Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

II с о Ю 3 Беларусь—Россия 3 АВГУСТА 2006 ЧЕТВЕРГ № 29 (273) С т а р о ж и л ы и н о в и ч к и у К у р г а н а Д р у ж б ы Окончание. Начало на стр. I Псков и Ярославль — уже завсегдатаи. В третий раз при­ езжают ребята из Рязанской области, во второй — смоляне. Новички — делегации Костро­ мы и Ставрополья. Отдавая дань уважения «старым перцам», нельзя не восхититься смелостью тех ро­ дителей, которые рискнули привезти на лесную поляну са­ мых юных «интернационали­ стов». Супруги Александр Кур- ланов и Яна Крюкова живут в Ярославле. Папа работает во­ дителем на машине «скорой помощи», мама воспитывает дома двух малышей. В про­ шлом году Саша и Яна уже бы­ ли в международном лагере, а на сей раз к семейным тради­ циям решили приобщить двух­ летнего Степу и Аню, которой всего три с половиной месяца. Курган Дружбы, насыпан­ ный в честь интернациональ­ ной дружбы партизан и под­ польщиков в 1959 году, нахо­ дится сейчас на латвийской территории. По счастливому стечению обстоятельств в этом году в «Be-La-Руси» его можно было увидеть и даже потрогать! Дело в том, что так называлась композиция Ольги Борисенко из Гродненской области, пред­ ставленная на конкурс «Боди­ арт». Лучшими мастерами ри­ сования были признаны ребята из витебской команды «Деся­ тая планета». Именно их «Ку- деснице леса» жюри отдало Гран-при. Лучший бивуак под названием «Белые кораблики» возвели рязанцы, специальный приз от «старых перцев» полу­ чили могилевчане, а вот фут­ больный и волейбольный тур­ ниры выиграли россияне. «По­ беду здесь все стремятся вы­ рвать зубами, ногтями, — рас­ сказывает заведующий отде­ лом идеологической работы ЦК БРСМ Иван Синичкин. — Одна­ ко после спортивных баталий мы общаемся как ни в чем не бывало, приглашаем друг дру­ га в гости, весело проводим время». Молодежные лидеры не ис­ ключают, что в скором времени будет подписано новое согла­ шение, где сформулируют принципы организации и функ­ ционирования международно­ го лагеря. В будущем именно белорус­ ская поляна может стать посто­ янным местом базирования «Бе-1а-Руси». К а к П О с м а з к е Российские компании подключаются к реконструкции белорусских НПЗ экономика Владимир Бибиков МИНСК — М О С К ВА БЕЛАРУСЬ располагает двумя современными нефтеперераба­ тывающими заводами, входив­ шими в число крупнейших еще во времена СССР . Этим и сей­ час пользуются российские нефтедобывающие компании, постоянно наращивая поставки в нашу страну сырой нефти. Од­ нако сотрудничество развива­ ется не только вширь, но и вглубь. «СОЮЗ» уже не раз пи­ сал о масштабном участии рос­ сийских фирм в модернизации нефтеперерабатывающего за­ вода в белорусском Мозыре. А несколько месяцев назад меж­ ду ОАО «Нафтан» из Новопо- лоцка и российской компанией «ЛУКОЙЛ» было подписано со­ глашение о создании совмест­ ного предприятия по производ­ ству присадок к моторным мас­ лам. Россияне внесли в устав­ ный фонд СП 11,4 миллиона долларов, а белорусские парт­ неры предоставили на анало­ гичную сумму производствен­ ные мощности. И вот новое сов­ местное предприятие вышло на проектную мощность. В этом го­ ду оно выпустит 10 тысяч тонн присадок, сообщил генераль­ ный директор СП Вячеслав Яку­ шев. А к 201 о году производст­ во продукции возрастет вчетве­ ро. Этот факт не единичен. Бо­ лее того, похоже, вырисовыва­ ется тенденция — российские нефтяные компании все более активно включаются в реализа­ цию инвестиционных проектов, осуществляемых в Беларуси. Недавно, например, этот воп­ рос обсуждал с премьер-мини­ стром Беларуси Сидорским гла­ ва «Русснефти» Михаил Гуце­ риев. Очередной точкой совме­ стного приложения сил может стать белорусское ОАО «Поли- мир». Со временем там предпо­ лагается построить фактически новый нефтехимический комп­ лекс стоимостью под миллиард долларов. Он будет выпускать несколько видов востребован­ ных в наших странах и за рубе­ жом химических продуктов. Тут уместно вспомнить отно­ сительно недавнее прошлое; говоря о поиске инвестицион­ ных партнеров для модерниза­ ции крупных белорусских неф­ техимических предприятий, ру­ ководство страны особо выде­ лило такой пункт, как наличие у них собственных источников сырья. И в этом плане «Русс- нефть» имеет хорошие перспе­ ктивы. Она является крупной добывающей структурой и по­ стоянно наращивает извлече­ ние нефти из недр. Кроме того, компания имеет свои НПЗ, а также новый экспортный терми­ нал недалеко от границы с Бе­ ларусью, предназначенный для доставки сырья по железной до­ роге. Это позволяет обойти про­ блему перегруженности магист­ ральных трубопроводов, отчас­ ти сдерживающую наращива­ ние поставок сырья на белорус­ ские перерабатывающие пред­ приятия. В конце января Михаил Гуцериев встречался (^Прези­ дентом Беларуси Александром Лукашенко, где также обсужда­ лись перспективы реконструк­ ции «Полимира», и российский гость тогда заверил, что спосо­ бен обеспечить дополнительно поставку в страну пяти миллио­ нов тонн нес{)ти. А в ходе ны­ нешнего визита в Беларусь гла­ вы российской компании уже рассматривалось ее возможное инвестиционное участие в стро­ ительстве эстакады по наливу и сливу нефти и нес}зтепродуктов в белорусском городе Речица. Но спектр возможного сот­ рудничества значительно шире. Известно намерение Беларуси участвовать в добыче жидких углеводородов на российских месторождениях. Законода­ тельство тут таково, что без партнерства с российской ком­ панией не обойтись,, и «Русс- нефть», судя по всему, не прочь стать таким партнером. Причем геологоразведочные работы и непосредственную добычу неф­ ти могли бы вести подразделе­ ния производственного объеди­ нения «Беларуснефть». Благо еще в советские времена наши нефтяники внесли весьма за ­ метный вклад в формирование нефтедобывающего потенциа­ ла Сибири. Сейчас белорусское Прави­ тельство внимательно изучает предложения «Русснефти». Предполагается, что уже к кон­ цу года начнется реализация новых проектов белорусско- российского сотрудничества в нефтехимической ccjDepe. В е р н е м с я н а Б а й к о н у р Окончание. Начало на стр. I Сроки запуска нового «Бел- КА» сегодня вряд ли кто назо­ вет, как и то, какой ракетой он будет доставлен на орбиту. Ны­ нешний носитель «Днепр» был создан на базе баллистической ракеты РС-20В «Воевода» (по западной классификации SS-18 «Сатана»), он запускается из шахты так называемым мино­ метным стартом — с помощью порохового аккумулятора дав­ ления она выстреливается на высоту до 30 метров, где запус­ кается маршевый двигатель первой ступени. Нынешний за­ пуск был седьмым в истории ис­ пользования «Днепров» в ком­ мерческих целях. 250-тонная ракета считается надежной. 12 июля «Днепр» успешно вывел на орбиту американский экспе­ риментальный космический ап­ парат «Генезис-1». Понятно, от аварий в таком тонком деле никто не застрахо­ ван. Впрочем, тревожный сиг­ нал прозвучал и раньше; 28 ию­ ня был отложен запуск «БелКА» — в бортовом вычислительном комплексе ракеты-носителя бы­ ла выявлена неисправность... Ту ракету заменили на новую, но и здесь, увы, сбой — через пол­ торы минуты после старта пре­ кратил работу двигатель первой ступени. Сразу после аварии специалисты выехали на место падения ракеты, создана комис­ сия для выяснения причин про­ исшествия. Первое заседание межведомственной комиссии, расследующей причины аварии «Днепра», пройдет завтра в Днепропетровске. Все мы надеемся на успеш­ ное продолжение совместной космической программы, кото­ рую уже много лет ведут наши страны. «Космический аппарат «БелКА» прошел все испыта­ ния, — говорит председатель президиума Национальной ака­ демии наук Беларуси Михаил Мясникович. — У нас имеются все необходимые акты. Если бу­ дет принято решение о повторе­ нии проекта, он может быть сде­ лан еще раз в самые оптималь­ ные сроки». В огне не горят Командно-инженерный институт МЧС Беларуси провел первый набор девушек впервые Татьяна Щедренок МИНСК о н и НОСЯТ форму и живут по уставу — от подъема до отбоя. Впрочем, курсантки Командно­ инженерного института МЧС Бе­ ларуси отличаются от других мо­ лодых девчонок не только этим. Способностью не пасовать перед лицом любой опасности обладает далеко не каждый представитель сильного пола. А вот для этих де­ вушек, завтрашних инженеров по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, держать удар — обычное дело. Профес­ сию спасателя вчерашние школь­ ницы выбрали вполне осознанно. Нынешняя вступительная кам­ пания примечательна тем, что на­ бор девушек в институт прово­ дился впервые. Право называть­ ся курсантом юные особы завое­ вывали в атмосфере жесткой кон­ куренции; конкурс среди девушек составил 8,8 человека на мес­ то — гораздо выше, чем у ребят. Понятно, что победили лучшие из лучших. В отличие от других абитури­ ентов без пяти минут курсанты, кроме результатов централизо­ ванного тестирования и среднего балла аттестата, должны были продемонстрировать уровень фи­ зической подготовки. Девушки, судя по результатам, в грязь ли­ цом не ударили. На стометровке не оплошали и отжались не хуже иных призывников. Выйдут кур­ санты из стен вуза офицерами, однако за годы учебы им предсто­ ит пройти все ступени карьеры, начиная от рядового пожарного- спасателя. Другими словами, придется и пожарные рукава ава­ рийно-спасательного автомобиля раскатывать, и на 10-й этгок в пы­ лающую квартиру в тяжеленном спецкостюме забираться. Пред­ ставили масштаб задач? А ведь еще нужно, чтобы и на математи­ ку с (^)изикой сил хватило. Ко­ мандно-инженерный институт не привык краснеть за своих выпуск­ ников; диплом вуза— эквивалент знака качества. Не успели улечься вступитель­ ные страсти, как настгш черед но­ вых испытаний; сразу же после зачисления новоиспеченные кур­ санты отправились на загород­ нуюучебную базу— ровно на год. В корпусе, где разместились дев­ чата, пахнет краской и свежими обоями. Только что закончился ремонт. Быт курсанток руковод­ ство института продумало до ме­ лочей. Новенькие кровати, свер­ кающая кафелем душевая, ком­ ната для отдыха и подготовки к занятиям, стиральная машина в бытовке, шкаф-купе с большим зеркалом. Несмотря на казар­ менный уклад жизни местных обитательниц, веет домашним те­ плом. Летний курс молодого бойца для Вали Сушко и Тани Ковени начался с наряда. «С непривычки, конечно, тяжело, но постепенно входим в ритм», — улыбаются девчонки, орудуя щетками и шва- на с предотвращением чрезвы­ чайных ситуаций, — посвящает в планы Наташа, которой, как и ос­ тальным девушкам, по окончании вуза предстоит работать в сфере пропаганды, профилактики и надзора. — Согласитесь, это бла­ городная миссия. И никем иным, как спасателем, я себя с 9-го класса не представляла. Спасать людей — удел целе­ устремленных. И ради поставлен­ ной цели девушки готовы преодо­ леть любые трудности. А их впе­ реди еще немало. Одна полоса препятствий с выедающей глаза дымовой завесой чего стоит. Ка­ ждый курсант за годы учебы дол­ жен научиться справляться с сот­ нями возможных чрезвычайных ситуаций, то есть получить в каче­ стве багажа к диплому огромный объем знаний и практических на­ выков. И для зтого в институте со­ зданы все условия; закуплены компьютерные классы, построе- Конкурс среди девушек составил 8,8 человека на место — гораздо выше, чем у ребят. Понятно, что победили лучшие из лучших. брами. В соседнем с жилым по­ мещением здании — лекции; по распорядку дня, уставам и т.д. Поговорить с девушками уда­ ется только в перерыве между па­ рами. Для сведения, большинст­ во курсантов — выпускники про­ фильных классов и активисты Бе­ лорусской молодежной общест­ венной организации спасателей- пожарных — уже знакомы с аза­ ми пожарного дела. Наташа Зай- нудинова, закончившая Иваце- вичский лицей, одна из тех, кто выбрал прос^ессию спасателя за­ долго до поступления. С пожар­ ной техникой и навыками оказа­ ния первой медицинской помощи моя собеседница знакома не по­ наслышке; не раз побеждала на республиканских конкурсах юных спасателей. Впрочем, главные ее победы еще впереди. Надежды на диплом возлагаются немалые. — Моя будущая работа связа­ ны великолепные полигоны для моделирования ЧС, штат укомп­ лектован квалифицированными преподавателями. ...Утро за городом начинается с зарядки. В первый день без ма­ леньких неприятностей — цара- пин.и синяков не обходится. — До свадьбы заживет, — смеется Диана Лысанович, погля­ дывая на палец, обмотанный пла­ стырем. — С непривычки набили шишек. Ну ничего, потренируем­ ся, будем ловчее. С выбором профессии Диана долго не раздумывала. Сыграло роль сильное детское впечатле­ ние. Двое младших братишек заигрались и случайно подожгли стог с сеном. Огонь стремительно набирал силу... — Поначалу я растерялась, — вспоминает ЧП нынешняя кур­ сантка. — Испугалась, не скрою. И все-таки сумела взять себя в ру- ■ У курсанток Командно-инженер­ ного института свободного вре­ мени в обрез. Профессия спаса­ теля требует полной отдачи. ки и добежать до ближайшего те­ лефона. Подумать только, каких бед мог бы натворить вышедший из-под контроля огонь, не подос­ пей вовремя пожарные. Сейчас, конечно, нашлась бы быстрее. А тогда... Тогда с восхищением на­ блюдала за слаженными дейст­ виями пожарных, спасавших на­ шу деревню. На первых порах девчата, что и говорить, скучают по дому. Ко всему прочему учеба в институте МЧС требует огромной мораль­ ной и физической отдачи. А вот Тане Соколовской, чемпионке Ев­ ропы по прыжкам на батуте, к фи­ зическим нагрузкам и кочевой жизни не привыкать. — Дома я в последнее время была редким гостем, — делится впечатлениями от первых’ кур­ сантских дней Таня. — Новость о том, что буду поступать в инсти­ тут МЧС, для моих родителей не­ ожиданностью не стала. Думаю, они были готовы к тому, что я при­ му нестандартное решение. На сегодняшний день вопрос, будут ли выпускницы распреде­ ляться в боевые подразделения, из ряда дискуссионных. Скажем, на Западе подобный опыт имеет­ ся. Мужественная Татьяна, по ее словам, обрадовалась бы этой возможности. Трудности, считает девушка, закаляют. Такой харак­ тер. Впрочем, уже во время учебы вполне может быть место подви­ гу. В составе учебной пожарной аварийно-спасательной части, рассказал начальник Командно­ инженерного института МЧС Ген­ надий Ласута, курсанты выезжа­ ют на всевозможные ЧП наравне с профессионгтами. В среднем в неделю 15 учебно-боевых выез­ дов. В прошлом году ребята спас­ ли из огня, вытащили из воды и освободили из-под обломков 80 человек. Экзаменационный счет у курсантов (такова специфика вуза) идет не просто на баллы — на жизни спасенных ими людей. Тихий ход союзного комбайна Что тормозит реализацию перспективной совместной программы? есть вопрос Андрей Новиков ГОМ ЕЛ Ь — ОМ СК — ЛИП ЕЦК СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «союзный комбайн» возникло еще в 2001 году. В течение нескольких лет оно имело хождение в среде аг­ рариев и машиностроителей Бе­ ларуси и России. Идея совмест­ ного создания комплексов по уборке кормов, зерна, других культур выглядела весьма при­ влекательно. И как никогда своевременно — на фоне есте­ ственного «отмирания» старых машин, которыми в значитель­ ной мере оснащены хозяйства в обеих странах. Тем более что расширяющуюся нишу торопли­ во заполняли иностранные про­ изводители. Масштабное им­ портозамещающее производст­ во доступных и экономичных «союзных» машин должно было не только пополнить парк сель­ хозпредприятий, но и обеспе­ чить работой десятки тысяч че­ ловек. В качестве возможных участ­ ников проекта рассматривались белорусские «Гомсельмаш» и «Лидаагропроммаш», а также российские предприятия Омска, Липецка, Ярославля. Концепцию суперкомплекса разрабатывали Главное специализированное конструкторское бюро, входя­ щее в объединение «Гомсель­ маш» и Всероссийский НИИ ме­ ханизации сельского хозяйства. «Союзный комбайн», по расче­ там конструкторов, должен был обеспечить почти двукратную экономию материалов, повыше­ ние производительности в пол­ тора раза, уменьшение расхода топлива на треть, двойное сокра­ щение потребности в мощных дизелях... Не хочется упоминать обо всем этом лишь в прошедшем времени. Но сегодня о «союзном комбайне» вспоминают нечасто. Когда я набрал это словосочета­ ние в поисковом окошке на сайте белорусского Министерства про­ мышленности, компьютер вы­ дал; «Найдено ноль совпаде­ ний». На интернет-портале рос­ сийского Минпромэнерго — тот же результат. Вообще, судя по данным интернет-поисковиков, разговоры и публикации на эту тему заглохли еще года два на­ зад. Что случилось? В какой ста­ дии находится проект? Почему столь блестящие перспективы до сих пор не оформились в пре­ красную реальность? Гомельское главное специа­ лизированное конструкторское бюро (ГСКБ) рассматривалось как одно из главных звеньев це­ пи по созданию нового комбай­ на. За основу стратегии была принята «гомельская формула», в которой роль «постоянной» вы­ полняло так называемое универ­ сальное энергосредство. «Пере­ менные» — разнообразные на­ весные адаптеры, позволяли бы использовать машину чуть ли не по восемь месяцев в году, выпол­ няя полный набор сельхозработ. Упрощенно говоря, хозяйства из­ бавились бы от необходимости приобретать для каждой опера­ ции дорогие специализирован­ ные комбайны, которые подавля­ ющую часть года проводят в бок­ сах. — От момента принятия ре­ шения о том, что надо такую ма­ шину делать, прошло пять лет, но до сих пор самой программы нет, — рассказал корреспонден­ ту «союза» заместитель дирек­ тора ГСКБ Сергей Федорович. — С белорусской стороны мы име­ ем постановление Правительст­ ва, которое одобряет этот про­ ект. С российской стороны такой документ пока отсутствует. Се­ годня технологии развиваются стремительно, постоянно появ­ ляется что-то новое, и мы тут не исключение. Вообще, присутст­ вуя на совещаниях по союзным программам, я вижу, что столь длительным процессом согласо­ вания недовольны практически все. Вроде все соглашаются, что проект выгоден и Беларуси, и России... Но при этом ничего не меняется. На то, чтобы документам пройти через шесть министерств с каждой стороны, уходят годы. Пока проходила двухступенча­ тая процедура согласования «со­ юзного комбайна» в Беларуси и России, он успел устареть. Не возьмусь судить, какие подвод­ ные течения задействованы в этом неторопливом процессе. Добросовестная ли это волокита или чье-то целенаправленное противодействие? Вопрос о том, кому невыгоден «союзный ком­ байн», остается открытым. Очевидно, ни гомельские комбайностроители, ни их пред­ полагаемые партнеры в России не могут годами жить в ожида­ нии выхода проекта из подве­ шенного состояния. На том же «Гомсельмаше» сегодня зани­ маются новыми разработками, кооперируются с другими пред­ приятиями и успешно продвига­ ют технику как в Россию, так и на другие континенты. Но — вне ка­ кой-либо «союзной» программы. Так меньше бумажной возни? Надеемся, что специалисты раз­ личных министерств и ведомств России и Беларуси все же дадут конкретный ответ на вопрос о судьбе некогда перспективного проекта. С н я т ь с т о р м о з а Новейшую историю России и Беларуси пишут в Петербурге сотрудничество Михаил Телехов С А Н К Т -П Е Т Е Р Б У Р Г ГОРОД на Неве можно причис­ лить к числу активных в стрем­ лении его жителей к созданию Союзного государства. Иначе как объяснить появление имен­ но в Северной столице «Рос­ сийско-Белорусского братст­ ва» и как результат его дея­ тельности организацию целого ряда мероприятий по обсужде­ нию этой проблемы как в испол­ нительных, так и в законода­ тельных органах власти. Не случайно именно в Пе­ тербурге прошла научная кон­ ференция «Беларусь сегодня. История создания Союзного го­ сударства». Хотя эту формули­ ровку можно было бы изме­ нить— термин «Новейшая ис­ тория» в данном случае звучал бы в большем соответствии. Достаточно посмотреть на уча­ стников — современных поли­ тических и общественных дея­ телей. Директор центра Выс­ шей школы Беларуси Виталий Воронович рассказал о разви­ тии Беларуси с 1991 до 2006 го­ да. Начальник Департамента информации Постоянного Ко­ митета Союзного государства Павел Лысов в своем выступле­ нии отметил; «Все предпосыл­ ки к объединению есть — эко­ номика, энергетика, культура России и Беларуси интегриро­ ваны друг в друга настолько, что наши связи невозможно ра­ зорвать». Тем не менее, говорилось на встрече, создание Союзного государства тормозится. Од­ новременно подчеркивалось, что тандем России и Беларуси может вытеснить с наших тер­ риторий огромное число рас­ пространителей как продоволь­ ственной, так и промышленной продукции западных стран. А во взаимодействии с отечест­ венными научными технология­ ми Союзное государство смо­ жет, и в этом уверены многие аналитики, выйти на европей­ ско-американские рынки и без ВТО. Но это пока предмет раз­ говора не новейшей, а «пред­ стоящей истории». На конференции в Петербур­ ге присутствовали и депутаты местного Законодательного брания. В городе на Неве н е^ Р сколько лет назад было созда­ но «Российско-Белорусское братство», которое стало од­ ним из организаторов нынеш­ ней кон(!|]еренции. В Питере уже давно действует офици- сшьное представительство Рес­ публики Беларусь, которое на протяжении многих лет активно сотрудничает с властями не только Петербурга и Ленин­ градской области, но и субъек­ тов Федерации всего Северо- Запада. В городе ежегодно про­ водятся научные и обществен­ но-политические конференции. И на этот раз выступающие го­ ворили о Союзе России и Бела­ руси, отмечая, что люди, осо­ бенно молодежь, получают не­ достаточно информации о теку­ щих событиях из новейшей ис­ тории Союзного государства. 1^^ тут еще немало резервов. , Р е г и о н а л ь н ы й п е р е к р е с т о к Создается новая водно-транзитная система Россия— Беларусь— Украина— Балтия транспорт Алексей Чичкин МИ Н СК — ПСКО В — ТАЛЛИН ПСКОВСКАЯ область заинтере­ сована в возобновлении регу­ лярного водного сообщения с Тарту, мь| активно работаем для достижения результата в крат­ чайшие сроки — такова точка зрения председателя комитета по инвестициям и стратегиче­ скому развитию правительства Псковской области Алексея Са­ прыкина. В данном случае он прокомментировал письмо ми­ нистра экономики и коммуника­ ций Эстонии Эдгара Сависаара министру транспорта России Игорю Левитину о возобновле­ нии регулярного водного сооб­ щения между Тарту и Псковом по южноэстонскому каналу и Псковскому озеру. В то же вре­ мя Беларусь, Украина и Латвия прорабатывают варианты реа­ нимации проекта почти 100-лет­ ней давности — сквозного вод­ ного пути Крым—Днепр— З а ­ падная Двина (Даугава)— Бал­ тика, включающего сооружение канала Даугава— Чудско-Псков­ ский бассейн. Евросоюз поддерживает про­ ект сквозного водного маршру­ та прежде всего для пассажир­ ских перевозок Хельсинки— Нарва— Псков—Тарту с выхода­ ми на Балтику, Западную Двину и к запланированному каналу Даугава—Днепр. Поддерживает ЕС, как уже сообщал «СОЮЗ», и проект канала Даугава— Днепр. Такая позиция Брюсселя способствует общерегиональ­ ному сотрудничеству в упомяну­ тых n p o e KT c tx . Недавно в Пскове по этим вопросам состоялись переговоры с представителями посольства Эстонии в РФ при участии руководства сопре­ дельного района Эстонии. А. Сапрыкин пояснил, что «далеко не все вопросы зависят от реги­ ональных властей, но на всех уровнях ведется активная рабо­ та по урегулированию спорных моментов». В процитированном выше письме Э. Сависаар предложил И. Левитину определить сроки открытия регулярных водных перевозок между Тарту и Пско­ вом. (Договор о восстановле­ нии такого маршрута был под­ писан в 2002 году.). Как отмеча­ ет газета «Ээсти пяэвалехт», Э. Сависаар сообщил И. Левити­ ну; маршрут начнется в Тарту, пройдет по 55-километррвому южно-эстонскому каналу Эмайыги, далее — через порт Праага на эстонском берегу Чудского озера до порта Псков или близлежащего Строжинца. Еще в мае 2006 года вице-гу­ бернатор Псковской области Дмитрий Шахов сообщил на пресс-конференции в Пскове; «Знаю, что ведутся обстоятель­ ные переговоры, которые свя­ заны с различными аспектами российского и эстонского регу­ лирования судоходства в Чуд­ ско-Псковском бассейне. В этом основная проблема, но она решаема». Существовавшие с незапа­ мятных времен регулярные вод­ ные перевозки между Псковом и Тарту, как и латвийско-белорус­ ские по Западной Двине, были прерваны после распада СССР. Но вскоре они начали восстана­ вливаться. А наряду с планируе­ мым строительством судоходно­ го канала Даугава—Днепр с це­ лью увеличения притока инту­ ристов и развития экономики Южной Эстонии планируется «балтийское» продление южно­ эстонского канала в 2007—2010 годах до озера и города Вильян- ди, затем — до курорта Пярну. То есть будет создан сквозной водно-транспортный «квадрат» Чудско-Псковский бассейн — Балтика—Даугава—Днепр. Э с ­ тония намерена упростить тамо­ женно-визовые правила для граждан и внешнеторговых гру­ зов РФ, курсирующих по псков­ ско-эстонскому водному марш­ руту, а Латвия, как сообщал «СОЮЗ», уже делает это для Беларуси. Тем временем Беларусь, Ук­ раина и Латвия с 2002 года про­ рабатывают варианты осущест­ вления водно-транспортного проекта Крым—Днепр— Запад­ ная Двина— Балтика. Его от­ ветвления — Днепровско-Буг- ский канал и давний проект со­ единения Западной Двины с Псковско-Чудским бассейном (через Восточную Латвию и юг Псковщины). Требуемые сово­ купные капиталовложения экс­ пертами оценены в 18—20 мил­ лиардов долларов, а вклады­ вать инвестиции намерены ис­ ландские и другие инвесторы, что обусловлено заинтересо­ ванностью Скандинавии в крат­ чайшем водном маршруте в Черноморско-Дунайско-Среди­ земноморский регион. Но глав­ ный критерий окупаемости та­ кого проекта и одобрения его Евросоюзом — стабильные гру­ зе- и пассажиропотоки на запа­ де бывшего СССР , причем с преобладающим спросом на водные перевозки. Иными словами, транзитные интересы России, Беларуси, Ук­ раины и стран Балтии, включая их заинтересованность в разви­ тии трансграничного туризма, совпадают во многих точках. Кстати Из общего объема экспорта Беларуси за пять месяцев текущего года на долю стран Евросоюза приходилось 50,4 процента поставок. Как сооб­ щили в Министерство экономики республики, среди стран Евросоюза наиболео высокий объем внешней торговли достигнут с Нидерланда­ ми. Доля этого государства в общем объеме товарооборота Беларуси составляет 10,2 процента. Удельный вес торговли с Германией дости­ гает 5,5 процента, Великобритании — 4,3, Польши — 4,2, Италии и Литвы — по 1,5 процента. В январе — мао этого года экспортно-им- портныо операции велись со 159 странами мира. Товары поставлялись на рынки 124 государств, импортировалась продукция из 130 стран. Основным торговым партнером является Россия (47,9 процента от все­ го объема товарооборота). Импорт из стран Евросоюза в Беларусь со­ ставляет 20,3 процента от всего объема закупок, из России — 61,6 процента. БЕЛТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz