Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
I I (2 О Ю 3 Беларусь—Россия 7 СЕНТЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 34 (278) Прорыв Вмикроэлектронике Специалисты электронной отрасли Беларуси и России готовы к выполнению новых союзных программ проекты Олег Дубов М О С КВА Специалисты электронной от расли Беларуси и России за в е р шают техническую работу по формированию новых совмест ных программ в области микро электроники на 2007—2010 го ды. Среди них программа разра ботки перспективных электрон ных средств отображения ин формации и технологий их про- иэводства. Эта программа предусматри вает создание активно-матрич ных, жидкокристаллических экра нов раэмерами от 6 до 50 дюймов, дисплеев на новых принципах, в том числе органической и поли мерной электролюминесценции, автоэмиссионных дисплеев с ка тодами на нанотрубках. Белорус ские ученые и специалисты ра з работают для этого соответствую щие комплекты сверхбольших ин тегральных схем, аналогово-циф ровые процессоры обработки сиг налов для жидкокристаллических индикаторов и плаэменных ви деомодулей на основе технологии SOC (система на кристалле), вы соковольтные драйверы. По программе «Тепловиэор» готовится раэработка техноло гии изготовления активно-мат ричных систем управления для микродисплеев, органических электролюминесцентных дисп леев , ряд СБИС аналоговых мультиплексоров. На их основе российские специалисты будут со здавать гамму устройств теп- ловизионной техники широкого применения. По программе «Функциональ ная СВЧ-электроника» началась разработка серии новых изделий для телекоммуникационной тех ники, систем связи и навигации. Белорусские специалисты обес печат элементную базу для р а з работки соответствующих сис тем и устройств, выполняемых российскими партнерами. Эксперты отмечают положи тельный опыт сотрудничества электронщиков Беларуси и Рос сии. С 2000 года ими уже успеш но реализованы две крупные со юзные белорусско-российские программы «Победа» и «База» . В рамках первой из них создан ряд прецизионного технологиче ского оборудования для субмик ронных производств двух стран — степперы, зондовые ус тановки, сборочное оборудова ние. В ходе реализации второй программы разработано и осво ено серийное производство 70 типов новых микросхем, которые уже используются в различных изделиях народного хозяйства, а также имеют двойное и специ альное назначение. В планах на период до 2010 года также новая совместная бе лорусско-российская программа «Основа». В ходе ее реализации предусмотрены разработка но вых субмикронных технологиче ских процессов, создание новых конструкторских бюро. С преступностью боремся вместе сотрудничество Дмитрий Родин Б Р ЯНС К — ГОМ ЕЛЬ УКРЕПЛЕНИЕ связей правоох ранительных органов пригра ничных регионов д а е т хорошие результаты. На днях в райцентре Климово собрались сотрудники правоохранительных органов двух соседних областей — Го мельской и Брянской, чтобы под вести итоги совместной д е я тельности. Брянскую группу воз главлял зам еститель начальни ка УВД полковник И. Зуевич, бе лорусскую — полковник В. Ба- рейша. Об итогах борьбы против преступности р ассказали руко водители Климовского РОВД Брянской области полковник В. Абоштамов и Добрушского РОВД Гомельской области под полковник В. Емельянов. Оперативная обстановка в приграничных районах была и остается неспокойной. Контра банда , наркотики, незаконная миграция, частый угон ав то транспорта — все это потребо вало объединить усилия россий ских и белорусских блюстите лей закона . И результаты не з а медлили ска заться . С овм ест ные действия брянских сотруд ников УФСБ и УВД с белорус скими коллегами выследили долго скрывавшихся двоих пре ступников, которые в зорвали в городе Клинцы машину подпол ковника милиции В. Коновалова — старш его оперуполномочен ного по особо важным делам УБОП. Брянская Фемида приго ворила убийц: одного пожизнен но, второго — на 20 лет. Несколько бандитских н апа дений на граждан приграничья совершила группа преступника Котика. Она постоянно уходила от сыщиков то в Россию, то в Б е ларусь. И лишь объединившись в поиске, сотрудники россий ских и белорусских правоохра нительных органов смогли взять членов банды. Кроме того, арестовано чет веро преступников, числивших ся в розыске, выявлено несколь ко фактов контрабанды, изъяты оружие, боеприпасы , в зры вча тые в ещ ества , три килограмма наркосредств. Проведено не сколько совместных профилак тических операций. Сотрудники милиции со сед них областей обмениваются оперативной информацией . З а последние шесть месяцев выяв лено более ста фактов незакон ного пересечения границы ,под делки регистрационных доку ментов, номеров узлов и агрега тов транспортных средств. — С преступностью нам с та ло легче бороться вместе , — р ассказал зам еститель началь ника УВД Брянской области полковник И. Зуевич . — Наши белорусские коллеги сразу сог ласились на совместное сотруд ничество. Видя хорошие резуль таты, мы работаем над тем, что бы расширить и укрепить до с тигнутое. Союзная скважина Возможна ли белорусская нефтегазодобыча в России? экономи ка Алексей Чичкин М О С К В А — М ИНС К в о з м о ж н о с т ь доступа Б ел а руси к российским н еф т е г а зо вым месторождениям на оф и циальном уровне дискутирует ся с конца 1990-х годов. В про шлом году, как уже сообщ ал «СОЮЗ», руководители наших стран договорились , что этот вопрос должен иметь положи тельное реш ение , а детали бу дут обговаривать ведом ств а и хозяйствующие субъекты. С ей час идут конкретные перегово ры по упомянутой проблеме. Во многих зарубежных эко номических сою зах — в З а п а д ной, Экваториальной Африке, АСЕАН, Карибском сообществе — межгосударственными явля ются, к примеру, не только м ес торождения природных р есур сов, но и предприятия по их пе реработке . Схожая идея з а л о жена в недавней совместной инициативе Судана, Йемена и Эритреи по созданию Ассоциа ции государств б ассейн а Крас ного моря. Планы же приобре тения двух месторождений нефти в России подтвердил не давно заместитель председате ля концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко, сообщив, что речь идет о покупке двух с к в а жин с годовым дебетом по 15 млн. тонн. Но, по его словам , Б еларусь пока не устраивает цена, которую требуют россий ские компании. — Чтобы определить р е а л ь ную стоимость скважин, сейчас специалисты РУП «Белорус- нефть» и их российские коллеги проводят и сследовательски е работы , — подчеркнул М.Оси пенко. Белорусской стороне выгод но добывать нефть в тех место рождениях, где есть так называ емая легкая нефть, которая д е шевле по себестоимости и звле чения, а по своим п арам етрам совм естим а со светлой б ел о русской нефтью . То есть их можно см еш ивать и п ер ер аб а тывать в Беларуси . Тем самым белорусская сторона будет и з бав л ен а от повышения россий ских расценок на поставляемые из РФ нефть и газ. Но, спраши вают многие белорусские а н а литики и СМИ, откажется ли российский нефтегазовый би з нес от собл а зн а н аращ ивать свои цены? И каков будет тариф на перекачку нефти до Б ел ару си? Официальных ответов пока нет. Но обе стороны ныне про рабатывают варианты белорус ских платежей з а прокачку д о бы ваемой белорусами россий ской нефти. Напомним, российские ком пании, поставляя нефть в Б ел а русь и экспортируя нефть через республику, не платят белорус скую таможенную пошлину, со ставляющую ныне бол ее 200 долларов з а тонну. Действую щие же в Беларуси низкие экс портные пошлины на нефтепро дукты стимулируют российские нефтяные компании поставлять и эти товары в европейское з а рубежье именно ч ер е з Б е л а русь. Белорусская сторона рас считывает , что российские п е реговорщики будут учитывать упомянутые белорусские льго ты и снизят цены на месторож дения. Секунда величина емкая Продолжается работа по совершенствованию суперкомпьютеров «СКИФ» Альберт Валентинов М О С КВ А — М ИНС К —мы СПОСОБНЫ собственны ми силами создавать наиболее мощные передовые компьютеры, мы вошли в четверку лидеров и вышли на уровень самых техно логически развитых держав. И это не только и не столько вопрос международного престижа. Этот результат говорит о том, что мы готовы сегодня оснащать рос сийские и белорусские предпри ятия вычислительными мощно стями мирового уровня, но при этом собственными силами, си лами отечественных разработчи ков, с учетом нужд и покупатель ной способности наших предпри ятий, — так заявил на пресс-кон ференции, посвященной за в ер шению суперкомпьютерной про граммы «СКИФ», Государствен ный секретарь Союзного госу дарства Павел Бородин. Мы уже рассказывали читате лям «союза» о совместной р а боте российских и белорусских специалистов в рамках програм мы Союзного государства «СКИФ», действовавшей с 2000 до 2004 года — по созданию мощных суперкомпьютерных ус тановок. Программа выполнена силами специалистов Объеди ненного института проблем ин форматики НАН Беларуси, мин ского НИИ ЭВМ, Института про граммных систем Российской академии наук и российской ком пании «Т-Платформы». Резуль тат работы — первенец програм мы «СКИФ К-500» с пиковой про изводительностью свыше 700 миллиардов операций в секунду и созданная в конце 2004 года ус тановка «СКИФ К-1000» с произ водительностью 2,5 триллиона операций в секунду, вошедшая в сотню самых производительных компьютеров мира и являющаяся самым мощным компьютером на территории СНГ и Восточной Ев ропы. — Триллионы операций, «вби тых» в одну крошечную секун ду, — скорость, еще недавно ка завшаяся фантастической, — се годня уже не удовлетворяет спе циалистов, — говорит сотрудник компании «Т-Платформы» Еле- I нято соответствующее постанов ление Совминов России, Белару си и Союзного государства. — Я безгранично рад, что нам удалось пройти первый этап фор мирования союзной суперкомпь ютерной программы «СКИФ- ГРИД», — комментирует дирек тор Института программных сис тем РАНСергей Абрамов. — Вме сте с тем приходится констатиро вать, что развитие суперкомпью терной отрасли тормозится гро моздкой процедурой согласова ний. Вслед за экспертами разви тых стран продолжаю утвер ждать, что здесь необходимо мгновенное принятие решений Все участники процесса будут стараться сделать все, чтобы второй этап формирования программы «СКИФ-ГРИД» пройти менее чем за полгода. на Чуракова. — Научно-техниче ский прогресс постоянно ставит новые, все более сложные зад а чи. Так что выпущенные за пять лет исполнения программы «СКИФ» шестнадцать суперком пьютеров К-500 и К-1000 (де сять — в России и шесть — в Бе ларуси) были использованы с ма ксимальной отдачей. Впереди — новые задачи. Они будут решать ся в рамках союзной суперкомпь ютерной программы «СКИФ- ГРИД» на 2005 — 2009 годы. Р е шения о е е подготовке Минобр науки России добивался ещ е в 2004 году с момента завершения программы «СКИФ», но понадо билось два года, чтобы было при- — максимум квартал на согласо вания, разработка долгосрочных программ на 10—15 лет, переда ча оперативного управления уче ным, а не министерствам. Кроме того, необходима государствен ная монополия на финансирова ние данных разработок и адек ватный задачам объем государ ственного финансирования. Период разработки самой программы, по прогнозам С. Аб рамова, должен составить 5 — 6 месяцев и начаться уже в этом ГО ДУ- — Все участники процесса, — утверждает он, — будут старать ся сделать все, чтобы второй этап формирования программы ■ Директор Института програм мных систем- РАН, научный ру ководитель и исполнительный директор программы от России Сергей Абрамов демонстрирует возможности «СКИФа». «СКИФ-ГРИД» пройти быстрее, менее чем за полгода, а не за два года, как это было с первым эта пом. Такое смелое утверждение вполне обоснованно. Уже сейчас формируется обширный список проектов, которые предстоит ре шать по новой программе. Обра щает на себя внимание их разно образие — наряду с чисто науч ными сложнейшими задачами. — Главное в новой програм ме — создание новых техноло гий, которые обеспечат доступ к суперкомпьютеру любому поль зователю , — пояснил зам ести тель генерального директора Объединенного института проб лем информатики НАН Беларуси Владимир Анищенко. — Мы хо тим, чтобы наши установки рабо тали для любых сф ер народного хозяйства, одновременно решая разные задачи. А для этого наме рены значительно увеличить их мощность. В наших планах — со здание суперкомьютера, совер шающего квадриллионы опера ций в секунду. Думаю, он появит ся через 4 — 5 лет. Для сведения тех, кто не силен в математике: квадриллион — тысяча триллионов. Так что через 4 — 5 лет нынешние «суперы» покажутся тихоходами. А через 1о лет? Не будем гадать, з ам е тим только, что секунда — вели чина емкая. В ритме экологических стандартов Окончание. Начало на стр. I Впрочем, вниманием посети телей пользуются и другие экспо наты — ещ е один крупнотоннаж ный груэовик, отвечающий более строгим экологическим требова ниям, и средний городской авто бус нового поколения. Отмечены раэличными титулами и машины других ведущих автоэаводов Со- юэного государства. Тем не менее непредвзятому посетителю выставки все это не помешало заметить, насколько обострилась конкуренция на на шем общем рынке, в первую оче редь с зарубежными фирмами. Причем если в прежние годы пе ред западной техникой у отечест венной было весьма важное преи мущество в цене, то по сравнению с китайскими средними и тяжелы ми грузовиками, впервые пока занными в Москве, его может и не оказаться. Это притом, что и каче ство у них— на уровне. Ведь за ос нову взяты лучшие мировые ана логи. «Кабина у нас от «Вольво», двигатель — немецкий, коробка перемены передач — американ ская или японская — прямо из ка бины тяжелого седельного тягача, поделился секретом дилер одной китайской фирмы. — Стоит же ма шина в полтора-два раза дешевле западного аналога — в первую очередь за счет невысокой зар платы китайских рабочих. Эта продукция поставляется в 40 стран». Готовы ли автозаводы России и Беларуси к такой конкуренции? Вопрос тем более актуален, что в Российской Федерации с 2008 го да вводятся экологические требо вания к автотранспорту Евро-3. Глава крупнейшего российского автозавода КамАЗ Сергей Кого- гин заявил в Москве: «Большинст во российских производителей го товы к переходу на нормы Евро-3, и мы будем настаивать на их вве дении с одновременным ограни чением вво за некачественной импортной техники». К этому можно добавить информацию, сообщенную корреспонденту «союза» на стенде КамАЗа в «Крокус экспо»: двигатель стан дарта Евро-3 фактически готов к производству, а к концу года бу дет заверш ена работа и над мо тором Евро-4. Заводы ЗИЛ, ГАЗ используют в основном двигатели Минского моторного завода , которые уже соответствуют требованиям, вступающим в силу с 2008 года. В наиболее сложном положении мо жет оказаться Минский автоза вод, который сейчас устанавлива ет на свои грузовики более мощ ные дизели Ярославского мотор ного завода. Некоторое время на зад «С0103» уже писал, что ЯМЗ готовится к освоению выпуска по лицензии современного двигате ля французской фирмы «Рено». Как добросовестные партнеры, ярославцы недавно прислали один такой мотор МАЗу для адап тации к выпускаемым тут автомо билям и испытаний. К слову, и на Московском автосалоне можно было увидеть новинку. Мне под твердили, что в следующем году планируется выпустить 500 таких двигателей. Но вместе стам в Мо скве демонстрируется и более де шевый мотор стандарта Евро-3 собственно ярославской разра ботки, с которым, к слову, пару лет назад минский грузовик завоевал признание на том же Московском автосалоне. Значит ли все это, что окончательный выбор еще не сде лан или будут выпускаться парал лельно моторы двух типов? Одно значный ответ, думается, может дать только время. Для МАЗа он, однако, имеет первостепенное значение. Россия — главный потребитель продук ции завода, и ему нужны ежегод но многие тысячи надежных, сов ременных, мощных двигателей, доступных покупателям автомо билей по цене. Только в первом полугодии МАЗ увеличил выпуск грузовиков почти на 7 процентов, автобусов — почти на 90. Как со хранить эти темпы в условиях, ко гда в России будут введены новые экологические требования? — Рассматриваем разные в а рианты, — отвечает на этот воп рос корреспондента «СОЮЗа» ге неральный директор Минского ав тозавода Валентин Гуринович. — Надеемся, ярославским коллегам удастся обеспечить приемлемую цену нового двигателя. Но изуча ем и предложения китайских, иранских фирм. К этому можно добавить, что представленная ныне в Москве минская автотехника, соответст вующая стандартам Евро-3 и 4, пока оснащается немецкими и американскими двигателями. Чтобы фирмы, осуществляющие международные перевозки в З а падную Европу, уже сегодня мог ли делать это на отечественных автомобилях. Так что, как видим, драматизи ровать ситуацию нет оснований. Тем более что пока российские и белорусские автомобилестроите ли идут в ногу с союзной програм мой развития дизельного автомо билестроения, которой предусма тривается серийный выпуск с 2008 года двигателей и грузови ков стандарта Евро-3, а с 2010 го да — Евро-4. Для этого предпола гается предоставить предприяти ям отрасли солидные льготы по кредитам, привлечь цвет отечест венного научно-технического ком плекса. Но это все-таки програм ма-минимум. А Минский авто за вод, к примеру, намерен в 2008 го ду освоить выпуск грузовика, со ответствующего экологическим требованиям Евро-5, которые к тому времени вступят в силу в Ев ропе. И хорошо бы, чтобы стоял на минской машине свой, белорус ский или российский двигатель. Экология на двоих Союзные депутаты обсудят вопросы охраны природы парламентские вести Михаил Кузьмин МОС КВА 14— 16 СЕНТЯБРЯ в Полоцке в рамках Международного эколо гического фестиваля состоится научно-практическая конферен ция «Состояние и пути развития рационального природопользо вания и охраны окружающей сре ды Беларуси и России». В работе конференции, сообщ ает пресс- служба Парламентского Собра ния Союза Беларуси и России, примут участие депутаты Парла ментского Собрания, члены Эко логического совета и Научно консультативного совета по про блемам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвида ции последствий аварий, бело русские и российские парламен тарии, представители заинтере сованных министерств и в е домств, общественных организа ций и средств массовой инфор мации Российской Федерации и Республики Беларусь, ведущие российские и белорусские уче ные, специалисты в области ох раны окружающей среды. Участники конференции на мерены провести научный ан а лиз состояния окружающей сре ды, подготовить рекомендации по дальнейшему согласованию совместных действий, направ ленных на охрану и рациональ ное использование п р и р о д н о -р а^ сурсной базы для у с т о й ч и в о ^В социально-экономического р а з ^ вития Беларуси и России, обсу- . дить актуальные проблемы вос создания социально-экологиче ского пространства двух стран, а также формы и методы совер шенствования практики обмена опытом природоохранной д е я тельности. Наш лучший московский дворик Могилевчане победили в конкурсе «На лучшую дворовую территорию Москвы» прямые связи Ольга Кисляк М О С КВ А — М О ГИ Л Е В КАК УЖЕ сообщал «СОЮЗ», со гласно договору о сотрудничест ве между Могилевским горис полкомом и управой Соколиная Гора Восточного административ ного округа российской столицы могилевчане благоустраивали двор в Москве по улице Благуша. Через две недели во двор, в кото ром до этого не было ничего, кро ме деревьев да обычного газона, стали, как на экскурсию, прихо дить жители окрестных домов. — По проекту наших архитек торов работники Ленинского ЖРЭУ Могилева создали в од ном из московских дворов целую этнографическую белорусскую деревню с резными беседками, скамеечками (каждая— с гербом города на Днепре), качелями-ка руселями, спортивной и игровой площадками, амфитеатром . Об лагородили газон, разбили клум бы, посадили цветы. Благодаря Могилевскому резчику по дереву Петру Федорову в московском дворике «прописалось» множе ство волшебных персонажей — герои белорусских сказок, л е генд и преданий, зверушки, — р асск а зал а корреспонденту «союза» и.о. начальника Упра вления архитектуры Могилевско го горисполкома Елена Курашо- ва. — Вход в «деревню» «защи щает» крепость, имитирующая старинный Могилев, на которой установлена бронзовая табличка с наименованием нашего города. Дворик получился таким з а мечательным, что завоевал все общую симпатию членов жюри, единодушно присудивших ему первое место в конкурсе «На лучшую дворовую территорию Москвы». На церемонии открытия « м о ^ й гилевского московского д в о р и ^ Р ка» посол Беларуси в России Ва силий Долголев отметил: «В Б е ларуси в настоящ ее время в е дется активная работа по благо устройству каждого населенного пункта — от больших городов до малых сел, и этот дворик — пре красный тому пример». Маленьким мостиком дружбы между Могилевом и Москвой на звал новый дворик и председа тель Могилевского горисполкома Виктор Шориков. А префект Вос точного административного окру га Москвы Николай Евтихиев по обещал, что в ближайшее время специалисты из Белокаменной благоустроят один из Могилев ских дворов. Планируется, что к работе москвичи приступят ужс^ . начале сентября и до конца м е с я ^ j ца в живописном месте, в самом центре города на Днепре, появит ся «кусочек России». Могилев ские архитекторы, ознакомивши еся с проектом, не сомневаются: их землякам он придется по душе. Во дворе, окруженном высотными домами, разместится шикарная спортивная площадка со специ альным покрытием изтеннисита, оборудованная для игр в футбол, баскетбол и волейбол, где смогут заниматься как дети из близлежа щих домов, так и учащиеся, сту денты из расположенных непода леку учебных заведений, а также зона отдыха с игровой детской площадкой. Последняя будет об несена кирпичной стеной с бойни цами, а внутри нее установят не только привычные всем качели- карусели, но и горки, символизи рующие Московский Кремль. Наследники «Ильи Муромца» Вышли в свет очерки о дальней авиации России книжная полка Юрий Гаврилов М О С КВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «Молодая гвар дия» выпустило в свет книгу «Воз душный меч России» о мировой и отечественной дальней авиации. Поклонникам историко-докумен тальной прозы наверняка знаком автор очерков. Валерий Хайрю- зов когда-то носил форму пилота гражданской авиации, а в свобод ное от полетов время предавался давнишней страсти— истории по корения Пятого океана. О ней он пишет давно. Однако страниц, по священных дальней авиации, в истории ВВС относительно не много. Тем не менее энтузиаст-ис следователь не мог пройти мимо самого молодого и самого мощно го рода российских Военно-воз душных сил. Так появилась новая книга. В предисловии Хайрюзов пи шет: «В первую очередь нас инте ресовала история российской и советской дальней авиации. Ее конструкторы, инженеры, летчи ки. Многие из них отдали свои жизни и здоровье при создании воздушного меча Родины». В каком-то смысле сборник можно считать данью памяти всем, кто проложил дорогу в небо отечественным бомбардировщи кам, — от раннего детища Игоря Сикорского «Ильи Муромца» до грозы наших дней, мощного и уди вительно красивого «Белого л е бедя» Ту-160. Книга «Воздушный меч Рос сии» — своеобразная энциклопе дия воздухоплавания. В ней про слеживаются события, начиная с 1848 года, когда австрийцы впер вые использовали аэростаты для бомбардировки осажденной Ве неции. Мало кто знает, но опыт XIX века спустя столетие пыта лись использовать самураи. В конце Второй мировой войны японское командование решило провести «операцию во зм е з дия» — забросать территорию ■ Книга «Воздушный меч Рос сии» оформлена со вкусом и содержит много фотографий. США аэробомбами. 15 тысяч воз душных шаров со смертоносным грузом полетели через океан. Не которые добрались до американ ского побережья, но нанести су щественного урона противнику не смогли. Очевидцы вспомина ли, что психологический эффект от воздушной атаки оказался ку-, д а серьезней материального ' ущерба от нее. В. Хайрюзову удалось собрать в книге уникальные факты из био графии конструкторов дальних бомбардировщиков Игоря Сикор ского, Александра Прокофьева- Северского, Андрея Туполева, Владимира Мясищева. Военных историков наверняка заинтересу ют рассказы современников о по летах американского «старожи ла» В-52 во Вьетнаме, подробно сти авиационных операций в Аф ганистане, Ираке и бывшей Юго славии. Богатая фактура и хороший авторский язык, современное по лиграфическое исполнение и большое количество иллюстра ций делают эту книгу интересной не только для специалистов, но и для широкой читательской ауди тории.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz