Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
12СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА ДЕЛОВОЙ 0 г г 1 т т ДОБРЫЕ ЛИЦА 30 ЛЕТ НАЗАД БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА ПОВЕСТЬ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ». СЕГОДНЯ ОНА ПОТРЯСАЕТ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ВСЕРЕДИНЕ СЕМИДЕСЯТЫХ И ст инны й ч е л о в е к в ы к а з ы в а ется е д в а л и н е только в минуты п р ощ а н и я и а р а д а н и я - о н это и есть, его и запомните... В. Распутин Т ридцать лет назад, осе нью 1976 года, в журнале «Наш современник» бы ла опубликована повеаь Вален тина Распутина «Прощание с Ма терой». Дата, кажется, лишь для литературного календаря. До то го ли сейчас, чтобы вспоминать о книгах, пуаь и хороших. Но всякий, кто читал эту по веаь в семьдесят шеаом, вся кий, кто передавал ее из рук в ру ки, вспомнит тотчас и оаровную деревеньку на Ангаре, и мудрую ааруху Дарью, и пожогщиков, с деловитой лютостью палящих избы, дворы, деревья... Такой нерв был в «Прощании с Мате рой», такая правда, какая не за слоняется никакими последую щими книжными впечатлениями. Мне было четырнадцать лет, когда я первый раз читал «Про щание...». Медленно подвигаясь к последней аранице, я вспоми нал, как за несколько лет до этого дедушка взял меня в экспедицию и на катере «Норд» мы плыли и плыли по необъятному Рыбин скому морю. Яслышал тогда рас сказы взрослых об оаавшихся под водой городках и селах, о криках, которые иногда чудились морякам, о всплывавших гробах... Но эти ужасы трогали меня не больше, чем античные мифы, ведь в то лето мне было всего де вять лет, а вокруг была голубая гладь и чудесные облака плыли по небу. Страшнуюдогадку о том, что живых людей могли оаавить на дне рукотворных морей, дет ское сознание не могло и допус тить. И вот держа в руках невзрач ный журнал, который мама при несла из библиотеки, я вдруг был нааигнут чувавом тревоги и та кой неизбывной вины, когда не кому сказать «проаи». Долго ао - яла у меня перед глазами дерев ня, навсегда уходящая под воду, и ее жители, собравшиеся у око лицы, как моряки на палубе не- сдавшегося корабля. И все-таки теплилась у меня слабая надежда, что герои «Про щания...», решившие разделить учааь родной деревни, погиб нуть вмеае с ней - это правда ху- дожеавенная, а не житейская. Авторское преувеличение, о ко тором нам говорила на уроках учительница литературы. Только недавно в книге «Рус ская Атлантида» я увидел доку мент, не оаавляющий иллюзии. Он относится к 40-м годам, но очевидно, что подобное (пуаь и не в таких трагических масшта бах) происходило и в бО-е годы, о которых писал Распутин. Вот две арочки из рапорта начальни ка Мологского отделения лагпун кта Волголага: «Докладываю, что граждан, добровольно пожелав ших уйти из жизни со своим скар бом при наполнении водохрани лища, соаавляет 294 человека...» Принимаясь на днях перечи тывать распутинскую повеаь, я нежданно почувавовал, что от чтения книги, написанной три де сятилетия назад, на губах оаа- нется медный привкус с е г о д н я ш н е й боли. Я вдруг ясно увидел, что «Прощание...» словно из ны нешней жизни написано и отпра влено в 1976 год как упреждаю щая телеграмма, как крик впе редсмотрящего, увидевшего с вершины мачты, что корабль ле тит на скалы. В иаории о последних меся цах жизни оаровной сибирской деревни Матеры, попавшей в зо ну затопления, видится теперь грозное провозвеаие той катаа- рофы, что в 90-е годы разметает по свету как щепки, разлучит или унесет навеки гииллионы людей, живших в СССР. Уничтожение Матеры напоминает репетицию расправы с целой араной. В сло вах губителей Матеры ясно слы шатся до боли знакомые нам чу- байсовско-зурабовские нотки. «В чем дело, граждане затоп ляемые? - важно спросил второй мужик. - Мы санитарная бригада, ведем очиаку территории... Вы знаете, на этом меае разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди... Туриаы и интури- аы поедут. А тут плавают ваши креаы...» Разоритель сельского погоаа повысил голос, но тут же его оборвал дед Егор: «А ты... на нас голос не подымай. Ты сам тутака без году неделя. Сам туриа... ране моря только причапал. Тебе один хрен, где жить - у нас или ишо где. А я родился в Матере. И отец мой родился в Матере. Я тутака хозяин...» Вспомнился мне дед Егор, ко гда году в девяноао пятом ехал в командировку, выскочил где-то на аанции, купил меаную газету, забрался на свою вторую полку и прочитал на последней аранице заметку, арочек двадцать. Там говорилось о аарике, пове сившем красный флаг на огром ном тополе, который рос в его дворе. От аарика требовали по- хорошему снять флаг - он отказы вался. Тогда прислали милицио неров - он не пуаил их во двор. И вот газета сообщала, что аарик умер, но его выцветший флаг так и оаался в вышине. Н ет, не случайно новая влааь с первых своих дней огрызлась на ста риков. Они ей мешали своей со- веаливоаью, неуступчивоаью, своим предчувавием того, что чем буйнее праздник пожогщи- ков-победителей, тем горше бу дет похмелье. Влааи нужны бы ли молодые, но не все, а лишь падкие на деньги и разгульную жизнь. Вот с ними влааь и заиг рывала, для них приплясывала, им подмигивала: мол, давай с на ми, бери от жизни все, а мы тебе пособим. 14 молодые купились, как Петруха из «Прощания с Ма терой», спаливший материнскую избу, чтобы первым «очиаить территорию» и получить от на- чальава на бутылку. В 70-х и 80-х мы видели эти ааи, перелетавшие из одной ша башки на другую, халтурившие то там, то здесь. В городах они про мышляли фарцовкой, в деревнях выманивали или таскали у аарух иконы. Стыдить их уже неаыди- ли, обходили аороной, боялись. Все чувавовали, что эти петрухи готовы на все, но отчего и зачем они вдруг повсемеано объяви лись в нашей вроде бы спокой ной советской жизни - никто по нять не мог. Для какого такого де ла они могут быть призваны? По чему так быаро они навязывают большинаву свои порядки? Обо всем этом мучительно ду мали все, кто пытался понять жизнь не по передовицам газет, а по совести. Думал и Валентин Распутин. Вповеаи «Пожар», вы шедшей в 1985 году, его герой размышлял: «Свет переворачива ется не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не поло жено, не принято, аало положе но и принято, было нельзя - аало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкоаь и доблеаь... Сотни лю дей в поселке, а десяток захватил влааь... Люди разбрелись всяк по себе еще раньше и архаровцы лишь подобрали то, что валялось без употребления...» Всего через несколько лет пос ле того, как были написаны эти ароки, архаровцы аали помы кать не только лесными поселка ми, рынками и приисками, они захотели большего. Подгадала им сама советская влааь, кото рая манила людей благими целя ми, чаао не разбирая средав. Запроао, согласно одному поаа- новлению, взять и утопить земли, политые к^)овью и потом многих поколении, «пуаить на электри- чеаво» сотни деревень вмеае с храмами, кладбищами и залив ными лугами - разве не бе^мие? И когда вослед одним безум цам пришли к влааи другие, они отреклись от всего прежнего, кроме насилия над людьми и природой. Эти с виду интелли гентные люди, любившие долго и сложно говорить, призвали себе на помощь легионы архаровцев, засидевшихся без крупного дела и готовых спалить родную арану, если обещана выгода. «Где пиво - там и родина» - футболки с такой надписью раздавали нынче на одном молодежном феаивале в Москве. Речи этих новых архаровцев сводились к тому же, о чем кри чала разбитная Клавка Стригуно- ва односельчанам, до слез жа левшим свою деревню, пригово ренную к затоплению: «Нашли над чем плакать! 14 плачут, и пла чут... Да она вся назьмом прово няла, Матера ваша! Дыхнуть не чем. Какую радоаь вы тут на шли?! Кругом давно новая жиаь нааала, а вы все как жуки навоз ные, за аарую хватаетесь, все ка кую-то сладоаь в ей роете. Сами себя только обманываете. Давно пора сковырнуть вашу Матеру и по Ангаре отправить!..» Телевидение разносило эти напориаые речи по аране, делая всех соучастниками гибельных перемен. Пока мы соображали, куда все повернет - может, и правда, к лучшему? - жизнь уа - роилась на новый лад и так хит ро, что кричи не кричи - никто не услышит. Впрочем, ведь и аару- ха Дарья из «Прощания...» не мог ла, бедная, достучаться ни до сы на и внука, ни до молодых одно сельчан своих. Впрочем, она ли бедная? Скорее, они, отмахнув шиеся от ее оаерегающего слова. «...Кто душу вытравил, тот не человек, не-е-ет! На че угодно та кой пойдет, не оглянется. Ну дак без ее-то легче. Налегке уареми- лись. Че хочу, то и ворочу. Никто в тебе не заноет, не заболит. Не спросит никто... Живите... Она, жиаь ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголо дала она. Однуе бы только Мате ру?! Схапает, помырчит-пофыр- чит и ишо сильнее того затребует. Опет'ь давай. А куда деться: буде те давать. Иначе вам пропаловка. Вы ее из вожжей выпуаили, те перь ее не оаановишь. Пеняйте на себя...» На протяжении долгих лет вся кое раздумье и печалование о на роде было у нас осмеяно, всякая серьезная мысль, продуманная и выараданная, задвигалась в са мые малотиражные СМИ. Писа тель, видевший свое назначение в том, чтобы быть самосознанием народным, болью народной - та кого писателя на годы лишали возможноаи печатать свои кни ги, его унижали нищетой и пре давали забвению. Р усского читателя оаави- ли без совеаливой лите ратуры, лишили возмож ности понимать происходящее, видеть сквозь суету горизонт, со переживать, чувавовать то, что Андрей Платонов выразил в трех словах: «Без меня народ непол ный». Но как синтетическая жвач ка не может заменить хлеба, так и телевизионные картинки нико гда не заменят нам тех слов, мыс лей, образов, что отворяют нам путь от быта в бытие и взыскуют Града Небесного. Ну не может наша литература называться отечеавенной, род ной без детдомовской запальчи- воаи Виктора Ааафьева и за печного тепла Евгения Носова, без светлой печали Виктора Ли- хоносова и мужеавеннои сдер- жанноаи Бориса Екимова, без мятежной горечи Василия Белова и пепельной серьезноаи Вален тина Распутина, его мучительного вглядывания в глубины русской жизни. Всех этих художников у нас много лет упрекали в излишней приверженноаи традиции, в кос- ноаи и непонимании «общече ловеческих ценноаей». Но ока залось, что и в глобальном мире люди отзываются сердцем имен но на те русские книги, которые и в переводе оааются глубоко рус скими. Вечные русские вопросы на нынешнем витке мировой ис тории аановятся вопросами всех народов. Впрошлом году Валентин Рас путин побывал в Китае. Один из его попутчиков рассказывает: «Валентина Григорьевича варе- чали в Китае как национального героя, залы были забиты до отка за, при его появлении люди ваа- вали и кланялись...» Дмитрий ШЕВАРОВ. P.S. Редакция «ДВ» желает Ва лентину Григорьевичу Распутину доброго здоровья, а всем нашим читателям - хороших книг и вдумчивого чтения. СЮЖЕТЫ ЧЕРЕЗ ФОРТОЧКУ Ограбить за 5 месяцев 43 квартиры и унеаи ценноаей на миллион рублей умудри лись два молодых саратовца. Предприимчивые преступни ки «вычисляли» жертву по от крытой форточке. Убедив шись после звонка в квартиру, что хозяев нет дома, подель ники проникали в жилище че рез форточку. Все украденные ценноаи приятели сдавали в ломбард. Теперь домушникам придется посидеть за решет кой от 3 до 4,5 лет. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ПОСПЕШИЛ ЗАСТРЕЛИТЬСЯ в поселке Ревякино 49-лет ний житель бросил взрывное уаройаво в компанию моло дых людей, возвращавшихся по утру со дня рождения при ятельницы. Как только «грана та» взорвалась, бомбомета тель немедленно заарелился. И зря. Ведь от взрыва его изо бретения почти никто не по страдал. А вот о причинах аоль аранного теракта при дется поломать голову вра- чам-психиатрам. Владислав АНИКЕЕВ. Тульская облааь. ДВОЙНОЙ «УСПЕХ» Нежданный гоаь, пожало вавший в дом одинокой 75- летней жительницы села, аал добиваться у нее интимной близоаи. Женщина же оказа лась не робкого десятка. «Что ж не по-людски-то, - ошара шила она потенциального на сильника. - Погоди, посидим, по рюмочке водочки вы пьем...» Предложение «дамы» 46-летнему мужику понрави лось. И он аал с удовольави- ем попивать самогон, закусы вая его свежими огурчиками. Так рюмка за рюмкой он и со млел. А женщина побежала к соседям. Вскоре милиционеры разбудили неудавшегося на сильника. Оказывается, его уже разыскивали: в соседней деревне он с таким же «успе хом» пытался изнасиловать... пенсионерку. Юрий БАКШЕЕВ. Курская облааь. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ОБОРВАННАЯ НИТЬ КУДА ИСЧЕЗЛА ЗНАМЕНИТАЯ ВЕДНОВСКАЯ ВЫШИВКА Вредакции рамешковской рай онной газеты «Родная земля» я увидел цветные фотографии руш ников, салфеток, подзоров, ска тертей, накидок, дорожек неска занной красы. Обычно русская вы шивка яркая, многоцветная, как радуга, а тут чиао белая нить по чиао белой ткани и потому ска зочные узоры светятся, как иней на ветке березы. Откуда это диво? - Да это же знаменитая на весь мир ведновская вышивка! - уко рили меня коллеги. - Творения рук мааериц древнего села заво евывали дипломы на преаижных выаавках в Париже и Монреале, Лондоне и Москве. Как мне рассказали, легкие, ажурные изделия Бедного слави лись не только окреа, но и в Пер- вопреаольной, и в граде Петра. Сельские художницы возили их туда на продажу сами, да и купцы аарались заполучить рушники и салфетки. Эти поделки, утвер ждают, украшали царские покои, божницы Зимнего дворца. Они и поныне хранятся в Эрмитаже, время от времени появляясь на выаавках народного творчеава Руси. При СССР удивительно неж ные творения наших редкоаных мааериц шли только на экспорт. «Внешторг» лишь изредка, по высочайшей просьбе жен крем- левцев выделял им полотенца с белоснежными узорами да сал фетки: считались царским по дарком хоть молодым к свадьбе, хоть зрелой даме в юбилейный день. Искусаво ведновской белой ароки веками передавалось от поколения к поколению. 14как же жаль - все, оборвалась нить вре мен, скорее всего навсегда: нико му аала вдруг не нужна божеа- венная красота... Выслушав рамешковских жур- налиаов, я решил поехать в Бед ное, чтобы разузнать, почему же угасла ведновская арока. В 1930 году, узнал я, веднов- ские художники объединились в артель. Сперва для артели сель совет выделил один дом. Но она разрааалась, потому что создали одновременно с ней еще и школу юных вышивальщиц. Оказалось, Ведновскую фаб рику закрыли в 1994 году, а двух этажное здание, поароенное 10 лет назад, продали чаанику (оно Кудесница Киселева со своим любимым рушником. теперь пустует). Таким образом, художницы, удивлявшие весь мир белоснежными узорами, аали безработными. - Горькая доля выпала еще вчера процветавшим мастери цам. Мне, председателю сельсо вета, довелось видеть, как девча та рыдали от отчания: «Как детей будем теперь кормить?!» - рас сказывает Раиса Бемова. Мало оаалось в селе женщин, владеющих ведновской арокой. Одна из них - А.С.Киселева. Из мааеров мааер, волшебница! - Наша вышивка - филейная, ручная. По единой ниточке раз дергиваешь ткань - лен ли, бязь или лавсан. Образуются клеточ ки. Их обвиваешь, делаешь на- аил, потом кипятишь, крахма лишь... У меня в шкафу лежит по- лотенчик, так я его кайму около года обихаживала. Очень трудо емкое, не спорое дело! - Сердце кровью обливалось, когда повесили на нашу бывшую обитель большущий замок. Мы все ходили вокруг Бемовой, только на нее надеялись. И она зачааила в район, облааь, Мо скву. Добилась в Минкультуры, что бы приехал в село специалиа по народным промыслам. Явился. Восхищался ведновскими подел ками, называл их то шедеврами, то изумрудами, утверждал, что им только обеспечь рекламу за рубе жом и в России - с руками оторвут. И глава админиарации предло жила девчатам организовать ма лое предприятие. Что они и сдела ли. Бемова выделила для маае риц три проаорные комнаты в би блиотеке, отремонтировала, по- аавила котел, чтоб зимняя стужа не мешала плеаи узоры. 144 мар та 1996-го начали оживать на хол- аах розы, другие цветики-люти ки, дивные орнаменты. А в 1997 году повесили надверь своего ма лого предприятия большой замок. Лежали бы ажурные изделия там поныне, если бы Тверской облааи не дали возможноаь по везти товары на выаавку в Гер манию. Достали мастерицы со склада рушники да накидки. Их, однако, оказалось маловато для большой экспозиции, и Р.Бемова попросила женщин, чтобы извле кли из сундуков свое приданое. - Мое приданое лежало в шка фу тридцать пять лет, - улыбается А.Киселева. - Собиралась заве щать его внучке. Но не смогла от казать в просьбе Раисе Анатоль евне. Но на германскую выаавку, призналась, отдала не все прида ное. Самое дорогое все же оаа- вила. В том числе любимый фи лейный рушник. С1997 года, когда лопнуло ма лое ведновское предприятие, не плетут узоры на полотенцах А. Киселева и ее подруги. Так что, как ни горько признавать, нить времен действительно оборва лась. ‘ Юрий МАХРИН. Тверская облааь. Фото автора. ХОТИТЕ - ВЕРЬТЕ = СУВЕНИРЫ «ПЕРМудского ТРЕУГОЛЬНИКА» ИЗ АНОМАЛЬНОЙ ЗОНЫ ПОД УРАЛЬСКОЙ МОЛЕБКОЙ ВОЗВРАТИЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Вода размыла дамбу из шлака, и теперь перекаты казались исси- ня-черными. Такая картина пред- аала мне на подступах в «Перм ский треугольник», за селом, раз деленным надвое речкой Молеб- кой. Вот уже на протяжении двад цати лет в эту аномальную зону, что в Кишерском районе, рвутся сталкеры-уфологи, ученые и проао искатели оарых ощуще ний... Говорят, что один из главных аалкеров, Эмиль Бачурин, с ко торого, собавенно, и пошло сю да вторжение уфологических толп, купил домишко в Молебке и занят самыми что ни на еаь земными делами - рыбалкой и копкой картошки. Может, это и правильно,покуда серьезная на ука с дыроватыми карманами не развернется не то что бы к селу, но хотя бы к городу. А пока катеты «Пермского треугольника» измеряют более молодые следопыты, в ком не угас еще энтузиазм. Таков Нико лай Субботин. Когда я вернулся из Зоны с первыми сенсацион ными снимками «летающих апельсинов», как именуются варечающиеся там подвижные энергетические шары, Коле ис полнилось 16. Теперь же он ди ректор Русской уфологической исследовательской аанции, ор ганизовывающей экспедиции в «Пермский треугольник». Только что оттуда приехала одна из них. Цель ее была несколько необыч на для уфологов - посмотреть на Зону с точки зрения иаории. Добираться сюда можно только на вездеходах - столь непроходимые под Молебкой меаа. Одно из них - «Пирамид ки». Так Бачурин окреаил аран- ные каменные наплааования в чаще леса. По его мнению, это были некие реперы - особые ориентиры НЛО. Раскопанные «Пирамидки» поведали о том, что зря их мифо логизировали. Если говорить о мифе, то он связан, скорее, с ис торией нашей араны. В соаав экспедиции входил дипломиро ванный археолог из Набережных Челнов Анатолий Топчиев. После раскопок он уаановил, что на этом меае аоял большой -10 на 25 метров - двухэтажный дом с глубоким подполом. Найденные предметы - от топора до оскол ков керамики - свидетельствова ли, что оаанкам дома - мини мум два с половиной века. Исход из него хозяев надо искать в рас- креаьянивании эпохи коллекти визации. Другой загадочный «объект» «Пермского треугольника» - Вы селки. Здесь варечаются таина- венные «правильные» фигуры на почве - круги, прямоугольники, квадраты... Прежние сталкеры грешили на то, что над этими меаами зависали НЛО. Посему и трава иного - коричневатого окраса. А ларчик, оказывается, проа. Пообщавшиеся с меаны- ми учааники экспедиции выяс нили, что такие «круги» называ- - Значит, ваша экспедиция аала своего рода развенчанием прежних легенд, связанных с «Пермским треугольником»? - спрашиваю я у Николая Субботи на. - 90 процентов из рассказан ного о Зоне, - отвечает он, - на думано, продиктовано личным желанием людей увидеть нечто невероятное. 14то, что наша экс педиция развенчала, может, к чьему-то сожалению, несколько мифов, я считаю плюсом, а не минусом. С другой аороны. Зо ну надо рассматривать не как те кущий феномен, а, начиная лет с 500 назад, с вогульских камней- идолов, которые аояли здесь и Вот он, «искусительный» шар, выплывший из чащи леса. ют «закосами». Что касается «прямоугольников», «квадра тов» и других кругов, то если здесь были аарые, скрытые зем лей и разнотравьем поаройки, амбары и ямы для хранения ово щей или рыбы, то почва и рааи- тельность над ними могут повто рять их черты и формы. Потому- то чуткие биолокационные «рам ки» начинают «играть» на Высел ках, что фиксируют именно гра ницы ааринных строений... которым поклонялись манси. Отсюда и происхождение назва ния местноаи - Молебка. Четко слышится мольба, молельня, молитва... Здешние места были необычными исстари. Не слу чайно их выбрали вогулы. Эта зона всегда была аномальной, а не только с 90-х годов XX века. Ее бы исследовать получше гео логически, потому что все разло мы в земной коре способствуют тому, что в таких местах заметно изменяется энергетика и возни кают интересные феномены - от «летающих шаров» до человече ских галлюцинаций. Молебку надо рассматривать как много- плааовое явление - иаориче- ское, геологическое и космиче ское, а в последнее время даже - психологическое. Потому что столько за последние годы здесь побывало людей, что над Зоной скопился определенный эгре- гор... В довершении своих слов Субботин рассказал о варечен- ной ими автономной уфологи ческой группе из Екатеринбурга во главе с Валерием Харламо вым. Ее учааники поведали и даже показали зарисованное свидетельаво - внушительный след от аопы с характерно отаа- вленным большим пальцем, об наруженный ими в районе Змеи ной горки. По человеческим меркам это был 52-54-й размер ноги. А по меркам Снежных лю дей или иных сущеав, которые присутавуют в аномальной зо не? На подобный же след набре ли аалкеры и в прошлогоднюю экспедицию. Вообще на Запад ном и Северном Урале то и дело находят следы, явно превосходя щие человеческие. Не с того ли Николаю, как и другим экспеди- ционщикам, казалось, что их все время кто-то сопровождает - ря дом, в камышах и осоке, словно оберегая эти проаранава от до сужих взглядов. Был еще эпизод. Сидят они в шалаше у Теплых берез «в заса де». Третий час ночи. Видят: в ле су фонарик зажегся. Ну, думают, человек по нужде пошел. Потом видят: фонарик-то уж очень ог ромный и на меае четко аоит. Если бы кто-то там бродил - луч фонарика бы дрожал, колебал ся. Потом наблюдателей заело. Исследовали они «провокацион ную» чащу. Ничего не нашли. То же включили фонарик - решили посветить в свою аорону. Свет от обычного фонарика был раз в десять меньше. А когда глянули на один из цифровых кадров, обомлели: над учааниками экспедиции ви сел шар неизвеаного происхож дения. И, судя по чуть смазанно му отпечатку, он даже слегка двинулся. Луна была совсем в другой аороне. Юрий БЕЛИКОВ. Пермский край. деловой 0immniii Учредитель и издатель: Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание зарегистрировано Миниаерством РФ поделам печати, телерадиовещания и средав массовьп коммуникаций Per. ПИ № 77-Л61. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Шеф-редактор Редакционная коллегия: Ф.Сиэый (vtornikedvtornik.ru) Л.Арих (laedvtornik.ru) К.Барыкин, В.Богданов, А.Бушев, П.Вощанов, Ю.Махрин, А.Панов, Н.Петраков, ДСеврюков, Д.Шеваров. Адрес редакции: 127137, Москва, а /я № 34. Телефон/факс: (495 ) 257-37-83,257-59-17. E-mail: vtornik@dvtornik.ru. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Общий тираж 1.962.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (495) 257-59-17,257-37-83. «На смену!» (Екатеринбург), «Коммерсант Белоруссии» (Могмлев), . .. , ..................... ....................- ______________ ____ . ______________________ _......... ...........Зирск),«Поколение»(Орел),«Веаник- Наша Пенза» (Пенза), «Вечернйи Пермь» (Пермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), «Наше воемя» (Роаов-на-Дону). «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Ставропольская правда» (Ставрополь). «Информ-курьер» (ауцк), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Труд» (Ташкент), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортоаан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Пярнуский Экспресс» (Эаония), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник» (Якутск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz