Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
3 0 с е н т я б р я 2 0 0 6 е. "В а ш и> й к )р '* Фактоо стабильности Он лучше всяких оценок характеризует итогусилий власти по повышению качества жизни населения области Анализ работы и прогнозирование на очередной период — событие всегда этапное. Но в преддверии выборов — это принципиально важно. Каждому интересно знать; что уже предприняли народные избранники для улучшения социально- экономического положения области? Удалось ли обеспечить устойчивое развитие общества, добиться качественно иного уровня жизни и труда в условиях децентрализации властных полномочий, раскрытия больших возможностей для инициативы, творческой самостоятельности, созидания на местах? Тем более что впереди — непростой период. В том смысле, что время разброда и шатаний, осмысления всего того, что пережито за полтора десятка лет, ушло. Наступает новая эпоха — собирания созидательных сил и ресурсов для выхода из кризиса: всего общества в целом и конкретного человека в отдельности. В последние годы липчане лидируют в Центральном фе деральном округе ло основным показателям жизне обеспечения; уровню заработной платы, денежным до ходам и потребительским расходам на душу населения. Бла годаря высокоэффективной работе промышленных предпри ятий регион является одним из доноров бюджета России. В прошлом году объем валового регионального продукта уве личился на 10 миллиардов рублей, что выше уровня 2004 года. Производство в отраслях промышленности выросло на 2 процента, в сельском хозяйстве — на 8, розничный това рооборот — на 13 процентов. Наша область по-лрежнему уверенно находится в первой десятке субъектов РФ по объе му промышленного производства на душу населения и вдвое превышает по этому показателю общероссийский уровень. Серьезным фактором подъема промышленного производ ства стал комллекс мер ло гослоддержке отраслей: допол нительно привлечено 1,7 миллиарда рублей и создано 1400 новых рабочих мест. Более того, долгосрочные перспективы по формированию и развитию особой экономической зоны “Казинка” позволяют радикальным образом изменить ситуа цию, как и выровнять структуру экономики промышленнос ти, где преобладающее значение все эти годы было за ме таллургией. Традиционно высока инвестиционная привлекательность области: ежегодный темп прироста инвестиций в основной капитал достигает 20 процентов. В 2005 году объем их со ставил 131 миллиард рублей. Сейчас предстоит задача вы равнивания экономического потенциала районов, преодоле ния территориальной асимметрии за счет ввода новых мощ ностей и производств, активизации деятельности малого пред принимательства. На потребительском рынке сохраняются устойчивые тем пы роста розничной торговли, общественного питания и бы тового обслуживания, высока товарная насыщенность. На одного жителя области продажа товаров достигла 35 тысяч рублей, по районам — бол ее 21 тысячи рублей. Причем объем продаж сельским жителям возрос вдвое. Впрочем, ситуация по районам далеко не равнозначная, особенно в предоставлении бытовых услуг: по сельским районам этот показатель в 3,5 раза ниже среднеобластного в расчете на одного жителя. Среднедушевой доход населения за минувший год вырос на 25 процентов, реально располагаемый — на 10 процен тов, пенсии — на 26 процентов. Среднеобластная заработ ная плата составила 6963 рубля (рост на 26 процентов), в то время как задолженность по ее выплате постоянно снижает ся. На социальную защиту населения из областного бюдже та было направлено 2,3 миллиарда рублей (рост по сравне нию с 2004 годом — почти в два раза). Увеличился и объем социальных выплат малоимущему населению — в 1,3 раза, а размер адресной помощи достиг 100 миллионов рублей. Среднедушевое финансирование здравоохранения увели чилось на 28 процентов и составляет четыре тысячи рублей на одного жителя. На содержание образовательной среды направлено более пяти миллиардов рублей (это 22 процен та общих расходов бюджета). На финансирование жилищ но-коммунального комплекса региона было выделено 4,6 миллиарда рублей (опять-таки, достигнут двукратный рост). На благоустройство территорий за счет всех источников фи нансирования — 1,8 миллиарда рублей. Прирост налоговых платежей составил 1 миллиард рублей (на 113 процентов). В связи с чем бюджетная обеспеченность на одного жителя возросла с 16 до 21 тысячи рублей. Р еализация ряда целевых комплексных программ по ложительно отразилась на развитии сельского хозяй ства области . Н аиболее важным результатом здесь следует считать повышение рентабельности и конкуренто способности сельхозпредприятий. За последние пять лет объемы производства в сельском хозяйстве возросли в 1,5 раза,, а в пищевой промышленности — в 2,7 раза. В прошлом году сельхозтоваропроизводители собрали более двух миллионов тонн хлеба великолепного качества. Рост объема производства к 2000 году — в 2 раза! При этом достигнута высокая урожайность зерновых — 35,8 центнера с гектара, что является одним из лучших показателей не толь ко в Центральном федеральном округе, но и в России. Об ласть — в числе лучших регионов страны и ло качеству про изводимого зерна. Однако и проблем на селе предостаточно. И прежде всего эффективному развитию отрасли прелятствует отсутствие на федеральном уровне государственной ценовой политики и комплексной нормативно-правовой базы, которая регулиро вала бы экономические отношения в производстве продук ции. Так, только в прошлом году потери сельхозтоваропро изводителей из-за роста цен на энергоресурсы, по самым скромным оценкам, составили 850 миллионов рублей, а в результате низких цен на зерно — 500 миллионов рублей. Рентабельность зерна снизилась с 57 до 18 лроцентов. Решить многие проблемы с ел а лризван национальный проект "Развитие АПК”, который определил Президент стра ны Владимир Путин. Его основу должно составить ускорен ное развитие животноводства. А значит, повышение качества жизни и уровня обеспечения самыми ценными видами про довольствия, каковыми являются мясо и молоко... Сельхоз товаропроизводители области приступили к осуществлению 59 инвестиционных проектов в животноводческой отрасли на миллиард рублей бюджетных ассигнований. Такая работа позволит сдел ать мощный рывок и выйти на совершенно новый уровень развития АПК. С тратегическая цель формирования рынка достулного жилья — это создание эффективного жилищного сек тора, действующего на рыночных принципах и удов летворяющего потребности основной части насепения на уровне, соответствующем е е платежеспособному спросу. В области уже реализуются четыре региональные жилищные программы; “Свой дом", программа ипотечного кредитова ния, “Социальное развитие села до 2010 года” и “О государ ственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года”, направленные на поддержку работников бюд жетной сф еры , молодых семей и специалистов, сельских жителей и другим категорий граждан. Ежегодные расходы областного бюджета на предоставление льгот составляют бо л ее 300 миллионов рублей. Каждая десятая квартира стро ится с помощью долгосрочных льготных кредитов и займов. А на каждый вложенный бюджетный рубль привлекаются 5-6 рублей средств населения. За последние пять лет за счет всех источников финанси рования ввод общей площади жилых домов возрос в 1,6 раза. В минувшем году сдано в эксплуатацию 508 тысяч квадрат ных метров жилья, что составило 121 процент к уровню 2004 года. С таким показателем область лидирует по темпам ро ста объемов жилищного строительства в Центральном ф е деральном регионе. В расчете на душу населения введено 0,43 квадратного метра жилья, что в 1,5 раза превышает сред нероссийский показатель. И тем не менее в ближайшее время строители планируют ввести в эксплуатацию 600 тысяч квадратных метров жилья, а к 2008 году довести его объем до 800 тысяч. Но для этого необходимо разобраться с проблемами в области зем ель ных отношений, градостроительной политики и коммуналь ного хозяйства. Дело в том, что участков под точечную заст ройку почти не осталось и требуется готовить крупные пло щадки с коммунальной инфраструктурой. У силия в экономике, предпринимаемые администраци ей области в последние годы, положительно отразились на социальной сф е р е . С редняя продолжительность жизни липчан за 5 последних л ет увеличилась на 2 года и составила 67 лет, превысив аналогичный показатель по Рос сии. Еще один пример, который не может не радовать и не об надеживать. За последний год в области одновременно по высилась рождаемость и снизилась смертность. Разумеет ся, идеализировать ситуацию нельзя. Уровень смертности у нас по-прежнему высок. Область, как и вся Россия, вымира ет, часть наших граждан нищенствует, есть безработные — словом, проблем хватает. И все же если говорить о тенден циях, то в них стали преобладать добрые нотки. Не так все безнадежно и беспросветно. И не случайно в области одними из первых в стране заго ворили о необходимости разработки стратегии долгосроч ного развития территории. Именно с этой целью и был раз работан проект Стратегии социально-экономического разви тия области до 2020 года. Документ этот имеет важное зна чение не только для региона, но и в целом для России, по скольку региональные проекты — составляющие общерос сийского. Определены основные принципы региональной политики на долгосрочный период. Как предполагается, одним из важ нейших е е составляющих станет создание “точек роста” с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и ад министративно-управленческих ресурсов, последующее рас пространение их опыта на другие территории. Основными критериями состоятельности Стратегии социально-экономи ческого развития области до 2020 года станут прежде всего рост объёмов производства и доходов консолидированных (местных) бюджетов, а также эффективное использование имеющихся финансовых, материальных и людских ресурсов. Это то, над чем нам всем предстоит работать в ближайшие годы. Работать, чтобы жить... Подготовип Владимир ЗОЛОТАРЕВ. Бедные всегАО голосуют за партию, которая громче всех обещает хлеба и зрелищ, а потом не сможет этого дать. Вильгельм ШВЕБЕЛЬ, н ем е ц ки й учены й и публицист.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz