Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
20 октября 2006 г., № 204 (22832) ЛИПЕЦКАЯ га зе та HMIE Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и редакции ’*ЛР^ Ж i ^ И з истории замятинского рода ^ Братья Двадцатый век как призрак шел. Безбожья поднимая знамя... В конце XIX века роду Замятиных ничего не предвещало трагических перемен и испытаний. ХСили тихо, мирно, в ладу с Богом и природой... В семьях священнослужителей — родных братьев о. Иоанна и о. Андрея Замятиных — с разницей в четыре года родились сыновья: 1 февраля 1884 года — Евгений Иванович, будущий известный на весь мир писатель и кораблестроитель, 9 августа 1888 года — Митрофан Андреевич, будущий священник, о котором Тамбовская Епархия собирает материалы на канонизацию. 1937 год стал последним годом их земной жизни: Евгения Замятина похоронили во Франции, Митрофана Замятина — расстреляли в России... Итак, 1884 год, город Лебедянь Тамбовской губернии. Всего год служит настоятелем Покровской церкви до недав него времени преподаватель Духовного училища в городе Ли пецке Замятин Иоанн Дмитриевич. Его первенца, сына Евге ния, крестил в Покровской церкви протоиерей Соборной Казанской церкви о. Василий Черкменский с причетом. Мать его, Мария Александровна, дочка священника о. Александ ра (Платонова ), была женщиной образованной, хорошо зна ла музыку. Года в четыре Замятин уже читал. А его двоюродный брат Митрофан Замятин как раз в это время родился. Крестили его в Космо-Демьяновской церкви (теперь с. Казинка Грязинского района). Отец Митрофана служил дьяконом в этом храме. Мать Анна Никаноровна (урожденная Чижова) была доброй хранительницей семей ного очага. У нее с мужем в браке было много детей, двое из которых стали священниками (о. Митрофан и о. Валериан). Дедушка Евгения и Митрофана Замятиных — Димитрий Максимович — в двадцатилетием возрасте служил причет ником в Христорождественской Соборной церкви Липецка, затем там же —дьячком, а позднее — дьяком, в храме Иоан на Богослова в Карамышеве. Его сыновья, Иоанн и Андрей, продолжили его служение Богу. Унаследовали оба и его домовитость, хозяйственность: изготавливали мебель, вытачивали поделки на токарном стан ке, выращивали фруктовые деревья, занимались пчеловод ством. Священники, настоятели храмов (о. Иоанн — Покровс кого в Лебедяни, а о. Андрей — Василия Великого в селе Лебяжье), преподавали Закон Божий в церковно-приходс ких школах. В обыкновении у них было посещение монас тырей в Лебедяни и Троекурово, путешествия по святым местам — в Задонск (к св. Тихону Задонскому), в Воронеж (к СВ. Митрофанию Воронежскому), в Саровскую пустынь (к Преподобному Серафиму). С собою они брали детей, которые эти посещения святынь запомнили навсегда. Странники и богомолки ютились в домах обоих Замятиных. К 1912 году о. Митрофан окончил Духовную семинарию в Тамбове, а Евгений Иванович — Политехнический инсти тут в С.-Петербурге. Но Евгений Иванович тоже отлично знал чин церковной службы, жития святых, что нетрудно заме тить в его прозе. Первое служение о. Митрофана состоялось в Преображен ской церкви с. Доброе Лебедянского уезда в 1912 г. Он был тогда псаломщиком. В том же году Митрофан Андреевич женился на купеческой дочери Валентине Николаевне Ба женовой из очень богатой семьи. По родовому преданию, знаменитый придворный архитектор Василий Иванович Ба женов был среди ее предков. 1913 год — год 300-летия правящего Дома Романовых — стал во многом примечательным и для о. Митрофана, и для будущего siBTopa романа «Мы». Архиепископ Кирилл (Смир нов) рукополагает Митрофана Андреевича в иереи и назна чает на приход в с. Рудовку (Калиновку). А у Евгения Ива новича увидела свет повесть «Уездное», опубликованная в журнгше «Заветы». Замятин послал этот номер журнала до мой с лаконичной надписью: «Отцу». В свое время о. Иоанн построил вместительный дом с бал коном на тихую, заросшую травой Покровскую улицу в Ле бедяни. Дом этот уже несколько десятилетий то реставриру ют, то отстраивают заново, но так и не соберутся, наконец, открыть музей замечательного писателя Евгений Замятина. В усадьбе были каретный сарай, погреба, амбары. Отец Иоанн немного заикгился. Это стесняло его благове- ствовать на литургии, мешало на проповеди. Но беспорочное поведение, доброжелательность снискали ему любовь благо честивых прихожан. Он вел уроки Закона Божия в местной прогимназии. Здесь же учился и его сын Евгений. Впослед ствии лебедянские впечатления и рассказы домашних опре делили колорит повести «Уездное». Угадывается в «Уезд ном» и о. Иоанн. Через три года, в 1916-м, о. Иоанн умер. Он похоронен был в оградке церкви Покроба Пресвятой Бо городицы г. Лебедяни. А о. Митрофана в 1914 году перевели служащим священ ником в Николаевскую (Рождества Пресвятой Богородицы) церковь г. Моршанска. Это один из самых больших и краси вых храмов города. Интересно, что брат писателя препода вал в мужской гимназии, в знаменитой Пгппковской школе, русскую словесность и естественную историю. В 1916 году у о. Митрофана и его жены Валентины родилась дочь Юлия. К 1929 году Евгений Замятин написал роман «Мы», ко торый был опубликован за рубежом и принес писателю все мирную известность. А его двоюродный брат о. Митрофан (Замятин) к этому времени был рукоположен в сан протоие рея, награжден наперстным крестом, крестом с украшения ми, нагрудной иконой. Последней его наградой стали митра и право служить с отворенными царскими вратами. Первый раз о. Митрофан попал под суд в 1929 году по делу «обновления икон». В с. Большое Пичаево, где о. Мит рофан был настоятелем Троицкой церкви, к нему обратилась Мария Михайловна Сучкова, благочестивая женщина. У нее в доме сама собой упала икона. Она попросила батюшку прий ти и своими руками поместить образ в святой угол. Чудес ный образ Божией Матери был украшен ризой из дорогого металла, усыпанного камнями, а от венчика на цепочке ви сел большой широкий крест с частицами мощей святых. Отец Митрофан крепко ее прибил, прикрутил так, что не оторвешь. Но этой же ночью икона вновь оказалась на полу. И в эту ночь Стручковой был сон, в котором Божия Матерь просила отдать ее в церковь, для всех людей. После чего батюшка поместил икону на аналое. И храм не закрывался. У чудотворной иконы происходило множе ство исцелений, свершались чудеса... Таким же чудом завершился и судебный процесс: и о. Митрофана, и икону освободили... Примерно тогда преследовали и Евгения Замятина. Ост росатирический роман «Мы» ему не могли простить. Отме нили, например, постановку замятинской пьесы во МХАТе. В 1931 году он с женой уехал в Париж, где в 1937 году умер. Похоронен в Тие, в пригороде Парижа. Отца Митрофана же то арестовывают, то отпускают. В 1933-м он был осужден к пяти годам концлагерей. Попал на канал Москва — Волга. А в 1937 году Митрофана (Замяти на) расстреляли. В 1960 году за недоказанностью обвинения митрофорный протоиерей о. Митрофан реабилитирован. По с ме р т н о . . . Нина ЗАМЯТИНА, внучатая племянница братьев Замятиных — Евгения Ивановича и Митрофана Андреевича. Народный артист ^ Е л е ц к и и исток Так случилось, что певец Иван Ершов дебютировал в Мариинском театре вместе с Шаляпиным. 5 апреля 1895 года Шаляпин пел Мефистофеля, а Ершов —Фауста в опере Гуно. И, по свидетельству слушателей, никто из них не К ступал друг другу в мастер^стве и таланте. lOTOM их пути разошлись. Ершов всю жизнь отдал Мариинке. Здесь, на этой прославленной сцене, он стал народным артистом СССР... Наверное, даже не все крае веды знают, что его юность про шла в Ельце, что здесь он полу чил первое неизгладимое впечат ление от оперного искусства. Хотя появился на свет Иван Ершов в ноябре 1867 года совсем в дру гих местах — на хуторе Малый Несветай около Новочеркасска. Его мать, дочь скрипача и реген та господ Иловайских, вынужде на была отдать своего «незакон- нороходенного» сына в нищую се мью, а сама пойти прислугой в обеспеченный дом. Мальчику уже исполнилось пять лет, когда она смогла взять его к себе. Тем не менее значительный период жизни Ершова связан с Ельцом. В 1884 году шестнадца тилетний Иван поступил здесь в Александровское техническое училище (техникум железнодо рожного транспорта). Он уже ув лекался пением, был участником хора. Однажды в Ельце ему уда лось побывать на спектакле «Де мон» Рубинштейна с участием знаменитого баритона И.Тарта- кова в главной роли. Получив аттестат, Ершов стал помощником машиниста. Ему надлежало пробыть на прак тике два года. Свободного вре мени почти не оставалось. Но Иван продолжал петь, выступал в открытых концертах. На талант юноши обратили внимание елец кие знатоки музыки; певец Па вел Смирнов и скрипач Влади мир Горшков. Они познакомили его с основами музыкальной гра моты. В его пользу был дан бла готворительный концерт. На эти средства Ершов отправился в Москву, где был принят в кон серваторию. Однако через три месяца деньги, собранные в Ельце на учение, иссякли. Ершову угрожа ло исключение. И тут о певце- самородке узнал Антон Рубин штейн. Кстати, от пианистки, присутствовавшей на выступле ниях Ершова в Ельце. В декабре 1888 года Ершову пришел вызов в Петербург, где он был зачислен стипендиатом уже в Петербургскую консерва торию, которую блестяще закон чил весной 1893 года. По пред ставлению дирекции император ских театров Ершова для совер шенствования в вокальном ис кусстве отправили в Италию. Только вот денег на то не дали. Нужные средства на длительный срок одолжил Ершову некто К.А. Варгунин, живший близ Ельца в Казаках. Осенью 1893 года Иван Васильевич выехал в Милан. После многих выступлений на сценах Италии Ершов получил ряд очень выгодных предложений от заграничных театров. Но под писал договор с Харьковским оперным. А в следующем сезоне уже с огромным успехом пел в десяти операх в Мариинке... По свидетельству современ ников, «голос Ивана Васильеви ча был огромной мощи, широко го диапазона... при всей массив ности он был весьма подвижным. Технических трудностей, устало сти голоса Ершов не знал». В полную мощь талант Ершо ва развернулся в партиях эпи ко-героических , содержащих сложный драматургический ма териал. С именем Ершова свя зан триумфальный успех вагне ровских опер в Мариинском те атре. Ершов был настоящим ли дером в исключительно сильном вагнеровском ансамбле, руково димом Э. Направником. «...Ершов сверкал духовной красотой, — писал о нем певец С.Левин. — Если на чьем-либо челе можно действительно уви деть печать гения, то эта печать ярко горела на челе Ершова». Главенствующее положение в репертуаре великого певца заняли партии в русских операх, и в первую очередь в операх Римского-Корсакова: Садко, Ми- хайлр Туча в «Псковитянке», Ва лерий в «Сервилии», Берендей в «Снегурочке», Кащей. Но вер шиной Ершова как трагического артиста стала сложнейшая роль и партия Гришки Кутерьмы в «Сказании о невидимом граде Китеже». Нельзя не отметить и боль шой педагогической деятельно сти И.В. Ершова. Умер И.В. Ершов 21 ноября 1943 года в Ташкенте, куда был отправлен в эвакуацию вместе с коллективом Ленинградской кон серватории. Прах великого ар тиста по его распоряжению пе ревезен в Ленинград, в город, где прошла вся его пятидесяти летняя творческая жизнь. Алексей ОВЧИННИКОВ, зав. отделом региональной культуры Липецкого областного краеведческого музея. 150-летию со дня рождения Г.В. Плеханова Сберегая память. регионального и даже не российского масштаба. Этого ученого, философа, политического деятеля, одного из отцов международного социал-демократического движения знают во всем мире. Тем важнее, чтобы в родных местах Георгия Валентиновича его 150-летие было отмечено достойно. в преддверии памятной даты приведен в порядок Дом-музей Плеханова. Только что выпущены путеводитель по музею и набор фотооткрыток, где запечатлены его интерьеры и экспонаты. Сейчас готовятся к печати каталог предметов, хранящихся в мемориальном фонде Плеханова, альбом «Плеханов и деятели русской культуры», книга «Г.В. Плеханов на липецкой земле». Все это будет интересно и специалистам, и краеведам, и учащимся, и просто людям, не без различным к родной истории. Наталья СЕЛЕЗНЕВА, заместитель директора по экспозиционно выставочной работе Липецкого областного краеведческого музея. Начало 9 0 - х годов XIX века. Женева . Семья Плехановых: жена Розалия Марковна, Георгий Валентинович, дочери — Лидия и Евгения. Воссозданный интерьер женевского рабочего кабинета и личные вещи Георгия Плеханова. Выстрел в учителя Трудно «редактировать» историю. Восстанавливая справедливость по отношению к одним людям, мы вольно или невольно поступаем порою не очень-то справедливо с другими. Вот, допустим, парк имени Скороходова в Липецке вновь стал Быхановым садом. В принципе, правильно. Только теперь как-то затруднительно объяснить, отчего здесь установлен памятник учителю, погибшему 76 лет назад. Да, шла коллективизация. Велась она жестко, нередко же стоко. Не забудем, однако, что эту жесткость, безжалостность к более благополучным односель чанам проявляли нередко сами крестьяне. И на то были свои причины. К 1927 году в деревне возникло резкое расслоение. Рост хозяйств предприниматель ского типа (их тогда неодобри тельно именовали кулацкими) стал особенно заметен именно в то время. По данным комис сии Совнаркома, за три года их количество в стране выросло с 728 тысяч до 896 тысяч. Впрочем, улица Скороходо ва в Липецке осталась. Хотя мало кто сегодня представляет, поче му и в честь кого ее назвали. А узнав, иной человек может по жать плечами: нашли, мол, чью память увековечивать, какого-то комсомольца, организовывавше го колхоз и разорявшего справ ных, зажиточных крестьян. Вот так мы и шарахаемся из крайности в крайность. То памят ники ставим, то готовы вычерк нуть само имя из истории. Меж ду тем все было не так однознач но и плоско, как хочется пред ставить некоторым исследовате лям и идеологам, умеющим бы стро перекрашиваться в модные политические цвета и оттенки. Не приходится удивляться, что у деревенской бедноты это вызывало негодование. Назови те это завистью, обвините всех поголовно бедняков в лени, без делье (что вряд ли обоснованно), но факт остается фактом: власть сочла необходимым в корне из менить положение дел на селе. И избрала путь, который дикто вался, с одной стороны, обстоя тельствами, когда надо было под нимать деревню в целом, с дру гой — идеологией, когда деление на богатых и бедных считалось в корне неприемлемым. Во второй половине двадца тых годов положение обостри лось. Во время хлебозаготови тельной кампании 1929 года по явилось грозное словцо «раскула чивание». У тех самых справных хозяев отбирали хлебные «излиш ки», семенное зерно, сельхозин- вентарь, даже личное имущество. Впрочем, под удар попадали не одни кулаки, но и середняки, а то и бедные крестьяне. Противодействие было неиз бежно. В 1929 году повсюду про катилась волна «кулацких мяте жей», их было около 1300. Люди хотели защитить свое добро, свои дома, свои семьи. И не ос танавливались перед поджогами. ^Поиск Князь В мундире пожарного Первое, о чем говорят приезжим в Ельце, это о том, что город наш испокон веков был купеческим. Да, в иные годы купцов первой гильдии в Ельце насчитывалось больше, чем в губернском Орле. Но, естественно, жили здесь и мещане, крестьяне, сл^ивые люди, дворяне. И даже князья, что для провинции,конечно, редкость. ...2 августа 1857 года князь Алексгшдр Сергеевич Львов заказывает проект двухэтажного каменного дома с надворны ми постройками на углу улиц Александровская и Соборная. Строилось здание для жилья. Но на городской карте за 1908 год оно отмечено уже как приходское училище. Оно и сегодня в отличном состоянии, его не коснулись руки горе-реставра торов. В нем размещаются начальные классы Первой школы. Однако попробуем выяснить какие-то подробности о его первых владельцах. Мне довелось познакомиться с родствен ником князей Львовых москвичом Ильей Юрьевичем Сосне- ром. От него я узнал, что Львовы были в родстве с землевла дельцами Елецкого уезда Добровольскими. По отчетам за 1887 год было в наших местах сельцо Сергиевское Предтечевской волости, что в 24 верстах от Ельца. Здесь и владели землей эти люди. А теперь заглянем в книгу о церквях Елецкого уезда 1905 года. Там упомянуто село Рождество той же Предтечевской волости. В нем «в 1828 г. с благословения св. Никодима на средства прихожан была заложена каменная церковь в деся ти саженях от старой, в 1850 году при архиепископе Смараг де был устроен в трапезной части храма левый придел во имя св. благоверных князя Александра Невского помещи ком Саратовской губернии Сердобского уезда, князем штабс- капитаном Александром Сергеевичем Львовым, который по жертвовал для нового престола священные сосуды, крест и евангелие...» К сожалению, в 30-х годах минувшего века церковь взорвали... Находим упоминание о князьях Львовых мы и в отеетах правления Елецкого Вольного пожарного общества, действи тельного члена Императорского Российского пожарного об щества за 1910 год (год, к слову, для общества юбилейный, оно отмечало свое 25-летие). Так вот, князь Александр Дмит риевич Львов был почетным его членом. Его имя помещено в первой строчке списка... Это найденные мною документальные свидетельства. А вот что сообщил мне о Львовых упомянутый Илья Соснер. Александр Дмитриевич родился 4 марта 1863 года в семье петербургских аристократов: князя Дмитрия Львова (1833- 187-0. флигель-адъютанта Его императорского величества, и Александры Павловны, урожденной Александровой (1836- 1884), внучки Великого князя Константина Павловича, фрей лины двора их величеств. 1^естным отцом младенца был сам император Александр II. Братья Дмитрия Александровича служили в престижном полку — конно-гвардейском. А сам он получил там чин полковника, командовал эскадроном и вышел в отставку действительным статским советником. Все эти Львовы были москвичами. Но в середине XIX века пере брались в Санкт-Петербург, где будущие родители Александ ра и встретились. На Исаакиевской площади до сего дня со хранилось три дома, которыми владела эта семья. Замечательный организатор, стоявший у истоков добро вольного движения по борьбе с пожарами в России, князь Александр Львов не скупился тратить время, силы и сред ства на создание условий для противостояния разрушитель ной силе огня. Искусство управления пожарным подразде лением он освоил за границей, а практические навыки при обрел в составе Казанской пожарной части Санкт-Петербур га, где нес службу наравне с низшими чинами. Труды свои на этом поприще молодой князь начал со стро ительства пожарной части в своем имении, в Стрельце (при город Санкт-Петербурга), которое, наряду с прочими, он с братом Павлом получил в наследство от рано умерших роди телей. Позднее, будучи председателем Петергофской земс кой управы, князь А.Львов писал: «...пожары для простого народа остаются настоящим бедствием. Частные состоятель ные лица страхуют свое имущество от огня в различных стра ховых обществах, подчас даже выше их действительной сто имости, крестьяне же, в громадном большинстве случаев уплачивая обязательные страховые платежи, получают по жарное вознаграждение всегда ниже его действительной сто имости. Обыватели городских окраин городских поселений, не имея возможности страховать свое имущество, несут та кие потери, которые равносильны их полному разорению*. К концу XIX столетия противопожарное общество было, по существу, единственной организацией, которая успешно боролась с огненной стихией, объединяя большинство добро вольных пожарных дружин и немалую часть профессиона- лов-пожарных. В рядах общества состояло свыше 80 тысяч пожарных-профессионалов и «вольных пожарных охотников» (то есть добровольцев). Действительными членами общества стали пожарные команды и части как крупных (включая Санкт-Петербург и Москву), так и уездных городов. Члены дружины облачались в блестящие медные каски, носили кожаные пояса с медными пряжками, у них были поясные карабины, топоры и так далее. На пожарах все были в кас ках, поверх черных мундиров надевали брезентовые костю мы и пояса из красной тесьмы. В повседневной службе на них были черные мундиры, которые во время дежурства в театре украшались тесмяным поясом. В общем, смотрелись они эффектно, особенно если учесть еще и бравую выправку, умение держать себя — грудь колесом, лихо подкрученные усы. Общество стало единственной общественной организа цией, все члены которой получили П£1мятную медаль в честь 300-летия Дома Романовых (1913 г.). Заслуги князя Львова были отмечены орденами Св. Вла димира 3-й ст.; св. Станислава 2-й ст., св. Анны 1-й ст. Имел он и иностранные награды: орден Заслуг герцога Петра-Фрид- риха-Людвига 2-й ст., прусский орден Красного орла 4-й ст. (за изобретенный им летучий лазарет отечественного образ ца). А еще — ряд медалей и, разумеется, золотой нагрудный знак ИРПО. За достойную службу Отечеству Александр Дмит риевич получил чины камергера Двора и действительного статского советника. Именным указом Государя Императора «За заслуги в развитии пожарного дела» ему, сугубо штатс кому человеку, разрешалось при выездах по тревоге носить пожарную форму. Вот пока все, что мне благодаря архивам и И.Ю. Соснеру стало известно о князе, чье имя стоит первым в списке по четных членов ИРПО... Публикация подготовлена Владимиром ЗАУСАИЛОВЫМ, членом Елецкого краеведческого общества. ^Сл'дьба И время избиениями, убийствами. Сего дня бы эти методы, возможно, назвали террористическими. И вот в это самое время со всем еще мальчишка Валентин Скороходов, который, еще учась в липецкой школе второй ступе ни № 1 с культурно-просвети тельским педагогическим укло ном, вступил в кандидаты РКСМ, свято и бескорыстно верует в со циализм и хочет служить пост роению нового мира. Ему девятнадцать. В сентяб ре все того же 1929 года он на чинает учительствовать в Боб ровской начальной школе Со кольского сельсовета Липецко го района. Энергии и энтузиаз ма Скороходову не занимать. Он жаждет просвещать, открывать людям глаза, бороться с безгра мотностью, темнотой, предрас судками. Его не смущает, что в посел ке нет даже школы, не говоря уж об избе-читальне. Ничего, все изменится. Не зря же он сюда пришел работать. Стараниями молодого учите ля создается школа для детей, а по вечерам он обучает читать и писать взрослых. Не ради карье ры, большой зарплаты, не ради честолюбия и самоутверждения. Им движет приверженность идее. О себе Скороходов не заботит ся. Живет в крайней бедности, порою голодает, весь небогатый заработок отдавая семье. У него нет даже постоянной крыши над головой. Это все неважно. Это все потом, когда наладится жизнь у всех, когда мужики будут нести с базара не водку, не самогон, а прямо по Некрасову — Белинс кого и Гоголя... Трудное рождение колхоза. И здесь Валентин тоже среди пер вых. Он не жалеет сил, объяс няя мужикам, как замечательно будет работать всем вместе, ста рается объединить бедноту. Он истово верует, что только так можно поднять деревню. И — становится ненавистен тем, для кого колхоз сулит ра зорение, кто не приемлет ско- роходовских надежд и ожиданий. Первый раз в него стреляли из обреза, когда он вечером про верял дома школьные тетради. Промахнулись. Второе покуше ние оборвало жизнь учителя. Это случилось 19 марта 1930 года. Скороходов ехал от стан ции Чугун в село Бобровское. Не доезжая до Казинки, вышел из поезда и отправился прямиком через лес в поселок. По дороге его ждала засада. Расстреляв Скороходова, убийцы скрылись. Они не предполагали, что он хоть и тяжело ранен, но жив. С на ступлением темноты один из стрелявших вернулся, чтобы спрятать тело. И, жестоко добив учителя, сбросил труп в болото. Через два дня Скороходова нашли и похоронили с почестя ми. Расправа с девятнадцатилет ним комсомольцем вызвала не годование. Убийцы были пойма ны и предстали перед судом... А теперь решайте сами: за служивает ли Валентин Скоро ходов, чтобы о нем помнили. Чтобы мы знали, каким он был, как жил, во имя чего тратил себя, ради чего погиб... Евгения СЕЛЕЗНЕВА, главный специалист «Центра документации новейшей истории Липецкой области».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz