Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

'^ Л И П Е Ц К А Я газета 22 июля 2006 г., № 141 (22769) ^ З а м е т к и г о р о ж а н к и E j i c H a Б Р Е Д И С , обозреватель « Л и п е ц к о й газеты » Догнать и перегнать. Конечно, Америку! Миллионы россиян получили грандиозный подарок: канал СТС начал повторный показ бесконечного отечественного сериала «Не родись красивой». То есть не успел он закончиться, как через два дня тут же вновь и начался. В рекламном ролике телезрителю все объяснили: герои этой «мыльной оперы» такие родные, такие близкие, такие смешные, что с ними просто невозможно вот так взять и расстаться. А потому вот вам, дорогие, те же двести серий на случай, если кто-нибудь что-ни^дь ненароком упустил, восполняйте пробел в образовании. я , признаться, слегка удивилась: неужто у СТС нет дру­ гих «конгениальных» сериалов? Что за скудость репертуара? Да и какой рекламодатель клюнет на подобный проект? Одна­ ко родственники меня успокоили, мол, все у них там просчи­ тано маркетологами. Стало быть, уверены, что и аудитория сохранится, и рекламы будет в достатке. А поскольку я не сомневаюсь в компетентности специалистов канала, то я ста­ ла сомневаться в умственных способностях своих соотечествен­ ников. А что? Ведь будут второй раз смотреть, будут! Подобные сериалы сродни наркотику. Вот сейчас загово­ рили о том, какое привыкание вызывают всевозможные игро­ вые автоматы. И как быстро это привыкание превращается в болезнь, в непреодолимую зависимость. Наконец, забили тре­ вогу: народ-то бешеные деньги проигрывает, в долги влезает, семьи обездоливает! Ну да, семейный кошелек скудеет. А как насчет оскудения мозгов? Это никого не волнует? Насчет нар­ котической зависимости — сама ее, увы жертва: «подсела» на эту самую историю Кати Пушкаревой уже с середины и — как приклеилась. А что? Включаешь каждый вечер СТС и отключаешь голову: спокойно, приятно. Дебилизм, конечно, полный. Актеры играют как в дурном фарсе. Зато на целый час забываешь про рост квартплаты, про то, что теперь один визит на продуктовый рынок обходится не меньше, чем в пять­ сот рублей, ежели купить мясо и свежие овощи, про грошо­ вую пенсию родителей и многое другое. Сидишь перед экра­ ном и пускаешь слюни. Вы скажете: да переключи кнопку. Э, братцы, не все так просто... Инстинкт самосохранения тут как тут: «Не трави ты себе душу просмотром очередного «Момента истины» с Анд­ реем Карауловым, не грузи мозги, анализируя информацию «Постскриптума» с Пушковым. У тебя был нелегкий день за­ бот, так позволь себе расслабиться!» И расслабляемся. Снача­ ла у экрана, потом в постели с Донцовой или Устиновой (про­ стите за невольный каламбур, я имею в виду книги, а не сек­ суальную ориентацию). Нет, серьезно, а как я заставлю свои мозги в одиннадцать ночи переваривать не то что философс­ кие трактаты, а хотя бы новый роман Дмитрия Быкова? По­ ложим, заставить-то я их все же смогу, но ведь с Донцовой легче, вот она, под рукой... Нет, скажите, ну у кого из моих ровесников поднимется рука перечитать «Братьев Карамазовых». Между те.м, когда же их еще перечитывать, как не в нашем рубежном возрасте? Но нельзя читать Достоевского по двадцать минут на ночь. Да и не уснешь после него. И вот уже Федор Михайлович вместе с Львом Николаевичем пылятся на антресолях. Вы надеетесь, они достоят до того времени, когда их станут читать ваши дети и внуки? Не будем наивными. Дети и внуки смотрят и читают то же, что и мы. Помните, как в советские времена мы умилялись тому, что в детских садах детишки играют в «Рабыню Изауру», распределяя, кто будет доном Леонсио, а кому достанется роль негритянки Женуарии? Не умиляться надо было, а пугаться: стало быть, дети просиживают вечера вместе с нами у экранов телевизоров, вместо того, чтобы брать в руки нужные для их возраста книжки, заниматься развива­ ющими играми. Дети тоже предпочитают не напрягаться. Если же вдруг школьная программа потребует знания Толстого и Достоевского, то всегда можно купить сборник классики в кратком изложении. «Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту все уже испарилось из памяти. Кру­ тите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! — руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, не­ нужные, бесполезные мысли!» Вам ничего не напоминает этот отрывок из романа Брэдбери «451 по Фаренгейту»? А вот еще: «Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги — в подслащенные помои... Но читатель гфекрасно знал, что ему нужно и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы». Единствен­ ную разницу лично я вижу в том, что мы кружимся в вихре забот, а не веселья. В остальном же — один в один. Конечно, не все соглашаются нестись в общем потоке по течению. У одной моей подруги сейчас почти нервный срыв, она постоянно твердит: «Так жить нельзя, надо что-то ме­ нять! Надо развиваться, расти духовно, находить время на общение с друзьями...» Но при этом она продолжает вкалы­ вать по тринадцать часов в Сутки в музыкальной школе и риэлтерской фирме, покупая на заработанные деньги новую импортную бытовую технику, мебель, фирменные шмотки (не хуже, чем у других!) своему сыну. Скажете, раздвоение лич­ ности? Увы, надо быть философом Платоном, чтобы, проходя по базару, сказать: «Сколько же на свете вещей, которые мне абсолютно не нужны!» Мы уже не можем вырваться из беше­ ного ритма, навязанного нам вездесущей рекламой: «Зарабо­ тай и — купи, купи, купи!» Какой тут духовный рост? Какое общение с друзьями? «Архитекторы уничтожили крылечки, потому что они будто бы портят фасад. Но дядя говорит, что это только отговорка, а на самом деле нельзя было допускать, чтобы люди вот так сидели на крылечках, отдыхали, кача­ лись в качал ках , беседовали. Это вредное время­ препровождение. Люди слишком много разговаривали, и у них было время думать. Поэтому крылечки решили уничто­ жить». Это тоже Рэй Брэдбери, из того же романа. Знаете, что меня больше всего потрясает? «451 по Фаренгейту» был напи­ сан в 1951 году. Наконец-то мы догнали американцев. ^ А ( | ) и ш а « Л Г » Проведи «Ночькино» спиратами Карибского моря “ ОКТЯБРЬ-КИНОМИР” “Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца”, приключения. В глав­ ных ролях: Джонни Депп, Орландо Блум, Кира Найтли. Начало сеансов: 9.00, 11.45, 14.30, 17.15, 20,00, 23.45. С 27 июля “ Возвращение супермена". Блокбастер, США. 22 июля. Киноклуб “Ночной кот” (показ трёх фильмов). Начало сеанса в 23.50. Телефон для справок 22-14-44. “ СОЛЯРИС” Бордовый зал. “Бунтарка”. Молодежная комедия. Начало сеан­ сов: 10.30, 14.20, 18.20. “Дублер”, Франция, мелодрама. Начало сеансов: 12.30, 16.20, 20.20, 22.20 Синий зал. “Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца”. Начало сеансов: 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, 23.50. С 27 июля “Возвращение супермена”. Красный зал. “Поцелуй на удачу”. Мелодрама. Начало сеансов: 11.30, 15.30, 17.30, 19.30, 21.30. “Призрак красной реки”. США, ужасы. Начало сеансов: 9.30, 13.30, 17.30, 19.30, 23.30. С 27 июля “Никто не знает про секс”. Россия, молодежная коме­ дия. КИНОТЕАТР “ СПУТНИК” . “Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца”. Начало сеансов: 9.00, 11.45, 14.30, 17.15, 20.00, 22.45. 22 июля “Ночь кино” (три фильма по цене одного). Начало в 23.00. Телефон для справок 23-02-11. В репертуаре кинотеатров возможны изменения. Пришел ^ Н а у к а продавать , увидел и купил. Аономне надо?.. о некоторых секретах современного ненавязчивого сервиса Моя мама, раскладывая дома покупки, каждый раз задается риторическими вопросами: зачем она это купила, а зачем — это... Пошуга, хвалясь обновками, отметает сразу: это я не надену, вон то подарю сестре. Да и у меня самой дома куча всего, что от силы раз понадобилось... Зато окидывая взором бесконечные, плотно забитые полки в многочисленных магазинах, мы, роходенные вСССР, радуемся выбору и набиваем тележки, корзинки, сумки. Что характерно, зачастую неосознанно,так как за нас специально обученные люди (мерчандайзеры, сувервайзеры, промоутеры) )рке сделали выбор. О том, как они это делают, трудно догадаться, пока они сами об этом не расскажут. Вначале было дешево Охранник торговой сети — назовем ее «Малинка» — Алексей утверждает, что пе­ ред началом трудовой деятель­ ности их инструктируют вес­ ти себя так, чтобы покупатель заходил в магазин и видел, как славно трудится обслужи­ вающий персонал, чтобы он читал на лице каждого из них: «Это я тебе, уважаемый поку­ патель, несу, тороплюсь, кор­ зинку, даже целых 15, это именно тебя я спешу обслу­ жить...» ■Во многие маркеты, кста­ ти, запрещено входить без кор­ зины; Потому что с нею в "ру­ ках вы купите не только жвач­ ку, за которой, собственно, и пришли. А подступиться к стенду с жевательными резинками придется, пройдя через все соблазны. Соблазнительные «крюч­ ки» в магазине начинаются уже у входа: здесь не разме­ щают дорогие т о в ^ы — не пугают почем зря. То, за чем приходят покупатели специ­ ально и часто, располагается подальше от входа: вы его и так купите, но пока будете пробираться... Почему многие продуктовые супермаркеты выкладывают сначала «хими­ ческий» товар? Да потому что, во-первых, придя за маслом, вы вспоминаете: «У меня за­ канчивается то, чем я буду масло отмывать». А во-вто­ рых, с полной корзинкой про­ дуктов покупатель вряд ли возьмет порошок, мыло, отбе­ ливатель или что-то еще... В нужном месте Продукты, те, что нужно быстрее реализовать (залежав­ шийся товар и особенно с ис­ текающим сроком годности), располагают справа. Причем именно на уровне глаз и рук: счастье так близко — увидел и всего лишь руку к нему про­ тянул. Поэтому — согласно правилу: что первым в мага­ зин пришло, то первым долж­ но и уйти, — дешевые или све­ жие продукты задвигают в глубь полок или «селят» вни­ зу. Нам же порой лень накло­ ниться или «пошуровать» на полке... К примеру, мерчандайзер Лена, умеющая зазывно и со­ блазнительно расставлять то­ вар на полках и в зале, расска­ зывает, что когда пару лет на­ зад их магазину нужно было реализовать вишневую «колу», эти бутылки и банки она выс­ тавляла впереди прочих и так плотно, что добраться до обыч­ ной «колы» было весьма зат­ руднительно. Покупатель по­ неволе брал новинку. Даже неудобная теснота между рядами вшрин не спро- ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ста. В большинстве случаев она тоже имеет смысл: чтобы, ког­ да вас с тележкой несет поку­ пательский поток, вы зазева­ лись и не туда повернули. Раз­ вернуться, разъехаться у вас шансов нет, зато накупить вся­ кой ненужности на «штрафном круге» — сколько угодно. К тому же мы, любопытные, заг­ лядываем в соседнюю тележ­ ку и понимаем... сколько все- , го цолезнрго еще, нр купили. Тот же прршцип работает, ког­ да рцдом с молочными ряда­ ми якобы случайно оказалась тележка с булочками, конфе­ тами, сахаром... Но еще эффек­ тивнее — с сопутствуюпдим то­ варом: например, к пиву — ассортимент орешков, сухари­ ков, чипсов. И о нас забота и, конечно, о выручке. Этой же цели служат вне­ запные «переезды» товара. Однажды вы не обнаруживае­ те на привычном месте, ска­ жем, хлеб. Пока ищете основ­ ной продукт, ваша корзинка значительно потяжелеет. Красота губит кошелек А еще мы, покупатели, очень реагируем на красоту. Выложенный пирамидкой, например, консервированный горошек нас умиляет. Да если еще и скидка на него — он наш! — Как и платье из коллек­ ции щюшлого сезона, надетое на стройный манекен... Если не в первый же день, то во второй или третий обязатель­ но найдется не совсем строй­ ная покупательница, которая «клюнет» на этот крючок, — делится опытом Марина, про­ давец отдела одежды. Но и тут тоже есть свои хитрости: из такой пирамид­ ки или другой красивой вык­ ладки организаторы обычно вытаскивают пару банок, па­ чек и т.п. Потому что разру­ шать красоту не у всех подни­ мается рука. Этот способ на­ зывается «выбитые зубы». Продавец Татьяна поведа­ ла, что она и ее коллеги пользуются этим способом, когда нужно распродать зале­ жалый товар. Выстраивают на полке сплошной ряд, к при­ меру, из пачек порошка всего ассортимента, и вытаскивают одну-две коробки не пользую­ щегося спросом, скажем, по­ рошка «Чистота». Эффект по­ разительный — покупатель подходит к полке с «выбитым зубом* и берет... «Чистоту»: мол, кто-то уже такой купил, значит, порошок популярный, значит, хороший. Практика показьшает, что 7 из 10 поку­ пателей принимают решение о выборе той или иной торго­ вой марки (или вкуса) непос­ редственно перед прилавком. Этот метод еще лучше действу­ ет у винно-водочных стелла­ жей, но плохо у витрин с кол­ басными изделиями: русский человек не любит покупать ос­ татки мясной роскоши. Все леди ° делают это Кстати, 80 процентов по­ купок совершаются женщина­ ми — известными транжирьса- ми. Но ведь и содержимое мужских кошельков в подав­ ляющем большинстве зависит от выбора прекрасной полови­ ны человечества. Поэтому за­ дача магазина (и производи­ теля тоже) — как можно энер­ гичнее раскручивать на покуп­ ки дам. Делают это с помощью за­ паха: специально распрыски­ вают аэрозоль, благоухающий свежеиспеченными булочка­ ми. Но самый эффективный и, кстати, недорогой аромат, про­ воцирующий на покупки, — свежесваренный кофе. На по­ мощь продавцам приходит и цветовая гамма — чаще в одежных бутиках, когда гар­ моничная по цвету выкладка блузок, юбок, шарфиков бук­ вально гипнотизирует модниц. Мощный стимулятор про­ даж — свет, на который по­ купатели слетаются как ба­ бочки и покупают, покупают, покупают то, что под «солн­ цем». Мерчандайзеру Лене, между прочим, дилеры неко­ торых фирм за раскладку их товара в «солнечных» местах и в центре зала втихую при­ плачивают. А музыкальное сопровож­ дение задает ритм передвиже­ ния по магазину. Вы и сами, наверное, заметили, что теперь в торговых залах вещает не радио, а звучит специально подобранная музыка с нужной данному маркету рекламой. В приличных магазинах в «ти­ хие часы» и «час пик» она раз­ ная. Когда покупателей мало — спокойная, умиротворяю­ щая: мол, походите, вас ник­ то не торопит, выбирайте и по­ купайте за троих, раз народу нету. — Но чтобы покупатели не заснули, — поделился менед­ жер популярной сети — назо­ вем ее «Лукошко» — Андрей, — мы периодически встряхи­ ваем их взрывными мелодия­ ми и ритмами, которые пре­ рываем магическими объявле­ ниями, типа: «Скидка 50 про­ центов!» Быстрые, энергичные мо­ тивы звучат, когда супермар­ кет полон. Такая музыка по­ могает быстрее «разгружать» залы (а заодно и прилавки), увеличивая тем самым денеж­ ные и товарные обороты. Если кто был в «М£ 1 Кдональдсе», где искусство торговли отлажено на высшем уровне, то заметил, — там музыка почти всегда быстрая; в ритме купил — сел, съел — иди покупай еще или уходи... Особая ловушка — дегус­ тация. Промоутеры не зря едят свой хлеб, предлагая нам попробовать масло, колбасу, конфеты. Отведав раз, мы впоследствии будем искать «знакомую» сосиску в ряду прочих, в день акции обычно «дарится» покупателю одна, раз заговорр 1 ли о колбасе, со­ сиска. Но одна — она ни туда, ни сюда, резонно заметите вы и купите еще минимум пол­ кило. Мерчендайзер Лена со зна­ нием дела утверждает, что понятная выкладка продуктов играет важную роль, и чем она доходчивей — тем лучше ра­ ботает. Кроме того, в этом слу­ чае не надо звать продавцов для консультации, которые в Липецке все еще не научились улыбаться или, наоборот, ска­ лясь, с порога наскакивают на потенциального покупателя. Видимо, они не догадывают­ ся, что 30-35 процентов кли­ ентов не доверяют их мнению. Кстати, опрятных мило­ видных продавщиц в универ­ самах больше, чем покупа­ телей: все бегают, таскают коробки, везут груженые те­ лежки. Это тоже «ход». Их суетливость передается нам, и мы, как загипнотизирован­ ные, заваливаем, чем ни по­ пади, свое лукошко — быст­ рее и больше. Тем более мы уверены, что только что при­ везенный и разложенный на наших глазах товар — све­ жий... На самом деле он уже раз третий за день пepieлo- жен с места на место. И еще. Все специалисты, которые раскрывали мне свои профессиональные секреты, сходятся в главном — «сбить» с полки товар успешнее всего удается в кошелки покупате­ лей легко внушаемых, неурав­ новешенных, особенно голод­ ных, в состоянии стресса, или тех, кто пришел в магазин со всей получкой. Задумайтесь над этим!.. Евгения ЗИМИНА. Щ' Г.Щ К р и м и н а л В Липецк проник беспощадный наркотик в результате спецоперации во время сбыта наркотических средств наркополицейскими в Липецке задержаны несколько человек. У них во время обыска вперемежку с героиновыми дозами оперативники впервые обнаружили несколько десятков так называемых “чеков” с новым для нашего региона наркотиком — 3-метилфентанилом, —сообщили в пресс-службе управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области. По своему воздействию это зелье в тысячи раз сильнее ге­ роина. За минувшие полтора месяца от его употребления уже умерли несколько человек. Возможно, именно поэтому в Липецкое областное бюро су­ дебно-медицинской эксперти­ зы стали поступать люди, явно умершие от передозировки. Однако в биологических жид­ костях умерших ни одного из распространенных на террито­ рии нашего региона наркоти­ ческих средств не выявилось. В результате взаимодей­ ствия наркополицейских и су­ дебно-медицинских экспертов Липецкой области удалось не только скорректировать мето­ дики исследования 3-метил- фентанила в иэъятых у нарко­ торговцев дозах, выдаваемых ими за героин, но и выработать алгоритм поиска следов синте­ тического “убойного” наркоти­ ка в организме умерших от пе­ редозировки людей. Специалисты предостерега­ ют: в так называемых “домаш­ них условиях” 3-метилфентанил распознать невозможно. Поэто­ му наркоман, покупая на улице очередную дозу, рискует вмес­ то героина получить наркотик, в тысячи раз превышающий его по силе, и, что вполне вероятно, погибнуть от передозировки. (Соб. инф.) ^Выставки Н е р а вн од уш ны м в з гл яд ом Елец на холстах: такой разный, но всегда прекрасный Второй липецкий пленэр «Елецкие мотивы», посвященный 860-летию основания одного из древнейших и красивейших русских городов, завершился. Его итогом стала выставка живописцев из семнадцати областей Центрального федерального округа и Москвы, которая открылась в художественном отделе краеведческого музея Ельца. Елец на рассвете, перед дождем, в июльский знойный пол­ день... Узкие улочки старого города, его аллеи, пышноцветье мальвы, буйство цикория у бревенчатой избы и вековые сту­ пени Знаменского монастыря, что на Каменной горе... И, конечно, «визитная карточка» города — Вознесенский собор, Введенский спуск и Великокняжеская церковь — все здесь, на картинах мастеров. Зрители неторопливо переходят от пейзажа к пейзажу, внимательно вглядываются и заново открывают для себя знакомый и родной Елец. Елецкий художник Николай Климов, поздравляя коллег по цеху с успешной работой, признал: — Я всю жизнь пишу эти места, но именно на выставке увидел столько неожиданного, удивительного, город зазвучал совершенно иначе. Думаю, моим землякам полезно побывать на вашем вернисаже. Чтобы что-то по-иному понять... А сами живописцы вспоминали первый день на елецкой земле, с признательностью говорили о хлебосольном госте­ приимстве, и в первую очередь коллективу ЕГУ имени И. А. Бунина, взявшему на себя решение бытовых вопросов. В свою очередь ректор университета Валерий Кузовлев выразил на­ дежду на продолжение сотрудничества и проведение мастер- класса для студентов дизайна в рамках третьего пленэра. «Елецкие мотивы» подарили художникам и другие сюрп­ ризы. Так, спустя полвека встретились выпускники художе­ ственного училища, которое существовало в Ельце с 1938 по 1957 годы. Член Союза художников Юрий Черкасов из Орла и ельчанка Галина Валяева — ученики выдающего живопис- j ца В. Сорокина. Им было, что вспомнить. За время пленэра' Черкасов написал двенадцать холстов, всматриваясь в архи­ тектуру города, чтобы как можно ярче передать ее красоту. Художник из Воронежа Вячеслав Знатков рассказал об од­ ном случае: — Было раннее утро, я писал пейзаж. Мимо проходил муж­ чина с маленьким мальчиком. Остановился. Позвал мальчу­ гана: «Ваня, посмотри, эти люди возвращают нам память. Ты вот станешь взрослым, а Е1пец на картине останется таким же молодым и мудрым одновременно». Мы действительно хоте­ ли бы остановить время. Как это получилось, судить вам. Мы оставляем наши картины: любуйтесь, радуйтесь, ругайте. Толь­ ко не будьте равнодушными... Часть пленэрных работ, действительно, останется в музе­ ях Липецкой области. А до того картины будут экспониро­ ваться на выставках в Ельце, Липецке и Москве. Милада ФЕДЮКИНА. ^ Х о к к е й Балмочны х продолж ит карьеру в Х К «Липецк» Ведущая хоккейная команда области продолжает подготовку к сезону. Кандидаты вХК «Липецк»- 2006/07 бегают кроссы, работают в тренажёрном зале и на игровых (футбольных, баскетбольных) площадках. Главный тренер команды Виктор Семыкин считает, что отлажен­ ная годами система подготовки должна помочь его подопечным ос­ таваться в хорошей физической форме на протяжении всего сезо­ на. Этот этап подготовки продлится до конца июля, когда игроки начнут заниматься на льду. А уже 13 августа ХК «Липецк» проведёт первую контрольную встречу на предсезонном турнире в Пензе. К занятиям с командой приступил форвард Максим Балмочных — в своё время чемпион мира среди молодёжных команд в составе сборной России, а затем игрок нескольких клубов НХЛ. Если линия атаки более-менее укомплектована, то оборонитель­ ные порядки вызывают у руководства клуба большую тревогу. «ЛГ» уже обращала внимание на дефицит классных защитников. Не всё гладко и на последнем рубеже: ХК «Липецк» покинули оба вратаря — Виталий Чум'ичёв и Роман Красных. В настоящее время к сезону готовятся четыре молодых юных голкипера. Но не исключён и вари­ ант с приглашением опытного стража ворот со стороны. Финансовая ситуация в клубе вполне удовлетворяет его прези­ дента Владимира Полухина. До конца 2006 календарного года средств на выступление ХК «Липецк» должно хватить. Игорь КАПУСТИН. ^Память - 1 Что остается людям... Как будто бы одна-един- ственная вить связывала по­ началу замечательного пиа­ ниста, народного артиста России Наума Львовича Штаркмана с липецким кра­ ем. Здесь родился его учи­ тель, крупнейший музыкант Константин Игумнов, чьи традиции Штаркман продол­ жал. Но этой ниточки хва­ тило для того, чтобы профес­ сор Московской консервато­ рии, исполнитель с мировым именем десятки лет почти ежегодно выступал перед слушателями в Липецке и Лебедяни — на «малой ро­ дине» своего наставника. Концертов Наума Львовича ждали в столичных городах многих стран, а он неизмен­ но находил возможность приехать к нам. Но дело не ограничилось только гастролями этого яр­ кого, своеобразного пианиста. Он с энтузиазмом поддер­ жал идею Липецкого конкурса-фестиваля юных музыкан­ тов. Ему было особенно дорого, что конкурс носил имя Константина Игумнова. А для конкурса, разумеется, было чрезвычайно важно, что его жизнеспособность подкрепле­ на авторитетом Наума Львовича. Двенадцать лет возглавлял народный артист России жюри нашего творческого соревнования. Возраст не ме­ шал мастеру энергично, заинтересованно помогать его ста­ новлению. Наум Львович не только сам участвовал в про­ ведении конкурса, но и привозил в Липецк своих имени­ тых коллег и учеников. Он внимательно и чутко присмат­ ривался к юным пианистам, не скупился на мудрые сове­ ты и подсказки их педагогам. В значительной степени именно благодаря ему скром­ ный региональный конкурс обрел статус Международно­ го, был включен во Всероссийскую Ассоциацию конкур­ сов, стал известным и признанным и в России, и за ее пределами. Известие о смерти Наума Львовича горько и болезнен­ но отозвалось в сердцах липчан. Она ушел от нас 19 июля на 79-м году жизни. Невозможно поверить, что на очеред­ ном Международном конкурсе имени Игумнова его уже не будет рядом с нами, что он не сядет во главе жюри, не даст традиционные концерты на липецких и лебедянских под­ мостках Но так же, как сохраняется в сердцах музыкантов и поклонников музыки имя Константина Игумнова, оста­ нется с нами и память об его прекрасном ученике, на­ следнике бессмертной школы русского пианизма Науме Штаркмане. Мы всегда будем думать с признательностью об его редком даре и мастерстве пианиста, об его душев­ ной щедрости и таланте общения, об его преданности род­ ной культуре. Работники культуры и искусства Липецкой области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz