Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

"Ваш вьйор" Избиратель опустил бюллетень. Что дальше? Главное— высчитать пропорции Восьмого октября мы будем избирать депутатов в областной Совет четвертого созыва по новой, смешанной, системе. Это значит, что половина депутатского корпуса — по одному от каждого из 28 одномандатных избирательных округов — будет избрана по привычной для нас мажоритарной избирательной системе относительного большинства. По ней депутатом становится тот из кандидатов, кто наберет большинство голосов. А другую 'Половину состава областного Совета, тоже 28 депутатов, мы будем избирать по системе пропорционального представительства. Об этом новшестве, отличающем нынешнюю избирательную кампанию от предыдущих, мы и поговорили с заместителем председателя избирательной комиссии Липецкой области Борисом ЛУНЕВЫМ. — Борис Александрович, объясните, чем отличается пролорциональная из­ бирательная система от мажоритар­ ной? — По пропорциональной системе за 28 мест в областном парламенте будут бо­ роться не кандидаты, а избирательные объединения. И, в отличие от мажоритар­ ной системы, территория области в этом случае не делится на округа, а значит, при определении числа депутатских мандатов, которое получат партии, берутся результа­ ты голосования за партийные списки в це­ лом по области. Если партия набирает семь и более процентов голосов избира­ телей, то она допускается к распределе­ нию депутатских мест. Число мест опреде­ ляется пропорционально числу голосов, поданных за данные партии, отсюда и на­ звание избирательной системы. Понятнее это можно объяснить на конк­ ретном примере. У нас на выборах в каче­ стве избирательных объединений зареги­ стрированы 8 региональных отделений по­ литических партий. Каждая из партий выд­ винула свой областной список кандидатов. Допустим, в голосовании по партийным спискам приняло участие 500 тысяч изби­ рателей области. При этом за областной список партии № 1 проголосовали 20 ты­ сяч избирателей, или 4 процента от обще­ го числа голосов, партии № 2 — 25 тысяч избирателей (5 процентов), партии № 3 — 30 тысяч избирателей (6 процентов). Партии № 4 выразили доверие 215 тысяч избирателей (43 процента), партии № 5 — 70 тысяч избирателей (14 процентов), партии № 6 — 45 тысяч избирателей (9 процентов), партии № 7 — 50 тысяч изби­ рателей (10 процентов), партии № 8 — 5 тысяч избирателей (1 процент). «Против всех» высказались 40 тысяч избирателей, или 8 процентов от общего числа голосов. Учитывая семипроцентный барьер, в нашем примере в распределении депутатских мест примут участие партии № 4, 5, 6 и 7. За них подано 380 тысяч голосов. Разде­ лив это число на 28, мы -получим число го­ лосов, приходящихся на одно место (380 тысяч : 28 = 13571). Разделив на 13571 чис­ ло голосов, набранных партиями по от­ дельности, мы определим то количество мест, которое достанется каждой из них. Значит, партия № 4 получит 16 мест (215 тысяч голосов: 13571); лартия № 5 — 5 мест (70.000 : 13571): партия № 6 — 3 места (45.000 : 13571);партия № 7 — 4 места (50.000 : 13571). — Но в партийном списке может быть от трех до сорока пяти кандидатов. Как среди них распределяются депутатс­ кие мандаты? — Партийный список делится на обяза­ тельную общеобластную часть — это трой­ ка лидеров партии — и региональные груп­ пы. Кандидаты, не включенные в тройку лидеров, распределяются партиями по ре­ гиональным группам своего списка. Регио­ нальные группы кандидатов закрепляются партиями за соответствующими частями территории области. Первыми имеет право получить мандат депутата тройка лидеров партии в порядке их очередности. Оставшиеся мандаты по­ лучают кандидаты из региональных групп этого партийного списка. Первым получит место в областном Совете кандитат из ре- Ко гд а избирательный участок закрыт ... гиональной группы, ^ на территории кото- О рой за эту партию ^ п р о г ол о с о в а л о 5 : больше избирате-^ лей по сравнению с Щ другими территори- | ями. ^ Например, за 5 партию № 4 на тер- ^ ритории региональ­ ной группы№ 1 про­ голосовало 8 тысяч избирателей, на территории регио­ нальной группы № 2 — 6 тысяч, а на территории регио­ нальной группы N 2 3 — 7 тысяч. На территории других р е г и о н а л ь н ы х групп за эту партию голосовало мень­ шее число избира­ телей. Таким обра­ зом, после того как получат депутатс­ кие мандаты канди­ даты из общеобла­ стной части партийного списка, первым депутат­ ский мандат полу­ чит кандидат, сто­ ящий первым в ре­ гиональной группе № 1, затем канди­ дат, стоящий пер­ вым в региональ­ ной группе № 3, а третьим будет кан­ дидат, стоящий первым в региональной группе № 2. — А что произойдет в том случае, если партии достанется мест больше, чем кандидатов в партийном списке? — Эти места останутся вакантными до следующих выборов, и Совет будет рабо­ тать в неполном составе. Но хочу сразу за­ метить, что такая ситуация, возможная те­ оретически, на практике вряд ли осуще­ ствится. На выборах в областной Совет четвертого созыва этого явно не произой­ дет: у нас на одно депутатское место по партийным спискам претендуют около восьми человек. — Но предположим, что какой-либо из депутатов, прошедших в парламент по партийным спискам, по каким-то при­ чинам досрочно прекратил выполнять свои полномочия. Кто займет освобо­ дившееся место? — Кандидат из избирательного списка этой партии, которого выберут по той схе­ ме, о которой мы уже сказали выше. Ника­ ких дополнительных выборов, лишних зат­ рат. Пожалуй, такую взаимозаменяемость можно отнести к достоинствам данной из­ бирательной системы. — Какие еще плюсы есть у нее? — Эта система более демократична, чем мажоритарная. Когда победитель опреде­ ляется простым большинством голосов, то это не всегда значит, что за него проголо­ совало действительно большинство изби­ рателей. Например, депутатом может стать тот, кому доверие выразила лишь третья часть избирателей, если за других канди­ датов было отдано еще меньше голосов. При пропорциональной системе такого про­ изойти не может, так как согласно закону в парламент должно пройти столько партий, чтобы в совокупности за них проголосова­ ло более пятидесяти процентов избирате­ лей. Если, допустим, партия набирает со­ рок с лишним процентов, а остальные не дотягивают даже до семи, то в этом слу­ чае семипроцентный барьер не срабаты­ вает и в парламент проходят столько партий, сколько необходимо для выраже­ ния интересов реального большинства из­ бирателей. И даже если победившее изби­ рательное объединение набирает более пятидесяти процентов голосов, то закон требует, чтобы в парламенте обязательно была представлена еще одна партия. — Почему бы тогда вовсе не отказать­ ся от системы относительного боль­ шинства? — Думаю, что сочетание обеих систем позволяет сохранить баланс интересов частного и общего. Половина депутатского корпуса представляет интересы своих из­ бирательных округов, а половина — инте­ ресы всей области. Да и к тому же слабой стороной пропорциональной системы явля­ ется то, что партия сама формирует свои списки, и избирателям приходится выби­ рать из того, что есть. Но недостатки име­ ются у каждой системы, поэтому надо про­ сто уметь их компенсировать. Беседовала Софья ВОБЛИКОВА. Голос следовало бы взвешивать, а не считать. Ф риА ри х Ш ИМ ЕР , н ем е ц ки й поэт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz