Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
"Ваш вьйор" Избиратель опустил бюллетень. Что дальше? Главное— высчитать пропорции Восьмого октября мы будем избирать депутатов в областной Совет четвертого созыва по новой, смешанной, системе. Это значит, что половина депутатского корпуса — по одному от каждого из 28 одномандатных избирательных округов — будет избрана по привычной для нас мажоритарной избирательной системе относительного большинства. По ней депутатом становится тот из кандидатов, кто наберет большинство голосов. А другую 'Половину состава областного Совета, тоже 28 депутатов, мы будем избирать по системе пропорционального представительства. Об этом новшестве, отличающем нынешнюю избирательную кампанию от предыдущих, мы и поговорили с заместителем председателя избирательной комиссии Липецкой области Борисом ЛУНЕВЫМ. — Борис Александрович, объясните, чем отличается пролорциональная из бирательная система от мажоритар ной? — По пропорциональной системе за 28 мест в областном парламенте будут бо роться не кандидаты, а избирательные объединения. И, в отличие от мажоритар ной системы, территория области в этом случае не делится на округа, а значит, при определении числа депутатских мандатов, которое получат партии, берутся результа ты голосования за партийные списки в це лом по области. Если партия набирает семь и более процентов голосов избира телей, то она допускается к распределе нию депутатских мест. Число мест опреде ляется пропорционально числу голосов, поданных за данные партии, отсюда и на звание избирательной системы. Понятнее это можно объяснить на конк ретном примере. У нас на выборах в каче стве избирательных объединений зареги стрированы 8 региональных отделений по литических партий. Каждая из партий выд винула свой областной список кандидатов. Допустим, в голосовании по партийным спискам приняло участие 500 тысяч изби рателей области. При этом за областной список партии № 1 проголосовали 20 ты сяч избирателей, или 4 процента от обще го числа голосов, партии № 2 — 25 тысяч избирателей (5 процентов), партии № 3 — 30 тысяч избирателей (6 процентов). Партии № 4 выразили доверие 215 тысяч избирателей (43 процента), партии № 5 — 70 тысяч избирателей (14 процентов), партии № 6 — 45 тысяч избирателей (9 процентов), партии № 7 — 50 тысяч изби рателей (10 процентов), партии № 8 — 5 тысяч избирателей (1 процент). «Против всех» высказались 40 тысяч избирателей, или 8 процентов от общего числа голосов. Учитывая семипроцентный барьер, в нашем примере в распределении депутатских мест примут участие партии № 4, 5, 6 и 7. За них подано 380 тысяч голосов. Разде лив это число на 28, мы -получим число го лосов, приходящихся на одно место (380 тысяч : 28 = 13571). Разделив на 13571 чис ло голосов, набранных партиями по от дельности, мы определим то количество мест, которое достанется каждой из них. Значит, партия № 4 получит 16 мест (215 тысяч голосов: 13571); лартия № 5 — 5 мест (70.000 : 13571): партия № 6 — 3 места (45.000 : 13571);партия № 7 — 4 места (50.000 : 13571). — Но в партийном списке может быть от трех до сорока пяти кандидатов. Как среди них распределяются депутатс кие мандаты? — Партийный список делится на обяза тельную общеобластную часть — это трой ка лидеров партии — и региональные груп пы. Кандидаты, не включенные в тройку лидеров, распределяются партиями по ре гиональным группам своего списка. Регио нальные группы кандидатов закрепляются партиями за соответствующими частями территории области. Первыми имеет право получить мандат депутата тройка лидеров партии в порядке их очередности. Оставшиеся мандаты по лучают кандидаты из региональных групп этого партийного списка. Первым получит место в областном Совете кандитат из ре- Ко гд а избирательный участок закрыт ... гиональной группы, ^ на территории кото- О рой за эту партию ^ п р о г ол о с о в а л о 5 : больше избирате-^ лей по сравнению с Щ другими территори- | ями. ^ Например, за 5 партию № 4 на тер- ^ ритории региональ ной группы№ 1 про голосовало 8 тысяч избирателей, на территории регио нальной группы № 2 — 6 тысяч, а на территории регио нальной группы N 2 3 — 7 тысяч. На территории других р е г и о н а л ь н ы х групп за эту партию голосовало мень шее число избира телей. Таким обра зом, после того как получат депутатс кие мандаты канди даты из общеобла стной части партийного списка, первым депутат ский мандат полу чит кандидат, сто ящий первым в ре гиональной группе № 1, затем канди дат, стоящий пер вым в региональ ной группе № 3, а третьим будет кан дидат, стоящий первым в региональной группе № 2. — А что произойдет в том случае, если партии достанется мест больше, чем кандидатов в партийном списке? — Эти места останутся вакантными до следующих выборов, и Совет будет рабо тать в неполном составе. Но хочу сразу за метить, что такая ситуация, возможная те оретически, на практике вряд ли осуще ствится. На выборах в областной Совет четвертого созыва этого явно не произой дет: у нас на одно депутатское место по партийным спискам претендуют около восьми человек. — Но предположим, что какой-либо из депутатов, прошедших в парламент по партийным спискам, по каким-то при чинам досрочно прекратил выполнять свои полномочия. Кто займет освобо дившееся место? — Кандидат из избирательного списка этой партии, которого выберут по той схе ме, о которой мы уже сказали выше. Ника ких дополнительных выборов, лишних зат рат. Пожалуй, такую взаимозаменяемость можно отнести к достоинствам данной из бирательной системы. — Какие еще плюсы есть у нее? — Эта система более демократична, чем мажоритарная. Когда победитель опреде ляется простым большинством голосов, то это не всегда значит, что за него проголо совало действительно большинство изби рателей. Например, депутатом может стать тот, кому доверие выразила лишь третья часть избирателей, если за других канди датов было отдано еще меньше голосов. При пропорциональной системе такого про изойти не может, так как согласно закону в парламент должно пройти столько партий, чтобы в совокупности за них проголосова ло более пятидесяти процентов избирате лей. Если, допустим, партия набирает со рок с лишним процентов, а остальные не дотягивают даже до семи, то в этом слу чае семипроцентный барьер не срабаты вает и в парламент проходят столько партий, сколько необходимо для выраже ния интересов реального большинства из бирателей. И даже если победившее изби рательное объединение набирает более пятидесяти процентов голосов, то закон требует, чтобы в парламенте обязательно была представлена еще одна партия. — Почему бы тогда вовсе не отказать ся от системы относительного боль шинства? — Думаю, что сочетание обеих систем позволяет сохранить баланс интересов частного и общего. Половина депутатского корпуса представляет интересы своих из бирательных округов, а половина — инте ресы всей области. Да и к тому же слабой стороной пропорциональной системы явля ется то, что партия сама формирует свои списки, и избирателям приходится выби рать из того, что есть. Но недостатки име ются у каждой системы, поэтому надо про сто уметь их компенсировать. Беседовала Софья ВОБЛИКОВА. Голос следовало бы взвешивать, а не считать. Ф риА ри х Ш ИМ ЕР , н ем е ц ки й поэт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz