Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
20 и ю л я 2006 ЧЕТВЕРГ №27(271) Со Ю 3 Беларусь—Россия___Щ ХОРОШАЯ н о в о с т ь Москвичи получат «Общественное признание» ОБЩЕСТВЕННЫМ советом при префекте Центрального админи стративного округа столицы уч реждена премия «Обществен ное признание», которая будет вручаться представителям об щественных и деловых кругов за наибольщий вклад в социальную и экономическую жизнь ЦАО, со общила председатель Совета, депутат Московской городской Думы Инна Святенко. «Одна из главных задач пре мии — возрождение в Москве лучших традиций меценатства и благотворительности, публич ное признание заслуг лидеров общественных организаций. представителей деловых кругов, деятелей науки, образования, здравоохранения и культуры, ис кусства и спорта в развитии ок руга», — подчеркнула она. Соис кателями премии наряду с име нитыми и заслуженными жителя ми ЦАО станут и простые моск вичи, которые любят свой город и вносят свою лепту в его про цветание. Так, например, в номи нации «Покой нам только снит ся» смогут заявить о себе актив ные москвичи старшего поколе ния. А номинация «Моя малая Родина» — для тех, кто благоуст раивает свой подъезд, дом, двор, детскую площадку. Во ЧТО играют дети? НА РАСКОПКАХ в Рязанском кремле найдено большое коли чество детских игрушек XVI — XVII веков. В ходе археологиче ских раскопок восточной части кремлевского холма найдены ос татки деревянных срубов, часть из которых были жилыми. В одной из построек наряду с многочисленными фрагмента ми глиняной посуды XVI — XVII веков и костями животных обна ружены фрагмент каменного крестика из лазурита, рассы павшееся ожерелье из стеклян ных бус, хозяйственные предме ты и значительное количество детских игрушек (фрагменты глиняных погремушек, лоша док, свистулек). Была найдена даже целая свистулька, на кото рой и сегодня можно исполнять незатейливые мелодии. Игруш ки сделаны в основном из глины и мало чем похожи на яркие сов ременные, но все же являются их прототипами. Также из находок следует выделить железные на конечники стрел, бронзовые на тельные крестики, обувные под ковки, ножи, пряслица. Как сообщалось ранее, архео логические раскопки проводятся экспедицией Рязанского музея- заповедника с 26 июня. В ходе ис следований археологами был найден участок средневековой улицы: мостовая, фундаменты деревянных построек и усадеб конца XVI — начала XVII веков. Пермский госархив пополнился рукописями Виктора Астафьева МАРИЯ Астафьева-Корякина, вдова выдающегося русского пи сателя Виктора Астафьева, пе редала в государственный архив Пермской области более 700 до кументов за 1943 — 2004 годы, касающихся жизни и творчества ее покойного мужа. Как сообщает пресс-служба губернатора Пермского края, среди документов— рукописи ав тобиографических рассказов пи сателя, написанных в 2000— 2001 годах, материалы по подготовке собрания сочинений В. Астафье ва в 15 томах. Большую часть по лученных документов составля-. ют письма к Астафьевым от чита телей, друзей, коллег, переписка по вопросам публикации произ ведений, комплектования музеев и архивов документами писателя. «Дань памяти» россияне отдадут в Беларуси иКитае п о и с к о в ы й отряд Иркутской областной молодежной организа ции «Дань памяти» «Байкал» от правился в Харбин для проведе ния поисково-исследовательских раскопок. В этом году несколько отрядов молодежной организа ции «Дань памяти» уже провели исследовательские работы на по лях Великой Отечественной вой ны. Отряды «Наследие» и «Сле допыт» вели раскопки на «нев ском пятачке» — под Санкт-Пе тербургом. 21 июля в Беларусь отправляется еще одна группа ак тивистов организации «Дань па мяти». Помимо этого отряды вы езжали в территории Иркутской области для проведения краевед ческих работ. Свидетели эпох ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ готовится отме- . тить одна из исторических рели- квий Беларуси — Свислочский замок. На высоком полуострове у места впадения реки Свислочь в Березину в Осиповичском рай оне Могилевской области стоят руины, которые местные жители называют Свислочским замком. Основанный в XI столетии, он стал форпостом полоцкой экс пансии на землях современной Беларуси. Для своего времени это было мощное фортификаци онное сооружение. За долгую ис торию замок побывал и резиден цией свислочского удельного князя, и административным цен тром во времена Великого кня жества Литовского, а также не которое время находился во вла дениях Радзивиллов. Лен всегда моден оесийскийФЕДИВА в Ивановской области с успехом прошел российский фестиваль моды «Плес на Волге. Льняная палитра». Фото к а к Ж И В О П И С Ь ПЯТНАДЦАТАЯ по счету персо нальная выставка фотохудожни ка Вадима Кочана проходит в Могилеве. Мастер представил на суд зрителей 69 работ, преиму щественно в черно-белом испол нении. Экспозиция разделена на два цикла: фотографии прошлых лет и работы с философским на правлением. Четыре цветные ра боты, напечатанные на полотне, представлены отдельно. Чем МЫ ДЫШ ИМ ? ВОЗДУХ в Беларуси к 2010 году станет чище. 19 станций мони торинга атмосферы будут мо дернизированы в соответствии со стандартами Евросоюза и Всемирной организации здра воохранения. Это позволит по лучать более точную информа цию о загрязнениях крупных промышленных центров. По ре зультатам таких исследований разрабатывается комплекс мер по уменьшению и предупрежде нию вредного воздействия з а грязненного воздуха на здоро вье человека. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Федор АЛЕКСЕЕВ (Минск) А ж у р а в л и ки - корабли ки л е т я т . .. Т а т ь я н а С а м о й л о в а ж и в е т о щ у щ е н и е м с ч а с т ь я о т д в у х с в о и х г л а в н ы х р а б о т персона Елена Каледина МОСКВА ЕЕ АКТЕРСКАЯ жизнь началась головокружительно. Народная ар тистка России Татьяна Самойло ва стала мировой знаменитостью еще студенткой, сыграв вчераш нюю школьницу военного поколе ния Веронику в легендарном фильме Михаила Калатозова «Летят журавли». Фильм по сию пору— единственный внашем ки но обладатель каннской «Золотой пальмовой ветви». А Татьяна Са мойлова тогда, в 1958 году, стала обладательницей диплома за луч шую женскую роль, обойдя Со фию Лорен. Потом были другие роли в кино и театре, особой сла вой не отмеченные. Спустя 10 лет после каннского триумф новый— Анна Каренина в фильме Александра Зархи. И сно ва будничный период от одной ря довой роли к другой. Без новых взлетов обошлось, быть может, оттого, что Самойлову всегда при вечали, сама она, по ее призна нию, никогда за роли грызться не умела. И хотя не хочет считать се бя Татьяна Евгеньевна актрисой, что называется, одной роли, для любви ее зрителей вполне доста точно Вероники и Анны. А их, как 50 и 40 лет спустя, все так же вос торженно любят. И так же предан но любят актрису. Не случайно в кафе напротив ее дома, куда она любит захаживать, висят ее порт реты. Хозяева объяснили: как дань романтической эпохе, в кото рой жила страна, и без памяти о которой ей жить негоже. Разговариваем мы в уютной гостиной квартиры Татьяны Ев- геньевнь!, ремонт в которой ей по мог сделать один из ее почитате лей. На стенах — изысканные портреты потрясающей красоты героинь с неповторимыми луче зарными глазами и улыбкой— Ан на и Вероника. Полвека спустя эти глаза так же светятся, когда вос поминания пробуждают улыбку актрисы. И сразу вспоминается: «Журавлики-кораблики летят под небесами»... Вот она перед вами, Вероника, «Белка» — девушка с трагической судьбой и раскосыми беличьими глазами. — Татьяна Евгеньевна, сейчас, пол века спустя, вы можете передать те чувства, которые испытали, когда на вас, студентку, обрушилась мировая слава? Вы были безумно счастливы? — Испытывала скорее не сча стье, а стресс. Причем не только от награды, но от самой обстанов ки фестиваля. Я же, 22-летняя со- плюшка, попала в самый цвет ев ропейского бомонда. И мне нужно было соответствовать: приходи лось каждый день делать новые прически, менять наряды, укра шения. — Вы помните, как проходил кон курсный показ? — Как смотрело фильм жюри, я не видела: вместе с оператором Сергеем Урусевским мы сидели в другой ложе. Но мне рассказыва ли, что в эпизоде смерти Бориса на глазах у членов жюри появи лись слезы, хотя им строго запре щено проявлять свои чувства. Ко гда показ завершился, была дол- гая-долгая овация. А мы долго кланялись... — Говорят, СофияЛорен на жюри жутко обиделась— потому что пре мию за лучшую роль в фильмв «Лю бовь под вязами» прочили ей. Вам она свои оскорбленные чувства про демонстрировала? — С Софией Лорен мы даже толком не познакомились. Сфото графировались вместе во весь рост— и все. — Зато, наверное, более яркие вос поминания у вас от знакомства с Паб ло Пикассо. Ведь именно он предска зал, что вы станете звездой, сказав фразу: «Сегодня вы идете по тротуа ру, и никто вас не знает. А завтра вы звезда и едете в звездной машине в звездный город». — Я растерялась, когда позна комилась с Пикассо. Он был очень яркий и одновременно старый, дымил безумно. А потом предска зал мне звездность. Но он оши бался, думая, что я — звезда. Я, слава богу, звездой никогда не была. — Но вас же называли «советским достоянием»? — Достояние — да. Но это же не звездность. — Вы вообще к слову «звезда» плохо относитесь? — Ужасно. Это фабрикация. Куда ни ткни — везде бездарные звезды. А себя я считаю актрисой, которую любит зритель. Вот не давно приехала со встречи из Ту лы. Зал был переполнен. Я высту пала, а потом все стоя мне апло дировали. Приглашали зимой в Ясную Поляну: «Мы вас в санях покатаем. И снова будем чество вать и поздравлять с Анной Каре ниной». Вот это я с удовольстви ем! И при чем здесь какая-то звездность?! Любовь зрителей — вот главное! — Вы этой любовью сейчас живете? — Я буду всегда жить своим зрителем. Мне вовсе не важны мои звания, премии и ордена. — Татьяна Евгеньевна, а не боязно было приниматься за Веронику? Ведь Виктор Розов, автор пьесы «Вечно живые», по которой снима лись «Журавли», был против вашей кандидатуры, опасаясь — студентка не потянет... — Меня отстоял мой замеча тельный партнер Алексей Бата лов. А сама я нисколечко не боя лась. Потому что Вероника была для меня органична. Я— дитя вой ны. И отдать дань памяти трагиче скому и героическому времени, тем, кто остался вечно живым, для меня было делом чести. — Это, знаю, далось вам большой ценой. Болезни, которые вы перене- «Кто ты?». А я наивно ответила: «Дочь мамы и папы». Просто не знала, как ему представиться. По женились скромно. Взяли паспор та, пошли в ЗАГС, а потом в мага зин за подарками. — Ачтодлявас значили мама и па па? — Мама— инженер, хотя окон чила консерваторию. Она чудно играла на рояле. Поэтому я росла в музыке, обожала балет, с отли чием окончила студию при Театре имени Станиславского и Немиро вича-Данченко. Но драматиче ский театр перевесил. — Благодаря папе — Евгению Са мойлову? Он, наверное, все-таки больше актером для вас был? — Конечно, как папы мне его всегда не хватало. Я росла на его спектаклях, а в его «школе» я учусь всю жизнь. Правда, так грызться за роли, как он, так и не научилась. Когда пришла в Театр киноактера, где в то время был Я — д и т я в о й н ы , и о т д а т ь д а н ь п а м я т и т р а г и ч е с к о м у и г е р о и ч е с к о м у в р е м е н и , т е м , к т о о с т а л с я в е ч н о ж и в ы м , д л я м е н я б ы л о д е л о м ч е с т и ели во время войны, обострились на съемочной площадке. Изнуряющий график вынуждал вас работать на уколах. — Однажды я на 15 минут по теряла сознание. Но, придя всебя, тут же продолжила съемку... Да, впрочем, что вы все о Веронике? Я Анну Каренину не меньше люб лю. И выпускное сочинение писа ла по «Анне Карениной», оно у ме ня сохранилось. Директор кино студии был против моей кандида туры, но Зархи настоял. Он ска зал: «Я хочу сделать из Анны акт рису — чтобы она была феериче ской, этаким шампанским». И тра гедия ее, трагедия любви — тоже шампанское. Анна любвеобиль на. Она любит и сына, и Вронско го, и Каренина, и Левина. У нее бьется женское сердце. — А увас сердце не забилось, когда на съемочной площадке вы встрети лись со своей первой любовью и бывшим мужем Василием Лановым в роли Вронского? Не пробудил ли сов местный труд и сам сюжет былые чувства? — Нет, повторить их было не возможно. Я уже была снова же ной, а Вася мужем. Мы просто очень любили друг друга как акт риса и актер, как партнеры. Когда я вошла в съемочный павильон и увидела Васю, заволновалась — мне радостно было его видеть. Но тут же заметила, что мы оба рас полнели. И первое, что я ему ска зала: «Вася, надо худеть». И мы сели на строжайшую диету. Я за два месяца похудела почти на 20 килограммов. А вообще свою первую любовь я помню всю. Пер вую любовь (а после Васи у меня было еще два мужа) забыть не возможно. — Как встретились, помните? — Конечно. Вася был первым красавцем курса. Однажды подо шел ко мне и нахально спросил: весь цвет и не цвет нашего кино, спасовала. Потому, наверное, и сыграла недостаточно. И отец ме ня всегда ругал за то, что я мало снимаюсь. — А за что хвалил? — Он меня как дочь обожал, как актрису любил. Когда «Жура влей» принимали, он был в зале. После просмотра сказал: «Побе дителей не судят». И вышел. — Вы не думали о том, что если бы попробовали силы в Голливуде, то ваша актерская судьба, как и у мно гих наших актеров, могла бы иначе сложиться? Вот ведь ваш сын уехал жить и работать в Америку... — Возможно. Хотя мне Амери ка кажется очень сложной стра ной. Митя, правда, говорит, что американцы во многом близки русским. — Чем сын в Америке занимается? — Он нейрохирург. Его жена— американка, юрист по профессии. Внучка— чудное полуторагодова лое создание. Называется Танеч кой, и, конечно, копия я. — Не одиноко вдали от близких? — Нет. Митя мне часто звонит, навещает. И вообще одинокой я себя не чувствую — благодаря моим зрителям, частым встречам с ними. До сих пор нахожусь под впечатлением от недавней поезд ки в Беларусь, которую под эги дой Международного кинофору ма «Золотой витязь» организо вал его президент Николай Бур ляев через Фонд милосердия рес публики. Нас, группу артистов, принимали в реабилитационном центре при монастыре под Мин ском. Там были замечательные условия для лечения и отдыха. Конечно же, мы не только отдыха ли, нам устраивали творческие встречи, выступления на радио и ■ Татьяна Самойлова считает Америку сложной страной, а ее сын взял в жены американку. телевидении. А какой чудесный вечер с нашим участием состоял ся в великолепном минском Двор це кино! Минск вообще чудный го род— светлый, добрый. Вот таки ми же светлыми и добрыми долж ны быть и отношения между на шими странами. Ве^ 1 ь наши наро ды — братья, которых не разлить никакой водой. — Татьяна Евгеньевна, вы сейчас со стоите в труппе Театра киноактера, а на экране не появляетесь. — Принципиально. Кино — удел молодых. А появляться на эк ране старухой — ужасно! Мой друг Виталий Вульф мне однажды мудро сказал: « Не разочаровы вай зрителя в том, что ты сделала. Ты создала незабываемые обра зы художественного кино. Не от нимай их у зрителя — они же тебя любят». — А как же все-таки вы появились в боевике Александра Атанесяна «Два дцать четыре часа», где сыграли мать двух бандитов? — Ну появилась. Хотя мне бы ло жутко. Я отказывалась, но ме ня убедили, что после долгого пе рерыва мне надо показаться на экране. Играла с отвращением. И больше ни за что не буду. — Что бы вы все же сейчас сыграли? — Повторю, старух играть не хочу. Вот 55-летнюю женщину— с удовольствием! — Татьяна Евгеньевна, известна ва ша самоотдача в работе над ролью. А правда, что для венгерского фильма «Альба Регия», где вы сыграли рус скую разведчицу, вы специально вы учили венгерский язык? — Да. Съемки шли в Венгрии два года. И два года я учила вен герский, на котором играла. Даже сейчас кое-что из своей роли пом ню. — Коллеги отмечают и вашу скром ность. Недаром в Канне вы получили премию жюри «Апельсиновое дере во» как «самая скромная и очарова тельная актриса». В чем ваша скром ность выражалась? — В том, что я была юна. Вооб ще французы мне ничего не объ яснили — просто в мою честь по садили апельсиновое дерево на даче президента де Голля. — В вашей творческой жизни был взлет «Журавлей» и «Анны». А были и периоды забвенья. Но тем не менее вы оставались благодарной судьбе? — Я до сих пор живу ощущени ем счастья от этих двух работ. И даже если бы в моей актерской жизни не было больше ни одной роли, все равно бы благодарила судьбу. — Вы считаете, что по такому прин ципу благодарности судьбе за каж дый светлый миг должен жить каж дый человек? — Я считаю, что человек дол жен быть счастлив хотя бы одним в своей жизни светлым моментом — таким, как моя первая любовь или мой первый успех. Ростовский коктейль С г а с т р о л я м и в б е л о р у с с к о й с то л и ц е п о бы в а л Р о с т о в с к и й а к а д е м и ч е с к и й те а тр д р а м ы и м е н и М. Гор ько го творчество Валентин Пепеляев РОСТОВ -НА -ДОНУ — МИНСК_______ п о ч т и целый месяц длились гастроли Ростовского академи ческого театра драмы имени Максима Горького, приехавше го в Минск после 35-летнего «антракта». Трудно припомнить подобный пример из новейшей белорусско-российской теат ральной практики. Гастроли — удовольствие дорогое, и не всем они по карману. В данном случае поддержку театрально му коллективу оказал губерна тор Ростовской области Влади мир Чуб. Расходы на проезд и проживание взяла на себя обла стная администрация. Кстати, сам Владимир Федорович ро дом из белорусского Полесья, из его столицы — Пинска. Ростовчане предложили бе лорусскому зрителю семь сов ременных спектаклей — в том числе «Милый друг» Мопасса на, «Люкс N q 13» Куни, «Влюб лена, умна, хитра» Лопе де Ве га, «Ужин дураков» Вебера и другие свои работы. Как сказал главный режиссер театра Нико лай Сорокин ,труппа привезла разные спектакли, но всех их объединяет простота формы, внутренняя легкость, позитив ное отношение к жизни. Режис сер не скрывал, что упор в под боре материала делался имен но на развлекательный матери ал. Именно эта легкость, по его мнению, нужна сегодня совре менному зрителю. А самыми ин тересными постановками стали комедия «Ужин дураков» Френ сиса Вебера и «Шут Балаки рев» Григория Горина. «Ужин дураков» приятно уди вил. Зрителю было с чем срав нивать. Несколько лет назад в Минск приезжала антреприза с Олегом Басилашвили и Генна дием Хазановым в главных ро лях, а позднее белорусский ре жиссер Николай Пинигин, ус пешно работающий сейчас в Петербурге в Большом драма тическом театре им. Г. Товсто ногова, предложил свою вер сию этой действительно удиви тельно тонкой, в меру «попсо вой», но бесконечно человеч ной истории. В ростовском спе ктакле актеры не юродствуют, не перегибают палку, а сущест вуют в предлагаемых обстоя тельствах просто и естествен но. Даже то, что на одном из по казов в зале минского Дворца профсоюзов пропал свет, не смутило артистов, и они некото рое время отлично играли при свечах. Не менее блистательно была сыграна последняя пьеса Григо рия Горина «Шут Балакирев». — Мы вслед за автором от кровенно говорим о большой, не парадной любви, — объясня ет свое видение пьесы режис сер Николай Сорокин, — о той любви, которая переживает все, что выпадает на ее долю. И о ненависти к тем, кто нарушает одну из заповедей — «не укра ди», так как нарушив одну, ты нарушаешь остальные. Сло вом, о жизни. Пожалеть можно только о том, что такие гастроли случа ются крайне редко. Будем наде яться, пример ростовского кол лектива вдохновит кого-то из российских коллег по ремеслу приехать в Минск. Ведь для бе лорусского зрителя на теат ральной карте России еще мно го «белых пятен». Кстати Серию книг ведущих издательств России получила в дар Национальная библиотека Беларуси. Ее фонды пополнились на пять тысяч экземпляров. В основном это словари, справочники, альбомы по искусству, художест венная и учебно-методическая литература. В минувшем году Посольство России в Беларуси уже передавало минчанам книги — около 300 тысяч экземпляров, что примерно равно фондам обычной областной библиотеки Беларуси. В нынешней партии особенно много энциклопедических и исто рических новинок. Сюда, например, попала книга о полоцком князе Все- славе Чародее. «Большая иллюстрированная библиотека классики» представлена творениями Гомера «Одиссея» и «Илиада», иллюстрирован ными произведениями художников разных эпох и стран. Есть здесь и не обычный толковый словарь Владимира Д аля— с многочисленными ри сунками. «Такие шедевры и должны украшать новую библиотеку», — под черкнул на церемонии вручения книг посол России в Беларуси Александр Суриков. Время собирать камни К о л л е к ц и о н е р п о д а р и л г о р о д у у н и к а л ь н у ю э к с п о з и ц и ю м и н е р а л о в увлечения Ольга Кисляк БОБРУЙСК МУЗЕЙ , аналогов которому в Беларуси нет, вскоре появится в Бобруйске. Свою коллекцию — более 2 тысяч экспонатов — передал городу директор мест ного туристического клуба «Ме ридиан» Виталий Соколов. П е редал бесплатно, хотя коллек ция стоит немалых денег. В ней мраморный оникс и аметист, агаты и черный хрусталь, мала хит и пещерные кораллы. А еще каменные бабочки, малахито вые шкатулки, экспонаты древ нейшей фауны, среди которых рог бизона и останки мамонта, найденные туристами на берегу реки Индигирки. Есть здесь да же ракушки из Казахстана , ко торым больше десяти, а то и ста миллионов лет! Свою коллекцию Виталий Николаевич — геологоразвед чик и профессиональный альпи нист, покоривший, считай, все вершины на территории СССР , в том числе и пик Коммунизма на Памире — собирал более 35 лет. В Бобруйск он приехал из Крыма. Когда-то служил в горо де на Березине, вот и решил вернуться. Устроился инструк тором по физкультуре на маши ностроительный завод ,создал туристическую секцию, встре тил друзей-единомышленников. Вместе с супругой не раз высту пал (и занимал призовые места) на чемпионатах СССР . Соколо вы награждены серебряными медалями за преодоление Ка- дарского хребта, были перво проходцами четырех перевалов, названных «БССР», «Машеро- во», «Бобруйский» и «Мериди ан». И где бы ни был Виталий Николаевич — на Урале, в Каре лии, на Камчатке, отовсюду при возил камни. К примеру, 64-ки- лограммовую друзу кварца ему с друзьями пришлось тащить по очереди через три перевала с Приполярного Урала. А это в об щей сложности около 120 кило метров! Да и для того чтобы ка мень «Заиграл», с ним приходит ся немало повозиться: если на до — распилить, огранить, про мыть кислотами, вытравить не нужные вкрапления, подчерк нуть красоту кристешлов. В коллекции Соколова есть камни, которых, пожалуй, не встретишь ни в одном частном музее. Это и невзрачный с виду ковдорскит, и серый, точно об литый золотом, астрофиллит. А некоторых минералов уже нет и в природе. К примеру, те, что привезены из Средней Азии и месторождения которых давно закрыты, поскольку попросту иссякли. Открытие музея минералов, а он станет филиалом краевед ческого музея, состоится ны нешним летом. ■ Виталий Соколов всю свою жизнь создавал «домашний музей». И не жалеет, что подарил его Бобруйску.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz