Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
18 августа 2006 г., № 160 (22788) ЛИПЕЦКАЯ газета Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и редакции ”ЛГ^ ^По законам памяти « с; к Не только мрамор и гранит... ^ Для одних людей история нужна лишь в той ее части, которая развлекает или шокирует: альковные тайны, скандальные разоблачения, сенсационные гипотезы, непременно выворачивающие наизнанку устоявшиеся представления. Если речь о Пушкине или Есенине, они жадно вчитываются в донжуанский список одного и смакуют свидетельства о пьяных дебошах другого. Стихи двух великих поэтов им неинтересны. Из книг о Великой Отечественной войне они выберут не мемуары Жукова, Рокоссовского, Чуйкова, а историю генерала Власова и домыслы другого изменника — Суворова-Резуна. А уж судьба рядовых солдат Победы таких «историков» в принципе не волнует. Но, слава Богу, есть у нас люди, которые хотят не чего- нибудь остренького, а серьезно вникнуть и понять, чем жили, как жили, во имя чего жили отцы, деды, прадеды, защи щавшие и строившие страну. Это может быть подросток из отряда «Неунывак», идущий по следам павших бойцов. Это может быть ветеран, считающий долгом своим донести прав ду о минувших днях, сохранить имена товарищей по ору- ию. Именно такую миссию взял на себя Владимир Дмит- . иевич Бойко, чей многолетний энтузиазм объединил уси лия его единомышленников в работе над многотомной «Кни гой памяти». Благодаря ей удалось уберечь от забвения сот ни воинов — наших земляков. А сразу вслед за этим слож нейшим проектом он возглавил подготовку нового замеча тельного издания — «В труде, как в бою». Оно посвящено тем, кто, одолев фашизм, поднимал, строил разрешенную ^войной страну. Только что в свет вышел уже второй его том. Досадно одно: у этой книги явно мал тираж. Понимаю, что все упирается в финансы. Но, мне кажется, нгшдется немало людей среди самих ветеранов, их близких, кто в состоянии ее приобрести по себестоимости. Во всяком слу чае, я таких знаю. Тогда бы стало возможно допечатать тираж. Нужно только широко оповестить об этом в газетах, на радио, телевидении. Обычная рабочая смена. Снимок сделан на заводе «Свободный сокол» и хранится в Липецком областном краеведческом музее. Мы заботимся о памятниках героям из бронзы, мрамора, гранита, иногда из менее прочных и долговечных материа лов. Но согласитесь: нет ничего долговечнее книги, которую будут хранить внуки и правнуки героического поколения середины двадцатого столетия. «В труде, как в бою» — поистине памятник, свидетель ство уважения и признательности. Эта книга необходима в каждой библиотеке, во всех военных комиссариатах, круп ных и маленьких (особенно школьных) музеях. Иначе чего стоят все слова о воспитгшии патриотизма? Разумеется, в книге названы не все имена фронтовиков, доживших до Победы. Она нуждается в дополнениях, кото- ^ ые нужно сделать при переиздании или в следующем томе. 1 ак краевед, всегда интересовавшийся прошлым земли елец кой, хочу назвать ряд не попавших в первые тома ельчан. Ананичев Петр, на войне танкист, в м 1 у>ной жизни — завуч и учитель математики и физики одной из школ рабо чей молодежи города Ельца. Атаманов Сергей Рамилович, моряк, воевал на Северном флоте, потом много лет был пред седателем спортивного комитета Елецкого райисполкома. Ка верин Анатолий Николаевич, доброволец-разведчик, десант- Йижний Воргол, после войны возглавлял колхоз в родном селе. Каверин Николай Матвеевич, уроженец села Нижний Воргол, в самом начале войны был тяжело ранен и обморо жен, комиссован в декабре 1941 года, работал в колхозе. Ефанов Иван Устинович, 1941-1991 гг., воевал, был ранен, по приказу Верховного Главнокомандующего вместе с дру гими учителями-мужчинами был демобилизован в 1945 году в числе первых и с сентября того же года начал трудиться учителем физкультуры, тренером по плгшанию в школах го рода Ельца. Кстати, он был инициатором первых послевоен ных турниров среди школьников по шахматгия, шашкам, бас кетболу, настольному теннису и другим видам спорта, зачи нателем проведения в Ельце зимних и летних малых Олим пиад. Полухин Юрий Николаевич, ветеран и инвалид вой ны, легенда елецкого спорта, много лет возглавлял ^СО «Спартак», на костылях играл (и здорово играл!) в волейбол за команду «Спартак». Филиппов Геннадий Николаевич, ве- тман и инвалид войны, тоже замечательный спортсмен. В ElV имени Й.А. Бунина проводятся ежегодные соревнова ния по волейболу памяти Г.Н. Филиппова и Ю.Н. Полухи на. Корнаух Александр Алексеевич, ветеран войны, учитель физкультуры. Тельных Дмитрий Григорьевич, партизан-под польщик в Бельгии, о нем есть статьи в газетгпс, ж ^н алах , книгах; работал директором Елецкой городской Станции юных техников. Его дочь живет в Ельце. Сафонов Илья Яков левич, 1914-1969 гг., уроженец села Воронец Елецкого рай она, воевал в п^тизанском соединении С.А. Ковпака, за кончил войну в Арлине, старшина роты 194-го стрелкового полка 162-й стрелковой дивизии, награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Великой Отече ственной войны»; был рабочим — вахтером Воронецкого спиртзавода. Первая жена, мать его троих детей, погибла в развалинах дома, в который попал фашистский снаряд во время боев за Елец в декабре 1941 года. Каверина Валентина Тимофеевна, 1912-2001 гг., медсестра прифронтового эвако госпиталя, награждена орденом Отечественной войны, до ухода на пенсию по инвалидности работала заведующей биб лиотекой Елецкого горкома ВКП(о). Я помню и других ельчан-фронтовиков, причем, будучи педагогом, в первую очередь — моих старших коллег. Готов сообщить редколлегии книги то, что знаю о них. Еще одно замечание: некоторых уроженцев нашего края призывали в армию из других мест, где они тогдаработали или учились. Мне известен ряд таких ветеранов. По-моему, будет справедливо, чтобы они тоже были названы в книге. Юрий КАВЕРИН, ветеран педагогики, сын и племянник шух o<t>HuepoBj погибших на фронте в конце Великой Отечественной войны. г. Липецк. lyK 150-летию со дня рождения Георгия Плеханова Сплетение имен и судеб Странно, противоречиво переплетаются, сближаются и отдаляются человеческие судьбы, особенно в сложном контексте эпохи, скажем, на «сгибе» XIX-XX столетий. Георгий Плеханов тогда уже был зрелым мыслителем, революционером, притягательным для многих молодых людей знатоком и пропагандистом социал- демократических идей. А Николай Семашко и Михаил Пришвин — еще юны, фактически ровесники, учившиеся в одном классе Елецкой гимназии и на годы сохранившие дружеские отношения. Семашко, кстати, был родственником Плеханова. В своих мемуарах «Прожитое и пережитое» он напоминает, что его мать Мария Валентиновна была сестрой Георгия Валентиновича. А отец Александр Северинович Семашко происходил из рода «польских повстанцев». и Плеханов, и Семашко, и Пришвин были связаны Подстепьем, Подопьем, При- воронежьем, Орловщиной. И все трое жаждали перемен, чувствуя глухое до поры до времени недовольство наро да. Старший из троих наших земляков давно сделал свой жизненный выбор. Младшим он еще предстоял. И, навер ное, было бы необъяснимо, если бы Семашко и Плеха нов, совестливые, горячо со чувствующие бедам России, прошли мимо того, о чем пи сал и думал Плеханов. Потом они все окажутся достаточно далеки друг дру гу. Плеханов резко не при мет большевизма и Октябрь ской революции. Семашко будет соратником Ленина, после революции — органи затором здравоохранения в РСФСР и первым наркомом здравоохранения. Пришвин станет писателем, как бы вне политики, хотя его непрос тое, критическое отношение к новому режиму сильно и страстно отразится в дневни ковых записях. Но тогда и будущий нар ком, и будущий писатель в равной мере чувствовали себя «народными заступниками» и готовились к миссии пере устроителей мира. Когда они встретились в Ельце спустя долгое время после гимназии, причем оба были высланы на родину за марксистскую революцион ную деятельность, и Нико лай, и Михаил легко нашли общий язык. Пришвин, по собственному признанию, уверовал в марксизм через книгу Бельтова. Напомню: Бельтов —псевдоним Плеха- "яова‘^*"Бельтов пользовался огромным авторитетом среди молодых российских интел лигентов. Впрочем, тут стоит при вести дневниковую запись са мого Михаила Михайловича Пришвина, сделанную им го раздо позже: «...Я учился в Риге в По литехникуме химиком четы ре года, и тут я уверовал че рез книгу Бельтова (Плеха нова) в марксизм, состоял в организации подготовки про летарских вождей, перево дил Меринга, шесть раз с ра бочими прочел «Капитал». Я был рядовым, верующим «марксистом» (как почти .большевик), прождал год в одиночке, был выслан на ро дину, сюда же, в Елец, одно временно был выслан Семаш ко, мы соединились и, кажет ся, за два года еще раз шесть прочли «Капитал»...» Прервем фрагмент, чтобы Михаил Пришвин Георгий Плеханов Николай Семашко У позднее его продолжить, и включим воображение. Пред ставим, как жадно слушал Пришвин рассказы своего гимназического товарища о Бельтове-Плеханове, одном из своих кумиров. Ведь Ни колаю повезло как родствен нику неоднократно встре чаться с Георгием Валенти новичем за рубежом. И Пле ханов живо интересовался у племянника подробностями российской жизни, в том чис ле — московским студенчес ким бытом, поскольку Се машко, выбравшись «из про винциального захолустья, каким в те годы был Елец, славившийся лишь гречне вой мукой для блинов», по ступил в университет — он решил стать медиком. Мо лодой последователь обстоя тельно излагал Георгию Ва лентиновичу, что значит быть студентом-бедняком. Жесткий режим, самодис циплина: обед не каждый день, а через день; в проме жутках — хлеб с колбасой вместо обеда; обед не дороже 30 копеек, комната не доро же 5 рублей в месяц; хлеб сладкий (заварной) лишь по воскресеньям; в театр — на галерку, не чаще одного раза в месяц. Приходилось прира батывать уроками. Когда де нежные запасы совсем исся кали, выручала «шапка»: нуждающийся студент во время занятий пускал по ря дам фуражку с анонимной за пиской о помощи. Товарищи опускали в фуражку по не сколько копеек... Короче, Пришвину было о чем расспросить друга, так рбдизкц общадщегясч с Пле хановым. Наверное, ему мно гое должно было импониро вать в личности Плеханова. Хотя бы один из его педаго гических принципов: «Рабо тать при всех условиях, от дохнем после смерти!» Или: «Учиться нужно везде и все гда...» Это еще одна его про светительская заповедь. А теперь вернемся к обо рванной выдержке из при- швинского дневника (кстати, это запись от 5 сентября 1923 года): «После окончания сро ка высылки я уехал в Герма нию, изучал здесь все и кон чил курс агрономии в Лейп циге. По окончании курса попал в Париж... Мой фан тастический марксизм вла дел мною все-таки лет десять всего, начал он рассасывать ся бессознательно при встре че с многообразием европей ской жизни (философия, ис кусство, танцевальные кабач ки и проч.)... Впервые я по нял, ч;то значит жить само му и самому за себя отве чать... Встретился опять с В.В. Розановым, гениальным писателем, с Мережковским, Ремизовым, Блоком, так и пошло, и пошло. Встреча со своим призванием была мне, как вот теперь в России, пос ле большевизма (у нас теперь не большевизм, а коммунизм — разные вещи), у огромно го большинства встреча со своей самостью (каждый за нялся чем-то своим). Не пройди я путь максим£ 1 лист- ского большевизма ранее, я стал бы в Октябрьскую рево люцию непременно больше виком, но я в то время уже окончательно устроился в себе и не мог примкнуть пси хологически к Октябрьской революции и хотел для Рос сии революции просто бур жуазной. Никак я не мог представить, что мой инди видуальный путь станет об щим путем и какой-нибудь елецкий телеграфист тоже будет временно веровать в «Капитал», как в Евангелие. Теперь я вижу ясно, что, как и я после своего марксизма, все встречаются, в конце кон цов, со своей самостью, и это приведет к буйному возрож дению страны, и буде, буде!» Как видим, взгляды бы лого максималиста меня лись, кругозор расширился и наряду с тем обострилось внимгшие к личности челове ческой, к «самости», жертво вать которой для любых идей он не считал возможным. А главное — был уверен, что, помимо человека, вопреки человеческому и человечно му подлинного преображе ния жизни, обшества, госу- Пушкина: «Ужо тебе, стро) дарства'прЬЙйбйтй нё мбжЬтТ'''^'" тёлУ» и «Да умирится’жё' чески-цивилизаторском кол лективе?.......вокруг меня все так обеднело материально, мне жаль этих миллионов обма нувшихся людей...» Интересны созвучия меж ду учителем и бывшим уче ником, давно уже перерос шим любые ученические одежки, мыслящим самосто ятельно и независимо. Допу стим, в суждениях о лично сти и деяниях Петра Вели кого, чье революционное, дерзкое и безжалостное пре образование России представ лялось некоей параллелью деяниям большевиков. «Можно себе предста вить... чего стоила населению эта дорога! В Выготском крае мне рассказывали старики, что для устройства домги согнали крестьян со всей Рос сии», — писал Пришвин. Плеханову тоже был из вестен решительный «по черк» царя- ПО родному строительства флота, пред назначенного к походу на Азов, Петр повелел «согнать крестьян» к месту спешно строящихся на реке Воронеж верфей. Тысячи подвод потя нулись к городам Сокольску, Доброму, Козлову... Именуя Петра «великим истязателем России», При швин ищет оправдания дей ствиям самодержца с пози ции рядового труженика. И Пришвин, и Плеханов обра щаются к пушкинской ин терпретации петровской темы, в частности к образу Евгения из «Медного всадни ка». Пришвин использует в своих вещах эпиграфы из и- __ ТТ------------ ..LXX Д V>•’АU U XXXXX ▼XX иеобразователя Подстепью. Для нархия наша — это теперь забывают — только в самое последнее время стала отвра тительной и ненавистной, и главное потому, что она пре- дгшала нас врагу, но в целом истории она вовсе не то, чем теперь представляется». Пришвина заботит мысль: «Из прошлого войти в современность и как бы сомкнуть времена... А нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслу шать его стоны, собирать кровь и слезы и новые думы, взращенные страданием , нужно понять все прошлое в новом свете...» Плеханову, в его раздумь ях об императоре, была близ ка позиция Пушкина («Рос сия молодая мужала с гени ем Петра»), Белинского (по лагавшего, что Россия во многом «создана Петром»), Чернышевского («...русские благодаря Петру Великому стали народом образован ным...»). Он сочувственно цитирует их, а также дру гих авторов, полагавших, что Петр отнюдь не был «враж дебен прогрессу», что он «вызвал Московскую Русь из ее многовековой дремоты» («Поэтому нам надо желать появления в России нового Петра Великого»). А в это время Николай Семашко вместе с единомыш ленниками по партии стро ил новое государство. Он за- ■ ЗДО£ До 1 ученых, стремился способ ствовать развитию науки. Трудно сказать, возникали ли у него опасения и сомне ния, сходные с теми, кото рые поверял своему дневни- нимался организацией здра воохранения, создавал м И здерь рн,неводм 1 рлере,р,-,п,тобой и побежденная ягтгяефрп г Т Т т 1 Р У Я н т 1 1 ,т м - х и я » . c i u и д п и м ш п и и . . кликается с Плехановым, предостерегавшим своих ра дикально настроенных оппо нентов, взявших власть: Рос сия еще не смолола достаточ но хлеба, чтобы выпечь пи рог социализма. Еще одна дневниковая за пись от 1 октября 1923 года: «Небо то закроется, то откро ется, то солнце над горящим золотом лесов, то дождик. С подсолнухом в руке хожу по саду и думаю: как я ушел от себя с тех пор, К£ 1 К весь кри чал от боли, когда меня в до роге обыскивали негодяи, и все сваливал на Советскую власть. Теперь герой моих дачя —идеальный большевик, рас пятый во власти, которому нужно принять на себя весь грех и лжи, и убийства... По чему социализм, порожден ный пафосом протеста живой личности обезличивающему началу капитализма, сам ду шит личность в своем техни- хия». Дневниковая запись При швина 1917 года: «В Совете Р.С.Д. — на выработке воз звания к рабочим всего мира. Час лекций о французской революции и другим — по 5 минут. И прочее: бедность из лиц, из слов. Почему самые бездарные люди стоят во гла ве? Не люди, а жилы власти революции. Позади их Петр и марсельеза... В куче у ног Петра тупое лицо солдата — не он ли возглавивший, 1 -й сделавший выстрел (миф). Так что кажется, будто не эти жалкие люди, а Петр ведет... Серьезные, умные лица сол дат, о чем они говорят: «не молитва приближает к Богу, а правда и дело». Запись 23 марта: «Все больше и больше с каждым днем вырастает фигура Пет ра Великого как нашего ре- волюционе] 0 а (Петроград, ос вободивший Россию...). Мо- ... Когда Плеханова давно уже не было на свете, масти тый советский писатель Ми хаил Пришвин принимал по здравления с 75-летним юби леем. Академик Николай Се машко тоже искренне по здравил «своего любимого друга Мишу». Михаил Ми хайлович запишет в дневни ке: «...особенно выразитель но сказал Семашко... Я бла годарил Семашко и насказал о нем много хороших вещей. Я, как свидетель добрых дел Семашко, мог сказать об этом...» Васадий ШАХОВ, профессор кафедры культуры ЛГТУ, доктор филологических наук, руководитель Гуманитарного центра Г.В. Плеханова и научно просветительского центра «Липецкая энциклопедия». С т о я т 1ЦЫ 0ОДОСЛО1ШОЙ «Мой отец - не виновен...» Род Трубициных — купеческий и ведет свое начало из Задонска. Первое упоминание о нем встречается в метрических книгах Успенского собора за 1862 год: «25 января 1862 года умер задонский купец Яков Егорович '^убицин». Вероятно, он и был прадедом Ивана Тихоновича Трубицина,которому до революции принадлежал магазин мануфактурной торговли. Иван Тихонович родился 13 июля 1890 года. Его отец — Тихон Михайлович, мать — Мария Ивановна из рода елецких куп цов Ростовцевых. Когда началась Первая мировая вой на, Иван Тихонович сразу же отправился на фронт, воевал в Польше. Он был еф рейтором автомобильного отряда 34-го мотоциклетного отделения ХЮ( армейс кого корпуса. Был награжден Георгиевс ким крестом IV степени «за оказанные им подвиги храбрости и мужества в Октябрь ских боях 1915 года Его Императорским Высочеством Великим князем Георгием Михайловичем от имени Его Император ского Величества Государя Императора». (Из Приказа по XXX армейскому корпу су). После революции Иван Тихонович до 1922 года работал инструктором по до призывной подготовке, в то время как его брат Александр ушел с Белой армией, эмигрировал в Чехию, потом в Канаду. В 1926 году Иван Тихонович женился на молодой вдове Наталье Митрофанов не из елецкого купеческого рода За- усайловых. Обвенчались в небольшой церкви в Ельце и приехали в Задонск. В августе следующего года у них родилась дочь Марина (после замужества — Ткач). В 1930 году пришло печальное иэве- Два снимка из семейного архива: Иван Трубицин за несколько лет до Первой мировой войны и он же е(}шейтор в мотоциклетных частях в 1916 году. ^Сюжет ИЗ прошлого стие об аресте отца Натальи Митрофа новны — Митрофана Николаевича Заусай- лова (1878-1937). Семья Трубициных из Задонска переехала в Липецк, где посе лилась в маленькой комнатке — 13 квад ратных метров в доме по улице Толс товской. Здесь в декабре 1931 года по явился на свет мой дедушка Николай Ива нович. Прадед И.Т. Трубицин устроился бу ровым мастером в облпроектплангоре, в свободное время писал картины и про давал их, а еще и разводил кроликов. Ездил по командировкам. Вернулся из последней командировки в Воронеж — дело было осенью 1937 года, — а вече ром в дверь постучали сотрудники НКВД... Вот как об этом вспоминает Ма рина Ивановна Ткач: «Это было воскре сенье. Стук в окно и вопрос: «Здесь жи вет Мария Ивановна Трубицина?». Мама сказала: «Да». Вошел милиционер и ска зал, чтобы бабушка оделась и прошла с ним. Бабушка стала одеваться. Потом он вдруг спросил: «А кто это спит?». Бабуш ка: «Мой сын». Тогда он сказал: «Ну, пусть лучше он возьмет документы и пройдет со мной». Папа встал, оделся, взял доку менты, поцеловал меня и спящего Колю, и они пошли. Мама в слезы, и следом я пустилась в рев...». С тех пор Ивана Тихоновича больше никто не видел. Его жена писала Кали нину, Ворошилову, другим руководителям СССР , но ответ всегда был один: «Со слан без права переписки». В 1956 году после первой реабили тации дали справку, что Иван Тихонович умер в 1944 году от кровоизлияния в мозг. И только в 1994 году близкие узна ли, что на самом деле он был расстре лян. После чего его сыну назначили по собие как пострадавшему от политичес ких репрессий. В 2000 году мы впервые заглянули в материалы следствия, из ко торых узнали, что расстреляли прадеда 2 января 1938 года по 58 статье сталин ского УК. Мой дед рос без отца с шести лет. Его, слава Богу, не коснулись те ограни чения и издевательства, с которыми обычно сталкивались дети репрессиро ванных «врагов народа». А вот его сестре Марине Ивановне пришлось многое пе режить. В 1946 году в Штергресе (Луган ская область), где она сейчас и живет, начальник сказал, чтобы в документах она признала отца преступником. Жен щина отказалась. И даже под страхом суда, который ей мог грозить за отказ выполнить требование, повторяла: «Мой отец — не виновен!»... Александр ТРУБИЦИН, студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Сторож СПИТ, а служба идет? Ни храбрости, ни сметки русским людям было не занимать во все времена. А вот дисциплиной, порядком они частенько пренебрегали. Чем это оборачивалось, можно показать на одном нелепом и драматичном эпизоде середины XVII века. ...В 1600 году воеводой города-крепости Усмань на Белгородской засечной чер те стал князь Иван Михайло вич Волконский по прозвищу Хромой. Положение его города было тревожное. Частые «приходы воинских людей» — ногайцев и крымских та тар — не давали покоя. По- тому-то 13 августа 1652 года воевода самолично решил «дозирать сторожи», то есть проверять караулы. А заодно выяснить, как выполняется его распоряжение об установ ке дубовых надолбов перед земляным валом. В K jg a cH O M острожке Вол конский узрел возмутитель ную картину: караульщик спал на посту. Воевода раз гневался и пустил в ход пал ку. Затем, успокоившись, вер нулся домой. Он ведать не ведал, что на других стороже вых башнях творится то же самое. А на полях вблизи Усмани, спеша с уборкой уро ж ая , работали горожане. Причем без всякой охраны, что было строго запрещено. В общем, в ту ночь лишь караульщик, проученный во еводой, начал всматриваться в пыльную степь. Остальные продолжали спать. Но и бодр ствовавший не сразу увидел, как, укрывгшсь в кустах, к са мому валу подошли множе ство татар. Заранее заготов ленными сеном и хворостом кочевники закидывали в по луверсте от Красного острож ка ров и потихоньку переби рались через вал. Другие сно ровисто раскапыв£ 1 ли вал в более удобном для них месте. Только уже в предрассвет ных сумерках в четвертом часу утра караульщик Тихон Бовыкйн все-таки заметил у вала каких-то подозритель ных людей. Сперва подумал, что это к Усмани идет «на перемену» служилый народ из Доброго или Сокольска. Но потом засомневался (видно, и о палке воеводы хорошо по мнил), позвал своего товари ща Мих£ 1 ила Костяева. И уже в четыре глаза, вдвоем, они «увидели людей на валу, а иные из в£ 1 лу и с куста ска чут сквозь вал к тем же лю дям». Все стало ясно: «идут та- таровя». Выстрелив из винто вой пищали, стражи подня ли на ноги других карауль щиков. Да было поздно. Слов но саранча, крымчаки нагря нули на тех, кто мирно рабо тал, несмотря на раннее вре мя, в поле. Они уводили ус- манцев в плен, захватывали коней. Воевода, разбуженный тревогой, быстро собрал рат ников и поспешил навстречу врагу. Незваные гости рети ровались, угоняя пленников и «скотинные стада». Ратни ки Волконского устремились к пролому, чтобы преградить им путь. Разгорелся кровавый бой. Многие усманцы сложи ли тогда головы. Погибло шесть человек, семеро было ранено, из них четверо — смертельно. Татары заарка нили еще 43 местных жите лей. Лишь шестерых служи лых, двадцать девять жен щин и детей нашим удалось отбить... Используя свое численное превосходство, кочевники пробились через пролом к валу и увели на невольничьи рынки Крыма 37 служилых людей, 140 женщин, детей. Угнали они и 491 лошадь, массу другого скота. Воевода отправился в по гоню. Татар преследовали до речки Токай в Битюцкой сте пи. Но те исчезли так же мо ментально, как и появились. О беде стало известно в столице. Из Москвы прибыл с «большим повальным обыс ком» князь А.И. Лобанов- Ростовский. Им было опроше но более восьмисот человек. Князь пришел к выводу: во всем виноваты Тихон со то варищи, то есть те, кто сто ял в карауле в тот злополуч ный день. Лобанов-Ростов ский повелел наказать девя терых. Один из них бежал, а восемь были «нещадно биты на козле...» Затем их прове ли для позора по городским слободам. Попеняли и воево де за «неусторожливость». Волконский, по-видимому, кое-кому дал на лапу, а так же доказывал, что «на Ус мани жил не оплошно, а та тарского приходу оберегал ся». После этого страшного погрома соседи посмеивались над усманцами: «Эх вы, зас тупники-сторожа, воеводскую курицу пуще ока берегли, а Усмань проспали!». Виктор ЕЛИСЕЕВ^ краевед, лауреат областной премии им. И. Бунина. пос. Добринка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz