Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

4 15 АВГУСТА 2006 ГОДА ДЕЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ = С ЕВАНГЕЛИЕМ И КИСТЬЮ ПРОШЛА ВСЯ ЖИЗНЬ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА. ЕГО ГЛАВНАЯ КАРТИНА СТАЛА ОДНИМ ИЗ СИМВОЛОВ РОССИИ Нынешним летом исполнилось 200 лет со дня рождения Алексан­ дра Иванова - одного из основа­ телей русской художеавенной школы, автора знаменитой кар­ тины «Явление Хриаа народу». К стыду нашему юбилей великого художника оказался в тени обще­ ственного внимания. О биогра­ фии и творчестве Александра Ан­ дреевича Иванова мы по-преж­ нему знаем очень мало. Сегодня прикоснуться к судьбе одного из самых таинственных русских ху­ дожников нам поможет Лев Ми­ хайлович Анисов, автор книги об Александре Иванове, вышедшей недавно в серии «ЖЗЛ». - Как получилось, что Алек­ сандр Иванов почти тридцать лет прожил в Италии и именно там аал истинно русским художни­ ком? - Да, он покинул Петербург, когда ему было двадцать четыре года, а вернулся на родную зем­ лю лишь через 28 лет. В Италию Иванова отправило Петербург­ ское Общество поощрения ху­ дожников. За картину «Иосиф, толкующий сны в темнице вино­ черпию и хлебодару» его награ­ дили золотой медалью первой степени и «для усовершенство­ вания в художестве» послали в Италию. Первый год отводился для знакомства с европейскими дос­ топримечательностями. Во вто­ рой год Иванов должен был на­ писать копию с фрески Мике­ ланджело «Сотворение челове­ ка», находящуюся в Сикстинской капелле, в Ватикане. В третий ему надлежало «заняться произ­ ведением картины своего сочи­ нения». Через четыре года ху­ дожник должен был вернуться в Россию. Но судьба распоряди­ лась иначе. Вспомним об атмосфере, ца­ рившей в Риме в годы пребыва­ ния в нем Иванова. Она была в чем-то сродни той, в которой жил и творил Микеланджело. Великий итальянец остался ве­ рен христианству в пору неви­ данного наступления на Церковь сторонников Возрождения. Ива­ нов оказался свидетелем нового наката на христианскую церковь в Европе, когда начали оспари­ вать догматы христианской цер­ кви. Само существование Бого­ человека, явление Его миру. Во­ скресение Его подвергалось сом­ нению. Иванов, будучи глубоко религиозным, по-своему отреа­ гировал на происходящее - при­ ступил к работе над картиной «Явление Христа народу». Выра­ зить в своей картине всю сущ­ ность Евангелия с точки зрения русского народа - вот в чем за­ ключалась, по мнению Иванова, его обязанность перед Россией и всем миром. И с поставленной задачей он справился. Но на это ушли годы. - Почему все-таки именно Иванов аал автором «Явления Хриаа народу» - самой, пожа­ луй, знаменитой русской карти­ ны? - Чтобы понять, как это про­ изошло, надо вспомнить об од­ ном знаменательном событии из жизни Иванова. В 1823 году сем­ надцатилетний Александр Ива­ нов помогал отцу в росписи ико­ ностаса церкви Праведных Заха­ рия и Елизаветы. В ту пору он увидел впервые десницу Иоанна Крестителя. - Ту самую святыню, которая прибыла к нам из Черногории и которую совсем недавно могли видеть москвичи в Храме Хриаа Спасителя? - Именно эту, вы правы. А в XIX веке она хранилась в боль­ шом придворном соборе Спаса Нерукотворного Образа при Зимнем дворце. Императрица Елизавета Алексеевна, будучи художницей, принимала участие в росписи иконостаса вместе с Ивановыми и, однажды пригла­ сив их во дворец, дозволила ху­ дожникам увидеть и приложить­ ся к святым мощам. И надо ли го­ ворить, какие чувства мог испы­ тать юный Александр Иванов, увидев десницу Иоанна Предте­ чи - ту самую руку, которая по­ черпнула воды из Иордана и вознеслась над головой Иисуса Христа при Его Крещении. И не эта ли рука указала людям, со­ бравшимся на берегу Иордана, на приближающегося к ним Мессию: «Се - агнец Божий...» Увиденное так потрясло душу Александра Иванова - тогда еще ученика Академии художеств, - что он написал эскиз «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне». А позднее юношеские впечатления помогли ему в соз­ дании главной картины... - Как удалось Александру Иванову не соблазниться карье­ рой светского живописца, ведь на этом пути он мог преуспеть не меньше Брюллова? - Когда придете в Третьяков­ скую галерею, сравните портре­ ты, написанные Карлом Брюлло- Ч»Ч. , ' ь Ч “ л. >- ■ ____ _ ...... ' . Т ■ ■■ ' ■ : С , Сколько благоговения и порыва в фигурке этой девочки! Я встретил ее в Третьяковской галерее у картины /OieKcaHApa Иванова «Явление Христа народу». вым и Александром Ивановым, и вы увидите большую разницу между ними JБрюллова всего бо­ лее занимает в портрете цвет, иг­ ра цвета. В этом он непревзой­ денный мастер. Иванова же от­ личает глубокое знание психоло­ гии натуры. Оба выдающихся мастера по-разному понимали свое предназначение в искусст­ ве. Карл Брюллов знал толк в светской жизни, Александр Ива­ нов склонялся к жизни религиоз­ ной. Приехав в Италию, Александр Иванов почувствовал разницу между православной Россией и начинающей терять основы хри­ стианства Европой. И мысль его замкнулась на разрешении воп­ роса: а почему это происходит? Откуда первоистоки? Именно этим можно объяснить обраще­ ние Иванова к временам, когда в мир явился Спаситель. Присту­ пая к написанию картины, он будто обращался к мятущимся, теряющим веру со словами: «Опомнитесь, куда идете? К че­ му направлен ваш разум?..» Са­ ма картина «Явление Христа на­ роду», если быть внимательным, написана так, что каждый зри­ тель, стоящий подле нее, стано­ вился как бы участником проис­ ходящего, свидетелем важней­ шего события - явления в мир Мессии. Александр Иванов по образу мыслей был православным фи­ лософом, а по складу характера - затворником. Свою мастерскую он называл кельей и временами совершенно избегал всякого об­ щения с людьми. Питался часто одним хлебом. В среде русских художников, живших тогда в Италии, его считали чудаком. Но при этом художнику помогали профессор математики Федор Чижов, поэт Николай Языков, философ Алексей Хомяков, им­ ператор Николай Первый, цеса­ ревич-наследник Александр Ни­ колаевич... Гоголь с первой встречи подружился с Ивано­ вым. - Николай Васильевич даже позировал Иванову для картины «Явление Хриаа народу».,. - Да, один из героев своими чертами даже напоминает облик писателя. Самим названием кар­ тины мы обязаны Гоголю. Он так и называл ее в своих письмах и статьях. Гоголь тогда в Риме ра­ ботал над «Мертвыми душами». Писателя и художника объеди­ няло главное: каждый в своем произведении видел средство сделать нравственный перево­ рот в обществе. - В наше суетное время труд­ но предаавить, как можнодвад­ цать летработать над одной кар­ тиной... - «Место, на которое я по­ ставлен, много удовольствий меня лишает, - писал Иванов еще в 1846 году, - но что же мне делать, как не продолжать, по­ ка есть силы и здоровье. Спор с представителями Европы о способностях русских... вот воп­ рос, ради которого всем долж­ но пожертвовать»., И он спра­ вился с этой задачей, заставив мир по-другому взглянуть на русских. - Что-то загадочное оаается для вас в главной картине Ива­ нова? - В ней многое еще разгады­ вать и разгадывать. Работая над книгой об Александре Иванове, я долго не мог расшифровать фигуру раба, понять, что вложил художник в этот образ. Даже ра­ бота застопорилась. Хотя было очевидно: раб - одна из ключе­ вых фигур в картине. Ни один другой персонаж картины не стоил Иванову стольких иска­ ний, как это образ. В нем зало­ жен глубокий смысл. В мае 1858 года, когда карти­ на Иванова была установлена в Петербурге, в Белом зале Зимне­ го дворца, ее увидел государь. Первое, о чем спросил Алек­ сандр II у художника, - в чем зна­ чение фигуры раба? Ответ Ива­ нова не сохранился. Но я неожи­ данно нашел его в докладе, про­ читанном немецким мыслите­ лем, бывшим лектором русского языка при Гельсингфорском университете Оскаром фон Шульцем. Человечество, гово­ рил он в разгар Второй мировой войны, забыло о главном своем предназначении, определенном ему Богом: служить всем, помо­ гать всем. Люди низвели пони­ мание служения до степени «рабского», и лишь с явлением Мессии им открылись глаза на это заблуждение. Не это ли и хо­ тел выразить Александр Ива­ нов?.. - Когда же впервые зрители увидели картину «Явление Хри­ а а народу»? - Двери мастерской Иванова открылись для зрителей в марте 1857 года. Первой ее посетила вдовствующая императрица Александра Феодоровна. После посещения государыни мастер­ ская была отворена для широкой публики. Молва разнесла весть об этом событии по Риму. Каза­ лось, весь город потянулся вере­ ницей к безлюдной несколько лет студии. В продолжений деся­ ти дней оставалась она запру­ женной римлянами. Некоторые просиживали перед картиной часами. Успех был необычай­ ный. Иванову предлагали ехать с картиной в Париж и Лондон, по­ казывать ее за деньги. Но он ду­ мал о возвращении в Россию. Ему важно было отчитаться пе­ ред русским обществом в том, что сделал он в искусстве за два­ дцать восемь лет своего отсутст­ вия. В заключении скажу одно. Счастлива Россия, что у нее был Александр Иванов. Выше этого художника в русской живописи - не говорю о древнерусской - не было, нет и, уверен, не будет. Подготовил Дмитрий ШЕВАРОВ. к а д т и — .......................... 19 декабря в Третьяковской галерее, в здании на Крымском валу, открзоется юбилейная выставка мастера, она станет самой масштаб­ ной за последние полвека и будет сопровождаться международной научной конференцией. Одновременно в Лаврушинском переулке, в залах графики будут выставлены библейские эскизы А.А.Иванова. Впервые в экспозиции будут представлены эскизы запрестольного образа «Воскресение» для Храма Христа Спасителя. СЮЖЕТЫ СПАСЕНИЕ ТАНКА-ПОДРАНКА в одну из частей МЧС Тулы с разделочной площадки дос­ тавили танк Т-34 без башни. История появления боевой машины по нашим временам удивительна. Военные вывез­ ли ненужный им танк на ме­ таллолом, но общественность Тулы взбунтовалась против безжалостной расправы с «ра­ ритетом», которому уже «от­ пилили голову», и заставила власти сохранить память о войне. Таких танков отечест­ венная промышленность вы­ пустила 50 тысяч. Сейчас их остались единицы. Часть по­ гибла на войне, часть переда­ ли друзьям по бывшему Вар­ шавскому Договору, часть просто переплавили. И вот пришлось спасать подранка... Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. КОНТРАБАНДНАЯ ШИНШИЛЛА 63 шиншиллы пытался не­ законно ввезти из Украины в Россию гражданин сопре­ дельного государства. Живот­ ных обнаружили белгород­ ские таможенники при досмо­ тре пассажиров электропоезда сообщением Харьков - Нау- мовка. В специально обору­ дованных клетках, прикрытых тканью, животные едва не за­ дохнулись от жары и духоты в вагоне. Со слов пассажира, знакомый попросил доставить шиншилл за плату в Россию. Они предназначались для по­ шива дорогой шубы. В настоящее время шин­ шиллы помещены на двухме­ сячный карантин в Белгород­ ский зоопарк. По оценкам ве­ теринаров, их состояние удов­ летворительное. Дальнейшую судьбу животных решит суд. Как это было не раз, скорее всего, они будут переданы местному зоопарку. А неза­ дачливому курьеру придется нести перед российской Фе­ мидой уголовную ответствен­ ность, если стоимость задер­ жанных шиншилл составит бо­ лее 250 тысяч рублей. Фаина СВЕДОВАЯ. БЕЛГОРОД. ЭКСПЕРИМЕНТ ДЖАЗ - КАК БУТЫЛКА ПИВА В ТРАМВАЯХ ПЕРМИ ЕЗДЯТ ТЕПЕРЬ... АРМСТРОНГ С ЧАЙКОВСКИМ И ШТРАУС Рельсы, рога - почти реликто­ вый вид транспорта. Это - что в Москве, что в Перми, где трамваю перевалило за 90. Кажется, его роль вжизни человека по-настоя­ щему оценили только двое: в Мо­ скве - Михаил Булгаков, а в Пер­ ми - вице-губернатор Олег Ощеп- ков. Согласитесь, если бы Аннуш­ ка не разлила масло и трамвай не отсек голову Берлиозу, не бы­ ло бы и дальнейшего развития действия. Трамвай в «Мастере» тянет за собой сюжет. А в Перми? А в Перми, как в известной русской народной сказке про репку: тянет-потянет - вытян\аь не может. И вроде бы взялись за пермские трамваи всем гамузом, вернее, Гамусом - так называется струнный квартет Театра оперы и балета по имени его главы-скри­ пача Бориса Гамуса. Дело в том, что бывший диджей Олег Ощеп- ков, пересевший в кресло вице- губернатора по культуре, а ко­ гда-то посетивший Барселону, был заворожен тамошней игрой музыкантов в общественном транспорте. Вот и решил прирас­ тить изнеженную испанскую ветвь пермскому трамвайному дичку. Сначала в Перми появился трамвай с надписью «Город- классика» и эмблемой «Пермь - культурная столица Поволжья». И тот самый тонкий и чудный, известный далеко за пределами Пермского края «Гамус-квар- тет», подсев в салон на заднюю площадку, резанул смычками по собственным нервам. А потому что сплошная тря­ сучка, стук колес, лязг и дребезг. То бишь в струнные добавились фантасмагорические ударные. Сочувствующие люди спросили музыкантов: - Господа, зачем вам это надо? - Это не нам - это вам надо! - взъерошились в ответ мастера. С той поры (выход музыкан­ тов на заднюю площадку был разовым) в динамиках 5-го мар­ шрута стала звучать классика. Скажем, на перегоне от вокзала до центрального рынка - Мо­ царт с Чайковским, а от рынка до хладокомбината - сплошной Штраус. Ни тому, ни другому, ни третьему платить за поездку не надо - даром катаются. И Досто­ евскому верят: «Мир спасет кра­ сота». Трамвай музыкальных желаний - на маршруте. И вот уже навстречу классиче­ скому трамваю по Перми просле­ довал трамвай 3-го маршрута с надписью «Город-джаз». И на задней площадке - перевитый красной финишной ленточкой (вроде как руками не трогать!) дуэт: саксофон и концертный ба­ ян. Зашедшие пассажиры пона­ чалу недоуменно шарахаются: ту­ да ли они попали? Может, фильм какой снимают? Потом успокаи­ ваются: в последнее время в пермских трамваях чего только не увидишь! Например, всяче­ ские писанные по трафарету из­ речения на стеклах - Толстой, Че­ хов, Томас Манн, Голсуорси, Ко­ ран, Библия. Так сказать, мудро­ сти жизни. Возможно, кто-то эти крылатые фразы на первых порах и читал. Но в основном вели се­ бя, как в трамвае: лузгали семеч­ ки, травили анекдоты, делились житейскими историями, своюду­ му думали. Так же и с джазом. Когда саксофонист Юрий Линьков и баянист Владимир Несен отработают «день музыки вживую» и спрыгнут с подножки, вагоновожатой Вере Фроловой придется, кроме остановок, объ­ являть еще и авторов звучащих в динамике джазовых компози­ ций. К примеру: «Армстронг. Труба» Или: «Козел на саксе!» Переквалифицируется вагоно- вожатая в диджея, а там, гля­ дишь, и - в вице-губернатора. А вот пассажиры... - Я не гросил, чтобы меня в трамвае ублажали музыкой, - хмурится мужчина лет пятидеся­ ти, назвавший себя Василием. - Еду себе и еду. Если мне надо бу­ дет послушать Армстронга или Вивальди, я куплю билет в фи­ лармонию, а еще лучше постав­ лю дома CD-диск. И не надо это­ го обманного популизма: мол, вот мы как народ музыкой обла­ гораживаем! - Ты чё, мужик, базлаешь? - врезался в разговор бомжевато- го вида субъект. - Умный, что ли? А для меня, например, джаз как бутылка пива!.. - Ну вот - вы сами слышали! - развел руками Василий. Кто прав из этих двух персо­ нажей? Наверное, и этот, и тот. И все-таки прислушаемся к трам­ вайному знатоку Михаилу Булга­ кову, говорящему устами конду­ кторши: «Котам нельзя! С котами нельзя!» Мне думается, писатель не мог не услышать это слияние - «скота­ ми». Намеренно пошалил. Так вот, если заходить в трамвай «скотами», то вам по барабану (или по саксофону) - Штраус прет из динамика или Алексеи Козлов. Это примерно то же самое, как в одном из пермских гипермарке­ тов в перерывах между объявле­ ниями, где и на каком этаже мож­ но приобрести тот или иной то­ вар, начинали читать стихи Пас­ тернака. И такое в Перми было. Нет уж, трамваю - трамваево, а Армстронгу - Армстронгово. Борис ГРЕДИН. ПЕРМЬ. ТРАДИЦИИ — ВЕЧНОЕ КОЛЕСО ПЕНСИОНЕР ЕГОР КРАСНИКОВ ПРЕДПОЧИТАЕТ НЕ ВОЕВАТЬ С МЕЛЬНИЦАМИ, А ДРУЖИТЬ Эта долгожительница, чудом уцелевшая под бурями веков, стоит на околице села Краснико­ ве в зарослях древних, как и она сама, вязов, /^овая, установле­ на она на двадцати ;^овых же сваях, крепких, как сталь. - Глянь, будто белое полот­ но кто кинул между свай из мо­ реного дуба! То лилии бушуют, как никогда ранее. Люди из­ давна говорят: это к большому урожаю хлебушко, - начинает рассказ 76-летний хозяин мельницы Егор Иванович Крас­ ников. Он уже полвека, когда есть завоз зерна, отворяет де­ ревянные «ворота», и вода- труженица устремляется на ко­ лесо. И оживают жернова двух­ аршинного диаметра, плоские, с насечкой. Это единственная в Цент­ ральном Черноземье живая во­ дяная мельница. Все другие дав­ ным-давно умерли под напором мельниц электрических. Пос­ ледняя из могикан! Сколько же ей лет отроду? - О, мил человек, сколько ме- ленке годков - одна только вода речки Крюк и ведает! - воскли­ цает старик. - Наши прадеды го­ варивали: «Мы народились на свет Божий, а она - Глазова мельница - уже стояла на урезе крутого берега». Кто такой был Глазов, сде­ лавший на маленькой Крюке за­ пруду, поставивший сруб? - де­ ревня позабыла. Запамятовала. С глазовских времен от п_руда к мельнице тянется дубовый же­ лоб - погонный ларь. По нему уже не один век мчится вода к деревянному колесу. - Видно, крутиться-вертеться столетиями деревянное колесо устало и в одночасье развали­ лось. Отработало свое, знать, и на том спасибо. Не одно поколе­ ние нас, краснинцев, выкорми­ ло хлебушком. Загоревали было крестьяне всех окрестных сел: как жить без мучицы духмяной, мягкого помола?! Почти два года длился отпуск старой мельницы. Мужики пробовали раздобыть дубовых досок, да их не уку­ пишь - дороже золота. Надея­ лись на доброго дядю: явится да скажет: «Вот вам деньжата, по­ купайте дуб, пилите!» Ан, такого Егор Иванович уверен ~водяная мельница еще послужит людям. доброхота среди новых русских не нашлось. И, засучив рукава, начал Егор Иванович с односельчанами со­ бирать на бывшем колхозном мехдворе разные железяки. Сва­ рили. И вот оно - вечное колесо! Опустили краном, приладили к мельнице. Красников отворил створы погонного ларя - и вода взяла в оборот «железяку». Сле­ дом взыграли гранитные жерно­ ва, застоявшиеся без дела. И по­ текла из летка пахучая мука. И опять заскрипели телеги, заурчали авто, пробивая в раз­ росшейся траве дорогу к Глазо­ вой. Помольщиков стало боль­ ше прежнего. Как же ожила мельница-кормилица - соскучи­ лись по ее шуму. Жаркая работа началась у Егора Ивановича. ...Ради меня хозяин пускает воду и, пока «железяка» набира­ ет обороты, ведет внутрь мелен- ки. Еще на пороге чувствуется особый - хлебный - дух. Им про­ питаны стены, дверь, полы. В су­ меречной полутьме (окон нет, свет падает только в открытую настежь скрипучую дверь) вижу высокий ковш. Из него по дере­ вянному желобу белесой струей течет мука. - В ковше осталась от послед­ него помольщика пшеничка. По­ пробуй, какая теплая и нежная мучица! А ржаная - еще мягче, и дух у нее ядреный, - восторгает­ ся Красников. За день, говорит, меж двух жерновов протекает до тонны ржи или пшеницы, го­ роха или гречи. До 70-х рядом с этим ларем, оказывается, стоял еще один: крупу рушили. Потом убрали за ненадобностью - на­ род предпочел покупать крупу готовую. Он оживляет мельничное ко­ лесо водой с I960 года. Однов­ ременно и охраняет «старушку». Получает за это от нынешнего СХП (сельхозпредприятия села) 550 рублей. И за помол одного мешка зерна берет по семь руб­ лей. Завозу, правда, все меньше и меньше: обезлюдели здешние деревни, некому хлебушко есть... Родословную мельницы он знает не с Глазова, а с Фомы по фамилии Тетянец. Был у здеш­ него барина батраком (тот вла­ дел еще и сорока га земли). И вдруг стал хозяином этого, по тем временам несметного, бо­ гатства. Как да почему - об этом в Красниково живут две леген­ ды. По одной - Глазов, будто бы почуяв ветер революции, про­ дал и пашню, и водяную Фоме за бесценок, а сам уехал за гра­ ницу. Подругой - Фома влюбил­ ся в дочь-красавицу хозяина. По ночам та тайком бегала на сви­ дания на урез Крюка. В общем, мельница их повенчала и награ­ дила сыночком. И Фома получил в приданое дубовую хоромину. Однако Фома как легко уго­ дил из грязи в князи - так и вы­ пал: в 1929 году меленка отошла к только что созданному колхо­ зу. Молодожены сочли за благо, потеряв все, уехать на житье- бытье в Воронеж. - С тех пор не было о них ни слуху, ни духу. А тут, глядь, председатель СХП привез незна­ комца. «Здрасьте, - говорит, - я - Стефан Фомич Тетянец!» - рас­ сказывает Е.Красников. Отчество Фомы, оказывает­ ся, - Осипович, а женушку зва­ ли Софьей Ироничповной. Гость - житель Самары. Ему под девяносто. Фронтовик, под родным Курском в 43-м полу­ чил ранение в руку. Всю жизнь, признался, снится мельница у пруда и вязы вокруг нее, кув­ шинки и лилии ме>еду дубовых свай. Не думал, не гадал, что цела. Ехал, чтоб хоть походить по отчей земле, где бегал боси­ ком. А тут такая оказия - жива водяная... - Очень расстроился, что де­ ревянное колесо с устали разва­ лилось. Неделю прожил на ме- ленке, вспоминая далекое, бы­ лое, - продолжает рассказ Егор Иванович. Когда поставили ко­ лесо железное и в ларь опять по­ текла теплая мука, Красников написал о том в Самару. В ответ получил от Стефана письмо с фотографиями отца, матери. Областное управление куль­ туры объявило мельницу памят­ ником истории и хотело было взять ее под крыло государства, создать музей. Но руководители ' СХП «40 лет Октября» не поже­ лали расставаться с водяной. Пусть, рассудили, муку мелет. Рано ей на покой. Егор Иванович сулит своей любимице долгую жизнь. Усох­ ла, мол, так, что тлен веков ее не берет. Надо лишь фундамент обновить, а то сильно обветшал. И будут работать жернова еще не один век. Если, конечно, лю­ дям мучица пахучая будет тре­ боваться. Юрий МАХРИН. Пристенский район. Курская область. Фото автора. Учредитель и и здател ь : ' Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание зарегистрировано Миниаерством РФ поделам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ№77-Лб1. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Шеф-редактор Ведущий редактор номера Ф.Сизый (vtornik@dvtornik.ru) Л.Арих (la@dvtornik.ru) А.Бушев (bush@dvtornik.ru) Адрес редакции: 127137, Москва, а/я №34. Телефон/факс: (495) 257-37-83,257-59-17. E-mail: vtornik@dvtornik.ru. Номер подписан в 15,00. По графику в 15.00. Общий тираж 1.962.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (495) 257-59-17,257-37-83. ■Труд», •Архангельск* (Архангельск). «Комсомолец Каспия* (Аарахань), «Волга» (Аарахань), «Белгородская правда» (Белгород). «Брянский рабочий» (Брянск), «Вечерний Бобруйск» (Бобруйск), «Курьер из Борисова» (Борисов), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск). «Калининградская правда» (Калининград). «Кубань сегодня» (Краснодар). «Курская правда» (Курск). «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Кузбасс» (Кемерово). «Липецкая газета» (Липецк). «Новая Адыгея» (Майкоп). «Гаароном» (Минск). «Минский курьер» (Минск), «Коммерсант Белоруссии» (Могилев), «Могилевские ведомоаи» (Могилевская облааь). «Продовольственный рынок» (Минск). «Своими глазами» (Мозырь), «Правда Севера» (Новый Уренгой), «Новодвинский рабочий» (Новодвинск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Поколение» (Орел), «Вестник- Наша Пенза» (Пенза). «Вечерняя Пермь» (Пермь). «Курьер Карелии» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Омское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Ставропольская правда» (Ставрополь), «Информ-курьер» (Слуцк), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Труд» (Ташкент). «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск). «Забайкальский рабочий» (Чита), «Пярнуский Экспресс» (Эстония). «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник» (Якутск).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz