Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

^'ЛИПЕЦКАЯ газета 4 июля 2006 г., № 127 (22755) ^Задним умом Александр КОСЯ КИН, обозреватель «Липецкой газеты» Крыша поехала. Смаячком Листая календарь, обнаруживаешь иногда удивительные, даже поучительные истории, которые по какой-то случайности не стали эпохальными. Вот, к примеру, 9 июля 1918 года в Москве стреляли в Ленина. Не обкуренные террористы, а свои, можно сказать, элита красной гвардии - латышские стрелки. Пули, правда, гфолетели мимо, но факт остается фактом: бойцы обстреляли автомобиль председателя Совнаркома, который не остановился по их приказу. Что тут можно сказать? Оказывается, и тогда случались разно­ гласия между участниками дорожного движения: одни свистели, другие давили на газ. Век почти прошел, а по сути мало что измени­ лось. VIP-персоны, политики, лучшие люди страны на гаишников даже не смотрят. На спидометр - тоже. Любая скорость на любой полосе движения в любое время и даже в любом состоянии разрешены мигалкой на крыше авто. Как пропуск в жизнь, такую всю из себя демократичную, полную плюрализма на дороге (и не только^ с на­ бором всяческих льгот, поблажек и привилегий. Конечно, в России закоулочной, России провинциальной подобная езда не очень на­ прягает — пусть себе включает мигалку на полированной лысине «Мерса» какой-нибудь главначпупс, до первого ухаба в нашей Бех- теевке, может, и доедет... Но на Тверской в столице и на Невском в Питере эта льгота всегда имеет принципиальное, социальное и даже политическое значение. А как же — тот, кто пошел на обгон, тот, стало быть, и круче, и приближеннее... «Крутых» слишком много. В стране просто переизбыток «кру­ тых», просто кризис перепроизводства. Даже депутатам, даже ми­ нистрам и даже — бери выше... — этим... так вот, и им тоже... ездить стало проблематично. Их обходят на поворотах, их прижимают, под­ резают, подставляют, кидают и при этом (вот срам-то!) им показы­ вают еще указательный палец! Эти — не депутаты, не политики и не министры, а пес их знает, кто такие... Может, пособники олигархов, а может, бандиты. У них есть деньги, много денег, есть «крыша», а значит, есть и проблесковые маячки на крыше. На днях в Москве сотрудники ДПС остановили машину депу­ тата Госдумы Степана Шоршорова и выяснили, что спецномера на «Мерседесе»... поддельные, а настоящие приклеены к машине, бе­ гающей где-то в Ростове-на-Дону. Общественность надеется, что соответствующие товарищи в этом инциденте разберутся... Раз в год главный гаищный генерал самолично выходит на трас­ су и на каком-нибудь «Жигуленке», как простой смертный, нарыва­ ется... на скандал. Его тормозят за превышение скорости (за выб­ рошенную из окна кожуру банана, за немытое стекло, за отсутствие анальгина в аптечке...) подчиненные, и он смотрит, как они это де­ лают, и даже, наверное, мечтает, чтоб с него взяли мзду... Генерал не понимает, что его портрет каждый сержант ДПС зна­ ет лучше, чем физиономию любимой тещи, а группа сопровождения из десятка телекамер держит всех участников этой комедии под прицелом. Но все равно генерал находит недостатки, докладывает на самый верх, а также в Думу и потом целый год работает с чув­ ством исполненного долга. И вот Дума, правительство в очередной раз рещают покончить с беспределом на дорогах. Они хотят, чтоб страшно узок был круг счастливчиков, которые могут ездить не оглядываясь по сторонам. Они хотят сами быть этими счастливчиками... И тут неожиданно первым делает шаг вперед министр МВД. Он отменяет все эти мигалки для своих чиновников. И те, покряхтев, ми­ галки снимают. Но при этом вешают на бампер такие номера, которые любой инспектор видит за версту и потому вытягивается в струнку. Поводок укоротили, но миску пододвинули — вот как это называется. Можно не сомневаться, что купить такие номера будет несложно — опыт в стране есть, есть желающие и есть деньги у желающих. Все эти игры не только вырабатывают дальнозоркость у работ­ ников ДПС,.но и раздражают участников дорожного движения, ведь каждую такую «особую» машину провожают ненавидящим взглядом тысячи людей. А ведь решить проблему можно просто (такое пред­ ложение делается не впервые): нужно оставить маячки у — загиба­ ем пальцы — на авто президента, премьера и двух председателей парламентов. Все! Ну и еще, разумеется, на спецмашинах. И тогда, чтобы купить мигалку, придется обращаться к самому Фрадкову, а он не продаст! Конечно, нам далеко до стран западных демократий, где первые лица ходят на работу пешком, а президентский лимузин останавли­ вается перед красным глазом светофора. Мы еще не накатались на иномарках, не нарулились. И потом, нам наши просторы не позво­ ляют так роскошествовать, а пуще всего — не велит господин Го­ голь, сказавший чистую правду: «И какой русский не любит быстрой езды?» Но не договоривший фразу до конца: «и... похвалиться пе­ ред всяким встречным?» ^Проекты XXI века Эту ситуацию безысходности на дороге как нельзя лучше иллюст­ рируют... памятники. Раз народ решил что-то увековечить, значит, при­ спичило. Сначала поставили памятник неподкупному инспектору (правда, охальники уже несколько раз ночами отнимали у него жезл), и вот на днях состоялось открытие еще одного монумента — в Новосибирске появилась скульптурная композиция... светофора и регулировщика, выполненная «под бронзу» и в натуральную величину. Что ж, когда про­ блема годами не решается, ее остается лишь увековечить... Разбавь бензин, и мотор... заработает мощнее в мире растёт интерес к возобновляемым источникам энергии Одним из лидеров в использовании биотоплива в двигателях автомашин является Бразилия, которая значительно сократила производство сахара, перерабатывая сахарный тростник в биоэтанол-спирт, которым разбавляется бензин. В Европе первой страной, которая начала производить этот продукт, является Германия. Недавно из поездки в эту страну вернулся генеральный директор ООО «Предприятие «Развитие» Виктор Шахов. О проблемах новых видов моторного топлива с ним беседует наш корреспондент. — Виктор Петрович, вы уже не первый раз изучаете немецкий опыт производ­ ства биотоплива. Сначала ознакомились с производ­ ством биодизеля, сейчас — биоэтанола. Какое место за­ нимают они на рынке неф­ тепродуктов Германии? —Согласно директиве Ев­ росоюза, в каждой стране ЕС доля биотоплива в нефтепро­ дуктах к 2010 году должна быть доведена до 5,75 про­ цента. С биодизелем в Герма­ нии работают уже 10 лет, и министерство финансов стра­ ны считает: производство здесь настолько окрепло, что с него пора брать акцизные налоги. Правда, владельцы АЗС и партия «зелёных» в бундестаге с этим не соглас­ ны. Будут ли введены такие налоги с 1 августа, скоро по­ смотрим. А вот акцизы на биоэтанол здесь собираются ввести только с 2009 года, поэтому новые заводы по его производству в Германии ак­ тивно строятся. В отличие от некоторых других европейс­ ких стран, которые предпо­ читают ввозить его из Бра­ зилии. Как нам рассказал пред­ ставитель компании GEA, поставляющей оборудование для спиртовых заводов, Дит- мар Кёлер, стоимость 1 тон­ ны бразильского биоэтанола в голландском порту Роттер-. дам составляет 590 евро. Се­ бестоимость тонны топлива из зернового сырья в Герма­ нии почти такая же, и преж­ де всего потому, что прави­ тельства федеральных земель обеспечивают финансовую поддержку строительству новых предприятий, потому что создаются новые рабочие места. В результате крупные заводы построила компания «Sud Zucer», два предприя­ тия по производству биоди­ зеля и один по производству биоэтанола возведены компа­ нией МВЕ с помощью фир­ мы GEA. На этом предприя­ тии в городе Цёрбиг мы и ознакомились с процессом производства нового вида топлива. Хотя какое оно новое? Директор доктор Бернд Клотц нам сказал, что пер­ вый автомобиль Генри Фор­ да работал как раз на спир­ те. Завод в Цёрбиге выпуска­ ет 70 тысяч тонн этанола в год, получая рожь, тритика­ ле и пшеницу от фермеров Восточной Германии. Сырьё, по его словам, составляет 60 процентов всех затрат в про­ изводстве этанола. Из тонны зерна получается 370 литров продукта, с концентрацией в 99,8 процента против 99,3 процента у бразильского. Германский и шведский стандарты по этому показа­ телю наиболее высоки, воды в топливе не должно быть — иначе двигатель заглохнет. А немецкие селекционеры ра­ ботают над новыми сортами зерновых с пониженным со­ держанием белка и повышен­ ным — крахмала для обес­ печения качественным сырь­ ём новых заводов. Бернд Клотц показал нам все технологические процес­ сы — от загрузки зерна до отправки готовой продукции. Есть два метода получения этанола: сухой и мокрый. На заводе используется второй, когда зерно замачивается и подвергается ферментации в течение 48 часов. Отличие технологии получения пище­ вого спирта и топливного эта­ нола в том, что последний не надо так тщательно очищать, но надо проводить его дестил- ляцию, высушивать от вла­ ги. Оригинальная техноло­ гия, разработанная в МВЕ, цррволяет избыточное тепло использовать с помощью ге­ нератора для выработки электроэнергии. Весь спирт здесь тщательно контролиру­ ется таможней. На заводе сейчас строят смесевое отде­ ление, чтобы отгружать по­ требителям готовый биоэта­ нол, а пока значительный объём продукции поставляет­ ся нефтеперерабатывающим заводам. — Специалисты утвер­ ждают, что использование такого топлива, как биоди­ зель, понижает мощность двигателя на 10 процентов. А как работают двигатели на биоэтаноле? — В этом случае, наобо­ рот, мощность двигателя по­ вышается. В Германии со­ Отгрузка готовой продукции в Цёрбиге. ФОТО АВТОРА гласно стандартам произво­ дятся биоэтанол Е-50 и Е-85. При использовании после­ днего октановое число топли­ ва возрастает до 101. Сами понимаете, что это — увели­ чение мощности двигателя. — А каков спрос на этот вид топлива? — Если ещё в прошлом году в Германии была пост­ роена лишь одна АЗС с колон­ ками для заправки биоэтано­ лом, то теперь биоэтанол Е- 85 продают уже на 30 АЗС. Мы встречались с владельца­ ми двух частных автозапра­ вок в землях Саксония и Сак­ сония-Ангальт. Вывший шо­ фёр Аксель Финке в городке Гёршен владеет 25 грузовы­ ми автомахпинами и щебёноч­ ным карьером. Вместе со сво­ им компаньоном Франком Гюнтером он несколько лет назад решил удешевить сто­ имость перевозок и смонтиро­ вал на своей АЗС сначала топ­ ливную колонку под биоди­ зель, а потом — под биоэта­ нол, который стоит 1,08 евро, то есть дешевле бензина. Бо­ лее того, сотрудничая с ком­ панией «Заутер», он продает также так называемые ланд- зонды, которые, впрыскивая специальную эмульсию, до­ жигают топливо, делая авто­ мобиль экологически безопас­ нее, что поощряется в стра­ нах ЕС. Мы спросили Аксе­ ля, что он будет делать, если министерство финансов вве­ дёт всё-таки акцизы на био­ топливо. Станем покупать его в Румынии или в Украине, где оно значительно дешевле, ответил он. Хочу сказать, что биоэта­ нол Е-50 пригоден для всех бензиновых моторов. Концер­ ны «Форд* и «СААБ* уже выпускают автомашины, сер­ тифицированные для исполь­ зования биоэтанола. Произ­ водство его в Германии ста­ нет расти, поэтому и строят­ ся новые заводы. — Есть ли будущее у но­ вых видов топлива у нас в России? —Весь мир понимает, что запасы нефти не безграничны, что надо заботиться об эколо­ гии. Выбросы токсичных ве­ ществ при использовании био­ этанола по сравнению с бен­ зином уменьшаются на 30 процентов. В США действует государственная программа поддержки производства аль­ тернативных видов топлива, существуют налоговые льго­ ты, система грантов и премий для производителей. В ре­ зультате здесь построены уже 97 заводов по производству биоэтанола, американцы вышли на второе место в мире после Бразилии. Согласно этой программе, использова­ ние возобновляемых источни­ ков энергии позволит США сократить импорт сырой не­ фти к 2012 году на 250 мил­ лионов тонн. Очень солидная цифра. В США основное ко­ личество биоэтанола произво­ дится из кукурузы. Есть Т£ПС- же разработки учёных по его производству из соломы и другой биомассы. В университете города Котбус его сотрудник, одно­ временно работающий в Цен­ тре энергетических техноло­ гий земли Бранденбург, Кла­ ус Шварц рассказал нам, что он с коллегами разработал технологию получения био­ этанола из зелёной массы люпина для нового завода в Исландии. А поскольку в районе Котбуса до границы с Польшей очень бедные пес­ чаные земли, выращивание сельскохозяйственных куль­ тур не очень выгодно, они занялись посадками ивы, которая вырастает на три метра в год, и это древесное сырьё также пойдет на про­ изводство биоэтанола. Очень активно работают с этим видом топлива в Шве­ ции. Приняты государствен­ ные программы по его про­ изводству в Канаде, Индии и Китае. Первый завод в этом году будет сдан в Казахста­ не, строится предприятие в Украине. — На топливном конг­ рессе в Москве в апреле это­ го года было заявлено, что и у нас в Волгограде будет построен первый завод био­ этанола. Но вице-президент холдинга «Випойл», кото­ рый занимается строитель­ ством завода в Волгограде, Андрей Средний, отметил. что в правительстве нет вза­ имопонимания по этому воп­ росу, не разработано соот­ ветствующее законодатель­ ство, нет преференций про­ изводителям, по сравнению с другими странами. — Он, безусловно, прав. Ведь у нас существуют акци­ зы и на спирт, и на бензин. Никто пока не сказал, изме­ нятся ли они. В Украине Вер­ ховная Рада уже приняла за­ кон о снижении с 60 до 30 евро акцизов на бензин с эта­ нолом. У нас пока действи­ тельно нет государственной программы по этому вопросу. Я бы сказал, даже моральная поддержка энтузиастов слаба. — Ваше пристальное внимание к новым видам биотоплива не означает ли, что «Развитие* собирается что-то производить? — В своей компании мы привыкли работать с расчё­ том на перспективу, поэтому изучаем вопрос досконально, чтобы прогнозировать конъ­ юнктуру на рынке нефтепро­ дуктов на несколько лет впе­ рёд. Тем более что в созда­ ваемой в нашей области ОЭЗ «Казинка* уже заявлено о строительстве завода по про­ изводству биоэтанола. И если у потребителей будет спрос на него, то и мы станем поку­ пать биотопливо и реализо­ вывать его на своих АЗС. Беседу вёл Юрий БАКЛАНОВ. 'Политпасьянс Как выбраться из «демографической ямы»? Партия «Родина» предлагает евой «рецепт» Законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях сохранения народонаселения”, внесенный партией “Родина” в Государственную Думу, стал важным политическим событием прошедшей недели. nan.ru .......... .... . Б А Б Александп • — Последнее Послание президента Владимира Пути­ на Федеральному Собранию удивительно созвучно мно­ гим нашим идеям, — заявил председатель партии Алек­ сандр Бабаков на пресс-кон­ ференции в РИА “Новости” . — По крайней мере, о над­ вигающейся демографичес­ кой катастрофе “Родина” предупреждала еще несколь­ ко лет назад... Настораживает Бабакова только одно. Прошло уже достаточно времени с момен­ та оглашения Послания, но межфракционная комиссия. созданная в Государственной Думе, так и не представила ни одного законопроекта, наделяющего инициативы главы государства юридичес­ кой силой. Последнее ее за­ седание опять завершилось безрезультатно. И тогда партия “Родина” решила взять инициативу в свои руки. “Законопроект, вне­ сенный нами в Государствен­ ную Думу, развивает поло­ жения, которые уже были озвучены в Послании, вер­ нее, в “демографической” его части” , — подчеркнул лидер партии. Вместе с тем Александр Бабаков уверен, что народо- сбережение — проблема, тре­ бующая целого комплекса мер. «Очень хорошо, — от­ метил он, — что матерям бу­ дут выдавать сертификат за второго ребенка, который можно будет использовать либо как накопительную часть пенсии, либо для по­ купки жилья, либо для со­ держания семьи. Но полу­ чить его можно будет не сра­ зу, а по прошествии целых шести лет*. Партия «Роди­ на*, напротив, предлагает не­ медленно выдавать сертифи­ каты и не за второго ребен­ ка, а за каждого родившего­ ся. Да, рождаемость — клю­ чевое, но далеко не един­ ственное слово, уверен руко­ водитель- «Родины*. “Мы должны спланировать всю программу действий государ­ ства по поддержке молодой семьи. Ее мало обеспечить жильем, нужно еще поду­ мать о дошкольном образова­ нии, нужно, чтобы родители могли получать достойную заработную плату. Без пла­ нирования экономики на долгие годы нельзя решать не только демографическую, но и любую другую проблему” , — подчеркнул Бабаков. Иными словами, для вы­ хода из демографического кризиса следует предпринять целый комплекс мер: приве­ сти в соответствие с мини­ мальным прожиточным уров­ нем детские пособия до трех лет, восстановить сбереже­ ния граждан, “сгоревшие” в девяност'ые годы прошлого века... “Инвестиции в буду­ щие поколения больше нельзя откладывать на по­ том” , — подчеркнул Алек­ сандр Бабаков. “Демографический кри­ зис не преодолеть, лишь сти­ мулируя рождаемость, — за­ явил он далее. — Ведь мы должны думать не только об увеличении народонаселе­ ния, но и о том, как люди будут образованы, чем они будут заниматься, где они будут жить, кто их будет обу­ чать, чему обучать и так да­ лее. Именно поэтому я твер­ до убежден: мы должны под­ ходить к решению вопросов системно. Конечно, при оп­ ределенной государственной политике теоретически мож­ но добиться показателей рождаемости, характерных, скажем, для африканских стран. Но что будут делать эти люди? Пополнять армию безработных?” Для решения демографи­ ческой проблемы, констати­ ровал руководитель “Роди­ ны” , необходимо выстроить некую логику, которая дол­ жна основываться на не­ скольких краеугольных по­ ложениях. Основные из них — “материальное обеспече­ ние семьи” , «достойные жи­ лищные условия и медицин­ ская помощь” . При этом од­ ним из важнейших условий оздоровления демографичес­ кой ситуации Бабаков назвал возрождение культа семьи. Ведь одной из основных при­ чин снижения рождаемости социологи называют “деваль­ вацию” традиционных ценно­ стей. По мнению Бабакова, это происходит из-за чрез­ мерного влияния западной массовой культуры, разруша­ ющей традиции российской семьи. Подготовил Сергей ДВАНОВ. АгроЦентр БАСФ Технологии, проверенные на прибыль Узнать расписание семинаров можно по телефонам- Белгород: <910) 741 72 11. (4722) 31 64 66 Руководитель АгроЦентра Титоеский Александр Григпрьбвич

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz