Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

28 июля 2006 г., № 145 (22773) ЛИПЕЦЬСАЯ газета \ В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О . ^Откликнись на беду Они рядом с нами Одноэтажный дом по адресу: Аксакова, 5, что в Липецке. Около десятка человек как с вполне обычным, так и несколько «странным» выражением лица уютно расположились вокруг общего стола, уставленного баночками с водой, кистями, коробочками с красками, карандашами и иными инструментами творчества. Одни вдохновенно трудились над рисунком, вышивкой, \ чеканкой, другие —лепили. Заметив гостью, ^ почти все дружно поздоровались, многие радостно устремились ко мне и, дружелюбно представляясь, наперебой стали предлагать свежезаваренный чай, печенье, конфеты, показывать «орудия» творчества и свои работы. А затем ко мне подошла молодая женщина с обаятельной улыбкой и добрыми глазами — хозяйка дома. Представилась: «Медицинский психолог и арттерапевт, руководитель студии для больных с проблемами психического здоровья Юлия РЕМЗИНА». Так началось знакомство с несколько необычной студи­ ей, созданной в конце прошлого года совместными усилия­ ми общественных организаций и руководства Липецкой об­ ластной психоневрологической больницы № 1 и на ее базе. У меня невольно возник вопрос о целесообразности: «Я для чего все это?» Ответ дал заведующий отделением № 17 ГУЗ ЛОННБ № 1 Анатолий Федоров: «Создание артстудии — отправная точка применения терапии искусством в практике больных с психическими заболеваниями в Липецкой области. Арт- терапия — все более популярное и стремительно развиваю­ щееся направление психотерапии во всем мире. Это серьез­ ный и уникальный метод, позволяющий через художествен­ ные средства — общепризнанные произведения и самостоя­ тельное творчество больных — достаточно эффективно воз­ вращать пациента к полноценной жизни...» «Вторая мама» студийцев, так ее часто называют, Юлия Ремзина рассказывала о творениях подопечных. Среди мно­ жества работ есть и талантливые, профессионально выпол­ ненные. Встречаются и кажущиеся наивными детские ри­ сунки. Краски самые разные — от радующих глаз и сердце теплых красно-оранжевых, золотых и желтых тонов — до «холодных». Сюжеты — тоже. От сияющих солнцем^р,ра^ Достью — до трагически-печальных: одинокое дерево' мёчГ внесенный над трепещущей душой; скорбно заломленное, руки; распятый на кресте Иисус... Каждый символизирует особое «душевное состояние». Но, как объяснила мне Юлия, в процессе общего и индиви­ дуального творчества больные обретают чувство увереннос­ ти и безопасности, их творчество становится с каждым днем все более радостным. • Особенно впечатляют в этом плане работы художника- самоучки, человека с энциклопедически широким кругозо­ ром Валентина П. Одну из его работ так и хочется назвать «Озарение». Почему так? По залитому солнцем вешнему лугу не скачет, а словно парит белоснежный конь с разве­ вающейся по ветру золотой гривой, а над всем этим велико­ лепием широко и вольно, во весь лист, разметнулась яркая радуга... Автор, общительный и обаятельный, поражал глубоки­ ми познаниями в разных областях науки и искусства. Ког­ да-то он блестяще окончил вуз, имел семью и был полон надежд. Сейчас же потерян для общества: без работы и средств к существованию. За какую соломинку он держит­ ся? Широко улыбнувшись и одарив меня сияющим взгля­ дом, ответил: «Я искренне люблю людей, верю в Bora. Кто знает, может, мне помогает творить и сам Всевышний...» Рядом с Валентином, чуть дыша, рисует, нет, творит На­ дежда. Словно из небытия рождаются на свет прекрасные цветы — грациозные ирисы, роскошные пионы, хрупкие незабудки. Каждый цветок — как «поэма в красках». Каза­ лось, время остановилось, кусочком красоты запечатлевшись на бумаге. Ольга попала в студию тоже не случайно. В ее дверь постучалась беда, и нормальная, счастливая жизнь, а в ней — любимая работа, здоровая семья, дала «крен». «Палоч­ ку-выручалочку» она нашла здесь. Смотрим с Юлией ее пос­ ледний рисунок — семейный портрет: счастливые лица, за столом — полная чаша, а на коленях главы семейства мир­ но дремлет кот. Все понятно: новой жизни нет, она в про­ шлом... Я подумала, что охотно повесила бы у себя дома несколь­ ко понравившихся картин. Словно угадав мои мысли, Юлия сказала: «Многие люди, заглянув в студию по делам служ­ бы или из любопытства, искренне восхищгьлись работами и интересовались: можно ли их купить?» Потом добавила: «Если бы удалось организовать выставку работ на уровне города, многие липчане, полагаю, остались бы приятно удив­ лены. Мечтают об этом и члены студии». А, собственно, почему бы и нет? Ведь на Западе, в Америке давно суще­ ствует такая практика: и поделки, и рисунки больных охотно раскупаются, в том числе и не самыми бедными ценителя­ ми. Это планы. А пока... В обстановке тепла и доверия ис­ подволь, ненавязчиво идет важная и серьезная работа воз­ вращения людей «в строй». Здесь каждый волен выбрать и заняться любым делом, погрузиться в личный или общий творческий процесс. «Старичком» появился в студии Владимир: безвольно опущенные руки, тоска в глазах. Юлия тогда подошла к нему, что-то тихо и одобрительно произнесла. Володя вы­ нул из старой курточки кассету с записью своих песен. Поплыл приятный, задушевный голос. Воль одиночества выплескивалась в горечи слов и плаче струны. В глазах студийцев долго стояли слезы... Они поняли его. А вот Полива, похоже, никогда не унывает. Вихрем вор­ вавшись в студию, она подхватила только что созданный Валентином символический слепок Парижа из гипса и при­ нялась азартно его расписывать яркими красками, то и дело теребя всех вопросами: «Ну как, хорошо? Хорошо?» Кто-то вздохнул: «Сейчас бы в Париж...» Полина тотчас же ото­ звалась: «Не горюй! Вудет тебе Париж! Вот, бери!» — и про­ тянула слепок. Вот так они живут здесь... Сюда, на улицу Аксакова, 5, постоянно приходят около трех десятков человек. Приме­ чательно, что у многих больных появляются инициативы по благоустройству студии и беспокойство о дальнейшей судьбе: «А вдруг нас закроют? Что мы тогда будем делать?» И правда, что?.. Далее — одиночество... Но сегодня студия востребована. Тех, кто стремится сюда, не смущает бедноватое помещение, старенькая мебель. Ску­ ден набор инструментов: красок, кисточек, бумаги... Много еще чего не хватает этим людям, которые не виноваты в том, что больны, что не могут жить как все мы в этом мире. Арсту- дия помогает им выжить, поддержать друг друга. Если бы кто-то протянул им руку помощи... Они нуждаются в ней. Для т е х , к т о о тк ли кн е т с я , сообщаем редакционный т е ­ лефон: 33-01-79 . Ещ е лучше, если н ап иш е т е на «Домо­ стр ой » . Елена ИВАНОВА. ^ Н а житейских перекрестках Так кому стирать носки? КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА «У в аж а ем а я редакция ! Обращаюсь к в ам з а со в е том . Мы поженились год н азад . Я р а б о т аю в фирме менедже­ р ом , жена — м ед с е с тр а . Живем х ^ о ш о , роди т ели на свадьбу подарили н ам к в а р т и р у . Обменяли ее на дом с д оп л атой в ч е р т е города. Я даже успел баньку свою сде­ л а т ь , друзья помогали . Так хорошо п о п а р и т ь с я в ней по выходным с' березовым веничком!.. Выйдешь — речка недалеко. Можно д о б еж а т ь и оку­ н у т ь с я . В палисаднике — ц в е ты , а вечером как п а х н е т ночная ф и ал к а ! Одним словом , мы вьем свое гнездышко с женой в м е с т е . Она у меня умница и красавица . Ее С в е т ­ ланой з о в у т . Но в о т ч т о мне х о т е л о с ь бы у з н а т ь : как все ж е правильно р а сп р е д ел я т ь обя занно сти по дому? П р а в а ли моя С в е тл ан к а в т о м , ч т о носки с т и р а т ь — э т о м уж ск ая р а б о т а ? А посуду м ы т ь нужно вдвоем ? Жена не у м е е т ш и т ь , в я з а т ь , и я не тр е б ую э т о г о . Но могу ли я н а с т о я т ь , ч т о бы она с т и р а л а мои носки, брю­ ки, носовые п л а т к и ? . .» Недочитывая текста, с которым симпатичный моло­ дой человек пришел в обще­ ственную приемную «ЛГ», спросила: «У вас, может быть, есть проблема посерьезней, просто вы не решились рас­ сказать еще что-то... У нас есть возможность связаться по телефону с психологом». jf всихологам психи ходят. А я просто хочу разоб­ раться в себе... Наверняка и других мелкая бытовуха раз­ дражает, — ответил Олег. —Вы уж очень категорич­ ны. Многие люди стараются разобраться со своими пробле­ мами с помощью психолога, психотерапевта. Весь цивили­ зованный мир так живет. Я не психолог — журналист, и только потому, что старше вас, могу что-то посоветовать. Но давайте вместе поговорим. Пригласите жену, — предло­ жила я. Удивилась, когда наш мо­ лодой читатель набрал номер мобильного Светы и попросил приехать на такси. Она появилась быстро. Красивая. Светлые волосы, темные брови, большие синие глаза. Молодая женщина вздохнула и начала говорить: — Позвольте и мне вы­ сказаться, раз уж он пришел сюда с этой писаниной. До сих пор я помалкивала, боя­ лась, что если начну говорить про свое «разделение» мужс­ ких и женских обязанностей. то прослыву несовременной. Но ведь муж не совсем верно меня понимает. —Эмансипация эмансипа­ цией, — продолжила Света, —но никто не отменял в жен­ щине женского. Хотя многие об этом, кажется, забыли. Моя знакомая, Лера, недав­ но сделала выбор между му- жём и карьерой. В пользу пос­ ледней. И муж ушел, не вы­ держал своей беспризорности и запущенности. Да что там знакомые! Известная писа­ тельница в интервью сказала, что, по ее мнению, нет на све­ те женщин, которые бы оди­ наково блестяще справлялись и с семейными, и с професси­ ональными обязанностями. У нее удачная творческая судь­ ба сложилась в ущерб дому. Спасение оказалось в бабуш­ ках, вырастили ее дочерей. Получается вот что: женщи­ на по сути своей —хранитель­ ница домашнего очага, но со­ временная жизнь превратила эту ее обязанность в непре- кращающуюся пытку. Как ей все успеть?! Светлана и ее муж смот­ рели на меня в ожидании от­ вета. —И все-таки, —начала я осторожно, — мне кажется, пришла пора ратовать не за справедливое распределение домашних нагрузок —жизнь сама вынуждает к этому, а за возвращение женщинам жен­ ственности. Мы научились утверждать себя в жизни — прекрасно! Но кроме умения действовать, обаятельные, ум­ ные, привлекательные, согла­ ситесь, должны сохранить и умение принимать, понимать, жертвовать своими интереса­ ми ради близких, если потре­ буется. С годами замечаю, далеко не все женщины уме­ ют это делать. Светлана что-то хотела сказать, но ее опередил муж: — Смотрите, что получа­ ется: моя милая хорошо ус­ воила —муж должен стирать свои носки, мыть вместе по­ суду, то есть всячески ей по­ могать. Я должен быть и кор­ мильцем, и уметь розетку починить, гвоздь вбить... Но почему Света забывает о не­ которых своих обязанностях? И ей не бывает стыдно! — Света, Олег, сейчас вы начнете ссориться, а мне бы не хотелось. Ваша жизнь только начинается. Давайте все-таки позвоним психологу. Елена Владимирова всту­ пила в диалог по телефону немного официально, но в принципе заинтересовала мо­ лодую пару. — Как хотите, — спокой­ но говорила она по громкого- зорящей связи, — но душа семьи — женщина. Только она обладает удивительным даром согревать дом теплом, лаской, заботой, даже если остается одна с детьми. А если семья полная —и супруг, или человек, который им станет, ее уважает, ценит, то она, понимая это, сумеет почув­ ствовать и успокоить детские обиды и взрослые тревоги, возьмет на себя чужие беды. Влагодаря все умеющим жен­ ским рукам и мудрости в ее доме обязательно будет тепло и уютно. Туда захочется воз­ вращаться. Посмотрите, на любом празднике женщина главная: кулинар, распоряди­ тель, украшение. Ни на ми­ нуту не нужно забывать, что в мягкости и нежности ее ос­ новная сила. Даже самые хрупкие женские руки долж­ ны быть трудолюбивыми. — Постойте, постойте, я, видимо, все-таки не прав, — вступил в разговор Олег. — Стыдно, что не понял сразу, но ведь жена меня балует. Ужин приносит на подносе, зажигает свечи... Сама наби­ рает для меня воду в ванну, когда возвращаюсь уставший. А если испортят настроение на работе — устраивает ее с пеной и лепестками цветов. — Ну вот, заметил... — улыбнулась Света. — Хотите, чтобы мужья вас любили, — продолжила диалог психолог, — не пили­ те, не попрекайте, что стира­ ете и готовите для них, а, наоборот, почаще говорите о хорошем, подмечайте досто­ инства. Тогда, я уверена, му­ жья сами прибегут в ванную стирать носки, детские пелен­ ки, будут выхватывать из ва­ ших рук веник. Не исключе­ но, и кофе в постель прине­ сут... И, что самое интерес­ ное, тогда они скорее почув­ ствуют себя му^^Ек^ийамИ;' И' вспомнят про свои мужские обязанности... ' — Галина, я много гово­ рю, я вы что молчите? — спросила вдруг психолог. — Ребята нежно смотрят друг на друга, — отвечаю тихо. — По-моему, они все поняли. А еще за диктофоном слежу, как работает... — Ты что, писать собира­ ешься? — А почему бы и нет, •— ответила я. — И какой у вас будет вывод? —не без любопытства спросил Олег. —Как видите, —отвечаю, — вы подошли к вопросу о распределении обязанностей с противоположных сторон. А вывод один и тот же. В семье не возникнет спора о том, кому стирать носки, если «су­ дьей» между мужем и женой будет уважение друг к другу и желание во всем помогать близкому человеку. А ваше мнение, уважае­ мые читатели «Домостроя»? Галина КОЖУХАРЬ. Взяли ложки-повареткп Диабет? Вот совет... Многих читателей интересуют рецепты блюд для больных сахарным диабетом. Основное отличие всех ниже предложенных рецептов —отсутствие в их составе сахара. Тем не менее эти заготовки получаются очень вкусными и полезными, и воспользоваться ими может абсолютно каждый из вас. Приятного аппетита! Солянка овощная Салат «Бриз» Салат «Афродита» По 1 кг 200 г помидоров и огурцов, 400 г сладкого пер­ ца, 200 г репчатого лука, 4 чл. соли, 10 cm. л. 3-процен­ тного уксуса, 12 cm. л. р ас ­ ти тел ьно го масла. Овощи нарезать долька­ ми, перемешать с солью, ук­ сусом и маслом, дать посто­ ять полчаса. Разложить са­ лат в стерилизованные бан­ ки, прикрыть крышками и стерилизовать пол-литровые банки 20 мин., литровые — 30 мин. Закатать, укутать. «Свежесть» 2 кг баклаж анов , по 150 г моркови, сладкого перца, чеснока, 300 г лука, 1 cm. л. соли, 1 cm. л. уксусной эссен­ ции, подсолнечное масло. Баклажаны очистить, на­ резать тонкой соломкой, всы­ пать соль, перемешать и оста­ вить на 8 часов. Перец наре­ зать соломкой, лук измель­ чить, морковь натереть на крупной терке, чеснок — на мелкой. В эту массу влить уксус, перемешать и тоже ос­ тавить на 8 часов. Баклажа­ ны слегка отжать и обжарить в подсолнечном масле до ру­ мяной корочки. Остудить, смешать с остальными овоща­ ми и плотно уложить в бан­ ки. Стерилизовать не надо, хранить можно под полиэти­ леновыми или закручивающи­ мися крышками в погребе. «Единичка» 1 кг моркови, 1 кг слад­ кого перца, 1 кг лука , 1 кг помидоров (м ож н о 2 к г ) , 200 г подсолнечного м асла , 100 мл 9-процентного уксу­ са, соль — по вкусу. Морковь натереть на тер­ ке, овощи порезать, доба­ вить подсолнечное масло, соль, уксус. Перемешать, тушить 15 мин. на слабом огне. Потом разложить в пол-литровые банки и еще стерилизовать 15-20 мин. Закатать. Этот рецепт легко запо­ минается — все овощи по 1 кг. Если положить помидо­ ров больше, количество ук­ суса можно уменьшить. Порезать мелкими лом­ тиками 2 кг к а п у с т ы , 2 кг сладкого п ерц а , 0 ,5 кг р е п ­ ч а т о г о л у к а , 5 0 г п е т р у ш ­ ки ( л и с т ь я и с т е б л и ) . По­ ложить в литровые банки по 3 горошины черного перца. Овощи перемешать, посо­ лить по вкусу, добавить 250 г 6-процентного ук суса и разложить в банки. Стери­ лизовать 40 мин., закатать металлическими крышка­ ми. Квашеная цветная капуста Для рассола : 1 л воды, 2 cm. л. соли, 1 Ч . Л . лимонной кислоты . Головки цветной капус­ ты тщательно вымыть, очи­ стить от листьев, разрезать на соцветия. Подготовлен­ ную капусту бланшировать 3-4 минуты в кипящей под­ соленной воде (1 ч.л. соли на 1 л воды) и остудить в холодной. Плотно уложить капусту в подготовленную тару и залить холодным рас­ солом. Сверху накрыть мар­ лей, положить деревянный кружок и гнет. Держать при комнатной температуре. Когда начнется брожение (заливка помутнеет, на по­ верхности образуется пена), перенести капусту в холод­ ное место. 2 кг свеклы, 3 кг помидо­ ров, 0,5 кг сладкого перца, 0,5 кг моркови, 300 г чеснока, 400 г растительного масла, соль — по вкусу. Все овощи отдельно про­ пустить через мясорубку. Сна­ чала проварить томатную мас­ су. В кипящий томат опус­ тить свеклу, кипятить 30 мин., потом всыпать морковь, варить еще 30 мин., влить ра­ стительное масло, добавить сладкий перец, чеснок, соль. Кипятить 15-20 мин. Разло­ жить в стерилизованные бан­ ки и закатать. Банки укрыть до остывания. Из кабачков с рисом 2 кг кабачков натереть на крупной терке, 1 кг помидо­ ров порезать дольками, 1 кг моркови натереть на крупной терке, 1 кг лука порезать коль­ цами, 1 кг сладкого перца — соломкой, 1 стручок горького перца и 2 средние головки чес­ нока измельчить. Добавить 4 с т л . соли (насыпать вровень с краями), 1 cm. подсолнечно­ го масла. Все перемешать и поставить на огонь. Когда за­ кипит, всыпать 2 cm. риса и варить до готовности. В кон­ це варки добавить 1 чл. уксус­ ной эссенции. Горячим разло­ жить в стерилизованные бан­ ки и закатать. (И з сб . «Ос е н ь п р и п а с и х а * , М 3 , 2 0 0 5 г . ) ^Эксдибрис «ЛГ» Чернобыль как загадка Живя за границей, один русский писатель позапрошлого века оказался свидетелем публичной смертной казни. Потом он признался: он не мог это видеть и закрыл глаза. Его собрат по перу, сам когда-то поднимавшийся на эшафот и получивший помилование в последнюю минуту, с недоброй усмешкой уличил соотечественника в кокетстве утонченной чувствительностью. Если люди такое делают с людьми, малодушно и стыдно отводить взгляд. 'ii ■ i СВЕТЛАНААЛВССИЕВИЧ Ч Е Р Н О В Ь 1 Л Ь ^ ГОЛРОА Имя того, кто от­ вернулся, —Иван Тур­ генев. Тот, кто имел мужество досмотреть до конца, был Федор Достоевский. Я долго заставлял себя сесть за книгу «Чернобыльская мо­ литва» Светланы Алексиевич (Издатель­ ство «Время» , М., 2006). Хотелось после­ довать примну рани­ мого Ивана Сергееви­ ча. Пожалеть себя. Не видеть. Не читать. Не вникать. Господи, как сама- s то Светлана Алексие­ вич двадцать лет вы­ держивала это жесткое излучение человечес­ кой памяти, перепол­ ненной болью, отчая­ нием, мукой? Она слу­ шала шепчущие и кри- » чащие голоса беды, что звучали у края бездны, над бездной, из бездны. И писала свою неофициальную, по собственному ее определению, «пропущенную историю» Чернобыля. Ей ис­ поведовались люди, по преимуществу не укрытые за стенами «штабов», не те, кто наблюдал трагедию из более-менте безо­ пасного далека. Писательнице близок мужественный нрав­ ственный императив Достоевского. Она наверняка помнит и завет старшего своего современника-литератора: всю правду о войне знает только на^од, его и нужно расспрашивать. До «Чернобыльской молитвы» Светлана Алексиевич рас­ спрашивала как раз о войне. Те книги теперь — классика документального жанра. А потом ее собеседниками стали чер­ нобыльцы. Сравнение катастрофы на АЭС с войной вообще-то лежит на пов^хности. Оно то и дело возникает в монологах «Молитвы». Но участники событий не заботились об ориги­ нальности аналогий. Они говорили как чувствовали. Навер­ ное, еще и потому, что большинство из них до аварии жило или и сейчас живет в Белоруссии. А там боль войны ощущй- ется до сих пор даже детьми острее, сильнее, чем, допустим, в центре России. Долго не решаясь раскрыть книгу, потом я читал ее не отрываясь. Кое-как справлялся с подступающими слезами, пережидал, когда перестанет ныть сердце, и перелистывал стра­ ницу. В сущности, Светлана Алексиевич бьется над загадкой, сродни той, которая когда-то тревожила воображение Стани­ слава Лема. По ту сторону — анонимная, непостижимая, не вмещающаяся в границы никакого человеческого опыта, рав^ нодушно безжалостная сила. По эту — человек, не способный примириться с непониманием, с неотвратимостью, бессмыс­ ленностью — по крайней мере, в его человеческом измерении — происшедшего. Ломать голову над причинами аварии автор предоставляет физикам, практикам, специалистам по атомной энергетике. Писательница и ее невымышленные герои думают над загад­ кой не научной, не технической. То пбдспуднЬ, подпочвенно, между стоочками, то явственно, '«в лоб» 'угадывается потреб­ ность наити какой-то смысл в бессмыслице Чернобыля. Если угодно, извлечь непрагматический урок, в конечном счете, решить: можно ли жить после случившегося? А главное — как жить, чем жить? Вопрос «кто виноват?», разумеется, не мог не прозвучать в таком документальном повествовании. Однако не он стано­ вится стержнем монологов об Апокалипсисе образца 1986 года. Светлана Алексиевич и ее персонажи всматриваются в иное. Чтб заставляло ликвидаторов, вертолетчиков, солдат с безог­ лядной, почти веселой готовностью работать в пекле? Неосве­ домленность? Приказ? Да какое значение имеет любой при­ каз и любая кара за его невыполнение перед ужасом распада твоей уязвимой, ничем не защищенной плоти — иногда в те­ чение двух недель, иногда растянувшегося на год или два. А почему возвращаются в зараженные смертью деревни их эвакуированные обитатели? И не только старики. Приез­ жают даже люди из других мест. Один из них спокойно гово­ рит, что нашел здесь тишину, и в ней ему нравится дышать и размышлять. Невольно ждешь продолжение его признания: что же было, с чем он столкнулся в том, нечернобыльском, как будто бы комфортном и безопасном мире, коли ищет по­ кой и душевное равновесие вблизи реактора? Одни бегут, но другие остаются или возвращаются. Это нерассуждающая, не­ одолимая ностальгия, верность родному вопреки инстинкту самосохранения, славянский фатализм, что-то еще? Даже с властью не так просто разобраться. Да, функционе­ ры бодро рап(щтовали Москве, что они не допустили пгшики, и требовали убирать урожай с уже отравленной земли. А сами пили молочко от специальных коровок, коих держали на спе­ циальном, проверенном, нерадиогпетивном пастбище. Тут-то все ясно до отвращения. Но как быть с райкомовцем, запре­ тившим уехать из зоны дочери с маленьким ребенком? И до­ чери не позволил спасаться, и сам с непокрытой головой мо­ тался по полям, стоял на первомайской трибуне. А сегодня нервно и почти жалко оправдывается: я был честен, я посту­ пал по совести, я верил, что так надо... Чем стал Чернобыль для всех и каждого? Наказанием, пре­ достережением, сигналом «Смирись, гордый человек», новой точкой отсчета в мировой истории, нерасшифрованным мис­ тическим откровением, проверкой, лекарством от иллюзий? Кажется, обожженные, облученные им готовы смириться с тем, что ничего нельзя изменить, но только не с тем, что ни­ чего невозможно объяснить... Светлана Алексиевич не судит, не защищает, не обвиняет. Это делают ее герои. И все-таки она подает нам знак, что же не выгорело в чернобыльском пожаре, не убито радиацией. В книге мать жертвенно любит больную, искалеченную дочь, родившуюся после Чернобыля. А обрамляют «Молитву» два монолога: молодые женщины рассказывают, как умирали их мужья-ликвидаторы. Рассказы о смерти становятся рассказа­ ми о любви. Несмотря на невыносимые подробности угасания сильных, красивых, гордых мужчин. Несмотря на обречен­ ность их вдов, которые никогда уже так не полюбят. Несмотря ни на что... И. НЕВЕРОВ. Публнкуется в рамках Всероссийской акции «Читают все1* ^Возвращаясь к напечатанному » «Косить уж давно научился... в недавнем выпуске «Домостроя* мы опубликовали пись­ мо 13-летнего мальчика из £1лецкого района. Писал его Паш­ ка отцу, на Урал. И очень ждал ответа. Но оттуда оно верну­ лось на адрес бабушки, которая тоже мало что знала о сыне н уже давно его не видела. На конверте было написано, что выбыл адресат в Липецк. Обеспокоенная бабушка и мать обратилась с просьбой опубликовать письмо в «Липецкой газете* в надежде на то, что прочитают его многие люди и, возможно, тот дорогой человек, которому оно адресовано... И отыскался отец Пашки — Александр Михайлович. По­ винился перед всеми. Сено в этот сезон они косили вместе, отремонтировали мотоцикл, который столько лет стоял в са­ рае. Отец доверил руль сыну. Пмеиек теперь использует его для дела: подвозит траву, комбикорм, помогает матери и бабушке. Отношения между одной семьей и второй налажи­ ваются. Хотя не все так просто. И не менее важная инфор­ мация: Пашка написал сочинение об отце, которое он не сдал в четвертой четверти и потому получил двойку. Соби­ рается принести его учительнице в сентябре. Мы рады тому, что публикация помогла людям встре­ титься, поговорить, принять решения. Но больше всего за Пашку, честного, трудолюбивого, открытого сельского па­ ренька, который растет настоящим человеком. Теперь — и счастливым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz