Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

26 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА деловой mwm Н Е Г Р О М К А Я Д А Т А = ТАК НАЧИНАЛАСЬ ГАЗИФИКАЦИЯ ПЕРВОМУ СОВЕТСКОМУ ГАЗОПРОВОДУ САРАТОВ - МОСКВА ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ Все эти годы первенец обеспе­ чивал и продолжает обеспечивать «голубым топливом» Саратовскую область и центральные районы России. Накануне Дня работников неф­ тяной и газовой промышленноаи департамент по информационной политике ОАО «Газпром» органи­ зовал пресс-тур по маршр)^у ле­ гендарного газопровода для сот­ рудников корпоративных и феде­ ральных СМИ, в числе которых был и наш корреспондент. Отправной точкой нашей по­ ездки аал офис ООО «Юпранс- газ», где с журналиаами варе- тился генеральный директор предприятия Л.Н. Чернощеков. Из беседы с ним и из фильма, соз­ данного ведомственными теле- журналиаами, мы получили пер­ вую и очень обширную информа­ цию и понимание того, насколько событие, о котором идет речь, важно не только для саратовских газовиков, но и для всей отрасли. Именно здесь начиналась лето­ пись газовой индуарии России. Вот уже 40 лет судьба первенца дальнего транспорта природного топлива - газопровода Саратов - Москва - связана с жизнью и дея- тельноаью ООО «Югтрансгаз». Общеаво сегодня - это восьмиты­ сячный коллектив, на плечах кото­ рого лежит задача бесперебойного снабжения «голубым топливом» предприятий и населения Саратов­ ской, Тамбовской и Пензенской облааей, сосредоточен водиннад­ цати линейно-производственных управлениях и на трех аанциях подземного хранения газа. На по­ требителей работают 216 ГРС, б АГНКС снабжают автотранспорт экологически чиаым топливом. За прошедшие десятилетия коллектив Югтрансгаза накопил уникальный производственный опыт, создал свою инженерную школу, замечательные трудовые традиции. Очень трогательной и познава­ тельной была вареча с ветерана­ ми Югтрансгаза - свидетелями и учааниками ароительава и экс­ плуатации первого газопровода. «В таких неимоверно тяжелых условиях могли работать только советские люди», - писалось в то время в газетах, внимательно следивших за ходом ароительа­ ва жизненно важного для араны объекта. Трасса протяженноаью 843 км пересекала 80 больших и ма­ лых рек, в их числе - судоходные Цна, Ока, Москва-река, 125 км лесных массивов и болот, десят­ ки населенных пунктов, шоссей­ ные и железные дороги. На объе­ кте ежесуточно работало до 30 тысяч (!) человек. Десятки заво­ дов прибороароения, тяжелого машиностроения, электропро- мышленноаи и других отраслей изготовили почти 9 тысяч наиме­ нований различного оборудова- риала дало ветеранам повод для новых воспоминаний, а журнали­ стам новую ценную информа­ цию... Во второй половине дня мы приехали на первую в иаории га­ зовой индуарии Елшанскую ком­ прессорную аанцию (КС), кото­ рая дала «толчок» саратовскому газу в направлении Москвы летом 1946 года. Отработав положенное время, Елшанское месторожде- 60 лет назад траншею под «нитку» копали еще вручную. ния и материалов, необходимых газопроводу. Именно на ароительаве ма- гиарали Саратов - Москва закла­ дывался тот фундамент опыта и корпоративных традиций газови­ ков, который потом обогащался и укреплялся на создании газовых магиаралей Ставрополь - Моск­ ва, Средняя Азия - Центр, Бухара - Урал, «Сияние Севера», Уренгой - Помары - Ужгород, и сейчас слу­ жит при сооружении трансконти­ нентальных газовых магиаралей Ямал - Европа, «Голубой поток». Надо сказать, что в Югтрансга- зе заботливо и бережно относятся как к ветеранам, так и к своей ис­ тории. Вэтот же день мы побыва­ ли на мемориальном комплексе, сооруженном в чеаь ароителей первого газопровода. Он предаа- вляет собой величеавенное со­ оружение, очень эффектно смот­ рящееся на фоне бескрайних по­ лей пшеницы. Посещение мемо- ние исчерпало в 60-е годы свои запасы, и сейчас оно и одноимен­ ная КС служат как аанция под­ земного хранения газа (СПХГ). После ознакомления с ее рабо­ той мы отправились вТамбов, где должны были переночевать, что­ бы наутро продолжить путь по ис­ торическому маршруту. Главным пунктом второго дня пресс-тура аало посещение са­ мого крупного филиала ОАО «Мострансгаз» - Моршанского управления магиаральных газо­ проводов (УМГ). Добрались мы туда пополудни, стартовав из Тамбова в 9 часов утра. Офис уп­ равления находится в живопис­ ном, красивом месте. Город Мор- шанск небольшой - тысяч 50 насе­ ления, типично провинциальный, очень зеленый, со спокойным те­ чением жизни, в которой огром­ ную роль играют газовики, явля­ ясь самым крупным налогопла­ тельщиком в меаную казну. Ф А К Т И К О М М Е Н Т А Р И И ^ Ф И РМ А ВЯЖЕТ ВЕНИКИ НОРМАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ И. СКОРЕЕ, НЕ ПРЕДВИДИТСЯ Роспотребнадзор РФ, консал­ тинговая группа АМИКО и Ассо­ циация араковых компаний све­ рили свои данные, связанные с развитием автосервиса в России и пришли к плачевному выводу: в ближайшие лет десять машины в нашей аране по-прежнему будут чинить либо месяцами, либо за бешеные деньги. Согласно консолидирован­ ным данным Роспотребнадзора, группы АМИКО и Ассоциации араховщиков, выход на рынок технического обслуживания ав­ томобилей в столице стоит сов­ сем недорого - порядка 3 тысяч долларов. Таких контор в городе почти 90 процентов от общего числа, и они зарабатывают до 35 процентов всех денег, крутящих­ ся на этом рынке. Для того чтобы начать работу, доааточно взять в аренду гараж и купить базовое (слесарное, к примеру) оборудование. Внеко­ торых случаях московские кули- бины сами создают оборудова­ ние (скажем, сиаемы для про­ мывки инжекторов из топливно­ го насоса, шлангов и пластико­ вой бутылки). Средняя ставка в таких сервисах - около 20 долла­ ров за нормочас, а мощноаей их хватает не больше чем на 3 - 4 серьезных ремонта в неделю. Но что они, спрашивается, могут починить такими средст­ вами?! «Жигулей» в Москве все меньше, иномарок все больше, а в'хорошей машине даже бампер - это не проао кусок плааика, прикрепленный клипсами к ку­ зову, а целая система омывате- лей, датчиков и прочей элек­ тронной начинки, с которой без соответствующей диагностики не разберешься. Поэтому подоб­ ных сервисов нормальный вла­ делец приличной машины аара- ется избегать - и правильно де­ лает. Но иногда мааерская сред­ ней руки на 2 - 3 подъемника аоит уже от 70 до 100 тысяч дол­ ларов, что сопоаавимо с годо­ вым оборотом «гаражного» сер­ виса. При нынешнем положении дел открывать средние конторы просто невыгодно. Значит, гарантировать нормальный ремонт смогут лишь авторизо­ ванные сервисные центры. Но их в Москве всего 9 процентов от общей массы, а аоит открытие такого сервиса уже от 4 до 5 миллионов долларов, причем обязателен жесткий контракт с автопроизводителем - Audi, Mercedes, Mitsubishi, Nissan, Volvo и т. д. Однако, чтобы стать официальным дилером в Моск­ ве, необходимо иметь комплекс площадью 240 - 500 квадратных метров с демонстрационным за­ лом плюс еще 1 - 2 тысячами квадратов под сервисное обслу­ живание. И вот тут мы упираемся в ба­ нальное отсутствие площадей в столице и их непомерную доро­ говизну. Стоимость всего обору­ дования для дилерского центра не превышает 300 тысяч долла­ ров. Эта сумма складывается из цены диагностического обору­ дования (от 1тысячи долларов), 4 - 5 подъемников (от 3 тысяч баксов за штуку), диагностику схода-развала (до 5 тысяч), по- Вот он, российский сервис... Красочную камеру (от 50 тысяч плюс 30 процентов за ее монтаж) и лабораторию для подбора эмалей (от 10 тысяч). В результате имеет меао ди­ кий перекос в дислокации офи­ циальных дилерских центров: большая их чааь сосредоточена в Южном и Юго-Воаочном ок­ ругах, то еаь там, где больше всего подходящих помещений. Но там, где автосервисов много, кон 1 «ренция высока, а значит, и приб^ыль меньше. Сервис на Ку­ тузовском проспекте, скорее всего, будет суперприбыльным, поскольку там почти нет авто­ сервисов, но открыть автосервис на Кутузовском невозможно, по­ скольку его там просто негде разместить. Но даже отыскав дилерский центр, клиент рискует потерять уйму времени и денег. Дело в том, что авторизованные арук- туры не имеют права закупать запчааи где-то на аороне, и уж тем более - использовать неори­ гинальные запчасти. Крупные детали двигателя, коробки пере­ дач, а также сцепления и т. д. на складе обычно не держат, их в случае надобноаи заказывают у производителя. Мы не зря приберегли Рос­ сию на десерт: дело в том, что сказать о нашей аране в целом почти нечего. Сразу за МКАД на­ чинается территория, на которой безраздельно хозяйничают «га­ ражные» автосервисы, потому что средней руки заведения от­ крывать здесь так же невыгодно, как и в Москве. С дилерскими центрами ситуация другая: да, конечно, в Туле, например, дос­ таточно площадей, чтобы уаро- ить любой автосервис, а цены на аренду невелики, но что они там будут ремонтировать? Инома­ рок, требующих должного под­ хода, в Туле немного. Чтобы сделать логический вывод из описанных особенно- аей с работой автосервисов, не надо быть экспертом-аналити- ком. Впрочем, если интересует авторитетное мнение, то пожа- луйаа - вот оно. Ведущий специалист депар­ тамента авторынка группы АМИ­ КО Владимир Куравлев: - У меня есть три версии раз­ вития автосервисов в России в ближайшие 10 лет: 1) многочис­ ленные, но плохие; 2) малочис­ ленные, но не очень хорошие; 3) баснословно дорогие и качест­ венные, но чрезвычайно редкие и только в Москве. И сделать с этим ничего нельзя - конъюнкту­ ра такая. Ко н аан ти н БЛАГОДАРОВ. В коллективе управления на­ считывается порядка 800 чело­ век, и все они, от первого руково­ дителя до уборщицы, являются патриотами своего предприятия, принадлежноаью к газовой от­ расли гордятся, свое дело счита­ ют самым важным и нужным. Всех гостей моршанские газовики непременно ведут в свой музей, где собрана по крупицам иаория управления, которому в этом го­ ду исполнилось 60 лет. Началь­ ник УМГ Ю.Я. Соколов - крепкий хозяйственник, ветеран газовой промышленности, непререкае­ мый авторитет для подчиненных и уважаемый в городе человек, лично сопровождал нас в экскур­ сии по территории предприятия и мог бы, дай ему волю, до мель­ чайших подробноаей рассказать и о своих подразделениях, и о ка­ ждом работнике. Нам, однако, пора было прощаться с гоаепри- имными моршанцами - впереди было почти 500 километров до Москвы, где по плану пресс-тура нам предстояла финальная вареча - с руководавом ООО «Моарансгаз». Дальняя дорога располагает к размышлениям. А думалось вот о чем: на бескрайних просторах России работают сотни предпри­ ятий, десятки тысяч специалиаов газовой промышленности; по аальным артериям вот уже 60 лет бесперебойно идет к потре­ бителям газ. Где бы мы ни были за эти два дня, с кем из работни­ ков Газпрома ни встречались, везде наблюдается аабильноаь, уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, образцовый по­ рядок и дисциплина. Люди с ра- доаью идут на работу, выполня­ ют свои обязанноаи с высочай­ шей аепенью отдачи, а предпри­ ятие делает все возможное, что­ бы сотрудник был максимально защищен социально, не испыты­ вал дискомфорта, был доволен условиями труда и отдыха. И как итог - пока у России еаь такая компания, как Газпром, она мо­ жет считаться великой державой и уверенно смотреть в будущее. Думаю, что подобные мысли по­ сещали и моих коллег - учаани- ков этого незабываемого пресс- тура. Анатолий ЛУЧНИКОВ. (Служба развития общ еавенны х связей ООО «Уренгойгазпром»). Э К О - Н О В О С Т И ГДЕ - «ГОРЬКО», ГДЕ - СЛАДКО... Нынешнее Бабье лето на Белгородчине по количеству свадеб аало рекордным. Всю­ ду звучит традиционное «Горь­ ко!». А для сахароваров в об­ ласти давно не было такого сладкого сезона: свекла нынче на 1,5-2 процента сахариаее. Потому и сезон переработки начался раньше. В прошлом году комплекс белгородских сахарных заводов не «дотя­ нул» до трети миллиона тонн белого песка. На этот раз наме­ тили превзойти этот рубеж. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Понятие «магазин готового бизнеса» пока не привычно для саратовцев. Тем не менее в Саратовской области вскоре появится возможноаь купить франшизы. Правительаво об- лааи решило помочь малому бизнесу и подписало соглаше­ ние с ООО «Национальная уп­ равляющая корпорация» об от­ крытии в регионе поаоянного предаавительава «Магазина готового бизнеса «Deloshop». Через магазин москвичи будут продавать саратовцам раскру­ ченные бренды извеаных ком­ паний и оказывать пакет услуг малому бизнесу. Инвеаиции, однако, планируются )иеаные и соаавят 34,3 миллиона руб­ лей в течение года. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. П О Д Ы Т О Ж И М ' ОБАЛДЕННЫЕ МИГАЛКИ Депутат Госдумы Геннадий ГУДКОВ лучше всех предска-, зал перспективы борьбы с привилегиями на дорогах, разразившейся на прошлой неделе: «Вот уберут мигалки с ма­ шин чиновников и флажки сно­ меров, а потом возьмут и вве­ дут какую-нибудь спецсерию с буквами ОАГ («Обалденная Ад- миниарация Губернатора»), и будет все то же самое». P.S. Зачем такие сложно- аи , ведь убирают лишь ми­ галки, а от спецномеров пока еще никто не собирается отка­ зываться. ОПЯТЬ БЕДА - ДЕНЕГ МНОГО новый ПРОЕКТ БЮДЖЕТА ПОКАЗЫВАЕТ: ПРАВИТЕЛЬСТВО ОПЯТЬ НЕ ЗНАЕТ. КУДА ДЕВАТЬ «ЛИШНИЕ» ДОХОДЫ Несмотря на то что в нем пре­ дусмотрены значительные ассиг­ нования на социальные програм­ мы, бюджет-2007 по-прежнему отмечен родовыми пятнами фи­ нансово-экономической полити­ ки, проводимой нынешним пра- вительавом России. В числе главных задач объяв­ ляется борьба с инфляцией. И именно это вызывает многочис­ ленные нарекания экономиаов. «Разве можно бороться с симпто­ мами болезни?» - спрашивают они. К тому же методы, которые применяет финансовый блок правительава, еще не привел ни к одной победе в этой неравной борьбе. Инфляция упорно не же­ лает опускаться ниже 10 процен­ тов. А вот роа ВВП никак до это­ го показателя не дотягивается. Даже спикер Совета Федера­ ции не доволен новым бюдже­ том. По мнению Сергея Мироно­ ва, в проекте заложен слишком большой профицит, который можно было бы использовать для подъема экономики, реше­ ния социальных проблем. Не уараивает спикера и то, что в бюджете заложены слиш­ ком малые расходы на дорожное ароительаво. И это при той ужа­ сающей ситуации на дорогах, на которую все чаще указывает пра- вительаву президент Путин. Мо­ жет, и не подозревая того, госпо­ дин Миронов пропагандирует ОПЫТ' знаменитого британского премьера Уинстона Черчилля, который в трудные годы закла­ дывал в 50-процентный бюджет­ ный дефицит, организуя мас­ штабные общеавенные работы, что очень быаро вывело эконо­ мику из кризиса. Но господин Кудрин идет своим путем. И ему никто не указ. Бюджетные доходы в 2007 го­ ду, как предполагается, соаавят почти 7 трлн, рублей, расходы - 5,463 трлн. Профицит выраает почти в два раза - с 776 млрд, рублей до 1,5 трлн. Отчисления в Стабилизационный фонд РФ в 2007 году планируются в размере 1трлн. 690 млрд, отблей, что так­ же почти вдвое б^ольше, чем в бюджете текущего года. Инвеаи- ционный фонд возраает до 115 млрд, рублей (против 69 млрд, рублей в текущем году). «Денег много, очень много, - говорит председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Буш- Считай деньги, не отходя от... матраса. мин. - и это основная проблема бюджета». Добавим - неразре­ шимая для министра финансов. Денег много у правительава, а у производителей не хватает обо­ ротных средств, кредиты недос­ тупны из-за дороговизны, а на­ селение и готово бы больше по­ треблять, да зарплата не позво­ ляет. «Всовременной России не мо­ жет быть профицитного бюдже­ та, - вторит Сергею Миронову кандидат экономических наук, руководитель научной группы Национального инаитута разви­ тия при РАН Анатолий Эпштейн. - А то, что из года в год предлага­ ется - это не бюджет развития, а бюджет удушения нашей эконо­ мики. Он не направлен на подъ­ ем производительных секторов экономики. И потом, нельзя под­ чинять бюджет борьбе с инфля­ цией, он должен быть направлен на борьбу с диспропорциями в экономике». По мнению Эпштей­ на, нужно срочно отменить НДС, оставив его только в сферах элитного потребления, напра­ вить все свободные средава на обновление основных фондов. Кроме того, при сохраняющихся диспропорциях в развитии реги­ онов и концентрации экономиче­ ской активноаи в аолицах, ин­ веаиции куда-либо еще заведо­ мо убыточны и неконкурентоспо­ собны. Значит, государаву сроч­ но следует заняться сбалансиро­ ванием развития регионов. А по­ ка что, как предусматривает про­ ект бюджета, в России лишь 20 регионов доноров - оаальные сидят на «федеральном горбу». На 4 национальных проекта - образование, здравоохранение, поддержку села и программу до- аупного жилья - решено выде­ лить 206 млрд, рублей. А на «об- щегосударавенные» нужды и в том числе на содержание адми­ нистративного аппарата - 664 млрд, рублей. Чиновники обой­ дутся бюджету вдвое дороже, чем в нынешнем году. На них бу­ дет потрачено - 6,4 млрд, рублей. На Госдуму и Совет Федерации - 6,52 млрд, рублей. Самым доро­ гим окажется содержание нало­ говиков и таможенников - 188 млрд, рублей. Всего на себя гос­ служащие потратят как минимум 220,7 млрд, рублей. Что касается пенсионеров, то их в будущем году ожидает очередная надбавка к базовой пенсии. Правительаво обещает, что индексация пенсий превысит инфляцию. Михаил МАКСИМОВ . О С Т О Р О Ж Н О ! = м е р т в ы й м е д о т о м , ч т о о н БЫВАЕТ И ТАКИМ, КОРРЕСПОНДЕНТУ «ДВ» РАССКАЗАЛИ ПЧЕЛОВОДЫ, СЪЕХАВШИЕСЯ НА МОСКОВСКУЮ ЯРМАРКУ В эти дни музей-заповедник «Коломен­ ское» напоминает рааревоженный улей. Тысячи москвичей и гоаей аолицы спешат сюда, чтобы запааись на долгую зиму ме­ дом, ярмарка которого, уже 16-я по счету, размеаилась в этом живописном уголке Москвы. И уносят (или увозят на авто) ежегодно до 4,5 тысячи тонн янтарного да­ ра природы. - Дар природы, говорите? - переспра­ шивает Владимир Елисеев, воронежский пчеловод. - Ох, уж не легко он доаается! Это для вас на аоле мед сладкий, а для нас - горький-прегорький. Разговор с пасечником подхватывает президент Союза пчеловодов России Ар­ нольд Бутов: - Держава наша со времен Ивана Гроз­ ного слыла великой медовой державой. Шутка сказать: привередливая Англия за­ купала ежегодно по 50 тысяч пудов рос­ сийского снадобья отменного качеава. Каждый пасечник имел исаари личное клеймо, аавил его как знак безупречно- а и на липовый бочонок. Прежде чем на­ править в него тягучую аруйку, обволаки­ вал дерево воском. Им же заливал поверх меда. Закрыв крышкой, опять заливал воском. В такой упаковке русское диво хранилось, не теряя качества, по двадцать лет. А все потому, что заливался в нее ис­ ключительно свежий, натуральный мед, только что вытекший из вспоротой ножом рамки. И никакой «химии». Расцвела же она только в последние пятнадцать лет. Чеаный пасечник все ле­ то кочует вслед за медоносами. Отцвела гречиха - везет улья туда, где бушует паху­ чее разнотравье. А нечеаный... аавит на пасеке миски с патокой или разведенным сахаром, и пчела уже не волшебный нек­ тар несет в магазин улья, а сироп. Нет в нем ни целительных элементов вроде кальция, калия или фосфора, ни живи­ тельных витаминов, ни фолиевой кисло­ ты, спасающей печень от токсинов и нит­ ратов. Одно слово - мертвый мед. Такой же, с позволения сказать, мед, ■причем в огромных количеавах, произво­ дят медовые компании, дельцы-барыш- ники. Самая распроараненная техноло­ гия: греют аарый, закриааллизовавший- ся мед до жидкого соаояния и продают его посреди зимы как свежий. При термо­ обработке же доселе целебные элементы превращаются в страшный канцероген. - Чего только не сбывают людям под видом меда! - хватается за голову зав. дейавующей на ярмарке лабораторией качеава меда Александр Шатилов. - Для веса в фальсифицированный продукт ловкачи добавляют крахмальную патоку, желатин, клей, мел, другие компоненты. На днях на анализ к нам принесли «цыган­ ский мед», купленный на рынке. Мошен­ ники смешали патоку, сахарный сироп, добавили для запаха толику натурального продукта. Или вот появился «мятный мед», которого в природе не сущеавует. Отведав такого месива, люди, особенно дети, болеют. У одних развивается аллер­ гия, у других - удушье, у третьих - аама. Я же видел, как в каком-то закоулке продавали «дикий мед». «Это еще что за ноу-хау?» - спрашиваю у президента Сою­ за пчеловодов. - Его производители - циркачи, иллю- зиониаы, - негодует Бутов. - Берут из ду­ пла чааь пчелиного гнезда. Клад^ вмеае с телами мертвых пчел, личинками, раз­ ными насекомыми, примесями - и вот го­ тово лекараво, как утверждают его сбыт­ чики, «от всех болезней». Цена 40-грам- мовой упаковки - 1450 рублей. Такой «мед» дейавительно дикий - по способу его приготовления. Сладкие обманки изготавливают путем кислотного гидролиза свекольного или троаникового сахара, используя припра­ ву - органическую кислоту, чаще всего ли­ монную, самую пахучую. Сыны Средней Азии и Кавказа наловчились подменять пчел, выпаривая в открытой посудине сок арбузов, дынь, винограда. Эта гремучая смесь имеет желтоватый цвет, как у меда, схожа с ним по запаху и вкусу. Но нет в ней, как в натуральном продукте, ценных биологически активных вещеав. Мерт­ вый мед! Медом, предупреждают москвичей со­ трудники лаборатории, можно отравить­ ся. Для здоровья очень опасен не только «ароматизированный», но и испорченный при неправильном хранении, недозре­ лый, загрязненный инородными, в том числе токсичными, вещеавами. Греют, фасуют продукт обычно в каком-нибудь захламленном подвале или гараже, в ча­ нах, где еще вчера хранилась какая-ни­ будь зараза. - Я назвал лишь некоторые способы подделки меда. Но наши доморощенные или пришлые «быарые разумом Невто- ны», как писал поэт, - великие комбинато­ ры. Что они еще выдумали, чтобы под ви­ дом меда впаривать доверчивым людям гадоаь, даже предаавить трудно! - гово­ рит зав. лабораторией. На ярмарке торгуют и пасечники из об­ лааей, где обнаружен след Чернобыля. Не опасен ли этот мед? - Нет, не опасен. Покупайте, ешьте на здоровье! Мы ведь проверяем все партии продукта, один из теаов - на наличие ра­ дионуклидов, - рассказывает А. Шатилов. - И потом надо знать: пчела, взявшая нек­ тар с зараженного цветка, сама погибает. А вот если полный бидон аоял в подвале, «впитавшем» радионуклиды, мед может фонить. Вблизи оживленных автотрасс Мос­ ковской, Тульской и других облааей то и дело видишь пасеки. Пчелы бмут нектар с цветов, растущих прямо на обочинах до­ рог. Не приносят ли они в улей «тяжелые» металлы? «Приносят: я не раз выявлял в меде, продаваемом на рынках аолицы, «залежи» свинца», - отвечает специалиа. Наслушавшись о проделках Ньютонов, заполонивших города мертвым медом, я подумал было, что проао не надо его по­ купать. «Надо! - сказали сотрудники лабо­ ратории. - Но только в специализирован­ ных магазинах, а не где попадя». Назвали даже один адрес: на «Новокузнецкой» еаь «Дом меда», где всегда продается только живой мед. Без опаски можно ку­ пить дары полей также в «Лавках пасечни­ ка», на которых написано: «Союз пчелово­ дов России». Среди долгожителей много тех, кто ре­ гулярно е а мед. Он ведь не проао высо­ копитательный продукт, а лекарь, защи­ щающий печень, сердечно-сосудистую, нервную сиаемы, обладающий высокими бактерицидными свойавами (в Латин­ ской Америке отказались от химических антибиотиков, применяют прополис). Немцы, зная терапевтические особенно- а и продукта из нектара, потребляют в год по четыре килограмма меда. И лишь по шеаь - сахара. У россиян совсем другие показатели: 33 килограмма «белой смер­ ти» и всего лишь 700 граммов меда. Сегодня в стране собирают по 50 тысяч тонн меда в год. Очень мало. Но пасечни­ ки готовы сделать Россию вновь медовой державой и производить по миллиону тонн. И россиянам на аол, и тем же нем­ цам (80 процентов потребляемого ими - импортный). «Мы не просим материаль- Такой пасечник не обманет. ной поддержки, лишь бы родное государ- аво не аавило нам подножку», - говорят пчеловоды. И показывают приказы руко­ водителей агентств лесного хозяйства своих регионов: «Уаановить аавки лес­ ных податей за побочное лесопользова­ ние». При этом делается ссылка на аатью Лесного кодекса. Надо, считают учааники ярмарки, внеаи в нее поправку, ибо толь­ ко людям с затуманенным сознанием не ясно: пчелы приносят флоре великую пользу, опыляя рааения. Во многих ара- нах за это владельцам пасек государаво даже приплачивает. А у нас все наоборот. В Москве дейавуют два клуба «Люби­ телей меда». Там людей учат, как выби­ рать сладкий волшебный продукт, распо­ знавать поддельный. - Медовая мафия, наводнившая рынки мертвым медом, лютует, зная, что в Коло­ менском и в Манеже москвичи ежегодно покупают почти по пять тысяч тонн даров полей и лесов, - говорит А. Бутов. - Давят на меня, предлагая огромный долларовый куш, чтобы только прекратил организовы­ вать при поддержке Юрия Михайловича сладкие ярмарки. Норовят полноаью вы­ теснить со аола людей живой мед. Юрий МАХРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz