Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 2 сентября 2 0 0 6 г . , № 171 (2 2 7 9 9 ) ^Зам етки горожанки Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» За Достоевского зарплату не повысят Ну вот и прошел еще один первый сентябрьский день. Для кого-то он был заполнен радостной суетой, связанной со сбором малышей, которым предстояло впервые переступить школьный порог. Хотя к зтим приятным хлопотам примешивалась и легкая (пока еще) тревога: как-то он (она) будет учиться? Что ждет его (ее) в туманном будущем через одиннадцать лет? А для кого-то уже начался отсчет времени тяжких раздумий: в какой вуз и на какую специальность поступать ребенку будущим летом? Каких репетиторов нанимать, чтобы любимое чадо успешно сдало предстоящие ЕГЭ? Да что там говорить, разве только родители первоклашек и выпускников волнуются! Не меньше переживают и те, кому пришлось выбирать так называемый профильный класс: а вдруг знания, на которые решено сделать упор, не помогут «устроиться» в жизни? Вдруг они окажутся невостребованными? и вот посмотрите, какая интересная тенденция наблюда ется: подавляющее большинство родителей рассматривает школу прежде всего как трамплин для последующего, ожи даемого и желаемого, преуспеяния. Если у вас есть в семье школьник, спросите себя, чего вы хотите от школы, где он учится. Наверняка сами себе ответите: подготовки, которая позволит продолжить образование, получить профессию, а потом много зарабатывать. Ну я нарочно так примитивно формулирую, но ведь цепочка-то выстраивается именно та кая. Трудно представить, чтобы кто-нибудь сегодня сказал: хочу, чтобы после школы мой ребенок был разносторонне образованным, культурным и воспитанным человеком. Да и от учителей этого не требуют. Лишь бы тангенсы и котанген сы хорошо объясняли, лишь бы научили задачки по физике и химии решать. Если выпускник собирается поступать на факультет информатики или менеджмента, то зачем ему Тол стой с Достоевским? Широкую образованность и культуру на кусок хлеба не намажешь. Столь прагматичный подход к школьному образованию, естественно, не мог не вызвать неуклонного сокращения ча сов на гуманитарные дисциплины. Кому нужна литература? Только тем, кто на филфак поступает. Причем обратите вни мание, с какой плохо скрываемой жалостью нередко погля дывают на абитуриентов, избирающих этот путь. Первая мысль: «Интересно, и где она думает работать после инсти тута? И как она на свою грошовую зарплату жить станет?» А уж если п а ^ н ь решил заниматься филологией, то это про сто нонсенс. Все равно, что стать камикадзе. Что же удив ляться, если дети практически перестали читать, если гра мотность их катастрофически падает? Недавняя сцена в книжном магазине. Мама с девочкой выбирают подарок для подружки дочери на день рождения. Мама предлагает: «Давай купим книгу». Девочка: «Да она книжек не читает. (Хихикает). Как и я. Давай лучше блок нотик купим, он красивый». И все это громко, на весь торго вый зал. Не смущаются ни девочка, ни мама.” А может, и в самом деле, все эти сотни тысяч томов, рожденвыё душой, сердцем, фантазией давно умерших или ныне здравствующих странных людей, — анахронизм? Если ты хороший программист, к чему тебе Кафка? Если ты бух галтер и работаешь в крупной фирме, разве тебе повысят зарплату за любовь к Ремарку или Хемингуэю? Кажется, самая большая беда реформ - это не материальная нищета, а духовная, душевная. Это голый прагматизм, голый расчет, когда деньгами измеряют все. Даже то, что вроде бы не про дается и не покупается. Слушаю рассказ про липчанку, которая три раза в неде лю ездит в Москву торговать липецкими курами. Зарабаты вает в месяц порядка двенадцати тысяч. И ловлю себя на том, что с уважением киваю: «^Ца, молодец, в Липецке для женщины это очень приличный заработок». И вдруг пони маю, что меня совершенно не интересует, какое образование она получила, кто она по специальности. Двенадцать тысяч в месяц - это «круто». Вот главный критерий, вот оценка всего человека. При социализме мы читали, мечтали, строили воздуш ные замки и ехали «за туманом». Мы не были загнаны в рамки ежедневного выживания. Мы могли влюбляться в ге роев книг, подражать им. Не столько мама с папой, сколько все-таки книги открывали нам, что такое хорошо и что та кое плохо. Вживание в психологические ситуации романов тех же Толстого и Достоевского учило нас состраданию. Пер вые представления о настоящей любви, о служении делу, о подвиге и чести возникали, опять же, благодаря книгам. А нынче мы, как в компьютере, все это выделили и нажали кнопку «удалить». Государственная политика в сфере обра зования сделала то же самое в рамках школьной програм мы. Говорят, это общемировая тенденция. Мол, за рубежом молодежь тоже предпочитает чтению компьютеры, спорт и телевизор. А из книжек выбщ>ает комиксы. Ну и мы, конеч но, хотим, как за рубежом. И все это на фоне непрекращаю- щихся разговоров о необходимости сохранения националь ной культуры, самобытности и традиции. Почему-то государственные мужи не догадываются, что человек, ориент 1 Щованный прежде всего на зарабатывание денег, будет зарабатывать их любым путем. Это там, за рубе жом, они все же беспрекословно подчиняются закону. А у нас законы, в том числе и налоговые, стараются обходить. И будут обходить, подозреваю, еще очень долго. Так что в Рос сии пока не может быть законов надежнее, чем нравствен ные, те, что в душе. Только эти законы сегодня в школах не изучают или изучают плохо. Может, оно и к лучшему? Может, без этих законов сейчас легче жить-поживать и доб ра наживать? ^ А н о н с "Наша ЖИЗНЬ” на “ Воскресном канале” День Знаний... Считают ли липецкие школьники эту дату праздничной? С каким настроением наши дети начинают новый учебный год? Как они провели летние каникулы? Ответам на эти и другие вопросы посвящен очередной выпуск программы “Наша ЖИЗНЬ”, который выйдет в эфир третьего сентября в 17.40 на канале REN-TV. Съемочная группа и ведущая Эвелина Протасова побывали на праздничной линейке в липецкой школе № 72, а заодно посетили необычный урок в одном из младших классов. Подробнее о новом проекте — детской образовательной программе “Уроки Здоровья” — телезрителям расскажут го сти студии — исполнительный директор ЗАО “Завод мине ральных вод “Живая вода” Константин Тавров и директор семьдесят второй школы Любовь Васючкова. Гостями же рубрики программы “Наши дети” станут курсанты Липецкого клуба юных авиаторов, старшекласс ники гимназии № 64, которые свои последние школьные каникулы провели, можно сказать, в небе. Ребята расска жут о том, где и как в нашем городе школьники могут на учиться прыгать с парашютом и даже самостоятельно летать на самолете! А традиционная страничка “Наше здоровье” будет посвя щена проблемам сохранения здоровья детей. Полезные прак тические советы по профилактике сколиоза, близорукости, гастрита и других характерных для школьников заболева ний даст заведующая отделением городской детской поли клиники № 1 Ирина Коба. ^ Л е с и власть На произвол судьбы не бросили ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. Итак, в среду уходящей недели состоялся третий съезд лесоводов области, и именно в этот день в «Липецкой газете» был напечатан обширный отчет о встрече руководителей и специалистов отрасли за «круглым столом». Обмен мнениями накануне стал своего рода «разминкой» перед форумом, и с первых же минут его работы складывалось впечатление, что делегаты продолжают начатый за «круглым столом» разговор. Тот же шквал критики в адрес Федерального агентства лесного хозяйства, те же тревожные вопросы и размышления с трибуны о том, к каким последствиям для Русского леса и России в целом приведет принятие нового Лесного кодекса. При этом каждый выступавший прекрасно понимал: его голос ровным счетом ничего не значит для тех, кто разрабатывал проект кодекса, кто принимал его в первом чтении. Но и молчать дальше некуда... За последние полтора де сятка лет липецкие лесоводы, равно как и их коллеги от Камчатки до Калининграда, жили и работали в условиях постоянно меняющегося зако нодательства. Дважды, в 1993-м и 1997 году, прини мались новые Лесные кодек сы. Практически ежегодно менялись условия финансиро вания лесохозяйственной де ятельности, причем о новых правилах игры сообщалось обычно в последние дни де кабря. Отрасль то теряла свою самостоятельность, то обрета ла ее вновь. Стабильной была лишь нехватка средств, отпус каемых из федерального бюд жета на охрану лесов от по жаров, защиты их от вреди телей и болезней, лесовосста новление и другие мероприя тия, на подготовку кадров и развитие социальной сферы. Удельный вес бюджетных ас сигнований уменьшался из года в год и составил в про шедшем, 2005-м, лишь 24 процента. Четверть от потреб ного... Нестабильность норматив но-правовой базы и свертыва ние финансирования лесохо зяйственной деятельности дали о себе знать: по оценкам. звучащим на съезде, лесхозы области отброшены в своем развитии на многие годы на зад. Достигла критической отметки изношенность основ ных фондов, лесхозы берет за горло и костлявая рука кад рового голода. Средняя зар плата по агентству в первом полугодии составила 3853 рубля, лесники получают и того меньше — 2900 рублей в месяц. Между тем нагрузка на каждого составляет более тысячи гектаров при норма тиве шестьсот га... Понятно, что охотников занять эту дол жность уже не находится. Уходят искать лучшей доли трактористы, рабочие других профессий. А привлечь новых вечем: ни хорошей зарплаты, ни жилья в перспективе. За последние семь лет в лесхо зах не построено ни одной квартиры. И все же, вопреки поли тике удушения, липецкие леса выстояли и сохранились. Говоря об этом, руководитель Агентства лесного хозяйства Анатолий Носов отметил, что в архитрудные девяностые и первые пять лет нового сто летия коллективы лесхозов не допустили ухудшения состо яния лесного фонда. Отрасль выжила благодаря поддерж ке областного Совета депута тов и администрации облас ти. Региональная власть, в отличие от Федерального цен тра, делает все для того, что бы лесное хозяйство велось в области устойчиво, а пользо вание лесом было неистощи тельным, рациональным. Деньги, выделенные из бюд жета области, расходуются на самое необходимое. На пример, на создание сети по жарно-наблюдательных вы шек: за последнрщ годы их установлено еще четыре к шести имевшимся. Отпуска ются средства на■санитарно оздоровительные мероприя тия в насаждениях, поражен ных корневой губкой. Куп лены, о чем уже сообщалось в «ЛГ», 12 тракторов для лесхозов. На съезде при этом отме чался такой парадокс: Феде ральное агентство в соответ ствии с Лесным кодексом должно нести все бремя от ветственности за лес, но... Фактически это бремя взва лила на себя область, хотя и не обязана. Поэтому ничего удивительного в том, что со хранение лесного хозяйства вашей малой родины делега ты напрямую связывают с «лесной» политикой, прово димой областным Советом де путатов и администрацией области во главе с Олегом Ко ролевым. Об этом убедитель но говорили директора лес хозов Александр Чеботарев, Евгений Глотов, лесничий Иван Закурдаев, заслужен ный лесовод России Алек сандр Терехов из Задонска. Конечно же, на съезде были детально рассмотрены и чисто «цеховые» проблемы, например, сохранности моло дых посадок, борьбы с лес ными браконьерами, реали зации лесопродукции. Пос леднее крайне важно, по скольку в этом году лесхоз£ 1 м надо заработать 83,5 милли она рублей собственных средств. Именно эти милли оны — основной источник финансирования лесного хо зяйства. Каким оно будет завтра в нашей области — покажет время. Делегаты съезда еди нодушно согласились с тем, что в лесостепной зоне, где леса не являются эксплуа тационными, а выполняют защитные функции, хозяй ство в них должно вестись на дотационной основе. Соб ственность на леса этой зоны должна быть только феде ральной. Управлять лесами должны, безусловно, субъек ты Федерации. А само хозяй ство должны вести лесхозы, причем заниматься не толь ко выращиванием, но и пе реработкой леса. Позиция лучших представителей тру довых коллективов простая и ясная: лес должен принад лежать государству и наро ду. Если липецких лесоводов поддержат коллеги из других областей, то, вполне возмож но, к голосу тысяч и тысяч работников отрасли прислу шаются в Федеральном агентстве лесного хозяйства, в Государственной Думе. * * * На форуме лесоводов об ласти были избраны делега ты на VI Всероссийский съезд, проведение которого намечено на октябрь текуще го года. Наш регион пред ставлять на нем будут четы ре человека: глава админис трации области Олег Коро лев; руководитель Агентства лесного хозяйства Анатолий Носов; директор Чаплыгин- ского лесхоза Евгений Чек- масов и лесничий Задонско го лесхоза Виктор Чернухин. * ifc 5г На съезде были вручены награды победителям смот ров-конкурсов на лучший лесхоз, лучшее лесничество, лучший обход, а также пере довикам производства. Михаил ПОКРОВСКИЙ. n . ’ i a i i i i i m c Есть бронза и есть надежда в итальянском Неаполе стартовал чемпионат мира по плаванию на открытой воде. В составе сборной России в этом соревновании принимают участие сразу три представителя липецкой школы плавания — Евгений Кошкаров, Ксения Попова и Наталья Панкина. В четверг в борьбу вступили Кош каров и Попова. И Евгений, и Ксения участвовали в заплывах на 10 километ ров. Первыми на старт вышли мужчи ны. Борьба в заплыве продолжалась до последних метров дистанции. В лиди рующей группе пришёл к финишу и ли пецкий пловец. Однако до пьедестала почёта Кошкаров не дотянул. Преодо лев 10 километров за 2 часа 10 минут 44,5 секунды, Евгений занял седьмое место. Победителю Евгений уступил чуть более пяти секунд. Среди российс ких пловцов Кошкаров стал вторым: бронзовую медаль завоевал Евгений Дратцев из Ярославля. Также уступила подруге по коман де Ксения Попова. Волгоградская спорт сменка Лариса Ильченко завоевала чем пионский титул, опередив ближайшую преследовательницу более чем на 9 се кунд. За второе место до самой финиш- ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Ксения Попова ной черты упорную борьбу вели брази льянка Полиана Окимото и Попова. Все го пять сотых секунды разделили сопер ниц на финише. Увы, бразильянка пе ресекла финишный створ раньше рос сиянки. Но и третье место Поповой — огромный успех. Шутка ли, медаль чем пионата мира! На преодоление десяти километровой дистанции Попова затра тила 2 часа 19 минут 59,8 секунды. Прошедшие в четверг заплывы име ли и олимпийский подтекст. До сих пор наша область никак не может попол нить коллекцию своих достижений олимпийской медалью. Плавание на от крытой воде, в котором наши спортсме ны традиционно сильны, ранее не вхо дило в программу Игр. Теперь этот вид принят в олимпийскую семью. На пе кинских Играх 2008 года он будет пред ставлен именно дистанцией 10 километ ров. В этой дисциплине Липецкая об ласть имеет неплохие шансы наконец- то завоевать заветную медаль. Выступ ление Кошкарова и Поповой в Неаполе - наглядное тому подтверждение. И пусть Евгений на сей раз остался без медали, всего 5 секунд отставания от победителя внушают оптимизм. Такой мизерный разрыв говорит о том, что пловцы из этой группы находятся на одном уровне подготовки. В субботу в борьбу на чемпионате мира вступит ещё одна липецкая спорт сменка — Наталья Панкина. Она вый дет на старт марафонской дистанции в 25 километров. Игорь КАПУСТИН. 150-детию со дня рождения Г.В. Плеханова Воспитательсамдолжен бытьвоспитан... Большое видится на расстоянии... Всё отчётливее вырисовывается и психолого-педагогический, воспитательный потенциал плехановского наследия. Обнаруживается знаменательная перекличка педагогических идей Плеханова и Ушинского. Оба утверждали, что «самой выгодной финансовой операцией» является устройство хороших школ, поскольку народные школы «открывают самые источники богатства». «Жизнь человечества остановилась бы на одной точке, если бы юноши не мечтали»,— говорил Ушинский. Мечтой о лучшем будущем заражал своих слушателей в Саратове, Ростове-на-Дону молодой просветитель Георгий Плеханов. Первая потребность после )(леба... «Нравственность и свобода — два таких явления, которые необходимо обусловливают друг друга и одно без другого су ществовать не могут...» — отмечал Ушинский. «...Вы говори те, что со всех сторон из глубины нашего народа идут запросы на образование и что в эту сторону должны быть направлены усилия всех благородных людей, — констатировал Плеханов. — Это великая, бесспорная истина! Да, именно здесь должны, прежде всего и больше всего, потрудиться все те, которые не хотят, по выражению поэта, позорить гражданина сан». «После хлеба образование является первой потребностью человека». Если воспитатель желает счастья своему воспитгшнику, настаивали Ушинский и Плеханов, он должен готовить его с первых шагов к труду. Оба были противниками «развлека тельной и потешающей педагогики». «Шутливая, потешаю щая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, пол ным мысли, — писал Ушинский. — Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда — вот полное определение цели пе дагогической деятельности... Труд есть единственно доступ ное человеку на земле и единственное достойное его счастье». Знаменательно созвучие мыслей Ушинского и суждений Пле ханова: «Учиться нужно всегда и везде... Работать при всех условиях, отдохнём после смерти!..» Это звучит сегодня особенно актуально, поскольку в аме- § иканских учебных заведениях, копией которых кто-то хотел ы сделать наши русские школы, лицеи, гимназии, вузы, очень уж пережимают по части игр и развлечений. Развлекают, как бы не веря, это само познание нового может больше, чем раз влечь, увлечь... Истоки «липецкого опыта» ...Полвека назад, в год столетия со дня рождения Плеха нова, закончил я Каликинскую (Ленинскую) среднюю школу и поступил в Липецкий педагогический институт. Он нахо дился тогда на Соколе, на улице Ушинского, в здании, где еще недавно готовили будущих космонавтов. С Сокольского автовокзала начинался маршрут на Плеханове. Судьба распорядилась так, что в этом вузе преподавала тогда плеяда блестящих ученых. Особой эмопцональностью, новаторскими подходами таивлекали внимание студентов boj - гаатившиеся с Великой Отечественной Алексей Яковлевр;!Ч Силаев, Николай Владимирович Карпов, Константин Алек сандрович Москаленко, Алексей Фёдорович Мартынов. Серь езнейшее внимание уделялось научной работе студентов. На заседаниях кружков то и дело закипали споры об античном искусстве, творчестве Гёте и Льва Толстого, о публицистике Писарева и Плеханова. Из аудиторий этого института вышли многие люди, снис кавшие впоследствии славу новаторов — зачинателей «липец кого опыта». t ;•’ .Готовя к печати фундаментальную, «Липецкую школу» (1995, «Гэлион»), обобщая опыт земляков-педагогов, я напи сал цикл краеведческих очерков, эссе и этюдов «Педагогичес кие унивмеитеты Липецкого подстепья». Центральным стал раздел «НравствеЕшые уроки Г. В. Плеханова». Хотелось ра зобраться, в чём же заключаются плехановские люки, чем он близок нам. Опыт раненбуржцев-чаплыгинцев, естественно, сближал имена Плеханова, Семёнова-Тян-Шанского и Леонида Ради на, которые «вдохновлялись мыслью о просвещении, равен стве и счастье людей». Учителя «бывшего города Доброго» напоминали своим питомцам о том, как в юности учитель ствовал Александр Левитов, написавший знаменитые «Степ ные очерки» и «Горе сёл, дорог и городов». Тогда же были опубликованы материалы о том, как Плеханов собирал и ана лизировал источники, связанные с левитовской биографией. А. Я. Силаев работал над монографией о Фридрихе Шил лере, творчество которого явно привлекло Плеханова. Н. В. Кмпов размышлял о плехановских оценках наследия Глеба и Николая Успенских, Некрасова, беллетристов-народников,. Горького. А. Ф. Мартынов выпустил ряд краеведческих посо бии, ввел в научный обиход новые данные о Плеханове. К. А. Москаленко учитывал революционно-демократическую, социально-гуманистическую традицию, идущую от Плехано ва и его последователей. Плехановские традиции ^ и современная школа в статье «Рабочее движение в 1891 году» Плеханов гово рит: «Можно сказать без преувеличения, что рабочий класс — это тот класс, который всего прилежнее учится в современ ной России. Устроенные в больших городах бесплатные на родные читальни буквально осаждаются рабочими». По дру гому поводу он опять-таки замечает, «...как многочисленны, как многообразны те отрасли знания, которые стремится об нять пробудившаяся мысль современного русского рабочего». Плехановский труд «Социализм и политическая борьба» содержит ряд положений, связанных с просветительством, формированием жизненной позиции: «Развитие техники уве личивает власть человека над природой и поднимает произво дительность труда до такой степени, что обязательность его не может послужить препятствием, но, наоборот, явится не обходимым условием всестороннего развития всех членов со циалистического общества». В другом труде («О задачах со циалистов в борьбе с голодом в России») Плеханов напомина ет: «...между наукой и жизнью существует теснейшая, нераз рывная, ни для одной из них нимало не унизительная связь, и что чем более наука служит жизни, тем более жизнь обога щает науку». Интересны взгляды Плеханова на педагогические выска зывания Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэна, Ш. Фурье. В частности, он сочувственно воспринимает требование дать хотя бы началь ное школьное образование работающим на фабриках детям и подросткам. Одобрительно рассматривает план свободного трудового воспитания Фурье. Обращает внимание на предос тережения о вредности форсирования раннего умственного развития ребёнка без учёта его возрастных особенностей. В «Письмах без адреса» Плеханов оригинально трактует происхождение игры, воспитания, эстетического вкуса, пока зывает их тесную взаимосвязь. По Плеханову, игра — одно из действенных средств умственного, нравственного, физическо го и эстетического развития ребёнка; труд — основа игры, а игра — дитя труда. Плеханов выдвинул и с позиций своего времени трактовал взаимоотношения родителей и детей, семьи и общества. Соли даризируясь с Герценом, Чернышевским, Плеханов развива ет их мысль: насильственным путём нравственность в челове ке воспитать нельзя. Плеханов особо выделяет марксово убеж дение: «...воздействуя на внешнюю природу, человек изменя ет свою собственную». Он ценил и другой тезис Маркса: «Вос питатель сам должен быть воспитан». Подчеркивал Георгий Валентинович и значение общество ведческих и гуманитарных знаний: «... обладая кое-какими арифметическими и естественно-научными сведениями, чело век может остаться круглым невеждой в том, что касается его собственного общественного положения. А пока он не осознал этих задач, он... продолжает оставаться нулём в смысле со знательного воздействия на слепую силу экономики». Опыт лучших современных учителей, среди которых мно го наших земляков, доказывает: использование духовно-эс тетического потенциала наследия Плеханова помогает фор мировать нравственную, жизненную позицию вступающего в большую жизнь человека. Василий ШАХОВ, профессор кафедры культуры ЛГТУ, доктор филологических наук, руководитель Гуманитарного центра Г. В. Плеханова и научно-просветительского центра «липецкая энциклопедия».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz