Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

8 АВГУСТА 2006 ГОДА ПОДЫТОЖИМ БИЛЕТ НА НЕБО ИЮЛЬ СТАЛ ЧЕРНЫМ МЕСЯЦЕМ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ. СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? Самолеты падали всегда. И мы всегда боялись летать, даже если и не признавались в этом себе и окружающим. Поэтому от риторических вопросов с пафос­ ными нотками «почему пада­ ют?» лучше воздержаться. Па­ дают они потому, что тяжелее воздуха. Закон физики. И пока ученые не создадут абсолютно безопасного лайнера, к тому же для пущей безопасноаи беспи­ лотного (причина 37 процентов катастроф - ошибки пилотов), так все и будет. Но вот почему самолеты па­ дают так чаао?! Весь минувший месяц - сплошная череда катастроф и происшеавий. В сводках чаще всего мелькал А-310. 9 июля арашная катаарофа в аэропор­ ту Иркутска, оба пилота и боль­ шая чааь пассажиров сгорели. Многие - заживо. В ночь на 10 июля в аэропорту Симферополя совершает вынужденную посад­ ку точно такой же лайнер и той же авиакомпании: отказ двига­ теля. 13 июля еще один А-310 из- за разгерметизации аварийно приземляется в Иркутске. А еще были ЧП с Ту-154, летающей лодкой Бе-103, в Ленинградской области разбился спортивный Як-52. За границей наша техни­ ка и наши пилоты тоже попада­ ли в беду. В Африке в воздухе загорелся транспортный Ан-12, погибли пятеро, из которых трое - россияне. «Посыпалась» и военная авиация. Погиб Ту-134, на бор­ ту находилось командование ВМФ , адмиралы чудом успели покинуть горящий самолет. В Рязанской области с трехкило­ метровой высоты рухнул но­ венький учебно-боевой Як- 130. МиГ-29 из состава пило­ тажной группы «Стрижи» раз­ бился в районе Перми, а фронтовой бомбардировщик Су-24 - в 25 км юго-западнее Калининграда. На фоне этих трагедий поч­ ти незамеченной осталась ка­ тастрофа вертолета Ми-35 на Кипре. И хотя этот ударный вертолет принадлежал Нацио­ нальной гвардии Кипра, упра ­ влял машиной российский офицер. Он погиб. ■Пэагедии слились в один клубок. А если еще вспомнить недавний неудачный пуск кос­ мической ракеты-носителя на Байконуре с белорусским спут­ ником... В пространных докладах по состоянию безопасности поле­ тов авторитетные авиационные светила все объяснят и распи­ шут. Родственники получат страховки, кое-какие деньги подбросят им меаные власти. А потом обывателю как бы не­ взначай напомнят: дескать, авиация - самый безопасный вид транспорта. В авиакатаст­ рофах в мире гибнут за год где-то до тысячи человек, тогда как на дорогах - больше мил­ лиона. По данным Межгосударст­ венного авиационного комите­ та (М АК - это Россия и еще 11 государств на постсоветском пространстве), в прошлом году на сто тысяч часов пришлось 0,12 катастрофы. Согласитесь, вроде бы и не так уж много. А что до разбившихся ис­ требителей и бомбардировщи­ ков, то это вообще к обывате­ лю никакого отношения не имеет. Военные летчики знали, какую рискованную профессию они выбирают, не так ли? Так, но не совсем. Собствен­ но, почему военные не имеют к нам никакого отношения? Они, что, летают в каком-то особом военном небе? К тому же раз­ бившиеся «МиГ» и Су-24 должны были участвовать в авиашоу и погибли аккурат на­ кануне выступления перед ты­ сячами зрителей. «МиГ», скорее всего, погу­ били птицы. Причина гибели Су-24 неизвестна. Зато хорошо известно, что решение о созда­ нии Су-24 принималось... еще постановлением ЦК КПСС, а впервые в воздух бомбарди­ ровщик поднялся в далеком 1967 году. Кстати, тоже в июле - какой-то роковой месяц. Да, летчики лучше нас зна­ ют, что у них по определению очень рискованная профессия. Но зачем доводить этот риск до абсурдной черты, заставляя их летать на откровенном ста­ рье? У Су-24 еще десять лет назад появилась прекрасная смена: истребитель-бомбар­ дировщик Q - 3 4 . Более совер­ шенный и более безопасный, его система спасения фабаты- вает почти в три раза быстрее, чем у Су-24. Только на все ВВС у нас одна-единственная новая «Сушка». В ближайшие 10 лет планируется построить еще около 60 и заменить ими 400 старых Су-24... Теперь о нас, о пассажирах. Лично я не понимаю, кто и на каком основании решил, что в автомобиле шансов погибнуть больше, чем в самолете? Выби­ рая машину, вы можете отдать предпочтение авто с большим количеством подушек безопас­ ности и обладателю макси­ мального количества звезд в краш-тестах. Можете, навер­ ное, даже не нарушать прави­ ла, хотя это сложно. А если бе­ рете такси, то имеете право по­ требовать: «Шеф, не гони». Попробуйте-ка из пасса­ жирского салона пройти в ка­ бину и сказать пилотам: «Му­ жики, вы с реверсом на посад­ ке того - поаккуратнее». И самое главное, каждый полет на самолете учитывается, а сколько километров проехал ваш автомобиль до первой аварии, знает только один че­ ловек. Вы. А потом, при таком подходе почему бы не объявить самым безопасным видом транспорта суда и круизные лайнеры. По данным Международной мор­ ской организации, за год стал­ кивается около сотни судов и тонут примерно двести чело­ век. Согласитесь, не роковая цифра. А уж какой безопасный вид транспорта космические ко­ рабли! Космонавты гибнут, но за всю историю космонавтики погиб всего один космический «пассажир» - школьная учи­ тельница на челноке «Колум­ бия». Россия вывозила в кос­ мос несколько туристов, все вернулись живыми. ...Подведем итог. Авиация опасна, но насколько - самоао- ятельно разобраться практиче­ ски невозможно. И масса воп­ росов без ответов. Кто ответит за заживо сожженных в Иркут­ ске пассажиров и сколь арога будет эта мера ответавенноаи? Действительно ли подержанные западные самолеты опаснее отечественных? Что делается влааями для предотвращения новых катаароф? Человек, оплачивающий оп­ ределенную услугу, имеет пол­ ное право требовать качества ее выполнения. Ну, или на ху­ дой конец знать степень своего риска. Например, сначала нам гово­ рили, что у сгоревшего в Иркут­ ске лайнера отказала гидравли­ ка. Почему отказала? Ну, поче­ му-почему? Понятно почему - очень аарый самолет. И вооб­ ще часто падает. Народ, не будь дурак, а ал массово отказывать­ ся от полетов на А-310. - Рынок почувствовал явное отклонение спроса от полетов на самолетах А-310, - утвер­ ждает пресс-секретарь Россий­ ского союза туриндустрии Ири­ на Тюрина. И в подтверждение приводит случай, когда по тре­ бованию родителей пришлось пересаживать 80 детей, отды­ хавших в Болгарии, с самолета А-310 на Ил-86. И вот новость, эксперты пришли к выводу: сгоревший А-310 был технически испра­ вен. Только один из двигате­ лей неправильно на посадке переключился на обратную тя­ гу. Сейчас решают - сам вклю­ чился или кто-то из, экипажа по ошибке его включил. Представляю, как каменеют от таких известий лица пило­ тов. Сейчас летчики встанут в глухую оборону, заявив, что комиссии выгоднее списать всю вину на тех, кто уже нико­ гда не сможет оправдаться. Плюс интересы компаний: представляете, какие это день­ ги - запретить полеты несколь­ ких десятков коммерческих са­ молетов?! Кому верить - непонятно. И народ поверит какому-нибудь экстрасенсу, который заявит, что не правы ни те, ни другие. Никто не виноват, просто звезды так легли. А еще Земля крутится неравномерно - то ускоряется, то замедляется. На максимуме планета набирает недобрую энергию космоса, который и обрушивает лайне­ ры. В общем, если за июль нико­ го не накажут - значит, опреде­ ленно космос во всем виноват. Игорь ЕВСЕЕВ. ЭКО-НОВОСТИ ТАКСИ ВЗЛЕТАЕТ На Смышляевском аэродро­ ме появились десятки персо­ нальных летательных аппаратов соаоятельных людей и тех, что принадлежат чааным фирмам. Летают на них, когда и куда хозя­ ину заблагорассудится. Но есть и «первые ласточки» иного рода. Между Самарой, Казанью и Нижним Новгородом начали курсировать авиатакси - ком­ пактные самолеты М101Е. Маши­ на такого типа без дозаправки способна пролететь 1500 кило­ метров. Что касается цен, то они, прямо скажем, кусачие. Один ки­ лометр пути от Самары до Новго­ рода по воздуху стоит 19рублей, т.е. около 10 тысяч рублей. Виктор АННЕНКОВ. Самарская область. КОСМИЧЕСКИЕ РЕВИЗОРЫ в ближайшее время в Твер­ ской области начнется космиче­ ский мониторинг лесов. При по­ мощи соответствующей съемки со спутников определят приори­ тетные районы. После сверки с выданными лесорубочными би­ летами выявят места незаконных порубок. Фото будут являться официальным документом для предъявления нарушителям пре­ тензий в суде. В Тверской облас­ ти только за 5 месяцев 2006 года было заведено 319 уголовных дел по факту хищения леса. Од­ нако в суд удалось передать только 18 - не хватало доказа­ тельств. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. АКЦИЯ — ЁПЕРЛЫшки КОНКУРС РОЖАЮТ... ЦВЕТНОЙ ТЕЛЕВИЗОР По твердому убеждению губернатора Пермского края Олега ЧИРКУНОВА, детское пособие, которое государст­ во собирается выплачивать молодым матерям, вррд ли пойдет им впрок: «Люди рожают, чтобы по­ лучить 9 тысяч рублей, потом на эти деньги покупают цвет­ ной телевизор, а ребенка от­ дают вдетдом». P.S. Кто ж решится на 9 ты­ сяч рааить ребенка? Инте­ ресно, а сам господин губер­ натор смог бы? ГРАНАТЫ ПО о п т о в о й ЦЕНЕ Известно, что земля Ленинградской области (осо­ бенно врайонах Пулковских высот и Невского пятач­ ка) богата на «сюрпризы». Так, недавно мы расска­ зывали о поисковом отряде Георгия Стрельца. Сле­ допыты годами хранят у себя дома в мешках из-под картошки обугленные солдатские кости или просят дачников помочь с временным захоронением на своих участках. Столь же «богата» земля и на снаряды с мина­ ми, неразорвавшимися со времен Второй мировой войны (даром что более 60 лет прошло!). Вскопать огород и найти фугаску - дело привычное. Только вот как с ней поступать? Многие просто обходят эти места от греха подальше, а кто-то собирает в по­ гребе целый арсенал оружия. На всякий, так ска­ зать, случай. Недавно милиция устроила очередную акцию по добровольной сдаче боеприпасов. Владельцы арсеналов не только освобождались от уголовной ответственности (ну, бабку с укропом и так никто не заподозрит, а вот «черного следопыта» можно вычислить), но и хорошую денежку получали. За единицу нарезного оружия давали от 500 до 2 тысяч рублей, гладкоствольное шло от 300 до 1500. Гранаты брали за 300, мины - по 500 рублей за шту­ ку. Всего на проведение операции «Оружие» из го­ родского бюджета выделили 1 миллион 200 тысяч рублей. Деньги выдавали примерно через неделю - только после экспертизы, определяющей качество оружия, и проверки, не проходило ли оно по како­ му-нибудь уголовному делу. Правда, в ходе операции едва заминочка не вы­ шла. Старушка-дачница из Выборгского едва не выбрала весь бюджетный фонд! Она приперла в 72- й отдел Фрунзенской милиции Санкт-Петербурга примерно 50 килограммов гранат и мин, тщательно Арсенал, выкупленный у населения. упакованных в мешки из-под сахара. Оперативники были просто в ужасе - ведь если бы это добро рва­ нуло по пути, мало бы никому не показалось! . Сегодня акция закончена. Но это не значит, что! граждане могут хранить оружие в своих огородах. Это опасно для них самих, их детей и соседей. Только милиционеры предупреждают - самим, как та дачница, трудиться не надо! Лучше вызвать опе­ ративников или саперов, как поступили, например, жители Колпино, углядевшие торчавшие из-под земли стволы. Приехали - а х тл и ! Там еще взрыв­ чатки более 70 килограммов было! И деньги, кстати, будут платить и за кахедую ми­ ну, и за каждый снаряд. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. И ШЕЛУХА СГОДИТСЯ НОУ-ХАУ Хрюшка' В условиях нарастающего де­ фицита энергоресурсов большое значение для нормальной хозяй­ ственной деятельности тех же сельхозпредприятий придается альтернативным источникам электроэнергии. О ветряных электростанциях сказано немало. А вот о чудо-агрегате с самар­ ской пропиской, способном вме­ сто мазута или природного газа использовать для получения теп­ ла и света обычный навоз, шелу­ ху от подсолнечника и даже обычные канализационные стоки на свинофермах, знают не мно­ гие. Одними из первых в про­ шлом году проявили интерес к данному изобретению талантли­ вых инженеров африканские фермеры и сельхозпроизводи­ тели, побывавшие здесь и озна­ комившиеся с опытным образ­ цом энергетической установки. В энергоноситель, настоящее время работы по ее доводке практически заверше­ ны, и новшество можно запус­ кать в производство. В Самаре с агрегатом, похо­ же, готовы выйти не только на российский, но и на мировой рынок. А в качестве ближайших объектов реализации чудо-агре­ гата выбраны европейские стра­ ны. По всем параметрам новый источник тепла и электроэнергии подходит им. Ведь тот же горю­ чий газ, вырабатываемый из на­ воза и других энергоносителей на данной установке, по своим экологическим показателям, как говорят специалисты, вдвое чи­ ще того, что допустимо исполь­ зовать для аналогичных целей в Старом Свете. А с экономиче­ ской точки зрения у данного аг­ регата, работающего на почти бросовом «топливе», просто нет конкурентов. Виктор РУБЦОВ. САМАРА. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ л а п о т н ы й УОЛЛ-СТРИТ РОССИЯН АКТИВНО ЗАМАНИВАЮТ НА ВАЛЮТНУЮ БИРЖУ Куда ни кинешь взгляд - в метро, на обочинах дорог и в телеящике - всюду рекламные предложе­ ния стать биржевым брокером. Гражданину бук­ вально вбивают в голову, что, пройдя элементарные курсы, онлегко сможет статьфинансовым магнатом не хуже Сороса. Блажен, кто верует... Был такой хороший советский анекдот: «Правда ли, что артист Амаяк Акопян выиграл в «Спортлото» машину «Волга»? Конечно, правда. Но не артист Акопян, а бухгалтер Сидоров. И не в «Спортлото», а в преферанс. И не «Волгу», а 10 рублей. И не выиг­ рал, а проиграл...» Так вот: правда ли, что спекулируя на бирже валютой по схеме, предлагаемой компа­ ниями типа Forex Club, CNF или любой другой и зто -| го же семейства, можно заработать миллиард? Ко- ? нечно, правда! Оговорки смотри выше... | К счастью, у меня не так много знакомых, которые, - выпучив глаза, бегают по городу и ищут, где бы занять денег, чтобы стать брокером - все-таки журналисты люди более или менее информированные и скептич­ ные. Но это скорее исключение, чем правило: уже без преувеличения десятки тысяч людей по всей стране достают из чулка последние деньто и влезают в долги, решив посвятить жизнь биржевым махинациям. Организаторы этого весьма специфичного биз­ неса убеждают своих потенциальных клиентов при­ мером Джорджа Сороса, который сумел за подзара­ ботать на разнице курса британского фунта стерлин­ гов к американскому доллару 900 миллионов «зеле­ ных». Ну, Сорос Соросом, но вот повторить его под­ виг - дело для простого смертного чрезвычайно за­ мысловатое. А главное - помощь в этом деле того же Forex или CNF настолько минимальна, что вообще трудноопределима. Итак, чем же занимаются такого рода компании? Алекс ДАЙЕН, менеджер по работе с ценными бу­ магами компании Pierce & Pierce (США): - Начнем с того, что в России пок?плохо понима­ ют разницу между валютными спекуляциями и дви­ жением акций на бирже. В сущности, играть на кур­ се валют в объеме, доступном среднему человеку, можно, бегая от одного пункта обмена валюты к другому... Так же, как можно купить одну или две ак­ ции, скажем, «Сбербанка» и ждать, когда их курс вырастет. Но ни то, ни другое не имеет смысла - при­ быль будет мизерной... И структуры типа Forex это отлично знают, поэтому они делают деньги на про­ стом посредничестве. Предельно упрощенная схема деятельности вы­ глядит следующим образом: Forex и CNF любыми способами соблазняют клиента среднего класса по­ сетить специальные курсы, где представителя сред­ него класса убеждают в том, что он биржевой гений. Для этого используется пакет компьютерных про­ грамм стоимостью от 200 до 300 долларов, необхо­ димых для обучения - его продают клиенту в обяза­ тельном порядке. Это первая статья дохода. Заработав в ходе тренировочных торгов в не­ сколько раз больше вложенного (и та, и другая циф­ ра абсолютно виртуальны), человек приходит к про­ стейшему (и неверному!) выводу: если из 100 дол­ ларов я сделал 500, то 1000 соответственно я пре­ вращу в 5000. А уж сколько можно выжать, если вложить 10 000 баксов - это уж и вообще голова кру­ гом идет... Клиент забывает, что виртуальная модель валют­ ных торгов, мягко говоря, не стопроцентно соответ­ ствует реальным движениям денег даже в рамках одной биржи, не говоря уже о взаимном влиянии фондовых рынков разных государств. Хотя, надо сказать, его об этом честно предупреждают, объяс­ няя правила игры. Как предупреждают и о том, что определенная часть оборота (очень небольшая) бу­ дет забираться организатором процесса. И это вто­ рая статья дохода. Чтобы выигрывать на бирже, нужно быть гением. А третья статья дохода базируется на институте доверительного управления. Это когда человек трезво осознает, что на фоне финансовых аналити­ ков международных корпораций, ворочающих миллиардами, он ровным счетом ничего из себя не представляет, и отдает определенную сумму денег, чтобы профессионалы занимались собственно бир­ жевыми операциями. Заметим, что и это дело довольно опасное, по­ скольку никакая страховка не предусматривает не то что гарантированной прибыли, но даже и сохране­ ния актива в первоначальном виде. Но следует пом­ нить, что в данном случае брокеры будут работать с учетом собственного процента, и уж можете быть уверены: они изо всех сил постараются увеличить доверенные им деньги! Но для того, чтобы на валютных торгах можно было выиграть, требуется тот, кто на них проиграет - других денег на этом рынке просто не существует. И чем больше на бирже будет одиночек с немотиви­ рованно высокими амбициями и склонностью к ма­ ксимально высокому заработку (а значит, и макси­ мально рискованным комбинациям) - тем соответ­ ственно больше потенциальный куш для професси­ оналов. Так вот: штамповка именно таких «одиночек без мотора» и является одной из приоритетных це­ лей таких структур. Дай Бог если один из сотни вы­ пускников их курсов будет в состоянии более или менее продержаться на плаву хотя бы год, а средст­ ва основной массы станут «пищей» для действи­ тельно серьезных игроков рынка, никакой другой роли у них нет и быть не может. Впрочем, шанс пробиться на поприще валютных спекуляций есть у каждого - это правда. Но нужно, и правда, быть гением, чтобы предугадать, например, войну в Ираке, результатом которой стала дестаби­ лизация американской экономики и, как следствие, падение доллара. А если человек играет на курсе рубля, то ему обязательно нужно быть ясновидя­ щим, поскольку иного способа предвидеть волевое решение о превращении нашей деревянной валюты в конвертируемую не существует. Константин БЛАГОДАРОВ. А КАК У НИ Х "— """......... .............. - в смысле бурного развития моды на кустарное брокерство мы не одиноки: точно такой путь в 90-х прошли США. Как только Интернет там стал общедоступен и появилась возможность играть на бирже, не выходя из дома, десятки, если не сотни тысяч американцев с энтузиазмом ввяза­ лись в это развеселое дело. В итоге появилось небольшое количество миллионеров, но зато на­ циональный уровень частных банкротств под­ скочил на 21 процент. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ КОНЕЦ НАВИГАЦИИ? ПОЧЕМУ НАС ЛИШИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ УВИДЕТЬ РОДНУЮ СТРАНУ С БОРТА РЕЧНОГО ТЕПЛОХОДА Кажется, еще совсем недавно для семьи среднего достатка лет­ няя поездка на теплоходе по Волге или Оке не была чем-то недосяга­ емым. Каждый год тысячи семей отправлялись в путь по воде, что­ бы показать детям Кострому и Уг­ лич, Саратов и Волгоград, Пермь и Астрахань, Белозерск и Кижи, Со­ ловки и Валаам... Такие путешест­ виялучше всякихуроков и патрио­ тических назиданий воспитывали любовь к Отечеству. Тот, кто видел с палубы Жигулевские горы и на­ бережную Ярославля, Мамаев курган и могучие стены Кирилло- Белозерского монастыря, - тот уже никогда не сможет напялить на се­ бя футболку с надписью «Где пи­ во - там и родина». Каждая поезд­ ка в детстве на Волгу или Каму, Оку или Сухону, Енисей или Обь запоминалась на всюжизнь. Но сегодня теплоходное путе­ шествие по России доступно лишь избранной публике. Одно место в двухместной каюте на ту­ ристическом теплоходе (а пасса­ жирских уже давно нет) Москва - Нижний Новгород стоит не мень­ ше 18 тысяч рублей. До Твери - 9 тысяч. Столько же до Углича. Что­ бы добраться по воде до пре­ красного острова Кижи, надо вы­ ложить не меньше 14 тысяч. До Казани - все 29 тысяч! Я живу неподалеку от канала Москва - Волга и каждым летним вечером вижу, как проплывают мимо красавцы-теплоходы. С них слышится в основном немецкая и английская речь. Вот плывет че­ тырехпалубный красавец «Вла­ димир Маяковский», принадле­ жащий ныне Камской судоход­ ной компании - последние пятна­ дцать лет он, как и другие «плаву­ чие отели», перевозит только иностранцев. Что ж, пусть иностранцы по­ любуются на наши просторы. Быть может, после этого они луч­ ше будут нас понимать. Но за что российские дети лишены воз­ можности увидеть собственную страну во всей ее красе? С конца 50-х и до начала 80-х годов каждую навигацию речной пассажирский флот пополнялся новыми теплоходами. По заказу СССР теплоходы строили в Фин­ ляндии, Чехии, Венгрии и ГДР. Только в 1959 году немецкие ко­ раблестроители передали нам семь комфортабельных трехпа­ лубных теплоходов, которые и по сей день исправно держатся на плаву. Так мы стали заложниками той системы разделения труда, что была в соцлагере - сами мы пассажирские теплоходы почти не строили. В результате сегодня мы до дыр донашиваем все, что нам осталось с советских времен. На то, чтобы купить за границей теплоходы (даже подержанные!), денег нет. Тем более их нет на со­ здание собственного пассажир­ ского судостроения. С 60-х годов плавают по Каме трехпалубные «Павел Бажов», «Хирург Разумовский», «Жолио рая проблема. Специалисты все­ рьез опасаются, что в недалеком будущем Волга может разделить­ ся на два не сообщающихся меж­ ду собой участка - Верхнюю и Нижнюю Волгу. Причина - в край­ не неоднородных глубинах Волги на разных ее участках и быстром обмелении великой реки. Спасти судоходство и обес­ печить гарантированные глуби­ но-прежнему не собирается лишь по одной причине: боль­ шинство речных пароходств ак­ ционировано, и ни в одном д о ­ ля государства не достигает контрольной. Тем временем тоннаж транспортного флота сокращается ежегодно на 6-7 процентов из-за списания су­ дов, полностью отработавших все допустимые сроки. Пока еще можно путешествовать по Волге от Москвы до Нижнего Новгорода. Кюри», «Ф. И. Панферов», «Фе­ дор Гладков» и «Александр Фаде­ ев». Та же картина - на Оби. На всем протяжении реки от Нижне­ вартовска до Ханты-Мансийска за последние 20 лет появилось всего лишь четыре новых теплохода, все они грровые. Последний но­ вый корабль пришел в Обский бассейн в конце 80-х годов. Сред­ ний возраст пассажирских тепло­ ходов на Волге уже превысил три­ дцать лет. Судоремонтные заводы обветшали, а многие судоремонт­ ные мастерские, находившиеся раньше на всех крупных приста­ нях, переключились на ремонт ча­ стных яхт или вовсе закрылись. В Кимрах, что на Верхней Волге, на домике у пристани еще висит таб­ личка «Ремонт речного флота», но там с недавних пор делают над­ гробия. Судя по всеш , это сейчас самый прибыльный бизнес в при­ волжских городках. Для волжских речников старе­ ние флота - не единственная ост- ны судоходных фарватеров можно лишь с помощью дноуг­ лубительных работ, но нынче из-за роста цен на дизельное топливо объемы таких работ резко снизились. В прошлом го­ ду на Волге было 28 случаев по­ садки судов на мель. В Астраха­ ни, чтобы оценить сложность ситуации, в которой оказались речники, достаточно лишь вый­ ти на берег Волги, к пристани, от которой отправляются пасса­ жирские теплоходы. Минтранс сетует, что регулярное дноуг­ лубление фарватеров обходит­ ся государству слишком дорого и предлагает судовладельцам использовать на Волге суда с низкой осадкой. Как при этом Минтранс собирается к 2015 го­ ду достичь удвоения грузопере­ возок по международному транспортному коридору «Се­ вер - Юг» - совершенно непо­ нятно. В отечественный флот го­ сударство деньги вкладывать Любители речного флота - ис­ торики, краеведы, речники - объ­ единились недавно для создания истории отечественного речного флота и на сайте библиотеки А.Соснина восстанавливают хро­ нику каждой послевоенной нави­ гации. Теперь мы можем в дета­ лях представить, как прошло лето на наших реках, к примеру, пять­ десят лет назад - в 1956 году. «...Е1авигация на Оке открыта па­ роходом «А.Н. Островский» (рейс Москва - Горький)... В первый рейс по линии Москва - Уфа отправля­ ется пароход «Григорий Пирогов»... Навигацию на Енисее открывает пароход «М. Литвинов» - первый в истории пассажирский рейс Крас­ ноярск - Тура под командованием капитана Юрия Ильича Киреева... На Волге открыта новая линия Куй­ бышев - Казань... Тем временем на заводе «Красное Сормово» присту­ пают к строительству первого одна на подводных крыльях. Это оуду- щая «Ракета», однако название по­ ка не оглашается...» Упоминаются в этой хронике и забавные случаи, вошедшие потом в устные предания: «В одном из рейсов штурман московского па­ рохода «Алексей Толстой» А.Н. За­ харов стал маневрировать одном, чтобы поймать слетевшую у него с головы фуражку. Фуражку не пой­ мал, но пассажиров удивил, и они написали про это собьпие стихи. Штурман получил выговор». Вспоминаю, как в начале 90-х на теплоходе «Николай Славя- нов» я познакомился с капитаном Александром Сергеевичем Мит­ рохиным. После ночной вахты он шел не в свою капитанскую каю­ ту, где его ждал старый плюше­ вый диван, но на открытую палу­ бу, к людям. В то утро Александр Сергеевич подсел к нашей семье на скамейку и мы вместе стали любоваться бе­ регами. Разговорились о красоте, о жизни, о пароходах. Веселое солнце бежало за соснами... Жаль, что не все рассказы старого капи­ тана я запомнил, но вот несколько записей осталось в блокноте. Надеюсь, что капитан Митро­ хин если уж и не на вахте сейчас, то, во всяком случае, на огороде. Доброго вам здоровья, Алек­ сандр Сергеевич! Дмитрий ШЕВАРОВ. ИЗ РАССКАЗОВ КАПИТАНА МИТРОХИНА ...я работал на большом теплоходе «Леонид Собинов», ходил по Волге и Оке 14 лет. Теплоход зимовал у меня в Касимове. Потом «Со­ бинова» продали в Болгарию, отогнал я его и ушел на пенсию. Пред­ лагали мне на грузовой пойти. Я им говорю: «Ну, как я пойду? Не мо­ гу. Я привык работать вместе с женой...» Прошло несколько лет, вожусь я на огороде. Вдруг внучка кричит: «Деда, тебя к телефону!» Было это в начале перестройки, когда все молодые разбежались, и начальник пассажирского порта вдруг вспомнил, что есть такой капитан Митрохин. Подхожу к телефону, а начальник спрашивает: «Ты чем там занимаешься?» - Да вот обираю жуков колорадских... - Может, ты бросишь пока жуков, приедешь ко мне работать ка­ питаном на теплоход «Славянов»? - Жену можно взять? - Бери...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz