Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

20 и ю л я 2006 ЧЕТВЕРГ №27(271) Со Ю 3 Беларусь—Россия___Щ ХОРОШАЯ н о в о с т ь Москвичи получат «Общественное признание» ОБЩЕСТВЕННЫМ советом при префекте Центрального админи­ стративного округа столицы уч­ реждена премия «Обществен­ ное признание», которая будет вручаться представителям об­ щественных и деловых кругов за наибольщий вклад в социальную и экономическую жизнь ЦАО, со­ общила председатель Совета, депутат Московской городской Думы Инна Святенко. «Одна из главных задач пре­ мии — возрождение в Москве лучших традиций меценатства и благотворительности, публич­ ное признание заслуг лидеров общественных организаций. представителей деловых кругов, деятелей науки, образования, здравоохранения и культуры, ис­ кусства и спорта в развитии ок­ руга», — подчеркнула она. Соис­ кателями премии наряду с име­ нитыми и заслуженными жителя­ ми ЦАО станут и простые моск­ вичи, которые любят свой город и вносят свою лепту в его про­ цветание. Так, например, в номи­ нации «Покой нам только снит­ ся» смогут заявить о себе актив­ ные москвичи старшего поколе­ ния. А номинация «Моя малая Родина» — для тех, кто благоуст­ раивает свой подъезд, дом, двор, детскую площадку. Во ЧТО играют дети? НА РАСКОПКАХ в Рязанском кремле найдено большое коли­ чество детских игрушек XVI — XVII веков. В ходе археологиче­ ских раскопок восточной части кремлевского холма найдены ос­ татки деревянных срубов, часть из которых были жилыми. В одной из построек наряду с многочисленными фрагмента­ ми глиняной посуды XVI — XVII веков и костями животных обна­ ружены фрагмент каменного крестика из лазурита, рассы­ павшееся ожерелье из стеклян­ ных бус, хозяйственные предме­ ты и значительное количество детских игрушек (фрагменты глиняных погремушек, лоша­ док, свистулек). Была найдена даже целая свистулька, на кото­ рой и сегодня можно исполнять незатейливые мелодии. Игруш­ ки сделаны в основном из глины и мало чем похожи на яркие сов­ ременные, но все же являются их прототипами. Также из находок следует выделить железные на­ конечники стрел, бронзовые на­ тельные крестики, обувные под­ ковки, ножи, пряслица. Как сообщалось ранее, архео­ логические раскопки проводятся экспедицией Рязанского музея- заповедника с 26 июня. В ходе ис­ следований археологами был найден участок средневековой улицы: мостовая, фундаменты деревянных построек и усадеб конца XVI — начала XVII веков. Пермский госархив пополнился рукописями Виктора Астафьева МАРИЯ Астафьева-Корякина, вдова выдающегося русского пи­ сателя Виктора Астафьева, пе­ редала в государственный архив Пермской области более 700 до­ кументов за 1943 — 2004 годы, касающихся жизни и творчества ее покойного мужа. Как сообщает пресс-служба губернатора Пермского края, среди документов— рукописи ав­ тобиографических рассказов пи­ сателя, написанных в 2000— 2001 годах, материалы по подготовке собрания сочинений В. Астафье­ ва в 15 томах. Большую часть по­ лученных документов составля-. ют письма к Астафьевым от чита­ телей, друзей, коллег, переписка по вопросам публикации произ­ ведений, комплектования музеев и архивов документами писателя. «Дань памяти» россияне отдадут в Беларуси иКитае п о и с к о в ы й отряд Иркутской областной молодежной организа­ ции «Дань памяти» «Байкал» от­ правился в Харбин для проведе­ ния поисково-исследовательских раскопок. В этом году несколько отрядов молодежной организа­ ции «Дань памяти» уже провели исследовательские работы на по­ лях Великой Отечественной вой­ ны. Отряды «Наследие» и «Сле­ допыт» вели раскопки на «нев­ ском пятачке» — под Санкт-Пе­ тербургом. 21 июля в Беларусь отправляется еще одна группа ак­ тивистов организации «Дань па­ мяти». Помимо этого отряды вы­ езжали в территории Иркутской области для проведения краевед­ ческих работ. Свидетели эпох ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ готовится отме- . тить одна из исторических рели- квий Беларуси — Свислочский замок. На высоком полуострове у места впадения реки Свислочь в Березину в Осиповичском рай­ оне Могилевской области стоят руины, которые местные жители называют Свислочским замком. Основанный в XI столетии, он стал форпостом полоцкой экс­ пансии на землях современной Беларуси. Для своего времени это было мощное фортификаци­ онное сооружение. За долгую ис­ торию замок побывал и резиден­ цией свислочского удельного князя, и административным цен­ тром во времена Великого кня­ жества Литовского, а также не­ которое время находился во вла­ дениях Радзивиллов. Лен всегда моден оесийскийФЕДИВА в Ивановской области с успехом прошел российский фестиваль моды «Плес на Волге. Льняная палитра». Фото к а к Ж И В О П И С Ь ПЯТНАДЦАТАЯ по счету персо­ нальная выставка фотохудожни­ ка Вадима Кочана проходит в Могилеве. Мастер представил на суд зрителей 69 работ, преиму­ щественно в черно-белом испол­ нении. Экспозиция разделена на два цикла: фотографии прошлых лет и работы с философским на­ правлением. Четыре цветные ра­ боты, напечатанные на полотне, представлены отдельно. Чем МЫ ДЫШ ИМ ? ВОЗДУХ в Беларуси к 2010 году станет чище. 19 станций мони­ торинга атмосферы будут мо­ дернизированы в соответствии со стандартами Евросоюза и Всемирной организации здра­ воохранения. Это позволит по­ лучать более точную информа­ цию о загрязнениях крупных промышленных центров. По ре­ зультатам таких исследований разрабатывается комплекс мер по уменьшению и предупрежде­ нию вредного воздействия з а ­ грязненного воздуха на здоро­ вье человека. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Федор АЛЕКСЕЕВ (Минск) А ж у р а в л и ки - корабли ки л е т я т . .. Т а т ь я н а С а м о й л о в а ж и в е т о щ у щ е н и е м с ч а с т ь я о т д в у х с в о и х г л а в н ы х р а б о т персона Елена Каледина МОСКВА ЕЕ АКТЕРСКАЯ жизнь началась головокружительно. Народная ар­ тистка России Татьяна Самойло­ ва стала мировой знаменитостью еще студенткой, сыграв вчераш­ нюю школьницу военного поколе­ ния Веронику в легендарном фильме Михаила Калатозова «Летят журавли». Фильм по сию пору— единственный внашем ки­ но обладатель каннской «Золотой пальмовой ветви». А Татьяна Са­ мойлова тогда, в 1958 году, стала обладательницей диплома за луч­ шую женскую роль, обойдя Со­ фию Лорен. Потом были другие роли в кино и театре, особой сла­ вой не отмеченные. Спустя 10 лет после каннского триумф новый— Анна Каренина в фильме Александра Зархи. И сно­ ва будничный период от одной ря­ довой роли к другой. Без новых взлетов обошлось, быть может, оттого, что Самойлову всегда при­ вечали, сама она, по ее призна­ нию, никогда за роли грызться не умела. И хотя не хочет считать се­ бя Татьяна Евгеньевна актрисой, что называется, одной роли, для любви ее зрителей вполне доста­ точно Вероники и Анны. А их, как 50 и 40 лет спустя, все так же вос­ торженно любят. И так же предан­ но любят актрису. Не случайно в кафе напротив ее дома, куда она любит захаживать, висят ее порт­ реты. Хозяева объяснили: как дань романтической эпохе, в кото­ рой жила страна, и без памяти о которой ей жить негоже. Разговариваем мы в уютной гостиной квартиры Татьяны Ев- геньевнь!, ремонт в которой ей по­ мог сделать один из ее почитате­ лей. На стенах — изысканные портреты потрясающей красоты героинь с неповторимыми луче­ зарными глазами и улыбкой— Ан­ на и Вероника. Полвека спустя эти глаза так же светятся, когда вос­ поминания пробуждают улыбку актрисы. И сразу вспоминается: «Журавлики-кораблики летят под небесами»... Вот она перед вами, Вероника, «Белка» — девушка с трагической судьбой и раскосыми беличьими глазами. — Татьяна Евгеньевна, сейчас, пол­ века спустя, вы можете передать те чувства, которые испытали, когда на вас, студентку, обрушилась мировая слава? Вы были безумно счастливы? — Испытывала скорее не сча­ стье, а стресс. Причем не только от награды, но от самой обстанов­ ки фестиваля. Я же, 22-летняя со- плюшка, попала в самый цвет ев­ ропейского бомонда. И мне нужно было соответствовать: приходи­ лось каждый день делать новые прически, менять наряды, укра­ шения. — Вы помните, как проходил кон­ курсный показ? — Как смотрело фильм жюри, я не видела: вместе с оператором Сергеем Урусевским мы сидели в другой ложе. Но мне рассказыва­ ли, что в эпизоде смерти Бориса на глазах у членов жюри появи­ лись слезы, хотя им строго запре­ щено проявлять свои чувства. Ко­ гда показ завершился, была дол- гая-долгая овация. А мы долго кланялись... — Говорят, СофияЛорен на жюри жутко обиделась— потому что пре­ мию за лучшую роль в фильмв «Лю­ бовь под вязами» прочили ей. Вам она свои оскорбленные чувства про­ демонстрировала? — С Софией Лорен мы даже толком не познакомились. Сфото­ графировались вместе во весь рост— и все. — Зато, наверное, более яркие вос­ поминания у вас от знакомства с Паб­ ло Пикассо. Ведь именно он предска­ зал, что вы станете звездой, сказав фразу: «Сегодня вы идете по тротуа­ ру, и никто вас не знает. А завтра вы звезда и едете в звездной машине в звездный город». — Я растерялась, когда позна­ комилась с Пикассо. Он был очень яркий и одновременно старый, дымил безумно. А потом предска­ зал мне звездность. Но он оши­ бался, думая, что я — звезда. Я, слава богу, звездой никогда не была. — Но вас же называли «советским достоянием»? — Достояние — да. Но это же не звездность. — Вы вообще к слову «звезда» плохо относитесь? — Ужасно. Это фабрикация. Куда ни ткни — везде бездарные звезды. А себя я считаю актрисой, которую любит зритель. Вот не­ давно приехала со встречи из Ту­ лы. Зал был переполнен. Я высту­ пала, а потом все стоя мне апло­ дировали. Приглашали зимой в Ясную Поляну: «Мы вас в санях покатаем. И снова будем чество­ вать и поздравлять с Анной Каре­ ниной». Вот это я с удовольстви­ ем! И при чем здесь какая-то звездность?! Любовь зрителей — вот главное! — Вы этой любовью сейчас живете? — Я буду всегда жить своим зрителем. Мне вовсе не важны мои звания, премии и ордена. — Татьяна Евгеньевна, а не боязно было приниматься за Веронику? Ведь Виктор Розов, автор пьесы «Вечно живые», по которой снима­ лись «Журавли», был против вашей кандидатуры, опасаясь — студентка не потянет... — Меня отстоял мой замеча­ тельный партнер Алексей Бата­ лов. А сама я нисколечко не боя­ лась. Потому что Вероника была для меня органична. Я— дитя вой­ ны. И отдать дань памяти трагиче­ скому и героическому времени, тем, кто остался вечно живым, для меня было делом чести. — Это, знаю, далось вам большой ценой. Болезни, которые вы перене- «Кто ты?». А я наивно ответила: «Дочь мамы и папы». Просто не знала, как ему представиться. По­ женились скромно. Взяли паспор­ та, пошли в ЗАГС, а потом в мага­ зин за подарками. — Ачтодлявас значили мама и па­ па? — Мама— инженер, хотя окон­ чила консерваторию. Она чудно играла на рояле. Поэтому я росла в музыке, обожала балет, с отли­ чием окончила студию при Театре имени Станиславского и Немиро­ вича-Данченко. Но драматиче­ ский театр перевесил. — Благодаря папе — Евгению Са­ мойлову? Он, наверное, все-таки больше актером для вас был? — Конечно, как папы мне его всегда не хватало. Я росла на его спектаклях, а в его «школе» я учусь всю жизнь. Правда, так грызться за роли, как он, так и не научилась. Когда пришла в Театр киноактера, где в то время был Я — д и т я в о й н ы , и о т д а т ь д а н ь п а м я т и т р а г и ч е с к о м у и г е р о и ч е с к о м у в р е м е н и , т е м , к т о о с т а л с я в е ч н о ж и в ы м , д л я м е н я б ы л о д е л о м ч е с т и ели во время войны, обострились на съемочной площадке. Изнуряющий график вынуждал вас работать на уколах. — Однажды я на 15 минут по­ теряла сознание. Но, придя всебя, тут же продолжила съемку... Да, впрочем, что вы все о Веронике? Я Анну Каренину не меньше люб­ лю. И выпускное сочинение писа­ ла по «Анне Карениной», оно у ме­ ня сохранилось. Директор кино­ студии был против моей кандида­ туры, но Зархи настоял. Он ска­ зал: «Я хочу сделать из Анны акт­ рису — чтобы она была феериче­ ской, этаким шампанским». И тра­ гедия ее, трагедия любви — тоже шампанское. Анна любвеобиль­ на. Она любит и сына, и Вронско­ го, и Каренина, и Левина. У нее бьется женское сердце. — А увас сердце не забилось, когда на съемочной площадке вы встрети­ лись со своей первой любовью и бывшим мужем Василием Лановым в роли Вронского? Не пробудил ли сов­ местный труд и сам сюжет былые чувства? — Нет, повторить их было не­ возможно. Я уже была снова же­ ной, а Вася мужем. Мы просто очень любили друг друга как акт­ риса и актер, как партнеры. Когда я вошла в съемочный павильон и увидела Васю, заволновалась — мне радостно было его видеть. Но тут же заметила, что мы оба рас­ полнели. И первое, что я ему ска­ зала: «Вася, надо худеть». И мы сели на строжайшую диету. Я за два месяца похудела почти на 20 килограммов. А вообще свою первую любовь я помню всю. Пер­ вую любовь (а после Васи у меня было еще два мужа) забыть не­ возможно. — Как встретились, помните? — Конечно. Вася был первым красавцем курса. Однажды подо­ шел ко мне и нахально спросил: весь цвет и не цвет нашего кино, спасовала. Потому, наверное, и сыграла недостаточно. И отец ме­ ня всегда ругал за то, что я мало снимаюсь. — А за что хвалил? — Он меня как дочь обожал, как актрису любил. Когда «Жура­ влей» принимали, он был в зале. После просмотра сказал: «Побе­ дителей не судят». И вышел. — Вы не думали о том, что если бы попробовали силы в Голливуде, то ваша актерская судьба, как и у мно­ гих наших актеров, могла бы иначе сложиться? Вот ведь ваш сын уехал жить и работать в Америку... — Возможно. Хотя мне Амери­ ка кажется очень сложной стра­ ной. Митя, правда, говорит, что американцы во многом близки русским. — Чем сын в Америке занимается? — Он нейрохирург. Его жена— американка, юрист по профессии. Внучка— чудное полуторагодова­ лое создание. Называется Танеч­ кой, и, конечно, копия я. — Не одиноко вдали от близких? — Нет. Митя мне часто звонит, навещает. И вообще одинокой я себя не чувствую — благодаря моим зрителям, частым встречам с ними. До сих пор нахожусь под впечатлением от недавней поезд­ ки в Беларусь, которую под эги­ дой Международного кинофору­ ма «Золотой витязь» организо­ вал его президент Николай Бур­ ляев через Фонд милосердия рес­ публики. Нас, группу артистов, принимали в реабилитационном центре при монастыре под Мин­ ском. Там были замечательные условия для лечения и отдыха. Конечно же, мы не только отдыха­ ли, нам устраивали творческие встречи, выступления на радио и ■ Татьяна Самойлова считает Америку сложной страной, а ее сын взял в жены американку. телевидении. А какой чудесный вечер с нашим участием состоял­ ся в великолепном минском Двор­ це кино! Минск вообще чудный го­ род— светлый, добрый. Вот таки­ ми же светлыми и добрыми долж­ ны быть и отношения между на­ шими странами. Ве^ 1 ь наши наро­ ды — братья, которых не разлить никакой водой. — Татьяна Евгеньевна, вы сейчас со­ стоите в труппе Театра киноактера, а на экране не появляетесь. — Принципиально. Кино — удел молодых. А появляться на эк­ ране старухой — ужасно! Мой друг Виталий Вульф мне однажды мудро сказал: « Не разочаровы­ вай зрителя в том, что ты сделала. Ты создала незабываемые обра­ зы художественного кино. Не от­ нимай их у зрителя — они же тебя любят». — А как же все-таки вы появились в боевике Александра Атанесяна «Два­ дцать четыре часа», где сыграли мать двух бандитов? — Ну появилась. Хотя мне бы­ ло жутко. Я отказывалась, но ме­ ня убедили, что после долгого пе­ рерыва мне надо показаться на экране. Играла с отвращением. И больше ни за что не буду. — Что бы вы все же сейчас сыграли? — Повторю, старух играть не хочу. Вот 55-летнюю женщину— с удовольствием! — Татьяна Евгеньевна, известна ва­ ша самоотдача в работе над ролью. А правда, что для венгерского фильма «Альба Регия», где вы сыграли рус­ скую разведчицу, вы специально вы­ учили венгерский язык? — Да. Съемки шли в Венгрии два года. И два года я учила вен­ герский, на котором играла. Даже сейчас кое-что из своей роли пом­ ню. — Коллеги отмечают и вашу скром­ ность. Недаром в Канне вы получили премию жюри «Апельсиновое дере­ во» как «самая скромная и очарова­ тельная актриса». В чем ваша скром­ ность выражалась? — В том, что я была юна. Вооб­ ще французы мне ничего не объ­ яснили — просто в мою честь по­ садили апельсиновое дерево на даче президента де Голля. — В вашей творческой жизни был взлет «Журавлей» и «Анны». А были и периоды забвенья. Но тем не менее вы оставались благодарной судьбе? — Я до сих пор живу ощущени­ ем счастья от этих двух работ. И даже если бы в моей актерской жизни не было больше ни одной роли, все равно бы благодарила судьбу. — Вы считаете, что по такому прин­ ципу благодарности судьбе за каж­ дый светлый миг должен жить каж­ дый человек? — Я считаю, что человек дол­ жен быть счастлив хотя бы одним в своей жизни светлым моментом — таким, как моя первая любовь или мой первый успех. Ростовский коктейль С г а с т р о л я м и в б е л о р у с с к о й с то л и ц е п о бы в а л Р о с т о в с к и й а к а д е м и ч е с к и й те а тр д р а м ы и м е н и М. Гор ько го творчество Валентин Пепеляев РОСТОВ -НА -ДОНУ — МИНСК_______ п о ч т и целый месяц длились гастроли Ростовского академи­ ческого театра драмы имени Максима Горького, приехавше­ го в Минск после 35-летнего «антракта». Трудно припомнить подобный пример из новейшей белорусско-российской теат ­ ральной практики. Гастроли — удовольствие дорогое, и не всем они по карману. В данном случае поддержку театрально­ му коллективу оказал губерна­ тор Ростовской области Влади­ мир Чуб. Расходы на проезд и проживание взяла на себя обла­ стная администрация. Кстати, сам Владимир Федорович ро­ дом из белорусского Полесья, из его столицы — Пинска. Ростовчане предложили бе ­ лорусскому зрителю семь сов­ ременных спектаклей — в том числе «Милый друг» Мопасса­ на, «Люкс N q 13» Куни, «Влюб­ лена, умна, хитра» Лопе де Ве­ га, «Ужин дураков» Вебера и другие свои работы. Как сказал главный режиссер театра Нико­ лай Сорокин ,труппа привезла разные спектакли, но всех их объединяет простота формы, внутренняя легкость, позитив­ ное отношение к жизни. Режис­ сер не скрывал, что упор в под­ боре материала делался имен­ но на развлекательный матери­ ал. Именно эта легкость, по его мнению, нужна сегодня совре­ менному зрителю. А самыми ин­ тересными постановками стали комедия «Ужин дураков» Френ­ сиса Вебера и «Шут Балаки­ рев» Григория Горина. «Ужин дураков» приятно уди­ вил. Зрителю было с чем срав­ нивать. Несколько лет назад в Минск приезжала антреприза с Олегом Басилашвили и Генна­ дием Хазановым в главных ро­ лях, а позднее белорусский ре­ жиссер Николай Пинигин, ус­ пешно работающий сейчас в Петербурге в Большом драма­ тическом театре им. Г. Товсто­ ногова, предложил свою вер­ сию этой действительно удиви­ тельно тонкой, в меру «попсо­ вой», но бесконечно человеч­ ной истории. В ростовском спе­ ктакле актеры не юродствуют, не перегибают палку, а сущест­ вуют в предлагаемых обстоя­ тельствах просто и естествен­ но. Даже то, что на одном из по­ казов в зале минского Дворца профсоюзов пропал свет, не смутило артистов, и они некото­ рое время отлично играли при свечах. Не менее блистательно была сыграна последняя пьеса Григо­ рия Горина «Шут Балакирев». — Мы вслед за автором от­ кровенно говорим о большой, не парадной любви, — объясня­ ет свое видение пьесы режис­ сер Николай Сорокин, — о той любви, которая переживает все, что выпадает на ее долю. И о ненависти к тем, кто нарушает одну из заповедей — «не укра ­ ди», так как нарушив одну, ты нарушаешь остальные. Сло­ вом, о жизни. Пожалеть можно только о том, что такие гастроли случа­ ются крайне редко. Будем наде­ яться, пример ростовского кол­ лектива вдохновит кого-то из российских коллег по ремеслу приехать в Минск. Ведь для бе­ лорусского зрителя на теат ­ ральной карте России еще мно­ го «белых пятен». Кстати Серию книг ведущих издательств России получила в дар Национальная библиотека Беларуси. Ее фонды пополнились на пять тысяч экземпляров. В основном это словари, справочники, альбомы по искусству, художест­ венная и учебно-методическая литература. В минувшем году Посольство России в Беларуси уже передавало минчанам книги — около 300 тысяч экземпляров, что примерно равно фондам обычной областной библиотеки Беларуси. В нынешней партии особенно много энциклопедических и исто­ рических новинок. Сюда, например, попала книга о полоцком князе Все- славе Чародее. «Большая иллюстрированная библиотека классики» представлена творениями Гомера «Одиссея» и «Илиада», иллюстрирован­ ными произведениями художников разных эпох и стран. Есть здесь и не­ обычный толковый словарь Владимира Д аля— с многочисленными ри­ сунками. «Такие шедевры и должны украшать новую библиотеку», — под­ черкнул на церемонии вручения книг посол России в Беларуси Александр Суриков. Время собирать камни К о л л е к ц и о н е р п о д а р и л г о р о д у у н и к а л ь н у ю э к с п о з и ц и ю м и н е р а л о в увлечения Ольга Кисляк БОБРУЙСК МУЗЕЙ , аналогов которому в Беларуси нет, вскоре появится в Бобруйске. Свою коллекцию — более 2 тысяч экспонатов — передал городу директор мест­ ного туристического клуба «Ме­ ридиан» Виталий Соколов. П е ­ редал бесплатно, хотя коллек­ ция стоит немалых денег. В ней мраморный оникс и аметист, агаты и черный хрусталь, мала­ хит и пещерные кораллы. А еще каменные бабочки, малахито­ вые шкатулки, экспонаты древ­ нейшей фауны, среди которых рог бизона и останки мамонта, найденные туристами на берегу реки Индигирки. Есть здесь да ­ же ракушки из Казахстана , ко­ торым больше десяти, а то и ста миллионов лет! Свою коллекцию Виталий Николаевич — геологоразвед­ чик и профессиональный альпи­ нист, покоривший, считай, все вершины на территории СССР , в том числе и пик Коммунизма на Памире — собирал более 35 лет. В Бобруйск он приехал из Крыма. Когда-то служил в горо­ де на Березине, вот и решил вернуться. Устроился инструк­ тором по физкультуре на маши­ ностроительный завод ,создал туристическую секцию, встре­ тил друзей-единомышленников. Вместе с супругой не раз высту­ пал (и занимал призовые места) на чемпионатах СССР . Соколо­ вы награждены серебряными медалями за преодоление Ка- дарского хребта, были перво­ проходцами четырех перевалов, названных «БССР», «Машеро- во», «Бобруйский» и «Мериди­ ан». И где бы ни был Виталий Николаевич — на Урале, в Каре­ лии, на Камчатке, отовсюду при­ возил камни. К примеру, 64-ки- лограммовую друзу кварца ему с друзьями пришлось тащить по очереди через три перевала с Приполярного Урала. А это в об­ щей сложности около 120 кило­ метров! Да и для того чтобы ка ­ мень «Заиграл», с ним приходит­ ся немало повозиться: если на­ до — распилить, огранить, про­ мыть кислотами, вытравить не­ нужные вкрапления, подчерк­ нуть красоту кристешлов. В коллекции Соколова есть камни, которых, пожалуй, не встретишь ни в одном частном музее. Это и невзрачный с виду ковдорскит, и серый, точно об­ литый золотом, астрофиллит. А некоторых минералов уже нет и в природе. К примеру, те, что привезены из Средней Азии и месторождения которых давно закрыты, поскольку попросту иссякли. Открытие музея минералов, а он станет филиалом краевед­ ческого музея, состоится ны­ нешним летом. ■ Виталий Соколов всю свою жизнь создавал «домашний музей». И не жалеет, что подарил его Бобруйску.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz