Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
2 19 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА .(Ш Ш -Ш Н Ш ЗАГАДОЧНАЯ Э К О НОМ И К А к т о Н А В А Р И В А Е Т Н А Б Е Н З И Н Е ? АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО В РОССИИ ПАДАЕТ В КАЧЕСТВЕ, НО НЕ В ЦЕНЕ Прошедшие на прошлой неде ле переговоры правительства со знатными нефтяниками о приос тановке роста цен на бензин кон чились ничем. Документов сторо ны не подписали, соглашений на подобие прошлогоднего не дос тигли. Правда, в комментариях чи новников сквозил намек на уст ные договоренности. Но, как следовало, например, из выска зываний главы Минэкономраз вития Германа Грефа, исполни тельная власть больше надеется на авось. Мол, цены на горючку и так достигли своего пика, а по тому дальше расти не будут. А может, еще и снизятся. Однако похожие прогнозы звучали с те леэкранов и минувшей весной: тогда нефтяники обещали не поднимать цены выше уровня инфляции. Но автомобильное топливо выросло уже на 9 про центов; стоимость АИ-95 - выше 20 рублей за литр, ненамного отстает в росте и 92-й бензин- чик. Долгое время россиянам вну шали, что арифметика отечест венных бензоколонок следует в русле мировых тенденций. Дес кать, нефть на внешних рынках дорожает - соответственно меня ются и внутренние ценники. Но в последнее время биржевой курс «черного золота» заметно упал, а цены на бензин у нас в стране по- прежнему стремятся вверх. Дош ло до того, что наша горючка ста ла дороже американской: в США автомобильное топливо марки Regular (среднее между «девяно сто вторым» и «девяносто пя тым») стоит 2,65 доллара за гал лон, или примерно 18,8 рубля за литр. При этом у них машины по сле заправки не «чихают», а у нас - как повезет. Низким качеством российского бензина при росте его цены на днях обеспокоились и депутаты Госдумы. Нижняя па лата даже поручила профильным комитетам запросить правитель ство о принимаемых мерах. Чи новники, однако, кивают на неф тяников, и наоборот. Добытчики и переработчики жалуются на чрезмерные налоги и высокие та рифы на транспортировку нефте продуктов. Между тем давно не секрет, что нефтеперерабатыва ющий комплекс находится в пла- чевном состоянии. Как заметил академик Николай Петраков в своем недавнем исследовании, посвященном проблемам неф тянки, новые нефтеперегонные заводы в России давно не строят ся, а имеющиеся - не модернизи руются. Получается, что как гнали бензин по технологиям семиде сятых годов, так и продолжают гнать. Для стареньких карбюра торных «Жигулей» худо-бедно годился советский бензин АИ- 93, остальные заливались копе ечным «семьдесят шестым». Ма ло что изменилось и ныне, за ис ключением наименований топ лива. Зато автомобильный парк в стране растет семимильными темпами: что ни новость о прихо де иностранного инвестора - то непременно в сфере строительст ва автосборочного производства. Машин в России уже столько, что без пробок не проехать, без оче реди не заправить. Спрос на бен зин начинает опережать предло жение. Перекос в экономике по рождает и соответствующие кри зисные явления. Проблема в том, что в разви тии нефтепереработки никто не заинтересован. По идее, инве стировать в эту отрасль должны нефтяные компании, но у них и А БИЗНЕСМЕНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН Сегодня тему бизнес-образо вания продолжает Ольга Терехо ва , директор программы «М В Д : профессиональная специализа ц и я » Высшей школы междуна родного бизнеса (ВШ М Б ) Акаде мии н арод но го хозяйства при Правительстве РФ (w w w .g s ib .r u , info@gsib.ru). Кроме тех, кто уже имеет выс шее экономическое или управ ленческое образование, нашу программу могут изучать даже выпускники Президентской про граммы. Мне могут сказать: то, что экономист на менеджерской по зиции нуждается в знаниях, ко торые он не мог получить на сво ем экономическом факультете, - дело понятное. А что нового уз нают на MBA главный бухгалтер, финансовый директор или на чальник отдела финансового контроля? Такой вопрос уместен, а ответ на него простой. Наша програм ма включает две специализации. О первой - «стратегический ме неджмент и маркетинг» - мы уже косвенно упомянули. Вторая - «управление финансами органи зации» - как раз и содержит зна чительное количество дисцип лин, необходимых современно му финансисту. Среди них есть новые - «Поведенческие финан сы», «Техника привлечения ин вестиций на фондовом рынке», «Корпоративный риск-менедж мент» и другие. Наша программа дает самое большое количество курсов (350 часов) по специали зациям на рынке программ MBA для экономистов. Статусный со став групп нашей программы до статочно высокий: 54 процента - руководители высшего звена, 28 - руководители среднего звена, 18 - специалисты. Нередко в ходе встреч с по тенциальными слушателями пос ледние спрашивают, а не трудно ли у вас учиться? Конечно, учить ся три-четыре раза в неделю не легко, но ведь учились же мно гие в вузе на вечернем! Зато на ша программа MBA для эконо мистов короче обычных MBA и продолжается всего 14 учебных месяцев. По содержанию это наиболее гибкая и индивидуали зированная программа обуче ния, предлагающая самое боль шое количество курсов на выбор. Это означает, что слушатель до полняет «обязательную програм му» самостоятельно, исходя из своих интересов и потребностей, тем самым формируя свой инди видуальный план обучения. Так делают пока только в западных О т таких цен - офонареть можно . так все хорошо, и правительство их не трогает. Кабинет министров принимает сторону нефтяников, а не населения, уверен лидер Движения автомобилистов Рос сии Виктор Похмелкин. По его прогнозам, дальней ший рост цен на бензин при его низком качестве неизбежен. По расчетам парламентария, «девя носто пятому» ничто не мешает взлететь к середине следующего года аж до 35 рублей за литр. Найдутся и экономические обос нования: мол, в Европе на за правках уже давно такие цены, и ничего - платят, ездят, и при этом остается еще и на хлеб с маслом! То, что с инструментами влияния на ценовую политику нефтяников выходит загвоздка, дал понять и глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Признав, что. уговорами олигар хов не пронять, чиновник при звал подумать об эффективном использовании альтернативных энергетических ресурсов, в том числе газа и электроэнергии. В общем, вариантов для россиян немного: или гонять на заправку в Америку, или пересаживаться на электромобили... Д м и т р и й С Е В Р Ю К О В . ЛИКБЕЗ «ДВ» = университетах. Такой подход очень нравится нашим слушате лям. Когда мы выпускаем оче редную группу, слушатели при знаются, что успели привыкнуть и хотели бы продолжить у нас учебу. Кстати, выпускников нашей программы уже 700. Причем есть среди них и представители реги онов России. Ведь в дополнение к вечерней форме обучения, ко торую мы предлагаем для жите лей Москвы и Подмосковья, у нас есть очно-заочная. На нее как раз и поступают жители регио нов. Тридцать процентов наших слушателей из Поволжья, 23 - из Сибири, 16 - с Урала, 10 - из Цен тральной России, 8 - из стран СНГ. Режим обучения заочников: ежеквартальные учебные моду ли (их 4 в течение года) с отры вом от работы длительностью 2,5 недели и завершающий обуче ние более короткий пятый мо дуль. Интересно, что в последнее время растет число москвичей, выбирающих эту форму обуче ния. Что еще отличает нашу программу от других программ MBA? У нас, например, реализу ется не только действительно индивидуальный подход к слу шателям, хотя это мало кто дела ет. Программа предполагает большое количество деловых игр, тренингов, проектов. На пример, в 2005/2006 учебном году наши слушатели выполнили групповые проекты по компани ям: «МТС», «Лукойл», «Аэропорт Домодедово», «Перекресток», «Спортмастер», «ОН КЛИНИК», «Евраз Холдинг» и других. Это реальные проекты с решением конкретных текущих задач ком паний! Государственный экза мен у нас тоже проходит в но вом, непривычном для многих формате. Например, слушателю дается кейс по материалам ре альной российской компании, шесть часов времени и инфор мационный ресурс (адрес сайта компании в Интернете), За это время он должен собрать ин формацию о компании (можно позвонить в саму компанию), определить стратегию и выявить сильные и слабые стороны ее деятельности, предложить ре шение конкретных проблем. В большинстве случаев работу ди пломника оценивают представи тели компании. Это именно то, что называется практическим бизнес-образованием. З а пи с ал а О л ь г а С В И Б Л О В А . ГОРЯЧАЯ ТЕМА ПОТРОШЕНИЕ КОНВЕРТОВ: ПЕРВАЯ ЖЕРТВА Как и предсказывал «ДВ», всероссийская акция по лега лизации зарплат («Конверта ция отменяется», №31, 2006 год) не ограничилась воспита тельными беседами с частным бизнесом, пусть даже и в при казном тоне. В Ижевске нало говики за «серые» зарплаты разорили целый завод - «Ре дуктор-Энерго» - и возбудили уголовное дело против руко водства предприятия. Понимая, что апеллировать к совести наших бизнесменов бессмысленно. Федеральная налоговая служба (ФНС) соз дала прецедент, поймав на «конвертных» зарплатах одно из крупнейших предприятий Ижевска. ООО «Редуктор-Энерго» погорело на том, что обижало своих сотрудников при уволь нении: официальную зарплату выплачивало, а «конверт» - нет. Местное УФНС разыскало 11таких обиженных, допроси ло их по полной программе, изъяло компьютеры бухгалте рии и выяснило, что зарплата занижалась в 2,6 - 3,4 раза: например, официальная зар плата кладовщика была 3.486 рублей, а директора - и вовсе 2.669 рублей. В итоге «Редуктор-Энерго» сочли недобросовестным на логовым агентом и налогопла тельщиком и по итогам про верки доначислили компании подоходный налог (НДФЛ) на сумму 580 000 рублей, еди ный социальный налог (ЕСН) - 2,35 миллиона рублей, а также более одного миллиона руб лей пеней и штраф в 585 000 рублей. Завод автоматически обанкротился, а главный бух галтер с генеральным дирек тором отправились давать по казания в прокуратуру. Это не просто частный слу чай - это образцово-показа тельная экзекуция, потому что ФНС разослала своим регио нальным отделенйям офици альное письмо №ВЕ-6- 04/742@, в котором приказы вается использовать опробо ванную методику «раскулачи вания» компании на террито рии всей страны. Главное же здесь то, что суд без возражений принял в качестве доказательства ано нимные свидетельские пока зания и признал их законным основанием для внеплановой налоговой проверки и следст венных действий. Ф и л и п п Н Е В Е Р О В . МЕСТО СОБЫТИЯ МЕТАЛЛУРГИ НАРАЩИВАЮТ ПРИБЫЛЬ На 13процентов по сравнению с первым полугодием 2005 года выросла чистая прибыль в ОАО «Новолипецкий металлургиче ский комбинат», достигнув почти 944 миллионов долларов. По уровню рентабельности пред приятие вышло в число лучших в мире. ДЕНЕГ НЕ ПОЖАЛЕЛА Всемирно известная компа ния «Проктер энд Гэмбел», ос новательно освоившая мощно сти бывщего химического пред приятия социндустрии в Ново московске, решила выделить 800 тысяч долларов на ремонт городского коллектора сточных вод. Пойти на такие траты аме риканцев подтолкнул несчаст ный случай. Однажды в подмы тую канализационную систему, недалеко от заводоуправления. В результате консолидации активов группы «Прокопьевск- уголь» НЛМК сейчас на 50 про центов покрывает свои потреб ности в угле, а после приобрете ния компании «Алтай-кокс»- бо лее чем на 100 процентов в коксе. Ю р и й Б А К Л А Н О В . ЛИПЕЦК. провалилась русская работница фирмы. Унесенное грязными потоками тело несчастной уда лось найти только через не сколько дней далеко от места трагедии. Не прошло и двух лет, как владельцы флагмана капи талистической индустрии при няли решительные меры к тому, чтобы подобное не повтори лось. Влад ислав А Н И К Е Е В . ТУЛА. ПОЗАВИДУЕТ ДАЖЕ МОСКВА Освоение уникальных гамма- камер для диагностики заболева ний человека начато в Самарском онкологическом центре. Врачи с помощью небольших доз радио излучения смогут точно распозна вать особенности различных зло качественных опухолей, опреде лять даже мельчайшие из них на ранней стадии возникновения, видеть метастазы в костях скелета и затем успешнее лечить раковые заболевания, представляющие серьезную угрозу для здоровья и жизни многих людей в промыш ленных областях России. Особен но там, где существует не простая экологическая обстановка, явля ющаяся одним из факторов при возникновении и развитии рака в его различных формах. В лечеб ном процессе новое оборудова ние, какого пока, как говорят спе циалисты, нет даже в Москве, начнут использовать примерно через месяц. В и к т о р Р У Б Ц О В . САМАРА. НА ОСОБОМ КОНТРОЛЕ На совещании с главами му ниципальных образований, строителями и финансистами по вопросам обеспечения специа листов АПК жильем губернатор Владимир Якушев заявил о не обходимости «на выходе всех проектов увеличить количество вводимых «квадратов», особен но в сельской местности». Кстати, на сегодняшний день селянам направлено 1262 серти фиката на получение субсидии молодыми семьями. Причем на селение, увидев реальный объем работ, забросало муниципалите ты заявлениями О выделении участков. А на всех может не хва тить. Поэтому губернатор поре комендовал всем главам наити дополнительные площадки под ИЖС и отработать такую схему, при которой молодые семьи приобретают готовые коробки на размер субсидии и внутреннюю отделку завершают самостоя тельно либо покупают дома «под ключ». А л е к с а н д р Р О М А Н О В . ТЮМЕНЬ. КЛУБ РЕВНИТЕЛЕМ МАРКИ КОНКУРС : ПЕРЛЫШКИ I НЕ ПОЗВАЛ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ I На днях глава РАО «ЕЭС России» Анатолий ЧУБАЙС буквально I двумя фразами погрузил страну в непроглядную тьму: ' «Прошлой зимой мы впервые ограничили подачу электроэнергии I в Москве , Петербурге и Тюмени , а в этом году введем ограничения I уже в 16 регионах страны». I P.S. Чтоже спасетарану? Анатолий Борисович знаетточно - для ■ «полного счааья» ему не хватает... 81млрд, долларов. ИБендерпо- I завидует. НЕСЛАДКАЯ СУДЬБА РУССКОГО САХАРА ПРОИЗВОДСТВО ИЗВЕСТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА СПУСТИЛИ НА ТОРМОЗАХ Царственный статус русского литого сахара был предопределен изначально. Перво -наперво внима нием : Петр Первый строго -настрого запретил приво зить сахар из дальних стран, выдал таможне предпи сание, а указом начертал; учредить на Руси сахаро варни . А потом и ценой ; золотник чуть более 4 грам мов (сахар в ту пору взвешивали на аптекарских ве сах) - рубль. Только царский кошелек м о г себе позво лить такую роскошь. Но сахароварение на Руси появилось и заявило о себе невиданным в европах литым сахаром. Звонкий, искристый, в меру сладкий, без привкуса. Из года в год росло его производство, раскупался он без остатка. Увозили такие гостинцы и иностран ные туристы - сахар подобных достоинств им был в диковинку. Наши наркоматы смекнули - и предпи сали сахарорафинадным заводам наряду со стан дартного веса (l6 кг 400 г) «головами» отливать и поменьше, по 5 и 2 кг. Мастеровитые русские са харники исхитрились и удивили отливками по 25 граммов. Оказался я как-то в кабинете министра пищевой промышленности СССР В.П.Зотова, он и не скрывал удивления. До того все технологические руководст ва уверяли: литой сахар невозможен небольшого развеса. «Предложили новинку лучшим «Гастроно мам». Влет раскупается. Берлин и Париж спраши вают, можем ли наладить поставки. Если бы они не спрашивали! С небольшим ку сочком сахара можно было выпить (вприкуску) две-три чашки чая. Сахар словно не таял. Литой входил в непременный паек геологов и полярников, пограничников и метеорологов даль них станций; он был в НЗ воинских частей и в за кромах госрезерва. И продолжал пребывать на на чальственных чаепитиях: две кремлевские спецба- зы заказывали такой сахар для столовых Политбю ро, Совмина и т.п. - Да забудьте вы о нем, - отмахивается от моего вопроса один их наших чиновников. - Не произво дится такой сахар... Это воспоминание о прошлом. Дошло до прямого обмана. Один из крупных продовольственных начальников приехал на саха рорафинадный завод, а ему там пожаловались; не пользуется спросом литой, за месяц едва продаем одну-две «головы». Звоню на завод: «Нет у нас ли того, да по всей стране его нет, почти двадцать лет, как нет». Обращаюсь в Союз сахаропроизводите- лей. «Литой сахар не производит ни одно предпри ятие отрасли». Изучаю статистические отчеты, об народованные прогнозы, аналитику, доклады, гра фики и цифры - ни слова о литом; словно его и не было. Звоню ведущему эксперту по сахару Институ та конъюнктуры аграрного рынка Е.В.Иванову: ни грамма литого сахара сейчас на рынке нет. Говорю с заслуженным деятелем науки РФ, профессором, К ЧИТАТЕЛЯМ «ДВ» Публикации «Клуба ревнителей марки», который несколько лет назад создан при редакции «Делово- ^ го вторника», вызывают неизменный интерес. Нам пишут отовсюду. Отмалчиваются только те, от кого в" первую очередь зависит, не уйдут ли из нашего обихода традиционные национальные продукты. Молчат министерства и ведомства, администрации и руководители регионов. «Клуб» же будет продолжать бороться за сохранение еще существующих национальных продуктов и возрождение забытых. Кстати, объявляем читательский конкурс: какие национальные продукты произво дились на вашей памяти, а какие вы знаете лишь по рассказам ваших бабушек и дедушек. Назовите их, и мы постараемся не только рассказать о них, но и сделать все, чтобы те появились на российском рынке. Профессор Спичак с литым сахаром ; видали такой? заместителем директора курского ведущего отрас левого института Василием Варфоломеевичем Спичаком. Он смотрит на меня с укоризной: ну сколько можно? Мы давно знакомы с профессо ром. Его горестные размышления о литом «ДВ» публиковал еще в 2003 году. Стой поры мало что изменилось. Разве что объ явился некий американский спецалист-доброхот, который наполнен благородным желанием беско рыстно помочь нашей сахарной промышленности, докладчик по этому поводу приглашает изучить опыт Запада. Чем частенько завершается «тесное^^ сотрудничество», осведомлен, ибо недавно заш е ;^^ в «Елисеевский», а там какой-то европейский с а х а ^ ^ продается по цене в несколько сот рублей за кило. Еще одна новость - ликвидируется знаменитый Мантулинский завод, на его месте предполагается возвести то ли жилье, то ли офисы. А еще обанкро тились некоторые небольшие сахарные заводы. Сотни специалистов остались без работы. Они хоть завтра могли бы взяться за дело и возродить про изводство литого. Да где деньги взять? Олигархи и их жены слад кое обходят стороной. Правительству до литого не добраться. Вот недавно премьер-министр М.Е.Фрадков озаботился еще одним исчезающим национальным продуктом - кефиром, так его г-н Греф тут же одернул: дескать, не призывайте к на туральному хозяйству... К о н с т а н т и н Б А Р Ы К И Н . Фото автора. О Л У Н Ы У Ж Е Н Е Д А Л Е К О О ПЕРСПЕКТИВАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ КОСМОНАВТИКИ РАССКАЗЫВАЕТ ГЛАВА РКК «ЭНЕРГИЯ» НИКОЛАЙ СЕВАСТЬЯНОВ ИЗ ПЕРВЫХ РУК = На фоне неудачных стартов американских «ш аттлов» россий ская космонавтика продолжает работать как часы. Так считает Ни колай Севастьянов - президент и генеральный конструктор корпо рации «Э н е р ги я » , отметившей не давно 60 лет со дня основания. - Эту убежденноаь, Николай Николаевич, должна, по-види- мому, «подкрепить» и концепция развития работ по отечеавенной пилотируемой космонавтике, ко торую предложила ваша корпо рация. В чем же ее суть? - Деятельность человека в кос мосе должна стать обыкновенной работой, приносящей реальный доход - вот главное. Серьезная модернизация корабля «Союз», развитие российского сегмента МКС и новая многоразовая транспортная система «Клипер» помогут в ближайшие годы не только решить задачу окупаемо сти и доходности пилотируемой космонавтики, но и приблизить реальность полетов к Луне, Мар су, Венере. В настоящее время в области пилотируемой космонавтики формируются четыре сектора на рынке услуг по космическим по летам. Первый - обслуживание нужд государства в рамках Феде ральной космической программы России. Второй - космические агентства развивающихся стран да и агентства стран - участников программы МКС, которые зака зывают полеты у российской сто роны. Третий сектор - правитель ственные и неправительственные исследовательские организации различных стран, ученые которых хотят самостоятельно проводить в космосе дорогостоящие экспе рименты и исследования, но не могут быть доставлены на МКС или орбиту «Союзами» из-за су ществующего уровня цены, тре бований к здоровью и времени специальной подготовки к поле ту. Наш челнок «Клипм» позво лит доставить на орбиту двух профессиональных космонавтов и четырех «гражданских», а также довести время подготовки пос ледних до трех месяцев вместо нынешних полутора лет. Наконец, космические тури сты. Этот сектор рынка уже рабо тает при полетах на кораблях «Союз» и должен сделать значи тельный рывок на кораблях «Клипер». В этом плане модфнизация корабля «Союз» - необходимый этап. Главная цель модернизации - перейти на цифровые техноло- Вчерашние мечты о полетах на Марс и Л ун у уже в скором времени могут стать реальностью. ГИИ, что сделает системы на борту космического корабля много функциональными, а значит, поз волит снизить их количество, вы свободить место и уменьшить массу. Для госзаказчика на мо дернизированном «Союзе» зна чительно снизятся затраты на по лет каждого космонавта. На ко рабле установят единую борто вую вычислительную машину, на которой будут реализовываться алгоритмы управления не только движением корабля, но и пода чей питания, выдачей команд в бортовую аппаратуру и так далее. Модернизированным «Союзом» сможет управлять один пилот. Та ким образом, место бортинжене ра сможет стать коммерческим. Кроме того, сохраняется задача полностью автоматического по лета «Союза» на МКС и возвра щения на Землю. Проектируя систему «Клипер», специалисты РКК «Энергия», соз давали не только новый многора зовый корабль, а промышленную многоразовую транспортную сис тему, которая способна экономи чески эффективно доставлять на околоземную орбиту ежегодно несколько десятков человек и де сятки тонн грузов. Так что скоро развитие пилотируемой космо навтики пойдет за счет экономии собственных средств и получения коммерческих доходов от прода жи услуг по космическим полетам другим потребителям. - К 2018 году, согласно объя вленной президентом США Дж.Бушем программе «Созвез дие», планируется возвращение к полетам американских ааро- навтов на Луну, а к 2030 году - высадка космического десанта на Марс. Об этом заявил директор НАСА Майкл Гриффин. Не ока жетсяли Россия «вечно второй» в международной космической гонке? - По прорабатываемому РКК «Энергия» проекту серьезно рас сматриваются перспективы соз дания комплекса лунной базы и окололунной орбитальной стан ции как космического порта по аналогии с МКС. В составе комп лекса средств лунной базы пред полагаются три типа луноходов (пилотируемый, лабораторный и транспортный), агрегаты добычи, электростанция, лунный космо дром и спутник дистанционного зондирования-селеноразведчик. На станции будет базироваться многоразовый лунный взлетно- посадочный модуль. Он обеспе чит доставку людей и грузов со станции на лунный космодром и обратно. Пе|эвый этап пилотируемой лунной программы эффективно осуществлять с помощью кораб лей «Союз» и разгонных блоков, разработанных нашей корпора цией, а также серийных ракет «Союз», «Протон» и «Зенит». Эки паж космонавтов от Луны будет возвращаться на Землю в спуска емом аппарате корабля «Союз» по траектории со второй косми ческой скоростью. Такой подход к использованию средств на пер вом этапе программы позволит уже в ближайшие 5-9 лет отрабо тать принципы полетов к Луне и реализовать высадку первой экс педиции на Луну, что значитель но снизит риски. На втором этапе лунной про граммы должна быть создана по стоянно действующая многоразо вая лунная транспортная система. В ее составе: пилотируемые кос мические корабли на базе систем и конструкций корабля «Клипер», а также межорбитальные букси ры для организации «быстрых» перелетов пилотируемых кораб лей между МКС и окололунной орбитальной станцией, буксиры- тихоходы с крупногабаритными солнечными батареями для «мед ленной» трансп(^тировки боль ших грузов, но более эффектив ной по доставляемым массам. На третьем этапе должна быть создана постоянная база на Луне с целью начала промыш ленного освоения ее поверхно сти. Осуществление пилотируемой экспедиции на Марс рассматри вается также в три этапа. Первый - это отработка марсианского экс педиционного комплекса на ближних расстояниях при полете к Луне с переходом его на около лунную орбиту и возвратом на околоземную орбиту. Второй этап - полет на околомарсианскую ор биту с экипажем из четырех кос монавтов, но без высадки людей ' на поверхность планеты. На этом этапе предусмотрена посадка ав томатов на поверхность М ^са для изучения планеты и отработ ки принципов возврата экипажа на корабль. На третьем этапе мо жет быть осуществлена высадка двух космонавтов на Марс. Доставка экипажа и грузов с Земли на борт марсианского экс педиционного комплекса и воз вращение людей и результатов экспедиций на Землю после при бытия корабля на околоземную орбиту будут реализовываться с помощью системы «Клипер». - Полеты к Луне и Марсу. Зву чит очень романтично. Неужели там можно найти залежи косми ческих иаочников энергии, по добных земным нефти, газу или другие полезные ископаемые? - Одна из серьезных проблем Земли - энергетическая. По мере развития цивилизации растет ко личество потребляемой энергии. Сегодня 90 процентов энергии вырабатывается за счет сжигания углеводородов, то есть газа и нефти. По экспертным оценкам, при существующих темпах по требления запасов углеводоро дов на планете хватит до середи ны или конца тестщего века. Пар никовые газы, об^разующиеся при сжигании углеводородов, при водят к увеличению средней тем пературы Земли. По наблюдени ям метеорологов за предыдущие 40 лет она возросла на 0,5 граду са. По прогнозам, если средняя температура на планете еще уве личится на полтора градуса, пой дут необратимые процессы. Проблему нужно решать, разви вая экологически чистую термо ядерную энергетику. Основой этой энергетики могут быть реак ции «деитерий» -1- «гелий-3». На Земле «гелия-3» очень мало, а на Луне его запасов, по оценкам уче ных, хватит для обеспечения по требностей землян более чем на тысячу лет. Бесед овал а И р и н а Т И М О Ф Е Е В А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz