Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ж О Ф И Ц И А Л Ь НЫ Й О Т Д Е Л 24 июня 2005 г., № 120-121 ( 22498 - 22499 ) Д О К Л А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го по правам ч е л о в е ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 го д у (Продолжение . Начало на 1 -7 -й стр .) ные трещины в стенах, разрушается кирпичная кладка, появилась постоянная протечка воды. Уполномоченный по правам человека обратился в МУП «Городская управляющая компания» с предложением про верить факты, изложенные гр. Ч., и восстановить ее пра во на проживание в условиях, соответствующих жилищ ным нормам. Директор муниципального предприятия проинформи ровал Уполномоченного, что ремонт разрушающейся бал конной плиты будет произведен в IV кв. 2004 г. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило коллективное обращение жителей од ного из домов по улице 3-го Сентября г. Липецка (вх. № 465) по вопросу производства капитального ремонта кров ли дома и жилых помещений. Граждане указывали, что еще в 1984 г. кровля дома пришла в негодность, из-за этого на протяжении длительного времени периодически происходит залитие жилых помещений, в квартирах от постоянной сырости портится имущество жильцов. Нео днократные обращения в различные инстанции по вопро сам производства капитального ремонта кровли дома и обследования жилых помещений для дальнейшего ремонта положительных результатов не дали. Требования о воз мещении материального ущерба, предъявленные к жилищ ным органам, были отклонены. Из представленных доку ментов (письмо МУП «Городская управляющая компания» г. Липецка от 19.03.2004 г. № КЛ-278/1, Ю1-278/2) усмат ривалось, что ремонт кровли дома должен быть произве ден во втором квартале 2004 года, с последующим про ведением ремонта залитых квартир. Выполнение ра бот по прочистке вентиляционных каналов было намечено в срок до 10.04.2004 г. Но до момента обращения жите лей в сентябре 2004 г. какие-либо работы по капитально му ремонту кровли, ремонту залитых квартир и прочистке вентиляционных каналов жилищными с л я б а м и не произ водились, а срок их выполнения был перенесен на де кабрь 2004 г., что могло неблагоприятно отразиться на качестве запланированных работ. Уполномоченный по правам человека обратился к гла ве администрации г. Липецка с просьбой оказать содей ствие в решении вопросов, связанных с капитальным ре монтом кровли, ремонтом залитых квартир, и принятии других необходимых мер. Городские власти сообщили, что капитальный ремонт кровли будет произведен в IV квартале 2004 г., затем — ремонт залитых мест. Работы по прочистке вентиляцион ных каналов были завершены в конце 2004 г. В адрес Уполномоченного по правам человека посту пило письмо гр. К. (вх. № 661), в котором женщина жало валась на бездействие жилищно-коммунальных служб по вопросу проведения ремонтных и сантехнических работ в ее квартире и в подвальном помещении дома. Дом, где она проживает, был сдан в эксплуатацию в 1958 г. В нём не проводился капитальный ремонт, сантехническое обо рудование давно пришло в негодность и приводит к час тым прорывам воды в квартирах, а залитие подвала про исходит до 15 раз в год, особенно в период отопитель ного сезона. Заявительница предоставила документы — акты участ ка 4/1 МУП «Единый заказчик», которые подтверждали ава рийную ситуацию в её квартире и в доме. Для ликвидации последствий многочисленных затоплений жилого помеще ния и подвала дома жилищно-эксплуатационной органи зации было рекомендовано произвести ремонт. По акту от 15.12.2003 г. была проведена проверка ка чества ремонтных работ, выполненных подрядчиком МУП «РЭЛС-4», которая показала, что рекомендованные рабо ты сделаны из бракованных или негодных материалов. Некоторые работы вообще не выполнены, в том числе замена сантехнического оборудования, в результате чего на момент обследования подвал дома был затоплен. В другом акте проверки от 24.06.2004 г. участка 4/1 МУП «Городская управляющая компания» также был уста новлен брак и значительные недоделки в ремонтных ра-. ботах. В то же время на жалобу заявительницы заместитель главы администрации г. Липецка 26.07.2004 г. ответил: «В 2004 г. в указанной квартире заменены: четыре окон ных блока, стояки и приборы системы отопления, канали зационный лежак, выполнен ремонт пола. Ремонт кухни и работы по восстановлению облицовочной плитки в ван ной комнате будут выполнены в III квартале 2004 г.». Однако, по утверждению гр. К., данная информация не соответствовала действительности: ремонт комнат и кухни после залития не произведен, пол не отремонтиро ван, частичная замена сантехнического оборудования не дала положительных результатов, в холодное время года в квартире температурный режим не соответствует нор мам. Из-за неоднократных заливов подвала в квартире заявительницы сырость, затхлый воздух, что приводит в негодность мебель, личные вещи и книги. На основании изложенного и учитывая, что гр. К. не однократно обращалась к должностным лицам государ ственных и муниципальных органов с жалобой на дей ствия работников жилищно-коммунального хозяйства го рода Липецка, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к директору Городской уп равляющей компании с рекомендацией провести комплек сную проверку сантехнического оборудования и выпол нить необходимые ремонтные работы в доме и подваль ном помещении, а также в квартире заявительницы. Уполномоченный был проинформирован должностны ми лицами, что в квартире гр. К. ремонтные работы час тично выполнены и будут полностью завершены после при обретения жильцом некоторых строительных материалов. В подвальном помещении дома сухо, произведена дезин фекция. Учитывая большое количество обращений по фактам бездействия жилищно-коммунальных организаций, усмат ривая в этом систематическое и массовое нарушение прав граждан, Уполномоченный по правам человека в Липец кой области направил в администрацию г. Липецка обра щение о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей работниками МУП «Городская управляющая компания». Уполномоченный обратил внимание руководителей г. Липецка на шаблонные, неаргументированные ответы, которые в нарушение ст. 19 Закона Липецкой области «Об обращениях граждан» давали должностные лица МУП «Еци- ный заказчик» (впоследствии переименованный в МУП «Городская управляющая компания») на жалобы жителей города по вопросам работы жилищно-коммунальных служб. Несоблюдение сроков рассмотрения жалоб граждан про исходило не только при непосредственном обращении граждан в жилищно-коммунальные организации, но и в тех случаях, когда Уполномоченный, в соответствии со своими должностными обязанностями, обращался с пись менными ходатайствами в МУП «Городская управляющая компания» по конкретным жалобам граждан. Однако, не смотря на установленные законодательством сроки (в со ответствии со ст. 29 областного закона № 155-03 от 27.08.2001 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» — материалы, документы и иная ин формация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения письменного запроса), ответы приходили со значительным опозданием и только потому, что сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека постоянно напоминали работникам ком пании об их обязанностях. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти предложил повысить исполнительскую дисциплину работников жилищно-коммунальных предприятий и орга низаций города, МУП «Городская управляющая компания» и установить строгую ответственность, определенную За коном Липецкой области «Об обращениях граждан» за несвоевременное рассмотрение жалоб. В направленном администрацией г. Липецка ответе го ворилось, что контроль за своевременным разрешением предложений, заявлений на предприятиях возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечивать своев ременное, правильное и полное рассмотрение писем, исполнение решений, принятых по заявлениям и жалобам граждан. В Главном управлении ЖКХ г. Липецка регуляр но проводятся совещания по вопросам своевременного и качественного рассмотрения заявлений и жалоб населе ния. На очередном совещании все руководители подве домственных предприятий Главного управления ЖКХ г. Липецка, в том числе МУП «Городская управляющая ком пания» г. Липецка, были предупреждены о возможном применении строгих мер воздействия в случаях допуще ния нарушения сроков рассмотрения обращений граждан. Однако, как показывает прошедший год, не уменьши лось количество обращений граждан с жалобами на пред приятия жилищно-коммунального хозяйства, не выполня ющих работы в установленные сроки, о проведении кото рых заявители были уведомлены письменными ответами из администрации г. Липецка. Учитывая то, что в 2004 г. финансирование ЖКХ города было своевременным и в полном объёме, объяснить задержку сроков выполнения работ по жалобам граждан можно или большой нагрузкой на рабочих ЖЭУ, или низкой исполнительской дисципли ной. Если причина указанных выше проволочек в нехватке сотрудников, средств и т.д., то необходимо увеличить фи нансирование сферы ЖКХ из городского бюджета, чтобы обеспечить выполнение тех обязательств, которые берёт на себя администрация города, реагируя на жалобы граж дан. Возможно, необходимо создание дополнительных резервных бригад рабочих, которые могли бы направляться по мере необходимости в наиболее загруженные ЖЭУ. Поступают к Уполномоченному и жалобы граждан на увеличение платы за жильё и коммунальные услуги, кото рые производят руководители учреждений и организаций, в ведении которых находится ведомственное жильё. Так, на приёме к Уполномоченному по правам челове ка обратилась группа жильцов общежития Задонского сель скохозяйственного колледжа (вх. № 646) с жалобой на действия директора данного учебного учреждения, кото рый, по их мнению, необоснованно поднимает плату за жильё, объясняя это тем, что жильцы не являются сотруд никами колледжа (среди них — инвалиды, переселенцы из стран СНГ и Балтии, ветераны боевых действий в горя чих точках). В то же время здание находится в аварийном состоянии, происходят постоянные перебои с подачей воды и электроэнергии, не работают душевые, на втором этаже общежития функционируют только один санузел и одна комната для умывания. По представленным документам оплата за комнату составляла около 860 руб., при зара ботке в 1-1,5 тыс. руб. Жильцы просили проверить спра ведливость таких высоких начислений за проживание в общежитии. По данному факту Уполномоченный обратился к ди ректору колледжа с предложением дать разъяснения по обоснованности начисления высокой платы на жильё, не смотря на частичное отсутствие коммунальных удобств, и в прокуратуру Задонского района с ходатайством провес ти проверку правомерности действий руководства коллед жа. Полученные ответы показали, что директор сельско хозяйственного колледжа считал некоторые факты иска женными и не соответствующими действительности, хотя прокуратура выявила ряд нарушений. В то же время ди ректор признавал, что некоторые недостатки по содержа нию жилищного фонда имеются и в ближайшее время бу дут приняты меры по их устранению, также был направ лен запрос в Федеральное Агентство по сельскому хозяй ству о выделении в 2005 г. средств на капитальный ре монт жилищного фонда. Прокуратура района в этих «недостатках» усмотрела факты нарушения и в отношении директора колледжа ме ханизации и электрификации сельского хозяйства и ряда других должностных лиц за нарушение требований пожар ной безопасности вынесены постановления о возбужде нии дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ. Кроме того, службой Санитарно-эпиде миологического надзора по Задонскому району директо ру колледжа 02.11.2004 г. вручено предписание о прове дении капитального ремонта в общежитии с ревизией всех коммунальных систем здания. Правильность начисления платы за проживание и исполнение указанных предписа ний взято на контроль прокуратурой района. Таким образом, проводимые преобразования в жилищ но-коммунальной сфере пока ещё не обеспечили реали зацию новой модели экономических отношений в данной отрасли, финансовую устойчивость предприятий жилищ но-коммунального хозяйства и в конечном итоге не обес печили полнообъёмную реализацию прав потребителей коммунальных услуг. Назрела необходимость проведения государственной политики, направленной на реальное улучшение положения в жилищно-коммунальном комплек се и способствующей защите прав и законных интересов жителей Липецкой области. ТРУДОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Конституция Р Ф , ст. 3 7 1. Труд св о б о д ен . Каж ды й имеет п раво свобод но распоряжат ься св о им и способност ями к труду, вы бирать р о д деятельности и п роф ессию . 2 . Принудит ельный труд за п р ещ е н . 3 . К аж ды й имеет п р аво н а труд в условиях , отве чающ их требованиям безопасност и и гигиены , н а в о з н агр аж д ен и е з а труд б е з к а ко й бы то н и было д и с к р им и н ац и и и н е н иж е уст ановленного ф едеральны м за ко н о м м иним ально го р а зм е р а оплаты труда, а так ж е п р аво н а защиту от безработ ицы . 4 . Признает ся п р аво н а и ндивид уал ьны е и ко л лективные трудовые споры с и сп ол ь зо в ан и ем уста новленны х ф едер альны м з а ко н о м спо соб ов и х р а з р еш ен и я , вклю чая п р ав о н а забаст овку. 5 . К аж ды й имеет п раво н а отдых. Работ ающ ему п о трудовому д о го в о р у гарантируются уст ановлен ны е ф едер альны м за ко н о м продолжительность р а бочего в р ем ен и , вы ходны е и п р азд ни чны е д н и , о п л ачив аем ы й еж егод ны й отпуск. Трудовые права граждан представляют совокупность конституционных норм, которые устанавливают право на свободный труд, равенство прав и возможностей работ ников, право на справедливые условия труда, право на справедливую заработную плату, обеспечивающее достой ное человека существование для него самого и его се мьи, которая должна быть не ниже установленного разме ра прожиточного минимума. Трудовые права — важная составная часть социально- экономических прав. Зарегистрированные и рассмотрен ные жалобы и обращения, поступившие к Уполномочен ному в 2004 г. и связанные с трудовыми правами, соста вили 5% от общего числа заявлений. Значительная часть обращений касалась нарушения трудовых прав граждан в различных акционерных обществах и организациях с не государственной формой собственности, на деятельность которых, к сожалению, не распространяется компетенция Уполномоченного по правам человека, определённая со ответствующим законом Липецкой области. В подобных случаях Уполномоченный рекомендовал заявителям обра щаться в Государственную инспекцию труда по Липецкой области — специализированный орган, в функции кото рого входит надзор за соблюдением трудового законода тельства и принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан. Основными документами, регулирующими трудовые от ношения между работодателями и наёмными работника ми на конкретном предприятии или учреждении, являют ся коллективный и трудовые договоры, которые заключа ются между руководством хозяйствующего субъекта, тру довым коллективом и работниками. Естественно, что по ложения этих договоров ни в чём не могут противоречить нормам Трудового кодекса. Однако, как показывают проверки, которые регулярно проводят Государственная инспекция труда, налоговая ин спекция и другие уполномоченные государственные орга ны, как на частных, так и государственных предприятиях нарушения встречаются достаточно часто. Так, только за этот год в г. Липецке выявлено более 50 случаев. А при проверке составленных договоров сотрудниками комите та по труду г. Липецка отмечено 140 нарушений. Коррек тировки текстов коллективных договоров позволили вос становить полагающиеся гарантии и льготы 1100 работ никам. Нередки случаи, когда работодатели, в первую оче редь владельцы частных предприятий, используя пробе лы в законодательстве, применяют различные способы и уловки, чтобы избавиться от тех категорий работников, права которых особо оговорены трудовым законодатель ством и требуют излишних, на взгляд работодателей, со циальных затрат. В первую очередь это касается наруше ния трудовых прав женщин. Как известно, женщины нуж даются в повышенной защите со стороны государства. Это объясняется как физиологическими особенностями женс кого организма, так и социальной ролью женщин в обще стве (рождение и воспитание детей). На практике именно эти факторы делают женщин «непривлекательными» на рынке труда. И в первую очередь это касается беремен ных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась гр. Г.(вх. № 21), в связи с не исполнением решения Октябрьского районного суда г. Липецка от 10.07.2003 г. о восстановлении на работе ее дочери, которую работодатель уволил после того, как стало известно, что молодая женщина готовится уйти в декрет ный отпуск. Согласно представленным документам реше нием Октябрьского районного суда г. Липецка от 10.07.2003 г. ее дочь была восстановлена на работе в ООО «Дон» в должности продавца. Помимо восстановления на работе, суд обязал ответчика выплатить заработную плату за вре мя вынужденного прогула, оплатить листок временной нетрудоспособности по беременности и родам, погасить задолженность по заработной плате. Однако до настоя щего времени решение суда не исполнено, обращения в различные инстанции по данному вопросу положительных результатов не дали, также отсутствует информация о до кументах дочери (трудовой и санитарной книжках), кото рые не были выданы ей при увольнении. Заявительница обращала внимание, что её дочь воспитывает малолетне го ребенка и фактически находится в отпуске по уходу за ним, работа в ООО «Дон» была единственным источником (Продолжение на 9 -й стр .) 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) о ф и ц и а л ь н ы й о т д е л л и п е ц к а я . . . . . ^ Д О К Л А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го п о п р а в ам ч е л о в е ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 (Продолжение . Начало на 1 -8 -й с тр .) средств к существованию и доход семьи после незакон ного увольнения стал ниже уровня прожиточного миниму ма. Из документов усматривалось, что 16.07.2003 г. су дебным приставом-исполнителем Октябрьского подраз деления службы судебных приставов (ПССП) было выне сено постановление о возбуждении исполнительного про изводства и проводились действия по исполнению реше ния суда, но их итог гр. Г. неизвестен. С предложением проинформировать о результатах ра боты судебного пристава-исполнителя по исполнению решения суда Уполномоченный обратился к Главному су дебному приставу Липецкой области, который в своём письме отметил, что судебным приставом-исполнителем были приняты все предусмотренные действующим зако нодательством меры для исполнения решения суда. 17.07.2003 г. в Октябрьское ПССП г. Липецка на ис полнение поступило три исполнительных листа Октябрьс кого суда г. Липецка о восстановлении гр. Г. на работе в ООО «Донской» в должности продавца и взыскании в ее пользу денежных средств в размере 5333 р. 20 к. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об ис полнительном производстве» судебным приставом-испол нителем были возбуждены исполнительные производства. 28.07.2003 г. с выходом по адресу, указанному в исполни тельном листе, было установлено, что по нему находится ООО «Донской Плюс», руководителями которого являются те же лица, что и ООО «Донской». 19.08.2003 г. в Октябрьское ПССП г. Липецка на ис полнение поступило два исполнительных листа о взыска нии с ООО «Донской» в пользу гр. Г. денежных средств в размере 3500 р. На основании которых были возбуждены новые исполнительные производства. Проверкой имущественного положения должника ус тановлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации права собственности за ООО «Дон ской»; расчетный счет должника в филиале Акционерного Банка «Газпромбанк», указанный в исполнительном лис те, на момент проверки закрыт. Из ответа Инспекции Ми нистерства по налогам и сборам по Октябрьскому району на запрос службы судебных приставов было установлено, что организацией ООО «Донской» внесены изменения в учредительные документы: другое наименование (ООО «Торгово-промышленная компания «Вектор») и новый юри дический адрес. На основании изложенного судебный пристав-испол нитель обратился в Октябрьский суд г. Липецка с заявле нием о разъяснении дальнейшего исполнения решения суда. 09.09.2003 г. определением Октябрьского суда г. Ли пецка установлено, что ООО «Торгово-промышленная ком пания «Вектор» может являться правопреемником ООО «Донской» и определено, что судебному приставу-испол нителю необходимо разрешить вопрос о замене должни ка в исполнительном производстве, для чего истребовать сведения об ООО «Торгово-промышленная компания «Век тор», правопреемстве обязанностей ООО «Донской», на ложить арест на имущество должника. 15.10.2003 г. судебным приставом-исполнителем вы несено постановление о назначении ООО «Торгово-про мышленная компания «Вектор» правопреемником ООО «Донской», направлено требование об исполнении реше ния суда. Проверкой имущественного положения ООО «Торгово-промышленная компания «Вектор» установлено, что имущества, на которое можно обратить взыскание по закону, за должником на праве собственности не значит ся. 04.11.2003 г. установлено, что ООО «Торгово-промыш ленная компания «Вектор» по указанному юридическому адресу не располагается, имущества, на которое можно обратить взыскание, не имеет. На основании п. 2 ст. 28 Ф з «Об исполнительном производстве» взыскателю было предложено авансировать расходы по розыску должника и его имущества. 14.11.2003 г. в адрес судебного пристава-исполните ля Октябрьского ПССП г. Липецка от взыскателя гр. Г. по ступило заявление с отказом от розыска должника ООО «Торгово-промышленная компания «Вектор». Согласно ст. 28 Ф З «Об исполнительном производстве» объявление розыска по данным видам исполнительных документов возможно судебным приставом-исполнителем при нали чии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыс ку и авансировать указанные расходы. Исполнительное производство о восстановлении на работе гр. Г. было окон чено, а исполнительные листы были возвращены взыска телю без исполнения. Судебным приставом-исполнителем было разъяснено, что возвращение исполнительного до кумента не является препятствием для нового предъявле ния исполнительного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со ст. 14 Федераль ного закона «Об исполнительном производстве». Также имеются факты нарушения трудового законода тельства в отношении несовершеннолетних. По данным Департамента Федеральной государственной службы за нятости населения по Липецкой области чаще всего с под ростками не заключались трудовые договоры, их не все гда знакомили с условиями труда, порой принимали на работу без предварительного медосмотра. Есть случаи использования подростков на тяжелых и опасных рабо тах, сверхурочно, в ночное время и выходные дни, с нару шением техники безопасности. К примеру, в ОАО «Ружена» был принят на работу уча щийся ПУ №26. В результате нарушения начальником цеха предприятия норм Трудового кодекса и несоблюдения техники безопасности подросток получил тяжелую произ водственную травму. Кроме того, о несчастном случае не было своевременно сообщено в соответствующие инстан ции. Были зафиксированы нарушения и по своевременной выплате зарплаты несовершеннолетним. ООО «Паленское» Становлянского района вовремя не выплатило двум рабо тавшим в хозяйстве подросткам пять тысяч рублей. А в ООО «Хлебороб» Лев-Толстовского района пятерых несо вершеннолетних приняли на работу трактористами на вре мя прохождения производственной практики, несмотря на то, что допускать подростков к работе в качестве тракто- риста-машиниста сельскохозяйственного производства запрещается. В приказе об их приеме не определена про должительность рабочего дня, которая для них не должна была превышать 4 часа. Одной из причин нарушения трудовых прав работни ков является слабый контроль руководства предприятий, учреждений, организаций за действиями своих подчинён ных. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась гр. К. (вх. N9 604) с жалобой на действия должностных лиц Липецкого областного про тивотуберкулезного диспансера, нарушивших ее трудо вые права. В связи с производственной необходимостью заявительница в апреле 2004 года подменяла ушедшую в отпуск санитарку, написав соответствующее заявление на имя главного врача о доплате за дополнительную ра боту в размере 75%. Однако при получении зарплаты она обнаружила, что вместо 75% ей заплатили лишь 15%. При проверке документов оказалось, что в заявлении гр. К. цифра 75% была исправлена на 15%, хотя ее никто об этом не предупредил. По утверждению заявительницы, после обнаружения исправлении в документах работник отдела кадров и заведующая отделением функциональ ной диагностики написали докладную, в которой сообща лось, что К., подменяя санитарку приемного отделения, выполняла возложенные на нее обязанности не в полном объеме. Гр. К. длительное время добросовестно проработала в данном медицинском учреждении, имеет ряд благодар ностей. На основании жалобы Уполномоченный по правам че ловека направил обращение в Управление здравоохране ния администрации области с рекомендацией провести проверку фактов, изложенных в обращении гр. К., и в случае их подтверждения принять меры, направленные на защиту законных прав и интересов заявительницы. Уполномоченный был проинформирован о том, что по итогам проведённой проверки управлением здравоохра нения было указано администрации ГУЗ «Липецкий обла стной противотуберкулезный диспансер» на неправомер ные действия в отношении К. и рекомендовано произвес ти доплату в размере 60% должностного оклада за 15 ра бочих дней. В соответствии с приказом по учреждению от 26.05.2004 г. № 131 К. была сделана доплата 08.06.2004 г. Среди обращений к Уполномоченному по правам че ловека в Липецкой области есть примеры, когда и госу дарственные органы пытались уклониться от восстанов ления трудовых прав работника, увольнение которого ре шением суда было признанно незаконным. На личном приеме к Уполномоченному обратилась за меститель начальника управления здравоохранения г. Ель ца по организационно-методической работе гр. Г. (вх. N9 66) с жалобой на действия начальника управления здра воохранения г. Ельца, который, по её мнению, формально исполнил решение Елецкого городского суда от 03.12.2002 г. Им был издан приказ №205 от 04.12.2002 г. о восста новлении гр. Г. в прежней должности с 24.10.2002 г., но ее функциональные обязанности в соответствии с долж ностной инструкцией по распоряжению начальника испол нялись главным специалистом по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям управления гр. К. 04.12.2002 г. заявительница приступила к своим долж ностным обязанностям, но в соответствии с действующим законодательством приказы об изменении трудового до говора и ее должностной инструкции по управлению здра воохранения г. Ельца не издавались. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ (в редак ции от 25.07.2002 г.) «Об основах муниципальной службы в РФ» и ст. 15 Закона Липецкой области от 04.12.1998 г. №13-03 (в редакции от 04.06.2003 г.) «О муниципальной службе в Липецкой области» муниципальному служаще му гарантируется: 1. Условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей. 2. Денежное содержание и иные выплаты, предусмот ренные нормативными правовыми актами РФ, Липецкой области и органов местного самоуправления. При ликвидации органа местного самоуправления или сокращении его штата муниципальному служащему, в случае невозможности предоставления работы в том же органе, должна быть предложена другая должность муни ципальной службы в другом муниципальном органе с уче том его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. В течение 2003 г. гр. Г. не был увеличен должностной оклад в соответствии с Законом Липецкой области от 26.12.2002 г. №37-03 «О внесении изменений в Закон Ли пецкой области «О дальнейшем содержании и социальных гарантиях муниципальных служащих муниципальной служ бы Липецкой области». Её заявление от 06.11.2003 г. о приведении должностного оклада в соответствие с дей ствующими нормативными документами и выплате задол женности по заработной плате с 01.12.2002 г. было ос тавлено без удовлетворения. Неоднократные обращения заявительницы к Главе ад министрации г. Ельца остались без внимания и письмен ного ответа. Для защиты прав гр. Г. Уполномоченный обратился к начальнику управления здравоохранения Липецкой обла сти и главе администрации г. Ельца. Начальник управления здравоохранения Липецкой об ласти сообщил, что факты, изложенные в жалобе, под твердились. В штатном расписании управления нет долж ности заместителя начальника управления по организа ционно-методической работе. Решение суда не исполне но. В документах, регулирующих деятельность управле ния здравоохранения, а также сотрудников управления, имеется несоответствие законодательству, регулирующему деятельность муниципальных служащих. Начальнику управления здравоохранения г. Ельца пред ложено оформить штатное расписание на 2004 г. в соот ветствии с установленными нормами и решить вопрос о трудоустройстве гр. Г., исполнив тем самым решение суда, ГОДУ а также привести в соответствие с законодательством документы, регулирующие деятельность муниципальных служащих. Глава администрации г. Ельца в письме, направлен ном в адрес Уполномоченного, объяснил действия своего подчинённого следующим образом: «...в соответствии с действующей структурой управления муниципальное уч реждение «Управление здравоохранения г._Ельца Липец кой области» не отнесено к муниципальной службе и ра ботники управления не имеют статуса муниципальных слу жащих, поэтому на них не распространяются Законы Ли пецкой области «О муниципальной службе в Липецкой области», «О денежном содержании и социальных гаран тиях муниципальных служащих муниципальной службы в Липецкой области». Деятельность МУ «Управление здравоохранения г. Ель ца Липецкой области» регулируется Уставом, оплата тру да работников — Положениями, утвержденными постанов лениями главы администрации города от 31.01.2003 г. № 18 «Об утверждении Положения о материальном стимули ровании работников аппаратов муниципальных учрежде ний: «Управление образования г. Ельца», «Управление здра воохранения г. Ельца», «Управление культуры г. Ельца», «Отдела социальной защиты населения г. Ельца» и от 31.01.2003 г. № 19 «Об утверждении Положения об опла те труда работников централизованных бухгалтерий об разования г. Ельца и управления здравоохранения г. Ель ца». В целях устранения дублирования управленческих фун кций, согласно распоряжению главы администрации го рода, произведено сокращение штатных единиц замести телей начальников вышеуказанных муниципальных учреж дений. В МУ «Управление здравоохранение г. Ельца» со кращена должность заместителя начальника управления по организационной и методической работе, функции ко торой на протяжении определенного времени выполня лись руководителями подведомственных муниципальных учреждений здравоохранения, имеющими статус юриди ческих лиц. Практика показала, что за значительный пери од времени с 01.08.2002 г. сокращение указанной долж ности не отразилось на деятельности МУ «Управление здра воохранения г. Ельца» и на деятельности подведомствен ных учреждений здравоохранения». Восстановление гр. Г. на работе, по решению городс кого суда от 03.12.2002 г., произошло по причине несоб людения работодателем норм, предусмотренных ст. 374 ТК РФ (не получено согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа, несмотря на обширную переписку с ним). Учитывая, что решение учредителя МУ «Управле ние здравоохранения г. Ельца» о сокращении излишних управленческих звеньев осталось неизменным, работода тель исполнил решение суда, восстановив гр. Г. сверх штата. В результате этого произошла правовая коллизия — за счет городского бюджета начальник управления здра воохранения, исполняя решение городского суда, вынуж ден содержать работника, функции которого отсутствуют в руководимом им учреждении. За весь период нахождения гр. Г. сверх штата ей про изводилась оплата в размере имеющегося среднемесяч ного заработка. Руководителю МУ «Управление здравоох ранения г. Ельца» главой администрации г. Ельца было дано указание решить вопрос о дальнейшем трудоустрой стве гр. Г. В январе 2004 г. прокурором г. Ельца было направле но представление в адрес начальника управления здраво охранения г. Ельца о необходимости надлежащего испол нения решения суда и восстановлении на работе гр. Г. в прежней должности, а также приведении ее должностно го оклада в соответствие с действующим законодатель ством, но оно не было исполнено работодателем. Получив ответы должностных лиц и имея информацию от заявительницы, что за время переписки её права так и не были восстановлены, Уполномоченный потребовал от начальника управления здравоохранения г. Ельца принять незамедлительные меры к исполнению решения суда и рекомендаций вышестоящих должностных лиц по вопро су гр. Г.. После долгих перипетий этого дела, которое началось в начале февраля, а закончилось в конце апреля, началь ник управления здравоохранения г. Ельца представил ин формацию о том, что решение суда от 03.12.2003 г. о восстановлении гр. Г. в должности заместителя начальни ка управления здравоохранения по организационно-ме тодической работе выполнено в полном объеме, о чем составлен акт от 06.04.2004 г. судебным приставом. Уста новление надбавки стимулирующего характера к основ ному окладу находится вне компетенции руководства МУ «Управление здравоохранения», в связи с чем гр. Г. обра тилась в суд с иском о взыскании имеющейся задолжен ности по заработной плате. Приведённые в данном разделе доклада примеры не исполнения судебных решений об удовлетворении исков, связанных с нарушением трудовых прав граждан, вызыва ют серьезную озабоченность Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Каждое неисполненное ре шение суда о восстановлении права гражданина есть, по сути, нарушение его конституционного права на судебную защиту, что порождает недоверие не только к отдельным должностным лицам, но и к государству в целом. Сложилась система противоречий между несовершен ными положениями федерального законодательства о бан кротстве и необходимостью соблюдения закреплённых в Конституции РФ и Трудовом кодексе прав граждан. В свя зи с тем, что Федеральным законом № 127 -Ф З от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» вып латы сумм задолженности по заработной плате отнесены ко второй очереди расчёта с кредиторами, конкурсной массы для этой очереди в подавляющем большинстве случаев просто не хватает и работникам предприятий-бан- кротов практически невозможно получить заработанные денежные средства, даже имея на руках исполнительные листы судов. Такая ситуация приводит к массовым нару шениям прав человека, так как не соблюдаются принципы на своевременную и полную оплату труда и запрета на принудительный труд. Кроме того, ст. 130 Трудового ко- (Продолжение на 10 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz