Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
IV с о ю з Беларусь—Россия. 21 СЕНТЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 36 (280) Музыкант и море К столетию великого композитора Дмитрия Шостаковича Евгений Куницын Б Ы ВШ И Й П О М О Щ Н И К К А П И Т А Н А Т У Р Б О Э Л Е К Т Р О Х О Д А « Б А Л Т И К А » М О С К В А МНОГО ВОДЫутекло с того дале кого рейса турбоэлектрохода «Балтика» в июле 1972 года из Ленинграда в Лондон, а в памяти навечно запечатлелся первый «кадр» встречи с Дмитрием Шос таковичем; по трапу медленно поднимался пассажир в сером поношенном костюме и светлой кепке. Капитан Павел Майоров пре дупредил меня, что Дмитрий Дмитриевич недавно вышел из больницы и неважно себя чувст вует. Я заметил; его правая рука плохо слушалась, на что он поз же пожсШовЕшся с горечью. Би лет у четы Шостаковичей был в каюту люкс по левому борту — в ту самую, которую занимал Ни кита Хрущев во время рейса в Нью-Йорк в сентябре 1960 года. Узнав об этом, Дмитрий Дмит риевич негромко произнес; — Неужели? Это сюрприз! У Дмитрия Дмитриевича был с собой транзисторный прием ник — видавшая вида «Спидо ла» первого выпуска. В Рейкья вике шел матч на первенство ми ра по шахматам между Спас ским и Фишером, а Шостакович был страстным болельщиком. Сказал, что с удовольствием иг рает в шахматы, если позволяет время. Но вот беда, он не мог никак поймать Москву и послушать по следние известия. «Как там наш? Партия отложена?» — с тревогой спрашивал компози тор. Я обратился к судовым ради стам. Они быстро наладили при емник. Да и весь экипаж старал ся сделать что-либо приятное для дорогого пассажира. Шеф-повар хотел пригото вить что-то необычное для Дмит рия Дмитриевича. Но тот оказал ся непривередлив в еде. Попро сил его не выделять. Среди экипажа оказалось много почитателей композитора, моряки попросили меня обра титься к Дмитрию Дмитриевичу, чтобы он выступил перед коман дой. Шостакович грустно улыб нулся и пошевелил плохо слу шавшейся правой рукой; — Я никудышный оратор. Вот если бы рука работала! Я бы с удовольствием сыграл для всех. К своему недугу он относился как к неприятной помехе, отры вающей его от упорного, ежечас ного труда. Как-то зашел разговор о том, что врачи посоветовали ему сме нить обстановку после больни цы. И тут представился случай — композитора давно приглашали в Дублин, где ему было присвое но почетное звание магистра Дублинского университета. Док тора посоветовали отправиться в путешествие, но обязательно морем. Судовая обстановка, морской вояж благоприятно сказались на самочувствии путешественника. Он немного загорел, выглядел гораздо бодрее, чем при первой встрече. Композитору явно нра вилось, что никто не докучал ему своим обществом, не просил ав тографа. Впрочем, я не удержался, за дал ему вопрос, не навевает ли морское путешествие новые му- -зыкальные образы и мысли, ко торые позже воплотятся в рапсо дию или симфонию? О своих планах он умолчал, сказав лишь, что когда-нибудь что-то напишет, тогда и можно будет обсуждать новорожденное музыкальное произведение. Мне запомнились его слова, которые я записал в свой блокнот; «Та лант композитора мы узнаем по тому, насколько впечатляющи и оригинальны его мелодии. А ме лодия — это мысль, движение, дуга музыкального произведе ния». В рейсе мы усиленно работа ли над выпуском цветной рек ламной брошюры о «Балтике», фотографировали каюты, сало ны, рестораны, бары, магазин су вениров, капитанский мостик. Возникла мысль попросить попо зировать нашего знаменитого гостя. Шостакович беэ колебаний согласился. Помучили мы его из рядно, хотелось сделать хоро шее фото Дмитрия Дмитриевича для будущего буклета. Не уда лось сфотографировать его лишь на капитанском мостике — ему было слишком трудно подни маться по крутому трапу. Зато запечатлели его супругу Ирину у штурвгша судна. Рекламный опус вышел спус тя год после памятного вояжа, самой удачной фотографией оказался снимок Шостаковича, читающего журнал «Советская музыка» в своей каюте. Наконец турбоэлектроход ош вартовался у пассажирского причала Тилбери в лондонском порту. На борт поднялись пред ставители власти. Паспортные формальности проходили в му зыкальном салоне. Но вот беда, Шостаковичу трудно туда подни маться. — Сэр! Не могли бы вы по слать вашего офицера в каюту люкс и оформить въезд в страну нашего пассажира. Он не совсем хорошо себя чувствует, — обра тился я к старшему иммиграци онному офицеру, показав в спи ске фамилию человека, за кото рого я просил. — «Балтика» привезла Шос таковича? — не скрывая изумле ния, взволнованно произнес анг личанин. Он тут же подозвал одного из своих сотрудников, и мы вместе спустились в люкс. Навстречу поднялся Шостакович. Тут меня удивил спутник. Я знал его как суховатого, педантичного чело века. А сейчас, энергично покло нившись, он произнес; — Прежде чем поставить штамп в ваш паспорт, господин Шостакович, разрешите от име ни всех многочисленных поклон ников и почитателей вашей му зыки в этой стране приветство вать вас! Я перевел слова чиновника. Композитор смущенно улыбнул ся, тихо произнес «спасибо» и протянул свой паспорт. По правилам въезда в Ан г лию каждый прибывающий дол жен заполнить специальную по лицейскую карточку белого цве та, в которой сообщается имя, фамилия, отчество, год рожде ния и прочие анкетные данные. Имеется графа — «профессия». Карточку за Шостаковича при нялся заполнять сам чиновник, списывая данные с паспорта. В графе «профессия» он написал; композитор. Потом, задумав шись на секунду, приписал впе реди «грейт», что значи т— «ве ликий». ■ Дмитрий Шостакович на палубе теплохода «Балтика» в июле 1972 года. Николай Басков: Лучший критик для меня поклонники встреча для вас Наталья Шухно М И Н С К — М О С К В А ПЕВЕЦ Николай Басков не нужда ется в представлении. Он популя рен и России, и в Беларуси. Сегод ня Николай Басков отвечает на вопросы корреспондента нашей газеты. — Николай, вы являетесь постоян ным и очень активным участником фестиваля «Славянский базар» в Ви тебске. Какие впечатления оставил последний приезд туда? — Великолепные впечатления. Езжу на фестиваль уже пять лет, и неизменно он приносит мне много радости. Обожаю атмосферу фе стиваля; это встречи с друзьями и коллегами, масса эмоций, а также постоянный недосып, потому что гуляешь до самого утра. Эта атмо сфера существует только в Витеб ске. Еще бы гостиниц построить побольше, и тогда количество лю дей, приезжающих отдыхать на «Славянский базар», возросло бы многократно.. — Увасчасто бывают гастроли в Бе ларуси? — Конечно. В этом году, кста ти, у нас с Таисией Повалий был потрясающий совместный кон церт. Беларусь — прекрасная страна. Особенно мне нравится Минск. Самый чистый город в ми ре. И народ очень доброжелатель ный. Жду, когда откроется после реставрации минский оперный те атр, мечтаю выступать в нем. — Как принимают белорусские зри тели? — Принимают прекрасно. Яда же не помню, где бы мне дарили столько цветов. Спасибо белорус ским поклонникам за их любовь. — Как вы относитесь к Союзу России и Беларуси? — Отношусь очень положи тельно. Кстати, я являюсь одним из исполнителей песни «Мы ветви единого дерева — Россия и Бело руссия», которая была претенден том на гимн Союзного государст ва. Президент Беларуси Алек сандр Лукашенко вручил мне ор ден Франциска Скорины «За большой вклад в развитие бело- русско-российских культурных связей». Я поддерживаю интегра цию двух наших народов. — Скоро у вас пройдет совместный тур с Монтсерратт Кабалье. Как роди лась эта идея? — Да как-то, буквально, сама собой. Я знаком с этой великой женщиной уже семь лет и послед ние четыре года мы общаемся очень плотно, дружим семьями. А то, что наша совместная работа давно перешла за рамки несколь ких дуэтов, это стало понятно для нас обоих уже давно. Я мечтал сделать какой-нибудь незабывае мый подарок своим поклонникам к своему юбилею. И вот— мне это далось. Я пригласил Монтсерратт выступить со мной не только в сто лицах, но и в отдаленных городах России. Скажу честно, для нее это большой подвиг — Монтсерратт очень боится летать. И вот после Екатеринбурга мы будем путеше ствовать на поезде. Впрочем, Монтсерратт таким образом смо жет увидеть нашу страну во всей ее красе, ведь больше, чем из ок на поезда, и увидеть невозможно, а мы проедем от Екатеринбурга до Тюмени. — Какой репертуар вы выбрали для предстоящих концертов? — Классический, конечно. Это будет настоящий праздник для це нителей классического оперного искусства. Прозвучат все миро вые шедевры, да еще в исполне нии легенды мировой оперы Мон тсерратт Кабалье. Я думаю, что это будут уникальные концерты, потому что Кабалье вряд ли еще когда-нибудь доедет до Новоси бирска. — Какие города планируете посетить в рамкахтура? — Голос Монтсерратт Кабалье и ее саму увидят и услышат в та ких крупных городах, как Красно ярск, Тюмень, Екатеринбург, Че лябинск, Санкт-Петербург и Моск ва, естественно. — Ждут ли зрителей какие-нибудь особые сюрпризы? — Один интересный сюрприз мы подготовили. 15 октября вый дет праздничный выпуск «Суббот него вечера» на канале «Россия», мы готовим интересную програм му, где будет много ярких краси вых номеров и неожиданных дуэ тов. Думаю, это понравится на шим зрителям. — Кроме того , что вы известный пе вец, вы еще и телеведущий. Близка ли вам работа на телевидении в та ком качестве? Какие плюсы и мину сы? — Да, я работаю телеведущим уже не первый год, поэтому с этой ролью справляюсь с легкостью. Плюсы — тебя видит вся страна! Можно достичь нереальных высот на оперной сцене, но пока ты не появишься на телеэкране в прайм-тайм, народ тебя не начнет узнавать на улицах. А минусы? Не знаю, их немного. Единственное, что это занимает очень много вре мени. Допустим, для съемок «Суб ботнего вечера» требуется неде ля работы с утра до ночи, а то и всю ночь напролет. — Недавно у вас родился сын. Удает ся ли в таком плотном рабочем гра фике уделять ему достаточно време ни? — Из-за всевозможных гастро лей времени остается катастро фически мало. Но любую свобод ную минуту я стараюсь потратить на маленького Бронислава. Все- таки иметь детей — большое сча стье. — Вы строгий отецили же добродуш ный? — Я адекватный папа. Но когда я вижу своего сына, меня пере полняют эмоции. Естественно, что в такой ситуации добродушия го раздо больше, чем строгости. Сы на просто обожаю, постоянно о нем думаю. — Что для вас самое главное в супру жеской жизни? Что нужно для созда ния крепкой и счастливой семьи? — Нужно взаимоуважение. Ну и любовь, конечно. Семья для ме ня и есть главное. В ней важно все. — У вас есть карьерные планы, кото рые вы бы хотели в ближайшем буду щем воплотить? — Пока нет даже времени ду мать о том, что будет после юби лея — вся голова сейчас забита только этим. Все-таки день рожде ния — это праздник не для име нинника, а для его гостей (смеет ся). Конечно, есть какие-то задум ки на отдаленное будущее, но все они пока только в моей голове, по этому не буду их озвучивать. Ска жу только, что меньше работать не стану и буду также продолжать радовать своих поклонников но выми работами. — Как вы сами оцениваете свое твор чество? Занимаетесь ли иногда са мокритикой? — Лучший критик для меня — ■ Николай Басков всегда следит за реакцией зала, считая, что она — лучшее зеркало для артиста. мои поклонники. Конечно, я готов люсь к каждому концерту, но ко гда выхожу в зал и вижу лица со бравшихся в нем слушателей, то сразу понимаю, что я делаю пра вильно, а что нет. Всегда слежу за реакцией зала— ведь она лучшее зеркало для артиста. — Что необходимо артисту для успе ха? — В успех необходимо верить, тогда он обязательно придет. Ве ра помогает преодолевать труд ности. А без нее мало что получа ется. — Что самое важное в вашей системе ценностей? — На первом месте, как я уже сказал, стоит моя семья, без кото рой я не мыслю себя ни как чело века, ни как артиста. Недавно у меня родился сын, и теперь я по нимаю, зачем живу. Раньше я ду мал, что надо что-то кому-то дока зывать; что ты хорошо поешь, что ты достоин многого, теперь же я понимаю, что надо жить только ради близких. И каждый день я встаю и иду работать для того, чтобы мой сын мог мной гордить ся. — Есть ли у вас идеалы, на которые вы равнявтесь? — Вы знаете, у меня есть инте ресное хобби. Я собираю фото графии с автографами известных оперных певцов. В моей коллек ции много мировых имен. Самый ценный экспонат — это фотогра фия Карузо с автографом 1912 го да. У меня есть фотографии Коз ловского, Кабалье, Паваротти, Доминго и других знаменитых певцов оперы. Первый автограф я взял у Надежды Васильевны Об разцовой, с этого и началась моя коллекция. Эти люди и есть мои кумиры, которые меня вдохновля ют. — Какая у вас мечта? — Вы знаете, трудно сказать— у меня их очень много. Я постоян но строю планы на будущее и со ответственно мечтаю, чтобы все они осуществились. Но все это мечты довольно прозаические, связанные с творчеством. На са мом деле мне хочется, чтобы все мои близкие были здоровы. Это самое главное для меня. В судьбу не верим, но что-то в этом есть... Один день в календаре и его след в истории культ личности Александр Емельяненков ДАЖЕ беглый взгляд на кален дарь дает сегодня поразитель ный результат. С интервалом в десять лет 21 сентября роди лись; блистательный актер Зи новий Гердт (ему исполнилось бы девяносто), выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии Доналд Глазер (прини мает поздравления с 80-лети ем), мэр Москвы Юрий Лужков — на первый взгляд, ему никак не дашь семьдесят. Череду юбиляров продолжа ет директор Института кристал лографии, директор РНЦ «Кур чатовский институт» и ученый секретарь Совета при президенте РФ по науке, техно логиям и образованию Михаил Ковальчук. Член-корреспон дент РАН в свои нынешние ше стьдесят развил столь бурную деятельность, что его рассмат ривают как возможного преем ника Юрия Осипова на выборах нового президента Российской академии наук. Вот такие они — Дево-Весы, рожденные за два дня до осен него равноденствия, — непохо жие, но абсолютно самодоста точные. Автор книги «Тайный язык дня рождения» Гэри Гол- дшнайдер находит возможным утверждать, что люди, появив шиеся на свет в один и тот же день пусть и в разные годы, при всех видимых различиях имеют много схожих черт. Согласно его изысканиям на стыке психо логии, которую мы признаем за науку, и астрологии (как науку не жалуем) рожденные 21 сен тября всегда стремятся идти в ногу со временем. При этом они очень гордятся своими творени ями, будь то их собственные де ти, произведения искусства, ка кие-то производственные объе кты или что-то неосязаемое, аб страктное — концепции, изо бретения, какие-то теории и просто планы. Идеальное заня тие для рожденных в этот день то, которое позволяет им гене рировать идеи, а затем самим же воплощать их в жизнь. Как не вспомнишь тут Юрия Лужкова с его неиссякаемыми идеями и неистощимой энерги ей по переустройству россий ской столицы? Да только ли сто лицы! А сколько реализовано по его инициативе масштабных проектов далеко за пределами МКАД — от восстановления и строительства новых больниц и школ в Дагестане, Ингушетии и Чечне до прямой адресной под держки северодвинских корабе лов в трудный для них период закладки подводного крейсера «Юрий Долгорукий» — головно го корабля в серии стратегиче ских АПЛ четвертого поколения.* Ничуть не меньшей целеуст ремленностью отличгшся и аме риканский физик Доналд Гла зер. Он потратил десять лет, чтобы найти способ зафиксиро вать невидимые частицы в кос мических лучах, изучить и опи сать их свойства. За изобрете ние так называемой «пузырько вой камеры» в 1960 году ему и присудили Нобелевскую пре мию по физике. Пожалуй, еще более извест но у нас имя другого ученого — физика и электротехника, ро дившегося в этот день более двух веков назад — в 1801 году. Это Борис Семенович Якоби, конструктор первого электро двигателя, изобретатель галь ванопластики, с чего началось развитие печатного дела, соз датель телеграфных аппаратов и первой телеграфной линии между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Рожденный в Потсдаме, ка к Герман Мориц, будущий теоретик электромаг нетизма и его сугубый практик по окончании Геттингенского и Берлинского университетов по лучил диплом архитектора и ра ботал по этой специальности, пока в 1834 году не переехал в Кенигсберг, а оттуда в Дерпт (Тарту) и не принял российское подданство. Оказавшись через три года в ■ Борис Якоби. Санкт-Петербурге, он вплотную занялся тем, что сейчас назвали бы инновациями — стал искать практическое применение элек тричеству. На транспорте, в почтовой связи и, конечно, в во енном деле. Пытаясь объяснить некие об щие, типологические черты ха рактера людей, рожденных в на чале третьей декады сентября, составители «Тайного языка дня рождения» указывают на то, что эти дни «размыты» между знаками Девы и Весов. Знак Де вы символизирует усилия взрослого человека внедрить в жизнь системный, упорядочен ный подход. Будущее для Дев — наиважнейший аспект, они, как правило, начинают с разработ ки стратегии и постановки це лей, а потом упорно следуют к достижению намеченного. А Ве сы, прекрасно сознавая, какая роль им отведена в истории, стремятся соблюсти баланс во всем, но иногда оказываются чересчур строгими судьями. Дево-Весы — те, кто рожден в переходный период, — всерь- Михаил Ковальчук. PS. ■ Марк Бернес. ез заняты поиском красоты и чувственности, утверждает Гэ ри Голдшнайдер. Насколько точно эти книжные рассуждения подтверждались и подтвержда ются в реальной действительно сти, могли бы рассказать те, кто близко знал актрису Ольгу Книппер-Чехову, кто шел по жизни рядом с Марком Берне сом. И Книппер-Чехова, и Марк Бернес появились на свет имен но 21 сентября. В этот же день родились Герберт Уэллс, писа тель-фантаст, автор книг «Че ловек-невидимка», «Война ми ров», «Машина времени», и Стивен Кинг, мастер психологи ческого романа. В православном календаре этот же день значится как праздник — Рождество Пресвя той Богородицы. А в обыденном понимании родившиеся в этот день на излете «бабьего лета» знаменуют собой окончание «бабьего лета» в переносном смысле — того благостного для большинства женщин периода жизни, когда собственные дети уже выросли, а внуки еще не по явились... Но есть у этого дня еще и не кое скрытое сущностное содер жание, как и у всех прочих дней года, сообщает «Тайный язы к...» Если 20 сентября — День управляющих (все родив шиеся убеждены, что справятся с любой ситуацией), то 21 сентя бря в этой же трактовке — День общепринятого вкуса. Сильные стороны сегодняшних именин ников — прогрессивные взгля ды, хороший вкус, эстетич ность. А вот у тех, кто свое рождение отмечает завтра, другая «заса да» — День беспокойной дороги. Понимай так, что у них на роду написано начинать разного рода новые проекты. Едва завершив тот, над которым работали, они тут же начинают новый, не отды хая. Эти индивидуумы способны одновременно заниматься не сколькими делами. Оглянемся вокруг и спросим себя; хоть в какой -то степени это относится ко мне и моим знакомым? И пусть с этого про стого вопроса потянется ниточ ка интереса к познанию собст венного «я» и своих нераскры тых возможностей. К дню рождения, как известно, принято делать подарки. Однако спустить на воду, как надеялись, к 70-летию Юрия Лужкова атомный подводный крей сер «Юрий Долгорукий» не получилось. Но тут, лохоже, нет вины корабелов «Севмаша». Не укладывается в обещанные сроки другой протеже столич ного мэра— Московский институт теплотехники с его широко разреклами рованным ракетным комплексом «Булава» для кораблей четвертого поко ления. «СОЮЗ.Бвларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосудараеа ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года. Регистрационный Ns77-1880. Тиражпо РФ: 277957 ТиражпоРБ: 447212 Тираж«СОЮЗа Беларусь— Россия»вРФиРБ: 725169 Шеф-редактор A.I4. Батыгин (Москва) Первыйзаместитель шеф-редактораА.М.Таранда(Минск) Адресредакции«СОЮЗа. Беларусь—Россия»: Москва,А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. Телефон:257-5787Факс:257-5787Е- mall: Ermakova®ro.ru Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Издательство: ЗАО«Информационно-издательскийконцерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство«СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенныйиздательскийдом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяетсяповсемподписныминдексам: «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591, «СоветскаяБелоруссия»: 63889. Пографику: 16.00 Номерподписан: 16.00. «СОЮЗБеларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Опадивоаоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске,Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz