Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

I I (2 О Ю 3 Беларусь—Россия 7 СЕНТЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 34 (278) Прорыв Вмикроэлектронике Специалисты электронной отрасли Беларуси и России готовы к выполнению новых союзных программ проекты Олег Дубов М О С КВА Специалисты электронной от­ расли Беларуси и России за в е р ­ шают техническую работу по формированию новых совмест­ ных программ в области микро­ электроники на 2007—2010 го­ ды. Среди них программа разра ­ ботки перспективных электрон­ ных средств отображения ин­ формации и технологий их про- иэводства. Эта программа предусматри­ вает создание активно-матрич­ ных, жидкокристаллических экра­ нов раэмерами от 6 до 50 дюймов, дисплеев на новых принципах, в том числе органической и поли­ мерной электролюминесценции, автоэмиссионных дисплеев с ка­ тодами на нанотрубках. Белорус­ ские ученые и специалисты ра з ­ работают для этого соответствую­ щие комплекты сверхбольших ин­ тегральных схем, аналогово-циф­ ровые процессоры обработки сиг­ налов для жидкокристаллических индикаторов и плаэменных ви­ деомодулей на основе технологии SOC (система на кристалле), вы­ соковольтные драйверы. По программе «Тепловиэор» готовится раэработка техноло­ гии изготовления активно-мат­ ричных систем управления для микродисплеев, органических электролюминесцентных дисп­ леев , ряд СБИС аналоговых мультиплексоров. На их основе российские специалисты будут со здавать гамму устройств теп- ловизионной техники широкого применения. По программе «Функциональ­ ная СВЧ-электроника» началась разработка серии новых изделий для телекоммуникационной тех­ ники, систем связи и навигации. Белорусские специалисты обес­ печат элементную базу для р а з ­ работки соответствующих сис­ тем и устройств, выполняемых российскими партнерами. Эксперты отмечают положи­ тельный опыт сотрудничества электронщиков Беларуси и Рос­ сии. С 2000 года ими уже успеш­ но реализованы две крупные со­ юзные белорусско-российские программы «Победа» и «База» . В рамках первой из них создан ряд прецизионного технологиче­ ского оборудования для субмик­ ронных производств двух стран — степперы, зондовые ус­ тановки, сборочное оборудова­ ние. В ходе реализации второй программы разработано и осво­ ено серийное производство 70 типов новых микросхем, которые уже используются в различных изделиях народного хозяйства, а также имеют двойное и специ­ альное назначение. В планах на период до 2010 года также новая совместная бе­ лорусско-российская программа «Основа». В ходе ее реализации предусмотрены разработка но­ вых субмикронных технологиче­ ских процессов, создание новых конструкторских бюро. С преступностью боремся вместе сотрудничество Дмитрий Родин Б Р ЯНС К — ГОМ ЕЛЬ УКРЕПЛЕНИЕ связей правоох­ ранительных органов пригра­ ничных регионов д а е т хорошие результаты. На днях в райцентре Климово собрались сотрудники правоохранительных органов двух соседних областей — Го­ мельской и Брянской, чтобы под­ вести итоги совместной д е я ­ тельности. Брянскую группу воз­ главлял зам еститель начальни­ ка УВД полковник И. Зуевич, бе ­ лорусскую — полковник В. Ба- рейша. Об итогах борьбы против преступности р ассказали руко­ водители Климовского РОВД Брянской области полковник В. Абоштамов и Добрушского РОВД Гомельской области под­ полковник В. Емельянов. Оперативная обстановка в приграничных районах была и остается неспокойной. Контра­ банда , наркотики, незаконная миграция, частый угон ав то ­ транспорта — все это потребо­ вало объединить усилия россий­ ских и белорусских блюстите­ лей закона . И результаты не з а ­ медлили ска заться . С овм ест­ ные действия брянских сотруд­ ников УФСБ и УВД с белорус ­ скими коллегами выследили долго скрывавшихся двоих пре­ ступников, которые в зорвали в городе Клинцы машину подпол­ ковника милиции В. Коновалова — старш его оперуполномочен­ ного по особо важным делам УБОП. Брянская Фемида приго­ ворила убийц: одного пожизнен­ но, второго — на 20 лет. Несколько бандитских н апа ­ дений на граждан приграничья совершила группа преступника Котика. Она постоянно уходила от сыщиков то в Россию, то в Б е ­ ларусь. И лишь объединившись в поиске, сотрудники россий ­ ских и белорусских правоохра­ нительных органов смогли взять членов банды. Кроме того, арестовано чет­ веро преступников, числивших­ ся в розыске, выявлено несколь­ ко фактов контрабанды, изъяты оружие, боеприпасы , в зры вча ­ тые в ещ ества , три килограмма наркосредств. Проведено не­ сколько совместных профилак­ тических операций. Сотрудники милиции со сед ­ них областей обмениваются оперативной информацией . З а последние шесть месяцев выяв­ лено более ста фактов незакон­ ного пересечения границы ,под­ делки регистрационных доку­ ментов, номеров узлов и агрега­ тов транспортных средств. — С преступностью нам с та ­ ло легче бороться вместе , — р ассказал зам еститель началь­ ника УВД Брянской области полковник И. Зуевич . — Наши белорусские коллеги сразу сог­ ласились на совместное сотруд­ ничество. Видя хорошие резуль­ таты, мы работаем над тем, что­ бы расширить и укрепить до с ­ тигнутое. Союзная скважина Возможна ли белорусская нефтегазодобыча в России? экономи ка Алексей Чичкин М О С К В А — М ИНС К в о з м о ж н о с т ь доступа Б ел а ­ руси к российским н еф т е г а зо ­ вым месторождениям на оф и ­ циальном уровне дискутирует­ ся с конца 1990-х годов. В про­ шлом году, как уже сообщ ал «СОЮЗ», руководители наших стран договорились , что этот вопрос должен иметь положи­ тельное реш ение , а детали бу­ дут обговаривать ведом ств а и хозяйствующие субъекты. С ей ­ час идут конкретные перегово ­ ры по упомянутой проблеме. Во многих зарубежных эко ­ номических сою зах — в З а п а д ­ ной, Экваториальной Африке, АСЕАН, Карибском сообществе — межгосударственными явля ­ ются, к примеру, не только м ес ­ торождения природных р есур ­ сов, но и предприятия по их пе­ реработке . Схожая идея з а л о ­ жена в недавней совместной инициативе Судана, Йемена и Эритреи по созданию Ассоциа­ ции государств б ассейн а Крас­ ного моря. Планы же приобре­ тения двух месторождений нефти в России подтвердил не­ давно заместитель председате­ ля концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко, сообщив, что речь идет о покупке двух с к в а ­ жин с годовым дебетом по 15 млн. тонн. Но, по его словам , Б еларусь пока не устраивает цена, которую требуют россий ­ ские компании. — Чтобы определить р е а л ь ­ ную стоимость скважин, сейчас специалисты РУП «Белорус- нефть» и их российские коллеги проводят и сследовательски е работы , — подчеркнул М.Оси­ пенко. Белорусской стороне выгод­ но добывать нефть в тех место­ рождениях, где есть так называ­ емая легкая нефть, которая д е ­ шевле по себестоимости и звле­ чения, а по своим п арам етрам совм естим а со светлой б ел о ­ русской нефтью . То есть их можно см еш ивать и п ер ер аб а ­ тывать в Беларуси . Тем самым белорусская сторона будет и з­ бав л ен а от повышения россий­ ских расценок на поставляемые из РФ нефть и газ. Но, спраши­ вают многие белорусские а н а ­ литики и СМИ, откажется ли российский нефтегазовый би з ­ нес от собл а зн а н аращ ивать свои цены? И каков будет тариф на перекачку нефти до Б ел ару ­ си? Официальных ответов пока нет. Но обе стороны ныне про­ рабатывают варианты белорус­ ских платежей з а прокачку д о ­ бы ваемой белорусами россий ­ ской нефти. Напомним, российские ком­ пании, поставляя нефть в Б ел а ­ русь и экспортируя нефть через республику, не платят белорус­ скую таможенную пошлину, со ­ ставляющую ныне бол ее 200 долларов з а тонну. Действую ­ щие же в Беларуси низкие экс­ портные пошлины на нефтепро­ дукты стимулируют российские нефтяные компании поставлять и эти товары в европейское з а ­ рубежье именно ч ер е з Б е л а ­ русь. Белорусская сторона рас ­ считывает , что российские п е ­ реговорщики будут учитывать упомянутые белорусские льго ­ ты и снизят цены на месторож ­ дения. Секунда величина емкая Продолжается работа по совершенствованию суперкомпьютеров «СКИФ» Альберт Валентинов М О С КВ А — М ИНС К —мы СПОСОБНЫ собственны­ ми силами создавать наиболее мощные передовые компьютеры, мы вошли в четверку лидеров и вышли на уровень самых техно­ логически развитых держав. И это не только и не столько вопрос международного престижа. Этот результат говорит о том, что мы готовы сегодня оснащать рос­ сийские и белорусские предпри­ ятия вычислительными мощно­ стями мирового уровня, но при этом собственными силами, си­ лами отечественных разработчи­ ков, с учетом нужд и покупатель­ ной способности наших предпри­ ятий, — так заявил на пресс-кон­ ференции, посвященной за в ер ­ шению суперкомпьютерной про­ граммы «СКИФ», Государствен­ ный секретарь Союзного госу­ дарства Павел Бородин. Мы уже рассказывали читате­ лям «союза» о совместной р а ­ боте российских и белорусских специалистов в рамках програм­ мы Союзного государства «СКИФ», действовавшей с 2000 до 2004 года — по созданию мощных суперкомпьютерных ус­ тановок. Программа выполнена силами специалистов Объеди­ ненного института проблем ин­ форматики НАН Беларуси, мин­ ского НИИ ЭВМ, Института про­ граммных систем Российской академии наук и российской ком­ пании «Т-Платформы». Резуль­ тат работы — первенец програм­ мы «СКИФ К-500» с пиковой про­ изводительностью свыше 700 миллиардов операций в секунду и созданная в конце 2004 года ус­ тановка «СКИФ К-1000» с произ­ водительностью 2,5 триллиона операций в секунду, вошедшая в сотню самых производительных компьютеров мира и являющаяся самым мощным компьютером на территории СНГ и Восточной Ев­ ропы. — Триллионы операций, «вби­ тых» в одну крошечную секун­ ду, — скорость, еще недавно ка­ завшаяся фантастической, — се­ годня уже не удовлетворяет спе­ циалистов, — говорит сотрудник компании «Т-Платформы» Еле- I нято соответствующее постанов­ ление Совминов России, Белару­ си и Союзного государства. — Я безгранично рад, что нам удалось пройти первый этап фор­ мирования союзной суперкомпь­ ютерной программы «СКИФ- ГРИД», — комментирует дирек­ тор Института программных сис­ тем РАНСергей Абрамов. — Вме­ сте с тем приходится констатиро­ вать, что развитие суперкомпью­ терной отрасли тормозится гро­ моздкой процедурой согласова­ ний. Вслед за экспертами разви­ тых стран продолжаю утвер­ ждать, что здесь необходимо мгновенное принятие решений Все участники процесса будут стараться сделать все, чтобы второй этап формирования программы «СКИФ-ГРИД» пройти менее чем за полгода. на Чуракова. — Научно-техниче­ ский прогресс постоянно ставит новые, все более сложные зад а ­ чи. Так что выпущенные за пять лет исполнения программы «СКИФ» шестнадцать суперком­ пьютеров К-500 и К-1000 (де­ сять — в России и шесть — в Бе­ ларуси) были использованы с ма­ ксимальной отдачей. Впереди — новые задачи. Они будут решать­ ся в рамках союзной суперкомпь­ ютерной программы «СКИФ- ГРИД» на 2005 — 2009 годы. Р е ­ шения о е е подготовке Минобр­ науки России добивался ещ е в 2004 году с момента завершения программы «СКИФ», но понадо­ билось два года, чтобы было при- — максимум квартал на согласо­ вания, разработка долгосрочных программ на 10—15 лет, переда­ ча оперативного управления уче­ ным, а не министерствам. Кроме того, необходима государствен­ ная монополия на финансирова­ ние данных разработок и адек ­ ватный задачам объем государ­ ственного финансирования. Период разработки самой программы, по прогнозам С. Аб­ рамова, должен составить 5 — 6 месяцев и начаться уже в этом ГО­ ДУ- — Все участники процесса, — утверждает он, — будут старать­ ся сделать все, чтобы второй этап формирования программы ■ Директор Института програм­ мных систем- РАН, научный ру­ ководитель и исполнительный директор программы от России Сергей Абрамов демонстрирует возможности «СКИФа». «СКИФ-ГРИД» пройти быстрее, менее чем за полгода, а не за два года, как это было с первым эта­ пом. Такое смелое утверждение вполне обоснованно. Уже сейчас формируется обширный список проектов, которые предстоит ре­ шать по новой программе. Обра­ щает на себя внимание их разно­ образие — наряду с чисто науч­ ными сложнейшими задачами. — Главное в новой програм­ ме — создание новых техноло­ гий, которые обеспечат доступ к суперкомпьютеру любому поль­ зователю , — пояснил зам ести ­ тель генерального директора Объединенного института проб­ лем информатики НАН Беларуси Владимир Анищенко. — Мы хо­ тим, чтобы наши установки рабо­ тали для любых сф ер народного хозяйства, одновременно решая разные задачи. А для этого наме­ рены значительно увеличить их мощность. В наших планах — со­ здание суперкомьютера, совер ­ шающего квадриллионы опера­ ций в секунду. Думаю, он появит­ ся через 4 — 5 лет. Для сведения тех, кто не силен в математике: квадриллион — тысяча триллионов. Так что через 4 — 5 лет нынешние «суперы» покажутся тихоходами. А через 1о лет? Не будем гадать, з ам е ­ тим только, что секунда — вели­ чина емкая. В ритме экологических стандартов Окончание. Начало на стр. I Впрочем, вниманием посети­ телей пользуются и другие экспо­ наты — ещ е один крупнотоннаж­ ный груэовик, отвечающий более строгим экологическим требова­ ниям, и средний городской авто­ бус нового поколения. Отмечены раэличными титулами и машины других ведущих автоэаводов Со- юэного государства. Тем не менее непредвзятому посетителю выставки все это не помешало заметить, насколько обострилась конкуренция на на­ шем общем рынке, в первую оче­ редь с зарубежными фирмами. Причем если в прежние годы пе­ ред западной техникой у отечест­ венной было весьма важное преи­ мущество в цене, то по сравнению с китайскими средними и тяжелы­ ми грузовиками, впервые пока­ занными в Москве, его может и не оказаться. Это притом, что и каче­ ство у них— на уровне. Ведь за ос­ нову взяты лучшие мировые ана­ логи. «Кабина у нас от «Вольво», двигатель — немецкий, коробка перемены передач — американ­ ская или японская — прямо из ка­ бины тяжелого седельного тягача, поделился секретом дилер одной китайской фирмы. — Стоит же ма­ шина в полтора-два раза дешевле западного аналога — в первую очередь за счет невысокой зар ­ платы китайских рабочих. Эта продукция поставляется в 40 стран». Готовы ли автозаводы России и Беларуси к такой конкуренции? Вопрос тем более актуален, что в Российской Федерации с 2008 го­ да вводятся экологические требо­ вания к автотранспорту Евро-3. Глава крупнейшего российского автозавода КамАЗ Сергей Кого- гин заявил в Москве: «Большинст­ во российских производителей го­ товы к переходу на нормы Евро-3, и мы будем настаивать на их вве­ дении с одновременным ограни­ чением вво за некачественной импортной техники». К этому можно добавить информацию, сообщенную корреспонденту «союза» на стенде КамАЗа в «Крокус экспо»: двигатель стан­ дарта Евро-3 фактически готов к производству, а к концу года бу­ дет заверш ена работа и над мо­ тором Евро-4. Заводы ЗИЛ, ГАЗ используют в основном двигатели Минского моторного завода , которые уже соответствуют требованиям, вступающим в силу с 2008 года. В наиболее сложном положении мо­ жет оказаться Минский автоза­ вод, который сейчас устанавлива­ ет на свои грузовики более мощ­ ные дизели Ярославского мотор­ ного завода. Некоторое время на­ зад «С0103» уже писал, что ЯМЗ готовится к освоению выпуска по лицензии современного двигате­ ля французской фирмы «Рено». Как добросовестные партнеры, ярославцы недавно прислали один такой мотор МАЗу для адап­ тации к выпускаемым тут автомо­ билям и испытаний. К слову, и на Московском автосалоне можно было увидеть новинку. Мне под­ твердили, что в следующем году планируется выпустить 500 таких двигателей. Но вместе стам в Мо­ скве демонстрируется и более де­ шевый мотор стандарта Евро-3 собственно ярославской разра ­ ботки, с которым, к слову, пару лет назад минский грузовик завоевал признание на том же Московском автосалоне. Значит ли все это, что окончательный выбор еще не сде­ лан или будут выпускаться парал­ лельно моторы двух типов? Одно­ значный ответ, думается, может дать только время. Для МАЗа он, однако, имеет первостепенное значение. Россия — главный потребитель продук­ ции завода, и ему нужны ежегод­ но многие тысячи надежных, сов­ ременных, мощных двигателей, доступных покупателям автомо­ билей по цене. Только в первом полугодии МАЗ увеличил выпуск грузовиков почти на 7 процентов, автобусов — почти на 90. Как со­ хранить эти темпы в условиях, ко­ гда в России будут введены новые экологические требования? — Рассматриваем разные в а ­ рианты, — отвечает на этот воп­ рос корреспондента «СОЮЗа» ге­ неральный директор Минского ав ­ тозавода Валентин Гуринович. — Надеемся, ярославским коллегам удастся обеспечить приемлемую цену нового двигателя. Но изуча­ ем и предложения китайских, иранских фирм. К этому можно добавить, что представленная ныне в Москве минская автотехника, соответст­ вующая стандартам Евро-3 и 4, пока оснащается немецкими и американскими двигателями. Чтобы фирмы, осуществляющие международные перевозки в З а ­ падную Европу, уже сегодня мог­ ли делать это на отечественных автомобилях. Так что, как видим, драматизи­ ровать ситуацию нет оснований. Тем более что пока российские и белорусские автомобилестроите­ ли идут в ногу с союзной програм­ мой развития дизельного автомо­ билестроения, которой предусма­ тривается серийный выпуск с 2008 года двигателей и грузови­ ков стандарта Евро-3, а с 2010 го­ да — Евро-4. Для этого предпола­ гается предоставить предприяти­ ям отрасли солидные льготы по кредитам, привлечь цвет отечест­ венного научно-технического ком­ плекса. Но это все-таки програм­ ма-минимум. А Минский авто за ­ вод, к примеру, намерен в 2008 го­ ду освоить выпуск грузовика, со ­ ответствующего экологическим требованиям Евро-5, которые к тому времени вступят в силу в Ев­ ропе. И хорошо бы, чтобы стоял на минской машине свой, белорус­ ский или российский двигатель. Экология на двоих Союзные депутаты обсудят вопросы охраны природы парламентские вести Михаил Кузьмин МОС КВА 14— 16 СЕНТЯБРЯ в Полоцке в рамках Международного эколо­ гического фестиваля состоится научно-практическая конферен­ ция «Состояние и пути развития рационального природопользо­ вания и охраны окружающей сре­ ды Беларуси и России». В работе конференции, сообщ ает пресс- служба Парламентского Собра­ ния Союза Беларуси и России, примут участие депутаты Парла­ ментского Собрания, члены Эко­ логического совета и Научно­ консультативного совета по про­ блемам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвида­ ции последствий аварий, бело ­ русские и российские парламен­ тарии, представители заинтере­ сованных министерств и в е ­ домств, общественных организа­ ций и средств массовой инфор­ мации Российской Федерации и Республики Беларусь, ведущие российские и белорусские уче­ ные, специалисты в области ох­ раны окружающей среды. Участники конференции на­ мерены провести научный ан а ­ лиз состояния окружающей сре ­ ды, подготовить рекомендации по дальнейшему согласованию совместных действий, направ­ ленных на охрану и рациональ­ ное использование п р и р о д н о -р а^ сурсной базы для у с т о й ч и в о ^В социально-экономического р а з ^ вития Беларуси и России, обсу- . дить актуальные проблемы вос­ создания социально-экологиче­ ского пространства двух стран, а также формы и методы совер ­ шенствования практики обмена опытом природоохранной д е я ­ тельности. Наш лучший московский дворик Могилевчане победили в конкурсе «На лучшую дворовую территорию Москвы» прямые связи Ольга Кисляк М О С КВ А — М О ГИ Л Е В КАК УЖЕ сообщал «СОЮЗ», со­ гласно договору о сотрудничест­ ве между Могилевским горис­ полкомом и управой Соколиная Гора Восточного административ­ ного округа российской столицы могилевчане благоустраивали двор в Москве по улице Благуша. Через две недели во двор, в кото­ ром до этого не было ничего, кро­ ме деревьев да обычного газона, стали, как на экскурсию, прихо­ дить жители окрестных домов. — По проекту наших архитек­ торов работники Ленинского ЖРЭУ Могилева создали в од­ ном из московских дворов целую этнографическую белорусскую деревню с резными беседками, скамеечками (каждая— с гербом города на Днепре), качелями-ка­ руселями, спортивной и игровой площадками, амфитеатром . Об­ лагородили газон, разбили клум­ бы, посадили цветы. Благодаря Могилевскому резчику по дереву Петру Федорову в московском дворике «прописалось» множе­ ство волшебных персонажей — герои белорусских сказок, л е ­ генд и преданий, зверушки, — р асск а зал а корреспонденту «союза» и.о. начальника Упра­ вления архитектуры Могилевско­ го горисполкома Елена Курашо- ва. — Вход в «деревню» «защи­ щает» крепость, имитирующая старинный Могилев, на которой установлена бронзовая табличка с наименованием нашего города. Дворик получился таким з а ­ мечательным, что завоевал все­ общую симпатию членов жюри, единодушно присудивших ему первое место в конкурсе «На лучшую дворовую территорию Москвы». На церемонии открытия « м о ^ й гилевского московского д в о р и ^ Р ка» посол Беларуси в России Ва­ силий Долголев отметил: «В Б е ­ ларуси в настоящ ее время в е ­ дется активная работа по благо­ устройству каждого населенного пункта — от больших городов до малых сел, и этот дворик — пре­ красный тому пример». Маленьким мостиком дружбы между Могилевом и Москвой на­ звал новый дворик и председа­ тель Могилевского горисполкома Виктор Шориков. А префект Вос­ точного административного окру­ га Москвы Николай Евтихиев по­ обещал, что в ближайшее время специалисты из Белокаменной благоустроят один из Могилев­ ских дворов. Планируется, что к работе москвичи приступят ужс^ . начале сентября и до конца м е с я ^ j ца в живописном месте, в самом центре города на Днепре, появит­ ся «кусочек России». Могилев­ ские архитекторы, ознакомивши­ еся с проектом, не сомневаются: их землякам он придется по душе. Во дворе, окруженном высотными домами, разместится шикарная спортивная площадка со специ­ альным покрытием изтеннисита, оборудованная для игр в футбол, баскетбол и волейбол, где смогут заниматься как дети из близлежа­ щих домов, так и учащиеся, сту­ денты из расположенных непода­ леку учебных заведений, а также зона отдыха с игровой детской площадкой. Последняя будет об­ несена кирпичной стеной с бойни­ цами, а внутри нее установят не только привычные всем качели- карусели, но и горки, символизи­ рующие Московский Кремль. Наследники «Ильи Муромца» Вышли в свет очерки о дальней авиации России книжная полка Юрий Гаврилов М О С КВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «Молодая гвар­ дия» выпустило в свет книгу «Воз­ душный меч России» о мировой и отечественной дальней авиации. Поклонникам историко-докумен­ тальной прозы наверняка знаком автор очерков. Валерий Хайрю- зов когда-то носил форму пилота гражданской авиации, а в свобод­ ное от полетов время предавался давнишней страсти— истории по­ корения Пятого океана. О ней он пишет давно. Однако страниц, по­ священных дальней авиации, в истории ВВС относительно не­ много. Тем не менее энтузиаст-ис­ следователь не мог пройти мимо самого молодого и самого мощно­ го рода российских Военно-воз­ душных сил. Так появилась новая книга. В предисловии Хайрюзов пи­ шет: «В первую очередь нас инте­ ресовала история российской и советской дальней авиации. Ее конструкторы, инженеры, летчи­ ки. Многие из них отдали свои жизни и здоровье при создании воздушного меча Родины». В каком-то смысле сборник можно считать данью памяти всем, кто проложил дорогу в небо отечественным бомбардировщи­ кам, — от раннего детища Игоря Сикорского «Ильи Муромца» до грозы наших дней, мощного и уди­ вительно красивого «Белого л е ­ бедя» Ту-160. Книга «Воздушный меч Рос­ сии» — своеобразная энциклопе­ дия воздухоплавания. В ней про­ слеживаются события, начиная с 1848 года, когда австрийцы впер­ вые использовали аэростаты для бомбардировки осажденной Ве­ неции. Мало кто знает, но опыт XIX века спустя столетие пыта­ лись использовать самураи. В конце Второй мировой войны японское командование решило провести «операцию во зм е з ­ дия» — забросать территорию ■ Книга «Воздушный меч Рос­ сии» оформлена со вкусом и содержит много фотографий. США аэробомбами. 15 тысяч воз­ душных шаров со смертоносным грузом полетели через океан. Не­ которые добрались до американ­ ского побережья, но нанести су­ щественного урона противнику не смогли. Очевидцы вспомина­ ли, что психологический эффект от воздушной атаки оказался ку-, д а серьезней материального ' ущерба от нее. В. Хайрюзову удалось собрать в книге уникальные факты из био­ графии конструкторов дальних бомбардировщиков Игоря Сикор­ ского, Александра Прокофьева- Северского, Андрея Туполева, Владимира Мясищева. Военных историков наверняка заинтересу­ ют рассказы современников о по­ летах американского «старожи­ ла» В-52 во Вьетнаме, подробно­ сти авиационных операций в Аф­ ганистане, Ираке и бывшей Юго­ славии. Богатая фактура и хороший авторский язык, современное по­ лиграфическое исполнение и большое количество иллюстра­ ций делают эту книгу интересной не только для специалистов, но и для широкой читательской ауди­ тории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz