Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

II с о Ю 3 Беларусь—Россия 20 ию л я 2006 ЧЕТВЕРГ №27(271) Если з а в т р а ЧП Окончание. Начало на стр. I — Насколько актуально сотрудниче­ ство в образовательной сфере? Го­ товятся ли новые проекты? — Обмен образовательными технологиями открывает новые возможности. Современный спа­ сатель-профессионал должен уметь многое, в совершенстве владеть разными специально­ стями, быть готовым оказать квалифицированную помощь в экстремальной ситуации. Доб­ рой традицией стала подготовка белорусов в России. Например, в Академии гражданской защиты МЧС ежегодно 5 — 6 наших офи­ церов проходят подготовку. В свою очередь, на базе Института переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси функционирует международный центр подготовки, в котором про­ шли обучение 34 • российских спасателя. — Какие совместные белорусско- российские научные проекты плани­ руется реализовать в ближайшее время? — Инновационных проектов немало. Сейчас мы завершаем разработку карты комплексных рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по Бела­ руси. Такой атлас будет полезен при решении задач перспектив­ ного социально-экономического развития территории. Вначале оценивается потенциальная опасность леса, торфяников, промышленных объектов. И только потом решается, где пред­ почтительнее строить те или иные объекты. В этом вопросе нам очень помогает опыт россий­ ских ученых, которые подобный атлас уже составили. Еще один проект актуален для жителей больших городов: мы разрабаты­ ваем систему надежной защиты и успешной ликвидации ЧС в ме­ трополитене. Кроме того, и бело­ русские, и российские спасатели всерьез озадачены гибелью лю­ дей на пожарах. Эта проблема требует сегодня принятия не­ стандартных мер. Например, оборудование жилья автономны­ ми пожарными извещателями, которые в пять раз снижают риск гибели при пожаре. Сегодня только в Беларуси АПИ спасли больше 250 человек. — Можно ли назвать уникальный полигон в Светлой Роще под Борисо­ вом, который считается сдним из крупнейших в СНГ, своеобразным плацдармом для проверки слажен­ ности спасательных служб двух стран? — Он используется и для под­ готовки спасателей, и для совме­ стных учений. Уникальная пло­ щадка действительно позволяет оттачивать мастерство, модели­ ровать 1500 различных чрезвы­ чайных ситуаций. И это не един­ ственный полигон, на котором проходят тренировки. — В гуманитарных операциях МЧС России и МЧС Беларуси уже не раз участвовали совместно. Будет ли продолжено такое взаимодействие? — Будет. Мы даже договори­ лись, что при возникновении в третьих странах крупных ЧС, ка ­ тастроф можем выступать объе­ диненным корпусом спасателей. Дело за технической реализаци­ ей этой договоренности. Скажем, произошло землетрясение. Тот­ час в Беларуси формируется группа спасателей, а в Москве она подключается со своим обо­ рудованием к российским колле­ гам. Время дорого, поэтому на формирование спасательного отряда отводится не больше 5 — 6 часов. Сотрудничество в этой сфере плодотворно. Например, после цунами в Юго-Восточной Азии наш гуманитарный груз в Шри-Ланку был доставлен на са­ молете МЧС России. — Неоднократно заявлялось о сов­ местных действиях против птичьего гриппа, ликвидации последствий аварии на ЧАЗС. Какие направления еще считаются приоритетными? — В первую очередь научное и образовательное взаимодейст­ вие. Может быть, звучит не очень определенно, но реализуется в виде конкретных проектов. На­ пример, новая информационная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Не последнее место занимают спор­ тивные состязания. По ликвида­ ции последствий аварии на ЧА- ЭС было принято предложение двух наших министерств о разра­ ботке новой программы взаимо­ действия в этой сфере. Консоли­ дация усилий позволит как мини­ мум вдвое сэкономить средства! Сегодня в нашей стране построе­ но несколько крупных реабилита­ ционных медицинских центров с новейшими диагностиками, тех­ нологиями. Если бы не было бе­ лорусско-российского сотрудни­ чества, вряд ли бы они появи­ лись. Постоянно обмениваемся информацией по птичьему грип­ пу. У России есть опыт борьбы с опасным вирусом, ну а мы отра­ батывали эту чрезвычайную си­ туацию во время учений. — Недавно в Беларуси предлага­ лось ввести страхование потенци­ ально опасных объектов. Будет ли принято это новшество? — Будем ратовать зато, чтобы такое страхование появилось. Уже подготовлены проекты доку­ ментов. Вообще-то обязательное страхование гражданской ответ­ ственности потенциально опас­ ных объектов по отношению к третьим лицам — это междуна­ родная практика. Страхование мотивирует к повышению уровня защищенности и безопасности технологических процессов. Кро­ ме того, по статистике, 60 процен­ тов предприятий, которые пере­ жили ЧС, становятся банкротами и разоряются. Страхование помо­ жет преодолеть эту проблему. К тому же создается мотивация, экономический стимул, чтобы безопасность была на должном уровне. Страховые средства все­ гда были источником проведения научных исследований, разрабо­ ток, оснащения новой спасатель­ ной техникой и оборудованием. Какой будет ущерб, зависит от то­ го, насколько оперативно срабо­ тают спасатели. Экономисты при­ шли к выводу, что себестоимость продукции если и изменится, то на десятые и сотые доли процен­ та. Эти незначительные издерж­ ки очень весомо могут повлиять на состояние техногенной и по­ жарной безопасности. — На каком этапе находится разра­ ботка способов ведения фото- и ви­ деосъемки масштабных чрезвычай­ ных ситуаций? Как будут использо- ватъ спутник «БелКА» спасатели? — Передавать фото- и видео­ изображение в режиме реально­ го времени с «горячей» точки мы уже пробовали. В целом резуль­ татами остались довольны. Во- первых, обходится это недорого. Способ, может быть, не безу­ пречный, но позволяетэкспертам объективно оцейить обстановку и выработать профессиональ­ ные рекомендации. Во-вторых, картинку с места событий можно получить оперативно. А когда по­ явятся собственные оптоволо­ конные линии цифровой связи, передавать изображение будут быстрее и в совершенно ином ка­ честве. Другой способ получения информации — через спутники. Наши российские коллеги полу­ чают снимки, расшифровывают, потом они поступают к нам. Та­ ким образом, в пожароопасный период можно определить тепло­ вые аномалии, во время паводка оценить- масштабы бедствия, спрогнозировать ситуацию. С за­ пуском белорусского спутника «БелКА» станет еще проще: по­ лучать информацию об авариях, пожарах и других ЧС мы будем заблаговременно из космоса. С учеными из Национальной ака ­ демии наук Беларуси полностью отработали этот механизм. Общ ее поле Окончание. Начало на стр. I — С тех пор я и неравнодушен к таким машинам, — говорит Вик­ тор. — Сейчас вот планирую при­ обрести парочку тракторов, пото­ му внимательно наблюдаю имен­ но за этими машинами. Минский тракторный завод представляет здесь три новые машины, которые будет выпускать в будущем году. Из них и выбираю. Экспозиция Беларуси на Дне российского поля оказалась од­ ной из самых больших. По словам первого заместителя министра промышленности Республики Бе­ ларусь Ивана Демидовича, свою как проверенную временем, так и новую продукцию сюда привезли все предприятия, выпускающие сельхозтехнику. Свою продукцию представили бобруйский и ор­ шанский заводы, «Гомсельмаш», Минский тракторный завод. На площадках этих предприятий все­ гда много посетителей из разных регионов России. Иван Демидо­ вич уточнил, что сегодня белорус­ ская сельхозтехника работает почти во всех российских регио­ нах. Ежегодно российские сель­ хозпредприятия закупают бело­ русской техники на сотни миллио­ нов рублей. Особой популярно­ стью' по-прежнему пользуются тракторы Минского тракторного завода, которые ежегодно некото­ рые российские регионы закупа­ ют по две тысячи штук. Порой минчане даже не могут полностью удовлетворить такой высокий спрос. А недавно сотрудничество с Россией пошло по новому пути. В Елабуге и Брянске созданы сов­ местные предприятия, на которых из белорусских машинокомплек­ тов собираются уже российские агрегаты. На площадке «Бобруйсксель- маша» внимание корреспондента «союза» привлекла новая ко­ силка с шириной захвата в девять метров. Сразу же возникло пред­ положение, что сделан этот агре­ гат специально для бескрайних российских лугов. Так и оказа­ лось. — Конечно, День российского поля — не ярмарка техники, — го­ ворит первый заместитель мини­ стра сельского хозяйства и продо­ вольствия Республики Беларусь Надежда Котковец, — а всего лишь показ. Но за три дня пред­ ставители белорусских предпри­ ятий почувствовали огромный ин­ терес российских аграриев к но­ вой продукции. И мы очень наде­ емся, что интерес этот скоро во­ плотится в конкретные контракты для нашей общей пользы. П атриотами не рождаю тся М и н и с т е р с т в о о б о р о н ы Б е л а р у с и с о з д а л о д л я д е т е й с а й т о б а р м и и воспитание Татьяна Щедренок МИНСК к т о ИЗ мальчишек не мечтает побывать в настоящем воинском подразделении: подержать в ру­ ках автомат Калашникова, по­ крутить рычаги управления в бронетранспортере, отведать солдатской каши? На презента­ ции сайта Министерства оборо­ ны «Детям об армии» {www.deti.mil.by), проходившей в минской 120-й гвардейской от­ дельной механизированной бри­ гаде, мечта стала явью. Артисты Драматического театра Бело­ русской армии, выступившие в роли гидов — мальчика Алеся и собаки Трезора, — устроили ре­ бятам настоящую экскурсию по воинским объектам. Впрочем, это театрализованное представ­ ление — лишь часть того, что ре­ бята смогут увидеть в виртуаль­ ном формате. Об армии «детским» языком — основная идея сайта. Во вре­ мя путешествия по электронно­ му воинскому расположению со­ всем юным помогут ориентиро­ ваться уже знакомые нам Алесь и Трезор, ребят постарше будут опекать тинейджеры Леха и Светик. Таким образом, к сроч­ ной службе будущие воины те ­ перь имеют возможность гото­ виться с юных лет. И представ­ ление о воинских буднях (что не­ маловажно!) получат из перво­ источника, а не из телесериа­ лов. Сперва, как водится, теория. Посетителям сайта предлагает­ ся узнать, что собой представля­ ют плац И' казарма, а также вы­ учить военную азбуку. Фотоаль­ бом правдиво расскажет о жиз­ ни сегодняшних солдат. Закре ­ пить полученные знания пред­ стоит на практике. К услугам школьников — флэш-игры, каж ­ дая из которых тренирует тот или иной навык. «Артиллерий­ ский расчет» (проверка точно­ сти), «Умелые руки» (разборка и сборка оружия), «Распорядок дня» (умение жить по графику), «Меткий стрелок» (стрельба из пистолета и автомата), «Школа выживания» (сноровка и лов­ кость). За выполнение нормати­ вов будут начисляться очки. Луч­ ших ждут призы: поездки в воин­ ские части и по местам боевой славы. Еще одна интрига — творче­ ские конкурсы. Уже определены три номинации: «Лучшее фото», «Лучший рисунок», «Письмо сол­ дату». Кто победит, покажет ин­ тернет-голосование. В ближай­ шее время диски с офф-лайн вер­ сией сайта разойдутся по школам и гимназиям. И самое главное — «играть в армию» приглашаются также ребята из других стран, в том числе и из России. — Открытием сайта, — гово­ рит начальник пресс-службы Министерства обороны Вяче­ слав Ременчик, — Министерст­ во обороны фактически закон­ чило создание системы патрио­ тического воспитания. Патрио­ тические классы и лагеря уже оправдали свое существование: и те и другие пользуются боль­ шой популярностью среди ма­ леньких белорусов. Надеемся, что и сайт, цель которого — учить ребят любить и защищать Родину, станет одним из самых посещаемых. В конечном итоге будущее страны в руках поколе­ ния, которое сейчас играет в электронные игры. Важно, что- ■ С детства приучать к армей­ ским порядкам — лучший спо­ соб научить ребят любить и защищать Родину. Об этом помнят и в Беларуси, и в Рос­ сии. бы эти игры были как можно бо­ лее содержательными. Презентация ■сайта--«Детям об армии» состоялась 14 июля на базе 120-й отдельной гвар­ дейской механизированной бри­ гады с участием министров обо­ роны и образования Беларуси. На мероприятие были пригла­ шены дети — воспитанники дет­ ских домов. Они посетили рас­ положение воинской части, поз­ накомились с вооружением и техникой, пообщались с военно­ служащими. В этот же день в глобальной сети Интернет начал работу но­ вый проект для детей— сайт «Де­ тям об армии» www.deti.mil.by, со­ зданный Министерством оборо­ ны при поддержке Министерства образования. Цель проекта — ин­ формирование школьников о де­ ятельности Вооруженных Сил Бе­ ларуси и порядке прохождения воинской службы. «Сердце» для сою зно го грузовика Окончание. Начало на стр. I К концу нынешнего года ему будет соответствовать каждый второй ярославский дизель. На МАЗе девять из десяти грузовиков комплектуются этими моторами. Однако с 2008 года Россия пе­ реходит на еще более строгие тре­ бования к автотранспорту. Он должен будет соответствовать стандарту Евро-3. Специалисты не скрывают, что это серьезный экзамен и для ярославских, и для минских автомобилестроителей. Насколько же они готовы к нему? Многое удалось выяснить во вре­ мя недавней поездки на ОАО «Ав­ тодизель»; куда корреспондент «союза» был приглашен руко­ водством предприятия. — Мы никогда не отделяли ни себя, ни Ярославский моторный завод, ни Россию от Беларуси, — задал тон дискуссии генеральный директор «Автодизеля» Николай Александричев. — Как, думаю, и все нормальные люди. Мы всегда делали общее дело, и, надеюсь, так и будет. Потому что понимаем, что от работы наших заводов за­ висит благополучие сотен тысяч людей и в некоторой мере госу­ дарства в целом. В этом смысле очередная союзная программа развития дизельного автомобиле­ строения очень нужна. Ею преду­ сматриваются крупные инвести­ ции, а также компенсация из со­ юзного бюджета двух третей став­ ки рефинансирования по креди­ там на обновление производства. Это около двух миллиардов рос­ сийских рублей. На что же конкретно пойдут средства? Точнее говоря, какой же двигатель и по какой цене мы увидим через полтора года на вы­ ходе? Эти вопросы сейчас остро волнуют белорусских партнеров ярославских моторостроителей. Ведь автомобили нужно адапти­ ровать к новому «сердцу», зару­ читься заказами клиентов. Ответы на эти вопросы тем бо­ лее важны, что ОАО «Автоди­ зель» предприняло довольно рез­ кую смену курса. На МАЗе без особых замечаний уже отбегал В следующем году ярославцы намерены собрать не менее 700 лицензионных двигателей, а в перспективе их выпуск увеличит­ ся до 20 тысяч в год. Соответст­ венно, скорректировано произ­ водство ныне выпускаемых мото­ ров. Мощностные параметры но­ вого силового агрегата согласо­ ваны с МАЗом, сообщили на «Ав­ тодизеле». Десять первых двига­ телей «Рено» уже отправлены в Минск из Парижа, чтобы белорус- На МАЗе без особых замечаний уже отбегал 250 тысяч километров экспериментальный ярославский двигатель стандарта Евро-3 250 тысяч километров экспери­ ментальный ярославский двига­ тель стандарта Евро-3, однако около месяца назад у француз­ ской фирмы «Рено» была закуп­ лена лицензия на выпуск совер­ шенно другого мотора. В Яросла­ вле корреспонденту «СОЮЗа» удалось впервые услышать раз­ вернутую аргументацию такого шага. «Главное — мы выигрыва­ ем время, — считает Николай Александричев. — Ведь в доводку своего мотора нужно вложить еще около 30 миллионов евро и только потом можно будет зака­ зывать необходимое технологиче­ ское оборудование. Наконец, в соответствии с подписанным на­ ми соглашением двигатель «Ре­ но» будет доведен до стандарта Евро-4 к 2010 году, когда новые экологические требования всту­ пят в силу в России». ский автозавод смог адаптиро­ вать их к своему грузовику. Но все ли проблемы удастся снять таким образом? Главное, что волнует маркето­ логов Минского автозавода, — возрастающая цена нового «серд­ ца»: до 8300 евро. Это примерно вдвое дороже нынешнего. Сможет ли новый, по сути, автомобиль конкурировать в этом случае на российском рынке, куда МАЗ на­ правляет 60 процентов своей про­ дукции? Ведь импортные грузови­ ки специально упрощаются, чтобы быть дешевле и тем самым дос­ тупнее российскому покупателю. И в перспективе соперничество будет только возрастать. Вызывают сомнения и некото- pbie другие обстоятельства: как воспримут новый, заведомо бо­ лее сложный мотор автотранс­ портники из российской глубинки. привыкшие к простому и ремонт­ нопригодному ярославскому дви­ гателю? Удастся ли своевремен­ но — за полтора года — развер­ нуть сервисную сеть? На все эти вопросы еще предстоит дать от­ веты. «И МАЗ готов искать их рука об руку с ярославскими коллега­ ми, — пояснил корреспонденту «союза» пресс-секретарь руко­ водителя предприятия Валентин Лопан. — Поскольку мы не делает из решения, принятого «Автоди­ зелем», трагедии. Однако будут рассмотрены и другие двигатели, пригодные для установки на наш автомобиль». Тут уместно напом­ нить, что перед Минским мотор­ ным заводом поставлена задача — освоить выпуск дизеля мощно­ стьюдо 400 лошадиных сил. Конкуренция, как видим, обо­ стряется, и это нормально. Имен­ но в такой борьбе выкристаллизо­ вывается все технически лучшее, экономически наиболее выгод­ ное. Подобное уже случалось и в сотрудничестве минских и яро­ славских автомобилестроителей. Недавно МАЗ объявил о намере­ нии приобретать коробки переме­ ны передач в Китае, на что в Яро­ славле ответили резким улучше­ нием качества аналогичной про­ дукции. Нечто подобное, думаю, будет и в случае с двигателями. Ведь, как заявил Николай Алек­ сандричев, пока есть «Автоди­ зель» и МАЗ, западные фирмы просто не посмеют предлагать на­ шим странам свою продукцию по завышенным ценам. В этом обсто­ ятельстве — железный залог того, что союзному грузовику стандар­ та Евро-3, а потом и Евро-4, и Ев­ ро-5 суждено состояться. Опять з а Бугом играют с соседом П о л ь с к и м б и з н е с м е н а м не н р а ви т ся к ур с В а р ш а в ы на о б о с т р е н и е о т н ош е н и й с М и н с к о м а как у них? Анатолий Шаповалов МОСКВА—ВАРШАВА_____________ ПОЛЬСКОЕ бизнес-сообщество без преувеличения шокировано недавними призывами Варшавы «заострить политику в отноше­ нии Минска», что должно вы­ литься прежде всего во введе­ ние экономических санкций и различных барьеров. Такой курс, по мнению, в частности, автори­ тетной «Газеты выборчей», обернется икотой, ибо терять польским предпринимателям есть что. Речь идет в первую очередь о нише, завоеванной с большим трудом — самостоятельно, без поддержки властей — польски­ ми предпринимателями на бело­ русском рынке. Согласно офици­ альным данным, товарооборот между Польшей и Беларусью возрос в 2003— 2005 годы втрое, достигнув двух миллиардов дол­ ларов. В Беларуси сейчас дейст­ вуют 350 фирм с участием поль­ ского капитала. Инвестиции его составили в 2003 году 20 милли­ онов долларов, а в последующие два года в среднем по 30 миллио­ нов долларов. Обе стороны реализуют обоюдовыгодные экономиче­ ские проекты. В Польше произ­ водится монтаж белорусских МТЗ, в Беларуси — польских не­ больших автомобилей и микро­ автобусов «Люблин-13». Пер­ спективы оживления сотрудни­ чества в приграничной зоне ог­ ромные. К тому же Евросоюз выделил на ускоренное развитие пяти восточных воеводств Польши 10 миллиардов евро. А Беларусь предложила Варшаве целый па­ кет проектов, сулящих новые контракты и инвестиции. Предус­ матривается, в частности, от­ крытие двух пограничных пере­ ходов Томашувка — Влодава и Липчаны — Софиево. Как считают польские пред­ приниматели, политические иг­ ры, проводимые сейчас Варша­ вой, ударят прежде всего в эко­ номическое сотрудничество и подорвут место, занятое Поль­ шей на белорусском рынке. По их мнению, Беларусь, вопреки тому, что о ней говорят и пишут в Варшаве, становится для многих стран привлекательным партне­ ром, в том числе и в области ин-’ вестиций. Белорусские власти стремятся улучшать условия для предпринимательства в своей стране. Так, с первого июля упро­ стилась процедура регистрации иностранных фирм, ликвидиру­ ется ряд бюрократических огра­ ничений. Польские предприниматели, разумеется, замечают также, что Беларусь интенсифицирует эко­ номическое сотрудничество, как говорится, в дальнем зарубежье. Так, Минск активно развивает экономические связи с Китаем. Свидетельство тому — недавно заключенный контракт на по­ ставку в Поднебесную белорус­ ских товаров на сумму в полмил­ лиарда долларов. Особую позицию занимает Ук­ раина. Киев на словах не перечит Евросоюзу, настаивающему на введении экономических санк­ ций против Минска, наделе пред­ ложил белорусам пользоваться портом в Николаеве, куда будет направляться знаменитая соли- горская соль. Не случайно четы­ ре комбината, производящие ми­ неральные удобрения, работают в Беларуси на полную мощность. Ко всему прочему Киев на 75 про­ центов снизил оплату за транс­ портные перевозки. Уже несколь­ ко месяцев Киев и Минск ведут переговоры о поставке украин­ ской энергии в Беларусь по маги­ страли высокого напряжения Мо­ зырь — Черняхов — Гомель. В нынешнем году таким образом может быть «переброшено» 2,5 миллиарда киловатт-часов. Пла­ нируется строительство других линий передачи энергии. Наибо­ лее перспективная из них — из Ровенской АЭС в Пинск. Ее стои­ мость — 35 миллионов долларов, которые окупятся, по расчетам экспертов, в течение двух-трех лет. Сегодня как в Киеве, так и в Минске неофициально говорят о концепции продления магистра­ ли Одесса — Броды, но не до Плоцка и Гданьска, а в одно из балтийских государств. В общем, свято место пусто не бывает. По сведениям «Газе­ ты выборчей», польские бизнес­ мены обратились в правительст­ во и МИД с просьбой ускорить от­ правку в Минск посла Польши и отказаться от политических игр со своим восточным соседом. Лучше — сосредоточиться над расширением и углублением от­ ношений в области экономики, а также над тем, чтобь| динамика Ьзайи^Н'оТб 1овй!роЬбо^ота сохра­ нялась по меньшей мере на ны­ нешнем уровне. В приграничье интерес взаимный Н о в а я р е ги о н а л ь н а я п р о г р а м м а Б е л а р у с и , Л и т вы и Л а тв и и п о д д е рж и в а е т с я В е л и к о б р и т а н и е й и Е в р о с о ю з о м проекты Алексей Чичкин БРАСЛАВ—МОСКВА ДЕЛЕГАЦИЯ британских парла­ ментариев, общественных дея­ телей и экологов в приграничном с Беларусью Даугавпилсе при­ ветствовала приграничное сот­ рудничество Беларуси, Латвии и Литвы. «Вы проделали фантастиче­ скую работу и это взаимодейст­ вие обязательно следует про­ должать»,— так оценил сотруд­ ничество трех стран Дейвид Го- дардс, руководитель британской делегации, депутат Палаты об­ щин Великобритании, в своем выступлении на проходящем в Даугавпилсе международном се­ минаре «Мероприятия по регене­ рации регионального развития». Схожие оценки высказаны дру­ гими участниками британской делегации. Как уже сообщал «СОЮЗ», совместные экологические, ку­ рортно-туристические, транс­ портные и энергетические про­ екты, прежде всего в рамках под­ держиваемых Евросоюзом про­ грамм «Даугава — Западная Двина — Даугава» и «Межозер­ ный край», в которых участвует и российско-белорусский бизнес, охватывают почти все сопре­ дельные районы Беларуси, Лат ­ вии и Литвы. «Основные центры реализации совместных проек­ тов — Даугавпилс и Краслава в Латвии, Утена, Зарасай и Виса- гинас в Литве, Верхнедвинск, Новополоцк и Браслав в Белару­ си», — пояснила в Даугавпилсе руководитель проектов департа­ мента развития города Оксана Ячменева. Специалисты администраций упомянутых городов и примыка­ ющих районов вместе с экспер­ тами из Великобритании и Скан­ динавии ныне дорабатывают проект «Регенерация региональ­ ного развития», финансируемый Евросоюзом по линии программ регионального развития «окра­ инных» территорий ЕС. Главная задача проекта, как отмечалось на Даугавпилсском форуме. — создание новых стимулов для стабильного развития литовско- латвийско-белорусского пригра­ ничья, По мнению О. Ячменевой, «главные аспекты такого сотруд­ ничества и регионального разви­ тия — возрождение многих го­ родских и сельских районов, сов­ местные инвестиции в новые ра- бочие места, комплексное при­ родопользование, развитие ин­ фраструктуры, в информацион­ но-гуманитарный обмен». Кстати, белорусские, латвий­ ские и литовские деньги обмени­ ваются во всех населенных пунк­ тах прибалтийско-белорусского приграничья. Ежедневных авто­ бусных рейсов от приграничного с Латвией белорусского Брасла- ва до Даугавпилса и Риги боль­ ше, чем до Полоцка или Витеб­ ска (как и в обратном направле­ нии). Но осуществляемая ныне с помощью скандинавских специ­ алистов доработка проектов су­ доходных каналов Даугава — Днепр (через Витебскую об­ ласть), Неман — Щара — Ясель- да — Днепровско-Бугский канал (между Литвой и Южной Белару­ сью), предстоящее открытие — точнее возобновление после 1989 года регулярных латвий­ ско-белорусских перевозок по Даугаве — Западной Двине и уже вводимые таможенно-визо­ вые льготы для граждан Белару­ си и Латвии — основные полюса , '■* приграничного сотрудничества. Черное и Балтийское моря давно взаимосвязаны при помо­ щи Березинской водной системы (Березина — Сергуч-Березин- ский канал — Улла — Западная Двина) и Днепро-Неманского водного пути (Припять — канал Огинского — Щара — Неман). Они построены в начале XX века, а реконструированы только в конце 1940 — начале 1950-х го­ дов. В настоящее время эти ар­ терии имеют каботажное значе­ ние из-за неприспособленности для сквозного судоходства. Пла­ нируется их реконструкция в рамках воднотранспортных про­ ектов Даугава—Днепр и Не­ ман—Днепровко-Бугский канал. Напомним, Беларусь по ини­ циативе России,скандинавских стран и Латвии недавно стала ас­ социированной участницей Ас­ социации стран Балтийского мо­ ря и, по предложению России, Украины и Молдавии, — Органи­ зации Черноморского экономи­ ческого сотрудничества. Тому способствовало не только гео­ графическое положение Белару­ си, но и активное взаимное сот­ рудничество упомянутых госу­ дарств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz