Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
8 АВГУСТА 2006 ГОДА ПОДЫТОЖИМ БИЛЕТ НА НЕБО ИЮЛЬ СТАЛ ЧЕРНЫМ МЕСЯЦЕМ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ. СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? Самолеты падали всегда. И мы всегда боялись летать, даже если и не признавались в этом себе и окружающим. Поэтому от риторических вопросов с пафос ными нотками «почему пада ют?» лучше воздержаться. Па дают они потому, что тяжелее воздуха. Закон физики. И пока ученые не создадут абсолютно безопасного лайнера, к тому же для пущей безопасноаи беспи лотного (причина 37 процентов катастроф - ошибки пилотов), так все и будет. Но вот почему самолеты па дают так чаао?! Весь минувший месяц - сплошная череда катастроф и происшеавий. В сводках чаще всего мелькал А-310. 9 июля арашная катаарофа в аэропор ту Иркутска, оба пилота и боль шая чааь пассажиров сгорели. Многие - заживо. В ночь на 10 июля в аэропорту Симферополя совершает вынужденную посад ку точно такой же лайнер и той же авиакомпании: отказ двига теля. 13 июля еще один А-310 из- за разгерметизации аварийно приземляется в Иркутске. А еще были ЧП с Ту-154, летающей лодкой Бе-103, в Ленинградской области разбился спортивный Як-52. За границей наша техни ка и наши пилоты тоже попада ли в беду. В Африке в воздухе загорелся транспортный Ан-12, погибли пятеро, из которых трое - россияне. «Посыпалась» и военная авиация. Погиб Ту-134, на бор ту находилось командование ВМФ , адмиралы чудом успели покинуть горящий самолет. В Рязанской области с трехкило метровой высоты рухнул но венький учебно-боевой Як- 130. МиГ-29 из состава пило тажной группы «Стрижи» раз бился в районе Перми, а фронтовой бомбардировщик Су-24 - в 25 км юго-западнее Калининграда. На фоне этих трагедий поч ти незамеченной осталась ка тастрофа вертолета Ми-35 на Кипре. И хотя этот ударный вертолет принадлежал Нацио нальной гвардии Кипра, упра влял машиной российский офицер. Он погиб. ■Пэагедии слились в один клубок. А если еще вспомнить недавний неудачный пуск кос мической ракеты-носителя на Байконуре с белорусским спут ником... В пространных докладах по состоянию безопасности поле тов авторитетные авиационные светила все объяснят и распи шут. Родственники получат страховки, кое-какие деньги подбросят им меаные власти. А потом обывателю как бы не взначай напомнят: дескать, авиация - самый безопасный вид транспорта. В авиакатаст рофах в мире гибнут за год где-то до тысячи человек, тогда как на дорогах - больше мил лиона. По данным Межгосударст венного авиационного комите та (М АК - это Россия и еще 11 государств на постсоветском пространстве), в прошлом году на сто тысяч часов пришлось 0,12 катастрофы. Согласитесь, вроде бы и не так уж много. А что до разбившихся ис требителей и бомбардировщи ков, то это вообще к обывате лю никакого отношения не имеет. Военные летчики знали, какую рискованную профессию они выбирают, не так ли? Так, но не совсем. Собствен но, почему военные не имеют к нам никакого отношения? Они, что, летают в каком-то особом военном небе? К тому же раз бившиеся «МиГ» и Су-24 должны были участвовать в авиашоу и погибли аккурат на кануне выступления перед ты сячами зрителей. «МиГ», скорее всего, погу били птицы. Причина гибели Су-24 неизвестна. Зато хорошо известно, что решение о созда нии Су-24 принималось... еще постановлением ЦК КПСС, а впервые в воздух бомбарди ровщик поднялся в далеком 1967 году. Кстати, тоже в июле - какой-то роковой месяц. Да, летчики лучше нас зна ют, что у них по определению очень рискованная профессия. Но зачем доводить этот риск до абсурдной черты, заставляя их летать на откровенном ста рье? У Су-24 еще десять лет назад появилась прекрасная смена: истребитель-бомбар дировщик Q - 3 4 . Более совер шенный и более безопасный, его система спасения фабаты- вает почти в три раза быстрее, чем у Су-24. Только на все ВВС у нас одна-единственная новая «Сушка». В ближайшие 10 лет планируется построить еще около 60 и заменить ими 400 старых Су-24... Теперь о нас, о пассажирах. Лично я не понимаю, кто и на каком основании решил, что в автомобиле шансов погибнуть больше, чем в самолете? Выби рая машину, вы можете отдать предпочтение авто с большим количеством подушек безопас ности и обладателю макси мального количества звезд в краш-тестах. Можете, навер ное, даже не нарушать прави ла, хотя это сложно. А если бе рете такси, то имеете право по требовать: «Шеф, не гони». Попробуйте-ка из пасса жирского салона пройти в ка бину и сказать пилотам: «Му жики, вы с реверсом на посад ке того - поаккуратнее». И самое главное, каждый полет на самолете учитывается, а сколько километров проехал ваш автомобиль до первой аварии, знает только один че ловек. Вы. А потом, при таком подходе почему бы не объявить самым безопасным видом транспорта суда и круизные лайнеры. По данным Международной мор ской организации, за год стал кивается около сотни судов и тонут примерно двести чело век. Согласитесь, не роковая цифра. А уж какой безопасный вид транспорта космические ко рабли! Космонавты гибнут, но за всю историю космонавтики погиб всего один космический «пассажир» - школьная учи тельница на челноке «Колум бия». Россия вывозила в кос мос несколько туристов, все вернулись живыми. ...Подведем итог. Авиация опасна, но насколько - самоао- ятельно разобраться практиче ски невозможно. И масса воп росов без ответов. Кто ответит за заживо сожженных в Иркут ске пассажиров и сколь арога будет эта мера ответавенноаи? Действительно ли подержанные западные самолеты опаснее отечественных? Что делается влааями для предотвращения новых катаароф? Человек, оплачивающий оп ределенную услугу, имеет пол ное право требовать качества ее выполнения. Ну, или на ху дой конец знать степень своего риска. Например, сначала нам гово рили, что у сгоревшего в Иркут ске лайнера отказала гидравли ка. Почему отказала? Ну, поче му-почему? Понятно почему - очень аарый самолет. И вооб ще часто падает. Народ, не будь дурак, а ал массово отказывать ся от полетов на А-310. - Рынок почувствовал явное отклонение спроса от полетов на самолетах А-310, - утвер ждает пресс-секретарь Россий ского союза туриндустрии Ири на Тюрина. И в подтверждение приводит случай, когда по тре бованию родителей пришлось пересаживать 80 детей, отды хавших в Болгарии, с самолета А-310 на Ил-86. И вот новость, эксперты пришли к выводу: сгоревший А-310 был технически испра вен. Только один из двигате лей неправильно на посадке переключился на обратную тя гу. Сейчас решают - сам вклю чился или кто-то из, экипажа по ошибке его включил. Представляю, как каменеют от таких известий лица пило тов. Сейчас летчики встанут в глухую оборону, заявив, что комиссии выгоднее списать всю вину на тех, кто уже нико гда не сможет оправдаться. Плюс интересы компаний: представляете, какие это день ги - запретить полеты несколь ких десятков коммерческих са молетов?! Кому верить - непонятно. И народ поверит какому-нибудь экстрасенсу, который заявит, что не правы ни те, ни другие. Никто не виноват, просто звезды так легли. А еще Земля крутится неравномерно - то ускоряется, то замедляется. На максимуме планета набирает недобрую энергию космоса, который и обрушивает лайне ры. В общем, если за июль нико го не накажут - значит, опреде ленно космос во всем виноват. Игорь ЕВСЕЕВ. ЭКО-НОВОСТИ ТАКСИ ВЗЛЕТАЕТ На Смышляевском аэродро ме появились десятки персо нальных летательных аппаратов соаоятельных людей и тех, что принадлежат чааным фирмам. Летают на них, когда и куда хозя ину заблагорассудится. Но есть и «первые ласточки» иного рода. Между Самарой, Казанью и Нижним Новгородом начали курсировать авиатакси - ком пактные самолеты М101Е. Маши на такого типа без дозаправки способна пролететь 1500 кило метров. Что касается цен, то они, прямо скажем, кусачие. Один ки лометр пути от Самары до Новго рода по воздуху стоит 19рублей, т.е. около 10 тысяч рублей. Виктор АННЕНКОВ. Самарская область. КОСМИЧЕСКИЕ РЕВИЗОРЫ в ближайшее время в Твер ской области начнется космиче ский мониторинг лесов. При по мощи соответствующей съемки со спутников определят приори тетные районы. После сверки с выданными лесорубочными би летами выявят места незаконных порубок. Фото будут являться официальным документом для предъявления нарушителям пре тензий в суде. В Тверской облас ти только за 5 месяцев 2006 года было заведено 319 уголовных дел по факту хищения леса. Од нако в суд удалось передать только 18 - не хватало доказа тельств. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. АКЦИЯ — ЁПЕРЛЫшки КОНКУРС РОЖАЮТ... ЦВЕТНОЙ ТЕЛЕВИЗОР По твердому убеждению губернатора Пермского края Олега ЧИРКУНОВА, детское пособие, которое государст во собирается выплачивать молодым матерям, вррд ли пойдет им впрок: «Люди рожают, чтобы по лучить 9 тысяч рублей, потом на эти деньги покупают цвет ной телевизор, а ребенка от дают вдетдом». P.S. Кто ж решится на 9 ты сяч рааить ребенка? Инте ресно, а сам господин губер натор смог бы? ГРАНАТЫ ПО о п т о в о й ЦЕНЕ Известно, что земля Ленинградской области (осо бенно врайонах Пулковских высот и Невского пятач ка) богата на «сюрпризы». Так, недавно мы расска зывали о поисковом отряде Георгия Стрельца. Сле допыты годами хранят у себя дома в мешках из-под картошки обугленные солдатские кости или просят дачников помочь с временным захоронением на своих участках. Столь же «богата» земля и на снаряды с мина ми, неразорвавшимися со времен Второй мировой войны (даром что более 60 лет прошло!). Вскопать огород и найти фугаску - дело привычное. Только вот как с ней поступать? Многие просто обходят эти места от греха подальше, а кто-то собирает в по гребе целый арсенал оружия. На всякий, так ска зать, случай. Недавно милиция устроила очередную акцию по добровольной сдаче боеприпасов. Владельцы арсеналов не только освобождались от уголовной ответственности (ну, бабку с укропом и так никто не заподозрит, а вот «черного следопыта» можно вычислить), но и хорошую денежку получали. За единицу нарезного оружия давали от 500 до 2 тысяч рублей, гладкоствольное шло от 300 до 1500. Гранаты брали за 300, мины - по 500 рублей за шту ку. Всего на проведение операции «Оружие» из го родского бюджета выделили 1 миллион 200 тысяч рублей. Деньги выдавали примерно через неделю - только после экспертизы, определяющей качество оружия, и проверки, не проходило ли оно по како му-нибудь уголовному делу. Правда, в ходе операции едва заминочка не вы шла. Старушка-дачница из Выборгского едва не выбрала весь бюджетный фонд! Она приперла в 72- й отдел Фрунзенской милиции Санкт-Петербурга примерно 50 килограммов гранат и мин, тщательно Арсенал, выкупленный у населения. упакованных в мешки из-под сахара. Оперативники были просто в ужасе - ведь если бы это добро рва нуло по пути, мало бы никому не показалось! . Сегодня акция закончена. Но это не значит, что! граждане могут хранить оружие в своих огородах. Это опасно для них самих, их детей и соседей. Только милиционеры предупреждают - самим, как та дачница, трудиться не надо! Лучше вызвать опе ративников или саперов, как поступили, например, жители Колпино, углядевшие торчавшие из-под земли стволы. Приехали - а х тл и ! Там еще взрыв чатки более 70 килограммов было! И деньги, кстати, будут платить и за кахедую ми ну, и за каждый снаряд. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. И ШЕЛУХА СГОДИТСЯ НОУ-ХАУ Хрюшка' В условиях нарастающего де фицита энергоресурсов большое значение для нормальной хозяй ственной деятельности тех же сельхозпредприятий придается альтернативным источникам электроэнергии. О ветряных электростанциях сказано немало. А вот о чудо-агрегате с самар ской пропиской, способном вме сто мазута или природного газа использовать для получения теп ла и света обычный навоз, шелу ху от подсолнечника и даже обычные канализационные стоки на свинофермах, знают не мно гие. Одними из первых в про шлом году проявили интерес к данному изобретению талантли вых инженеров африканские фермеры и сельхозпроизводи тели, побывавшие здесь и озна комившиеся с опытным образ цом энергетической установки. В энергоноситель, настоящее время работы по ее доводке практически заверше ны, и новшество можно запус кать в производство. В Самаре с агрегатом, похо же, готовы выйти не только на российский, но и на мировой рынок. А в качестве ближайших объектов реализации чудо-агре гата выбраны европейские стра ны. По всем параметрам новый источник тепла и электроэнергии подходит им. Ведь тот же горю чий газ, вырабатываемый из на воза и других энергоносителей на данной установке, по своим экологическим показателям, как говорят специалисты, вдвое чи ще того, что допустимо исполь зовать для аналогичных целей в Старом Свете. А с экономиче ской точки зрения у данного аг регата, работающего на почти бросовом «топливе», просто нет конкурентов. Виктор РУБЦОВ. САМАРА. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ л а п о т н ы й УОЛЛ-СТРИТ РОССИЯН АКТИВНО ЗАМАНИВАЮТ НА ВАЛЮТНУЮ БИРЖУ Куда ни кинешь взгляд - в метро, на обочинах дорог и в телеящике - всюду рекламные предложе ния стать биржевым брокером. Гражданину бук вально вбивают в голову, что, пройдя элементарные курсы, онлегко сможет статьфинансовым магнатом не хуже Сороса. Блажен, кто верует... Был такой хороший советский анекдот: «Правда ли, что артист Амаяк Акопян выиграл в «Спортлото» машину «Волга»? Конечно, правда. Но не артист Акопян, а бухгалтер Сидоров. И не в «Спортлото», а в преферанс. И не «Волгу», а 10 рублей. И не выиг рал, а проиграл...» Так вот: правда ли, что спекулируя на бирже валютой по схеме, предлагаемой компа ниями типа Forex Club, CNF или любой другой и зто -| го же семейства, можно заработать миллиард? Ко- ? нечно, правда! Оговорки смотри выше... | К счастью, у меня не так много знакомых, которые, - выпучив глаза, бегают по городу и ищут, где бы занять денег, чтобы стать брокером - все-таки журналисты люди более или менее информированные и скептич ные. Но это скорее исключение, чем правило: уже без преувеличения десятки тысяч людей по всей стране достают из чулка последние деньто и влезают в долги, решив посвятить жизнь биржевым махинациям. Организаторы этого весьма специфичного биз неса убеждают своих потенциальных клиентов при мером Джорджа Сороса, который сумел за подзара ботать на разнице курса британского фунта стерлин гов к американскому доллару 900 миллионов «зеле ных». Ну, Сорос Соросом, но вот повторить его под виг - дело для простого смертного чрезвычайно за мысловатое. А главное - помощь в этом деле того же Forex или CNF настолько минимальна, что вообще трудноопределима. Итак, чем же занимаются такого рода компании? Алекс ДАЙЕН, менеджер по работе с ценными бу магами компании Pierce & Pierce (США): - Начнем с того, что в России пок?плохо понима ют разницу между валютными спекуляциями и дви жением акций на бирже. В сущности, играть на кур се валют в объеме, доступном среднему человеку, можно, бегая от одного пункта обмена валюты к другому... Так же, как можно купить одну или две ак ции, скажем, «Сбербанка» и ждать, когда их курс вырастет. Но ни то, ни другое не имеет смысла - при быль будет мизерной... И структуры типа Forex это отлично знают, поэтому они делают деньги на про стом посредничестве. Предельно упрощенная схема деятельности вы глядит следующим образом: Forex и CNF любыми способами соблазняют клиента среднего класса по сетить специальные курсы, где представителя сред него класса убеждают в том, что он биржевой гений. Для этого используется пакет компьютерных про грамм стоимостью от 200 до 300 долларов, необхо димых для обучения - его продают клиенту в обяза тельном порядке. Это первая статья дохода. Заработав в ходе тренировочных торгов в не сколько раз больше вложенного (и та, и другая циф ра абсолютно виртуальны), человек приходит к про стейшему (и неверному!) выводу: если из 100 дол ларов я сделал 500, то 1000 соответственно я пре вращу в 5000. А уж сколько можно выжать, если вложить 10 000 баксов - это уж и вообще голова кру гом идет... Клиент забывает, что виртуальная модель валют ных торгов, мягко говоря, не стопроцентно соответ ствует реальным движениям денег даже в рамках одной биржи, не говоря уже о взаимном влиянии фондовых рынков разных государств. Хотя, надо сказать, его об этом честно предупреждают, объяс няя правила игры. Как предупреждают и о том, что определенная часть оборота (очень небольшая) бу дет забираться организатором процесса. И это вто рая статья дохода. Чтобы выигрывать на бирже, нужно быть гением. А третья статья дохода базируется на институте доверительного управления. Это когда человек трезво осознает, что на фоне финансовых аналити ков международных корпораций, ворочающих миллиардами, он ровным счетом ничего из себя не представляет, и отдает определенную сумму денег, чтобы профессионалы занимались собственно бир жевыми операциями. Заметим, что и это дело довольно опасное, по скольку никакая страховка не предусматривает не то что гарантированной прибыли, но даже и сохране ния актива в первоначальном виде. Но следует пом нить, что в данном случае брокеры будут работать с учетом собственного процента, и уж можете быть уверены: они изо всех сил постараются увеличить доверенные им деньги! Но для того, чтобы на валютных торгах можно было выиграть, требуется тот, кто на них проиграет - других денег на этом рынке просто не существует. И чем больше на бирже будет одиночек с немотиви рованно высокими амбициями и склонностью к ма ксимально высокому заработку (а значит, и макси мально рискованным комбинациям) - тем соответ ственно больше потенциальный куш для професси оналов. Так вот: штамповка именно таких «одиночек без мотора» и является одной из приоритетных це лей таких структур. Дай Бог если один из сотни вы пускников их курсов будет в состоянии более или менее продержаться на плаву хотя бы год, а средст ва основной массы станут «пищей» для действи тельно серьезных игроков рынка, никакой другой роли у них нет и быть не может. Впрочем, шанс пробиться на поприще валютных спекуляций есть у каждого - это правда. Но нужно, и правда, быть гением, чтобы предугадать, например, войну в Ираке, результатом которой стала дестаби лизация американской экономики и, как следствие, падение доллара. А если человек играет на курсе рубля, то ему обязательно нужно быть ясновидя щим, поскольку иного способа предвидеть волевое решение о превращении нашей деревянной валюты в конвертируемую не существует. Константин БЛАГОДАРОВ. А КАК У НИ Х "— """......... .............. - в смысле бурного развития моды на кустарное брокерство мы не одиноки: точно такой путь в 90-х прошли США. Как только Интернет там стал общедоступен и появилась возможность играть на бирже, не выходя из дома, десятки, если не сотни тысяч американцев с энтузиазмом ввяза лись в это развеселое дело. В итоге появилось небольшое количество миллионеров, но зато на циональный уровень частных банкротств под скочил на 21 процент. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ КОНЕЦ НАВИГАЦИИ? ПОЧЕМУ НАС ЛИШИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ УВИДЕТЬ РОДНУЮ СТРАНУ С БОРТА РЕЧНОГО ТЕПЛОХОДА Кажется, еще совсем недавно для семьи среднего достатка лет няя поездка на теплоходе по Волге или Оке не была чем-то недосяга емым. Каждый год тысячи семей отправлялись в путь по воде, что бы показать детям Кострому и Уг лич, Саратов и Волгоград, Пермь и Астрахань, Белозерск и Кижи, Со ловки и Валаам... Такие путешест виялучше всякихуроков и патрио тических назиданий воспитывали любовь к Отечеству. Тот, кто видел с палубы Жигулевские горы и на бережную Ярославля, Мамаев курган и могучие стены Кирилло- Белозерского монастыря, - тот уже никогда не сможет напялить на се бя футболку с надписью «Где пи во - там и родина». Каждая поезд ка в детстве на Волгу или Каму, Оку или Сухону, Енисей или Обь запоминалась на всюжизнь. Но сегодня теплоходное путе шествие по России доступно лишь избранной публике. Одно место в двухместной каюте на ту ристическом теплоходе (а пасса жирских уже давно нет) Москва - Нижний Новгород стоит не мень ше 18 тысяч рублей. До Твери - 9 тысяч. Столько же до Углича. Что бы добраться по воде до пре красного острова Кижи, надо вы ложить не меньше 14 тысяч. До Казани - все 29 тысяч! Я живу неподалеку от канала Москва - Волга и каждым летним вечером вижу, как проплывают мимо красавцы-теплоходы. С них слышится в основном немецкая и английская речь. Вот плывет че тырехпалубный красавец «Вла димир Маяковский», принадле жащий ныне Камской судоход ной компании - последние пятна дцать лет он, как и другие «плаву чие отели», перевозит только иностранцев. Что ж, пусть иностранцы по любуются на наши просторы. Быть может, после этого они луч ше будут нас понимать. Но за что российские дети лишены воз можности увидеть собственную страну во всей ее красе? С конца 50-х и до начала 80-х годов каждую навигацию речной пассажирский флот пополнялся новыми теплоходами. По заказу СССР теплоходы строили в Фин ляндии, Чехии, Венгрии и ГДР. Только в 1959 году немецкие ко раблестроители передали нам семь комфортабельных трехпа лубных теплоходов, которые и по сей день исправно держатся на плаву. Так мы стали заложниками той системы разделения труда, что была в соцлагере - сами мы пассажирские теплоходы почти не строили. В результате сегодня мы до дыр донашиваем все, что нам осталось с советских времен. На то, чтобы купить за границей теплоходы (даже подержанные!), денег нет. Тем более их нет на со здание собственного пассажир ского судостроения. С 60-х годов плавают по Каме трехпалубные «Павел Бажов», «Хирург Разумовский», «Жолио рая проблема. Специалисты все рьез опасаются, что в недалеком будущем Волга может разделить ся на два не сообщающихся меж ду собой участка - Верхнюю и Нижнюю Волгу. Причина - в край не неоднородных глубинах Волги на разных ее участках и быстром обмелении великой реки. Спасти судоходство и обес печить гарантированные глуби но-прежнему не собирается лишь по одной причине: боль шинство речных пароходств ак ционировано, и ни в одном д о ля государства не достигает контрольной. Тем временем тоннаж транспортного флота сокращается ежегодно на 6-7 процентов из-за списания су дов, полностью отработавших все допустимые сроки. Пока еще можно путешествовать по Волге от Москвы до Нижнего Новгорода. Кюри», «Ф. И. Панферов», «Фе дор Гладков» и «Александр Фаде ев». Та же картина - на Оби. На всем протяжении реки от Нижне вартовска до Ханты-Мансийска за последние 20 лет появилось всего лишь четыре новых теплохода, все они грровые. Последний но вый корабль пришел в Обский бассейн в конце 80-х годов. Сред ний возраст пассажирских тепло ходов на Волге уже превысил три дцать лет. Судоремонтные заводы обветшали, а многие судоремонт ные мастерские, находившиеся раньше на всех крупных приста нях, переключились на ремонт ча стных яхт или вовсе закрылись. В Кимрах, что на Верхней Волге, на домике у пристани еще висит таб личка «Ремонт речного флота», но там с недавних пор делают над гробия. Судя по всеш , это сейчас самый прибыльный бизнес в при волжских городках. Для волжских речников старе ние флота - не единственная ост- ны судоходных фарватеров можно лишь с помощью дноуг лубительных работ, но нынче из-за роста цен на дизельное топливо объемы таких работ резко снизились. В прошлом го ду на Волге было 28 случаев по садки судов на мель. В Астраха ни, чтобы оценить сложность ситуации, в которой оказались речники, достаточно лишь вый ти на берег Волги, к пристани, от которой отправляются пасса жирские теплоходы. Минтранс сетует, что регулярное дноуг лубление фарватеров обходит ся государству слишком дорого и предлагает судовладельцам использовать на Волге суда с низкой осадкой. Как при этом Минтранс собирается к 2015 го ду достичь удвоения грузопере возок по международному транспортному коридору «Се вер - Юг» - совершенно непо нятно. В отечественный флот го сударство деньги вкладывать Любители речного флота - ис торики, краеведы, речники - объ единились недавно для создания истории отечественного речного флота и на сайте библиотеки А.Соснина восстанавливают хро нику каждой послевоенной нави гации. Теперь мы можем в дета лях представить, как прошло лето на наших реках, к примеру, пять десят лет назад - в 1956 году. «...Е1авигация на Оке открыта па роходом «А.Н. Островский» (рейс Москва - Горький)... В первый рейс по линии Москва - Уфа отправля ется пароход «Григорий Пирогов»... Навигацию на Енисее открывает пароход «М. Литвинов» - первый в истории пассажирский рейс Крас ноярск - Тура под командованием капитана Юрия Ильича Киреева... На Волге открыта новая линия Куй бышев - Казань... Тем временем на заводе «Красное Сормово» присту пают к строительству первого одна на подводных крыльях. Это оуду- щая «Ракета», однако название по ка не оглашается...» Упоминаются в этой хронике и забавные случаи, вошедшие потом в устные предания: «В одном из рейсов штурман московского па рохода «Алексей Толстой» А.Н. За харов стал маневрировать одном, чтобы поймать слетевшую у него с головы фуражку. Фуражку не пой мал, но пассажиров удивил, и они написали про это собьпие стихи. Штурман получил выговор». Вспоминаю, как в начале 90-х на теплоходе «Николай Славя- нов» я познакомился с капитаном Александром Сергеевичем Мит рохиным. После ночной вахты он шел не в свою капитанскую каю ту, где его ждал старый плюше вый диван, но на открытую палу бу, к людям. В то утро Александр Сергеевич подсел к нашей семье на скамейку и мы вместе стали любоваться бе регами. Разговорились о красоте, о жизни, о пароходах. Веселое солнце бежало за соснами... Жаль, что не все рассказы старого капи тана я запомнил, но вот несколько записей осталось в блокноте. Надеюсь, что капитан Митро хин если уж и не на вахте сейчас, то, во всяком случае, на огороде. Доброго вам здоровья, Алек сандр Сергеевич! Дмитрий ШЕВАРОВ. ИЗ РАССКАЗОВ КАПИТАНА МИТРОХИНА ...я работал на большом теплоходе «Леонид Собинов», ходил по Волге и Оке 14 лет. Теплоход зимовал у меня в Касимове. Потом «Со бинова» продали в Болгарию, отогнал я его и ушел на пенсию. Пред лагали мне на грузовой пойти. Я им говорю: «Ну, как я пойду? Не мо гу. Я привык работать вместе с женой...» Прошло несколько лет, вожусь я на огороде. Вдруг внучка кричит: «Деда, тебя к телефону!» Было это в начале перестройки, когда все молодые разбежались, и начальник пассажирского порта вдруг вспомнил, что есть такой капитан Митрохин. Подхожу к телефону, а начальник спрашивает: «Ты чем там занимаешься?» - Да вот обираю жуков колорадских... - Может, ты бросишь пока жуков, приедешь ко мне работать ка питаном на теплоход «Славянов»? - Жену можно взять? - Бери...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz