Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
2 18 ИЮЛЯ 2006 ГОДА ДЛЕОВОЙ ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА = ПО ЗАКОНУ... БУТЫЛКИ НА ДВОРЕ ОТПУСКНОЙ СЕЗОН, А РОССИЮ ОСТАВИЛИ БЕЗ НАПИТКОВ От того, что одни акцизные марки по меняли на другие и ввели некоторые про чие новшеава, ассортимент винно-водоч ных прилавков страны скукожился, а во дочные заводы на полгода устроили себе перекур без выплаты зарплаты даже неку рящим членам своих коллективов. Убытки миллиардные. Но, возможно, нет худа без добра и народ стал меньше потреблять паленой водки? Ведь, к примеру, в одной Воронежской области в прошлом году умерло от отравления алкоголем только строго учтенных 330 душ, а в первом квар тале текущего - 93 (как и положено, с при ростом). Анализ, проведенный в уральских городах, дал статистику пострашнее: 60 п|юцентов умерших мужчин трудоспособ ного возраста... скончались нерезвыми. - Со сменой акцизов паленой водки пить меньше йе станут, - стал возражать умным депутатским выводам фермер из села Курбатово Нижнедевицкого района Воронежской области Анатолий Чулков. - У нас культуру пития по-своему понима ют. Появились «фирменные» самогон щики. Самогон стали доставлять по теле фонным заявкам, опять же, смотря како го сорта - состоятельным высшего качест ва и подороже, пропойцам и третий сорт сойдет. Даже визитные картРчки у «фир мачей» появились, а недавно заявили, что скоро свои сайты в Интернете откро ют... Не поверил бы Михалычу... Но еще со общение: в соседней деревне Скупая По- тудань на 70 рабочих рук функционирует 20 самогонных аппаратов! А вот свежие сведения с противоположной кромки гу бернии: по новому закону в Поворин- ском районе из 36 точек по продаже хмельного наглухо закрываются 26. В этой связи начальство вовремя запани ковало: вовсю пошел по деревням само пал. Ну а чего тут паниковать-то - прихлоп нем самогоноварение, и точка. Увы, по мнению опять же депутатов, но уже Во ронежской областной Думы, сделать это архисложно (что, впрочем, подтвержда ет и весь наш исторический опыт). Ко варный алкогольный вопрос предметно изучал зам. председателя Думы Сергей Жуков и даже обратился с соответствую щим письмом на имя начальника управ ления ФСБ Александра Андреева. Спир том торгуют уже по легальным объявле ниям: пятилитровая емкость по сходной цене. Малые магазинчики-шалманчики, которым новый закон возбраняет одур манивать посетителей, выставили на прилавочки всякие спиртосодержащие якобы туалетные воды под такими назва ниями, что перед ними невозможно усто ять: «Эскулап», «Летний сад»... А почему случились все эти настора живающие перемены? Вот мнение испол нительного директора областного «Объ единения предпринимателей» Аллы Цветковой: - Торговать алкоголем отныне имеют право только юридические лица с устав ным капиталом 300 тыс. рублей, лицен- эия стоит 50 тысяч (прежде ее можно бы ло купить и за тысячу). Обязателен кассо вый аппарат, но, главное, к нему в прида чу - терминал, умеющий читать штрихко- А В ЭТО ВРЕМЯ ....................... ды: соответственно 15 плюс 50 тыс. целко вых. Кроме того, ежемесячно надо нести (либо далеко везти) в Лицензионную па лату области особую декларацию на реа лизованное спиртное - на каждую буты лочку! Найдутся ли в селах России супермар кеты, способные действовать столь ши роко, затратно и суперцивилизованно? Стало быть, чем станут торговать в дерев не?.. Простите, уже торгуют. А в городе? Мужики у магазина рассу ждают: «Хорошая водка - два стольника... Это для новых русских... Нам бы чего по проще...» И чье же он здоровье защитил, этот 171-й закон, предписывающий заменить акцизные марки на бутылках? Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. Когда вернется это изобилие? Опустевшие прилавки винных магази нов Твери наводят уныние на любителей качественных импортных напитков и ни чуть не смущают приверженцев дешевой отечественной водки. Последняя по- прежнему в изобилии. Как сказал коррес понденту «ДВ» исполнительный директор Тверской алкогольной ассоциации Анд рей Афанасьев, в Тверскую область но вые акцизные марки поступили с опозда нием, только к 10 июля, но «процесс по шел», и в некоторых магазинах уже поя вились крепкие напитки. Но единая госу дарственная автоматизированная систе ма, которая должна обеспечить учет и прохождение бутылок на всем пути от производителя до покупателя, «сырая» и часто дает сбои. Словом, хотели как луч ше, а получилось... Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. С прилавков больших и маленьких ма газинов, ларьков и киосков, из рестора нов и кафе исчезли все спиртные напитки импортного производства, то есть элит ные вина стоимостью свыше 100 рублей. Эту нишу занять нечем. Остались лишь водка да пиво, кое-где - 5-6 видов отече ственного вина, краснодарского, ставро польского или ростовского, ценой 70-90 рублей за бутылку. Винные погребки за крыты на неопределенное время. Для торговцев алкоголем -настали тяжелые времена - в Саратовской области их 3 ты сячи, а лицензия осталась лишь у трети. Остановилось производство алкоголя. Оптовики написали письмо министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу и ведут речь о забастовке. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. В Туле, как и везде, полки магазинов освободились от продукции, которая вы зывает подозрение и требует анализа спе циалистов. Водка стоит, но в жару ее по требление резко ограничилось. Люди пе решли на пиво. Получить конкретную ин формацию, сколько бутылок изъято, сколько продукции проверено, сколько марок наклеено, практически невозмож но. Магазины несут огромные убытки. На род сохраняет спокойствие. Комитет по торговле города не завален жалобами, звонков в высокие кабинеты почти нет. Парадокс: водка есть, хотя главная мест ная фирма «Туласпирт» обанкрочена. В кабинетах руководителей идут непрерыв ные совещания. Не обнаружены и случаи массового отравления стеклоочистителя ми и другими ядохимикатами. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. Вкрупнейшем гипермаркете Белгорода «Линия» спрашиваю администратора: «Уменьшился ли после 1 июля объем про даж спиртного?» «Да нет, - отвечает, - на род снимает стрессы стабильно». При быль от алкоголя у супермаркета в межак- цизье, как выяснилось, даже не снизи лась, а возросла. Правда, за счет увеличе ния продажи пива. ВООО «Добрыня», ко торое является одной из основных баз ал когольной продукции в Белгороде, сооб щили, что переход на новые акцизные марки практически не повлиял на сбыт ви нно-водочных изделий в областном цент ре. Похоже, никого из покупателей не взволновало, что в 10 раз уменьшился ас сортимент винной продукции в магази нах. Сейчас на полках всего-то 3 десятка марок, в основном российских вин. Но, как видно, этого вполне достаточно. Поку пателей больше интересует только цена и цвет вина - красное или белое. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. ЭКО-НОВОСТИ ДЕЛЯТ СТУДЕНТОВ в Саратовском медицин ском институте разгорелся скандал, связанный с «постав кой» индийских студентов. Обучающиеся в СГМУ индийцы косвенно обвинили руководст во факультета иностранных сту дентов в вымогательстве. Рек тор вуза Петр Глыбочко считает, однако, что идет борьба за ры нок иностранных студентов. Де ло в том, что договор с индуса ми заключался через ряд кон тор. Проверкой ситуации зани маются прокуратура и УБЭП. Елена ДАНИНА. САРАТОВ. ПРЕЗЕНТУЮТ АН-140 в пятницу из Самары в Ве ликобританию вылетел по строенный на заводе АВИА- КОРР самолет Ан-140. Он бу дет выставлен на открываю щемся 17июля 45-м Междуна родном авиасалоне в Туман ном Альбионе вместе с други ми лучшими образцами оте чественной авиатехники. В производстве самарского за вода в настоящее время нахо дится несколько таких про двинутых машин, соответству ющих всем евростандартам. Виктор РУБЦОВ. САМАРА. ИДЕИ ПРОБКИ ВЫЛЕТЯТ В ТРУБУ ТЮМЕНСКИЙ ПРОФЕССОР ПРИДУМАЛ СПОСОБ СПАСТИ ГОРОДА ОТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЗАТОРОВ Так выглядит проект инженера Закураева. ПЕРЛЫшки КОНКУРС: м ин е рал ьны й САНИТАР Очень эмоционально от реагировал главный санитар ный врач Геннадий ОНИЩЕН КО на обвинения в причаст ности к дефициту алкоголя в магазинах после 1июля: «Я прошу - руки прочь от меня, всех собак вешать на меня не надо... Акцизы - не моя тема!» P.S. Да, никого не прель щают лавры «минерального секретаря» Михаила Горбаче- ва, извеаного борца с пьяна- вом. Россияне простят все, но отсутствие выпивки - никогда! Необычную идею предлагает профессор института транспорта ТюмГНГУ, доктор технических наук, инженер-конструктор Ас лан Закураев. Он разработал принципиально новую транс портную систему города, исклю чающую пробки. Все, что предлагает профес сор, может показаться фантасти кой, если бы не научные расчеты, схемы, чертежи... Впрочем, самая невероятная идея, способная хо тя бы на йоту улучшить мир, име ет право на существование... - Невозможно устранить транспортные заторы в городе, имеющем один центр тяготения населения, - говорит профессор. - В Тюмени это улица Республи ки, куда устремлены все автомо бильные потоки. Должно быть девять крупных и шесть средних городских центров массового притяжения населения - торго вый, спортивный, деловой, учеб ный, культурный, администра тивный и Т.Д.- в разных точках го рода. Что представляет собой про ект? Это многофункциональная полузакрытая двухуровневая надземная трасса из высоко прочных композитных материа лов, встроенная в эстакаду, несу щая часть которой - стальные опоры. Верхний уровень трассы включает двухстороннее автомо бильное движение, трубопро водный пассажирский транспорт на магнитно-пневматической тя ге, полусегментные охраняемые закрытые автостоянки, трубопро вод для удаления из города твер дых бытовых отходов с помощью пневмотяги и т.д. В нижнем уровне магистрали проходит скоростная трамвайная линия. Облегченная модернизи рованная конструкция машин по зволяет им двигаться не по пря мой, а по синусоиде - вверх- вниз, преодолевая под землей через микротоннели наземные сооружения. Пропускная способ ность трамвайной линии - 15-20 тысяч пассажиров в сутки. Предлагается вывести из цен тральной части города все авто бусы, объявить ее экологически чистой зоной. Оставить движе ние только суперсовременных комфортабельных троллейбусов различной вместимости (в зави симости от времени суток) и подземно-наземное перемеще ние скоростных трамваев, соеди ненное с радиальными улицами и воздушной магистралью. Общая протяженность транс портного коридора - 65 километ ров. Ориентировочная стоимость транспортной системы от проек тирования до завершения строи тельства - около миллиарда дол ларов. Профессор предлагает ис пользовать часть Стабилизаци онного фонда РФ, который фор мируется большей частью из прибыли, полученной от экспор та нефти и газа Тюменской обла сти. АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ— ЛАДА, продолжай ДВИЖЕНИЕ В КАНУН 40-ЛЕТИЯ ВАЗА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ ИГОРЬ ЕСИПОВСКИЙ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА «ДВ» - Игорь Эдуардович, до не- давнего времени «Лада» счита лась народным автомобилем. Однако хлынувшие в страну ино марки практически вытеснили некогда любимую лошадку на обочину жизни. А некоторЬю экс перты и вовсе стали поговари вать о скорейшей кончине АВТО ВАЗа. Что вы уже сделали или со бираетесь сделать, чтобы пре дотвратить столь печальный ход событий? - Эксперты торопятся с выво дами. Недавно мы предложили новую стратегию развития АВ ТОВАЗа. Рассчитанная на три го да, она включает в себя строи тельство автозавода мощно стью 450 000 машин в год, а также создание нескольких платформ, на основе которых будут выпускаться до 12 моде лей. По сути, этот проект можно сравнить со вторым дыханием, которое появляется у марафон ца на самом сложном отрезке дистанции. - Извините, Игорь Эдуардо вич, но названный вами срок ре ализации проекта - 3 года - ка жется совершенно нереальным... - Это если работать по ста ринке. Еще вчера даже типовой договор на выполнение каких- то работ согласовывался с раз личными вазовскими службами до трех с половиной месяцев. Сейчас такой же вопрос мы ре шаем за 20 минут. Другой пример. Раньше с мо мента объявления о создании новой автомобильной платфор мы и до изготовления первого опытного образца проходили годы. Сейчас - считанные меся цы. Например, одна из плат форм, на которой будут соби раться новые автомобили, уже готова. На ее базе очень легко производить любые разновид ности автомобилей - будь то се дан, хэтчбек или универсал. Так что, возвращаясь к ваше му вопросу, скажу: три года - вполне реальный срок. Глаза боятся, а руки делают. - По большому счету вы стро ите еще один ВАЗ. Но если пер вый возводила вся страна, то ка кова роль государства в новом проекте? - Большой ломощи от него мы не ждем. Хоть есть вопросы, в которых оно могло бы поспо собствовать. Скажем, иностран ные сборочные предприятия, пользуясь постановлением пра вительства № 166, могут вво зить автокомпоненты беспо шлинно, а мы нет. Почему? Если государство устранит эти пере косы - уже хорошо. Кроме того, государство может выдать или хотя бы прогарантировать кре диты на длительный срок, при нимая во внимание значимость нашего предприятия для всего региона. Ведь абсолютно ясно, что при столь высоких ставках коммерческих банков (15 про центов годовых) автомобиль ная промышленность выжить не сможет. Поэтому я считаю абсо лютно нормальным, если мы возьмем кредит не на'два-три года, а на 6-8 лет - на период окупаемости. И тогда цена де нег становится иная - уже мож но заниматься серьезной мо дернизацией и глубокой рест руктуризацией существующего производства. Это позволит нам не просто догнать сегодняшний день, а обогнать его. К тому мо менту, когда мы сделаем новый автомобиль, он станет вчераш ним днем. То есть сегодня мы должны закладывать завтраш ний день. И тогда АВТОВАЗ бу дет выпускать конкурентоспо собную продукцию. - Вы допускаете вариант, при котором обещанный вами новый модельный ряд из 12 автомоби лей будет сделан в содружестве с какой-то иностранной корпора цией? - И да, и нет. Смотря что име ется в виду. Да, сегодня мы на чинаем привлекать к сотрудни честву иностранные компании. Уже идет активный переговор ный процесс по возможной комплектации будущего вазов ского автомобиля самыми сов ременными узлами и агрегата ми. Причем часть таких пред приятий будет располагаться на нашей территории и совместно с нами производить - по сути дела, российские - детали. - А сам модельный ряд будет эксклюзивный? - Конечно, но опять же с ис пользованием наработок ино странных компаний. Причем ва рианты могут быть разные. - Ходят слухи, что вы будете отказываться от услуг нынешних поставщиков комплектующих и перебрасывать эти заказы на предприятия ВПК, которьге, та ким образом, станут, с одной сто роны, поставлять на ВАЗ более качественную продукцию, а с другой - сами поднимутся из тех руин, в которых оказались в пост перестроечную эпоху. Насколько верны подобные утверждения? - Не секрет, что предприятия о б о р о н н о -п р о м ы ш л е н н о го комплекса обладают огромным научно-техническим потенциа лом, в том числе высокотехно логичным оборудованием и уникальными технологиями. И было бы глупо такой потенциал не использовать. Поэтому вме сте с федеральной службой «Рособоронзаказ» мы намере ны предложить предприятиям о б о р о н н о -п р о м ы ш л е н н о го комплекса целую гамму воз можных вариантов сотрудниче ства, начиная с разработки и кончая поставками на автоза вод уже готовых изделий. При этом приоритетная задача для нас не «поднятие отечественно го ВПК», а производство качест венного автомобиля. Все ос тальное - второстепенно. - В одном из своих интервью вы сказали, что в былые годы на ВАЗе расхищалось продукции на 30 млн. долларов в гоя.. Какие меры по борьбе с коррупцией и воровством предпринял новый менеджмент завода? - Всерьез ужесточилась сама система охраны предприятия. Начали наводить порядок в рамках производственных от ношений между различными участками. Активнее стали ра ботать правоохранительные ор ганы. Также мы предпринимаем целый ряд технических реше ний внутри завода, связанных с системой контроля товаропото- ков, складирования, маркиров ки продукции и так далее. Это целый комплекс мероприятий, огромный перечень. - Один из самых главных воп росов, которые задают россий ские автолюбители; будет ли снижение цены на «ВАЗ»? - Я бы сказал так: мы особо- то цену и не повышаем. У нас инфляция идет достаточно серьезными темпами. И если вы посмотрите, то увеличение це ны не соответствует темпам ин фляции. Поэтому даже то, что мы сегодня не повышаем цены, считайте, уже их понижение. Ведь по идее мы уже должны были ее проиндексировать за последние полтора года раза в четыре. Небольшие корректи ровки (чтобы удержаться в рам ках рентабельности) происхо дят, но они больше связаны с тем, что наши поставщики по- выщают цены на комплектую щие. Так что по ценам «Лада» по-прежнему пока держится. Беседовал Андрей ПОЛЫНСКИЙ, спец. корр. «ДВ». МОСКВА -тольяпи. Людмила ГЛАДЫШЕВА. ТЕМА НЕДЕЛИ = ПРИаЕГНУВШИСЬ одним РЕМНЕМ ПРОБЛЕМЫ НАЧИНАЮТСЯ ТАМ. ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА ...В середине 70-х Иркутск потрясла авиакатастрофа. Не дотянув до полосы, рухнул в лес Ту-154-й. Но нескольким пас сажирам удалось выжить. Спасатели сра ботали профессионально. Раненых счаст ливчиков на «скорой» помчали в город, в больницу. Но на одном из перекрестков Ир кутска «скорая» на всем ходу врезалась в тяжелый самосвал, и все выжившие в авиа катастрофе погибли. Насколько помню, тогда никто не гово рил о «плохом» расположении иркутского аэродрома. Это со временем, когда ир кутский самолетопад стал повторяться с удручающим постоянством, причину не счастий начали искать на взлетной поло се. Отказ техники и профессионализм пи лотов - основные составляющие любой авиакатастрофы - отошли на второй план. Вообще во второй половине 80-х го дов, проходивших под активные выступ ления советских людей в печати и на ули цах, была впервые затронута тема эксплу атации аэродромов, оказавшихся в чер те города. Построенные на городских ок раинах, уже к 80-м годам они оказались окружены домами разросшихся городов и стали создавать для жителей опреде ленные проблемы - шумы, продукты сго рания топлива, работа средств РТО поле тов и т.д. А после очередной авиакатаст рофы эти разговоры возобновлялись с новой силой. Вот и теперь А-310 еще до горал в конце полосы, а уже все разом за говорили о... длине ВПП. Еще ничего толком не было ясно, а гла ва Минтранса РФ Игорь Левитин заявил о планах «строительства нового аэродрома в Иркутске». К нему присоединился вице- губернатор Иркутской области Сергей Во ронов: - Я выступал и выступаю за то, что аэ ропорт надо переносить, - заявил он в интервью корреспонденту «Известий». - Если бы аэропорт стоял в чистом поле, то, возможно, трагедии можно было бы из бежать. С этим мнением трудно было спорить. Но версия о «виновности» ВПП Иркутска сгоряча пошла гулять по газетным поло сам. Журналисты говорили и о «крутой глиссаде», и о «вечном тумане над аэро портом от Ангары», и о тектонических разломах, и даже о соседнем кладбище, которое якобы не дает самолетам нор мально садиться и взлетать. Меж тем лет чики, которым часто приходилось сажать авиалайнеры в Ирзкутске и которым я за давал вопрос: действительно ли все так сложно и опасно, как о том пишут? - лишь пожимали плечами. - Выдумки журналистов, - махнул ру кой Александр Савелов, штурман-инстру ктор крупной московской авиакомпании. - Десятки крупных аэропортов мира нахо дятся в черте города, и никому не прихо дит в голову их переносить. Даже когда на соседние с парижским аэропортом квар талы не так давно рухнул загоревшийся при взлете «Конкорд», о переносе не бы ло сказано ни слова. Поверьте, если слу чается авиакатастрофа, то аэродром ви нят в самую последнюю очередь, когда все иные причины уже отвергнуты. Корот кая полоса в Иркутске? Не такая она уж и короткая. Кстати, многие газеты ошиб лись, написав, что длинна ВПП в Иркутске 2700 метров, она - 3100 метров. И это да леко не маленькая полоса. Не многие аэ родромы мира могут похвастаться такой полосой. Скажем, в Стамбуле одна из двух полос всего 2300 метров, вторая - 3000. Аэробусы спокойно приземляются и на первой, и на втмой . кстати, там в торце полосы - тоже бетонный забор, за ним овраг, по которому пролегает авто трасса. Уверяю вас, по пальцам можно пересчитать аэродромы, где приземлив шийся самолет, у которого отказал реверс и тормоза, уцелел бы. Разве что в Рамен ском, где полоса - пять километров. Но ведь ее строили под космический челнок «Буран». Я бы винил не взлетно-посадоч ные полосы, а авиачиновников, которые с дурным упорством тащат бэушные запад ные самолеты в нашу страну - устаревшие морально и уставшие физически... Так говорят авиаторы. Кстати, анализ авиакатастроф в Иркут ске за последние несколько лет ясно де монстрирует: взлетная полоса тут ни в чем не была виновата. 1994 г. Сразу после взлета рухнул Ту- 154 авиакомпании «Байкальские авиали нии», совершавший рейс Иркпск - Моск ва, унеся жизни 136 человек. Причина ка тастрофы - неисправность машины. 1997 г. Потерпел крушение Ан-124. Он упал на жилой дом. В результате погибли 72 человека. Тогда впервые заговорили о «виновности» и р т с к о г о аэродрома. Но причина падения была в отказе всех четы рёх двигателей 1999 г. Разбился грузовой Ил-76. Ему для разгона не хватило взлетной полосы. Но не потому, что она оказалась корот кой, а потому, что самолет был сильно пе регружен и не смог оторваться от земли. Погибли 2 члена экипажа. 2001 г. Ту-154 компании «Владивосток- Авиа», летевший из Екатеринбурга во Владивосток, незадолго до посадки исчез с экранов радаров наземных служб. Через несколько минут он падает в нескольких километрах от Иркутска. Погибли 145 че ловек. Причина трагедии - ошибка пило тирования. Анализ можно продолжить на приме ре других разбившихся в России самоле тов и в других аэропортах, при этом вы вод будет тот же: ни одна авиакатастрофа в нашей стране не произошла по вине взлетно-посадочной полосы. Ни одна!.. То, что неисправный лайнер падает на жилой дом или врезается в гаражи близ аэродромов, - лишь следствие, но никак не причина катастрофы. Полоса всегда остается полосой - она ни хуже и не лучше остальных, но при одном условии - если взлет или посадка безаварийные. Случись что, жертвами аварии становятся и пасса жиры, и совершенно непричастные к по лету люди на земле. Интересно, что весной 2000 года депу таты Московской Думы голосовали за за кон «О запрещении строительства и ре конструкции аэродромов в черте города Москва». Закон должен был разрешить строительство внутригородских аэропор тов бизнес-класса в Тушино и на )<одын- ском поле, но не был принят - не хватило трех голосов депутатов. А еще раньше из боевого состава ВВС были выведены однодвигательные само леты. Министерство обороны как могло отбивалось от инициаторов переноса аэ родромов за черту городов, понимая, что с финансовой точки зрения это невыпол нимые требования. После аварии в Тирасполе МиГа-23УБ, упавшего на окраину города и повлекше го гибель школьника, и родился приказ, по которому однодвигательные самолеты были убраны с аэродромов, находив шихся в черте городов. Военные резонно подумали: если двигателя два, то вероят ность падения истребителя на город уменьшается в два раза. Где же тогда искать виноватых? При желании на этот вопрос можно найти ответ, в отличие, скажем, от вопро са: «Когда в России появятся хорошие са молеты?» - Данный вопрос не имеет ответа, - считает Игорь Левитин. Но министр транспорта России точно знает, что «нам нужно срочно найти сред ства для развития своего самолетного пар ка». Но главное, он точно знает, что, пока мы будем этим заниматься, «необходимо отменить все пошлины на новые самоле ты, чтобы прекратить ввоз в Россию ма шин, много лет бывших в употреблении. Чиновник подчеркивает, что не имеет претензий к компаниям, выпускающим авиалайнеры, но ему больно оттого, «по чему мы своих людей должны возить на старых лайнерах, в то время как ино странные граждане- летают на новых?» Министр не уточняет, к каким именно авиакомпаниям он не имеет претензий: к нашим или к западным? Но, по его же прогнозам, новый отечественный самолет появится года через три. По «иномаркам» ситуация не лучше. Если сегодня сделать заявку на новый самолет, скажем, в евро пейском «Аэробусе», то получим заказ лишь в 2010 году. А на чем летать сейчас? Ведь самолеты, доставшиеся нам еще от СССР, уже близки к выработке своего ре сурса, да и не соответствуют уже экологи ческим требованиям ЕС. Итак, Игорь Левитин говорит о необ ходимости «отменить все пошлины на но вые самолеты». Что это означает? Очень просто. За этими словами, к сожалению, - прямое лоббирование интересов запад ных авиастроителей. Ведь почему «Боинги» и «Аэробусы» еще не полностью покорили российский рынок и не задвинули отечественный авиапром на задворки цивилизации? От вет в пока еще протекционистской поли тике российского правительства, которое требует за крылатые «иномарки» 20% ввозной пошлины и 18% НДС. Благодаря чему стоимость нового самолета при вво зе в Россию возрастает соответственно. Купят немногие. Это шанс отечественным авиастроителям. Если же пошлину и НДС отменить, то на родном авиапроме мож но поставить крест. Но, с другой стороны, эта же самая пошлина вынуждает россий ских авиаперевозчиков покупать по де шевке на Западе сильно подержанные машины. Замкнутый круг получается. А выхода из него пока не видят ни министр транспорта страны, ни владельцы авиа компаний. Аэродромы же в стране строить нужно, они спасут не одну жизнь, пока мы летаем на «убитой» технике. Кто знает, когда мы начнем летать на новой. Александр БУШЕВ. Это все, что осталось от А-310, приземлившегося в Иркутске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz