Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
1 сентября 2 0 0 6 г ., № 170 (2 2 7 9 8 ) ЛИПЕЦКАЯ газета t ^Приемная семья Ведущая рубрики —Галина КАЙДАШКО. ^ И з нашей почты V Долгий след в душе... «Бывало, птиц увижу на лету во всю их птичью красоту, и ты мне птицей кажешься далекой...» Николай Отрада — «Полине». Эти стихотворные строки так не вяжутся с сегодняшней напастью —птичьим гриппом, опасным вирусом. Читаю и слушаю о нем по радио, узнаю о гибели диких уток в Германии... В Липецкой области составлена картина водоемов, куда могут садиться стаи перелетных птиц, —пернатые возвращаются к местам своих гнездовий. Все так... А я погружаюсь в воспоминания, оставившие глубокий след в душе. Гнездо Моя тетя была учитель ницей. За селом учителям выделяли наделы земли под картошку, каждую весну в разных местах. Землю вспа хивали плугом. Меня тоже брали с собой помогать. В этот день все шло своим че редом, как вдруг тетя низ ко наклонилась и вскрикну ла. Я глянула вниз: прочно и искусно свитое гнездыш ко на земле, а в нем три го леньких, неоперившихся птенца, тянувшихся к нам всем тельцем. Они были го лодные, беспомощные. А ря дом, совсем рядом с гнездом лежала перерезанная плугом их кормилица. Как случилось, что гнездо с птенцами уцелело, осталось нетронутым, а «мама» попала под лемех? Может, инстинктивно выпорхнула, защи щая свое семейство? Кто знает. Но я впервые в жизни ощутила настоящую боль: все вокруг меня изменилось. Было мне тогда лет восемь. Через несколько дней моя тетя, очень наблюдательная жен- гцина, вдруг спросила: «Люда, что с тобой?» Я ей рассказала, ведь мы вместе видели то гнездо... Нескоро боль оставила меня, ушла. А память о беспомощ ных, обреченных на гибель птенцах осталась навсегда. Грачи прилетели Этот случай произошел, когда мне было уже за сорок. Мы с мужем перюехали из Кызыла в Липецк. Что такое переезд на новое место, что такое «разорить» старое человеческое гнездо, вырвать себя с корнем и приживаться на новом месте — это просто тяжелый стресс. С ним я старалась в одиночку справ ляться. В том году зима была затяжная, в марте стояли холо да. И вот однажды на работе, когда коллектив собрался в науч но-методическом отделе на профучебу, я в окно увидела на при горке, покрытом снегом, грачей. Их было много, и это было так неожиданно для меня. Удивительно то, что я сразу почув ствовала внутреннее облегчение, как будто по чьей-то воле из бавилась от зимней кабалы, от непомерных нагрузок. Стало легко, светло, свободно. Я не слышала, о чем говорили мои коллеги в своих сообщениях, я видела только грачей и удивля лась невольному чувству освобождения... Утиная охота ...в середине августа вблизи подмосковного санатория на реке была разрешена утиная охота. Что это такое, я не знала, зато услышала в полной мере. В три часа ночи проснулась от выстхюлов и от отчаянных криков птиц. Напуганные, они пря тались от непонятного им горя, заставшего их врасплох, на вершинг 1 х высоких сосен, в кронах деревьев, расположенных на территории санатория. Там, на реке, остались убитыми, ра неными многие из их семей, из их стаи. А эти, живые, спаса лись, но как они стонали! Позднее утро было ясное и тихое. Все как ни в чем не быва ло, как будто ничего и не было. За завтраком в столовой спо койно обсуждали событие: разрешена охота цд уток. Доволь ные своей добычей, москвичи разъехались, их и след простыл, но, по-моему, не видно было уже и уток... Людмила СОБОЛЕВА. ^ Н а заметку Место пыли - в пылесосе Для подписчиков «Липецкой газеты» объявляется конкурс. Примите в нем участие — и получите подарок от PHILIPS ТУР 1 Компания PHILIPS и наша газета объявля ют конкурс, победители которого смогут вы играть замечательный пылесос JEWEL ЕС 9050 с высокой мощностью всасывания, вы сокой эффективностью очистки и систе мой ароматизации. Вопросы непростые, но приз того стоит! На этот раз участвовать в кон курсе могут лишь те читатели, кто оформил подписку на «Л ип ецк у газету» на первое полугодие 2007 года. Ответьте на вопросы этого и пос ледующих туров викторины и ждите итогов. 1. В состав домашней пыли кро ме волокон ткани, пыльцы растений, частиц волос, шерсти животных так же входят: a) споры плесени, грибки; b ) бактерии, вирусы; c) частички резины от шин; о) все вышеперечисленное. 2. Какова мощность всасывания пылесоса Philips Jewel ЕС 9050? a) 220 Вт; b ) 390 Вт; c) 1800 Вт. 3. На сколько больше пыли улавливается бумажным пыле- сборником пылесоса Jewel ЕС 9050 по сравнению с тканевым пылесборником? a) на 30%; b ) на 50%; ^ на 70%. Подсказка: если вы внимательно читали статью «Место пыли — в пылесосе!» в № 160 «Липецкой газеты» от 18 августа, ответить на вопросы викторины вам будет гораздо проще. Ждем ваши письма по адресу: 398055, г. Липецк, ул. Мос ковская, 83, редакция «Липецкой га.зеты». Не забудьте сде лать пометку: «Домострой», конкурс PHILIPS. А КТО Вдоме живет? Дом Людмилы Гладыш, завуча местной школы, нам показали сразу, как только спросили о ней, хотя перед этим Мы исколесили в селе Фащевка почти все улицы. —Да вон там они живут, рядом с детским садом. Кто их не знает, семья большая, — добавил к первой информации еще одну мальчишка лет восьми. Въехали в ворота дома, который ког да-то был зданием Сбербанка. А потом стал жилым. Выкупила его Людмила несколько лет назад, перебравшись сюда, на родину, издалека. Помогали оборудовать его хозяйке, маме троих сыновей и двух приемных дочек, мно гие добрые люди. Основное сделано, хотя, конечно, до полного комфорта ох как далеко. Нужны мужские руки, и не на один день, и, конечно, средства. Но об этом чуть позже. Потому как к приезду гостей из редакции готови лись не для того, чтобы показать, что надо менять проводку, основательно утеплить окна, которых много. Казен ное все-таки здание досталось... — Теть Галь, да у нас целая кон цертная программа. И коктейль пить будем, и на пианино играть, и танце вать. И петь, и с собакой познакомим, и с кошкой, — без умолку тараторила младшенькая, Анжелика, которая ког да-то вместе со своей сестренкой замер зала в одном из подъездов Москвы. За тем они «кочевали» по больницам, при ютам столицы, пока не выяснилось, что две маленькие худющие, перепуганные девчушки родом из Липецкой области. Сами они на тот момент этого не зна ли. Были слишком малы. А потом Ан желика и Ангелина оказались в боль нице на своей родине. Путь из нее — в детдом. Но на счастье о девочках узна ла Людмила Гладыш, педагог по спе циальности. Бежала посмотреть, хотя дома оставались трое небольших по возрасту сыновей, которых ей пришлось растить одной, так получилось. Аким, Даня и Никита ждали возвращения мамы с тревогой и радостью одновре менно. Они-то знали, как всегда она мечтала иметь дочку, а тут —сразу две. — Что будем делать? — с порога спросила детей Людмила и, уже пере ведя дух, добавила: — Разлучать нельзя, они сестры. За вечерним чаем состоялся «педсо вет». Каждый высказал свое мнение. Аким сказал: «Мам, а что бояться, мы же рядом — поможем, а они наши ми сестрами будут». —Не обидим и в обиду не дадим, — поддержал Никита. — Всю еду, сладкое будем делить по-братски, только бы их нам отдали, — подытожил разговор Даня. Людмила Гладыш, получив «добро», начала оформлять документы. Все по лучилось. Под елкой в их доме под Новый год уже лежало пять подарков. Естественно, что от Деда Мороза, о ко тором девочкам много рассказывали, равно как и о том, почему елку наря жают, накрывают стол... О скольких еще, казалось бы, простых вещах при шлось говорить, растолковывать. И показывать: как поставить чайник, за стелить постельку, вытащить соленый огурчик из банки... Сегодня девочки сами тесто месят. Для пирожков, для пельменей. А ка кой коктейль взбили: чудо! Шоколад потерли сверху. И пенка не упала. Обе уверенно пользуются компью тером, играют на пианино. Конечно, случается, и ревнуют маму друг к дру гу, и капризничают, и посуду забыва ют помыть, потому что начищали са мовар или розу рисовали... Мама, заметив беспорядок, но уви дев усердие в другом, сначала похва лит, а уж потом тактично проведет вос питательную работу. И спросит: «А почему у нас Анжелика решила все дела оставить и примеряла платья?..» — Так они ж такие красивые, я пе ред зеркалом крутилась-крутилась и все забыла, — честно признается девочка. Мама знает, что она не врет. Что это возрастное. И учит ответственности, как психолог (уж сколько книг прочитала f tiliiil' '^1^* ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ — надо), а не как уставший человек, который становится раздраженным от того, что что-то дома не так, как хоте лось бы. Хотя... А у них в зале, например, есть сце на. И есть выставка фотографий на сте не. Среди них увидела те, что мы дела ли на встрече в редакции два года на зад, когда детям Людмилы Гладыш до стался приз за лучший рассказ о маме. На стареньком магнитофоне записана музыка для танцев. Не как караоке зву чит, но в каких костюмах выходили «артистки», как танцевали! У них есть и маленькая костюмерная (да, да), там, где стоит двухъярусная кровать сестре нок со множеством игрушек. Братья — главные консультанты по всем вопросам, когда мама на работе. А все вместе они очень скучают по Акиму — он в армии теперь. — Без него прямо тоска. Вот письма пишет нам, — сообщает Ангелина и до бавляет тихо, на ушко: — Он Королеву написал, чтобы мамочке помогли. — И что? — спрашиваю Людмилу. — Зря он, — смущается та. — А письмо переслали из областной адми нистрации в Грязинский район. — А дальше? — пытаюсь выяснить результат. — Да пока все так. Денег на ме бель еще нет, хотя положены. И вып лату на девочек задержали. Ничего, все равно наши будут. А по поводу помощи? Знаете, что Аким имел в виду: специалистов выделить — элек триков, других. По селу ходить неудоб но — я же незамужняя женщина, мало ли что подумают. Не хотелось бы. Примером должна быть детям во всем. Аким это уже понимает. И, конечно. хорошо бы бригаду создать для помо щи приемным семьям, опекунам. На верное, знаете, что есть такие в орга нах соцзащиты. Вот и нам они, быва ет, необходимы. Как отнесутся к этому предложению органы опеки? Скорее всего, подумают. А по поводу задержки выплат на детей надо, конечно, порядок навести. И на мебель деньги выдать, коль они поло жены. Кстати, по примеру Людмилы Гла дыш еще несколько семей с. Фащевки взяли сирот из детского дома. Растят. Хотя не все просто. Но... Людмила Гладыш, очень красивая, в нарядном платье, голубоглазая, как ее приемные дочки (бывает же такое со впадение), призналась, что чувствует себя самой счастливой мамой. В ее доме нет слов: «Замолчи! Отстань! Не лезь!..» Другие расширяют ауру добра и любви: «Молодец!», «Солнышко мое!», «Радость моя!». Она опускается (в хорошем смысле слова)—до их понятий. Потому не так устает. Она поднимается до их чувств, даже если приходится встать на цыпоч ки, тянуться, чтобы не обидеть. Она все гда готова прийти на помощь ребенку (а их пятеро), ответить на любой вопрос, поддержать интерес к миру, научить тру диться, расширять знания, мечты. Она — мама. Удивительная. —Вот только на велосипеде не очень хорошо езжу, — упрекнула себя Люд мила Гладыш, — да много еще чего не могу. Но научусь!.. — Обязательно! — поддержали ее дочки. Ее, хотя и приемные. Галина КОЖУХАРЬ. Детей любят не за пятерки... Почему Саша не хотел ходить в школу? Жил-был мальчик Саша. Для своих родителей он был, конечно, не простым, а золо тым, да и их друзья-знакомые диву давались: до того смыш леный мальчик. В год и во семь месяцев «Муху-Цокоту- ху» целиком декламировал, в три с половиной сам читал, в пять —складывал и вычитал. Все без исключения представ ляли себе триумфальное вос хождение юного гения по сту пеням школьной науки. Одна ко вскоре после первого сен тября эти ожидания смени лись сначала удивлением. Потом тревогой. И наконец, паникой, когда, вернувшись однажды домой, Саша заявил, что больше он никуда не пой дет, и... расплакался. После беседы со школьным психологом его родители не доумевали: как так, неужели они сами виноваты в случив шемся? Конечно, они рассчи тывали на большие успехи сына. Но его ведь никто не ругал ни за помарки в тетра ди, ни за ошибки. А в слове «должен» — что плохого? Он же в состоянии понять: учеба не игра, нужно быть стара тельным, внимательным. А что друзей в классе нет, так за одиннадцать лет еще най дутся. Ему вообще со взрослы ми всегда интереснее было. — История эта довольно типичная. Родители иногда не осознают, что ребенок им ни чего не должен. Он не обязан всеми силами оправдывать их амбиции. У него в школе мо гут проявиться совсем иные способности, интересы, неже ли до школы, открыться но вые стороны личности. То есть жестко программировать Сашу заранее на что-то конк ретное не стоило. И, во-вто рых, следует учитывать, на сколько сильно меняется жизнь ребенка в первом клас се. Новый статус, новые тре бования. Без помощи близких он может не справиться с этим. А как правильно по мочь? Об этом знают далеко не все родители, — так гово рит кандидат психологичес ких наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального об разования Липецкого институ та развития образования Лю бовь Лаврова. о папиных и маминых амбициях Самое главное, в чем дол жен быть уверен первокласс ник: родители всегда будут рядом в трудной ситуации. Речь, конечно, не о том, что бы выполнять вместо него до машние задания или выяснять отношения с учителем из-за каждого замечания. Но вот вовремя ободрить, успокоить, подсказать, как лучше орга низовать свою новую жизнь, — это Саше и его ровесникам необходимо. И еще очень важ но чаще напоминать ребенку (да и себе тоже), что вы люби те его таким, какой он есть. Эта любовь не зависит ни от его пятерок, ни от его троек и двоек. — В нашу гимназию при водят детей, живущих в дру гих, отдаленных от нее, райо нах города, — рассказывает педагог-психолог липецкой гимназии № 1 Елена Поляко ва. — И довольно часто роди тели интересуются: «Ав каком классе у вас самая сложная программа? Нас туда записы вайте». Обычно эти папы и мамы имеют довольно высокий социальный статус, вот и счи тают, что их наследник не мо жет быть обычньпл учеником в обычном классе. Хотя спо собности, психологические осо бенности ребенка при этом не учитываются. А другие роди тели, наоборот, недовольны своими жизненными достиже ниями и хотят, чтобы реванш взяли, опять же, сын или дочь. Но в любом случае взрослые думают больше о своем идеа ле, чем о живом, реальном маленьком человечке. Если вовремя понять эту ошибку, можно избежать очень многих сложностей. И не только в школьной жизни, но и в отно шениях двух поколений. Что важнее? Трудности, большие или маленькие, в учебе неизбеж ны. Только вот реагировать на них нужно умно. А еще луч- ^Э кслибрис «л г» И нобелевские лауреаты любить умеют... с чем только не сравнивает шведский прозаик Пер Улов Энквист любовь мужчины и женщины! Его героиня Мария Склодовская-Кюри (да- да, та самая, первопроходец в изучении радиоактивности и дважды нобелевский лауреат) видит, к примеру, сон: она у края крутого горного склона, Один миг —и скользнет, понесется, полетит вниз, испытывая страх и освобождение. «Так она представляла себе любовь», — комментирует автор. Пожалуй, эта метафора чуть- чуть банальна. Но для Энквиста захватывающий дух «полет вниз» становится лейтмотивом. Когда Мария Кюри поддается власти чувств, писатель то ли остерегает, то ли подбадривает ее, то ли при знает неотвратимость случившего ся: «Мари! Мари! И понеслось». Зато другая ассоциация лише на и тени банальности. Она оше ломляет. Любовь уподобляется радиации. Ах, как красиво светят ся во мраке лаборатории кусочки радия! И никто еще не знает, не думает, что это завораживающее свечение смертельно. Энквист рисковый литератор. Он пишет о роковой любви, почти о мороке, не пряча романтические переживания в подтекст. Не мас кируя их иронией. Не боясь па фоса, даже нг 1 жима, надрыва. Как будтб за окном не двадцать первый век, а времена какого-нибудь «Грозового перевала». Он настой чиво вспоминает стеснительно забытые нами слова и напря женно разгадывает тайну любви. Потому что для него это по- прежнему тайна, для него «любить» и «заниматься любовью» в принципе не могут быть синонимами. Как Волшебнику в «Обыкновенном чуде», писателю захо телось поговорить о любви. И он придумывает свою сказку, населив ее, однако, не прекрасными принцами, принцессами и королями, а реальными, мало того — историческими личнос тями. Среди персонажей «Книги о Бланш и Мари» (перевод Анны Савицкой, издательство Ивана Лимбаха в С.-Пб) - знаме нитый когда-то психиатр Шарко, между прочим, учитель Фрей да, Пьер и Мария Кюри, физик Поль Ланжевен, танцовщица Джейн Авриль из «Мулен Руж», которую обессмертила кисть Тулуз-Лотрека... Кажется, Энквисту доставляет удовольствие помещать сво их высоколобых рационалистов, поклонников строгих формул, экспериментов, неопровержимых причинно-следственных свя зей в ситуации, когда рацио бессильно, когда ничего нельзя постичь, объяснить, подчинить схеме. Он им сострадает, но именно здесь в сумрачном, драматическом повествовании все- таки начинает мерцать светлячок грустной иронии. Допустим, речь заходит о любви Шарко к его пациентке Бланш Витман. Шарко крупный ученый, врач, считающий себя позитивистом, просветителем. Он присматривается на улице к тощим нищим, дабы лучше разобраться в человеческом нутре, сводя это «нутро» исключительно к скелету и частям тела. Проводит клинические опыты: нажмешь на одну точку бедной человеческой плоти — и начинаются истерические конвуль сии. Нажмешь на другую — и припадок прекращается. Ну до чего все просто, ясно. До чего удобно лечить, вернее — чинить такой пусть сложный, однако механизм. И Бог вроде как ни при чем, и душа... И вот этот-то блистательный исследователь природы оказы вается одержим женщиной, теряя свою былую уверенность и желая начать весь путь с нуля, с первого шага. Да только смерть опережает его... Пациентка мудрее доктора. Бланш Витман верует в любовь. Схоронив Шарко, она, искалеченная после работы в лаборато рии Пьера и Марии Кюри, пишет единственной неампутиро- ванной рукой то ли мемуары, то ли трактат о любви. Черная, желтая, красная тетради. Вопросы без ответов. Вопросы о себе, о Шарко, о подруге Мари, что поставила ради страсти к Полю Ланжевену на кон карьеру, репутацию, жизнь. Писатель строит книгу как размышление над этими якобы уцелевшими тетрадями Бланш. Роман напоминает эссе. Но ос тается романом, поскольку документальные факты и мистифи кации у Энквиста неразделимы. За плечами Энквиста маячат Ибсен, Гамсун, Стриндберг. Скандинавы острее и глубже французов, немцев, англичан ощущали загадку, силу, муку, двойственную парадоксальность любви. Бесстрашнее их, наверное, вглядывались в любовные сюжеты, греховные, святые, окрашенные в трагические тона пограничных состояний, переплетенные с темами смерти, ис купления, веры, только русские классики —Достоевский, Тол стой... Энквист пошел на риск. Его со^атья по перу предпочитают писать не о любви, а о нелюбви. О духовной анемичности со временников, что не умеют ни любить, ни жертвовать, ибо слиш ком мелкотравчаты, слишком ценят легкость, необременитель ность бытия. Автор «Книги о Бланш и Мари» решился плыть против течения. Правда, для этого он сделал своими героями людей, живших, действовавших, любивших, умиравших сто лет назад... И. НЕВЕРОВ. Публикуется в рамках Всероссийской акции «Читают все!» налог со школьными пснхологамн ше — больше внимания обра щать на успехи. — Даже малейшее дости жение ребенка родители дол жны видеть и отмечать, — убеждена Любовь Лаврова. — Это для нас важен результат за четверть, год. А у ребенка другое восприятие времени. Одна похвала учителя за день —уже событие. Взрослые счи тают, что пятерка по русско му или математике важнее, чем по физкультуре или пе нию. А для младших школь ников успехи в рисовании, лепке, музыке значимы так же, как в чтении и решении задач. И даже если с арифме тикой у сына или дочери пока не клеится, не упрекайте их за это. Скажите лучше: «Се годня ты хорошо нарисовал (спел, слепил), значит, завтра и с вычитанием-сложением обязательно справишься». Чужой среди своих? — Во многих семьях сей час воспитывается один ребе нок. Не желая подвергать его детсадовским «испытаниям», родители нередко оставляют его дома с бабушкой, няней, а то и с гувернанткой. Это, с одной стороны, хорошо, но с другой —полноценного обще ния с ровесниками таким де тям не хватает. А потом в школе ребенок испытывает стресс. В иных ситуациях он просто не знает, как себя вес ти. А если отношения с одно классниками не заладятся, то это может повлиять и на уче бу, — предупреждает Елена Полякова. Поэтому обратите внима ние: если ребенок не запомнил за первые две недели имена одноклассников, не нашел друзей, скованно держится на уроке и переменах, то надо задуматься: не возникла ли у него какая-то проблема? — Все по-разному привы кают к школе. Большинство к середине учебного года. Если же этого не произошло, если у сына или дочери нет инте реса к учебе, ему или ей не хочется ходить в школу, —по советуйтесь со специалистом. Учитель, школьный психолог обязательно помогут. И еще: чтобы ваши дети чувствовали себя комфортно и уверенно, будьте спокойны сами, — со ветует Любовь Николаевна. — Тревожность родителей и про блемы детей взаимосвязаны. Причем первое иногда предше ствует второму. Вы пережива ете из-за будущих оценок, бес покоитесь из-за того, что не ус троили сына-дочь в престиж ную школу или специализи рованный класс, волнуетесь, потому что учительница пока залась вам чересчур строгой или мягкой... И это внутрен нее напряжение передается ребенку, даже если вы старае тесь держать себя в руках. * * * Итак, прислушайтесь к психологам: —Не пугайте ребенка труд ностями и не бойтесь их сами. Любую проблему можно ре шить, безвыходных ситуаций не бывает. В крайнем случае, из любой неудачи можно сде лать полезные выводы. —Не упрекайте ребенка за оплошности. Он должен по нять, что ходит в школу учиться, а не отчитываться перед вами. Будьте терпеливы, больше общайтесь с ним, но спрашивайте не столько об оценках, сколько о том, что понравилось ему сегодня, что интересного он узнал. — В первые недели не пе регружайте ребенка ни эмоци онально, ни физически, ни интеллектуально. Ученики младшей и средней школы должны проводить на возду хе как минимум три часа ежедневно, а сон должен длиться не менее десяти часов. Жертвовать игрой, отдыхом ради учебы недопустимо: кружки и секции могут и по дождать, а вот вернуть здоро вье бывает непросто. Софья ВОБЛИКОВА. P.S. История мальчика Саши, о котором мы рассказали вначале, закончилась благополучно. Сейчас он уже перешел в шестой класс, учится хорошо, хотя и не отличник. Зато первого сентября идет в школу всегда с удовольствием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz