Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
28 января 2 0 0 6 г . , № 17 (2 2 6 4 5 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а П Р О Ф С О Ю З Н А Я жизнь ^«Непричесанные» мысли Бессильны и закон, и совесть? Об этом часто говорят и пи шут, но за многие годы так ни чего и не изменилось. Я имею в виду зарплату, которая сплошь и рядом у начальников и иже с ними в десятки, а порой и сотни раз выше, чем у рядовых работ ников. Смотришь, предприятие еле на плаву держится, зарпла та — сущие гроши и выдается с задержками, а директор и его «близкие» словно сыр в масле катаются — в шикарных кварти рах и коттеджах проживают да на иномарках разъезжают. Говорю об этом неспроста. Узнать, какую зарплату получа ют наши шефы, невозможно, сегодня рвачество и хапужество прикрываются одной цивилизо ванной фразой — «коммерческая тайна». Мо вот однажды у нас в организации бухгалтерия маху дала, и у окошечка кассы оказа лись на всеобщем обозрении квитки на зарплату. Один только взгляд на цифры вызывал, мяг ко говоря, удивление. Зарплата «избранных» во главе с боссом в 10-15 раз превышала подачку (иного слова и не подберешь), предназначаемую ежемесячно нам, рядовым сотрудникам. На всякие робкие наши за мечания руководство пренебре жительно замечает — мол, пла тят вам приличные деньги, впол не достойные, лучшего не жди те, как бы и эту зарплату не сни зили. Ну а кто в наше время риск нет устроить бунт на корабле? В итоге пойдешь за ворота. Ско лотить группу единомышленни ков? По нынешней жизни каждый у нас сам по себе. Может, к за конам обратиться? Но они дале ко не на всякий случай имеются, да и те, что есть, отнюдь не чет ко работают. Воззвать к совес ти? Тебе в лучшем варианте от ветят: крутиться надо, тогда и жить будешь хорошо. Понимай так — продай свою совесть, тог да наладится и твоя материаль ная сторона. Может, по таким вот пробле мам с заработной платой наш президент тоже предложит ка кой-нибудь национальный про ект? Думаю, простой народ его с удовольствием поддержал бы. Галина ПИКАЛОВА. г. Липецк. Не захочешь и субсидии За жилье теперь придется платить на всю катушку. Однако многим будут выдавать субсидии — так нам обещали. Сообщили в прессе, что оформление доку ментов по времени значительно сократилось, а на деле... Все те же очереди, все та же волоки та: Чтобы человеку оформлять положенные ему субсидии, надо как-то договориться на работе с начальством — отпрашиваться, брать дни в счет отпуска или за свой счет и так далее. А почему бы, спрашивается, не выяснить доходы граждан через компью терную сеть? Данные на всех имеются и в налоговых, и пен сионных фондах. Проверили, по- считгши и не мучили бы тогда на род в очередях, а сразу же за числяли им положенные суб сидии на сберкнижку. Скажете, господа начальники, что вас об манут, скроют доходы? Но вы же прекрасно понимаете: если кто скрывает свои теневые прибы ли, то в очереди не пойдет и по-прежнему будет их скрывать. А все бремя стопроцентного со держания жилья, как всегда, ля жет на плечи скромных (в смыс ле материального обеспечения) граждан. Светлана КРАПИВИНА. г. Грязи. По сугробам на брюхе Недавние морозы да снего пады понаделали шуму, созда ли немало проблем. Если цент ральные улицы, проезжая часть вовремя чистились, то все виде ли, что творилось во дворах, за коулках микрорайонов. Миновать сугробы было невозможно, но идти-то надо — на работу, по делам, в магазин. По следам «ранних пташек» пробивались сквозь заносы (на местах троту аров) горожане, и к полудню, глядишь, образуется узенькая извилистая тропинка. Эти дорожки во дворах и за коулках никто не чистил, да и сейчас не чистит. Дворники за свою смехотворную зарплату этим заниматься не станут, тех ники не хватает на расчистку проезжей части. Что же делать? Вариант только один — ползти на брюхе сквозь сугробы. Поче му, спрашивается, возникла эта п^блема? А она, осмелюсь ска зать, всегда была. Просто подоб ных снегопадов давненько не случалось. А вдруг теперь они станут ежегодными? ^ М ы православные Ведущий рубрики — Александр ХАУСТОВ Сергей ДРЯЗГИН. г. Липецк. Л и п е ц к а я а Г л а в ны й р е д а к т о р В л а д и м и р ГРЯЗНОВ. Д е ж у р н ы й р е д а к т о р А н а т о л и й Ш А ХО В . Нести свет Истины По инициативе департамента образования администрации г. Липецка, Липецкого государственного педагогического университета и по благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, в нашем городе впервые прошли Рождественские образовательные чтения, главной задачей которых является возрохсдение системы духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Выдающийся русский ученый, мыслитель и публицист Д. Менделеев не уставал повторять: «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, смотря по основным предметам и принципам, вложенным в систему школьного образования». Какими должны быть эти предметы и принципы, что должно определять содержание воспитания и образования в современной школе — вот те основные вопросы, которые волновали собравшихся в 12-й гимназии научных работников, завучей, учителей. Знаменательно, что чте ния бьши приурочены к праз днику Рождества Христова. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» , — поется в праздничном тропаре. Вопло тившийся Господь просветил мир светом истинного зна ния. Своей последней и глав ной заповедью для апостолов Он повелел: «Идите, научи те все народы» (Мф. 28:19). И сегодня каждый учитель, педагог призван к этому вы сокому служению — нести свет Истины, Добра и Красо ты в души. В русском просвещении и культуре духовное образова ние всегда играло первосте пенную роль. Не случайно на фасаде храма святой мучени цы Татианы при МГУ им. М. Ломоносова до сих пор сия ют апостольские слова: «Свет Христов просвещает всех». Именно к этому служению — Просвещению юных душ в высоком смысле этого слова — призывал преподавателей Первого Российского Универ ситета Святитель Филарет (Дроздов): «Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницаю щее от ума до сердца, и да будет плодом знания добро детель и истинное благо, ча стное и общее». Сегодня очевидно, что духовное возрождение Рос сии невозможно без восста новления благодатного союза истинной веры и незамутнен ного знания. Рождественские чтения стали еще одним зри мым свидетельством едине ния Церкви и государства в деле духовного просвещения детей и молодежи, о необхо димости которого говорили председатель департамента образования администрации г. Липецка А. Шамаева, рек тор ЛПГУ П. Бугаков, руко водитель отдела религиозно го образования и катехиза ции Липецкой и Елецкой епархии иерей Александр Иванов. В своих выступлени ях они подчеркнули, что их объединяет общая цель — формирование полноценной личности на основе традици онных национальных ценно стей, укорененных в Право славии. Сегодня русский народ оказался на уровне макси мального снижения идеала, потери целей и смысла жи з ни. Очевидна массовая утра та чувства священности От чизны, патриотизма, нацио нального достоинства, отсут ствие четких ценностных ориентаций. Значительную роль в воспитании подраста ющего поколения, формиро вании его гражданской пози ции, жизненных ценностей и установок играют средства массовой информации, про блемам которых был посвя щен доклад пресс-секретаря Липецкой и Елецкой епар хии иеромонаха С трана (Ки селева). «Горе миру от со блазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому че ловеку, через которого со блазн приходит» (Мф. 18:7). Эту Евангельскую цитату можно в полной мере отнес ти к современным средствам массовой информации, кото рые нацелены на растление человеческой души. В этой ситуации право славные информационные ресурсы, прежде всего право славные телеканалы и радио передачи, а также официаль ные церковные печатные из дания и православные ресур сы сети Интернет становят ся основным способом проти востояния антикультур е , приобщения к истинной вере, которая может удержать че ловека от погибели в пучине страстей и пороков, захлест нувших «цивилизованный» мир. В связи с этим, как ни когда, важна принципиаль ная позиция педагогов, целе- нгшравленная политика шко лы, которая призвана сберечь наше национальное достоя ние — души детей. Реформы школьного образования при вели к разрушению нацио нальной системы просвеще ния и воспитания, обезличи ванию русской школы, при способлению ее к западному образцу. В результате следо вания русского народа по пути «пустого, рабского, сле пого подражанья», выветри вания национального само сознания были искажены са мые основы русской души. Не последнюю роль в этом сыграла наша школа, кото р ая , по оп р ед ел ению К. Ушинского, была «полуино- странной», безликой, нацио нально неопределенной. (Све точ отечественной педагоги ки говорил «о необходимос ти сделать русские школы русскими». Однако эта запо ведь Ушинского не выполне на до сих пор. Первостепенной задачей современной русской школы является построение нацио нальной системы образова ния, просвещения и воспита ния. Эта тема стала централь ной в выступлении кандида та психологических наук, доцента ЛГПУ Н. Безбородо вой. Настало время вернуть ся к тому, от чего нас так старательно уводили более восьми десятилетий, и обра титься к тем традициям, ко торые на протяжении тыся челетней истории христиан ской Руси лежали в основе воспитания личности и фор мирования нравственной культуры общества. Образование, его ценнос тная основа должны питать ся, прежде всего, из нацио нального духовного источни ка, а уже после этого возмож но приобщение к опыту дру гих культур. Но именно при общение, а не слепое копи рование. Как показали чтения, в этом направлении делается немало. В нашем городе есть школы, активно внедряющие в образовательный процесс самобытные идеи русской педагогики. Так, О. Миляе- ва, кандидат педагогических наук , учитель начальных классов лицея М 66, подели лась с коллегами опытом ис пользования на своих уроках трудов схи ар хим ан дри т а Иоанна (Маслова) «Святи тель Тихон Задонский и его учение о спасении» и «Сим фония по творениям святи теля Тихона Задонского» , рекомендованных Министер ством образования в качестве книг по духовно-нравствен ному воспитанию. Ряд пре подавателей гимназии № 12 работают по концепции «Рус ской школы». Уже несколь ко лет О. Фурлова, учитель истории, ведет курс «Свето чи России», направленный на формирование националь ного самосознания, понима ния величия исторического прошлого России, возрожде ние традиционных ценностей отечественной культуры. Эту же цель ставят перед собой учителя русского языка и литературы О. Охват (гимна зия № 12) и О. Ланская (МОУ СОШ № 14), которые через анализ христианского под текста классических произве дений русской словесности подводят учащихся к пони манию православных истоков нашей культуры, осмысле нию православного уклада быта и души русского чело века. На своих занятиях они воспитывают в детях такие ведущие черты национально го характера , как д у х о в ность, соборность, жертвен ный патриотизм, служение Родине, трудолюбие, откры тость, хлебосольство, нестя- жательство. Рождественским подар ком всем участникам чтений стала литературно-музыкаль ная композиция, подготов ленная членом Союза писа телей России, поэтом Т. Ро мановой, с участием липец кого барда, лауреата фести валя духовно-патриотическо го творчества «Ковчег» В. Воробьева. Наталья СТЮФЛЯЕВА, кандидат филологических наук, старший преподаватель ЛГПУ. Восстановим храм обретём душу с начала XIX века стоит недалеко от Липецка село Студеные Хутора. Но близость к городу никак не влияет на условия жизни: село постепенно вымирает. Власти стараются обходить его стороной, ведь рядом есть еще одно с похожим названием — Крутые Хутора, — там и живет все руководство. Но, несмотря на все сложности бытия, Господь воздал за терпение крестьян: на самом высоком месте села стоит красавица церковь. Вряд ли во всей округе (да и за ее пределами) найдешь подобное творение рук человеческих. Величественное здание возвышается во всей красе, напоминая о том, что есть еще у всех возможность подумать о душе. в свое время храм был осквер нен — сняты иконы, кресты, коло кола. Церковь «раздевЕши», круши ли, истязали, из нес еще и сделали зернохранилище. В святое место затащили веялки, машины для сор тировки зерна. Сколько было вся кой скверны, сказать страшно. Но матушка-церковь терпела... Мне приходилось там бывать еще ребенком: нас, учеников школы, по сылали на помощь взрослым выпол нять посильную работу при сушке зерна. Мы перелопачивали его де сятками тонн, кругом все гремело и шумело. Но хорошо помню: ког да вошла в первый раз в храм, что- то екнуло в груди, пронзила какая- то боль. Я не понимала, что со мной произошло, но было очень страш но. Строго и с любовью взирали на меня с высоты Иисус Христос, Бо жья Матерь и святые угодники. Еще долго я не могла привыкнуть к это му шуму, где-то в детской неокреп шей душе был протест. Спустя годы я узнала, что цер ковь наша, оказывается, построена в 1900 году жителями Студеных Хуторов, названа в честь Рождества Пресвятой Богородицы. ...Выстоя ла церковь больше века и дождалась своего великого второго рождения. Все как будто повторилось сначала. Жители села захотели отдать дань уважения своим родителям, дедам, прадедам . Решили всем миром: храм надо восстановить, иначе не простят нам этого внуки и правну ки. И взялись за дело. Перво-наперво мои старики-ро дители выкосили и вырвали вруч ную весь бурьян, который вырос чуть ли не до самого купола. Но нужно было найти человека, кото рый бы взялся за нелегкое дело — возглавить и организовать работу по восстановлению церкви. Таковым оказался Вячеслав Афанасьев. Сту деные Хутора — его родное село: здесь он родился и вырос. Сельча не выбргши его старостой. Он уме ло организовал работы и сам, без возмездно, вместе с супругой, не по кладая рук трудился. Потянулись люди к храму: кто с ведрами, кто с лопатой. Нужно было выгружать мусор и очищать помещение от хла ма, накопившегося за многие годы. Вытаскивали прогнившие доски, давнишнее зерно, тонны мусора. Мне, грешной, тоже посчастли вилось принять посильное участие в благом деле. Отец же работал с утра до вечера, не пропуская почти ни одного дня, разве что когда бо лел, а ведь ему уже было 82 года! Все так ж е , как и более века назад, работали старики, инвалиды, подростки. Вынесли мусор, вымы ли стены, вставили стекла. Нашлись добровольцы, которые прошли по селу, собрали деньги. И никто не отказывал в помощи. А сколько людей потом приходили в храм и приносили свои скромные трудовые копейки! Были даже и из других городов, те, кто родился здесь и кому небезразлична судьба родного села и его святыни. На собранные всем миром деньги купили краску, доски на новый пол, привезли пе сок ... А потом состоялась первая служ ба на престольный праздник — Рож дества Богородицы. Приезжал ба тюшка отец Михаил из соседнего села, прихожане пришли семьями. Горели свечи, в красном углу сто яли иконы Божьей Матери и Спа сителя. Пусть еще предстоит много дел и нужны большие средства, но жи тели села верят, что найдутся и деньги, и помощники для восста новления родного храма. Хочется верить, что грядут перемены к луч шему, ибо воистину — свят, кто верует. Раиса ШИПУЛИНА. ^Про(|)союзный ликбез От «сидячей» ДО «активной» в конце прошлого года на заводе «Форд мотор компании во Всеволожске прошла предупредительная забастовка. Окрестили ее «итальянской». Впрочем, этим красивым термином в России стали называть едва ли не любую «нетрадиционную» забастовку. Скорее всего это связано с тем, что у россиян, которым 70 лет вообще было запрещено бастовать, мало опыта в такого рода борьбе с работодателями. Поэтому они не особенно разбираются в тонкостях «забастовочной» терминологии. ^ — Классическое определение «итальянской забастовки» — э т о ^ акция протеста, во время которой сотрудники предприятия отказы ваются приступать к работе, если нарушено хотя бы одно требова ние всевозможных инструкций, например техники безопасности, — пояснил руководитель Центра общественных связей ФНПР Андрей Баранов. — Таким образом, процесс производства бывает неминуе мо прерван. Но при этом вина ложится на работодателя, не обеспе чившего для работников нормальные условия на производстве. Этот вид забастовок обычно практикуют те работники, которым законо дательства разных стран запрещают бастовать «по-настоящему», например медики. Однако для российских производств, где несоблюдение техно логии и нормальных условий труда — дело обычное, забастовка «по- итальянски» — весьма хитрый ход для профсоюзов и работников. Именно потому, что при несоблюдении требований безопасности производство должно быть немедленно приостановлено. И привлечь рабочих к ответственности фактически не за что. Все началось с того, что в середине прошлого года глава до вольно-таки малочисленного заводского профсоюза Алексей Этма- нов прошел обучение в международной профорганизации и съез дил в Бразилию для обмена опытом с профсоюзами заводов «Форд». А потом вернулся и рассказал, как западные профсоюзы борются за права рабочих. Чахлый заводской профсоюз со ста человек немед ленно вырос до тысячи. В октябре профсоюз потребовал повысить зарплаты на 30 процентов, выплачивать 13-ю зарплату и допустить профком к управлению средствами социального страхования. Ад министрация завода отказала. Тогда профорганизация пригрозила забастовкой. Была создана согласительная комиссия, и руковод-^ ство пошло на частичные уступки: согласилось пересмотреть прин-Ш ципы начисления зарплаты и управления соцстрахованием. Но з а ^ пять дней работы согласительной комиссии договориться оконча тельно не успели. По. закону в таком случае рабочие получают право на забастовку. Как известно, «итальянская забастовка» — вещь дёйствительно страшная. Если рабочие выполнят угрозу работать только по инст рукции, «Форду» придется несладко. И тогда зарплату, скорее всего, поднимать придется. Уникальность ситуации состоит в том, что бас туют не самые бедные по российским меркам люди. И бастуют не потому, что зарплату не платят, а потому, что платят, с их точки зре ния, несоразмерно труду. И профсоюз для них не синоним определе ния «друзья начальства», а вполне работоспособная организация. Конечно, нельзя забывать, что речь идет об иностранном заводе, на котором в принципе допускают, что рабочие могут что-то потребо вать и что с ними придется разговаривать. Но сейчас в России таких предприятий становится все больше, а значит, скоро могут появиться и настоящие — в западном "понимании — профсоюзы. А потом и на российских заводах могут начать брать пример со своих коллег. Чтобы проще профактивистам было ориентироваться в терми нологии, «Мы» приводим виды забастовок, существующие в разных странах. «Сидячая» — рабочие отказываются покинуть рабочие места, но при этом не выполняют свои обязанности. «Оккупационная» — рабочие захватывают служебные помеще ния, чтобы не допустить к производству тех, кто отказывается про тестовать и согласен продолжать работать. «Всхлипывающая» — поочередно останавливаются различные ^ участки технологической цепи. Подобная акция наносит самый боль-' шой вред производству. «Активная» — производство не останавливается, однако полу ченными доходами распоряжается не руководство предприятия, а забастовочный комитет. Кирилл МИХАЙЛОВ. Пораскинь умом Танцуют все! По горизонтали: 5. Почти то же самое, изготовленное конку рентами. 6. Европейка, ставшая танцем. 9. Стойкая кукла. 10. Рус ская мудрость гласит: «Кто, сделав... попрекает, тот ему цену ума ляет». 12. Настоятель мужского католического монастыря. 14. Ге рой, убитый в пятку. 16. Человек без недостатков. 18. Остров, зна менитый маяком. 20. Урожай триумфатора. 21. Выборный орган, стоящий во главе организации, ^реждения. 22. Индейский народ в США, подаривший свое имя сразу двум штатам. 23. Изображения этой собаки сохранились на барельефах египетских пирамид. По вертикали: 1. Милитарист по отношению к пацифисту. 2. Самое известное произведение Мориса Равеля. 3. Какая столица, кроме Рима, стоит на семи холмах? 4. Белобородый житель аула. 7. Крупное предприятие на водном транспорте. 8. Спортсмен, нянча щийся с гирями. 11. Что у человека двенадцать, а у монеты — одно? 13. История, которой не очень веришь. 15. Предел стремлений аль пиниста в Западной Европе. 17. Именно он назван «Книгой рекор дов Гиннесса» самым большим музеем в мире. 19. Круглый или Казанская. 20. Французская монета по имени короля Людовика XIII. Составил Михаил КОВАЛЕВ. Ответы на кроссворд «Всем министрам министр», опубликованный 14 января По горизонтали: 5. Восток. 6. Раскат. 9. Евангелие. 10. Бокал. 12. Архар. 14. Корде. 16. Рысак. 18. Остап. 20. Монро. 21. Хулиганка. 22. Фантом. 23. Адыгея. По вертикали: 1. Соломон. 2. Подвал. 3. Капица. 4. Разврат. 7. Инакомыслие. 8. Фельдммшал. 11. Арина. 13. Родео, 15. Эскулап. 17. Премьер. l9 . Плутос. 20. Микадо. В ы п у с к « М ы » п о д г о т о в и л и А л е к с е й К О Л Б А С К О и А л е к с а н д р Х А У С Т О В . Т е л . : 3 1 - 3 1 - 9 1 , 2 7 - 6 5 - 9 3 . E - m a i l : f p l o @ y a n d e x . r u в выпуске использована информация Solldarnost.org, fnpr.org.ru, (amik.ru, Juga.ru, gazeta.ru, spravda.ru, apn.ru, sarbe.ru, from-ua.com, «Санкт-Петербургские ведомости», «Запад России», «Российская газета». Общественный консультативный советредакции «Мы»: зам. главы администрации области, председатель правления областной организации Союза журналистов РФ Николай ЗАГНОЙКО; председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; председатель Федерации профсоюзов области Анатолий ЖИДКИХ; благочинный Грязинского церковного округа Липецко-Елецкой епархии, настоятель, протоиерей Алексий БОГОДЕЕВ; начальник управления труда и занятости населения области Александр ГОРЛОВ; руководитель Управления федеральной государственной сл^ркбы занятости населения по Липецкой области Петр МОСКВО- РЕЦ1ШИ; председатель комитета областного Совета депутатов Петр ПОПОВ; председатель обкома профсоюза работников строительства и промстроиматериалов Анатолий СИРОТИН; президент ЛООО содействия i малому оизмесу Алексеи 1 УЧРЕДИТЕЛИ: Липецкий областной Совет депутатов, администрация области, ГУ «Редакция областной газеты «Липецкая газета». НАШАДРЕС: 398055 , г. Липецк, ул. Московская, 83 . Ш ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: отдел писем и социальных проблем 33-01-19; общественная приёмная 33-01-79; служба новостей 33-01-49, 33-40-88; отдел госвласти и политики 33-00-69: отдел эко номики 33-40-26; отдел образования и культуры 33-00-69; отдел профсоюзной жизни 31-31-91; отдел фотоиллюстраций 33-41-05, РЕКЛАМА И ОБЪЯВЛЕНИЯ: для частных лиц 32-03-38, для организаций тГф.: 33-40-29, 32-03-38. производственный отдел 33-41-19 E-mail: reklama.^pressa.IlpeTsk.ru , 'ПРИЛОЖЕНИЯ К «ЛИПЕЦКОЙ ГАЗЕТЕ» (еженедельники): . «Добрый вечер!» - 31-31-91,33-01-49, 33-41-05. •«Липецкая спортивная газета* - 33-00-80. •«Талисман» - 33-02-38. •«Государственный заказ Липецкой области» - тел./факс 33-40-47, УЕ-то|1: goszokupko''T'pressQ.llpetsk.ru_________________ И З Д А Т Е Л Ь : ГУ « Р е д а к ц и я о б л а с т н о й га з е т ы « Л и п е ц к а я г а з е т а » 3 9 8 0 5 5 , г. Л и пец к , ул . М о с к о в с к а я , 83 , тел ./(ф акс 3 1 - 7 9 - 8 5 . E -m a i l : lg @ p r e s s a . l lp e ts k . r u ТИРАЖ 22209 Индекс 52601. Зарегистрирована ФГУ "Цент рально-Черноземное межрегиональное террито риальное управление Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций". Per. №6-0144. Время подписания в печать по графику 18.00. Подписано в печать в 18.00. Печать офсетная. Объем 4 п. л. Отпечата но в ОАО «Полиграфический комплекс «Ориус», г. Липецк, ул. Московская, 83. Зек. № 3286. СУММАРНЫЙ Н ЕД ЕЛЬНЫ Й ТИРАЖ Липецкс|й г^з^ты» с п^риложениями 173чел, _ экземпляра. Интернет-аудитория за день ^ ^ Ш Й -31 Знак(Р) - материалы на правах рекламы. рубрика «Политпасьянс ■- на коммерческой основе. При перепечатке ссылка на <ЛГ > S. обязательна. Свободная цена. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz