Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

2 19 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА .(Ш Ш -Ш Н Ш ЗАГАДОЧНАЯ Э К О НОМ И К А к т о Н А В А Р И В А Е Т Н А Б Е Н З И Н Е ? АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО В РОССИИ ПАДАЕТ В КАЧЕСТВЕ, НО НЕ В ЦЕНЕ Прошедшие на прошлой неде­ ле переговоры правительства со знатными нефтяниками о приос­ тановке роста цен на бензин кон­ чились ничем. Документов сторо­ ны не подписали, соглашений на­ подобие прошлогоднего не дос­ тигли. Правда, в комментариях чи­ новников сквозил намек на уст­ ные договоренности. Но, как следовало, например, из выска­ зываний главы Минэкономраз­ вития Германа Грефа, исполни­ тельная власть больше надеется на авось. Мол, цены на горючку и так достигли своего пика, а по­ тому дальше расти не будут. А может, еще и снизятся. Однако похожие прогнозы звучали с те­ леэкранов и минувшей весной: тогда нефтяники обещали не поднимать цены выше уровня инфляции. Но автомобильное топливо выросло уже на 9 про­ центов; стоимость АИ-95 - выше 20 рублей за литр, ненамного отстает в росте и 92-й бензин- чик. Долгое время россиянам вну­ шали, что арифметика отечест­ венных бензоколонок следует в русле мировых тенденций. Дес­ кать, нефть на внешних рынках дорожает - соответственно меня­ ются и внутренние ценники. Но в последнее время биржевой курс «черного золота» заметно упал, а цены на бензин у нас в стране по- прежнему стремятся вверх. Дош­ ло до того, что наша горючка ста­ ла дороже американской: в США автомобильное топливо марки Regular (среднее между «девяно­ сто вторым» и «девяносто пя­ тым») стоит 2,65 доллара за гал­ лон, или примерно 18,8 рубля за литр. При этом у них машины по­ сле заправки не «чихают», а у нас - как повезет. Низким качеством российского бензина при росте его цены на днях обеспокоились и депутаты Госдумы. Нижняя па­ лата даже поручила профильным комитетам запросить правитель­ ство о принимаемых мерах. Чи­ новники, однако, кивают на неф­ тяников, и наоборот. Добытчики и переработчики жалуются на чрезмерные налоги и высокие та­ рифы на транспортировку нефте­ продуктов. Между тем давно не секрет, что нефтеперерабатыва­ ющий комплекс находится в пла- чевном состоянии. Как заметил академик Николай Петраков в своем недавнем исследовании, посвященном проблемам неф­ тянки, новые нефтеперегонные заводы в России давно не строят­ ся, а имеющиеся - не модернизи­ руются. Получается, что как гнали бензин по технологиям семиде­ сятых годов, так и продолжают гнать. Для стареньких карбюра­ торных «Жигулей» худо-бедно годился советский бензин АИ- 93, остальные заливались копе­ ечным «семьдесят шестым». Ма­ ло что изменилось и ныне, за ис­ ключением наименований топ­ лива. Зато автомобильный парк в стране растет семимильными темпами: что ни новость о прихо­ де иностранного инвестора - то непременно в сфере строительст­ ва автосборочного производства. Машин в России уже столько, что без пробок не проехать, без оче­ реди не заправить. Спрос на бен­ зин начинает опережать предло­ жение. Перекос в экономике по­ рождает и соответствующие кри­ зисные явления. Проблема в том, что в разви­ тии нефтепереработки никто не заинтересован. По идее, инве­ стировать в эту отрасль должны нефтяные компании, но у них и А БИЗНЕСМЕНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН Сегодня тему бизнес-образо ­ вания продолжает Ольга Терехо ­ ва , директор программы «М В Д : профессиональная специализа­ ц и я » Высшей школы междуна ­ родного бизнеса (ВШ М Б ) Акаде ­ мии н арод но го хозяйства при Правительстве РФ (w w w .g s ib .r u , info@gsib.ru). Кроме тех, кто уже имеет выс­ шее экономическое или управ­ ленческое образование, нашу программу могут изучать даже выпускники Президентской про­ граммы. Мне могут сказать: то, что экономист на менеджерской по­ зиции нуждается в знаниях, ко­ торые он не мог получить на сво­ ем экономическом факультете, - дело понятное. А что нового уз­ нают на MBA главный бухгалтер, финансовый директор или на­ чальник отдела финансового контроля? Такой вопрос уместен, а ответ на него простой. Наша програм­ ма включает две специализации. О первой - «стратегический ме­ неджмент и маркетинг» - мы уже косвенно упомянули. Вторая - «управление финансами органи­ зации» - как раз и содержит зна­ чительное количество дисцип­ лин, необходимых современно­ му финансисту. Среди них есть новые - «Поведенческие финан­ сы», «Техника привлечения ин­ вестиций на фондовом рынке», «Корпоративный риск-менедж­ мент» и другие. Наша программа дает самое большое количество курсов (350 часов) по специали­ зациям на рынке программ MBA для экономистов. Статусный со­ став групп нашей программы до­ статочно высокий: 54 процента - руководители высшего звена, 28 - руководители среднего звена, 18 - специалисты. Нередко в ходе встреч с по­ тенциальными слушателями пос­ ледние спрашивают, а не трудно ли у вас учиться? Конечно, учить­ ся три-четыре раза в неделю не­ легко, но ведь учились же мно­ гие в вузе на вечернем! Зато на­ ша программа MBA для эконо­ мистов короче обычных MBA и продолжается всего 14 учебных месяцев. По содержанию это наиболее гибкая и индивидуали­ зированная программа обуче­ ния, предлагающая самое боль­ шое количество курсов на выбор. Это означает, что слушатель до­ полняет «обязательную програм­ му» самостоятельно, исходя из своих интересов и потребностей, тем самым формируя свой инди­ видуальный план обучения. Так делают пока только в западных О т таких цен - офонареть можно . так все хорошо, и правительство их не трогает. Кабинет министров принимает сторону нефтяников, а не населения, уверен лидер Движения автомобилистов Рос­ сии Виктор Похмелкин. По его прогнозам, дальней­ ший рост цен на бензин при его низком качестве неизбежен. По расчетам парламентария, «девя­ носто пятому» ничто не мешает взлететь к середине следующего года аж до 35 рублей за литр. Найдутся и экономические обос­ нования: мол, в Европе на за­ правках уже давно такие цены, и ничего - платят, ездят, и при этом остается еще и на хлеб с маслом! То, что с инструментами влияния на ценовую политику нефтяников выходит загвоздка, дал понять и глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Признав, что. уговорами олигар­ хов не пронять, чиновник при­ звал подумать об эффективном использовании альтернативных энергетических ресурсов, в том числе газа и электроэнергии. В общем, вариантов для россиян немного: или гонять на заправку в Америку, или пересаживаться на электромобили... Д м и т р и й С Е В Р Ю К О В . ЛИКБЕЗ «ДВ» = университетах. Такой подход очень нравится нашим слушате­ лям. Когда мы выпускаем оче­ редную группу, слушатели при­ знаются, что успели привыкнуть и хотели бы продолжить у нас учебу. Кстати, выпускников нашей программы уже 700. Причем есть среди них и представители реги­ онов России. Ведь в дополнение к вечерней форме обучения, ко­ торую мы предлагаем для жите­ лей Москвы и Подмосковья, у нас есть очно-заочная. На нее как раз и поступают жители регио­ нов. Тридцать процентов наших слушателей из Поволжья, 23 - из Сибири, 16 - с Урала, 10 - из Цен­ тральной России, 8 - из стран СНГ. Режим обучения заочников: ежеквартальные учебные моду­ ли (их 4 в течение года) с отры­ вом от работы длительностью 2,5 недели и завершающий обуче­ ние более короткий пятый мо­ дуль. Интересно, что в последнее время растет число москвичей, выбирающих эту форму обуче­ ния. Что еще отличает нашу программу от других программ MBA? У нас, например, реализу­ ется не только действительно индивидуальный подход к слу­ шателям, хотя это мало кто дела­ ет. Программа предполагает большое количество деловых игр, тренингов, проектов. На­ пример, в 2005/2006 учебном году наши слушатели выполнили групповые проекты по компани­ ям: «МТС», «Лукойл», «Аэропорт Домодедово», «Перекресток», «Спортмастер», «ОН КЛИНИК», «Евраз Холдинг» и других. Это реальные проекты с решением конкретных текущих задач ком­ паний! Государственный экза­ мен у нас тоже проходит в но­ вом, непривычном для многих формате. Например, слушателю дается кейс по материалам ре­ альной российской компании, шесть часов времени и инфор­ мационный ресурс (адрес сайта компании в Интернете), За это время он должен собрать ин­ формацию о компании (можно позвонить в саму компанию), определить стратегию и выявить сильные и слабые стороны ее деятельности, предложить ре­ шение конкретных проблем. В большинстве случаев работу ди­ пломника оценивают представи­ тели компании. Это именно то, что называется практическим бизнес-образованием. З а пи с ал а О л ь г а С В И Б Л О В А . ГОРЯЧАЯ ТЕМА ПОТРОШЕНИЕ КОНВЕРТОВ: ПЕРВАЯ ЖЕРТВА Как и предсказывал «ДВ», всероссийская акция по лега­ лизации зарплат («Конверта­ ция отменяется», №31, 2006 год) не ограничилась воспита­ тельными беседами с частным бизнесом, пусть даже и в при­ казном тоне. В Ижевске нало­ говики за «серые» зарплаты разорили целый завод - «Ре­ дуктор-Энерго» - и возбудили уголовное дело против руко­ водства предприятия. Понимая, что апеллировать к совести наших бизнесменов бессмысленно. Федеральная налоговая служба (ФНС) соз­ дала прецедент, поймав на «конвертных» зарплатах одно из крупнейших предприятий Ижевска. ООО «Редуктор-Энерго» погорело на том, что обижало своих сотрудников при уволь­ нении: официальную зарплату выплачивало, а «конверт» - нет. Местное УФНС разыскало 11таких обиженных, допроси­ ло их по полной программе, изъяло компьютеры бухгалте­ рии и выяснило, что зарплата занижалась в 2,6 - 3,4 раза: например, официальная зар­ плата кладовщика была 3.486 рублей, а директора - и вовсе 2.669 рублей. В итоге «Редуктор-Энерго» сочли недобросовестным на­ логовым агентом и налогопла­ тельщиком и по итогам про­ верки доначислили компании подоходный налог (НДФЛ) на сумму 580 000 рублей, еди­ ный социальный налог (ЕСН) - 2,35 миллиона рублей, а также более одного миллиона руб­ лей пеней и штраф в 585 000 рублей. Завод автоматически обанкротился, а главный бух­ галтер с генеральным дирек­ тором отправились давать по­ казания в прокуратуру. Это не просто частный слу­ чай - это образцово-показа­ тельная экзекуция, потому что ФНС разослала своим регио­ нальным отделенйям офици­ альное письмо №ВЕ-6- 04/742@, в котором приказы­ вается использовать опробо­ ванную методику «раскулачи­ вания» компании на террито­ рии всей страны. Главное же здесь то, что суд без возражений принял в качестве доказательства ано­ нимные свидетельские пока­ зания и признал их законным основанием для внеплановой налоговой проверки и следст­ венных действий. Ф и л и п п Н Е В Е Р О В . МЕСТО СОБЫТИЯ МЕТАЛЛУРГИ НАРАЩИВАЮТ ПРИБЫЛЬ На 13процентов по сравнению с первым полугодием 2005 года выросла чистая прибыль в ОАО «Новолипецкий металлургиче­ ский комбинат», достигнув почти 944 миллионов долларов. По уровню рентабельности пред­ приятие вышло в число лучших в мире. ДЕНЕГ НЕ ПОЖАЛЕЛА Всемирно известная компа­ ния «Проктер энд Гэмбел», ос­ новательно освоившая мощно­ сти бывщего химического пред­ приятия социндустрии в Ново­ московске, решила выделить 800 тысяч долларов на ремонт городского коллектора сточных вод. Пойти на такие траты аме­ риканцев подтолкнул несчаст­ ный случай. Однажды в подмы­ тую канализационную систему, недалеко от заводоуправления. В результате консолидации активов группы «Прокопьевск- уголь» НЛМК сейчас на 50 про­ центов покрывает свои потреб­ ности в угле, а после приобрете­ ния компании «Алтай-кокс»- бо­ лее чем на 100 процентов в коксе. Ю р и й Б А К Л А Н О В . ЛИПЕЦК. провалилась русская работница фирмы. Унесенное грязными потоками тело несчастной уда­ лось найти только через не­ сколько дней далеко от места трагедии. Не прошло и двух лет, как владельцы флагмана капи­ талистической индустрии при­ няли решительные меры к тому, чтобы подобное не повтори­ лось. Влад ислав А Н И К Е Е В . ТУЛА. ПОЗАВИДУЕТ ДАЖЕ МОСКВА Освоение уникальных гамма- камер для диагностики заболева­ ний человека начато в Самарском онкологическом центре. Врачи с помощью небольших доз радио­ излучения смогут точно распозна­ вать особенности различных зло­ качественных опухолей, опреде­ лять даже мельчайшие из них на ранней стадии возникновения, видеть метастазы в костях скелета и затем успешнее лечить раковые заболевания, представляющие серьезную угрозу для здоровья и жизни многих людей в промыш­ ленных областях России. Особен­ но там, где существует не простая экологическая обстановка, явля­ ющаяся одним из факторов при возникновении и развитии рака в его различных формах. В лечеб­ ном процессе новое оборудова­ ние, какого пока, как говорят спе­ циалисты, нет даже в Москве, начнут использовать примерно через месяц. В и к т о р Р У Б Ц О В . САМАРА. НА ОСОБОМ КОНТРОЛЕ На совещании с главами му­ ниципальных образований, строителями и финансистами по вопросам обеспечения специа­ листов АПК жильем губернатор Владимир Якушев заявил о не­ обходимости «на выходе всех проектов увеличить количество вводимых «квадратов», особен­ но в сельской местности». Кстати, на сегодняшний день селянам направлено 1262 серти­ фиката на получение субсидии молодыми семьями. Причем на­ селение, увидев реальный объем работ, забросало муниципалите­ ты заявлениями О выделении участков. А на всех может не хва­ тить. Поэтому губернатор поре­ комендовал всем главам наити дополнительные площадки под ИЖС и отработать такую схему, при которой молодые семьи приобретают готовые коробки на размер субсидии и внутреннюю отделку завершают самостоя­ тельно либо покупают дома «под ключ». А л е к с а н д р Р О М А Н О В . ТЮМЕНЬ. КЛУБ РЕВНИТЕЛЕМ МАРКИ КОНКУРС : ПЕРЛЫШКИ I НЕ ПОЗВАЛ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ I На днях глава РАО «ЕЭС России» Анатолий ЧУБАЙС буквально I двумя фразами погрузил страну в непроглядную тьму: ' «Прошлой зимой мы впервые ограничили подачу электроэнергии I в Москве , Петербурге и Тюмени , а в этом году введем ограничения I уже в 16 регионах страны». I P.S. Чтоже спасетарану? Анатолий Борисович знаетточно - для ■ «полного счааья» ему не хватает... 81млрд, долларов. ИБендерпо- I завидует. НЕСЛАДКАЯ СУДЬБА РУССКОГО САХАРА ПРОИЗВОДСТВО ИЗВЕСТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА СПУСТИЛИ НА ТОРМОЗАХ Царственный статус русского литого сахара был предопределен изначально. Перво -наперво внима­ нием : Петр Первый строго -настрого запретил приво­ зить сахар из дальних стран, выдал таможне предпи­ сание, а указом начертал; учредить на Руси сахаро ­ варни . А потом и ценой ; золотник чуть более 4 грам ­ мов (сахар в ту пору взвешивали на аптекарских ве­ сах) - рубль. Только царский кошелек м о г себе позво­ лить такую роскошь. Но сахароварение на Руси появилось и заявило о себе невиданным в европах литым сахаром. Звонкий, искристый, в меру сладкий, без привкуса. Из года в год росло его производство, раскупался он без остатка. Увозили такие гостинцы и иностран­ ные туристы - сахар подобных достоинств им был в диковинку. Наши наркоматы смекнули - и предпи­ сали сахарорафинадным заводам наряду со стан­ дартного веса (l6 кг 400 г) «головами» отливать и поменьше, по 5 и 2 кг. Мастеровитые русские са­ харники исхитрились и удивили отливками по 25 граммов. Оказался я как-то в кабинете министра пищевой промышленности СССР В.П.Зотова, он и не скрывал удивления. До того все технологические руководст­ ва уверяли: литой сахар невозможен небольшого развеса. «Предложили новинку лучшим «Гастроно­ мам». Влет раскупается. Берлин и Париж спраши­ вают, можем ли наладить поставки. Если бы они не спрашивали! С небольшим ку­ сочком сахара можно было выпить (вприкуску) две-три чашки чая. Сахар словно не таял. Литой входил в непременный паек геологов и полярников, пограничников и метеорологов даль­ них станций; он был в НЗ воинских частей и в за­ кромах госрезерва. И продолжал пребывать на на­ чальственных чаепитиях: две кремлевские спецба- зы заказывали такой сахар для столовых Политбю­ ро, Совмина и т.п. - Да забудьте вы о нем, - отмахивается от моего вопроса один их наших чиновников. - Не произво­ дится такой сахар... Это воспоминание о прошлом. Дошло до прямого обмана. Один из крупных продовольственных начальников приехал на саха­ рорафинадный завод, а ему там пожаловались; не пользуется спросом литой, за месяц едва продаем одну-две «головы». Звоню на завод: «Нет у нас ли­ того, да по всей стране его нет, почти двадцать лет, как нет». Обращаюсь в Союз сахаропроизводите- лей. «Литой сахар не производит ни одно предпри­ ятие отрасли». Изучаю статистические отчеты, об­ народованные прогнозы, аналитику, доклады, гра­ фики и цифры - ни слова о литом; словно его и не было. Звоню ведущему эксперту по сахару Институ­ та конъюнктуры аграрного рынка Е.В.Иванову: ни грамма литого сахара сейчас на рынке нет. Говорю с заслуженным деятелем науки РФ, профессором, К ЧИТАТЕЛЯМ «ДВ» Публикации «Клуба ревнителей марки», который несколько лет назад создан при редакции «Делово- ^ го вторника», вызывают неизменный интерес. Нам пишут отовсюду. Отмалчиваются только те, от кого в" первую очередь зависит, не уйдут ли из нашего обихода традиционные национальные продукты. Молчат министерства и ведомства, администрации и руководители регионов. «Клуб» же будет продолжать бороться за сохранение еще существующих национальных продуктов и возрождение забытых. Кстати, объявляем читательский конкурс: какие национальные продукты произво­ дились на вашей памяти, а какие вы знаете лишь по рассказам ваших бабушек и дедушек. Назовите их, и мы постараемся не только рассказать о них, но и сделать все, чтобы те появились на российском рынке. Профессор Спичак с литым сахаром ; видали такой? заместителем директора курского ведущего отрас­ левого института Василием Варфоломеевичем Спичаком. Он смотрит на меня с укоризной: ну сколько можно? Мы давно знакомы с профессо­ ром. Его горестные размышления о литом «ДВ» публиковал еще в 2003 году. Стой поры мало что изменилось. Разве что объ­ явился некий американский спецалист-доброхот, который наполнен благородным желанием беско­ рыстно помочь нашей сахарной промышленности, докладчик по этому поводу приглашает изучить опыт Запада. Чем частенько завершается «тесное^^ сотрудничество», осведомлен, ибо недавно заш е ;^^ в «Елисеевский», а там какой-то европейский с а х а ^ ^ продается по цене в несколько сот рублей за кило. Еще одна новость - ликвидируется знаменитый Мантулинский завод, на его месте предполагается возвести то ли жилье, то ли офисы. А еще обанкро­ тились некоторые небольшие сахарные заводы. Сотни специалистов остались без работы. Они хоть завтра могли бы взяться за дело и возродить про­ изводство литого. Да где деньги взять? Олигархи и их жены слад­ кое обходят стороной. Правительству до литого не добраться. Вот недавно премьер-министр М.Е.Фрадков озаботился еще одним исчезающим национальным продуктом - кефиром, так его г-н Греф тут же одернул: дескать, не призывайте к на­ туральному хозяйству... К о н с т а н т и н Б А Р Ы К И Н . Фото автора. О Л У Н Ы У Ж Е Н Е Д А Л Е К О О ПЕРСПЕКТИВАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ КОСМОНАВТИКИ РАССКАЗЫВАЕТ ГЛАВА РКК «ЭНЕРГИЯ» НИКОЛАЙ СЕВАСТЬЯНОВ ИЗ ПЕРВЫХ РУК = На фоне неудачных стартов американских «ш аттлов» россий­ ская космонавтика продолжает работать как часы. Так считает Ни ­ колай Севастьянов - президент и генеральный конструктор корпо ­ рации «Э н е р ги я » , отметившей не­ давно 60 лет со дня основания. - Эту убежденноаь, Николай Николаевич, должна, по-види- мому, «подкрепить» и концепция развития работ по отечеавенной пилотируемой космонавтике, ко­ торую предложила ваша корпо­ рация. В чем же ее суть? - Деятельность человека в кос­ мосе должна стать обыкновенной работой, приносящей реальный доход - вот главное. Серьезная модернизация корабля «Союз», развитие российского сегмента МКС и новая многоразовая транспортная система «Клипер» помогут в ближайшие годы не только решить задачу окупаемо­ сти и доходности пилотируемой космонавтики, но и приблизить реальность полетов к Луне, Мар­ су, Венере. В настоящее время в области пилотируемой космонавтики формируются четыре сектора на рынке услуг по космическим по­ летам. Первый - обслуживание нужд государства в рамках Феде­ ральной космической программы России. Второй - космические агентства развивающихся стран да и агентства стран - участников программы МКС, которые зака­ зывают полеты у российской сто­ роны. Третий сектор - правитель­ ственные и неправительственные исследовательские организации различных стран, ученые которых хотят самостоятельно проводить в космосе дорогостоящие экспе­ рименты и исследования, но не могут быть доставлены на МКС или орбиту «Союзами» из-за су­ ществующего уровня цены, тре­ бований к здоровью и времени специальной подготовки к поле­ ту. Наш челнок «Клипм» позво­ лит доставить на орбиту двух профессиональных космонавтов и четырех «гражданских», а также довести время подготовки пос­ ледних до трех месяцев вместо нынешних полутора лет. Наконец, космические тури­ сты. Этот сектор рынка уже рабо­ тает при полетах на кораблях «Союз» и должен сделать значи­ тельный рывок на кораблях «Клипер». В этом плане модфнизация корабля «Союз» - необходимый этап. Главная цель модернизации - перейти на цифровые техноло- Вчерашние мечты о полетах на Марс и Л ун у уже в скором времени могут стать реальностью. ГИИ, что сделает системы на борту космического корабля много­ функциональными, а значит, поз­ волит снизить их количество, вы­ свободить место и уменьшить массу. Для госзаказчика на мо­ дернизированном «Союзе» зна­ чительно снизятся затраты на по­ лет каждого космонавта. На ко­ рабле установят единую борто­ вую вычислительную машину, на которой будут реализовываться алгоритмы управления не только движением корабля, но и пода­ чей питания, выдачей команд в бортовую аппаратуру и так далее. Модернизированным «Союзом» сможет управлять один пилот. Та­ ким образом, место бортинжене­ ра сможет стать коммерческим. Кроме того, сохраняется задача полностью автоматического по­ лета «Союза» на МКС и возвра­ щения на Землю. Проектируя систему «Клипер», специалисты РКК «Энергия», соз­ давали не только новый многора­ зовый корабль, а промышленную многоразовую транспортную сис­ тему, которая способна экономи­ чески эффективно доставлять на околоземную орбиту ежегодно несколько десятков человек и де­ сятки тонн грузов. Так что скоро развитие пилотируемой космо­ навтики пойдет за счет экономии собственных средств и получения коммерческих доходов от прода­ жи услуг по космическим полетам другим потребителям. - К 2018 году, согласно объя­ вленной президентом США Дж.Бушем программе «Созвез­ дие», планируется возвращение к полетам американских ааро- навтов на Луну, а к 2030 году - высадка космического десанта на Марс. Об этом заявил директор НАСА Майкл Гриффин. Не ока­ жетсяли Россия «вечно второй» в международной космической гонке? - По прорабатываемому РКК «Энергия» проекту серьезно рас­ сматриваются перспективы соз­ дания комплекса лунной базы и окололунной орбитальной стан­ ции как космического порта по аналогии с МКС. В составе комп­ лекса средств лунной базы пред­ полагаются три типа луноходов (пилотируемый, лабораторный и транспортный), агрегаты добычи, электростанция, лунный космо­ дром и спутник дистанционного зондирования-селеноразведчик. На станции будет базироваться многоразовый лунный взлетно- посадочный модуль. Он обеспе­ чит доставку людей и грузов со станции на лунный космодром и обратно. Пе|эвый этап пилотируемой лунной программы эффективно осуществлять с помощью кораб­ лей «Союз» и разгонных блоков, разработанных нашей корпора­ цией, а также серийных ракет «Союз», «Протон» и «Зенит». Эки­ паж космонавтов от Луны будет возвращаться на Землю в спуска­ емом аппарате корабля «Союз» по траектории со второй косми­ ческой скоростью. Такой подход к использованию средств на пер­ вом этапе программы позволит уже в ближайшие 5-9 лет отрабо­ тать принципы полетов к Луне и реализовать высадку первой экс­ педиции на Луну, что значитель­ но снизит риски. На втором этапе лунной про­ граммы должна быть создана по­ стоянно действующая многоразо­ вая лунная транспортная система. В ее составе: пилотируемые кос­ мические корабли на базе систем и конструкций корабля «Клипер», а также межорбитальные букси­ ры для организации «быстрых» перелетов пилотируемых кораб­ лей между МКС и окололунной орбитальной станцией, буксиры- тихоходы с крупногабаритными солнечными батареями для «мед­ ленной» трансп(^тировки боль­ ших грузов, но более эффектив­ ной по доставляемым массам. На третьем этапе должна быть создана постоянная база на Луне с целью начала промыш­ ленного освоения ее поверхно­ сти. Осуществление пилотируемой экспедиции на Марс рассматри­ вается также в три этапа. Первый - это отработка марсианского экс­ педиционного комплекса на ближних расстояниях при полете к Луне с переходом его на около­ лунную орбиту и возвратом на околоземную орбиту. Второй этап - полет на околомарсианскую ор­ биту с экипажем из четырех кос­ монавтов, но без высадки людей ' на поверхность планеты. На этом этапе предусмотрена посадка ав­ томатов на поверхность М ^са для изучения планеты и отработ­ ки принципов возврата экипажа на корабль. На третьем этапе мо­ жет быть осуществлена высадка двух космонавтов на Марс. Доставка экипажа и грузов с Земли на борт марсианского экс­ педиционного комплекса и воз­ вращение людей и результатов экспедиций на Землю после при­ бытия корабля на околоземную орбиту будут реализовываться с помощью системы «Клипер». - Полеты к Луне и Марсу. Зву­ чит очень романтично. Неужели там можно найти залежи косми­ ческих иаочников энергии, по­ добных земным нефти, газу или другие полезные ископаемые? - Одна из серьезных проблем Земли - энергетическая. По мере развития цивилизации растет ко­ личество потребляемой энергии. Сегодня 90 процентов энергии вырабатывается за счет сжигания углеводородов, то есть газа и нефти. По экспертным оценкам, при существующих темпах по­ требления запасов углеводоро­ дов на планете хватит до середи­ ны или конца тестщего века. Пар­ никовые газы, об^разующиеся при сжигании углеводородов, при­ водят к увеличению средней тем­ пературы Земли. По наблюдени­ ям метеорологов за предыдущие 40 лет она возросла на 0,5 граду­ са. По прогнозам, если средняя температура на планете еще уве­ личится на полтора градуса, пой­ дут необратимые процессы. Проблему нужно решать, разви­ вая экологически чистую термо­ ядерную энергетику. Основой этой энергетики могут быть реак­ ции «деитерий» -1- «гелий-3». На Земле «гелия-3» очень мало, а на Луне его запасов, по оценкам уче­ ных, хватит для обеспечения по­ требностей землян более чем на тысячу лет. Бесед овал а И р и н а Т И М О Ф Е Е В А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz