошую осанку, как привычку, необходимо воспитывать. Нарушение осанки — это еще не забо­ левание, а только функциональное нару­ шение, при котором своевременно нача­ тая коррекция ведет к нормализации со­ стояния опорно-двигательного аппарата. Напротив, отсутствие должного внимания к вощюсам формирования и исправления осанки может привести к развитию серь­ езного заболевания — сколиоза. Непременным условием как профи­ лактики, так и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата являет­ ся соблюдение правил ортопедического режима, основные положения которого следующие: 1. В положении стоя необходимо равномерно опираться на обе ноги, дер­ жа при этом прямо спину и голову, а плечи отвести чуть назад. 2. При занятиях сидя следует подо­ брать мебель в соответствии с ростом: — локти и предплечья равномерно положены на стол; — глубина сиденья стула не более 2/3 длины бедра, высота стула не дол­ жна превышать длину голени — ноги должны упираться в пол (или подстав­ ку) всей стопой и согнуты в тазобедрен­ ных, коленных, голеностопных суста­ вах под прямыми углами; — спина должна плотно опираться на спинку стула: на уровне пояснично­ го изгиба целесообразно использовать эластичный валик диаметром 5-10 см; — край стола должен находиться на уровне нижней части груди, между гру­ дью и столом расстояние 2 см (ладонь проходит ребром), расстояние от глаз сидящего до поверхности стола 25-30 см; — следует использовать приспособ­ ление под книгу для того, чтобы при чтении не наклонять туловище вперед. 3. При ходьбе необходимо контро­ лировать правильное положение туло­ вища, ставить стопы параллельно, не размахивать сильно руками. 4. Спать рекомендуется на ровном и не слишком мягком матрасе, без про­ гиба от тяжести тела, с невысокой по­ душкой или валиком под шеей. Длина кровати должна быть на 20-25 см боль­ ше длины тела. 5. Школьникам наиболее подходит ранец; если пользоваться сумкой, то ее надо носить попеременно в правой и ле­ вой руке. 6. При подъеме и переноске груза стоять надо устойчиво, не держать груз на вытянутых руках с наклоном корпу­ са вперед; поднимать груз следует ис­ пользуя силу ног, т.е. предварительно согнув ноги (присесть). Непосредственно в коррекции осан­ ки основное внимание уделяется сред­ ствам лечебной физкультуры: укрепле­ нию мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Но воп­ рос о правильной осанке не может быть полностью решен только укреплением соответствующей мускулатуры. Очень важно воспитание ощущения нормаль­ ной осанки, которое приобретается мно­ гократным повторением правильного по­ ложения тела лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомевдуются проверенные опы­ том мероприятия: 1. Изучение и воспитание осанки с помощью зеркала. 2. Упражнения у вертикальной по­ верхности (стена без плинтуса, дверь и Т . Д . ) . Необходимо становиться спиной к плоскости, прикасаясь к ней пятка­ ми, икрами, ягодицами, лопатками и затылком: находиться в таком положе­ нии 3-5 минут ежедневно. Затем добав­ ляются приседания у плоскости, под­ нимание на носки, отведение рук и ног в стороны. 3. Ношение различных предметов на голове (кубики, подушечки с песком и т.д.) в сочетании с выполнением различ­ ных упражнений: ходьба на носках, по­ лусогнутых ногах, ходьба по бревну, ходьба на коленях, приседания, лазания по гимнастической лесенке, не уронив при этом положенный на голову пред­ мет. 4. Для выработки правильной осан­ ки необходимо воспитывать координа­ цию движений, суставно-мышечное чув­ ство. Здесь полезны такие упражнения, как стойка на одной ноге, ходьба по брев­ ну, «ласточка». Кроме того, необходим комплекс ЛФК, направленный на увеличение силы и выносливости мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении. Принципы и методику занятий опреде­ ляет врач. Вера РЯБЧЕНКО, заведующая отделением физкультуры государственного учреждения здравоохранения «Областной врачебно-физкультурный диспансер».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz