Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
«лг» 21 октября 2006 г., № 205 (22833) 7 ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ВАШИ ПРАВА 1 Р а б о т а т ь н а д о Вступил в силу новый Трудовой кодекс с 6 октября россияне работают по-новому — в силу всту пили поправки к Трудовому кодексу. Несмотря на то, что кон цептуально кодекс не изменился, законодатели подвергли его серьезной переделке, внеся около трехсотисправлений и д о бавив 13 статей. В целом жизнь у работников стала чуть ве селее, а у работодателей — чуть сложнее. Трудовой кодекс впервые был принят в 2001 году, и к настоящему времени доволь но серьезно устарел. В 2004 году пленум Верховного суда обобщил практику трудовых споров, а в 2005 году гряну ла монетизация льгот, задев шая в том числе и трудовые отношения. Для того чтобы внести накопившиеся за пять лет замечания и предложе ния в Трудовой кодекс, по надобилась трехсторонняя комиссия из членов прави тельства, представителей ра ботодателей и профсоюзов. В общей сложности они рас смотрели свыше шестисот поправок, внеся затем зако нопроект в Госдуму. Сам документ был одоб рен Госдумой еще 16 июня 2006 года, а на стол к прези денту попал 30 июня. Для вступления в силу власти отвели ему около трех меся цев. Lenta.Ru проанализиро вала только что вступивший в силу кодекс и обнаружила в нем массу сюрпризов как для работников, так и для работодателей. Работники Отношения работников с работодателями строятся по одной схеме: прием на рабо ту, работа до отпуска, отпуск, работа до пенсии. В случае если гражданин недоволен условиями работы, он может (с определенными ограниче ниями) бастовать, благо но вый кодекс облегчает прове дение забастовок. Теперь, чтобы ее провести, достаточ но согласия половины работ ников, а не двух третей, как раньше. Появилась в Трудовом ко дексе и норма, дающая со труднику право покинуть рабочее место в случае задер жки зарплаты и вернуться к работе только после погаше ния работодателем задолжен ности. В этом случае за ра ботником сохраняется трудо вая книжка, а сам он сможет искать дополнительные зара ботки, и работодатель не смо жет его наказать. Более того, новый з£ 1 кон обязывает рабо тодателя выплачивать ком пенсацию за нарушение сро ков выплаты заработной пла ты вне зависимости от того, виноват работодатель в задер жках или нет. Юристы также сделали несколько дополнений к по нятию испытательного срока. Раньше в законе существова ла лазейка, позволявшая по ступить на работу без испы тательного срока в течение любого времени после окон чания вуза. Эта норма изна чально была придумана для того, чтобы выпускники не испытывали проблем с тру доустройством, однако те перь им придется найти ра боту в течение 12 месяцев после выпуска. Правда, в отношении бе ременных женщин и моло дых матерей все гораздо луч ше — в течение полутора лет после рождения ребенка мать, закончившая инсти тут, сможет устроиться на работу без прохождения ис пытательного срока. Одними мамами дело не ограничи лось. Без испытательного срока работают граждане мо ложе 18 лет (по новому ко дексу устраиваться на рабо ту можно строго с 16 лет, кроме нескольких особо ого воренных случаев), а также граждане, занявшие данный пост в результате конкурса или выборов и некоторые другие. Вспомнили законодатели и об отцах-одиночках. Если раньше закон згшрещал от правлять в командировки и привлекать в ночное и праз дничное время женщин, вос питывающих ребенка до трех лет, то теперь та же норма распространяется и на отцов, а возраст ребенка увеличен до 5 лет. Рано или поздно работник решает пойти в отпуск. Здесь его ждут два сюрприза — приятный и не очень. При ятный заключается в воз можности оставить в стаже для расчета отпусков двухне дельный неоплачиваемый от пуск. Р£шьше можно было до бавлять к стажу только одну неделю. Не очень приятный сюр приз заключается в том, что теперь размер отпускных рас считывается исходя из сред ней зарплаты не за последние 3, а за последние 12 месяцев. Законодатели утверждают, что внесли эту поправку ради граждан. Впрочем, легко представить себе ситуацию, когда объем отпускных уменьшается, так как повы шение человек получил не давно, и двенадцати месяцев еще не прошло. Работодатели Первое, что придется в ближайшее время сделать многим небольшим компани ям, — завести у себя долж ность специалиста по охране труда, чьей обязанностью является сохранение жизни и здоровья работников в про цессе их трудовой деятельно сти. Раньше такая должность требовалась только компани ям и организгщиям, где тру дится свыше 100 сотрудни ков. Теперь планку опусти ли до 50 человек, и если в 2005 году проверки соблюде ния правил охраны труда по зволили Федеральной служ бе по труду и занятости со брать 108 миллионов рублей штрафов, то теперь эта сум ма значительно вырастет. Кроме того, придется ра ботодателям потратиться на улучшение условий труда. Если раньше на такое финан сирование требовалось выде лять 0,1 процента от затрат на производство продукции. то теперь — 0,2 процента. Также не которым рабо- т о д а т е л я м придется раз делиться на две новые группы. Если раньше в ко дексе было единое поня тие работода- теля-физичес- кого лица, то теперь законо датели вспом нили, что не все такие рабо тодатели явля ются индивидуальными предпринимателями, и выде лили последних в отдельную категорию. В свою очередь, непредприниматели пользу ются рядом льгот — напри мер, нанимая садовника р 1 ли горничную, они смогут не за водить трудовую книжку на работника. А вот индивиду альным предпринимателям заводить книжку придется — теперь слово «организация» в кодексе заменено на «рабо тодатель», а значит, касает ся не только юридических лиц. Сократили законодатели и число причин для увольне ния. Теперь работодатель не сможет уволить работника по причине несоответствия за нимаемой должности или выполняемой работе по со стоянию здоровья. Также вздохнут с облегчением граж дане, работающие по совмес тительству. Их нельзя будет уволить только потому, что работодатель нашел на это место работника, согласного трудиться полный рабочий день. А при сокращении шта тов работодатель обязан пред ложить каждому работнику все имеющиеся в организа ции вакантные должности. Немного сложнее стало уволить работника за дей ствия, влекущие утрату дове рия. Увольнение по этой при чине теперь возможно лишь в течение года после проступ ка. Раньше этот срок в зако не прописан не был. Кроме того, работодателей лишили возможности заключать тру довые договоры с заранее про ставленной датой увольне ния. Лишили работодателей и возможности «выживать» ра- ботников-пенсионеров, пере водя их на срочные трудовые договоры. Теперь заключать срочный договор можно толь ко с пенсионерами, вновь по ступающими на работу. В общем, новый Трудовой кодекс во многом стал дети щем профсоюзов, которые давно хотели урезать права работодателей и конкретизи ровать содержание трудовых споров. Профсоюзное лобби также добилось включения в кодекс новой статьи, соглас но которой принятие реше ний в сфере труда будет за висеть от мнения трехсторон них комиссий, состоящих из профсоюзов, работодателей и представителей органов вла сти. Это, однозначно, хоро шая новость. Но есть и плохая. Никог да нельзя сказать наверняка, что работодатели после об новления кодекса не в их пользу не уйдут в тень. А уходят они обычно вместе с работниками. Александр АМЗИН. -( Законотворчество/ З а к о н о п а т е л ь с т в о Л и п е ц к о й о б л а с т и Будьте здоровы в рамках выполнения национального проекта «Здоровье» департамент здравоохранения администрации города Липецка до 15 декабря 2006 года должен организовать и провести комплексное обследование работающих граждан. Распоряжение главы администрации г. Липецка от 03.10.2006 № 4003-р «О проведении II этапа дополнительной диспансеризации работающих граждан в рамках национального проекта «Здоровье» лечебно-профилактическими учреждениями г. Липецка в 2006 году». Возродимнародные дружины Ухудшение криминальной обстановки на улицах города вь|Звало озабо ченность администрации г. Липецку и горо^рского Совета/;епу 7 атов. В связи с этим принято обращение к Председателю Государственной Думы*и П^)ёд- седателю Совета Федерации разработать и принять йтеууще1и году закон, регламентирующий участие граждан в охране правопорядка — по сути за кон, регулирующий возрождение народных дружин. Решение Липецкого городского Совета депутатов от 26.09.2006№414 «Об обращении к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову и Председателю ГосударственнойДумы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлову». «Липецкая газета», № 188, 27.09.2006. Безопасностьпрежде всего Липецким областным Советом депутатов принята целевая программа граж данской обороны на ближайшие четыре года. Выполнение программы на правлено на снижение материального вреда и человеческих жертв от чрез вычайных ситуаций, а также на повышение готовности органов управления гражданской обороной области. Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.2006 № 1413-пс «Об областной целевой комплексной программе «О граж данской обороне Липецкой области на 2007-2010 годы»». Ф е л е р а л ь н о е з я к о н о л а т е л ь с т в о БУКВА ЗАКОНА Надбавка за особые условия... Утверждено Положение о выплате материальной помощи служащим та моженных органов. Документом установлено, что материальная помощь граж данскому служащему положена раз в год в размере оклада. В ряде случаев, определенных в Положении, сотрудник может рассчитывать и на дополни тельную помощь в размере до двух окладов денежного содержания. Также таможенникам установлен порядок выплаты ежемесячной надбав ки к должностному окладу за особые условия. При установлении надбавки учитываются компетентность сотрудника, качественное исполнение им фун кциональных обязанностей, наличие заслуг и наград. Приказ ФТС РФ от 14.09.2006 № 875 «Об утверждении положения о порядке выплаты материальной помощи федеральным государствен ным гражданским служащим таможенных органов РФ» и Приказ ФТС РФ от 14.09.2006 № 876 «Об утверждении порядка выплаты ежеме сячной надбавки к должностному окладу за особые условия госу дарственной гражданской службы федеральным государственньий гражданским служащим таможенных органов РФ» «Российская газе та», № 225, 07.10.2006. Судебнаясистема развивается Правительством утверждена Федеральная целевая программа «Раз витие судебной системы России» на 2007—2011 годы. Согласно програм ме, приоритетными направлениями развития является обеспечение от крытости и прозрачности правосудия, повышение доверия к правосудию, создание необходимых условий для его осуществления. Финансировать ся Программа будет за счет средств федерального бюджета. Результата ми реализации программы должны стать электронная система докумен тооборота в судах, перераспределение подсудности дел между мировы ми судьями и районными судами общей юрисдикции, введение внесу дебного порядка урегулирования споров, осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции, обеспечение жильем судей и работников аппа ратов судов. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 «О феде ральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». Подевропейские стандарты Своя федеральная целевая программа развития есть и у уголовно-ис полнительной системы. Правительством на 2007 — 2016 годы определены цели, задачи и механизм ее реализации. Так, например, а рамках програм мы предполагается комплекс мероприятий, направленный на строительство и реконструкцию следственных изоляторов и исправительных учреждений. Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 «О феде ральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной си стемы (2007—2016 годы)». «Собрание законодательства РФ», 25.09.2006, № 39, ст. 4075. Кадастрбез секретов Если вы хотите получить сведения из государственного кадастра земель, то помощь в этом могут оказать органы Роснедвижимости. Получить указан ную услугу можно как при личном обращении, так и по почте. Бесплатно сведения государственного земельного кадастра смогут получить правооб ладатели земельного участка, их уполномоченные лица и наследники. Вы писку из кадастра можно получить и за плату, размер которой определяется Правительством РФ. Приказ Минэкономразвития РФ от 13.07.2006 № 186 «Об утвержде нии административного регламента предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услу ги «Предоставление заинтересованным лицам сведений государ ственного земельного кадастра». «Российская газета», № 209, 20.09.2006. С нормативно -правовыми актами знакомил Леонтий КОЛЕЧКО. П р е д л о ж е н и е , з а я в л е н и е , ж а л о б а О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации Второго ноября 20 06 года вступает в силу новый Федеральный закон № 5 9 -Ф З «О порядке обращения грахсдан Российской Федерации». (Документ опубликован 5 мая с. г. в «Российской газете» — ред .) Он призван регулиро вать правоотношения, связанные с реализацией грахсданами России права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправле ния, а также устанавливает пррядок рассмотрения обращений, рстановимся на некоторых положениях закона. " ' Прежде всего, он дает пояснение того, что подразумевается под обра щением. Это — направленное в го сударственный орган, орган местно го самоуправления или должностно му лицу письменное предложение, заявление или жалоба. Под предложением следует пони мать обращение, направленное на улучшение деятельности государ ственных органов, субъектов хозяй ствования, финансовых структур, об щественных организаций. Заявление ^ просьба граждани на о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или других лиц, либо сообщение о нару шении нормативных правовых ак тов, недостатков в работе государ ственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Жалоба — обращение по поводу восстановления или защиты его на рушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Права гражданина при рассмот рении его обращения: — может обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения; —имеет право на бесплатное рас смотрение обращений; — предоставлять дополнитель ные документы и материалы либо об ращаться с просьбой об их истребо вании; — знакомиться с документами и материалами, касающимися рас смотрения обращения, если это не затрагивает права и свободы и закон ные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляю щие государственную и или иную ох раняемую федеральным законом тай ну; —получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадреса ции письменного обращения в госу дарственный орган, орган местного самоупргшления или должностному лицу, в компетенцию которых вхо дит решение поставленных в обра щении вопросов; — обращаться с жалобой на при нятое решение или на действие (без действие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответ ствии с законодательстйом Российс кой Федерации; — обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обраще ния. Требования, предъявляемые к письменному обращению: — его автор указывает наимено вание государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соот ветствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, кому направляется обращение, а также свои фамилию, имя, отче ство (последнее при наличии), почто вый адрес, излагает суть предложе ния, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (в обязатель ном порядке); — прилагаются документы и ма териалы либо их копии для подтвер ждения высказанных доводов (в слу чае необходимости); Все обращения, поступившие в государственный орган, орган мест ного самоуправления или должнос- --------- ПРАКТИКА -------- тному лицу, подлежат обязательно му рассмотрению, в том числе посту пившие по информационным систе мам общего пользования. Ответ на письменное обращение не дается, если: '■ — не указаны фамилия заявите ля и его почтовый адрес, по которо-, му должен быть направлен ответ; — текст не поддается прочтению. Срок рассмотрения письменного обращения — 30 дней со времени его регистрации. Он может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем заявитель должен быть уведомлен отдельно. Личный прием как форма обра щения граждан также регламентиру ется новым законом. Все устные об ращения заносятся в карточку при ема, и если гражданин согласен по лучить устные разъяснения, то они ему предоставляются незамедлитель но. В остальных случаях дается пись менный ответ по существу поставлен ных в обращении вопросов в сроки, оговоренные для письменных обраще ний. Обязательное условие при лич ном приеме — предъявление граж данином документа, удостоверяюще го его личность. Если в ходе рассмотрения и отве та на обращение государственный орган или должностное лицо совер шили незаконное действие (бездей ствие), гражданин вправе через суд потребовать возмещение убытков и компенсацию морального вреда. За коном предусматривается и обратная ответственность. Если гражданин в запросе указал заведомо ложные све дения, то по решению суда с него могут быть взысканы расходы, поне сенные в связи с рассмотрением по ступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностными лицами обращения. Светлана ВИШНЯКОВА, ведущий специалист отдела Главного управления Минюста России по ЦФО в Липецкой области Свидетелей —под защиту закона Министерство внутренних дел планирует создать специальные подраз деления для защиты свидетелей и потерпевших, проходящих по уголовным делам, пишет «Российская газета». По словам официального предста вителя ведомства Сергея Потанина, в настоящее время подобная струк тура действует только в оперативно розыскном бюро МВД, а защитой свидетелей на местах занимаются сотрудники подразделений по борь бе с оргпреступностью и террориз мом. За 2006 год сотрудники МВД обеспечили безопасность более 500 свидетелей, в основном предоставляя им временное убежище и физичес кую защиту. Напомним, что в 2005 году всту пил в силу закон «О государствен ной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судо производства», а в апреле 2006 года правительство РФ приняло соответ ствующую программу на 2006-2008 годы. На мероприятия по защите свидетелей (от замены документов до изменения внешности) планируется выделить около миллиарда рублей. Между тем Сергей Потанин об ратил внимание на то, что ряд ме роприятий по защите свидетелей не проводится из-за отсутствия финан сирования, а также отсутствия пол ноценной правовой базы. Так, воп рос о смене места жительства, кото рая может быть обеспечена участни ку уголовного судопроизводства, по словам Потанина «до сих пор не уре гулирован в правовом плане». «Не понятно, кто конкретно будет пре доставлять свидетелям новое жилье и на каких правах они его получат», — отметил представитель МВД. Первый зампредседателя комите та Госдумы по гражданскому, уго- -Юридический словарь- ловному, арбитражному и процессу альному законодательству Валерий Гребенников считает, что принятый закон, в первую очередь, нуждается в «скрупулезном исполнении». Он также высказал мнение, что финан сирование, выделяемое для реализа ции закона, недостаточно. «В 2007 году на осуществление госзащиты по терпевших свидетелей выделено ми нимальное количество денег, а нуж ны десятки, а может, и сотни мил лиардов рублей», — сказал он. От редакции. Не секрет, что в управлении внутренних дел области также со здано подразделение по защите уча стников уголовного судопроизвод ства. Об этом официально сообща лось на одном из брифингов в УВД. Однако узнать какие-либо подробно сти о работе новой милицейской службы не удалось. В УВД отказы ваются от комментариев по этому поводу. • Достоверность доказательств — одно из требований, предъявляемых законом к доказательствам, соответствие их действительности. Убедиться в достоверности доказа тельств — значит выяснить, правду ли говорит свидетель, соответствуют ли действительности сведения, содержа щиеся в документе, соответствует ли копия документа его подлиннику и т.д. • Ничтожная сделка — в гражданском праве сделка, не отвечающая обязательным требованиям закона, является недействительной с момента заключения независимо от признания ее таковой судом. Ничтожными являются сдел ки, не соответствующие закону или иным правовым актам, заведомо не отвечающие интересам правопоршка и нрав ственности, мнимые и притворные сделки, любые сделки, совершенные недееспособным лицом. Не болтай! Оценивая роль и место государственной системы защиты информации в общей системе безопасности страны, следует отметить, что в настоящее время все большее значение приобретают не силовые, а информационные факторы П о л а н н ы м с п е ц с л у ж б Слабое воздействие государства на функционирование и развитие рынка информационных продуктов и услуг в России привело к появлению на этом рынке информации, утечка кото рой представляет угрозу для безопасности страны, в особенно сти при широкомасштабной деятельности на рынке зарубежных фирм. Результаты постоянно проводимой ФАПСИ контрольно-инс пекторской работы по проверке состояния безопасности шиф рованной связи свидетельствуют о том, что к большинству на ших линий связи, включая закрытые, проявляется постоянный неослабевающий интерес со стороны иностранных разведок. Более того, по высказыванию бывшего директора АНБ Уильяма Студмена, в последнее время одним из приоритетных направ лений этого агентства стал «сбор разведывательной экономи ческой информации общего характера», т.е. целенаправленное электронное слежение за конкретными компаниями, получение подробных сведений о разрабатываемых технологиях, новых товарах, готовящихся сделках, а также об отдельных руководи телях различного уровня. Значительный интерес для техничес ких разведок стала представлять не только секретная, но и слу жебная информация, не относящаяся к секретной, но позволяю щая путем анализа и сопоставления содержащихся в ней дан ных получить важные сведения. Аппарат правительства РФ ужесточает борьбу с информационными утечками Как сообщает газета «Ведомости», в конце лета с .г . был обнародован при ка з руководителя аппарата прави тельства РФ Сергея Нарышкина, в котором говорилось , что за разглашение служебной информации уволен с о ве тни к отдела эн е р ге тиче с ки х ре сур со в департам ен та отраслевого развития Леонид Бондаренко, выговор полу чили руководитель департамента делопроизводства и кон троля Андрей Ряховский и начальник отдела того же д е партамента Валерий Палкин. . Связаться с наказанными и пцдучитъ к щ ^ щ а р и и Нарыш кина не удалось, но, по словам осведомленных коллег, Бонда ренко задержали сотрудники ФСБ, когда он передавал предста вителю ТНК-ВР проект постановления правительства по вопро су инвестиционной политики в энергетике. Взыскание на Палки- на наложено за передачу служебных материалов помощнику одного из депутатов Госдумы. Ряховский пострадал за грехи подчиненного. Тем же приказом Федеральной службе охраны (ФСО) поручено усилить контроль за прохождением посетите лей в здание правительства, а руководителям департаментов — за работой сотрудников с документами. О масштабах явления судить трудно, но то, что бумаги из федеральных органов власти уходят на сторону, — секрет поли шинеля. Утечка информации продолжает иметь место. Спросом пользуются, прежде всего, материалы, связанные с нефтью, га зом, энергетикой, федеральными целевыми программами и стро ительством крупных объектов. В регионах чиновники придержи вают инструкции, касающиеся бизнеса, чтобы потом предло жить их за наличные, пишут «Ведомости». А к а к у н и х ? Администрация Джорджа Буша развернула кампанию по пре дотвращению утечек секретной информации. «Болтунов во вла стных структурах, ЦРУ и Агентстве национальной безопасности ищет ФБР, а Министерство юстиции разослало в спецслужбы предупреждения о недопустимости разглашения секретной ин формации. Поиском источников утечек информации занялись после того, как газета «Нью-Йорк-таймс» обнародовала тайный указ Буша, санкционировавший прослушивание телефонных раз говоров американцев. * * • Почти каждый третий директор британских компаний похи щает конфиденциальную информацию своей фирмы, свидетель ствуют данные исследования, проведенного известной английс кой аналитической службой «Твое правительство». В ходе орга низованного службой анонимного опроса 29 процентдв пригла шенных руководителей компаний признались, что при переходе на другой пост они на всякий случай «прихватывают»' с собой конфиденциальную информацию с прежнего места работы. Так же поступают и 17 процентов управленцев среднего звена. Это воровство служебных секретов, отмечается в исследова нии, приобрело такие масштабы, что стало представлять угрозу для национальной безопасности. В n a c T H O C i j i , 10 процентов уча ствовавших в опросе служащих в правительственных и военных организациях признались, что они сознательно передавали закры тую информацию третьим лицам. Опрос также установил, что жен щины в этом отношении ведут себя более порядочно, чем мужчи ны. К примеру, 37 процентов респонденток заявили, что они никог да не возьмут с собой конфиденциальную информацию своих ком паний. Среди мужчин такой ответ дали только 25 процентов. Процесс похищения служащими служебной информации зна чительно упростился с появлением новых микрочипов, на кото рые можно легко, быстро и незаметно «скачать» любую инфор мацию из электронных сетей, указывается в исследовании. В этой связи руководители многих компаний и ведомств жалуют ся, что любые, даже самые современные, средства защиты не способны предотвратить таких «внутренних краж». П о с л о в н о По подсчетам бывшего сотрудника АНБ, а в настоящее вре мя президента корпорации по обеспечению информационной безопасности Н. Матчета, ежегодные потери американских фирм от хищений экономической и технической информации из ком пьютеров и обеспечивающих обмен информации между ними систем связи иностранными конкурентами и разведслужбами достигли нескольких миллиардов долларов. И н ф о р м а и и я л л я р а з м ы ш л е н и я «...Актуальность обеспечения безопасности информации в телекоммуникационных и информационных системах в настоя щее время не только не уменьшается, но и возрастает. Это свя зано с увеличением объемов передаваемой по каналам связи и хранимой в базах данных информации, с применением широкой номенклатуры импортных технических средств, а также с воз росшим интересом иностранных технических разведок к эконо мической информации. С распространением в России средств нелегального съема информации важная информация может стать добычей не только иностранных разведывательных служб, но и террористических организаций и даже уголовных элемен тов, что может привести к очень серьезным последствиям, в особенности в сфере банковской деятельности. Несомненно, будет усиливаться экспансия зарубежных спец служб и организаций в отношении программ информатизации России. Объект устремлений — информация, которая может быть использована для государственного и промышленного шпиона жа, продажи, шантажа, вымогательства, непосредственного обо гащения. Причем информация может быть использована как за рубежными спецслужбами и организациями, так и преступными группами и отдельными правонарушителями». («Белая книга Российских спецслужб»). Подготовила Ольга ТРУБИЦЫНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz