Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
I I с о Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 27 ИЮЛЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 28 (272) С орбиты В И Д Н О все Окончание. Начало на стр. I На потоке, возможно, поя вятся мини-спутники нового по коления. Осуществлять эту идею партнеры будут, очевид но, в рамках третьей совмест ной пр'ограммы Союзного госу дарства «Космос-3». Кстати, если запуск «БелКА» будет при знан успешным, то участники проекта уже в ближайшее вре мя получат новый заказ - на из готовление аналогичного спут ника для Казахстана. Перегово ры по этому поводу уже велись. Параллельно, по словам Сергея Золотого, Беларусь раз рабатывает свою, националь ную программу по космосу. В будущем году в стране, возмож но, будет разрабатываться и за кон о космосе. Ведь после запу ска «БелКА» Беларусь стано вится полноправным членом не многочисленного, но престиж ного «клуба космических госу дарств». А это дополнительный толчок к развитию новых техно логий и исследований в стране, способствующий притоку инве стиций и росту конкурентоспо собности продукции, созданию новых рабочих мест и, соответ ственно, росту благосостояния населения. Сибирь прирастает Беларусью Окончание. Начало на стр. I Мы выстраивали это сотрудни чество вертикально, договарива ясь постепенно о равных услови ях деятельности субъектов хозяй ствования, правах наших граж дан, ведя совместные разработки по развитию топливно-энергети ческого комплекса и многих дру гих отраслей. И итог этой работы сегодня отражается в беспри страстной статистике. — Вы ив могли бы конкретизировать белорусский интерос в Сибирском регионе России? — Только в прошлом году сложной техники белорусские предприятия поставили в Сибирь на 180 млн. долларов. Основные ее потребители — известные уг ледобывающие регионы; Кеме ровская область. Красноярский край, Хакасия. Здесь очень ценят продукцию того же БелАЗа. Тем более, что это предприятие все гда откликается на пожелания клиентов. Например, специально по заказу кузбасских угольщиков был построен самосвал грузо подъемностью 320 тонн. Это уни кальная машина. Не меньшим спросом пользуется продукция Минского завода колесных тяга чей, Минского тракторного заво да, МАЗа. Дорожно-строитель ная техника «Амкодор» очень хо рошо зарекомендовеша себя на благоустройстве дорог в Новоси бирске. Не менее успешно она работает в Алтайском крае. Ке меровской, Омской, Томской об ластях и Красноярском крае, ло эксплуатационным и другим ка чествам соответствуя лучшим европейским и мировым стан дартам. Беларусь ежегодно экс-i портирует в Сибирский, феде-, ральный округ продукции на 300 миллионов долларов. Это хоро ший стимул для предприятий, но не предел для них и экономики Беларуси в целом. Сейчас в си бирских регионах начата реали зация крупных проектов в добы вающей сфере, развития инфра структуры, лесного комплекса. Это и развитие объединенного Красноярского края. Иркутской области. Думаю, здесь надо бо лее активно действовать нашим вёдущим экспортерам. — Выгода должна быть обоюдной? В чем интерес российской стороны от сотрудничества Беларуси с Сиби рью? — Сегодня любой покупатель приобретает только то, что ему необходимо для работы, для мо дернизации производств, а не по разнарядке сверху. Таким обра зом, белорусский экспорт для Си бири становится инструментом развития местной промышленно сти, топливно-энергетического сектора, ряда других направле ний развития регионов. Ведь треть продукции из общего объе ма поставок из Беларуси — тех ника для ведущих отраслей эко номики не только Сибирского ре гиона, но и России в целом. Кро ме того, здесь мы не только про даем свои товары, но и покупаем местные. Например, около 400 тысяч тонн угля, приобретаемых нами ежегодно, для здешних угольщиков не такой уж и малень кий объем продаж топлива. Весо ма доля и других позиций бело русского импорта из Сибири: ме таллов, леса, энергооборудова ния и других. Но самым ценным и взаимопо- лезным видом сотрудничества я бы назвал развитие кооперацион ных связей и организацию работы в регионе предприятий с белорус ским капиталом. Снова приведу в пример БелАЗ. У объединения в Новосибирске есть кооперацион ный партнер— завод, поставляю щий двигатели для производства в Жодино. Хорошие заказы адек ватно оплачиваются, давая рабо ту очень многим людям. Новые рабочие места созда ются при организации дилерских структур. В Новосибирске дейст вует торговый дом «МТЗ Си бирь». Это и солидное плечо бе лорусского производителя трак торной техники для реализации российского национального про екта в сфере АПК, и подспорье тем сибирякам, которые участву ют в работе нашего дилера. Две дистрибьюторские компании име ет в Кемеровской области БелАЗ. Кроме того, три года назад завод открыл сервисный центр в посел ке Кедровка под Кемерово. Такой же сервис-центр недавно был от крыт и в Бурятии. Кстати, те же американские и японские произ водители карьерной техники в масштабах, сопоставимых с бе лазовскими, сервисных структур в России пока не создавали. Кроме того, Мы'предложилй сибирякам детское питание «Брл- лакта», которое во всем своем ас сортименте представлено сегод ня в торговых сетях Новосибир ска. А это третий по численности населения мегаполис России. Работая в Сибири, мы видим как бы изнутри весь спектр по требностей мегаполисов в реше нии и экономических, и социаль ных задач в интересах жителей. Например, ремонт дорог и уборка улиц. Из-за особых климатиче ских условий Сибири даже такие, казалось бы, незамысловатые мероприятия имеют свою специ фику. А наши производители эту тему знают и предлагают вполне эфе^ктивные решения. Точно так же, как и в сфере совершенство вания пассажирских перевозок или по взаимодействию с пред приятиями, обслуживающими лифтовое оборудование. Усиливает свои позиции и Минский автомобильный завод. Уже создан сервисный центр предприятия совместно с россий скими партнерами и при поддерж ке мэрии Новосибирска. Белорус ская мебель, обои, трикотаж, тек стиль в Сибири известны давно и среди потребителей очень попу лярны. Так что вариантов для ак тивного развития нашего сотруд ничества немало. Вело- и автопробег Москва — Минск Участвовать могут все желающие Олег Дубов МОСКВА ПЕРВОГО августа из Вязьмы стартует команда велосипеди стов, а из Москвы — команда ав толюбителей на собственных ав томобилях. Мероприятие прово дится в знак дружбы братских народов России и Беларуси, в целях популяризации идеи стро ительства Союзного государст ва. Организаторы акции — Рос сийско-Белорусский обществен ный союз «Братство», Союз офи церов России, Белорусский фонд мира, Москомспорт, Посто янный Коми+ет Союзного госу дарства. Обе команды проедут через города Смоленск, Витебск, Ор- ша, Толочин, Борисов и прибу дут в Минск. В столице Белару си пройдут финальный заезд, праздничный митинг, встречи с ветеранами, представителями общественности, средств мас совой информации и админист рации города. Принять участие в мероприя тиях может любой желающий. Это главный принцип вело- и ав топробега Москва — Минск. По словам ответственного за орга низацию велопробега Александ ра Демидова, пробег проводится уже второй год по принципу «снежный ком». — По всему маршруту следо вания к нам присоединяются но вые участники. В прошлом году до Минска наш велопробег со брал около 130 человек. Хочу подчеркнуть, что мероприятие не имеет спонсоров и предпола гает только добрую волю участ ников. Все расходы по организа ции и в процессе маршрута кол лектив несет сообща, — сказал А. Демидов нашей газете. В пути участников ждут встречи с администрациями го родов и руководством спортив ных организаций Вязьмы, Доро гобужа, Смоленска, Витебска, Орши, Борисова, Минска, пресс-конференции и «круглые столы». Планируются также ис торические экскурсии, возложе ния венков в местах памяти Ве ликой Отечественной войны, по сещение православных свя тынь, встречи с духовенством. Среди участников есть медики, учителя и работники школ, представители авто- и велоклу- бов, патриотических организа ций, военные. Справки по телефонам: (495) 504-51-24, (495) 510-93-28. К а л и н и н г р а д с к и й т р а н з и т Окончание. Начало на стр. I — Нас радует, что Калинин град нгшадил прямые поставки рыбы— без посредников — в Бе ларусь, — отметил Сергей Си- дорский. — Пока это десять ты сяч тонн в год, но мы готовы взять и больше, даже согласны на предоплату. Рост товарообо рота с Калининградской обла стью в этом году составит 13 — 20 процентов. Если такими тем пами будут развиваться отноше ния со всей Россией, то наш товарооборот с ней превысит 20 миллиардов долларов. Главной темой обсуждения была загрузка кгшининградских портов белорусскими транзитны ми грузами. Ведь регион крепко «завязан» на море, и доставка грузов, их переработка находятся в числе основных источников благосостояния местных жите лей, Пополнения регионального бюджета. Беларусь это прекрас но понимает и не раз заявляла о намерении переориентировать часть своего экспортно-импорт ного грузопотока на Калинин град. Это и минеральные удобре ния, и лес, и машиностроитель ная продукция. Такие решения давались не просто. Ведь на бе лорусские грузы претендуют и другие балтийские порты — Клайпеда, Вентспилс. И каждый из них предлагает, чтобы удер жать ценного клиента, немалые преференции. Тем не менее Сер гей Сидорский однозначно зая вил, что белорусские предпри ятия готовы направлять в порты Калининграда миллион тонн ка лийных удобрений, 300 тысяч тонн лесоматериашов, 700 тысяч тонн металла в год. Но и портови кам следовало бы серьезно под готовиться к наплыву грузов. В частности, Калининград может сегодня принимать суда водоиз мещением до 18 тысяч тонн, тог да как Клайпеда— втрое больше. Разумеется, во втором случае до ставка грузов обходится значи тельно дешевле. Очевидно, это серьезный повод задуматься о реконструкции порта и 43-кило- метрового канала, по которому суда выходят в отрытое море. Есть и привходящие факторы, осложняющие транзит через Ка лининград. Ведь прежде чем по пасть туда, груз должен пересечь — Это весьма важно, так как сегодня многие вопросы экономи ческого взаимодействия в регио не можно успешно решить только при взаимовыгодных договорен ностях трех стран, — считает Ге оргий Боос. Так, область страдает от уменьшения грузопотока в связи с договоренностью о его разделе нии между Калининградом и Клайпедой. Губернатор предло жил также обсудить возможность совмещения пограничных и тамо женных проверок на пассажир ском и грузовом российском тран зите через Литву. В ходе встреч достигнуты дого воренности о сотрудничестве в Перспективы развития региона иего инфраструктуры сучетом сотрудничествас Беларусьюбудут рассмотрены всентябре правительством Союзного государства. Литву, как правило, по железной дороге. Однако правительство этой страны для поездов, следую щих в Клайпеду, установило вдвое меньший тариф по сравне нию с Калининградом. Для хозяй ствующих субъектов главный ар гумент — финансовая целесооб разность. Вот почему с целью найти компромисс было заплани ровано участие в процессе пере говоров с белорусским премьер- министром нового министра транспорта Литвы, его коллег из Беларуси и России. области жилищного и дорожного строительства, сельскохозяйст венного и промышленного произ водства. Беларусь проявилазаин тересованность участвовать в развитии транзитной инфраструк туры Калининградской области, портовые объекты были в числе тех, где побывали представители нашей страны. Понятно, многие важные зада чи с ходу не решить. Поэтому пер спективы развития региона и его инфраструктуры с учетом сотруд ничества с Беларусью будут рас- ■ Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский и министр транспорта России Игорь Леви тин во время посещения паром ной перепраеы для железнодо рожного транспорта. смотрены в сентябре правитель ством Союзного государства, зая вил Сергей Сидорский. «Об этом достигнута четкая договорен ность, — отметил он. — Мы долж ны закрепить сегодняшние реше ния и рассмотреть проблемы во взаимоотношениях Беларуси и Калининградской области». В своюочередь, АлександрЖу ков положительно оценил проек ты, предложенные нашей страной в интересах западного анклава России. Причем они наполняются конкретикой, которую необходимо закрепить на заседании союзного правительства. Но главное, отме тил вице-премьер, калининград ские порты имеют возможность работать с грузами из Беларуси— и этим следует воспользоваться во взаимных интересах. К этому трудно что-либо доба вить с точки зрения экономики. Но не только ею измеряются вза имоотношения России и Белару си. Балтика — излюбленное мес то отдыха многих белорусов, и в ходе поездки главы белорусского Правительства был проявлен ин терес к курортно-рекреационным зонам. В том числе к выбору мес та для постройки санаторно-ку рортного комплекса. Своеобраз ной кульминацией встречи на балтийских рубежах стала за кладка сквера в честь дружбы Бе ларуси и России. И это глубоко символично. Ц е н а г а з а Достигнут очевидный прогресс в создании совместного белорусско-российского газотранспортного предприятия экономика Владимир Бибиков МИНСК ПОКА Беларусь получает природ ный газ по такому же тарифу, как Смоленская область. Хотя согла шение на этот счет действительно до конца нынешнего года, россий ский «Газпром» сразу же по окон чании отопительного сезона зая вил о резком повышении для Бе ларуси стоимости газа вбудущем. Цифры назывались разные — 150,200 долларов за тысячу кубо метров углеводородного сырья. Понятно, подобные намерения не могли быть встречены в Минс ке благодушно. Четырехкратное увеличение стоимости основного для Беларуси вида топлива спо собно создать определенные фи нансовые трудности для реально го сектора экономики, да и для коммунальной отрасли тоже. Тем не менее говорить даже о каком-либо намеке на раздрай в наших отношениях нет основа ний. И лучше всего об этом свиде тельствуют цифры, беспристраст но отражающие динамику бело- русско-российского сотрудниче ства именно в газовой сфере. Так, транзит российского природного газа через Беларусь в первом по лугодии увеличился по сравне нию с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 процента и достиг 23,2 миллиарда кубомет ров. На 5,4 процента — до 10,7 миллиарда «кубов» — возросли и поставки собственно белорус ским потребителям. Газ тек по трубам как белорусского ОАО «Белтрансгаз», так и по 575-кило метровому отрезку магистрали большого диаметра Ямал — Ев ропа, принадлежащему россий скому «Газпрому», но пролегаю щему по белорусской территории. А на днях, похоже, достигнут ощутимый прогресс и в решении главногб вопроса — о цене газа. Вопрос о стоимости важнейшего для Беларуси газообразного энергоносителя в новейшей исто рии белорусско-российских отно шений возникал не раз. Однако с созданием Союзного государства появилась возможность раз и на всегда разрубить этот гордиев узел. По подписанному в anfJene 2002 года межправительственно му соглашению о расширении со трудничества в газовой сфере предполагалось, что на базе «Белтрансгаза» до 1 июля 2003 года на паритетных началах будет создано с «Газпромом» совмест ное газотранспортное предпри ятие. В этом случае стоимость га за для Беларуси соответствовала бы уровню Смоленской области. Белорусская сторона сразу же начала реально готовиться к вы полнению договоренности. 30 ап реля 2003 года государственное предприятие «Белтрансгаз» было преобразовано в открьяое акцио нерное общество, все акции кото рого сейчас принадлежат госу дарству. На должном техническом уровне поддерживается сложней шая сеть трубопроводов, сопря женных с ними газоперекачиваю щих станций и других сложней ших объектов. А предприятие экс плуатирует почти 7 тысяч кило метров газопроводов диаметром от 100 до 1400 мм. По ним обеспе чивается транзит десятков милли ардов кубометров российского «голубого топлива» в Литву и Ка лининградскую область, Польшу и далее в Западную Европу. Сто ронам пришлось согласовать де сятки вопросов, камнем преткно вения остался по сути один — о стоимости белорусской газо транспортной системы. Позиции тогда разошлись поч ти диаметрально. «Газпром» же лал приобрести половину пакета акций «Белтрансгаза» исходя из балансовой стоимости предпри ятия, составлявшей на тот мо мент 600 миллионов долларов. Беларусь исходя из того, что жи вет уже в рыночных условиях, на стаивала, что и оценивать совре менное прибыльное предприятие надо по-рыночному. И предложи ла взять за основу для перегово ров цифру 5 миллиардов долла ров. Ситуация вбольшом бизнесе не исключительная. При подоб ных расхождениях на помощь, как правило, призывают автори тетных международных оценщи ков. Несколько «кандидатур» бы ло предложено с той и другой сто роны, но согласие по принципи альному вопросу удалось достичь лишь на прошлой неделе. 18— 19 июля в Минске прошли перегово ры с участием белорусского Пра вительства, «Газпрома» и банка ABN Amro, протоколом которого предусматривается, что этот банк проведет рыночную оценку ОАО «Белтрансгаз». Ожидается, что до конца июля белорусское Пра вительство примет формальное решение на этот счет и подтвер дит готовность предоставить оценщику на условиях конфиден циальности всю необходимую ин формацию. Работа над ней, как предполагается, займет до двух месяцев. Что можно сказать о возмож ной цене намечаемой сделки? Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил надежду, что будет найдено решение, отра жающее реальную рыночную си туацию и учитывающее интересы снабжения белорусской экономи ки энергоносителями и в то же время российской экономики. Это ни в коей мере не означает отхода от линии на создание Союзного государства, отметил министр, это означает постепенное продви жение к принципам рыночного взаимодействия. Тем не менее даже самые компетентные ауди торы называют стоимость того или иного объекта лишь в виде вилки — «от» и «до». Некоторые белорусские эксперты уже поспе шили заявить, что «Белтрансгаз» будет стоить от 3 до 5 миллиардов долларов. Так ли это — покажет время. Союзное государство предполагает создание равных условий для субъектов хозяйство вания наших стран. И в этом смысле Беларусь волнует по большому счету одно: чтобы рос сийские и белорусские пред приятия приобретали энергоноси тель по одинаковой стоимости. А то, что природный газ будет доро жать, в том числе для российских потребителей, — вполне очевид но каждому. Вряд ли есть основания сомне ваться, что здравый смысл, про звучавший в высказываниях вы соких должностных лиц, возьмет верх. Ведь российская сторона не потеряла и не теряет интерес к «Белтрансгазу»: ей важно иметь контроль над одним из крупней ших транспортировщиков. Бела руси, в свою очередь, также важ но «привязаться» к ценам на газ, соответствующим Смоленской области. Кроме того, есть и еще один важный аргумент — Бела русь предлагает «Газпрому» ряд взаимовыгодных инвестицион ных проектов, направленных на реконструкцию ключевых бело русских предприятий. Например, завода по производству азотных удобрений, 70 процентов сырья для которого составляет природ ный газ. Выгода при этом будет в несколько раз выше, чем от про стой продажи на экспорт «голубо го топлива». Сосед и поможет, и подскажет Партнерские связи крепнут на районном уровне регионы Дмитрий Родин БРЯНСК — ГОМЕЛЬ с КАЖДЫМ днем все теснее ста новятся Брянщина и Беларусь в торгово-экономическом и куль турно-образовательном сотруд ничестве. Труженики Гордеевского рай она наладили добрососедские от ношения с Добрушским районом Гомельской области. На его тер ритории недавно состоялась ме ждународная научно-практиче ская конс^ренция «Чернобыль ская катастрофа: ее влияние на лесные экосистемы и лесное хо зяйство». Злынковское райпо ежедневно отправляет хлебобу лочные изделия в Гомель. А бело русское предприятие, выпускаю щее посуду, отлично прижилось на злынковской земле. Вот примеры сегодняшнего сотрудничества соседей. Рабо чие Навлинского завода заклю чили договор с белорусами на по ставку техники для прокладки ка белей связи и запасных частей для экскаваторов на сумму более миллиона рублей. Климовцы тес но сотрудничают с витебскими мастерами по изготовлению ков ров и с работниками Мозырьско- го молочного комбината. А в селе Творишичи Жирятинского рай она белорусы очень качественно выполнили газификацию Свято- Преображенского храма. Деловые партнерские связи пяти предприятий города Клинцы с соседями можно выразить циф рами — общий объем поставок на полтора миллиона долларов. В нынешнем году здесь начало ра ботать совместное российско-бе лорусское предприятие по выпус ку мягкой игрушки. Мебельщики Витебска закупают у брянских ду- бровцев материалы для произ водства мебели. Стекольщики Дятьковского района поставляют в Брест базальтового супертонко го волокна для газовых плит на миллион рублей в месяц, других материалов в Могилев и Го мель — на триста тысяч рублей в месяц. Тесные связи у соседей в обла сти образования и культуры. По> договору о сотрудничестве адми-^ нистрации города Клинцы с Го мельским госмедуниверситетом в нем учатся, выпускники клинцов- ских общег^разовательных школ и среднеспециальных учрежде ний. А в Клинцах открыт филиал Московского института нацио нальных и региональных отноше ний, студентами которого являют ся белорусские юноши и девушки из Гомеля, Жлобина, Чечерска и других городов. Новозыбковский филиал Брянского госуниверситета сот рудничает с Гомельским госуни- верситетом имени Франциска Скорины. Участниками конферен ций, проходящих в филиале, все гда бывают преподаватели Го мельского, Минского и Мозырь- ского университетов. Выпускники Новозыбковского филиала, сог ласно договору, обучаются в ас пирантуре Гомельского универси-4 тета. ' Крепнет и культурное сотруд ничество. Ежегодно, в рамках творческого обмена, новозыбков- ские коллективы художественной самодеятельности приезжают с концертами в белорусские города Добруш и Ветку, а веткинский ор кестр «Экспромт» и добрушские солисты бывают желанными гос тями и участниками праздничных мероприятий Новозыбкова. Танцевальный коллектив «Дес- нянские забавы» выезжал в Го мель с концертной программой, посвященной десятилетию Дого вора о создании Союзного госу дарства. На фестивалях «Твой взгляд» и имени П.А. Шелопа были творческие коллективы Го меля. Главное — знания получить Окончание. Начало на стр. I По традиции много россиян поступают в технические вузы. БИТУ — один из самых популяр ных. В.прошлом году там обуча- Лйбь тб&Траждан России. Нйибо-' лее востребованные факульте ты— архитектурный, приборостро ительный, факультет информаци онныхтехнологий и робототехники. Ира Симонова и Саша Келда- нович приехали в Минск из Кали нинграда. Девочки учились вме сте в школе, вместе решили и по ступать на архитекторов. Снима ют квартиру, ходят на подготови тельные курсы в БИТУ. — Волнуемся за детей, — рас сказала мне мама Иры по теле фону. — В Калининграде нет вы сшего учебного заведения, где готовят архитекторов. Многие поэтому едут в Санкт-Петербург или Москву. Мы выбрали Минск. Российские абитуриенты го ворят, что'белорусские тестовые задания значительно отличают ся от того, к чему они привыкли. Егор Атрощенко приехал посту пать в БИТУ из Сургута. — Сложно было, — рассказы вает парень. — Поэтому написал плохо. . Тем росвийским ребятам, ко торые поступят на бюджетной основе, придется два года отра ботать в Беларуси по распреде лению. Абитуриенты относятся к этому по-разному. — Почему бы и нет? — рассу ждает Саша Келданович. — В Беларуси есть все условия для нормальной жизни и работы. Возможно, останусь здесь на совсем. У Егора Атрощенко другое мнение. «Отучусь — и назад, в РОССИЮ1»— говорит он. Впрочем, о том, как сложится жизнь после получения диплома, ребятам думать еще рано. Глав ное сейчас — получить заветную студенческую «корочку». Бросок в Сибирь Белорусские предприниматели вышли на берега Оби прямые Связи Михаил Кузьмин СУРГУТ — МОСКВА 18 — 19 и ю л я , как уже сообща ла наша газета, прошел визит руководителей промышленно сти и предпринимателей Гомеля в Сургут. Поездка белорусских предпринимателей состоялась по приглашению Сургутской тор гово-промышленной палаты в рамках реализации соглашения о городах-партнерах. В составе делегации были представители крупных предприятий Гомеля, в частности, производители мо лочно-консервной продукции, обуви, а также оборудования для энергетики и коммунального хо зяйства. Возглавляла белорус скую делегацию заместитель ди ректора по внешнему экономи ческому сотрудничеству Гомель ской торгово-промышленной па латы Клавдия Коноваленко. Впрочем, состав делегации мог быть значительно шире, но некоторые белорусские бизнес мены по различным причинам так и не собрались в поездку. Тем не менее в Сургуте предста вители деловых кругов Гомеля провели презентацию инвести ционного и промышленного по тенциала родной области. Как отмечалось на встрече в администрации Сургута, в пос ледние годы в торговых, дело вых связях Беларуси и автоном ного округа наметился некото рый прогресс, но он явно не со ответствует возможностям обе их сторон. По словам К. Конова ленко, на сегодня существует значительный дисбаланс в тор говом партнерстве двух горо дов. Крупнейший в Европе Го мельский нефтеперерабатыва ющий завод работает исключи тельно с западно-сибирской нефтью, при этом Тюменская об- <■ ласть для белорусских произво дителей остается привлекатель ной, но до сих пор неосвоенной территорией. Встречи сургутских и гомель ских предпринимателей уже стали традиционными. Подпи сано и действует Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Гомелем и Сургутом. Документ, кстати, был подкреплен дара ми — мэры городов тогда обме нялись гербами. Сургутский глава получил в подарок симво лику с гомельской рысью, а его белорусский коллега соответст венно с черно-бурой лисой — символом Сургута. Город на правом берегу Оби начали стро ить в 1594 году по указанию ца ря Федора Иоанновича. Удоб ное положение на реке, по кото рой можно было проникнуть да леко в глубь Сибири, способст вовало развитию Сургута, став шего вскоре форпостом русской государственности в этом крае. Влияние города распространи лось далеко на восток и север. С 1782 года герб Сургута; «в золо том поле чернобурая лисица в знак обильной ловли оных в ок руге сего города». Теперь, как мы видим, Бела русь активно продвигает свой то вар на север Тюменской облас ти, чему должен был способство вать и нынешний визит гомель ских предпринимателей. К сло ву, одним из инициаторов побра тимства двух городов является Национально-культурная авто номия «Белорусы Югры». В 270-ТЫСЯЧНОМ Сургуте в мире и согласии живут, трудятся, растят детей, строят дома, добывают нефть люди многих националь ностей, в том число и белорусы. Гомельские предпринимате ли в ходе визита в Сургут, конеч но же, встретились и с предста вителями общественной органи зации «Белорусы Югры».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz