Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

2 18 ИЮЛЯ 2006 ГОДА ДЛЕОВОЙ ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА = ПО ЗАКОНУ... БУТЫЛКИ НА ДВОРЕ ОТПУСКНОЙ СЕЗОН, А РОССИЮ ОСТАВИЛИ БЕЗ НАПИТКОВ От того, что одни акцизные марки по­ меняли на другие и ввели некоторые про­ чие новшеава, ассортимент винно-водоч­ ных прилавков страны скукожился, а во­ дочные заводы на полгода устроили себе перекур без выплаты зарплаты даже неку­ рящим членам своих коллективов. Убытки миллиардные. Но, возможно, нет худа без добра и народ стал меньше потреблять паленой водки? Ведь, к примеру, в одной Воронежской области в прошлом году умерло от отравления алкоголем только строго учтенных 330 душ, а в первом квар­ тале текущего - 93 (как и положено, с при­ ростом). Анализ, проведенный в уральских городах, дал статистику пострашнее: 60 п|юцентов умерших мужчин трудоспособ­ ного возраста... скончались нерезвыми. - Со сменой акцизов паленой водки пить меньше йе станут, - стал возражать умным депутатским выводам фермер из села Курбатово Нижнедевицкого района Воронежской области Анатолий Чулков. - У нас культуру пития по-своему понима­ ют. Появились «фирменные» самогон­ щики. Самогон стали доставлять по теле­ фонным заявкам, опять же, смотря како­ го сорта - состоятельным высшего качест­ ва и подороже, пропойцам и третий сорт сойдет. Даже визитные картРчки у «фир­ мачей» появились, а недавно заявили, что скоро свои сайты в Интернете откро­ ют... Не поверил бы Михалычу... Но еще со­ общение: в соседней деревне Скупая По- тудань на 70 рабочих рук функционирует 20 самогонных аппаратов! А вот свежие сведения с противоположной кромки гу­ бернии: по новому закону в Поворин- ском районе из 36 точек по продаже хмельного наглухо закрываются 26. В этой связи начальство вовремя запани­ ковало: вовсю пошел по деревням само­ пал. Ну а чего тут паниковать-то - прихлоп­ нем самогоноварение, и точка. Увы, по мнению опять же депутатов, но уже Во­ ронежской областной Думы, сделать это архисложно (что, впрочем, подтвержда­ ет и весь наш исторический опыт). Ко­ варный алкогольный вопрос предметно изучал зам. председателя Думы Сергей Жуков и даже обратился с соответствую­ щим письмом на имя начальника управ­ ления ФСБ Александра Андреева. Спир­ том торгуют уже по легальным объявле­ ниям: пятилитровая емкость по сходной цене. Малые магазинчики-шалманчики, которым новый закон возбраняет одур­ манивать посетителей, выставили на прилавочки всякие спиртосодержащие якобы туалетные воды под такими назва­ ниями, что перед ними невозможно усто­ ять: «Эскулап», «Летний сад»... А почему случились все эти настора­ живающие перемены? Вот мнение испол­ нительного директора областного «Объ­ единения предпринимателей» Аллы Цветковой: - Торговать алкоголем отныне имеют право только юридические лица с устав­ ным капиталом 300 тыс. рублей, лицен- эия стоит 50 тысяч (прежде ее можно бы­ ло купить и за тысячу). Обязателен кассо­ вый аппарат, но, главное, к нему в прида­ чу - терминал, умеющий читать штрихко- А В ЭТО ВРЕМЯ ....................... ды: соответственно 15 плюс 50 тыс. целко­ вых. Кроме того, ежемесячно надо нести (либо далеко везти) в Лицензионную па­ лату области особую декларацию на реа­ лизованное спиртное - на каждую буты­ лочку! Найдутся ли в селах России супермар­ кеты, способные действовать столь ши­ роко, затратно и суперцивилизованно? Стало быть, чем станут торговать в дерев­ не?.. Простите, уже торгуют. А в городе? Мужики у магазина рассу­ ждают: «Хорошая водка - два стольника... Это для новых русских... Нам бы чего по­ проще...» И чье же он здоровье защитил, этот 171-й закон, предписывающий заменить акцизные марки на бутылках? Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. Когда вернется это изобилие? Опустевшие прилавки винных магази­ нов Твери наводят уныние на любителей качественных импортных напитков и ни­ чуть не смущают приверженцев дешевой отечественной водки. Последняя по- прежнему в изобилии. Как сказал коррес­ понденту «ДВ» исполнительный директор Тверской алкогольной ассоциации Анд­ рей Афанасьев, в Тверскую область но­ вые акцизные марки поступили с опозда­ нием, только к 10 июля, но «процесс по­ шел», и в некоторых магазинах уже поя­ вились крепкие напитки. Но единая госу­ дарственная автоматизированная систе­ ма, которая должна обеспечить учет и прохождение бутылок на всем пути от производителя до покупателя, «сырая» и часто дает сбои. Словом, хотели как луч­ ше, а получилось... Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. С прилавков больших и маленьких ма­ газинов, ларьков и киосков, из рестора­ нов и кафе исчезли все спиртные напитки импортного производства, то есть элит­ ные вина стоимостью свыше 100 рублей. Эту нишу занять нечем. Остались лишь водка да пиво, кое-где - 5-6 видов отече­ ственного вина, краснодарского, ставро­ польского или ростовского, ценой 70-90 рублей за бутылку. Винные погребки за­ крыты на неопределенное время. Для торговцев алкоголем -настали тяжелые времена - в Саратовской области их 3 ты­ сячи, а лицензия осталась лишь у трети. Остановилось производство алкоголя. Оптовики написали письмо министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу и ведут речь о забастовке. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. В Туле, как и везде, полки магазинов освободились от продукции, которая вы­ зывает подозрение и требует анализа спе­ циалистов. Водка стоит, но в жару ее по­ требление резко ограничилось. Люди пе­ решли на пиво. Получить конкретную ин­ формацию, сколько бутылок изъято, сколько продукции проверено, сколько марок наклеено, практически невозмож­ но. Магазины несут огромные убытки. На­ род сохраняет спокойствие. Комитет по торговле города не завален жалобами, звонков в высокие кабинеты почти нет. Парадокс: водка есть, хотя главная мест­ ная фирма «Туласпирт» обанкрочена. В кабинетах руководителей идут непрерыв­ ные совещания. Не обнаружены и случаи массового отравления стеклоочистителя­ ми и другими ядохимикатами. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. Вкрупнейшем гипермаркете Белгорода «Линия» спрашиваю администратора: «Уменьшился ли после 1 июля объем про­ даж спиртного?» «Да нет, - отвечает, - на­ род снимает стрессы стабильно». При­ быль от алкоголя у супермаркета в межак- цизье, как выяснилось, даже не снизи­ лась, а возросла. Правда, за счет увеличе­ ния продажи пива. ВООО «Добрыня», ко­ торое является одной из основных баз ал­ когольной продукции в Белгороде, сооб­ щили, что переход на новые акцизные марки практически не повлиял на сбыт ви­ нно-водочных изделий в областном цент­ ре. Похоже, никого из покупателей не взволновало, что в 10 раз уменьшился ас­ сортимент винной продукции в магази­ нах. Сейчас на полках всего-то 3 десятка марок, в основном российских вин. Но, как видно, этого вполне достаточно. Поку­ пателей больше интересует только цена и цвет вина - красное или белое. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. ЭКО-НОВОСТИ ДЕЛЯТ СТУДЕНТОВ в Саратовском медицин­ ском институте разгорелся скандал, связанный с «постав­ кой» индийских студентов. Обучающиеся в СГМУ индийцы косвенно обвинили руководст­ во факультета иностранных сту­ дентов в вымогательстве. Рек­ тор вуза Петр Глыбочко считает, однако, что идет борьба за ры­ нок иностранных студентов. Де­ ло в том, что договор с индуса­ ми заключался через ряд кон­ тор. Проверкой ситуации зани­ маются прокуратура и УБЭП. Елена ДАНИНА. САРАТОВ. ПРЕЗЕНТУЮТ АН-140 в пятницу из Самары в Ве­ ликобританию вылетел по­ строенный на заводе АВИА- КОРР самолет Ан-140. Он бу­ дет выставлен на открываю­ щемся 17июля 45-м Междуна­ родном авиасалоне в Туман­ ном Альбионе вместе с други­ ми лучшими образцами оте­ чественной авиатехники. В производстве самарского за­ вода в настоящее время нахо­ дится несколько таких про­ двинутых машин, соответству­ ющих всем евростандартам. Виктор РУБЦОВ. САМАРА. ИДЕИ ПРОБКИ ВЫЛЕТЯТ В ТРУБУ ТЮМЕНСКИЙ ПРОФЕССОР ПРИДУМАЛ СПОСОБ СПАСТИ ГОРОДА ОТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЗАТОРОВ Так выглядит проект инженера Закураева. ПЕРЛЫшки КОНКУРС: м ин е рал ьны й САНИТАР Очень эмоционально от­ реагировал главный санитар­ ный врач Геннадий ОНИЩЕН­ КО на обвинения в причаст­ ности к дефициту алкоголя в магазинах после 1июля: «Я прошу - руки прочь от меня, всех собак вешать на меня не надо... Акцизы - не моя тема!» P.S. Да, никого не прель­ щают лавры «минерального секретаря» Михаила Горбаче- ва, извеаного борца с пьяна- вом. Россияне простят все, но отсутствие выпивки - никогда! Необычную идею предлагает профессор института транспорта ТюмГНГУ, доктор технических наук, инженер-конструктор Ас­ лан Закураев. Он разработал принципиально новую транс­ портную систему города, исклю­ чающую пробки. Все, что предлагает профес­ сор, может показаться фантасти­ кой, если бы не научные расчеты, схемы, чертежи... Впрочем, самая невероятная идея, способная хо­ тя бы на йоту улучшить мир, име­ ет право на существование... - Невозможно устранить транспортные заторы в городе, имеющем один центр тяготения населения, - говорит профессор. - В Тюмени это улица Республи­ ки, куда устремлены все автомо­ бильные потоки. Должно быть девять крупных и шесть средних городских центров массового притяжения населения - торго­ вый, спортивный, деловой, учеб­ ный, культурный, администра­ тивный и Т.Д.- в разных точках го­ рода. Что представляет собой про­ ект? Это многофункциональная полузакрытая двухуровневая надземная трасса из высоко­ прочных композитных материа­ лов, встроенная в эстакаду, несу­ щая часть которой - стальные опоры. Верхний уровень трассы включает двухстороннее автомо­ бильное движение, трубопро­ водный пассажирский транспорт на магнитно-пневматической тя­ ге, полусегментные охраняемые закрытые автостоянки, трубопро­ вод для удаления из города твер­ дых бытовых отходов с помощью пневмотяги и т.д. В нижнем уровне магистрали проходит скоростная трамвайная линия. Облегченная модернизи­ рованная конструкция машин по­ зволяет им двигаться не по пря­ мой, а по синусоиде - вверх- вниз, преодолевая под землей через микротоннели наземные сооружения. Пропускная способ­ ность трамвайной линии - 15-20 тысяч пассажиров в сутки. Предлагается вывести из цен­ тральной части города все авто­ бусы, объявить ее экологически чистой зоной. Оставить движе­ ние только суперсовременных комфортабельных троллейбусов различной вместимости (в зави­ симости от времени суток) и подземно-наземное перемеще­ ние скоростных трамваев, соеди­ ненное с радиальными улицами и воздушной магистралью. Общая протяженность транс­ портного коридора - 65 километ­ ров. Ориентировочная стоимость транспортной системы от проек­ тирования до завершения строи­ тельства - около миллиарда дол­ ларов. Профессор предлагает ис­ пользовать часть Стабилизаци­ онного фонда РФ, который фор­ мируется большей частью из прибыли, полученной от экспор­ та нефти и газа Тюменской обла­ сти. АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ— ЛАДА, продолжай ДВИЖЕНИЕ В КАНУН 40-ЛЕТИЯ ВАЗА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ ИГОРЬ ЕСИПОВСКИЙ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА «ДВ» - Игорь Эдуардович, до не- давнего времени «Лада» счита­ лась народным автомобилем. Однако хлынувшие в страну ино­ марки практически вытеснили некогда любимую лошадку на обочину жизни. А некоторЬю экс­ перты и вовсе стали поговари­ вать о скорейшей кончине АВТО­ ВАЗа. Что вы уже сделали или со­ бираетесь сделать, чтобы пре­ дотвратить столь печальный ход событий? - Эксперты торопятся с выво­ дами. Недавно мы предложили новую стратегию развития АВ­ ТОВАЗа. Рассчитанная на три го­ да, она включает в себя строи­ тельство автозавода мощно­ стью 450 000 машин в год, а также создание нескольких платформ, на основе которых будут выпускаться до 12 моде­ лей. По сути, этот проект можно сравнить со вторым дыханием, которое появляется у марафон­ ца на самом сложном отрезке дистанции. - Извините, Игорь Эдуардо­ вич, но названный вами срок ре­ ализации проекта - 3 года - ка­ жется совершенно нереальным... - Это если работать по ста­ ринке. Еще вчера даже типовой договор на выполнение каких- то работ согласовывался с раз­ личными вазовскими службами до трех с половиной месяцев. Сейчас такой же вопрос мы ре­ шаем за 20 минут. Другой пример. Раньше с мо­ мента объявления о создании новой автомобильной платфор­ мы и до изготовления первого опытного образца проходили годы. Сейчас - считанные меся­ цы. Например, одна из плат­ форм, на которой будут соби­ раться новые автомобили, уже готова. На ее базе очень легко производить любые разновид­ ности автомобилей - будь то се­ дан, хэтчбек или универсал. Так что, возвращаясь к ваше­ му вопросу, скажу: три года - вполне реальный срок. Глаза боятся, а руки делают. - По большому счету вы стро­ ите еще один ВАЗ. Но если пер­ вый возводила вся страна, то ка­ кова роль государства в новом проекте? - Большой ломощи от него мы не ждем. Хоть есть вопросы, в которых оно могло бы поспо­ собствовать. Скажем, иностран­ ные сборочные предприятия, пользуясь постановлением пра­ вительства № 166, могут вво­ зить автокомпоненты беспо­ шлинно, а мы нет. Почему? Если государство устранит эти пере­ косы - уже хорошо. Кроме того, государство может выдать или хотя бы прогарантировать кре­ диты на длительный срок, при­ нимая во внимание значимость нашего предприятия для всего региона. Ведь абсолютно ясно, что при столь высоких ставках коммерческих банков (15 про­ центов годовых) автомобиль­ ная промышленность выжить не сможет. Поэтому я считаю абсо­ лютно нормальным, если мы возьмем кредит не на'два-три года, а на 6-8 лет - на период окупаемости. И тогда цена де­ нег становится иная - уже мож­ но заниматься серьезной мо­ дернизацией и глубокой рест­ руктуризацией существующего производства. Это позволит нам не просто догнать сегодняшний день, а обогнать его. К тому мо­ менту, когда мы сделаем новый автомобиль, он станет вчераш­ ним днем. То есть сегодня мы должны закладывать завтраш­ ний день. И тогда АВТОВАЗ бу­ дет выпускать конкурентоспо­ собную продукцию. - Вы допускаете вариант, при котором обещанный вами новый модельный ряд из 12 автомоби­ лей будет сделан в содружестве с какой-то иностранной корпора­ цией? - И да, и нет. Смотря что име­ ется в виду. Да, сегодня мы на­ чинаем привлекать к сотрудни­ честву иностранные компании. Уже идет активный переговор­ ный процесс по возможной комплектации будущего вазов­ ского автомобиля самыми сов­ ременными узлами и агрегата­ ми. Причем часть таких пред­ приятий будет располагаться на нашей территории и совместно с нами производить - по сути дела, российские - детали. - А сам модельный ряд будет эксклюзивный? - Конечно, но опять же с ис­ пользованием наработок ино­ странных компаний. Причем ва­ рианты могут быть разные. - Ходят слухи, что вы будете отказываться от услуг нынешних поставщиков комплектующих и перебрасывать эти заказы на предприятия ВПК, которьге, та­ ким образом, станут, с одной сто­ роны, поставлять на ВАЗ более качественную продукцию, а с другой - сами поднимутся из тех руин, в которых оказались в пост­ перестроечную эпоху. Насколько верны подобные утверждения? - Не секрет, что предприятия о б о р о н н о -п р о м ы ш л е н н о го комплекса обладают огромным научно-техническим потенциа­ лом, в том числе высокотехно­ логичным оборудованием и уникальными технологиями. И было бы глупо такой потенциал не использовать. Поэтому вме­ сте с федеральной службой «Рособоронзаказ» мы намере­ ны предложить предприятиям о б о р о н н о -п р о м ы ш л е н н о го комплекса целую гамму воз­ можных вариантов сотрудниче­ ства, начиная с разработки и кончая поставками на автоза­ вод уже готовых изделий. При этом приоритетная задача для нас не «поднятие отечественно­ го ВПК», а производство качест­ венного автомобиля. Все ос­ тальное - второстепенно. - В одном из своих интервью вы сказали, что в былые годы на ВАЗе расхищалось продукции на 30 млн. долларов в гоя.. Какие меры по борьбе с коррупцией и воровством предпринял новый менеджмент завода? - Всерьез ужесточилась сама система охраны предприятия. Начали наводить порядок в рамках производственных от­ ношений между различными участками. Активнее стали ра­ ботать правоохранительные ор­ ганы. Также мы предпринимаем целый ряд технических реше­ ний внутри завода, связанных с системой контроля товаропото- ков, складирования, маркиров­ ки продукции и так далее. Это целый комплекс мероприятий, огромный перечень. - Один из самых главных воп­ росов, которые задают россий­ ские автолюбители; будет ли снижение цены на «ВАЗ»? - Я бы сказал так: мы особо- то цену и не повышаем. У нас инфляция идет достаточно серьезными темпами. И если вы посмотрите, то увеличение це­ ны не соответствует темпам ин­ фляции. Поэтому даже то, что мы сегодня не повышаем цены, считайте, уже их понижение. Ведь по идее мы уже должны были ее проиндексировать за последние полтора года раза в четыре. Небольшие корректи­ ровки (чтобы удержаться в рам­ ках рентабельности) происхо­ дят, но они больше связаны с тем, что наши поставщики по- выщают цены на комплектую­ щие. Так что по ценам «Лада» по-прежнему пока держится. Беседовал Андрей ПОЛЫНСКИЙ, спец. корр. «ДВ». МОСКВА -тольяпи. Людмила ГЛАДЫШЕВА. ТЕМА НЕДЕЛИ = ПРИаЕГНУВШИСЬ одним РЕМНЕМ ПРОБЛЕМЫ НАЧИНАЮТСЯ ТАМ. ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА ...В середине 70-х Иркутск потрясла авиакатастрофа. Не дотянув до полосы, рухнул в лес Ту-154-й. Но нескольким пас­ сажирам удалось выжить. Спасатели сра­ ботали профессионально. Раненых счаст­ ливчиков на «скорой» помчали в город, в больницу. Но на одном из перекрестков Ир­ кутска «скорая» на всем ходу врезалась в тяжелый самосвал, и все выжившие в авиа­ катастрофе погибли. Насколько помню, тогда никто не гово­ рил о «плохом» расположении иркутского аэродрома. Это со временем, когда ир­ кутский самолетопад стал повторяться с удручающим постоянством, причину не­ счастий начали искать на взлетной поло­ се. Отказ техники и профессионализм пи­ лотов - основные составляющие любой авиакатастрофы - отошли на второй план. Вообще во второй половине 80-х го­ дов, проходивших под активные выступ­ ления советских людей в печати и на ули­ цах, была впервые затронута тема эксплу­ атации аэродромов, оказавшихся в чер­ те города. Построенные на городских ок ­ раинах, уже к 80-м годам они оказались окружены домами разросшихся городов и стали создавать для жителей опреде­ ленные проблемы - шумы, продукты сго­ рания топлива, работа средств РТО поле­ тов и т.д. А после очередной авиакатаст­ рофы эти разговоры возобновлялись с новой силой. Вот и теперь А-310 еще до­ горал в конце полосы, а уже все разом за­ говорили о... длине ВПП. Еще ничего толком не было ясно, а гла­ ва Минтранса РФ Игорь Левитин заявил о планах «строительства нового аэродрома в Иркутске». К нему присоединился вице- губернатор Иркутской области Сергей Во­ ронов: - Я выступал и выступаю за то, что аэ­ ропорт надо переносить, - заявил он в интервью корреспонденту «Известий». - Если бы аэропорт стоял в чистом поле, то, возможно, трагедии можно было бы из­ бежать. С этим мнением трудно было спорить. Но версия о «виновности» ВПП Иркутска сгоряча пошла гулять по газетным поло­ сам. Журналисты говорили и о «крутой глиссаде», и о «вечном тумане над аэро­ портом от Ангары», и о тектонических разломах, и даже о соседнем кладбище, которое якобы не дает самолетам нор­ мально садиться и взлетать. Меж тем лет­ чики, которым часто приходилось сажать авиалайнеры в Ирзкутске и которым я за­ давал вопрос: действительно ли все так сложно и опасно, как о том пишут? - лишь пожимали плечами. - Выдумки журналистов, - махнул ру­ кой Александр Савелов, штурман-инстру­ ктор крупной московской авиакомпании. - Десятки крупных аэропортов мира нахо­ дятся в черте города, и никому не прихо­ дит в голову их переносить. Даже когда на соседние с парижским аэропортом квар­ талы не так давно рухнул загоревшийся при взлете «Конкорд», о переносе не бы­ ло сказано ни слова. Поверьте, если слу­ чается авиакатастрофа, то аэродром ви­ нят в самую последнюю очередь, когда все иные причины уже отвергнуты. Корот­ кая полоса в Иркутске? Не такая она уж и короткая. Кстати, многие газеты ошиб­ лись, написав, что длинна ВПП в Иркутске 2700 метров, она - 3100 метров. И это да­ леко не маленькая полоса. Не многие аэ­ родромы мира могут похвастаться такой полосой. Скажем, в Стамбуле одна из двух полос всего 2300 метров, вторая - 3000. Аэробусы спокойно приземляются и на первой, и на втмой . кстати, там в торце полосы - тоже бетонный забор, за ним овраг, по которому пролегает авто­ трасса. Уверяю вас, по пальцам можно пересчитать аэродромы, где приземлив­ шийся самолет, у которого отказал реверс и тормоза, уцелел бы. Разве что в Рамен­ ском, где полоса - пять километров. Но ведь ее строили под космический челнок «Буран». Я бы винил не взлетно-посадоч­ ные полосы, а авиачиновников, которые с дурным упорством тащат бэушные запад­ ные самолеты в нашу страну - устаревшие морально и уставшие физически... Так говорят авиаторы. Кстати, анализ авиакатастроф в Иркут­ ске за последние несколько лет ясно де­ монстрирует: взлетная полоса тут ни в чем не была виновата. 1994 г. Сразу после взлета рухнул Ту- 154 авиакомпании «Байкальские авиали­ нии», совершавший рейс Иркпск - Моск­ ва, унеся жизни 136 человек. Причина ка­ тастрофы - неисправность машины. 1997 г. Потерпел крушение Ан-124. Он упал на жилой дом. В результате погибли 72 человека. Тогда впервые заговорили о «виновности» и р т с к о г о аэродрома. Но причина падения была в отказе всех четы­ рёх двигателей 1999 г. Разбился грузовой Ил-76. Ему для разгона не хватило взлетной полосы. Но не потому, что она оказалась корот­ кой, а потому, что самолет был сильно пе­ регружен и не смог оторваться от земли. Погибли 2 члена экипажа. 2001 г. Ту-154 компании «Владивосток- Авиа», летевший из Екатеринбурга во Владивосток, незадолго до посадки исчез с экранов радаров наземных служб. Через несколько минут он падает в нескольких километрах от Иркутска. Погибли 145 че­ ловек. Причина трагедии - ошибка пило­ тирования. Анализ можно продолжить на приме­ ре других разбившихся в России самоле­ тов и в других аэропортах, при этом вы­ вод будет тот же: ни одна авиакатастрофа в нашей стране не произошла по вине взлетно-посадочной полосы. Ни одна!.. То, что неисправный лайнер падает на жилой дом или врезается в гаражи близ аэродромов, - лишь следствие, но никак не причина катастрофы. Полоса всегда остается полосой - она ни хуже и не лучше остальных, но при одном условии - если взлет или посадка безаварийные. Случись что, жертвами аварии становятся и пасса­ жиры, и совершенно непричастные к по­ лету люди на земле. Интересно, что весной 2000 года депу­ таты Московской Думы голосовали за за­ кон «О запрещении строительства и ре­ конструкции аэродромов в черте города Москва». Закон должен был разрешить строительство внутригородских аэропор­ тов бизнес-класса в Тушино и на )<одын- ском поле, но не был принят - не хватило трех голосов депутатов. А еще раньше из боевого состава ВВС были выведены однодвигательные само­ леты. Министерство обороны как могло отбивалось от инициаторов переноса аэ­ родромов за черту городов, понимая, что с финансовой точки зрения это невыпол­ нимые требования. После аварии в Тирасполе МиГа-23УБ, упавшего на окраину города и повлекше­ го гибель школьника, и родился приказ, по которому однодвигательные самолеты были убраны с аэродромов, находив­ шихся в черте городов. Военные резонно подумали: если двигателя два, то вероят­ ность падения истребителя на город уменьшается в два раза. Где же тогда искать виноватых? При желании на этот вопрос можно найти ответ, в отличие, скажем, от вопро­ са: «Когда в России появятся хорошие са­ молеты?» - Данный вопрос не имеет ответа, - считает Игорь Левитин. Но министр транспорта России точно знает, что «нам нужно срочно найти сред­ ства для развития своего самолетного пар­ ка». Но главное, он точно знает, что, пока мы будем этим заниматься, «необходимо отменить все пошлины на новые самоле­ ты, чтобы прекратить ввоз в Россию ма­ шин, много лет бывших в употреблении. Чиновник подчеркивает, что не имеет претензий к компаниям, выпускающим авиалайнеры, но ему больно оттого, «по­ чему мы своих людей должны возить на старых лайнерах, в то время как ино­ странные граждане- летают на новых?» Министр не уточняет, к каким именно авиакомпаниям он не имеет претензий: к нашим или к западным? Но, по его же прогнозам, новый отечественный самолет появится года через три. По «иномаркам» ситуация не лучше. Если сегодня сделать заявку на новый самолет, скажем, в евро­ пейском «Аэробусе», то получим заказ лишь в 2010 году. А на чем летать сейчас? Ведь самолеты, доставшиеся нам еще от СССР, уже близки к выработке своего ре­ сурса, да и не соответствуют уже экологи­ ческим требованиям ЕС. Итак, Игорь Левитин говорит о необ­ ходимости «отменить все пошлины на но­ вые самолеты». Что это означает? Очень просто. За этими словами, к сожалению, - прямое лоббирование интересов запад­ ных авиастроителей. Ведь почему «Боинги» и «Аэробусы» еще не полностью покорили российский рынок и не задвинули отечественный авиапром на задворки цивилизации? От­ вет в пока еще протекционистской поли­ тике российского правительства, которое требует за крылатые «иномарки» 20% ввозной пошлины и 18% НДС. Благодаря чему стоимость нового самолета при вво­ зе в Россию возрастает соответственно. Купят немногие. Это шанс отечественным авиастроителям. Если же пошлину и НДС отменить, то на родном авиапроме мож­ но поставить крест. Но, с другой стороны, эта же самая пошлина вынуждает россий­ ских авиаперевозчиков покупать по де­ шевке на Западе сильно подержанные машины. Замкнутый круг получается. А выхода из него пока не видят ни министр транспорта страны, ни владельцы авиа­ компаний. Аэродромы же в стране строить нужно, они спасут не одну жизнь, пока мы летаем на «убитой» технике. Кто знает, когда мы начнем летать на новой. Александр БУШЕВ. Это все, что осталось от А-310, приземлившегося в Иркутске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz