Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
II с о Ю 3 Беларусь—Россия 3 АВГУСТА 2006 ЧЕТВЕРГ № 29 (273) С т а р о ж и л ы и н о в и ч к и у К у р г а н а Д р у ж б ы Окончание. Начало на стр. I Псков и Ярославль — уже завсегдатаи. В третий раз при езжают ребята из Рязанской области, во второй — смоляне. Новички — делегации Костро мы и Ставрополья. Отдавая дань уважения «старым перцам», нельзя не восхититься смелостью тех ро дителей, которые рискнули привезти на лесную поляну са мых юных «интернационали стов». Супруги Александр Кур- ланов и Яна Крюкова живут в Ярославле. Папа работает во дителем на машине «скорой помощи», мама воспитывает дома двух малышей. В про шлом году Саша и Яна уже бы ли в международном лагере, а на сей раз к семейным тради циям решили приобщить двух летнего Степу и Аню, которой всего три с половиной месяца. Курган Дружбы, насыпан ный в честь интернациональ ной дружбы партизан и под польщиков в 1959 году, нахо дится сейчас на латвийской территории. По счастливому стечению обстоятельств в этом году в «Be-La-Руси» его можно было увидеть и даже потрогать! Дело в том, что так называлась композиция Ольги Борисенко из Гродненской области, пред ставленная на конкурс «Боди арт». Лучшими мастерами ри сования были признаны ребята из витебской команды «Деся тая планета». Именно их «Ку- деснице леса» жюри отдало Гран-при. Лучший бивуак под названием «Белые кораблики» возвели рязанцы, специальный приз от «старых перцев» полу чили могилевчане, а вот фут больный и волейбольный тур ниры выиграли россияне. «По беду здесь все стремятся вы рвать зубами, ногтями, — рас сказывает заведующий отде лом идеологической работы ЦК БРСМ Иван Синичкин. — Одна ко после спортивных баталий мы общаемся как ни в чем не бывало, приглашаем друг дру га в гости, весело проводим время». Молодежные лидеры не ис ключают, что в скором времени будет подписано новое согла шение, где сформулируют принципы организации и функ ционирования международно го лагеря. В будущем именно белорус ская поляна может стать посто янным местом базирования «Бе-1а-Руси». К а к П О с м а з к е Российские компании подключаются к реконструкции белорусских НПЗ экономика Владимир Бибиков МИНСК — М О С К ВА БЕЛАРУСЬ располагает двумя современными нефтеперераба тывающими заводами, входив шими в число крупнейших еще во времена СССР . Этим и сей час пользуются российские нефтедобывающие компании, постоянно наращивая поставки в нашу страну сырой нефти. Од нако сотрудничество развива ется не только вширь, но и вглубь. «СОЮЗ» уже не раз пи сал о масштабном участии рос сийских фирм в модернизации нефтеперерабатывающего за вода в белорусском Мозыре. А несколько месяцев назад меж ду ОАО «Нафтан» из Новопо- лоцка и российской компанией «ЛУКОЙЛ» было подписано со глашение о создании совмест ного предприятия по производ ству присадок к моторным мас лам. Россияне внесли в устав ный фонд СП 11,4 миллиона долларов, а белорусские парт неры предоставили на анало гичную сумму производствен ные мощности. И вот новое сов местное предприятие вышло на проектную мощность. В этом го ду оно выпустит 10 тысяч тонн присадок, сообщил генераль ный директор СП Вячеслав Яку шев. А к 201 о году производст во продукции возрастет вчетве ро. Этот факт не единичен. Бо лее того, похоже, вырисовыва ется тенденция — российские нефтяные компании все более активно включаются в реализа цию инвестиционных проектов, осуществляемых в Беларуси. Недавно, например, этот воп рос обсуждал с премьер-мини стром Беларуси Сидорским гла ва «Русснефти» Михаил Гуце риев. Очередной точкой совме стного приложения сил может стать белорусское ОАО «Поли- мир». Со временем там предпо лагается построить фактически новый нефтехимический комп лекс стоимостью под миллиард долларов. Он будет выпускать несколько видов востребован ных в наших странах и за рубе жом химических продуктов. Тут уместно вспомнить отно сительно недавнее прошлое; говоря о поиске инвестицион ных партнеров для модерниза ции крупных белорусских неф техимических предприятий, ру ководство страны особо выде лило такой пункт, как наличие у них собственных источников сырья. И в этом плане «Русс- нефть» имеет хорошие перспе ктивы. Она является крупной добывающей структурой и по стоянно наращивает извлече ние нефти из недр. Кроме того, компания имеет свои НПЗ, а также новый экспортный терми нал недалеко от границы с Бе ларусью, предназначенный для доставки сырья по железной до роге. Это позволяет обойти про блему перегруженности магист ральных трубопроводов, отчас ти сдерживающую наращива ние поставок сырья на белорус ские перерабатывающие пред приятия. В конце января Михаил Гуцериев встречался (^Прези дентом Беларуси Александром Лукашенко, где также обсужда лись перспективы реконструк ции «Полимира», и российский гость тогда заверил, что спосо бен обеспечить дополнительно поставку в страну пяти миллио нов тонн нес{)ти. А в ходе ны нешнего визита в Беларусь гла вы российской компании уже рассматривалось ее возможное инвестиционное участие в стро ительстве эстакады по наливу и сливу нефти и нес}зтепродуктов в белорусском городе Речица. Но спектр возможного сот рудничества значительно шире. Известно намерение Беларуси участвовать в добыче жидких углеводородов на российских месторождениях. Законода тельство тут таково, что без партнерства с российской ком панией не обойтись,, и «Русс- нефть», судя по всему, не прочь стать таким партнером. Причем геологоразведочные работы и непосредственную добычу неф ти могли бы вести подразделе ния производственного объеди нения «Беларуснефть». Благо еще в советские времена наши нефтяники внесли весьма за метный вклад в формирование нефтедобывающего потенциа ла Сибири. Сейчас белорусское Прави тельство внимательно изучает предложения «Русснефти». Предполагается, что уже к кон цу года начнется реализация новых проектов белорусско- российского сотрудничества в нефтехимической ccjDepe. В е р н е м с я н а Б а й к о н у р Окончание. Начало на стр. I Сроки запуска нового «Бел- КА» сегодня вряд ли кто назо вет, как и то, какой ракетой он будет доставлен на орбиту. Ны нешний носитель «Днепр» был создан на базе баллистической ракеты РС-20В «Воевода» (по западной классификации SS-18 «Сатана»), он запускается из шахты так называемым мино метным стартом — с помощью порохового аккумулятора дав ления она выстреливается на высоту до 30 метров, где запус кается маршевый двигатель первой ступени. Нынешний за пуск был седьмым в истории ис пользования «Днепров» в ком мерческих целях. 250-тонная ракета считается надежной. 12 июля «Днепр» успешно вывел на орбиту американский экспе риментальный космический ап парат «Генезис-1». Понятно, от аварий в таком тонком деле никто не застрахо ван. Впрочем, тревожный сиг нал прозвучал и раньше; 28 ию ня был отложен запуск «БелКА» — в бортовом вычислительном комплексе ракеты-носителя бы ла выявлена неисправность... Ту ракету заменили на новую, но и здесь, увы, сбой — через пол торы минуты после старта пре кратил работу двигатель первой ступени. Сразу после аварии специалисты выехали на место падения ракеты, создана комис сия для выяснения причин про исшествия. Первое заседание межведомственной комиссии, расследующей причины аварии «Днепра», пройдет завтра в Днепропетровске. Все мы надеемся на успеш ное продолжение совместной космической программы, кото рую уже много лет ведут наши страны. «Космический аппарат «БелКА» прошел все испыта ния, — говорит председатель президиума Национальной ака демии наук Беларуси Михаил Мясникович. — У нас имеются все необходимые акты. Если бу дет принято решение о повторе нии проекта, он может быть сде лан еще раз в самые оптималь ные сроки». В огне не горят Командно-инженерный институт МЧС Беларуси провел первый набор девушек впервые Татьяна Щедренок МИНСК о н и НОСЯТ форму и живут по уставу — от подъема до отбоя. Впрочем, курсантки Командно инженерного института МЧС Бе ларуси отличаются от других мо лодых девчонок не только этим. Способностью не пасовать перед лицом любой опасности обладает далеко не каждый представитель сильного пола. А вот для этих де вушек, завтрашних инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, держать удар — обычное дело. Профес сию спасателя вчерашние школь ницы выбрали вполне осознанно. Нынешняя вступительная кам пания примечательна тем, что на бор девушек в институт прово дился впервые. Право называть ся курсантом юные особы завое вывали в атмосфере жесткой кон куренции; конкурс среди девушек составил 8,8 человека на мес то — гораздо выше, чем у ребят. Понятно, что победили лучшие из лучших. В отличие от других абитури ентов без пяти минут курсанты, кроме результатов централизо ванного тестирования и среднего балла аттестата, должны были продемонстрировать уровень фи зической подготовки. Девушки, судя по результатам, в грязь ли цом не ударили. На стометровке не оплошали и отжались не хуже иных призывников. Выйдут кур санты из стен вуза офицерами, однако за годы учебы им предсто ит пройти все ступени карьеры, начиная от рядового пожарного- спасателя. Другими словами, придется и пожарные рукава ава рийно-спасательного автомобиля раскатывать, и на 10-й этгок в пы лающую квартиру в тяжеленном спецкостюме забираться. Пред ставили масштаб задач? А ведь еще нужно, чтобы и на математи ку с (^)изикой сил хватило. Ко мандно-инженерный институт не привык краснеть за своих выпуск ников; диплом вуза— эквивалент знака качества. Не успели улечься вступитель ные страсти, как настгш черед но вых испытаний; сразу же после зачисления новоиспеченные кур санты отправились на загород нуюучебную базу— ровно на год. В корпусе, где разместились дев чата, пахнет краской и свежими обоями. Только что закончился ремонт. Быт курсанток руковод ство института продумало до ме лочей. Новенькие кровати, свер кающая кафелем душевая, ком ната для отдыха и подготовки к занятиям, стиральная машина в бытовке, шкаф-купе с большим зеркалом. Несмотря на казар менный уклад жизни местных обитательниц, веет домашним те плом. Летний курс молодого бойца для Вали Сушко и Тани Ковени начался с наряда. «С непривычки, конечно, тяжело, но постепенно входим в ритм», — улыбаются девчонки, орудуя щетками и шва- на с предотвращением чрезвы чайных ситуаций, — посвящает в планы Наташа, которой, как и ос тальным девушкам, по окончании вуза предстоит работать в сфере пропаганды, профилактики и надзора. — Согласитесь, это бла городная миссия. И никем иным, как спасателем, я себя с 9-го класса не представляла. Спасать людей — удел целе устремленных. И ради поставлен ной цели девушки готовы преодо леть любые трудности. А их впе реди еще немало. Одна полоса препятствий с выедающей глаза дымовой завесой чего стоит. Ка ждый курсант за годы учебы дол жен научиться справляться с сот нями возможных чрезвычайных ситуаций, то есть получить в каче стве багажа к диплому огромный объем знаний и практических на выков. И для зтого в институте со зданы все условия; закуплены компьютерные классы, построе- Конкурс среди девушек составил 8,8 человека на место — гораздо выше, чем у ребят. Понятно, что победили лучшие из лучших. брами. В соседнем с жилым по мещением здании — лекции; по распорядку дня, уставам и т.д. Поговорить с девушками уда ется только в перерыве между па рами. Для сведения, большинст во курсантов — выпускники про фильных классов и активисты Бе лорусской молодежной общест венной организации спасателей- пожарных — уже знакомы с аза ми пожарного дела. Наташа Зай- нудинова, закончившая Иваце- вичский лицей, одна из тех, кто выбрал прос^ессию спасателя за долго до поступления. С пожар ной техникой и навыками оказа ния первой медицинской помощи моя собеседница знакома не по наслышке; не раз побеждала на республиканских конкурсах юных спасателей. Впрочем, главные ее победы еще впереди. Надежды на диплом возлагаются немалые. — Моя будущая работа связа ны великолепные полигоны для моделирования ЧС, штат укомп лектован квалифицированными преподавателями. ...Утро за городом начинается с зарядки. В первый день без ма леньких неприятностей — цара- пин.и синяков не обходится. — До свадьбы заживет, — смеется Диана Лысанович, погля дывая на палец, обмотанный пла стырем. — С непривычки набили шишек. Ну ничего, потренируем ся, будем ловчее. С выбором профессии Диана долго не раздумывала. Сыграло роль сильное детское впечатле ние. Двое младших братишек заигрались и случайно подожгли стог с сеном. Огонь стремительно набирал силу... — Поначалу я растерялась, — вспоминает ЧП нынешняя кур сантка. — Испугалась, не скрою. И все-таки сумела взять себя в ру- ■ У курсанток Командно-инженер ного института свободного вре мени в обрез. Профессия спаса теля требует полной отдачи. ки и добежать до ближайшего те лефона. Подумать только, каких бед мог бы натворить вышедший из-под контроля огонь, не подос пей вовремя пожарные. Сейчас, конечно, нашлась бы быстрее. А тогда... Тогда с восхищением на блюдала за слаженными дейст виями пожарных, спасавших на шу деревню. На первых порах девчата, что и говорить, скучают по дому. Ко всему прочему учеба в институте МЧС требует огромной мораль ной и физической отдачи. А вот Тане Соколовской, чемпионке Ев ропы по прыжкам на батуте, к фи зическим нагрузкам и кочевой жизни не привыкать. — Дома я в последнее время была редким гостем, — делится впечатлениями от первых’ кур сантских дней Таня. — Новость о том, что буду поступать в инсти тут МЧС, для моих родителей не ожиданностью не стала. Думаю, они были готовы к тому, что я при му нестандартное решение. На сегодняшний день вопрос, будут ли выпускницы распреде ляться в боевые подразделения, из ряда дискуссионных. Скажем, на Западе подобный опыт имеет ся. Мужественная Татьяна, по ее словам, обрадовалась бы этой возможности. Трудности, считает девушка, закаляют. Такой харак тер. Впрочем, уже во время учебы вполне может быть место подви гу. В составе учебной пожарной аварийно-спасательной части, рассказал начальник Командно инженерного института МЧС Ген надий Ласута, курсанты выезжа ют на всевозможные ЧП наравне с профессионгтами. В среднем в неделю 15 учебно-боевых выез дов. В прошлом году ребята спас ли из огня, вытащили из воды и освободили из-под обломков 80 человек. Экзаменационный счет у курсантов (такова специфика вуза) идет не просто на баллы — на жизни спасенных ими людей. Тихий ход союзного комбайна Что тормозит реализацию перспективной совместной программы? есть вопрос Андрей Новиков ГОМ ЕЛ Ь — ОМ СК — ЛИП ЕЦК СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «союзный комбайн» возникло еще в 2001 году. В течение нескольких лет оно имело хождение в среде аг рариев и машиностроителей Бе ларуси и России. Идея совмест ного создания комплексов по уборке кормов, зерна, других культур выглядела весьма при влекательно. И как никогда своевременно — на фоне есте ственного «отмирания» старых машин, которыми в значитель ной мере оснащены хозяйства в обеих странах. Тем более что расширяющуюся нишу торопли во заполняли иностранные про изводители. Масштабное им портозамещающее производст во доступных и экономичных «союзных» машин должно было не только пополнить парк сель хозпредприятий, но и обеспе чить работой десятки тысяч че ловек. В качестве возможных участ ников проекта рассматривались белорусские «Гомсельмаш» и «Лидаагропроммаш», а также российские предприятия Омска, Липецка, Ярославля. Концепцию суперкомплекса разрабатывали Главное специализированное конструкторское бюро, входя щее в объединение «Гомсель маш» и Всероссийский НИИ ме ханизации сельского хозяйства. «Союзный комбайн», по расче там конструкторов, должен был обеспечить почти двукратную экономию материалов, повыше ние производительности в пол тора раза, уменьшение расхода топлива на треть, двойное сокра щение потребности в мощных дизелях... Не хочется упоминать обо всем этом лишь в прошедшем времени. Но сегодня о «союзном комбайне» вспоминают нечасто. Когда я набрал это словосочета ние в поисковом окошке на сайте белорусского Министерства про мышленности, компьютер вы дал; «Найдено ноль совпаде ний». На интернет-портале рос сийского Минпромэнерго — тот же результат. Вообще, судя по данным интернет-поисковиков, разговоры и публикации на эту тему заглохли еще года два на зад. Что случилось? В какой ста дии находится проект? Почему столь блестящие перспективы до сих пор не оформились в пре красную реальность? Гомельское главное специа лизированное конструкторское бюро (ГСКБ) рассматривалось как одно из главных звеньев це пи по созданию нового комбай на. За основу стратегии была принята «гомельская формула», в которой роль «постоянной» вы полняло так называемое универ сальное энергосредство. «Пере менные» — разнообразные на весные адаптеры, позволяли бы использовать машину чуть ли не по восемь месяцев в году, выпол няя полный набор сельхозработ. Упрощенно говоря, хозяйства из бавились бы от необходимости приобретать для каждой опера ции дорогие специализирован ные комбайны, которые подавля ющую часть года проводят в бок сах. — От момента принятия ре шения о том, что надо такую ма шину делать, прошло пять лет, но до сих пор самой программы нет, — рассказал корреспонден ту «союза» заместитель дирек тора ГСКБ Сергей Федорович. — С белорусской стороны мы име ем постановление Правительст ва, которое одобряет этот про ект. С российской стороны такой документ пока отсутствует. Се годня технологии развиваются стремительно, постоянно появ ляется что-то новое, и мы тут не исключение. Вообще, присутст вуя на совещаниях по союзным программам, я вижу, что столь длительным процессом согласо вания недовольны практически все. Вроде все соглашаются, что проект выгоден и Беларуси, и России... Но при этом ничего не меняется. На то, чтобы документам пройти через шесть министерств с каждой стороны, уходят годы. Пока проходила двухступенча тая процедура согласования «со юзного комбайна» в Беларуси и России, он успел устареть. Не возьмусь судить, какие подвод ные течения задействованы в этом неторопливом процессе. Добросовестная ли это волокита или чье-то целенаправленное противодействие? Вопрос о том, кому невыгоден «союзный ком байн», остается открытым. Очевидно, ни гомельские комбайностроители, ни их пред полагаемые партнеры в России не могут годами жить в ожида нии выхода проекта из подве шенного состояния. На том же «Гомсельмаше» сегодня зани маются новыми разработками, кооперируются с другими пред приятиями и успешно продвига ют технику как в Россию, так и на другие континенты. Но — вне ка кой-либо «союзной» программы. Так меньше бумажной возни? Надеемся, что специалисты раз личных министерств и ведомств России и Беларуси все же дадут конкретный ответ на вопрос о судьбе некогда перспективного проекта. С н я т ь с т о р м о з а Новейшую историю России и Беларуси пишут в Петербурге сотрудничество Михаил Телехов С А Н К Т -П Е Т Е Р Б У Р Г ГОРОД на Неве можно причис лить к числу активных в стрем лении его жителей к созданию Союзного государства. Иначе как объяснить появление имен но в Северной столице «Рос сийско-Белорусского братст ва» и как результат его дея тельности организацию целого ряда мероприятий по обсужде нию этой проблемы как в испол нительных, так и в законода тельных органах власти. Не случайно именно в Пе тербурге прошла научная кон ференция «Беларусь сегодня. История создания Союзного го сударства». Хотя эту формули ровку можно было бы изме нить— термин «Новейшая ис тория» в данном случае звучал бы в большем соответствии. Достаточно посмотреть на уча стников — современных поли тических и общественных дея телей. Директор центра Выс шей школы Беларуси Виталий Воронович рассказал о разви тии Беларуси с 1991 до 2006 го да. Начальник Департамента информации Постоянного Ко митета Союзного государства Павел Лысов в своем выступле нии отметил; «Все предпосыл ки к объединению есть — эко номика, энергетика, культура России и Беларуси интегриро ваны друг в друга настолько, что наши связи невозможно ра зорвать». Тем не менее, говорилось на встрече, создание Союзного государства тормозится. Од новременно подчеркивалось, что тандем России и Беларуси может вытеснить с наших тер риторий огромное число рас пространителей как продоволь ственной, так и промышленной продукции западных стран. А во взаимодействии с отечест венными научными технология ми Союзное государство смо жет, и в этом уверены многие аналитики, выйти на европей ско-американские рынки и без ВТО. Но это пока предмет раз говора не новейшей, а «пред стоящей истории». На конференции в Петербур ге присутствовали и депутаты местного Законодательного брания. В городе на Неве н е^ Р сколько лет назад было созда но «Российско-Белорусское братство», которое стало од ним из организаторов нынеш ней кон(!|]еренции. В Питере уже давно действует офици- сшьное представительство Рес публики Беларусь, которое на протяжении многих лет активно сотрудничает с властями не только Петербурга и Ленин градской области, но и субъек тов Федерации всего Северо- Запада. В городе ежегодно про водятся научные и обществен но-политические конференции. И на этот раз выступающие го ворили о Союзе России и Бела руси, отмечая, что люди, осо бенно молодежь, получают не достаточно информации о теку щих событиях из новейшей ис тории Союзного государства. 1^^ тут еще немало резервов. , Р е г и о н а л ь н ы й п е р е к р е с т о к Создается новая водно-транзитная система Россия— Беларусь— Украина— Балтия транспорт Алексей Чичкин МИ Н СК — ПСКО В — ТАЛЛИН ПСКОВСКАЯ область заинтере сована в возобновлении регу лярного водного сообщения с Тарту, мь| активно работаем для достижения результата в крат чайшие сроки — такова точка зрения председателя комитета по инвестициям и стратегиче скому развитию правительства Псковской области Алексея Са прыкина. В данном случае он прокомментировал письмо ми нистра экономики и коммуника ций Эстонии Эдгара Сависаара министру транспорта России Игорю Левитину о возобновле нии регулярного водного сооб щения между Тарту и Псковом по южноэстонскому каналу и Псковскому озеру. В то же вре мя Беларусь, Украина и Латвия прорабатывают варианты реа нимации проекта почти 100-лет ней давности — сквозного вод ного пути Крым—Днепр— З а падная Двина (Даугава)— Бал тика, включающего сооружение канала Даугава— Чудско-Псков ский бассейн. Евросоюз поддерживает про ект сквозного водного маршру та прежде всего для пассажир ских перевозок Хельсинки— Нарва— Псков—Тарту с выхода ми на Балтику, Западную Двину и к запланированному каналу Даугава—Днепр. Поддерживает ЕС, как уже сообщал «СОЮЗ», и проект канала Даугава— Днепр. Такая позиция Брюсселя способствует общерегиональ ному сотрудничеству в упомяну тых n p o e KT c tx . Недавно в Пскове по этим вопросам состоялись переговоры с представителями посольства Эстонии в РФ при участии руководства сопре дельного района Эстонии. А. Сапрыкин пояснил, что «далеко не все вопросы зависят от реги ональных властей, но на всех уровнях ведется активная рабо та по урегулированию спорных моментов». В процитированном выше письме Э. Сависаар предложил И. Левитину определить сроки открытия регулярных водных перевозок между Тарту и Пско вом. (Договор о восстановле нии такого маршрута был под писан в 2002 году.). Как отмеча ет газета «Ээсти пяэвалехт», Э. Сависаар сообщил И. Левити ну; маршрут начнется в Тарту, пройдет по 55-километррвому южно-эстонскому каналу Эмайыги, далее — через порт Праага на эстонском берегу Чудского озера до порта Псков или близлежащего Строжинца. Еще в мае 2006 года вице-гу бернатор Псковской области Дмитрий Шахов сообщил на пресс-конференции в Пскове; «Знаю, что ведутся обстоятель ные переговоры, которые свя заны с различными аспектами российского и эстонского регу лирования судоходства в Чуд ско-Псковском бассейне. В этом основная проблема, но она решаема». Существовавшие с незапа мятных времен регулярные вод ные перевозки между Псковом и Тарту, как и латвийско-белорус ские по Западной Двине, были прерваны после распада СССР. Но вскоре они начали восстана вливаться. А наряду с планируе мым строительством судоходно го канала Даугава—Днепр с це лью увеличения притока инту ристов и развития экономики Южной Эстонии планируется «балтийское» продление южно эстонского канала в 2007—2010 годах до озера и города Вильян- ди, затем — до курорта Пярну. То есть будет создан сквозной водно-транспортный «квадрат» Чудско-Псковский бассейн — Балтика—Даугава—Днепр. Э с тония намерена упростить тамо женно-визовые правила для граждан и внешнеторговых гру зов РФ, курсирующих по псков ско-эстонскому водному марш руту, а Латвия, как сообщал «СОЮЗ», уже делает это для Беларуси. Тем временем Беларусь, Ук раина и Латвия с 2002 года про рабатывают варианты осущест вления водно-транспортного проекта Крым—Днепр— Запад ная Двина— Балтика. Его от ветвления — Днепровско-Буг- ский канал и давний проект со единения Западной Двины с Псковско-Чудским бассейном (через Восточную Латвию и юг Псковщины). Требуемые сово купные капиталовложения экс пертами оценены в 18—20 мил лиардов долларов, а вклады вать инвестиции намерены ис ландские и другие инвесторы, что обусловлено заинтересо ванностью Скандинавии в крат чайшем водном маршруте в Черноморско-Дунайско-Среди земноморский регион. Но глав ный критерий окупаемости та кого проекта и одобрения его Евросоюзом — стабильные гру зе- и пассажиропотоки на запа де бывшего СССР , причем с преобладающим спросом на водные перевозки. Иными словами, транзитные интересы России, Беларуси, Ук раины и стран Балтии, включая их заинтересованность в разви тии трансграничного туризма, совпадают во многих точках. Кстати Из общего объема экспорта Беларуси за пять месяцев текущего года на долю стран Евросоюза приходилось 50,4 процента поставок. Как сооб щили в Министерство экономики республики, среди стран Евросоюза наиболео высокий объем внешней торговли достигнут с Нидерланда ми. Доля этого государства в общем объеме товарооборота Беларуси составляет 10,2 процента. Удельный вес торговли с Германией дости гает 5,5 процента, Великобритании — 4,3, Польши — 4,2, Италии и Литвы — по 1,5 процента. В январе — мао этого года экспортно-им- портныо операции велись со 159 странами мира. Товары поставлялись на рынки 124 государств, импортировалась продукция из 130 стран. Основным торговым партнером является Россия (47,9 процента от все го объема товарооборота). Импорт из стран Евросоюза в Беларусь со ставляет 20,3 процента от всего объема закупок, из России — 61,6 процента. БЕЛТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz