Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 12 июля 2006 г., № 133 (22761) Макроэкономика: свой взгляд Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «Липецкой газеты» Писан ли закон российским «дуракам»?.. Новые земельные отношения в РФ, похоже, начинают напрочь опровергать любимый тезис ненавистников (и завистников) России, сформулированный в аксиоматичной формуле: «В России две беды: дураки и дороги!» Увы, встраивание экономики страны в мировую, усиливающиеся глобализационные процессы, возрастание объемов и динамики грузопотоков потребовали новых, отвечающих велению времени, дорог. Конечно, Россия не какая-то европейская страна, где тер ритория — с русскую рукавицу; шикарные автобаны и про чие магистрали не враз построишь. Но дело пошло, посколь ку в хороших дорогах заинтересовано не только Министер ство транспортных сообщений. Однако на пути благих намерений и целей возникло неожи данное препятствие. Земля! Да, территория России велика, но там, где за нее как товар можно поиметь хорошие «бабки», враз появляются «дураки», умельцы сорвать гешефт с чего угод но. Суть в том, что как только появляется решение о строи тельстве новой дорожной трассы, тут же на всем ее маршруте начинается спешная скупка земельных участков. Приходят дорожные строители на будущий объект, а им заявляют: «Ре бята, а земелька-то наша!» Что это означает? А то, что смета строительства возрастает многократно, ведь по закону все «ча стные» земельные территории должны выкупаться. Разумеет ся, за счет налогоплательщиков — из. бюджетных средств. Но это еще не все беды. Часть земель — и без оборотистых дельцов — уже находится во владении каких-либо ведомств. Такие участки необходимо переводить в так называемый транс портный земельный фонд — с целью снижения размеров зе мельного налога. У транспортников он самый низкий. Не сде лав этого, придется платить совершенно иные суммы, неред ко превышающие прибыль транспортной организации. О ка ких инвестициях в дорожное строительство тогда можно вес ти речь? Тут лишь бы с налогами управиться да частным «ду ракам» компенсацию наскрести. Есть и еще одна составляющая проблемы: Минтранс просто не в состоянии вести деловые переговоры с некоторыми регио нальными властями, поскольку нередко последние отказыва ются выделять «свои» земли под дорожное строительство. По словам министра Игоря Левитина, это может однажды плохо закончиться; центр прекратит перечисление средств на разви тие дорожно-транспортной инфраструктуры тем субъектам РФ, где «своя» земля становится объектом торга с государством... Разумеется, все сегодняшние нелепицы — результат тех законов, что зачастую в сыром виде выходят из структур за конодательной власти. Как истинные герои, они успешно и лихо создают нема лые трудности, которые затем преодолеваются — всеми, кого касается тот или иной закон. Примеров тут, думается, приво дить не надо. Вот этот «героизм» законников (а все они, конечно, на словах — за народ и Россию) искоренить не так-то просто... ^ Ф о р у м Предприниматели желают России быстрого роста Во вторник в Москве начал работу второй ежегодный Форум национального бизнеса «Экономика суверенной демократии: как России расти быстрее», организованный партией «Единая Россия» и общероссийской общественной организацией «Деловая Россия». Приветствие частникам форума направил президент РФ Владимир Путин. Его зачитал начальник Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. «Вам предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с дальнейшим укреплением отечественной экономики, повышением ее конкурентоспособности, развитием малого и среднего бизнеса, выстраиванием единого взаимодействия предпринимательских кру гов и власти», — говорится в приветствии главы государства. Президент считает, что дискуссия в рамках форума «позволит выработать общие подходы к оценке современного состояния соци ально-экономической сферы России, а рекомендации форума будут востребованы в практической деятельности». В форуме принимают участие вице-премьер РФ Александр Жу ков, депутаты Госдумы, представители бизнес-сообщества, экспер ты, члены Общественной палаты РФ. По информации электронных СМИ. 'уЛипецкая «особая»: начальный этап «Зеленые вопросы» бизнеса Как сделать так, чтобы «среда обитания» не вытеснила живую природу ) ^ J 1,.,^ -■ - W ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА — Г е н н а д и й С е м е н о в и ч , вначале несколько слов о т ом , что п р ед у см а тр и в а е т р о с с и й с ко е з а конод а тел ь с тв о в сф е р е охраны о кр уж аю щ е й с р е ды? “ В Российской Федерации введено в действие достаточное количество законодательных и нормативных документов в обла сти охраны окружающей среды вообще, и в системе экологичес кого менеджмента в частности. Одним из основопола гающ их принципов охраны окружающей среды является «презумпция эко логической опасности планируе мой хозяйственной и иной дея тельности». То есть будущим резидентам ОЭЗ «Казинка» потребуется до казать, что деятельность их про изводств (на всех этапах — от размещения и строительства до возможной консервации или лик видации) будет осуществляться в строгом соответствии с зако нодательными и другими эколо гическими требованиями. С другой стороны, важно сво евременное выявление и предот вращение возможного события, влекущего негативное влияние на окружающую среду. Следует заметить, что те ру ководители предприятий, кото рые стремятся выйти на мировой рынок и закрепиться в нём, учи тывают складывающиеся тенден ции и осознают важность повы шения уровня экологического ме неджмента. — В чем их особенность? — Например, сегодня в Ев ропе невозможно выиграть ни одного тендера на реализацию бизнес-проекта, если заявитель не имеет сертификата соответ ствия стандарту ISO 14001. Это же требование предъявляют к своим поставщикам и подрядчи кам транснациональные корпо рации. А в США федеральные и муниципальные власти не ^аклю- Вокзал не только для двоих «Главные ворота» Ельца сегодня не радуют его гостей в книге «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам», написанной более века назад коммерческим агентом ЮВЖД Родзевичем, приведены любопытные сведения о железнодорожном вокзале «Елец- Главный». В ней, в частности, говорится: «Елец —станция II класса. Громадное здание сооруженного в 1899 году пассажирского вокзала, общего для двух линий Юго-Восточных железных дорог: Орловско-Грязской и Елец- Валуйской, затем для Богоявленск-Елецкой ветки Рязано-Уральской железной дороги и, наконец, для Елец-Узловая ветки Сызрано-Вяземской железной дороги. Общий, в 20 кв. саж., зал I и II классов, при котором буфет-столовая для пассажиров I и II класса величиною 44 саж., отдельный большой в 65 кв. саж., зал III класса, мужская и дамская уборная, почтово телеграфное отделение, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаем и кофе, книжно-газетный шкаф. Со станции и на станцию ежедневно отправляется и прибывает 18 пассажирских, разного наименования поездов...» В от уже второе столетие елецкий вокзал радушно встречает пассажиров. Он по-прежнему величаво возвыша ется «островом», по обе сторо ны которого медленно проплы вают грузовые и пассажирские поезда. Это «главные ворота» Ельца, через которые следуют составы в крупнейшие города страны, а также по пригородным сообщениям. Летом в пик отпус ков на перроне особенно много людно. Как и по всей России. Возможность уехать на юг у наших земляков есть, потому что к проходящим составам работ ники елецкой дирекции по об служиванию пассажиров цепля ют до пяти плацкартных и купей ных вагонов, отправляя в жаркие края в среднем по 250 человек ежесуточно. Правда, начальники фирменных поездов берут их неохотно, сопротивляются: кому хочется портить вид изношенны ми «подвесками»? Но поворчат- поворчат и махнут рукой. Да ель- чане и сами рады бы современ ные поставить, но где их взять? На балансе у дирекции 133 ва гона — и все давно изношенные. В этом году обещают заменить всего 23. Надо ли объяснять, как ждут их — не дождутся?.. Собственно хозяйство у д и рекции большое: три крупных вокзала в Липецке, Ельце и Льве Толстом, а также поезда липец кий, елецкий и пригородные, ко торые обслуживают два резер ва проводников. Хлопот у коман- чают контракты, если у деловых партнёров нет сертификата со ответствия системы экологичес кого менеджмента их предприя тий этому стандарту. И так да лее... — Ч т о в к л ю ч а е т в с е б я с тан д ар т ISO 1 4 0 0 1 : 2 0 0 4 . К а ки е требов ания он сод ерж и т? — Его название по -русски звучит так: «Системы экологичес кого менеджмента. Требования и руководство по применению». Этот стандарт устанавливает тре бования к системе экологическо го менеджмента, позволяющие организации не только разрабо тать и реализовать политику и цели, но и постоянно повышать её эколо ги ческую эфф ектив ность. Велика и общественная зна чимость международного стан дарта ISO 14001:2004. Он позво ляет организации продемонст рировать всем заинтересован ным сторонам успешное его вне дрение и убедить в наличии си стемы экологического менедж мента. Требования этого документа способствуют реализации прин ци пов у с т о й ч и в о го развития предприятия, поскольку совме щают решение социальных и эко логических задач с экономичес кими целями. Экологический ме неджмент, о котором идет речь, охватывает весь круг проблем, включая те, которые связаны со стратегией развития и конкурен тоспособностью. — С танд ар т се годн я — обя з а т е л ь н о е у с л о в и е , з а к р е п л енн о е законод а тель с твом ? — Увы, юридически междуна родный стандарт ISO 14001:2004 — добровольный к применению. Но фактически международный рынок вот уже второй десяток лет предъявляет обязательность со ответствия ему всех предприя тий, являющихся субъектами тор гово-экономических процессов. Как известно, одно из важнейших требований,которое предъявляется к будущим резидентам ОЭЗ «Казинка», — экологическая безопасность производств. В юридическом плане это выражается соответствием хозяйственной и иной деятельности законодательным и другим экологическим требованиям, в том числе и международному стандарту ISO 14001:2004. Такова, кстати, общепринятая международная практика. Что это за документ? Каковы его требования? Об этом наша беседа с Геннадием ЯРОШЕНКО, независимым экспертом-аудитором по разработке, внедрению, проверке и оценке систем экологического менеджмента предприятий. Для нашей страны этот принцип не менее актуален. — Д р у г и м и с л о в ам и : х о чеш ь преуспе ть в б и зн е с е — в н е д р и с т а н д а р т IS O 1 4 0 0 1 : 2 0 0 4 ? — Да, связь с успехом в биз несе здесь очень тесная! Бизнес только выигрывает от внедрения требований данного международного стандарта. Не случайно примером международ ных руководящих экологических принципов, составляющих осно ву, на которой может быть пост роена экологическая политика организации и которая обеспе чивает обоснование для д е й ствия, является Деловая Хартия Международной торговой палаты по устойчивому развитию. Эко логические принципы, заложен ные Всемирной торговой органи зацией в этот документ, во мно гом совпадают с требованиями всех 17 элементов международ ного стандарта ISO 14001:2004. В мировом деловом сообще стве часто используется термин «стандарт для бизнеса». Этим подчеркивается, что ISO 14001 является необходимой нормой для успешно работающих пред приятий. Вместе с тем нужно подчер кнуть: при использовании стан дарта надо, прежде всего, осно вываться на здравом смысле, а не воспринимать его как спаси тельное средство, помогающее во всех случаях и избавляющее от всех экологических проблем. Успех приносит только кропот ливая ежедневная работа всего персонала конкретных организа ций! — Коро тко о т ех п р еим ущ е ствах , которы е предоставляет с тан д ар т ISO 1 4 0 0 1 : 2 0 0 4 . — Их более сотни. Потенци альные — повышение корпора тивной привлекательности, эко номия средств на выполнении требований закона в сфере эко логической безопасности, более эффективный менеджмент поста вок, улучшение отношений с по требителями и деловыми парт нёрами, рост конкурентоспособ ности , расширение доступа к финансовым рынкам, снижение затрат и так далее. Замечу — это возможно при выполнении главного условия: если высшее руководство будет лидером в данном направлении и возьмет на себя ответствен ность за результаты своих уси лий. Разумеется, делу охраны ок ружающей среды должен быть привержен весь персонал , но лидерство руководства — обяза тельно! — Д ля бо л е е п р едм е тно го осмы сления проблемы сл ед у е т пояснить — ка ково о тн ош е н и е к с и с т е м а м э к о л о ги ч е с ко го м ен е д ж м е н т а у нас и з а р уб еж ом ? — К о гда м еж д уна р о д ны й стандарт ISO 14001 был ещё в стадии проекта, в 1995 году орга низациям 19 стран мира было выдано свыше 250 сертификатов на их системы экологического менеджмента, соответствующие требованиям проекта этого стан дарта. В настоящее время за ру бежом системы экологического м е н е дж м е н та им ею т о коло 100000 организаций. В нашей стране первыми ощутили потребность в примене нии у себя международных стан дартов отечественные предпри ятия газового, лесопромышлен ного, энергетического, металлур гического комплекса и других от раслей промышленности, стре мящиеся сбывать свою продук цию на мировом рынке. Соединение методов систе мы экологического менеджмен та в общую систему админист ративного управления предпри ятия даёт возможность связать процесс достижения целевых и плановых экологических показа телей с финансовыми результа тами производственной деятель ности. В настоящее время сис темы экологического менеджмен та созданы примерно на 130 крупных и средних российских предприятиях, в том числе на трёх — в Липецкой области. Вместе с тем, в условиях жё сткой конкуренции многие отече ственные организации считают заботу об окружающей среде э к о н ом и че с ки не вы го д н о й и включают в свою стратегию «зе лёные вопросы» только в том объёме, который обеспечивает соответствие деятельности пред приятий минимальным обяза тельным требованиям законода тельства, не задумываясь о дол госрочных перспективах. В то же время зарубежные потребители ставят на первое место требова ние качества окружающей среды. Всё более значимой становится оценка организации именно с экологической точки зрения. По этому ведущие компании, зани мающиеся постоянным совер шенствованием своей деятельно сти, считают охрану окружающей среды главной задачей. Завершая беседу, хочу ска зать: экологические проблемы в бизнесе уже невозможно игнори ровать, и к «зеленым вопросам» следует подходить ответственно и серьёзно. Об этом следует за думаться не только высшим ру ководителям частных и государ ственных предприятий , фирм, компаний и объединений, но и органов власти. Именно от их действий, в итоге, зависит сте пень экологической безопаснос ти нашей территории. Бесе^довал Владимир МИХАЙЛОВ. ородской ландшафт ды недавно назначенного дирек тора Валерия Шахмаева много. Особенно по части содержания вокзала. Прослуживший верой и прав дой более века, он не ремонти ровался капитально лет двадцать. После многолетнего и вялотеку щего ремонта областной бюджет выделил средства, чтобы заме нить сгнившие оконные и дверные блоки, перештукатурить и покра сить стены, осовременить комна ты отдыха и залы ожидания. Од нако в реконструкцию «главных ворот» Ельца надо вложить еще десятки миллионов рублей, чтобы сделать их достойными города. Где брать средства? На по мощь Юго-Восточного филиала рассчитывать уже не приходит ся, потому что с 1 июля елецкая дирекция вышла из его состава и влилась в созданную феде ральную Компанию, которой пе реданы все перевозочные функ ции. Так задумано планами ре ф о р м и р о в а н и я ОАО «РЖД»: ЮВЖД будет обслуживать пас сажирские поезда — обеспечи вать связь, водоснабжение, си г нализацию и так далее. С тр ук турная п е р е с т ро й ка обещ ает разграничить статьи ФОТО АВТОРА расходов и сделать прозрачным бюджет. А вот судьба вокзалов видится туманной, и, вероятнее всего, присматривать за ними придется муниципалитетам, на чьей территории они находятся. Так или иначе, но у федераль ной дирекции вряд ли скоро дой дут руки до разбитого асфальта на перроне. Его бы выложить красивой плиткой, а для удоб ства пассажиров над путями по строить современный переход, чтобы безопасно проходить к автовокзалу и автобусным оста новкам, а заодно ограничить за езд транспорту. Есть и еще одна проблема. Когда-то на вокзале работал д о рожный ресторан. Однако с тех пор, как на «объекте повышен ной опасности» запретили тор говать спир тным , он закрыт. Чему необыкновенно рады част ники, делающие бизнес на тор говле провизией. А пассажиры вынуждены покупать на станции «Елец» нередко сомнительного качества продукты. ...В с е н тя б р е Елец будет праздновать 860-летие своего основания, а в декабре — 65-ле- тие освобождения от немецко- фашистских захватчиков. Ожида ется прибытие большого числа гостей. В том числе и поездами. Прибывать в город они будут через его «ворота»... Тамара ФЕДЮКИНА^ соб. корр. «Липецкой газеты». ^ргБрлфинг Квартплата «по барабану», а свет - подавай? Непросто складываются взаимоотношения работников ЖКХ и потребителей их услуг Вчера во время встречи с журналистами исполняющий обязанности председателя ^ департамента ТЭК и ЖКХ администрации Липецкой области Сергей САЛОГУБОВ заострил внимание на том, что сейчас жильцы вправе сами выбирать, кому доверить заботу о тепле в своих квартирах, удобствах и безопасности домов и среды обитания в самом широком смыслё этого слова. Подготдвка к отопительному сезону 2006—2007 года на ходится в самом разгаре. Эта работа четко спланирована, ут верждена распоряжением главы администрации области и ведется в строгом соответствии с графиками. Учтены все воп росы, связанные с областным бюджетом, а также с террито риальной принадлежностью жилого фонда — от муниципаль ного до предприятий различных форм собственности, рабо тающих в жилищно-коммунальной сфере. Во всех муниципальных образованиях созданы комиссии по оценке готовности объектов жизнеобеспечения к работе в осенне-зимний период с привлечением представителей Ростех надзора и Государственной жилищной инспекции области. В нынешнем году на подготовку к отопительному сезону запланировано направить из различных источников болеё 2,3 миллиарда рублей, то есть на 10 процентов больше по срав нению с прошлым годом. Треть этих денег будет освоена в процессе подготовки объектов теплоснабжения, две трети пойдут на восстановление объектов электро- и водоснабж^^ ния, а также на подготовку и капитальный ремонт ж илип ^^ ного фонда. Департамент ТЭК и ЖКХ обещает в полном объе ме выполнить поставленные перед ним задачи. Однако, как известно, денег много не бывает. Тем более невозможно в короткий срок усовершенствовать все, но на зревающая временами почти “революционная ситуация” , ког да жильцы не хотят жить по-старому, разрешима. Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Салогубов поделился убеж дением: чем скорее жильцы поймут, что могут сами выби рать более прогрессивные и, вполне вероятно, более рента бельные формы управления жилищным фондом, тем скорее они обретут покой и уверенность. К сожалению, как и в пре жние времена, большинство продолжает уповать (и в то же время жаловаться!) на ЖЭУ, РСУ, предпочитая эти во мно гом морально устаревшие структуры прогрессивным, напри мер, товариществам собственников жилья. Эта форма само управления может обладать большими полномочиями. К примеру, проводить менее затратный ремонт жилья, огра дить двор от проникновения посторонних, вплоть до найма охраны, построить спортивные и детские площадки, зарабо тать на аренде, скажем, подвальных помещений и еще сде лать много полезного для жильцов. Но чтобы создать ТСЖ и заставить его работать на интересы граждан, надо контроли ровать работу товарищества, а для этого — приложить энер гию и волю. Есть еще одна застарелая болезнь в системе ЖКХ — дол ги по оплате услуг. Их сумма по итогам первого полугодия достигла 327 миллионов рублей. Такие меры, как предуп реждение и административное взыскание на должников по чти не действуют. Салогубов опроверг устоявшееся мнение, что неплательщики — это в основном состоятельные, но не обязательные люди. Увы, сегодняшнего должника в боль шинстве своем представляют алкоголики и прочие асоци альные типажи, которым все меры морального воздействия “по барабану” . Один такой житель области, к примеру, “взра стил” долг по квартплате аж до 50 тысяч. Его и выселить на менее комфортную жилплощадь не грех, как это делает ся в других регионах, но в нашей области из-за отсутствия муниципального жилого фонда пока подобных прецедентов нет. Был задан и вопрос о перспективах применения новых технологий в подготовке к отопительному сезону, которые, в частности, помогли бы сократить до минимума сроки от ключения горячей воды, приходящиеся, как правило, на летнюю пору. Увы, обитателей многоэтажек порадовать не чем. Если это кого-то утешит, можно порадоваться за жите лей современных новостроек с крышными котельными, по зволяющими сократить сроки ревизии внутридомовых теп ловых сетей до двух суток. Ольга БОЧКОВА. ^Зарпл ата Ищи деньги в поле... По состоянию на 1 июля по данным Федеральной службы госстатистики по Липецкой области, сумма долгов по заработной плате в регионе составила 25,2 миллиона рублей, из них 86 процентов —доля сельского и лесного хозяйства. Не получили своевременно заработанные средства 3,8 тысячи человек, на начало года их было на 400 человек больше. За июнь месяц ликвидирована задолженность по зарплате в г. Ельце и Елецком районе. Своевременно продолжают выплачивать заработанные кровные работникам Грязинского, Задонского и Л е бедянского районов. Близки к ликвидации долгов в Измалковском и Чаплыгинском районах. Вместе с тем резко выросла задолженность в текущем году в Краснинском, Становлянском, Долгоруковском и Липецком районах. Ухудшилось положение в Лев-Толстовском и Воловском районах, где суммарная задолженность составляет 43 процента общего объёма. Как сообщили редакции в областном управлении труда и заня тости населения, вопрос о долгах по зарплате в ближайшее время будет рассмотрен на заседании Трёхсторонней комиссии по соци ально-трудовым отношениям Липецкой области, где руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, допустив шим грубое нарушение законодательства о труде, предстоит дер жать ответ. Динамика просроченной задолженности по выплате заработной платы по городам и районам Липецкой области Наименование С умма задолженности (тыс. руб .) городов ПО состоянию на: и районов 01 .01 .06г. 01.06.06г. 01.07.06г. г рязинский - - - Задонский - - - Елецкий - 421 - Лебедянский - - - г. Елец 750 83 - Измалковский 1852 12 12 Чаплыгинский - 192 52 Хлевенский - 240 200 г. Липецк 2423 330 308 Усманский 1891 553 572 Добровский 583 739 764 Липецкий 64 424 878 Краснинский 16 989 1196 Данковский 2155 1326 1320 Добринский 447 1973 1534 Долгоруковский 692 1563 1727 Тербунский 2838 2066 2066 Становлянский - 3000 3750 Воловский 4901 5495 5381 Лев-Толстовский 4109 5063 5467 Всего по области 22721 24469 25227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz