Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
^'ЛИПЕЦКАЯ газета 4 июля 2006 г., № 127 (22755) ^Задним умом Александр КОСЯ КИН, обозреватель «Липецкой газеты» Крыша поехала. Смаячком Листая календарь, обнаруживаешь иногда удивительные, даже поучительные истории, которые по какой-то случайности не стали эпохальными. Вот, к примеру, 9 июля 1918 года в Москве стреляли в Ленина. Не обкуренные террористы, а свои, можно сказать, элита красной гвардии - латышские стрелки. Пули, правда, гфолетели мимо, но факт остается фактом: бойцы обстреляли автомобиль председателя Совнаркома, который не остановился по их приказу. Что тут можно сказать? Оказывается, и тогда случались разно гласия между участниками дорожного движения: одни свистели, другие давили на газ. Век почти прошел, а по сути мало что измени лось. VIP-персоны, политики, лучшие люди страны на гаишников даже не смотрят. На спидометр - тоже. Любая скорость на любой полосе движения в любое время и даже в любом состоянии разрешены мигалкой на крыше авто. Как пропуск в жизнь, такую всю из себя демократичную, полную плюрализма на дороге (и не только^ с на бором всяческих льгот, поблажек и привилегий. Конечно, в России закоулочной, России провинциальной подобная езда не очень на прягает — пусть себе включает мигалку на полированной лысине «Мерса» какой-нибудь главначпупс, до первого ухаба в нашей Бех- теевке, может, и доедет... Но на Тверской в столице и на Невском в Питере эта льгота всегда имеет принципиальное, социальное и даже политическое значение. А как же — тот, кто пошел на обгон, тот, стало быть, и круче, и приближеннее... «Крутых» слишком много. В стране просто переизбыток «кру тых», просто кризис перепроизводства. Даже депутатам, даже ми нистрам и даже — бери выше... — этим... так вот, и им тоже... ездить стало проблематично. Их обходят на поворотах, их прижимают, под резают, подставляют, кидают и при этом (вот срам-то!) им показы вают еще указательный палец! Эти — не депутаты, не политики и не министры, а пес их знает, кто такие... Может, пособники олигархов, а может, бандиты. У них есть деньги, много денег, есть «крыша», а значит, есть и проблесковые маячки на крыше. На днях в Москве сотрудники ДПС остановили машину депу тата Госдумы Степана Шоршорова и выяснили, что спецномера на «Мерседесе»... поддельные, а настоящие приклеены к машине, бе гающей где-то в Ростове-на-Дону. Общественность надеется, что соответствующие товарищи в этом инциденте разберутся... Раз в год главный гаищный генерал самолично выходит на трас су и на каком-нибудь «Жигуленке», как простой смертный, нарыва ется... на скандал. Его тормозят за превышение скорости (за выб рошенную из окна кожуру банана, за немытое стекло, за отсутствие анальгина в аптечке...) подчиненные, и он смотрит, как они это де лают, и даже, наверное, мечтает, чтоб с него взяли мзду... Генерал не понимает, что его портрет каждый сержант ДПС зна ет лучше, чем физиономию любимой тещи, а группа сопровождения из десятка телекамер держит всех участников этой комедии под прицелом. Но все равно генерал находит недостатки, докладывает на самый верх, а также в Думу и потом целый год работает с чув ством исполненного долга. И вот Дума, правительство в очередной раз рещают покончить с беспределом на дорогах. Они хотят, чтоб страшно узок был круг счастливчиков, которые могут ездить не оглядываясь по сторонам. Они хотят сами быть этими счастливчиками... И тут неожиданно первым делает шаг вперед министр МВД. Он отменяет все эти мигалки для своих чиновников. И те, покряхтев, ми галки снимают. Но при этом вешают на бампер такие номера, которые любой инспектор видит за версту и потому вытягивается в струнку. Поводок укоротили, но миску пододвинули — вот как это называется. Можно не сомневаться, что купить такие номера будет несложно — опыт в стране есть, есть желающие и есть деньги у желающих. Все эти игры не только вырабатывают дальнозоркость у работ ников ДПС,.но и раздражают участников дорожного движения, ведь каждую такую «особую» машину провожают ненавидящим взглядом тысячи людей. А ведь решить проблему можно просто (такое пред ложение делается не впервые): нужно оставить маячки у — загиба ем пальцы — на авто президента, премьера и двух председателей парламентов. Все! Ну и еще, разумеется, на спецмашинах. И тогда, чтобы купить мигалку, придется обращаться к самому Фрадкову, а он не продаст! Конечно, нам далеко до стран западных демократий, где первые лица ходят на работу пешком, а президентский лимузин останавли вается перед красным глазом светофора. Мы еще не накатались на иномарках, не нарулились. И потом, нам наши просторы не позво ляют так роскошествовать, а пуще всего — не велит господин Го голь, сказавший чистую правду: «И какой русский не любит быстрой езды?» Но не договоривший фразу до конца: «и... похвалиться пе ред всяким встречным?» ^Проекты XXI века Эту ситуацию безысходности на дороге как нельзя лучше иллюст рируют... памятники. Раз народ решил что-то увековечить, значит, при спичило. Сначала поставили памятник неподкупному инспектору (правда, охальники уже несколько раз ночами отнимали у него жезл), и вот на днях состоялось открытие еще одного монумента — в Новосибирске появилась скульптурная композиция... светофора и регулировщика, выполненная «под бронзу» и в натуральную величину. Что ж, когда про блема годами не решается, ее остается лишь увековечить... Разбавь бензин, и мотор... заработает мощнее в мире растёт интерес к возобновляемым источникам энергии Одним из лидеров в использовании биотоплива в двигателях автомашин является Бразилия, которая значительно сократила производство сахара, перерабатывая сахарный тростник в биоэтанол-спирт, которым разбавляется бензин. В Европе первой страной, которая начала производить этот продукт, является Германия. Недавно из поездки в эту страну вернулся генеральный директор ООО «Предприятие «Развитие» Виктор Шахов. О проблемах новых видов моторного топлива с ним беседует наш корреспондент. — Виктор Петрович, вы уже не первый раз изучаете немецкий опыт производ ства биотоплива. Сначала ознакомились с производ ством биодизеля, сейчас — биоэтанола. Какое место за нимают они на рынке неф тепродуктов Германии? —Согласно директиве Ев росоюза, в каждой стране ЕС доля биотоплива в нефтепро дуктах к 2010 году должна быть доведена до 5,75 про цента. С биодизелем в Герма нии работают уже 10 лет, и министерство финансов стра ны считает: производство здесь настолько окрепло, что с него пора брать акцизные налоги. Правда, владельцы АЗС и партия «зелёных» в бундестаге с этим не соглас ны. Будут ли введены такие налоги с 1 августа, скоро по смотрим. А вот акцизы на биоэтанол здесь собираются ввести только с 2009 года, поэтому новые заводы по его производству в Германии ак тивно строятся. В отличие от некоторых других европейс ких стран, которые предпо читают ввозить его из Бра зилии. Как нам рассказал пред ставитель компании GEA, поставляющей оборудование для спиртовых заводов, Дит- мар Кёлер, стоимость 1 тон ны бразильского биоэтанола в голландском порту Роттер-. дам составляет 590 евро. Се бестоимость тонны топлива из зернового сырья в Герма нии почти такая же, и преж де всего потому, что прави тельства федеральных земель обеспечивают финансовую поддержку строительству новых предприятий, потому что создаются новые рабочие места. В результате крупные заводы построила компания «Sud Zucer», два предприя тия по производству биоди зеля и один по производству биоэтанола возведены компа нией МВЕ с помощью фир мы GEA. На этом предприя тии в городе Цёрбиг мы и ознакомились с процессом производства нового вида топлива. Хотя какое оно новое? Директор доктор Бернд Клотц нам сказал, что пер вый автомобиль Генри Фор да работал как раз на спир те. Завод в Цёрбиге выпуска ет 70 тысяч тонн этанола в год, получая рожь, тритика ле и пшеницу от фермеров Восточной Германии. Сырьё, по его словам, составляет 60 процентов всех затрат в про изводстве этанола. Из тонны зерна получается 370 литров продукта, с концентрацией в 99,8 процента против 99,3 процента у бразильского. Германский и шведский стандарты по этому показа телю наиболее высоки, воды в топливе не должно быть — иначе двигатель заглохнет. А немецкие селекционеры ра ботают над новыми сортами зерновых с пониженным со держанием белка и повышен ным — крахмала для обес печения качественным сырь ём новых заводов. Бернд Клотц показал нам все технологические процес сы — от загрузки зерна до отправки готовой продукции. Есть два метода получения этанола: сухой и мокрый. На заводе используется второй, когда зерно замачивается и подвергается ферментации в течение 48 часов. Отличие технологии получения пище вого спирта и топливного эта нола в том, что последний не надо так тщательно очищать, но надо проводить его дестил- ляцию, высушивать от вла ги. Оригинальная техноло гия, разработанная в МВЕ, цррволяет избыточное тепло использовать с помощью ге нератора для выработки электроэнергии. Весь спирт здесь тщательно контролиру ется таможней. На заводе сейчас строят смесевое отде ление, чтобы отгружать по требителям готовый биоэта нол, а пока значительный объём продукции поставляет ся нефтеперерабатывающим заводам. — Специалисты утвер ждают, что использование такого топлива, как биоди зель, понижает мощность двигателя на 10 процентов. А как работают двигатели на биоэтаноле? — В этом случае, наобо рот, мощность двигателя по вышается. В Германии со Отгрузка готовой продукции в Цёрбиге. ФОТО АВТОРА гласно стандартам произво дятся биоэтанол Е-50 и Е-85. При использовании после днего октановое число топли ва возрастает до 101. Сами понимаете, что это — увели чение мощности двигателя. — А каков спрос на этот вид топлива? — Если ещё в прошлом году в Германии была пост роена лишь одна АЗС с колон ками для заправки биоэтано лом, то теперь биоэтанол Е- 85 продают уже на 30 АЗС. Мы встречались с владельца ми двух частных автозапра вок в землях Саксония и Сак сония-Ангальт. Вывший шо фёр Аксель Финке в городке Гёршен владеет 25 грузовы ми автомахпинами и щебёноч ным карьером. Вместе со сво им компаньоном Франком Гюнтером он несколько лет назад решил удешевить сто имость перевозок и смонтиро вал на своей АЗС сначала топ ливную колонку под биоди зель, а потом — под биоэта нол, который стоит 1,08 евро, то есть дешевле бензина. Бо лее того, сотрудничая с ком панией «Заутер», он продает также так называемые ланд- зонды, которые, впрыскивая специальную эмульсию, до жигают топливо, делая авто мобиль экологически безопас нее, что поощряется в стра нах ЕС. Мы спросили Аксе ля, что он будет делать, если министерство финансов вве дёт всё-таки акцизы на био топливо. Станем покупать его в Румынии или в Украине, где оно значительно дешевле, ответил он. Хочу сказать, что биоэта нол Е-50 пригоден для всех бензиновых моторов. Концер ны «Форд* и «СААБ* уже выпускают автомашины, сер тифицированные для исполь зования биоэтанола. Произ водство его в Германии ста нет расти, поэтому и строят ся новые заводы. — Есть ли будущее у но вых видов топлива у нас в России? —Весь мир понимает, что запасы нефти не безграничны, что надо заботиться об эколо гии. Выбросы токсичных ве ществ при использовании био этанола по сравнению с бен зином уменьшаются на 30 процентов. В США действует государственная программа поддержки производства аль тернативных видов топлива, существуют налоговые льго ты, система грантов и премий для производителей. В ре зультате здесь построены уже 97 заводов по производству биоэтанола, американцы вышли на второе место в мире после Бразилии. Согласно этой программе, использова ние возобновляемых источни ков энергии позволит США сократить импорт сырой не фти к 2012 году на 250 мил лионов тонн. Очень солидная цифра. В США основное ко личество биоэтанола произво дится из кукурузы. Есть Т£ПС- же разработки учёных по его производству из соломы и другой биомассы. В университете города Котбус его сотрудник, одно временно работающий в Цен тре энергетических техноло гий земли Бранденбург, Кла ус Шварц рассказал нам, что он с коллегами разработал технологию получения био этанола из зелёной массы люпина для нового завода в Исландии. А поскольку в районе Котбуса до границы с Польшей очень бедные пес чаные земли, выращивание сельскохозяйственных куль тур не очень выгодно, они занялись посадками ивы, которая вырастает на три метра в год, и это древесное сырьё также пойдет на про изводство биоэтанола. Очень активно работают с этим видом топлива в Шве ции. Приняты государствен ные программы по его про изводству в Канаде, Индии и Китае. Первый завод в этом году будет сдан в Казахста не, строится предприятие в Украине. — На топливном конг рессе в Москве в апреле это го года было заявлено, что и у нас в Волгограде будет построен первый завод био этанола. Но вице-президент холдинга «Випойл», кото рый занимается строитель ством завода в Волгограде, Андрей Средний, отметил. что в правительстве нет вза имопонимания по этому воп росу, не разработано соот ветствующее законодатель ство, нет преференций про изводителям, по сравнению с другими странами. — Он, безусловно, прав. Ведь у нас существуют акци зы и на спирт, и на бензин. Никто пока не сказал, изме нятся ли они. В Украине Вер ховная Рада уже приняла за кон о снижении с 60 до 30 евро акцизов на бензин с эта нолом. У нас пока действи тельно нет государственной программы по этому вопросу. Я бы сказал, даже моральная поддержка энтузиастов слаба. — Ваше пристальное внимание к новым видам биотоплива не означает ли, что «Развитие* собирается что-то производить? — В своей компании мы привыкли работать с расчё том на перспективу, поэтому изучаем вопрос досконально, чтобы прогнозировать конъ юнктуру на рынке нефтепро дуктов на несколько лет впе рёд. Тем более что в созда ваемой в нашей области ОЭЗ «Казинка* уже заявлено о строительстве завода по про изводству биоэтанола. И если у потребителей будет спрос на него, то и мы станем поку пать биотопливо и реализо вывать его на своих АЗС. Беседу вёл Юрий БАКЛАНОВ. 'Политпасьянс Как выбраться из «демографической ямы»? Партия «Родина» предлагает евой «рецепт» Законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях сохранения народонаселения”, внесенный партией “Родина” в Государственную Думу, стал важным политическим событием прошедшей недели. nan.ru .......... .... . Б А Б Александп • — Последнее Послание президента Владимира Пути на Федеральному Собранию удивительно созвучно мно гим нашим идеям, — заявил председатель партии Алек сандр Бабаков на пресс-кон ференции в РИА “Новости” . — По крайней мере, о над вигающейся демографичес кой катастрофе “Родина” предупреждала еще несколь ко лет назад... Настораживает Бабакова только одно. Прошло уже достаточно времени с момен та оглашения Послания, но межфракционная комиссия. созданная в Государственной Думе, так и не представила ни одного законопроекта, наделяющего инициативы главы государства юридичес кой силой. Последнее ее за седание опять завершилось безрезультатно. И тогда партия “Родина” решила взять инициативу в свои руки. “Законопроект, вне сенный нами в Государствен ную Думу, развивает поло жения, которые уже были озвучены в Послании, вер нее, в “демографической” его части” , — подчеркнул лидер партии. Вместе с тем Александр Бабаков уверен, что народо- сбережение — проблема, тре бующая целого комплекса мер. «Очень хорошо, — от метил он, — что матерям бу дут выдавать сертификат за второго ребенка, который можно будет использовать либо как накопительную часть пенсии, либо для по купки жилья, либо для со держания семьи. Но полу чить его можно будет не сра зу, а по прошествии целых шести лет*. Партия «Роди на*, напротив, предлагает не медленно выдавать сертифи каты и не за второго ребен ка, а за каждого родившего ся. Да, рождаемость — клю чевое, но далеко не един ственное слово, уверен руко водитель- «Родины*. “Мы должны спланировать всю программу действий государ ства по поддержке молодой семьи. Ее мало обеспечить жильем, нужно еще поду мать о дошкольном образова нии, нужно, чтобы родители могли получать достойную заработную плату. Без пла нирования экономики на долгие годы нельзя решать не только демографическую, но и любую другую проблему” , — подчеркнул Бабаков. Иными словами, для вы хода из демографического кризиса следует предпринять целый комплекс мер: приве сти в соответствие с мини мальным прожиточным уров нем детские пособия до трех лет, восстановить сбереже ния граждан, “сгоревшие” в девяност'ые годы прошлого века... “Инвестиции в буду щие поколения больше нельзя откладывать на по том” , — подчеркнул Алек сандр Бабаков. “Демографический кри зис не преодолеть, лишь сти мулируя рождаемость, — за явил он далее. — Ведь мы должны думать не только об увеличении народонаселе ния, но и о том, как люди будут образованы, чем они будут заниматься, где они будут жить, кто их будет обу чать, чему обучать и так да лее. Именно поэтому я твер до убежден: мы должны под ходить к решению вопросов системно. Конечно, при оп ределенной государственной политике теоретически мож но добиться показателей рождаемости, характерных, скажем, для африканских стран. Но что будут делать эти люди? Пополнять армию безработных?” Для решения демографи ческой проблемы, констати ровал руководитель “Роди ны” , необходимо выстроить некую логику, которая дол жна основываться на не скольких краеугольных по ложениях. Основные из них — “материальное обеспече ние семьи” , «достойные жи лищные условия и медицин ская помощь” . При этом од ним из важнейших условий оздоровления демографичес кой ситуации Бабаков назвал возрождение культа семьи. Ведь одной из основных при чин снижения рождаемости социологи называют “деваль вацию” традиционных ценно стей. По мнению Бабакова, это происходит из-за чрез мерного влияния западной массовой культуры, разруша ющей традиции российской семьи. Подготовил Сергей ДВАНОВ. АгроЦентр БАСФ Технологии, проверенные на прибыль Узнать расписание семинаров можно по телефонам- Белгород: <910) 741 72 11. (4722) 31 64 66 Руководитель АгроЦентра Титоеский Александр Григпрьбвич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz