Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
5 июля 2 0 0 6 г ., № 128 (2 2 7 5 6 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Монологи о культуре Зачемдоменщикустихиитеатр... у нас уже давно сложился ст^еотип: самые хорошие ребята непременно поступают в вузы, а в разные техни 1 ^мы и колледжи идет, простите, второй и третий сорт. Почему мы привыкли так рассухэдать? Наверняка никто не ответит. Во » всяком случае, мои родители, всю жизнь преподававшие в техническом университете, всегда повторяли: лучшие студенты —серьезные, ответственные, подготовленные —это те, кто пришел из техникумов. Но речь в данном случае не о знаниях, не об успеваемости. Речь —о самих питомцах колледжей. Конкретно — Липецкого металлургического. Вот Елена СЕВАСТЬЯНОВА, преподаватель и художественный руководитель творческого коллектива «Вирилис», которую я давно знаю еще со времен учебы в к музыкальном училище * как Лену Мистюкову, имеет на этот счет особое мнение. — Я убеждена: плохой, бездар ной молодежи нет. Может, это мне так везет? Но, по-моему, дело в дру гом: любого подростка можно и от бутылки, и от всякой другой дури отвернуть, его надо просто любить. Ну и, конечно, суметь чем-то ув лечь. Стремление к творчеству есть в каждом подростке, его надо лишь заметить. А уж в чем творческое начало проявится, заранее не уга даешь. Вот почему мы не придава ли нашему «Вирилису» узкой на правленности. У нас есть и хорео графическая группа, и вокальная, и цирковая, и художественное чте ние. Не исключаю, может появить ся и что-то егце, если вдруг обнару жатся новые таланты. Главное — увидеть их. Между прочим, само название коллектива— «Вирилис» —переводится как «Фортуна». Хо чется, чтобы удача улыбнулась лю бому подростку. Ты спросишь: а как быть, если Господь не дал ребенку никаких талантов: ни голоса, ни слуха, ни гибкости? Но я принципиально принимаю всех, кто к нам прихо дит. Может, кто-то сумеет лучше других работать с осветительными приборами. Или будет незаменим при изготовлении декораций, офор млении сцены, костюмов. Короче, не важно, что человек будет делать, лишь бы жил в творческой атмос фере, не оказался на улице, возле пивного ларька. Знаешь, когда мы устраиваем концерты в колледже. ^ e j b i f й О Т И : « . 5 Ж 1 S.T “ . . ««OHoeT ii и м л л в зале не помещаются все желаю щие. И оказывается, что нам всем вместе хорошо. Безусловно, на репетициях мы не просто радуемся общению. Под готовка к выступлению — это ра бота. И нелегкая. Но ребята выдер живают, никто поблажек не просит. А у меня, как у педагога, еще и множество, так сказать, параллель ных задач. Например, я хочу раз вить у них хороший вкус, уж очень много сейчас вокруг нас пошлости. Уже и в КВНе, который по телеви дению, пошлость стала преобладать. А с экранов телевизоров она тихо нечко пробралась и на местные фе стивали «Студенческая весна». Вот с этим мириться уже нельзя. Ребя та должны уметь.отличать хорошую остроту от сальности,, похабщины, пусть над нею кто-то тоже готов сме яться. Но такая реакция зала нам не нужна. Этика, эстетика, профес сионализм — эти принципы обяза тельно должны определять дух даже самодеятельных коллективов. А еще мне очень важно показать им красоту русского народного ис кусства — и в песне, и в танце. Помню, я была еще совсем малень кой, мы гуляли вместе с моим дя дей, прекрасным музыкантом, ком позитором, знатоком фольклора, создателем хора липецких метал лургов Андреем Петровичем Мис- тюковым, а рядом на соседней ска мейке пьяная компания распевала «Шумел камыш...». Помню, он вздрогнул и сказал: «Боже, какую песню испоганили!» В самом деле, у него-то она звучала потрясающе. И вот эти его слова с детства вреза лись мне в память. Не допустить издевательства над родным фольк лором — это огромная задача, и ре шить ее можно только профессио нальными средствами. Что мы и пы таемся делать. Недавно я отметила сорокалетие своей творческой деятельности. Удивляешься? Так я ведь впервые вышла на сцену: когда мне бьшо три года. Это была сцена Дома культу ры завода «Свободный сокол». С тех пор вся жизнь со сценой и связана. Особенно мне было приятно, когда мои ребята вышли на концерте с новой программой и сказали: «Эту программу мы посвящаем Елене Сергеевне!» Самый большой пода рок. Вообще, именно сегодня мне осо бенно интересно работать. Во мно гом благодаря директору колледжа Николаю Васильевичу Разворотне- ву. У нас сейчас есть прекрасный зал, ребятам сшили новую обувь, без нее ведь в танцах не обойдешь ся. Он сразу откликается на наши просьбы. Ну а мы стараемся не уда рить в грязь лицом на всевозмож ных конкурсах и фестивалях. Могу кратко перечислить, для информа ции, а не для хвастовства: в про шлом году в Губкине проходил фе стиваль молодежного творчества «Юность КМА» по четырем номи нациям. Так вот, в трех мы взяли первые места. В том же 2005 году в Перми на «Всероссийской студен ческой весне» нам присудили спе циальный приз за разножанровость хореографии. В этом году впервые лгкучаствовали в городском открытом фec'yIJaлe-кoнкypce любителе^ циркового искусства ТЦирк соби-' рает друзей» и завоевали два дип лома и приз от Российского Союза молодежи. На конкурсе среди учеб ных заведений металлургического комплекса России нам присудили первые премии в оригинальном жанре и в номинации «художе ственное чтение», а весь коллектив удостоен звания лауреата. Ну пе речислять можно долго, а ты по думаешь, будто я и вправду хва люсь. Может, тебя удивляет, зачем все это будущим металлургам? Но твор ческая струнка необходима везде, какую профессию ни возьми. А кро ме того, пути Господни неиспове димы. Вот, например, Дима Икин собирался стать доменщиком, но перевелся на заочное отделение и после второго курса поступил в... Московское цирковое училище. А Саша Васильев, который с отлич ными оценками учится на электри ка, собирается поступать в москов ский театральный вуз. Пусть Фор туна всегда сопутствует им, неда ром же они воспитанники «Вири- лиса»! А я? Ну, что ж, уйдут они, -яридутп'иовые первокурсники, бу дем работать. У меня даже свой корыстный интерес тут есть: они не позволяют мне стареть. Волей-не волей на репетиции надеваешь туф ли и начинаешь показывать движе ния, крутить те же вертушки... Ка кой уж тут возраст? Про него и не вспоминаешь... Записала Елена БРЕДИС. Обыкновенный конфликт В ожидании переводчиков? Мы часто не понимаем друг друга, потому что не хотим этого, Помните, как прекратились работы на легендарной стройплощадке в Вавилоне? Люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга, и общее дело развалилось. С тех пор хитрый род человеческий научился обходить языковые барьеры. Однако и по сей день нередки случаи, когда даже самый искусный переводчик бессилен. Похоже, подобная ситуация слржилась и в средней школе села Репец Задонского района. Когда-то герои нашей ис тории жили вполне дружно и были даже чем-то похожи друг на друга: молодые ро дители, молодые педагоги. — Мы, учителя, иногда собирались семьями, отды хали вместе вот тут, в пар ке. Дети наши рядом игра ли, — вспоминает Татьяна Журавлева, учитель началь ных классов и английского языка. С тех пор в ее судьбе случилось много нерадост ных перемен. Личная жизнь дала трещину, и воспиты вать двух сыновей ей при шлось в одиночку. Волнения и заботы не прошли бесслед но: здоровье уже не то. Но она не раскисает. Характер у нее, похоже, твердый, даже суровый. — Да, я строгая. Из-за этого родители порою опаса ются отдавать детей в мой класс. Но ребята привыка ют к моим требованиям. Я никому не потакаю. У меня нет такого, чтобы, например, выходила двойка, а я бы ста вила тройку, — Татьяна Ва сильевна решительным же стом подчеркивает свои сло ва. Возможно, такая беском промиссность и привела к этому конфликту. Дело в том, что лет девять назад младший сын директора и завуча школы, супругов Тол стых, стал учеником Журав левой. Правда, не надолго: через полгода строптивый первоклассник повздорил с наказавшей его учительни цей, и родители предпочли перевести его в Задонскую школу. И хотя в пятом клас се мальчик вернулся, стена взаимной неприязни меж ду Татьяной Васильевной и представителями школьной администрации с тех пор все растет и растет. В ряду раз ных ссор и стычек самым не приятным для учительницы стало общешкольное роди тельское собрание в декабре 2005 года. После него она и обратилась за помощью в га зету. — Родителей спровоци ровали на скандал, распрос транив слух, что я по состо янию здоровья не имею пра ва преподавать. Но это кле вета! Медицинский осмотр прохожу ежегодно, к работе с детьми допущена. Так на каком основании мне ставят диагноз помимо врачей? Ос корбили публично, унизили, — возмущению Татьяны Ва сильевны нет предела. У директора школы Александра Толстых свой взгляд на ситуацию и свои претензии. На его лице чи тается удивление и даже не которая растерянность: за восемнадцать лет работы ни одной жалобы на него не по ступало, а тут — на тебе. В начале года родительница одна в областной департа мент обратилась, а теперь еще и журналисты нагряну ли. — Я только прошу гра мотно во всем разобраться! Конечно, моя вина в том, что вовремя не остановил скан дал, я готов извиниться за это. Но специально никто никакой травли не устраи вал. Я считаю себя демокра тичным руководителем. А вот Татьяна Васильевна — человек своеобразный, — многозначительно замечает Александр Александрович. В чем это проявляется? Да вот, например, постоян но к сыну цепляется. Конеч но, ребенок сложный, отца- директора — и того не слу шает, но местный нумеролог («Знаете, наука такая есть — нумерология?» — серьезно поясняет нам Александр Александрович) говорит, что у него есть шанс многого до стичь. А у Татьяны Василь евны всегда возникают кон фликты с «трудными» деть ми. Но делать Косте замеча ние при всей школе не сто ило, сначала надо было в классе разобраться. Да и с Людмилой Михайловной, за вучем, очень неприязненные отношения сложились («Обе — Стрельцы, кстати», — комментирует директор). Вот, например, Татьяна Ва сильевна жену обозвала на глой и бессовестной, потому что та сразу на вопрос не от ветила, а попросила в при емные часы подойти. Но Людмила Михайловна — прекрасный профессионал, как завуч она на своем мес те. —Ив людях хорошо раз бирается, — говорит Алек сандр Александрович. А в доказательство достает спря танные на верхней полке шкафа документы, собран ные его женой как раз на тот случай, если Журавлева об ратится в газету. В основ ном, это жалобы со сторо ны некоторых родителей и завуча на «психический терроризм», якобы практи куемый Журавлевой. Как написано в заявлении Люд милы Михайловны к мужу и педсовету, «можно без кон ца приводить примеры пси хической тирании Журавле вой Т.В., цель которой — снять с работы завуча». Да лее Людмила Михайловна как знаток человеческих душ делает тонкие замеча ния, поясняющие страннос ти характера Журавлевой: «Видно, что в поведении Журавлевой Т.В. сформиро ван образ врага. Изжить эту аномалию нужно при помо щи психологической коррек ции поведения, которую мо жет осуществить психоана литик». Выходит, диагноз, оскорбивший учительницу, был поставлен впервые не на общешкольном собрании разгоряченными родителя ми, а еще полтора года на зад завучем, в официальном документе? Лично с Людмилой Ми хайловной нам удалось по общаться несколькими дня ми позже. — Это не мы затаили зло бу, как говорит Журавлева, а она. Мы живем по запове дям Божьим: прости и за будь, — кротко формулиру ет свое жизненное кредо Людмила Михайловна. И затем наперебой с Алексан дром Александровичем без особых усилий вспоминает особенно неприглядные эпи зоды из жизни своей колле ги. Особенно неожиданно слышать некоторые подроб ности из уст директора, ко торый держит себя совсем иначе, чем при первой на шей встрече. Да, видно, что Татьяна Васильевна — натура непро стая, она и сама этого не скрывает. Возможно, ей вре дит излишняя эмоциональ ность. Но неужто это повод обвинять человека в неадек ватности? И почему же в таком случае Журавлева до сих пор работает в школе? —Ну не мог я ее уволить! Она женщина, у нее двое де тей, — сокрушается Алек сандр Александрович. — Моя позиция: я принимаю на работу, но никого не увольняю. Какой есть кол лектив, с таким и работаю. Поверьте, я не могу переде лать человека! Честно признаюсь: подоб ное от руководителя прихо дится мне слышать впервые в жизни. Конечно, с фило софской точки зрения Алек сандр Александрович, может быть, и прав. Но в таких об стоятельствах (если они, ко нечно, именно такие)дирек тор школы должен вроде бы прежде всего думать о де тях... Вообще странное впечат ление осталось от разговора с супругами Толстых. По их мнению получается, что Ре- пецкая школа — это элит ное учебное заведение, где к ученикам обращаются ис ключительно на «Вы». И не дай Бог, если это прозвучит несколько громче, чем обыч но. И только Журавлева по зволяет себе кричать и на де тей, и на директора, завуча. А последние смиренно взды хают и терпят все ее выход ки. Но, может быть, это так и есть? — Учителя в материаль ном плане у нас не обиже ны, жестко никто не конт ролируется. И директор по нимающий. Но что произош ло между администрацией и Журавлевой — непонятно. Скорее всего, это что-то лич ное, на чем-то они споткну лись когда-то. С Татьяной Васильевной просто невоз можно договориться, и чего она хочет, похоже, сама не знает, — таково мнение Га лины Тагинцевой, председа теля совета школы. И похо же, она не единственная, кто так думает: под коллектив ными обращениями в газету в защиту директора и заву ча стоят подписи почти всех учителей. И тем не менее так счи тают не все. Я поговорила с теми, кто уж точно не заин тересован в поддержке ни одной из сторон — с выпус книками. О своей бывшей учительнице они вспомина ют вполне тепло. — Нормальный человек, ничего такого плохого вспомнить не могу, — гово рит Владимир Шаталов, сту дент ЛГПУ. — Наши родители даже заявление писали, чтобы она вела у нас английский, — рассказывает Мария Левши- на, тоже студентка ЛГПУ.— Она и дисциплину поддер живала, и объясняла непло хо. Возможно, сейчас Тать яна Васильевна в чем-то и не права, но не может быть, чтобы она одна была вино вата во всем... •к "к "к На строительство башни до небес людей подтолкну ла гордыня. Что движет участниками репецкого кон- фликтотворения? Старые обиды, нежелание признать свои ошибки, элементарная несдержанность? По край ней мере, похоже, что о главном они словно бы за были — о том, что, кроме всего прочего, вокруг них дети, ученики, которые, на блюдая за распрями взрос лых, делают свои, пока еще неизвестные нам выводы. Что усвоят они от своих пе дагогов? Возможно, прави ла русского правописания или грамотное английское произношение. Но вряд ли — умение понимать и ува жать другого человека. Но, может быть, «пере водчик» — Задонское райо не — все же поможет нашим героям найти общий язык и задуматься о более важных вещах, чем взаимные обиды и претензии. Софья ВОБЛИКОВА, спец.корр. «Липецкой газеты». Задонский район. ^Резонанс Так держать, изобретатель! с интересом прочитал в «Липецкой газете» статью об изобретателе очистителя воздуха Владимире Конопкине. Но как сделать, чтобы его детище дошло до людей? Напомню об опыте Генри Форда. Тот оставил работу в электрической компании и посвятил жизнь производству дешевых автомобилей. В начале карьеры ему помогли друзья: собрали стартовый капитал —и дело закрутилось. Из маленькой мастерской родилась гигантская промышленная империя. Этот опыт может использовать и Конопкин, организовав фирму «Чистый дом», собрав команду единомыщленников. Все упирается в деньги. Их, как правило, нет. Но на нуж ное начинание найдутся. Человек, имеющий стоящую идею, может взять кредит в банке, выпустить и продать акции, от крыть дело на паях, добиться помощи благотворительных орга низаций, собрать добровольные пожертвования и так далее. Но главное — команда. Она может состоять из двух и более человек. Так делал Форд. Его компания была государ ством в государстве. Доверие к нему было так велико, что нужные средства он собирал без труда. Большое внимание уделял информированию сотрудников и общественности о делах компании. Издавал свою газету и сам писал для нее передовицы. Поэтому если Конопкин за интересован в скорейшей организации производства своего изобретения, то он должен подружиться с журналистами, организовывать пресс-конференции. Для нужного дела под держка СМИ очень важна... Чтобы дело быстрее двигалось, желательно организовать клуб друзей «Чистый дом». И регулярно собираться в опре деленном месте, как это делает клуб «Эколог». Обратиться за содействием можно на НЛМК. Там имеет ся подразделение по производству товаров народного потреб ления и есть пустующие здания на улице 9 Мая, где раньше собирали телевизоры и магнитолы отверточным методом. Хорошо относятся к интересным новациям на грязинском заводе «Гидравлик». Свободные производственные площади есть на липецком станкозаводе, АО «Спецоборудование-Л»... Финешсово могли бы помочь предприниматели, а также организации и магазины по продаже бытовой техники. Можно обратиться за содействием в фонд Н. Борцова, в корпорацию «Социально-духовное развитие». Вызывает недоумение позиция местных властей. Ведь если б Конопкин пришел с мешком золота, то какой бы был при ем? А ведь «раскрутив» его изобретение во всероссийском масштабе можно получить солидную прибавку в бюджет. Если нет бизнес-проекта — надо помочь. Помочь с инвес торами. Изобретатель должен изобретать, чиновники и пред приниматели внедрять изобретения, достойно оплачивая его труд. У американских бизнесменов, например, есть хорошая черта — на творчество они денег не жалеют. «Моя чековая книжка — к вашим услугам!» — так там относятся к творцам научно-технического прогресса. Есть даже бизнес «охота за головами» —поиск талантов. А тут творческий человек с идеей в наличии. Плохо, если вместо созидательного «Чем вам мо жем помочь?» — он услышит: «Это ваши проблемы!». И еще. Чтобы добиться успеха нужно отрезать пути для отступления — сжечь за собой все мосты. Продать все, что можно продать, и вырученные деньги вложить в дело. Пси хологи утверждают, что, когда некуда отступать, появляет ся страстное желание победить — во что бы то ни стало. Так поступают «рисковые ребята» в США. Ставят все на кон. И выигрывают! Даже если и проигрывают — не беда. Неудача — это тоже успех. Ведь приобретается самое ценное — жиз ненный опыт, друзья, связи. И завтра снова в бой! Пока че ловек не сдался, он непобедим! Дерзайте, изобретатель Конопкин! Воздухоочиститель «Чистый дом» нужен практически всем. Доставьте людям радость дышать свежим воздухом... Михаил АРХИПОВ. г. Липецк. Y4M -2006 Не будите спящего Зидана Чемпионат мира в Германии подходит к концу. Осталось сыграть второй полуфинал, матч за третье место, и, собственно, решающий поединок за право называться сильнейшей командой планеты. Тем временем специалисты, болельщики и журнгшисты уже подводят первые итоги. Чемпионат, без сомнения, удал- ' ся. Он получился зрелищным и напряжённым. На полях Германии и за их пределами присутствовало всё, что так нравится болельщикам, — сюрпризы и скандалы, чудесные преображения и маленькие трагедии. В очередной раз доказала свою состоятельность европей ская школа футбола. Не случайно на стадии полуфиналов борьбу за медали продолжают только её иедставители. Два гранда латиноамериканского футбола — Бразилия и Арген тина — были вынуждены, сойти с дистанции уже в четверть финале, и это стало главной неожиданностью. Бразильские мастера, как всегда, демонстрировали потрясающую техни ку, но сыграть в унисон не смогли. Французов, наоборот, перед началом турнира многие списали со счетов. Дескать, слишком много у них ветеранов, которым после напряжён ного сезона в своих клубах просто не хватит сил. Хватило и на то, чтобы выйти из группы, и на то, чтобы затем убрать со своего пути Испанию и Бразилию. Как же жаль, что непод ражаемый Зинедин Зидан объявил о своём уходе из сборной после чемпионата мира. Маэстро, не уходите! Вы так блиста тельно играете на этом турнире, что даже не верится что вам уже, 34. Или ещё 34? Какие, к чёрту, бразильцы с их приво дящим в бешенство пижонством! Давно уже футбольный мир не видел в исполнении Зидана такого количества неве роятных по своей красоте финтов. Футбол украшают личности. Такие, как Зидан. И если он действительно уйдёт, игра, которой поклоняются миллионы людей во всем мире, немножко потускнеет. «Отправим Зида на на пенсию!» — написала в преддверии матча Испания - Франция ведущая испанская газета. Написала на беду всей Испании. Потому что тем самым она разбудила пребывавшего в спячке медведя. И как его теперь успокоить, не знает никто. Признаюсь честно, на этом чемпионате я болел за Брази лию. С каждым новым бледным матчем в исполнении «ку десников мяча» я тешил себя надеждой: «Ну уж в следую щем они себя покажут!» Так было до игры с Францией. Ко торая, уверен, стала откровением для многих любителей футбола. Жаль, что таких откровений на мундиале было не так много. С каждым годом футбол становится всё более прагма тичным. Крутящиеся вокруг него огромные деньги застав ляют команды действовать с оглядкой на его величество Ре зультат. Даже бразильцы и те стараются играть рациональ но. Всегда отличавшиеся на поле непо;у)ажаемои страстью англичане на этом т^нире были бледной тенью самих себя. Шведский наставник Свен Ёран Эрикссон превратил бесстраш ную команду, всегда рвавшуюся вперёд с открытым забра лом, в сборище боящихся собственной тени футболистов. Если раньше вылет англичан был трагедией для любого турнира, то и-х нынешнее поражение от Португалии, боюсь, не многих опечалило даже на Туманном Альбионе. Где ты, старая доб рая Англия? Кто ещё порадовал, так это хозяева турнира — немцы. Три недели назад в самой Германии немногие верили, что их национальная команда будет бороться за медали. Юргена Клинсманна критиковали все, в том числе и капитан его команды Микаэль Баллак. Сейчас же бундестренер — наци ональный герой, а на его родине в маленьком городке на юго-западе Германии появилась улица его имени — Юрген- Клинсманн-Вег. Молодые немцы играют в атакующий фут бол, что не может не вызывать симпатии. Я пишу эти стро ки, ещё не зная, чем закончился ночной поединок между Германией и Италией. Но, право слово, выход в финал за дорных немцев, с точки зрения зрелищности, был бы пред почтительнее. Слишком скучна Италия на этом первенстве. В любом случае имя нового чемпиона мира мы узнаем совсем скоро — в воскресенье, 9 июля. Михаил АБРАМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz