Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
«ЛГ» 9 сентября 2006 г., № 176 (22804) 7 ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ПРАКТИКУМ к в ам п р иш е л п р о в е р яю щ и й . . . Несколько советов по защите собственных прав и интересов Кодекс Р Ф об административных правонарушениях при нят 3 0 д екаб ря 2 0 0 1 года. З а несколько лет его действия суды выработали единую практику применения норм, в нем закрепленных. Распространенное заблуждение , что «рука руку моет», как показывает опытрассмотрения д ел об административных п ра вонарушениях в Арбитражном суде Липецкой области, не со ответствуетдействительности, в чем адвокаты и юристы, н а деюсь , уже убедились. Однако обыватель, сталкиваясь с н е умолимостью государственного механизма или, ещ е хуже, с коррумпированностью чиновников, по -прежнему считает суды придатком репрессивного механизма , полагая, «раз пришли, протокол составили, все равно накахсут». В настоящей статье я попытаюсь доказать неискушенно му в юриспруденции читателю, что это не соответствует р е а лиям сегодняшнего дня . Итак, если пришел про веряющий, что делать? На мой взгляд, не стоит воспринимать это как объяв ление войны. Администра тивные органы являются важнейшим механизмом лю бого демократического госу дарства. Всем еще памятно время беззакония и безвлас тия 4 лихих 90-х», когда пол ное отсутствие контроля за соблюдением элементарных требований законодательства приводило порой к непред сказуемым последствиям. В отсутствие контроля со сто роны государственных орга нов невозможно построить сильную державу. Если проверяющий при шел, значит, на то была при чина, дайте ему сделать свою работу, но при этом не стоит забывать и о своих правах и интересах. Тем более меха низмов, направленных на их защиту, в Кодексе РФ об ад министративных правонару шениях предусмотрено доста точно. Действия проверяющего строгим образом регламен тированы законодатель ством, поэтому обращаем ваше внимание на то, что су щественное нарушение про цедуры административного производства влечет за со бой признание администра тивного акта незаконным и его отмену, независимо от того, совершало или нет лицо, привлекаемое к адми нистративной ответственно сти, административное пра вонарушение. Таким нарушением, в ча стности, является составле ние протокола в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется административное производ(^6,^лйбо доказа тельств его надлежащего уведомления о составлении протокола. Что это означает? Это значит, что лицо, привлекаемое к администра тивной ответственности, дол жно знать, когда, за что со ставлен протокол об админи- Ф е п е р а л ь н о е з а к о н о д а т е л ь с т в о Рекламная пауза Постановлением Правительства России утвер ждены Правила, в соответствии с которыми Феде ральная антимонопольная служба (и ее террито риальные органы) наделена правом возбуждать дела по нарушениям законодательства о рекламе. Возбуждать их антимонопольная служба будет по собственной инициативе, а также по представле нию прокурора, обращению органа государствен ной власти, органа местного самоуправления, за явлению физического или юридического лица. (Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам наруше ния законодательства Российской Федера ции о рекламе», «Российская газета», № 185, 23.08.2006, «Собрание законодательства РФ», Ns 35, 28.08.2006, ст. 3758) Наше жильё Содержание общего имущества, принадлежа щего на праве общей долевой собственности соб ственникам помещений в многоквартирном доме, теперь регулируется новыми правилами. Ими так же установлен порядок и основания изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (в случае оказания услуг и выполне ния работ ненадлежащего качества и (или) с пе рерывами, превышающими установленную про должительность). Следует, правда, обратить внимание на то, что действие правил не распространяется на отно шения, возникающие в связи с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества соб ственниками помещений в многоквартирном доме, когда эти собственники — члены товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-стро ительного кооператива. (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении пра вил содержания общего имущества в мно гоквартирном дом е и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания у с луг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном дом е ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превыша ющ им и установленную продолжитель ность», «Собрание законодательства РФ», 21.08.2006, № 34, ст. 3680, «Российская газета», № 184, 22.08 .2006) Для тех, кто кас бережет За работу по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины военнослужа щим войск гражданской обороны МЧС России с 1 августа 2006 года установлена ежемесячная над бавка. Размеры ее будут зависеть от должности, занимаемой военнослужащими. (Приказ МЧС РФ от 24.07.2006 № 420 «О дополнительных мерах материального сти мулирования военнослужащих войск граж данской обороны МЧС России за работу по поддержанию правопорядка и укрепле нию воинской дисциплины в соединениях и воинских частях войск гражданской обо роны МЧС России», «Бюллетень норматив ных актов федеральных органов исполни тельной власти», № 35, 28.08.2006) стративном правонарушении, и ситуация когда «без меня меня судили» в принципе невозможна или является настолько грубым нарушени ем требований законодатель ства (статьи 28.2 КОАП РФ), что любая работа по состав лению протокола без соблю дения вышеназванных требо ваний является бессмыслен ной, даже при наличии ад министративного правонару шения. Мало пригласить пред ставителя юридического лица или предпринимателя для рассмотрения дела с его участием. Административно му органу необходимо удос товериться в том, что явив шийся представитель являет ся надлежащим. В противном случае рас смотрение дела с участием лица, полномочия которого не вытекают из Устава и других учредительных доку ментов, доверенности, при каза и прочих документов, свидетельствующих о том, что он является законным представителем лица, в от ношении которого ведется а,дмннистративное производ ство, является существен ным нарушением и влечет признание оспариваемого акта незаконным и его от мену. Так же, как и процедуру привлечения к администра тивной ответственности. Ко декс РФ об административ ных правонарушениях очень жестко регулирует времен ные рамки, в которых дей ствуют административные органы. Нельзя, установив факт административного правона рушения (акт проверки и Т . Д . ) , до бесконечности истре бовать у лица, привлекаемся ' го к административной ответ ственности, документы, про водить заседания админист ративных комиссий и тому подобное. Статьей 4.5 КоАП РФ ус тановлен двухмесячный срок со дня совершения ад министративного правона- -( Законотворчество/ рушения, по истечении ко торого постановление о при влечении к административ ной ответственности не мо жет быть вынесено. При длящемся правона рушении двухмесячный срок следует исчислять со дня об наружения административ ного правонарушения. При этом длящимся администра тивным правонарушением является такое правонару шение, которое выражается в длительном непрекращаю- щемся невыполнении обя занностей, возложенных на нарушителя законом. Все это значит, что Ко декс РФ об административ ных правонарушениях пре дусматривает своеобразный срок давности привлечения к административной ответ ственности, по истечении которого привлечь за совер шенное или установленное правонарушение уже невоз можно. В подтверждение выше сказанного приведу пример. Открытое акционерное общество обратилось в Арбит ражный суд Липецкой облас ти с заявлением об оспарива нии акта административного органа о привлечении к адми нистративной ответственнос ти в виде штрафа в сумме 40 000 рублей. В вину заяви телю был вменен факт несоб людения экологических и са нитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства за пе риод с 7 сентября по 7 октяб ря 2004 года. При рассмотрении суд ус тановил, что данное правона рушение является длящимся и срок привлечения к адми нистративной ответственнос ти следует исчислять со дня обнаружения, т.е. с 8.10.2004 года, что зафиксировано ак том проверки. В связи с тем, что оспа риваемый заявителем акт вынесен 22.12.2004 года, то есть за пределами двухме сячного срока, суд признал оспариваемый акт незакон ным и отменил его. Кроме вышеназванных причин, принятый админи стративным органом акт бу дет признан незаконным и подлежащим отмене в слу чае, если дри вынесении по- . становления о привлечении к 'йДА^ЙЙ'Ёй^ративной ответ-'*'^^ ственности должностным лицом были превышены предоставленные полномо чия. Глава 23 Кодекса РФ об административных правона рушениях исчерпывающе определяет, какие государ ственные органы вправе рассматривать дела, возбуж денные за административные правонарушения. Теперь от процедуры при влечения к административ ной ответственности перей дем к самому, на мой взгляд, интересному — составам ад министративных правонару шений. Вот где простор для гра мотной защиты своих инте ресов. Попытаюсь объяснить, что такое состав админист ративного правонарушения. Итак, состав включает в себя четыре составляющих: — объект (это то, что на рушили); — объективная сторона (это то, как нарушили); — субъект (это тот, кто нарушил); — субъективная сторона (это то, что думал в момент нарушения тот, кто нарушил — вина). Так вот, отсутствие соста ва (то есть хотя бы одного из его составляющих) адми нистративного правонару шения является безуслов ным основанием для отме ны акта административного органа о привлечении к ад министративной ответствен ности. Можно на примере пока зать, о чем идет речь. Индивидуальный пред приниматель обратился в суд с заявлением об оспаривании акта административного органа о привлечении его к административной ответ ственности за невыполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (отсутствовала лицен зия на обращение с опасны ми отходами, не разработан проект нормативов образова ния отходов и лимитов на их размещение и т.д.). Согласно требованиям Закона Липецкой области «Об охране окружающей среды Липецкой области» юридические и физические лица, осуществляющие хо зяйственную и иную дея тельность на территории об ласти, обязаны, в том чис ле, выполнять установлен ный порядок подготовки и реализации хозяйственных решений, осуществление ко торых может оказы вать вредное воздействие на ок- руз^йШй^ую ерёЙУ, Иметь ли цензии на лицензируемые виды деятельности. Однако порядок, который закон предписывает выпол нять, не установлен. Вот к£ 1 к бывает! Рассмотрев заявление предпринимателя, суд при шел к выводу, что привлече ние предпринимателя к ад министративной ответствен ности за невыполнение уста новленного порядка при от сутствии такого порядка, ус тановленного Липецкой обла стью, является незаконным, поскольку отсутствует состав административного правона рушения, а именно одно из его составляющих — вина. Вообще же обстоятель ствами, исключающими про изводство по делу об админи стративном правонаруше нии ( статья 24,5 Кодекса РФ об административных право нарушениях), являются: 1) отсутствие события административного право нарушения; 2 ) отсутствие состава административного право нарушения, в том числе не достижение физическим ли цом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, пре дусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответ ственности, или невменяе мость физического лица, со вершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состо янии крайней необходимос ти; 4 ) издание акта амнис тии, если такой акт устра няет применение админист ративного наказания; 5 ) отмена закона, уста новившего административ ную ответственность; 6 ) истечение сроков дав ности привлечения к адми нистративной ответствен ности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий ( бездействия) лицом, в отно шении которого ведется про изводство по делу об админи стративном правонаруше нии, постановления о назна чении административного наказания, либо постановле ния о прекращении производ ства по делу об администра тивном правонарушении, либо постановления о воз буждении уголовного дела; 8 ) смерть физического лица, в отношении которо го ведется производство по делу об административном правонарушении.‘ Но что делать, если был совершён незйачйте) 1 ьный проступок, формально подпа дающий по действие Кодек са РФ об административных правонарушениях, а админи стративный орган сработал грамотно и все требования законодательства к процеду ре выполнил неукоснитель но? И здесь Кодекс РФ об ад министративных правонару шениях даст судье возмож ность на законных основани ях освободить лицо, привле каемое к административной ответственности, от наказа ния. Согласно статье 2.9 Ко декса РФ об административ ных правонарушениях при малозначительности совер шенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут ос вободить лицо, совершившее административное правона рушение, от административ ной ответственности и огра ничиться устным замечани ем. Степень общественной опасности совершенного правонарушения определяет ся судом при квалификации правонарушения как мало значительного с учетом кон кретных обстоятельств его совершения, исходя из судей ского усмотрения. Вот почему не стоит иг норировать возможность представить оправдательные пояснения и доказательства в суде. И вообще научиться защитить свои интересы на законных основаниях. Ведь судье совершенно все равно, сколько заявлений о при влечении к административ ной ответственности удов летворено, а сколько заяв лений не удовлетворено, сколько актов администра тивных органов отменено, а сколько нет. Значение имеет только законность и обоснованность судебного акта. Да, да, имен но так, насколько пафосно и декларативно это бы ни зву чало. Отменит или оставит в силе судебный акт вышесто ящая инстанция — вот что действительно важно, по скольку апелляционная и кассационная инстанции дают оценку , насколько объективно суд оценил пред ставленные доказательства, насколько обоснованно при нято решение. Ну и в заключение хочет ся отметить, что чтение Ко декса РФ об административ ных правонарушениях про сто так — занятие, может быть, и скучное (для непро фессионала), зато полезное. В будущем это, возможно, по может вам сэкономить нема ло времени и средств. Илья ШУЛЬГИН, помощник судьи Арбитражного суда Липецкой области. З а к о н о д а т е л ь с т в о Л и п е ц к о й о б л а с т и За гражданское общество о том, как видят депутаты областного Совета развитие гражданского общества в отдельно взя том регионе России —Липецкой области, можно ознакомиться, почитав областную целевую про грамму «Развитие гражданского общества (2007 — 2010 годы)». (Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 10.08.2006 № 1348- пс «Об областной целевой программе «Развитие гражданского общества (2007 — 2010 годы)» (вместе с «Перечнем»), «Липецкая газета». Ns 160, 18.08.2006 г.) 033 регионального масштаба Законом Липецкой области определены о с новы создания, функционирования и порядок пре кращения существования особых экономических зон регионального уровня. (Закон Липецкой области от 18.08.2006 Ns 3 1 6 -0 3 «Об особы х эконом и че ски х зонах регионального уровня») Будьте здоровы! Согласно распоряжению главы города Липец ка до 1 ноября 2006 года будут проведены до полнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасны ми производственными факторами. (Р а спор яж ение главы админист рации г. Липецка от 15.08.2006 Ns 3589-р «О про ведении дополнительных м едицински х осмотров работников, занятых на рабо тах с вредными и (или) опасными произ водственными факторами в рамках наци онального проекта «Здоровье» г. Липец ка в 2006 году») Для снижения доз облучения населения и пер сонала лечебных учреждений в нашей области будут разработаны программы переоснащения лечебно-профилактических учреждений рентгено логическим оборудованием и приняты все совре меннейшие методы по соблюдению требований радиационной безопасности. (Постановление Гпавного государственно го санитарного врача по Липецкой обла сти от 21 .08 .2006 Ns 11 «Об ограничении облучения населения при про ведении рентгенорадиологических медицинских исследований») За классное руководство - премия Законом Липецкой области в новом учебном году педагогам установлено вознаграждение в размере 1000 рублей за классное руководство (это в классах со 100%-ной наполняемостью, ус тановленной для образовательных учреждений со ответствующими типовыми положениями), а в классах с меньшей наполняемостью — пропор ционально количеству обучающихся. (Закон Липецкой области от 18.08.2006 Ns 3 2 1 -0 3 «О внесении изменений в За кон Липецкой области «О порядке, р а з мере и условиях выплаты вознагражде ния за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреж дений») С нормативно-правовыми актами знакомил Леонтий КОЛЕЧКО. ПРОЕКТ МВД предлагает отстранять губернаторов по любому обвинению Министерством внутренних д ел подготовлен законопро ект, ужесточающий ответственность чиновников, которые сво ими действиями или бездействием способствовали теракту, и облегчающий отстранение губернаторов. Как пишут «Ведо мости», документ уже одобрен комиссией Госдумы по за ко нопроектной деятельности и будет внесен правительством в нижнюю палату. Поправки касаются ста тей 292 и 293 Уголовного кодекса, карающие за слу жебный подлог и халатность, а также статьи 114 УПК о временном отстранении глав регионов. Внесение в доку менты заведомо ложных све дений будет грозить уже не двумя годами лишения сво боды, а четырьмя. Наказание за халатность увеличивать не предлагается. Зато теперь халатностью будут считать и «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и госу дарства». Серьезные санкции грозят губернаторам. Сейчас прези дент по представлению ген прокурора может временно отстранять их от должности в случае предъявления им обвинений в тяжком пре ступлении. По новым прави лам достаточно обвинения в любом преступлении (напри мер, в клевете или подлоге). Как говорится в пояснитель ной записке, такая мера «бу дет способствовать укрепле нию вертикали власти, а так же окажет дополнительное дисциплинирующее воздей ствие на указанную катего рию должностных лиц». Ав торы законопроекта утверж дают, что «в РФ отдельные территории используются для подготовки террористов при фактическом попусти тельстве должностных лиц, отвечающих за обеспечение общественного порядка». НОУ-ХАУ Нашли противоядие «серым» зарплатам в суде Удмуртии создан важный прецедент — за вы плату зарплат в «конвертах» суд оштрафовал и обязал компанию возместить недоимки по налогам. Местные налоговики смогли на основе косвенных улик склонить на свою сторону суды трех инстанций. Текст образцового решения суда центральный аппарат Федеральной налоговой службы разослал во все регио нальные инспекции, сообщает газета «Ведомости». В письме руководство ФНС обращает внимание инс пекций на опыт удмуртских коллег. Им удалось вывес ти на чистую воду компанию, платившую работникам зарплату в «конвертах», и победить ее в трех судебных инстанциях. Решения судов тоже прилагаются к письму с помет кой «Для анализа и использования в работе». «Господин заключенный, разрешите войти» Шотландские тюремщики получили новую инструкцию от Главного инспектора тюрем, сообщает Лента.РУ, со ссылкой на газету «Тайм». В ней прописаны основные права заключенных, на пример, право на ежедневное обеспечение фруктами, овощами и нижним бельем. Часть инструкции посвящена правилам обращения персонала тюрем с теми, кто в них содержится. В част ности, тюремщиков обязали обращаться к заключенным по фамилии, добавляя «мистер» или «миссис», и сту чаться, перед тем как зайти в камеру. В разговоре с узниками категорически запрещено использовать клич ки и грубые слова. Также персонал тюрем должен немедленно обеспе чить заключенным доступ к Европейскому суду по пра вам человека в случае, если тот решит оформить жало бу на нарушение его прав в тюрьме. |— Юридический —I словарь БЕЗДЕЙСТВИЕ —разновидность преступного деяния (б е з д е й ствие преступное), а также ад министративного правонаруше ния (проступка); представляет собой виновное общ ественно опасное (при бездействии пре ступном) или общественно вред ное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было со вершить в силу возложенных на него правовых обязанностей. В форме бездействия преступно го совершаются такие преступ ления, как неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ), остав ление в опасности (ст. 125 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ) и др. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — в те ории государства и права поня тие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зави сящих от законодательного при знания или непризнания их в кон кретном государстве. ОСОБОЕ МНЕНИЕ - изложен ная письменно и приобщенная к делу позиция судьи или народ ного заседателя, не согласного с реш ением или приговором суда, вынесенным большинством голосов. Особое мнение может быть по делу в целом или по от дельным вопросам, которые дол жны быть разрешены судом при вынесении решения, приговора, определения, постановления. В зале судебного заседания не ог лашается. Амнистированные дачники (Окончание. Начало на 5-й стр.) Оплата за государственную регистрацию земельных участ ков будет снижена с 500 до 100 рублей. Тарифы на межевание в каждом регионе устанавливаются отдельно. При этом местные власти обязаны зафиксировать максимальную величину тари фа, которую землеустроители при проведении межевания пре вышать не имеют права. Закон о «дачной амнистии» также продлевает до 1 января 2010 года бесплатную приватизацию муниципального жилья. Необходимые бумажки в последних числах августа Минэкономразвития (МЭРТ) на конец разработало, а Министерство юстиции утвердило новые формы и бланки документов, необходимых для обращения граж дан в органы Росрегистрации. Их оказалось всего три: деклара ция об объектах недвижимого имущества, располагающихся на земельном участке, новый технический паспорт на строения, а также форма выписки из похозяйственной книги. Последняя з а меняет документ о получении участка под застройку, если не осталось никаких бумаг. Технический паспорт на строения при оформлении в соб ственность дачного участка потребуется не каждому, а только тем, кто пожелает, чтобы дом на участке был признан жилым. Иногда это может быть целесообразно, поскольку в таком доме можно вполне законно прописаться на постоянное жительство. Интересные подробности Прежде чем идти в Росрегистрацию, нужно выяснить, к ка кой категории относится недвижимость. Если это постройка на земле, выделенной под дачу, сад или гараж, то особых проблем не будет. А вот если к участку прирезана «ничья» земля, то д о полнительных согласований не избежать. Не исключены ситуа- . ции, когда у человека вообще нет никаких документов на землю. В таком случае придется вызывать геодезиста из землеустрои тельной организации для процедуры межевания. Участок будут заново обмерять, отмечать границы владения. Законом отменяется получение разрешения на ввод постро ек в эксплуатацию. Это освобождение касается всех, кто уже построил и еще будет возводить индивидуальные жилые дома на своих участках вплоть до 1 января 2010 года. Нынешний Гра достроительный кодекс предписывает получать разрешение на строительство, если дом возводится на участке для индивиду ального жилищного строительства или на приусадебном земель ном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства. Но если стройка началась до 30 декабря 2004 года, когда Градостроительный кодекс вступил в силу, то можно обой тись без разрешения на строительство. Однако органы Росре гистрации могут потребовать предоставления документов, под тверждающих дату начала возведения дома — например, дого вор подряда со строительной организацией. Но вот что делать в этом случае тем, чьи дачи, бани и гаражи построены бригадами шабашников без всяких договоров? Юристы советуют опирать ся на свидетельские показания соседей, а также на выписанные продавцами стройматериалов платежные документы — чеки, накладные, квитанции — если они, разумеется, сохранились. Огородный участок, выделявшийся в пределах товарищества, можно приватизировать бесплатно, даже если документов на него у владельца нет. Для этого необходимо обратиться в мес тную администрацию, где предоставят соответствующую выписку из похозяйственной книги. Если же участки под огороды выде лялись в индивидуальном порядке, то при отсутствии докумен тов эту землю придется выкупать. Цену местные власти вправе назначить по своему усмотрению. В регистрации права собственности на участок, расположен ный в водоохранной зоне, его хозяину может быть отказано. Кроме того, такие участки могут быть изъяты по решению суда. Если эта земля потребуется для государственных или муници пальных нужд —например, для размещения особо важного объек та общественного значения —то в качестве компенсации за уча сток власти должны предоставить равноценное денежное воз мещение. Но если участок был предоставлен с нарушением з а конодательства, то компенсация его владельцу не положена. Впрочем, если сам собственник не является непосредственным нарушителем законодательства — например, добросовестно ку пил землю, незаконно полученную продавцом, — то он вправе предъявить претензии лицу, по вине которого оказался владель цем такого участка. При проведении процедуры межевания, как и при других землеустроительных работах, обязательно должны учитываться интересы владельцев смежных участков. Для этого землеустро ители письменно извещают всех соседей о предстоящей проце дуре межевания не позднее чем за 7 календарных дней до нача ла работ. Но если соседи, получившие извещение, не явились подписывать соответствующий акт о границах, то он будет со ставлен без их участия. Марта АБАКУМОВА. Арбитражные суды в условиях ... (Окончание. Начало на 5-й стр.) Во-вторых, идет процесс формирования и становления апел ляционных судов, которые призваны пересматривать решения судов первой инстанции. Эти суды выведены за пределы адми нистративно-территориальных регионов, что, безусловно, будет способствовать укреплению независимости судов и доверия общества к арбитражным судам. С 10 марта 2006 года начал свою работу Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже. Были определенные волнения по поводу оценки деятельности нашего суда вновь созданнрй судебной инстанци ей. Ведь элемент судейского усмотрения при отсутствии едино образия правоприменения может повлиять на качество отправ ления правосудия, а также и на оценку деятельности суда, не только со стороны своих коллег, но и, в первую очередь, со стороны участников процесса. Статистика работы апелляцион ного суда свидетельствует о том, что из арбитражных судов шести регионов, чьи судебные акты пересматриваются в городе Воро неже, у нас лучшие показатели работы за полугодие. Судьи апел ляционной инстанции отмечают обоснованность, мотивирован ность и убедительность судебных актов Арбитражного суда Ли пецкой области. Это говорит о продуманности принимаемых решений, об их соответствии закону и существующей правовой позиции, а значит, и об ответственности всего коллектива ар битражного суда за каждый принимаемый судом правоприме нительный документ. Что касается нашего суда, то мы постоянно занимаемся воп росами формирования единообразия судебной практики. Про блемные вопросы обсуждаются в судебных составах, на сове щаниях судей и помощников судей. В соответствии с планом работы суда проводятся обобщения судебной практики по ра з личным категориям дел и доводятся до сведения вышестоящих судов и общественности через официальный сайт нашего суда и журнал «Судебные известия». Говоря об ответственности судей, да и всего коллектива ар битражного суда, нельзя не сказать о тех мероприятиях, кото рые проводятся в суде с целью информирования общества об организации деятельности суда. Речь идет о публичности и от крытости суда. Начиная с 2005 года, суд публично отчитывается по итогам работы за год. С 2004 года в суде действует офици альный сайт. Сейчас мы работаем над его новой версией, кото рая начнет функционировать в ноябре месяце. Через официаль ный сайт можно узнать об организации деятельности суда, о делах, рассматриваемых в суде, получить любую интересующую правовую информацию в рубрике «вопрос-ответ». На сайте раз мещается информация об итогах деятельности суда за полуго дие и год, публикуются обобщения арбитражной практики и многое другое. В новой версии сайта мы намерены размещать не только списки судебных заседаний, но и принятые оконча тельные судебные акты, вступившие в законную силу. В холле арбитражного суда с октября прошлого года действует инфор мационный портал, который позволяет посетителям суда полу чить все данные о прохождении любого дела в суде с момента его поступления в суд и до вынесения окончательного судебно го акта. На наш взгляд, расширение границ информированности общества о деятельности арбитражного суда будет способство вать повышению ответственности судей за принимаемые акты. Совершенно очевидно, что опубликованные судебные акты (то есть с этого момента публичные!), немотивированные, с опечат ками и ошибками повлияют не только на репутацию конкретного судьи, суда в целом, но и не добавят авторитета судебной вла сти. В заключение хочется сказать, что у нас высокопрофессио нальный судейский корпус, замечательный коллектив, имеющий достаточный опыт, хорошие традиции, чтобы решить поставлен ные перед нами задачи. Я поздравляю всех своих коллег с наступающим праздни ком! Желаю всем здоровья, успехов, чтобы вся наша деятель ность стала уроком уважения к закону! Галина РОЛДУГИ НА, председатель Арбитражного суда Липецкой области, заслуженный юрист Российской Федерации. «Юрфак» присоединяется к прозвучавшему поздравлению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz