Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

I I с о Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 27 ИЮЛЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 28 (272) С орбиты В И Д Н О все Окончание. Начало на стр. I На потоке, возможно, поя­ вятся мини-спутники нового по­ коления. Осуществлять эту идею партнеры будут, очевид­ но, в рамках третьей совмест­ ной пр'ограммы Союзного госу­ дарства «Космос-3». Кстати, если запуск «БелКА» будет при­ знан успешным, то участники проекта уже в ближайшее вре­ мя получат новый заказ - на из­ готовление аналогичного спут­ ника для Казахстана. Перегово­ ры по этому поводу уже велись. Параллельно, по словам Сергея Золотого, Беларусь раз­ рабатывает свою, националь­ ную программу по космосу. В будущем году в стране, возмож­ но, будет разрабатываться и за­ кон о космосе. Ведь после запу­ ска «БелКА» Беларусь стано­ вится полноправным членом не­ многочисленного, но престиж­ ного «клуба космических госу­ дарств». А это дополнительный толчок к развитию новых техно­ логий и исследований в стране, способствующий притоку инве­ стиций и росту конкурентоспо­ собности продукции, созданию новых рабочих мест и, соответ­ ственно, росту благосостояния населения. Сибирь прирастает Беларусью Окончание. Начало на стр. I Мы выстраивали это сотрудни­ чество вертикально, договарива­ ясь постепенно о равных услови­ ях деятельности субъектов хозяй­ ствования, правах наших граж­ дан, ведя совместные разработки по развитию топливно-энергети­ ческого комплекса и многих дру­ гих отраслей. И итог этой работы сегодня отражается в беспри­ страстной статистике. — Вы ив могли бы конкретизировать белорусский интерос в Сибирском регионе России? — Только в прошлом году сложной техники белорусские предприятия поставили в Сибирь на 180 млн. долларов. Основные ее потребители — известные уг­ ледобывающие регионы; Кеме­ ровская область. Красноярский край, Хакасия. Здесь очень ценят продукцию того же БелАЗа. Тем более, что это предприятие все­ гда откликается на пожелания клиентов. Например, специально по заказу кузбасских угольщиков был построен самосвал грузо­ подъемностью 320 тонн. Это уни­ кальная машина. Не меньшим спросом пользуется продукция Минского завода колесных тяга­ чей, Минского тракторного заво­ да, МАЗа. Дорожно-строитель­ ная техника «Амкодор» очень хо­ рошо зарекомендовеша себя на благоустройстве дорог в Новоси­ бирске. Не менее успешно она работает в Алтайском крае. Ке ­ меровской, Омской, Томской об­ ластях и Красноярском крае, ло эксплуатационным и другим ка­ чествам соответствуя лучшим европейским и мировым стан­ дартам. Беларусь ежегодно экс-i портирует в Сибирский, феде-, ральный округ продукции на 300 миллионов долларов. Это хоро­ ший стимул для предприятий, но не предел для них и экономики Беларуси в целом. Сейчас в си­ бирских регионах начата реали­ зация крупных проектов в добы­ вающей сфере, развития инфра­ структуры, лесного комплекса. Это и развитие объединенного Красноярского края. Иркутской области. Думаю, здесь надо бо­ лее активно действовать нашим вёдущим экспортерам. — Выгода должна быть обоюдной? В чем интерес российской стороны от сотрудничества Беларуси с Сиби­ рью? — Сегодня любой покупатель приобретает только то, что ему необходимо для работы, для мо­ дернизации производств, а не по разнарядке сверху. Таким обра­ зом, белорусский экспорт для Си­ бири становится инструментом развития местной промышленно­ сти, топливно-энергетического сектора, ряда других направле­ ний развития регионов. Ведь треть продукции из общего объе­ ма поставок из Беларуси — тех­ ника для ведущих отраслей эко­ номики не только Сибирского ре­ гиона, но и России в целом. Кро­ ме того, здесь мы не только про­ даем свои товары, но и покупаем местные. Например, около 400 тысяч тонн угля, приобретаемых нами ежегодно, для здешних угольщиков не такой уж и малень­ кий объем продаж топлива. Весо­ ма доля и других позиций бело­ русского импорта из Сибири: ме­ таллов, леса, энергооборудова­ ния и других. Но самым ценным и взаимопо- лезным видом сотрудничества я бы назвал развитие кооперацион­ ных связей и организацию работы в регионе предприятий с белорус­ ским капиталом. Снова приведу в пример БелАЗ. У объединения в Новосибирске есть кооперацион­ ный партнер— завод, поставляю­ щий двигатели для производства в Жодино. Хорошие заказы адек­ ватно оплачиваются, давая рабо­ ту очень многим людям. Новые рабочие места созда­ ются при организации дилерских структур. В Новосибирске дейст­ вует торговый дом «МТЗ Си­ бирь». Это и солидное плечо бе­ лорусского производителя трак­ торной техники для реализации российского национального про­ екта в сфере АПК, и подспорье тем сибирякам, которые участву­ ют в работе нашего дилера. Две дистрибьюторские компании име­ ет в Кемеровской области БелАЗ. Кроме того, три года назад завод открыл сервисный центр в посел­ ке Кедровка под Кемерово. Такой же сервис-центр недавно был от­ крыт и в Бурятии. Кстати, те же американские и японские произ­ водители карьерной техники в масштабах, сопоставимых с бе­ лазовскими, сервисных структур в России пока не создавали. Кроме того, Мы'предложилй сибирякам детское питание «Брл- лакта», которое во всем своем ас­ сортименте представлено сегод­ ня в торговых сетях Новосибир­ ска. А это третий по численности населения мегаполис России. Работая в Сибири, мы видим как бы изнутри весь спектр по­ требностей мегаполисов в реше­ нии и экономических, и социаль­ ных задач в интересах жителей. Например, ремонт дорог и уборка улиц. Из-за особых климатиче­ ских условий Сибири даже такие, казалось бы, незамысловатые мероприятия имеют свою специ­ фику. А наши производители эту тему знают и предлагают вполне эфе^ктивные решения. Точно так же, как и в сфере совершенство­ вания пассажирских перевозок или по взаимодействию с пред­ приятиями, обслуживающими лифтовое оборудование. Усиливает свои позиции и Минский автомобильный завод. Уже создан сервисный центр предприятия совместно с россий­ скими партнерами и при поддерж­ ке мэрии Новосибирска. Белорус­ ская мебель, обои, трикотаж, тек­ стиль в Сибири известны давно и среди потребителей очень попу­ лярны. Так что вариантов для ак­ тивного развития нашего сотруд­ ничества немало. Вело- и автопробег Москва — Минск Участвовать могут все желающие Олег Дубов МОСКВА ПЕРВОГО августа из Вязьмы стартует команда велосипеди­ стов, а из Москвы — команда ав­ толюбителей на собственных ав­ томобилях. Мероприятие прово­ дится в знак дружбы братских народов России и Беларуси, в целях популяризации идеи стро­ ительства Союзного государст­ ва. Организаторы акции — Рос­ сийско-Белорусский обществен­ ный союз «Братство», Союз офи­ церов России, Белорусский фонд мира, Москомспорт, Посто­ янный Коми+ет Союзного госу­ дарства. Обе команды проедут через города Смоленск, Витебск, Ор- ша, Толочин, Борисов и прибу­ дут в Минск. В столице Белару­ си пройдут финальный заезд, праздничный митинг, встречи с ветеранами, представителями общественности, средств мас­ совой информации и админист­ рации города. Принять участие в мероприя­ тиях может любой желающий. Это главный принцип вело- и ав­ топробега Москва — Минск. По словам ответственного за орга­ низацию велопробега Александ­ ра Демидова, пробег проводится уже второй год по принципу «снежный ком». — По всему маршруту следо­ вания к нам присоединяются но­ вые участники. В прошлом году до Минска наш велопробег со­ брал около 130 человек. Хочу подчеркнуть, что мероприятие не имеет спонсоров и предпола­ гает только добрую волю участ­ ников. Все расходы по организа­ ции и в процессе маршрута кол­ лектив несет сообща, — сказал А. Демидов нашей газете. В пути участников ждут встречи с администрациями го­ родов и руководством спортив­ ных организаций Вязьмы, Доро­ гобужа, Смоленска, Витебска, Орши, Борисова, Минска, пресс-конференции и «круглые столы». Планируются также ис­ торические экскурсии, возложе­ ния венков в местах памяти Ве­ ликой Отечественной войны, по­ сещение православных свя­ тынь, встречи с духовенством. Среди участников есть медики, учителя и работники школ, представители авто- и велоклу- бов, патриотических организа­ ций, военные. Справки по телефонам: (495) 504-51-24, (495) 510-93-28. К а л и н и н г р а д с к и й т р а н з и т Окончание. Начало на стр. I — Нас радует, что Калинин­ град нгшадил прямые поставки рыбы— без посредников — в Бе­ ларусь, — отметил Сергей Си- дорский. — Пока это десять ты­ сяч тонн в год, но мы готовы взять и больше, даже согласны на предоплату. Рост товарообо­ рота с Калининградской обла­ стью в этом году составит 13 — 20 процентов. Если такими тем­ пами будут развиваться отноше­ ния со всей Россией, то наш товарооборот с ней превысит 20 миллиардов долларов. Главной темой обсуждения была загрузка кгшининградских портов белорусскими транзитны­ ми грузами. Ведь регион крепко «завязан» на море, и доставка грузов, их переработка находятся в числе основных источников благосостояния местных жите­ лей, Пополнения регионального бюджета. Беларусь это прекрас­ но понимает и не раз заявляла о намерении переориентировать часть своего экспортно-импорт­ ного грузопотока на Калинин­ град. Это и минеральные удобре­ ния, и лес, и машиностроитель­ ная продукция. Такие решения давались не просто. Ведь на бе­ лорусские грузы претендуют и другие балтийские порты — Клайпеда, Вентспилс. И каждый из них предлагает, чтобы удер­ жать ценного клиента, немалые преференции. Тем не менее Сер­ гей Сидорский однозначно зая­ вил, что белорусские предпри­ ятия готовы направлять в порты Калининграда миллион тонн ка­ лийных удобрений, 300 тысяч тонн лесоматериашов, 700 тысяч тонн металла в год. Но и портови­ кам следовало бы серьезно под­ готовиться к наплыву грузов. В частности, Калининград может сегодня принимать суда водоиз­ мещением до 18 тысяч тонн, тог­ да как Клайпеда— втрое больше. Разумеется, во втором случае до­ ставка грузов обходится значи­ тельно дешевле. Очевидно, это серьезный повод задуматься о реконструкции порта и 43-кило- метрового канала, по которому суда выходят в отрытое море. Есть и привходящие факторы, осложняющие транзит через Ка ­ лининград. Ведь прежде чем по­ пасть туда, груз должен пересечь — Это весьма важно, так как сегодня многие вопросы экономи­ ческого взаимодействия в регио­ не можно успешно решить только при взаимовыгодных договорен­ ностях трех стран, — считает Ге­ оргий Боос. Так, область страдает от уменьшения грузопотока в связи с договоренностью о его разделе­ нии между Калининградом и Клайпедой. Губернатор предло­ жил также обсудить возможность совмещения пограничных и тамо­ женных проверок на пассажир­ ском и грузовом российском тран­ зите через Литву. В ходе встреч достигнуты дого­ воренности о сотрудничестве в Перспективы развития региона иего инфраструктуры сучетом сотрудничествас Беларусьюбудут рассмотрены всентябре правительством Союзного государства. Литву, как правило, по железной дороге. Однако правительство этой страны для поездов, следую­ щих в Клайпеду, установило вдвое меньший тариф по сравне­ нию с Калининградом. Для хозяй­ ствующих субъектов главный ар­ гумент — финансовая целесооб­ разность. Вот почему с целью найти компромисс было заплани­ ровано участие в процессе пере­ говоров с белорусским премьер- министром нового министра транспорта Литвы, его коллег из Беларуси и России. области жилищного и дорожного строительства, сельскохозяйст­ венного и промышленного произ­ водства. Беларусь проявилазаин­ тересованность участвовать в развитии транзитной инфраструк­ туры Калининградской области, портовые объекты были в числе тех, где побывали представители нашей страны. Понятно, многие важные зада­ чи с ходу не решить. Поэтому пер­ спективы развития региона и его инфраструктуры с учетом сотруд­ ничества с Беларусью будут рас- ■ Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский и министр транспорта России Игорь Леви­ тин во время посещения паром­ ной перепраеы для железнодо­ рожного транспорта. смотрены в сентябре правитель­ ством Союзного государства, зая­ вил Сергей Сидорский. «Об этом достигнута четкая договорен­ ность, — отметил он. — Мы долж­ ны закрепить сегодняшние реше­ ния и рассмотреть проблемы во взаимоотношениях Беларуси и Калининградской области». В своюочередь, АлександрЖу­ ков положительно оценил проек­ ты, предложенные нашей страной в интересах западного анклава России. Причем они наполняются конкретикой, которую необходимо закрепить на заседании союзного правительства. Но главное, отме­ тил вице-премьер, калининград­ ские порты имеют возможность работать с грузами из Беларуси— и этим следует воспользоваться во взаимных интересах. К этому трудно что-либо доба­ вить с точки зрения экономики. Но не только ею измеряются вза­ имоотношения России и Белару­ си. Балтика — излюбленное мес­ то отдыха многих белорусов, и в ходе поездки главы белорусского Правительства был проявлен ин­ терес к курортно-рекреационным зонам. В том числе к выбору мес­ та для постройки санаторно-ку­ рортного комплекса. Своеобраз­ ной кульминацией встречи на балтийских рубежах стала за­ кладка сквера в честь дружбы Бе­ ларуси и России. И это глубоко символично. Ц е н а г а з а Достигнут очевидный прогресс в создании совместного белорусско-российского газотранспортного предприятия экономика Владимир Бибиков МИНСК ПОКА Беларусь получает природ­ ный газ по такому же тарифу, как Смоленская область. Хотя согла­ шение на этот счет действительно до конца нынешнего года, россий­ ский «Газпром» сразу же по окон­ чании отопительного сезона зая­ вил о резком повышении для Бе­ ларуси стоимости газа вбудущем. Цифры назывались разные — 150,200 долларов за тысячу кубо­ метров углеводородного сырья. Понятно, подобные намерения не могли быть встречены в Минс­ ке благодушно. Четырехкратное увеличение стоимости основного для Беларуси вида топлива спо­ собно создать определенные фи­ нансовые трудности для реально­ го сектора экономики, да и для коммунальной отрасли тоже. Тем не менее говорить даже о каком-либо намеке на раздрай в наших отношениях нет основа­ ний. И лучше всего об этом свиде­ тельствуют цифры, беспристраст­ но отражающие динамику бело- русско-российского сотрудниче­ ства именно в газовой сфере. Так, транзит российского природного газа через Беларусь в первом по­ лугодии увеличился по сравне­ нию с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 процента и достиг 23,2 миллиарда кубомет­ ров. На 5,4 процента — до 10,7 миллиарда «кубов» — возросли и поставки собственно белорус­ ским потребителям. Газ тек по трубам как белорусского ОАО «Белтрансгаз», так и по 575-кило­ метровому отрезку магистрали большого диаметра Ямал — Ев­ ропа, принадлежащему россий­ скому «Газпрому», но пролегаю­ щему по белорусской территории. А на днях, похоже, достигнут ощутимый прогресс и в решении главногб вопроса — о цене газа. Вопрос о стоимости важнейшего для Беларуси газообразного энергоносителя в новейшей исто­ рии белорусско-российских отно­ шений возникал не раз. Однако с созданием Союзного государства появилась возможность раз и на­ всегда разрубить этот гордиев узел. По подписанному в anfJene 2002 года межправительственно­ му соглашению о расширении со­ трудничества в газовой сфере предполагалось, что на базе «Белтрансгаза» до 1 июля 2003 года на паритетных началах будет создано с «Газпромом» совмест­ ное газотранспортное предпри­ ятие. В этом случае стоимость га­ за для Беларуси соответствовала бы уровню Смоленской области. Белорусская сторона сразу же начала реально готовиться к вы­ полнению договоренности. 30 ап­ реля 2003 года государственное предприятие «Белтрансгаз» было преобразовано в открьяое акцио­ нерное общество, все акции кото­ рого сейчас принадлежат госу­ дарству. На должном техническом уровне поддерживается сложней­ шая сеть трубопроводов, сопря­ женных с ними газоперекачиваю­ щих станций и других сложней­ ших объектов. А предприятие экс­ плуатирует почти 7 тысяч кило­ метров газопроводов диаметром от 100 до 1400 мм. По ним обеспе­ чивается транзит десятков милли­ ардов кубометров российского «голубого топлива» в Литву и Ка ­ лининградскую область, Польшу и далее в Западную Европу. Сто­ ронам пришлось согласовать де­ сятки вопросов, камнем преткно­ вения остался по сути один — о стоимости белорусской газо­ транспортной системы. Позиции тогда разошлись поч­ ти диаметрально. «Газпром» же­ лал приобрести половину пакета акций «Белтрансгаза» исходя из балансовой стоимости предпри­ ятия, составлявшей на тот мо­ мент 600 миллионов долларов. Беларусь исходя из того, что жи­ вет уже в рыночных условиях, на­ стаивала, что и оценивать совре­ менное прибыльное предприятие надо по-рыночному. И предложи­ ла взять за основу для перегово­ ров цифру 5 миллиардов долла­ ров. Ситуация вбольшом бизнесе не исключительная. При подоб­ ных расхождениях на помощь, как правило, призывают автори­ тетных международных оценщи­ ков. Несколько «кандидатур» бы­ ло предложено с той и другой сто­ роны, но согласие по принципи­ альному вопросу удалось достичь лишь на прошлой неделе. 18— 19 июля в Минске прошли перегово­ ры с участием белорусского Пра­ вительства, «Газпрома» и банка ABN Amro, протоколом которого предусматривается, что этот банк проведет рыночную оценку ОАО «Белтрансгаз». Ожидается, что до конца июля белорусское Пра­ вительство примет формальное решение на этот счет и подтвер­ дит готовность предоставить оценщику на условиях конфиден­ циальности всю необходимую ин­ формацию. Работа над ней, как предполагается, займет до двух месяцев. Что можно сказать о возмож­ ной цене намечаемой сделки? Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил надежду, что будет найдено решение, отра­ жающее реальную рыночную си­ туацию и учитывающее интересы снабжения белорусской экономи­ ки энергоносителями и в то же время российской экономики. Это ни в коей мере не означает отхода от линии на создание Союзного государства, отметил министр, это означает постепенное продви­ жение к принципам рыночного взаимодействия. Тем не менее даже самые компетентные ауди­ торы называют стоимость того или иного объекта лишь в виде вилки — «от» и «до». Некоторые белорусские эксперты уже поспе­ шили заявить, что «Белтрансгаз» будет стоить от 3 до 5 миллиардов долларов. Так ли это — покажет время. Союзное государство предполагает создание равных условий для субъектов хозяйство­ вания наших стран. И в этом смысле Беларусь волнует по большому счету одно: чтобы рос­ сийские и белорусские пред­ приятия приобретали энергоноси­ тель по одинаковой стоимости. А то, что природный газ будет доро­ жать, в том числе для российских потребителей, — вполне очевид­ но каждому. Вряд ли есть основания сомне­ ваться, что здравый смысл, про­ звучавший в высказываниях вы­ соких должностных лиц, возьмет верх. Ведь российская сторона не потеряла и не теряет интерес к «Белтрансгазу»: ей важно иметь контроль над одним из крупней­ ших транспортировщиков. Бела­ руси, в свою очередь, также важ­ но «привязаться» к ценам на газ, соответствующим Смоленской области. Кроме того, есть и еще один важный аргумент — Бела­ русь предлагает «Газпрому» ряд взаимовыгодных инвестицион­ ных проектов, направленных на реконструкцию ключевых бело­ русских предприятий. Например, завода по производству азотных удобрений, 70 процентов сырья для которого составляет природ­ ный газ. Выгода при этом будет в несколько раз выше, чем от про­ стой продажи на экспорт «голубо­ го топлива». Сосед и поможет, и подскажет Партнерские связи крепнут на районном уровне регионы Дмитрий Родин БРЯНСК — ГОМЕЛЬ с КАЖДЫМ днем все теснее ста­ новятся Брянщина и Беларусь в торгово-экономическом и куль­ турно-образовательном сотруд­ ничестве. Труженики Гордеевского рай­ она наладили добрососедские от­ ношения с Добрушским районом Гомельской области. На его тер­ ритории недавно состоялась ме­ ждународная научно-практиче­ ская конс^ренция «Чернобыль­ ская катастрофа: ее влияние на лесные экосистемы и лесное хо­ зяйство». Злынковское райпо ежедневно отправляет хлебобу­ лочные изделия в Гомель. А бело­ русское предприятие, выпускаю­ щее посуду, отлично прижилось на злынковской земле. Вот примеры сегодняшнего сотрудничества соседей. Рабо­ чие Навлинского завода заклю­ чили договор с белорусами на по­ ставку техники для прокладки ка­ белей связи и запасных частей для экскаваторов на сумму более миллиона рублей. Климовцы тес­ но сотрудничают с витебскими мастерами по изготовлению ков­ ров и с работниками Мозырьско- го молочного комбината. А в селе Творишичи Жирятинского рай­ она белорусы очень качественно выполнили газификацию Свято- Преображенского храма. Деловые партнерские связи пяти предприятий города Клинцы с соседями можно выразить циф­ рами — общий объем поставок на полтора миллиона долларов. В нынешнем году здесь начало ра­ ботать совместное российско-бе­ лорусское предприятие по выпус­ ку мягкой игрушки. Мебельщики Витебска закупают у брянских ду- бровцев материалы для произ­ водства мебели. Стекольщики Дятьковского района поставляют в Брест базальтового супертонко­ го волокна для газовых плит на миллион рублей в месяц, других материалов в Могилев и Го­ мель — на триста тысяч рублей в месяц. Тесные связи у соседей в обла­ сти образования и культуры. По> договору о сотрудничестве адми-^ нистрации города Клинцы с Го­ мельским госмедуниверситетом в нем учатся, выпускники клинцов- ских общег^разовательных школ и среднеспециальных учрежде­ ний. А в Клинцах открыт филиал Московского института нацио­ нальных и региональных отноше­ ний, студентами которого являют­ ся белорусские юноши и девушки из Гомеля, Жлобина, Чечерска и других городов. Новозыбковский филиал Брянского госуниверситета сот­ рудничает с Гомельским госуни- верситетом имени Франциска Скорины. Участниками конферен­ ций, проходящих в филиале, все­ гда бывают преподаватели Го­ мельского, Минского и Мозырь- ского университетов. Выпускники Новозыбковского филиала, сог­ ласно договору, обучаются в ас­ пирантуре Гомельского универси-4 тета. ' Крепнет и культурное сотруд­ ничество. Ежегодно, в рамках творческого обмена, новозыбков- ские коллективы художественной самодеятельности приезжают с концертами в белорусские города Добруш и Ветку, а веткинский ор­ кестр «Экспромт» и добрушские солисты бывают желанными гос­ тями и участниками праздничных мероприятий Новозыбкова. Танцевальный коллектив «Дес- нянские забавы» выезжал в Го­ мель с концертной программой, посвященной десятилетию Дого­ вора о создании Союзного госу­ дарства. На фестивалях «Твой взгляд» и имени П.А. Шелопа были творческие коллективы Го­ меля. Главное — знания получить Окончание. Начало на стр. I По традиции много россиян поступают в технические вузы. БИТУ — один из самых популяр­ ных. В.прошлом году там обуча- Лйбь тб&Траждан России. Нйибо-' лее востребованные факульте­ ты— архитектурный, приборостро­ ительный, факультет информаци­ онныхтехнологий и робототехники. Ира Симонова и Саша Келда- нович приехали в Минск из Кали­ нинграда. Девочки учились вме­ сте в школе, вместе решили и по­ ступать на архитекторов. Снима­ ют квартиру, ходят на подготови­ тельные курсы в БИТУ. — Волнуемся за детей, — рас­ сказала мне мама Иры по теле­ фону. — В Калининграде нет вы­ сшего учебного заведения, где готовят архитекторов. Многие поэтому едут в Санкт-Петербург или Москву. Мы выбрали Минск. Российские абитуриенты го­ ворят, что'белорусские тестовые задания значительно отличают­ ся от того, к чему они привыкли. Егор Атрощенко приехал посту­ пать в БИТУ из Сургута. — Сложно было, — рассказы­ вает парень. — Поэтому написал плохо. . Тем росвийским ребятам, ко­ торые поступят на бюджетной основе, придется два года отра­ ботать в Беларуси по распреде­ лению. Абитуриенты относятся к этому по-разному. — Почему бы и нет? — рассу­ ждает Саша Келданович. — В Беларуси есть все условия для нормальной жизни и работы. Возможно, останусь здесь на­ совсем. У Егора Атрощенко другое мнение. «Отучусь — и назад, в РОССИЮ1»— говорит он. Впрочем, о том, как сложится жизнь после получения диплома, ребятам думать еще рано. Глав­ ное сейчас — получить заветную студенческую «корочку». Бросок в Сибирь Белорусские предприниматели вышли на берега Оби прямые Связи Михаил Кузьмин СУРГУТ — МОСКВА 18 — 19 и ю л я , как уже сообща­ ла наша газета, прошел визит руководителей промышленно­ сти и предпринимателей Гомеля в Сургут. Поездка белорусских предпринимателей состоялась по приглашению Сургутской тор­ гово-промышленной палаты в рамках реализации соглашения о городах-партнерах. В составе делегации были представители крупных предприятий Гомеля, в частности, производители мо­ лочно-консервной продукции, обуви, а также оборудования для энергетики и коммунального хо­ зяйства. Возглавляла белорус­ скую делегацию заместитель ди­ ректора по внешнему экономи­ ческому сотрудничеству Гомель­ ской торгово-промышленной па­ латы Клавдия Коноваленко. Впрочем, состав делегации мог быть значительно шире, но некоторые белорусские бизнес­ мены по различным причинам так и не собрались в поездку. Тем не менее в Сургуте предста­ вители деловых кругов Гомеля провели презентацию инвести­ ционного и промышленного по­ тенциала родной области. Как отмечалось на встрече в администрации Сургута, в пос­ ледние годы в торговых, дело­ вых связях Беларуси и автоном­ ного округа наметился некото­ рый прогресс, но он явно не со­ ответствует возможностям обе­ их сторон. По словам К. Конова­ ленко, на сегодня существует значительный дисбаланс в тор­ говом партнерстве двух горо­ дов. Крупнейший в Европе Го­ мельский нефтеперерабатыва­ ющий завод работает исключи­ тельно с западно-сибирской нефтью, при этом Тюменская об- <■ ласть для белорусских произво­ дителей остается привлекатель­ ной, но до сих пор неосвоенной территорией. Встречи сургутских и гомель­ ских предпринимателей уже стали традиционными. Подпи­ сано и действует Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Гомелем и Сургутом. Документ, кстати, был подкреплен дара­ ми — мэры городов тогда обме­ нялись гербами. Сургутский глава получил в подарок симво­ лику с гомельской рысью, а его белорусский коллега соответст­ венно с черно-бурой лисой — символом Сургута. Город на правом берегу Оби начали стро­ ить в 1594 году по указанию ца­ ря Федора Иоанновича. Удоб­ ное положение на реке, по кото­ рой можно было проникнуть да ­ леко в глубь Сибири, способст­ вовало развитию Сургута, став­ шего вскоре форпостом русской государственности в этом крае. Влияние города распространи­ лось далеко на восток и север. С 1782 года герб Сургута; «в золо­ том поле чернобурая лисица в знак обильной ловли оных в ок­ руге сего города». Теперь, как мы видим, Бела­ русь активно продвигает свой то­ вар на север Тюменской облас­ ти, чему должен был способство­ вать и нынешний визит гомель­ ских предпринимателей. К сло­ ву, одним из инициаторов побра­ тимства двух городов является Национально-культурная авто­ номия «Белорусы Югры». В 270-ТЫСЯЧНОМ Сургуте в мире и согласии живут, трудятся, растят детей, строят дома, добывают нефть люди многих националь­ ностей, в том число и белорусы. Гомельские предпринимате­ ли в ходе визита в Сургут, конеч­ но же, встретились и с предста­ вителями общественной органи­ зации «Белорусы Югры».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz