Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
> ж ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а О Ф И Ц И А Л Ь НЫ Й О Т Д Е Л 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) [О КЛ А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го по пр а вам ч е л о в е ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 го д у (Продолжение . Начало на 1 -9 -й стр .) декса РФ устанавливает, что в случае прекращения дея тельности работодателя и его неплатёжеспособности «го сударством гарантируется обеспечение получения работ ником заработной платы в соответствии с федеральными законами». Но сложившаяся практика применения закона о банкротстве нивелирует государственные гарантии. В Докладе о состоянии и соблюдении прав человека в Липецкой области в 2003 г. Уполномоченный подробно уже останавливался на данной проблеме и на возможных путях её решения, но вопрос по-прежнему остаётся весьма актуальным и злободневным, требующим решения на фе деральном уровне. Так в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратилась жительница Чаплыгинского района гр. Ю. (вх. № 114) от имени рабочих СХПК «Рас свет» с жалобой на длительное непогашение имеющейся задолженности по заработной плате. Руководство СХПК неоднократно обещало ликвидировать указанную задол женность, однако этого не сделало. Уполномоченный обратился к начальнику главного уп равления сельского хозяйства и продовольствия админи страции Липецкой области и главе администрации Крас- нинского района с просьбой оказать возможное содей ствие заявительнице и другим работникам СХПК в восста новлении их нарушенных прав. Главное управление сельского хозяйства администра ции области, рассмотрев письмо работников СХПК «Рас свет» о задолженности по выплате заработной платы, сообщило, что быстро погасить имеющуюся задолженность по заработной плате не представляется возможным, так как там было введено конкурсное производство и по фе дерального закону № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несо стоятельности (банкротстве)» при введении конкурсного производства вначале погашаются внеочередные текущие обязательства (судебные расходы должника, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному уп равляющему, текущие коммунальные платежи и т.д.), а затем удовлетворяются другие требования кредиторов (по очередности). Также в первую очередь производятся рас четы по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здо ровью. Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору, удовлетворяют ся во вторую очередь. Таким образом, задолженность по заработной плате лицам, работавшим в хозяйстве, будет выплачена только после внеочередных текущих обяза тельств и удовлетворения расчетов по требованиям граж дан первой очередности. Администрация Краснинского района запросила инфор мацию у конкурсного управляющего о состоянии дел в хозяйстве. В полученном ответе сообщалось, что вся за долженность включена в реестр требований кредиторов и будет погашаться согласно очередности. За время прове дения конкурсного производства работникам СХПК «Рас свет» было выплачено в денежном выражении: текущая заработная плата —174731 руб., пособие по сокращению — 90995 руб., задолженность по заработной плате пога шалась и продуктами на сумму 89451 руб. Другой пример. К Уполномоченному по правам чело века в Липецкой области обратилась гр. И. (вх. № 200) с жалобой на неисполнение решения мирового судьи Дан- ковского судебного участка о взыскании задолженности по её заработной плате с ОАО «Данковагропромхимия». В момент обращения женщина находилась в декретном от пуске, а также имела на иждивении дочь-школьницу. Зая вительница отмечала, что решение мирового суда по её иску вступило в законную силу до начала внешнего управ ления на предприятии. Уполномоченный, понимая, что исполнение решения суда при действующем законодательстве о банкротстве будет иметь неопределённые перспективы, но, учитывая тяжёлое материальное положение гр. И., руководствуясь чувством справедливости, обратился к конкурсному управ ляющему ОАО «Данковагропромхимия» с просьбой изыс кать возможность и удовлетворить законные требования гр. И., исполнив решение суда. Однако, как и следовало ожидать, конкурсный управ ляющий сообщил лишь о том, что в связи с открытием конкурсного производства, на основании ст. 136 Феде рального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоя тельности (банкротстве)» невыплаченная заработная пла та на дату принятая арбитражным судом заявления о при знании должника банкротом включена в реестр требова ний кредиторов во вторую очередь. Удовлетворение тре бований кредиторов каждой очереди будет осуществляться в соответствии с реестром очередности требований кре диторов. Остаётся тревожной ситуация на Липецком тракторо строительном заводе, где в течение года проходили про тестные акции работников, вызванные невыплатой зара ботной платы, общая задолженность по которой на конец 2004 г. составила 58 млн. руб. Вместе с тем наметились положительные тенденции в ликвидации задолженности по заработной плате на пред приятиях и в организациях Липецкой области. Так, по срав нению с началом 2004 г. она снизилась почти втрое и со ставляет около 36 млн. рублей. В то же время не имели задолженности по заработной плате Добринский, Грязин- ский, Лебедянский, Чаплыгинский и Елецкий районы. Улуч шение ситуации связано, в первую очередь, с усилением административного и правового контроля со стороны упол номоченных органов. Комитет по труду администрации г. Липецка, выявив в первом полугодии задолженность по зарплате на 17 пред приятиях города (на сумму 33,9 млн, рублей), потребовал от работодателей предоставить график ее погашения. Девять из них его полностью выполнили. Материалы по состоянию дел еще в 12 организациях направлены в про куратуру. В результате принятых мер, по сравнению с ана логичным периодом прошлого года, задолженность по зарплате в Липецке сократилась на 59 процентов. Согласно ст. 362 Трудового кодекса Российской Ф е дерации руководители и иные должностные лица органи заций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и по рядке, которые установлены федеральными законами. В то же время правоохранительные органы не всегда в пол ной мере используют предусмотренные законодательством полномочия для защиты нарушенных прав наёмных ра ботников. Так, к Уполномоченному на личном приеме с коллек тивной жалобой обратились работники ЗАО «Стройпред- приятие» (вх. № 23), которые считали, что постановление от 09.01.2003 г. об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя предприятия гр. К., следова телем прокуратуры г. Липецка вынесено незаконно. Работникам предприятия (многие из которых явля лись и его акционерами) с 1997 г. по 2001 г. не выплачи вались суммы по заработной плате, по листкам нетрудо способности, суммы за очередные отпуска и расчетные при увольнении. По информации отделения Пенсионного фонда России по Липецкой области индивидуальные све дения за период с 1998 г. по 2000 г. предприятием не представлены, чем нарушены права работников, так как данный период не учитывается при исчислении пенсии граждан. В материалах уголовного дела имелись доказательства о злоупотреблениях своими служебными полномочиями директором ЗАО «Стройпредприятие» К. Несмотря на это, несколько раз следственные органы выносили постанов ление о прекращении уголовного дела, которые отменя лись прокуратурой. В конце концов уголовное дело, воз бужденное прокуратурой г. Липецка 20 сентября 2001 г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 201 ч.1 УК РФ, 20.03.2002 г. было прекращено за отсутствием состава преступления. Работники предприятия неоднократно обращались в органы государственной власти, правоохранительные органы, однако вопрос так и не был положительно ре шен. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти направил ходатайство прокурору области с просьбой внимательно рассмотреть обстоятельства, изложенные в жалобе граждан, проверить материалы уголовного дела и решить вопрос о законности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Как сообщил прокурор Липецкой области, уголовное дело было изучено в прокуратуре области в порядке над зора. По результатам изучения 22.01.2004 г. заместите лем прокурора области было вынесено постановление об отмене решения о прекращении уголовного дела. Дело направлено прокурору Левобережного района г. Липецка для организации расследования. В связи с допущенной при расследовании уголовного дела волокитой 26.01.2004 г. начальнику следственного управления при УВД области было внесено представление об устранении нарушений закона с постановкой вопроса о привлечении к ответствен ности виновных должностных лиц. Остаются острыми и вопросы охраны труда. Статисти ка последних пяти лет свидетельствует о росте несчаст ных случаев на рабочих местах. Только в г. Липецке с ян варя по декабрь 2004 г. тяжелые травмы получили 94 че ловека, на 20 больше, чем за аналогичный период 2003 г. Погибло 18 человек (в прошлом году — 12). Постоянно увеличивается число профессиональных заболеваний. В основном они регистрируются в сфере черной металлур гии, машиностроения, здравоохранения, бытового обслу живания. В настоящее время уровень травматизма и смер тности на предприятиях области по-прежнему остаётся высоким. Одновременно происходит неуклонное сокращение фи нансирования мероприятий по охране труда на предприя тиях. Большинство чрезвычайных ситуаций, связанных с риском для здоровья и жизни людей, произошли на част ных предприятиях, где руководители не всегда ответствен но подходят к соблюдению техники безопасности и орга низации рабочих мест в соответствии с санитарными пра вилами, не уделяют должного внимания обучению персо нала и профилактике производственного травматизма. К сожалению, приведённые примеры говорят о том, что случаи нарушений трудовых прав граждан не единич ны и носят довольно распространённый характер. В связи с этим нужно особенно подчеркнуть, что переход к рыноч ным отношениям не должен сопровождаться сокращени ем или ограничением норм, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие общества, а реализация конституционного права граждан на труд требует посто янного совершенствования механизмов защиты со сторо ны органов государственной власти, усиления роли про фессиональных союзов работников и повышения уровня социальной ответственности работодателей. ПРАВО НА ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ЗЕМЛЁЙ Конституция Р Ф , ст. 3 6 1. Г р аж д ан е и и х о бъ ед ин ени я впр ав е иметь в ч а стной собственности зем лю . 2 . В л а д ен и е , п ол ь зов ани е и р асп о р яж ен и е з е м л е й и д р у гим и п риродны м и р е с у р с ам и осущ ествля ются и х собст венникам и своб од но , е сл и это н е н а носит ущ ерб а о кр уж аю щ ей с р е д е и н е наруш ает прав и зако нны х инт ересов ины х л и ц . 3 . У словия и п о р я д о к пользов ания з е м л е й о п р е деляют ся н а о сн о в е ф едер ально го за ко н а . В 2004 г. изменилось качество обращений граждан, связанных с реализацией их конституционного права на владение, пользование и распоряжение землёй. Земля, находясь в государственной собственности, долгое вре мя была практически вне поля действия экономических реформ. После принятия новых законодательных актов в обла сти землепользования возросло число конфликтных ситу аций, обусловленных процессом передела земли новыми собственниками, сфера земельных отношений зачастую становится объектом спора между гражданами и хозяй ствующими субъектами, а органы местного самоуправле ния нередко занимают в этих спорах пассивную позицию. Подтверждением этому является значительное количество жалоб и заявлений сельских жителей, поступивших к Упол номоченному по правам человека в 2004 г. из многих рай онов Липецкой области. Если ранее основными темами обращений к Уполно моченному по правам человека в Липецкой области были споры по установлению границ приусадебных земельных участков, домовладений, то в последнее время всё более частыми становятся вопросы выделения и использования земельных долей, что связано с принятием Федерального закона № 101-ФЗ от 22 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Анализируя причины сложившейся ситуации, необхо димо отметить, что основания для назревших сейчас зе мельных споров были заложены Указом Президента РФ № 323 от 27.12.1991 г., когда огромный пласт государ ственной собственности, находившейся на праве бессроч ного пользования у колхозов и совхозов — земли сельс кохозяйственного назначения, должен был передаваться бесплатно в собственность крестьянам. Однако первые законодательные акты по земельной реформе были весь ма несовершенны. Выделение земельного участка в нату ре было практически невозможно, времени на принятие решения о выборе формы собственности на землю было отведено слишком мало, и, как следствие, бывшие работ ники сельхозпредприятий оказались в жестких рамках объединения в акционерные общества, коллективные хо зяйства. Крестьяне до сих пор весьма приблизительно по нимают смысл акционирования и права акционера, а дол жной разъяснительной работы о том, что несут нововве дения, не проводилось. При реорганизации хозяйств со ветского типа в акционерные общества люди придавали этому мало значения, т.к. они, в большинстве своём, вы бирали привычное для них коллективное объединение, пусть и в новой форме. Но, вступая в акционерные обще ства, многие не знали, что, внося имущество в уставной капитал акционерного общества, акционер утрачивает право собственности на имущество — собственником ста новится акционерное общество. Теперь же, пытаясь вернуть свои земельные паи, граж дане чувствуют себя в который раз обманутыми государ ством, считают, что их права на землю нарушены. Не об ладая достаточными юридическими знаниями, сельские жители пытаются отстоять свои права, обращаясь в раз личные административные органы, однако вступивший в действие в 2001 году новый Земельный кодекс не предус матривает возможности для возврата земельных участ ков, и спор по выделению земельных паёв может быть разрешен только в суде. Вот только несколько характерных примеров. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области на личном приеме обратилось несколько пенсио неров (вх. № 313), бывших работников МУП «Красный Колос», проживающих в с. Новая Деревня Липецкого рай она, по вопросу выделения им и другим работникам быв шего совхоза земельных паёв. Заявители представили Уполномоченному протокол схода трудового коллектива, пенсионеров, учителей, вра чей, работников соцкультбыта и специалистов бывшего совхоза «Красный колос» от 11 февраля 2004 г., под кото рым стояли подписи 130 участников схода. На сходе ра ботники и ветераны совхоза «Красный колос» выразили мнение, что работа по реорганизации их хозяйства была проведена с нарушением действующего законодательства, а документы (протоколы собраний трудового коллектива), были сфальсифицированы и не имеют необходимых рек визитов. Заявители утверждали, что собрания трудового коллектива 26.12.1992 г. и 27.06.1994 г., на которые ссы лаются представители местного самоуправления Липец кого района, не проводились, люди не были проинформи рованы о своих правах на получение земельных паёв. Граждане неоднократно обращались в администрацию Липецкого района с заявлениями о предоставлении им земельных паёв и считали, что органы местного самоуп равления нарушили их права в период проведения реор ганизации указанного хозяйства. Другое коллективное заявление поступило от пайщи ков бывшего АОЗТ «Ильинское» (вх № 63) Липецкого рай она по вопросу возврата земельных паев. Как указыва лось в жалобе, в 1996 г. на общем собрании пайщиков реорганизованного АОЗТ «Ильинское» им были выделены земельные паи в размере 4,2 га каждому. На этом же со брании было предложено желающим передать свои зе мельные участки безвозмездно в фонд администрации района, подписать соответствующие документы об отказе от пая. В дальнейшем переданные участки перешли по договору долгосрочной аренды от администрации района к ОАО «НЛМК». При обращении в различные инстанции по вопросу воз врата земельных паев заявителям было разъяснено, что право их собственности на выделенные земельные участ ки утрачено в связи с добровольным согласием о переда че своих паёв в безвозмездное пользование в земельный фонд администрации района. Однако граждане указыва ли, что им известны случаи выделения и передачи земель ных паёв другим акционерам. Кроме того, заявители не согласны с постановлениями администрации района о ликвидации в 2000 г. организованных ими фермерских хозяйств. К Уполномоченному по правам человека поступила кол лективная жалоба от 28 жителей с. Куриловка Усманского района (вх. № 482) по вопросу выделения земельных долей. По словам заявителей, в соответствии с постановле нием главы администрации У см ан ско го района от 26.02.1993 г. № 88 они получили в частную собствен ность земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «Пушкарский» в размере 6,39 га каж дому участнику. Общая площадь 28 земельных долей, которую заявители намерены выделить из общей доле вой собственности и передать в аренду, составила 178,94 га. Однако в процессе использования сельскохозяйствен ных угодий участниками долевой собственности было установлено, что ООО «Агро-Липецк», которое выступа ло ранее инвестором, скупало право на владение и Рас поряжение данной землей. Более того, самовольно были (Продолжение на 11 -й стр .) 24 июня 2005 г., № 1 2 0 -1 2 1 (22498-22499) О Ф И Ц И А Л Ь НЫ Й О Т Д Е Л ЛИПЕЦКАЯ ........ 1 —- г а з е т а [О К Л А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го по пр а вам ч е л о в е ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 го д у (Продолжение: Начало на 1 -6 -й с тр .) администрации города на исполнении находятся 22 ре шения суда, согласно которым администрация города обязана предоставить взыскателям жилые помещения в соответствии с нормами действующего жилищного зако нодательства. В 2004 г. администрацией города исполне ны 4 судебных решения. По 3-м судебным решениям на оформлении находятся постановления о распределении жилой площади. По состоянию на 20.07.2004 г. средства, выделенные из городского бюджета в 2004 г. на исполне ние судебных решений, израсходованы». На основании данного ответа Уполномоченный по пра вам человека обратился к Председателю Липецкого го родского Совета депутатов и главе администрации г. Ли пецка с предложением рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств на исполнение судебных реше ний о предоставлении жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанными непригодными к посто янному проживанию, и исполнить решение суда. В ноябре 2004 г. Липецкий городской Совет депута тов принял решение № 516 «О внесении изменений и до полнений в бюджет города Липецка на 2004 г.», которое позволило выделить ещё 1780,0 тыс. руб. на исполнение судебных решений по предоставлению жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непри годными к постоянному проживанию, но решение суда по делу гр. Г. до сих пор остается неисполненным. Право граждан на жилище является одной из важней ших тем уже в третьем докладе Уполномоченного по пра вам человека в Липецкой области. Без решения пробле мы обеспечения населения доступным жильём не будет выполнена и поставленная Президентом РФ задача борь бы с бедностью. Одним из выходов из сложившейся ситу ации могло бы стать принятие специальной областной программы строительства недорогого социального жилья, которая бы позволила оказать конкретную помощь в реа лизации права на жилище наиболее обездоленным кате гориям граждан — инвалидам, детям-сиротам, малоиму щим, многодетным семьям, а также решить проблему при влечения квалифицированных специалистов различных отраслей хозяйства и социальной сферы. В городах и рай онах области должен быть создан муниципальный резер вный фонд социального жилья, который позволил бы ре шать самые актуальные вопросы социальной политики. Реализации права на жилище для особо оговоренных законодательством категорий граждан по-прежнему ме шает отставание сроков разработки норм, правил, поло жений, которые для выполнения жилищных программ обя заны подготовить министерства и ведомства Правитель ства РФ. Результатом этого является то, что многие се мьи не могут получить гарантированное государством жильё в связи с отсутствием необходимой нормативной базы, призванной реализовать эти гарантии. Примером такой ситуации служит обращение гр. Б. (вх. № 372). Заявитель — дедушка, являющийся попечителем собственных внуков, родители которых, военнослужащие, погибли в 1992 г. при исполнении служебных обязаннос тей. В течение 11 лет дети состоят в льготной очереди на получение квартиры. Гр. Б. неоднократно обращался в Министерство обороны и органы местного самоуправле ния по вопросу предоставления жилья, но неизменно по лучал один и тот же ответ — нет возможности. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти обратился в администрацию г. Липецка с просьбой прояснить ситуацию по обеспечению жильём семей воен нослужащих, погибших при исполнении служебных обя занностей. Из предоставленной информации следовало, что за последние два года квартиры на льготную очередь военнослужащих и граждан, уволенных в запас или в от ставку, не выделялись, обеспечение жильем очередников данной очереди осуществляется только за счет государ ственных жилищных сертификатов. 20 ноября 2003 г. Правительство РФ приняло поста новление № 700 «О подпрограмме «Государственные жи лищные сертификаты» на 2004—2010 гг., входящей в со став Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002— 2010 гг.», которая определяет: члены семей военнослужа щих, проходивших военную службу по контракту и погиб ших в период прохождения военной службы, имеют право на получение жилищного сертификата. Вместе с тем при ложением № 1 к данной подпрограмме Госстрою России, Минобороны России, Минфину России, Минюсту России поручена подготовка проекта постановления Правитель ства РФ об утверждении правил выпуска и погашения госу дарственных жилищных сертификатов в рамках реализа ции указанной подпрограммы. Исходя из вышеизложенного, вопрос о решении жи лищной проблемы с помощью государственных жилищ ных сертификатов, в том числе и по семье гр. Б., может быть рассмотрен только после принятия Правительством РФ правил их выпуска и погашения. Ещё одним примером нарушения жилищных прав граж дан из-за неспособности федеральных органов власти своевременно исполнять определённые законодатель ством обязательства в области жилищной политики явля ется обращение к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области Председателя Совета судей Липец кой области о ненадлежащем исполнении органами мес тного самоуправления Липецкой области требований ст. 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Рос сийской Федерации» в части предоставления судьям во внеочередном порядке благоустроенного жилого поме щения в виде отдельной квартиры или дома за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из фе дерального бюджета. Уполномоченным по правам человека были направле ны запросы главам городских и районных администра ций с предложением проинформировать о выполнении требований Федерального закона «О статусе судей в Рос сийской Федерации» и принять необходимые меры по предоставлению необходимого жилья. Ответы органов местного самоуправления показали, что проблема обеспечения судей благоустроенным жиль ем заключается в неисполнении федеральными структу рами необходимых финансовых обязательств, поскольку в соответствии с п.З ст.19 указанного Закона «жилое по мещение предоставляется судье за счет средств местно го бюджета с последующей компенсацией из федераль ного бюджета в срок не более шести месяцев...». В то же время районные администрации пытаются обеспечить су дей жильём в силу своих возможностей. Например, в 1998— 2004 гг. администрацией г. Липецка для судей было вы делено 10 муниципальных квартир. Однако, несмотря на все обращения администрации города в Управление су дебного департамента в Липецкой области, в муниципаль ный бюджет компенсационных средств за выделенное жильё так и не поступило, в связи с тем, что они не были запланированы в федеральном бюджете. Значительное число обращений граждан касалось на рушения прав участников долевого строительства. Неко торые организации, которым доверяли свои средства граж дане, или прекращали строительство ввиду финансовой несостоятельности или вступали в тяжбу между собой при распределении построенного жилья, в результате чего страдали люди. Необходимо отметить, что всё они — не государственные хозяйствующие субъекты различных форм собственности, однако это не снимает ответствен ности с муниципальных органов государственной власти, которые распределяют заказы и земельные участки на жилищное строительство, а также обязаны в пределах своих полномочий контролировать деятельность строитель ных организаций. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области поступила коллективная жалоба (вх. № 462) от участников долевого строительства 80-ти квар тирного жилого дома № 16 в 27 микрорайоне г. Липецка по вопросу передачи квартир в собственность. В октяб ре 2001 г. между гражданами и ООО «Риэлтерский центр «Воинтер» были заключены договоры на право приобре тения долевого участия в строительстве жилья, уплачена полная стоимость квартир. В дальнейшем ООО РЦ «Во интер» передало свои обязательства по строительству дома ООО РЦ «Строй-Град», в том числе и по исполне нию обязательств по договорам долевого участия. Со гласно договору от 12.09.2001 г. № 1 ЗАО «Промстрой» являлся инвестором строительства указанного дома. По условиям договора шесть квартир общей проектной пло щадью 436,67 кв. м должен был получить ООО РЦ «Строй- Град» для передачи их в дальнейшем участникам доле вого строительства. Постановлением главы администрации г. Липецка от 06.10.2003 г. № 4591 жилой дом № 16 в 27 микрорайоне г. Липецка был введен в эксплуатацию, объекты благоус тройства и инженерные сети переданы в муниципальную собственность. Однако до настоящего времени условия договоров в части передачи квартир в собственность зая вителей выполнены не были. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти обратился к генеральному директору ЗАО «Пром строй» с предложением разъяснить сложившуюся ситуа цию при распределении квартир в указанном доме и при нять меры по устранению нарушений положений статьи 40 Конституции Российской Федерации. Отвечая на письмо Уполномоченного по правам чело века, генеральный директор пояснил, что в соответствии с договором № 1 от 12.09.2001 г. «Об инвестировании строительства жилья» ЗАО «Промстрой» является «Заст ройщиком», собственником строящегося дома. ООО «РЦ «Строй-Град» по этому договору «Генеральный инвестор», который по окончании строительства должен получить ко личество квартир, в соответствии с объемом финансиро вания по цене 1м2 площади, сложившейся по фактичес ким затратам на строительство дома. Предполагалось, что инвестор профинансирует 40 квартир, т.е. половину от всего 80-ти квартирного дома. В процессе строительства выяснилось, что они смогут профинансировать не 40 квар тир, а только 6. Однако они не смогли оплатить строи тельство и этих 6 квартир. Не придя к взаимоприемлемо му решению, 13.10.2003 г. ЗАО «Промстрой» расторгло договор № 1 от 12.09.2003 г. с ООО «РЦ «Строй-Град». В дальнейшем, не имея никаких оснований, ООО «РЦ ««Строй-Град» 02.02.2004 г. обратился в суд о передаче ему 6-ти квартир на сумму 1 960 100 рублей. Затем, как указывал директор ЗАО «Промстрой», под руководством ООО «РЦ «Строй-Град» одна из квартир в этом доме была самовольно захвачена. Дело о выселении направлено в суд, попытку захвата 2-х остальных квартир ЗАО «Пром строй» предотвратило. Дела находятся на рассмотрении в судах общей юрисдикции и в Арбитражном суде Липец кой области. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти надеется, что принятие нового Федерального зако на «Об участии в долевом строительстве многоквартир ных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» помо жет защитить права участников долевого строительства и эффективно регулировать отношения между субъектами долевого строительства в правовом поле. В прошедшем году отмечены случаи нарушения жи лищных прав граждан в результате мошеннических дей ствий некоторых руководителей строительных организа ций. Одно из таких дел связано с компанией «Битэкст- рой», директор которой скрылся с деньгами долевиков, в результате чего десятки человек остались без долгождан ных квартир. Мошенник был задержан правоохранитель ными органами, и сейчас ведётся следствие. Но к Уполно моченному продолжают поступать жалобы граждан, став ших жертвой этой аферы. Жительница г. Липецка гр. П. обратилась с жалобой (вх. № 121) на то, что ей отказываются передать в соб ственность купленную квартиру, ввод которой в эксплуа тацию должен был произойти в первом полугодии 2004 г. Заявительница указывала, что страдает серьезным забо леванием, перенесла несколько операций, воспитывает двоих несовершеннолетних детей и для приобретения жилого помещения использовала не только личные сред ства, но и средства и сбережения престарелых родите лей. Со слов гр. П. заказчиком и гарантом строитель ства дома выступало МУ «Управление строительства г. Липецка». Первоначальный договор о долевом участии в строительстве и инвестировании дома был заключен с ООО «Битэкстрой» еще 05.10.2001 г. Стоимость квартиры вне сена в кассу ООО «Битэкстрой» в полном размере. После того, как с деньгами участников долевого стро ительства скрылся директор ООО «Битэкстрой», а функ ции заказчика строительства были переданы МУ «Управ ление строительства г. Липецка», неоднократно менялись строительные организации и инвесторы, которые отказы вались от исполнения обязательств по ранее заключен ным договорам и требовали от «долевиков» дополнитель ного финансирования для завершения строительства дома. Так как гр. П. не имела больше средств, квартира ей не была предоставлена, небыли возвращены и вложенные ранее в долевое участие деньги. На предложение Уполномоченного по правам челове ка в Липецкой области оказать содействие в решении воп роса гр.П., глава администрации г. Липецка сообщил, что до заключения договора между администрацией г. Липецка и ООО «Битэкстрой» от этой организации были получены все необходимые юридические и бухгалтерские докумен ты, свидетельствующие о возможностях общества зани маться различными видами деятельности и иметь доход, позволяющий вносить инвестиционные взносы на строи тельство дома. В настоящее время в производстве Октябрьского суда города Липецка находятся гражданские дела о защите прав потребителей, признании права собственности на объект незавершенного строительства и возложении обязаннос ти исполнить условия договора. Ответчиками по делу яв ляются ООО «Битэкстрой» и муниципальное учреждение «Управление строительства г. Липецка». В качестве 3-х лиц к участию в деле привлечены администрация г. Липецка, комитет по управлению муниципальным имуществом ад министрации г. Липецка и ЗАО СУ-1 трест «Липецкстрой». В ходе судебных заседаний судом подробно исследуются все обстоятельства, а именно: причины и условия заклю чения договора инвестирования от 27.09.2001 г. № 1 между муниципальным учреждением «Управление строительства г. Липецка» и ООО «Битэкстрой», анализ схемы «Инвестор — Заказчик — Подрядчик», порядок и суммы финансиро вания ООО «Битэкстрой» строительства жилого дома № 1а по проспекту Победы. Таким образом, окончательное разрешение спора в данной ситуации остаётся за судебными органами. Уполномоченного по правам человека в Липецкой об ласти серьёзно беспокоит ситуация, связанная с реализа цией прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг. В жилищном фонде Липецкой области 54% домов экс плуатируются больше 25 лет. Износ жилья достигает 66%. Ежегодно в капитальном ремонте нуждаются 466 тысяч кв. метров общей жилой площади, но комплексно ремон тируется только 8% — 37 тысяч кв.м. В области подлежат замене выработавшие свой ресурс 15% отопительных кот лов, 45% теплотрасс, 60% линий электропередач. Такое состояние ЖКХ объясняется неэффективной си стемой управления и неудовлетворительным финансовым положением, отсутствием экономических стимулов, спо собствующих снижению издержек, связанных с оказани ем жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конку рентной среды в отрасли и, как следствие, высокой сте пенью износа основных фондов и неэффективной рабо той предприятий, большими потерями энергоресурсов. Всё это повлекло увеличение обращений и жалоб граждан к Уполномоченному. Анализ обращений позволил выделить следующие ос новные вопросы, поднимаемые гражданами: — высокие тарифы, их необоснованность; — несоответствие качества услуг установленным нор мам или договору; — отсутствие защиты прав потребителей в случае от клонений качества услуг установленным нормам или до говору; — несвоевременный и некачественный ремонт и об служивание; — начисление платы за непредоставленные услуги. К Уполномоченному поступает большое количество об ращений граждан с жалобами на неисполнение принятых решений по вопросам деятельности организаций и пред приятий жилищно-коммунальной сферы. Как правило, дол жностные лица своевременно информируют граждан о том, что по их обращениям будут проведены такие-то работы в таком-то квартале года. Однако проходят все установ ленные сроки, а никакие работы у заявителей так и не начинались. Сложившаяся практика вступает в противо речие с областным законом № 38 -03 от 09.08.1999 г. «Об обращениях граждан», который говорит о том, что «орган или должностное лицо, вынесшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина». Главное требование дан ного закона — не только дать заявителю ответ уполномо ченного органа в установленный законом месячный срок, но и провести работу по устранению причин, вызвавших жалобу гражданина и выполнить обязательства, данные в ответе. Пока не выполнены все необходимые меры по жалобе гражданина, нельзя говорить о том, что закон ис полнен. В противном случае ответы государственных ор ганов и органов местного самоуправления, не подкреп лённые практическими делами, исполненными в разум ные сроки, становятся просто отписками. В связи с этим представляется целесообразным вклю чить в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях соответствующее положение об адми нистративной ответственности за ненадлежащее рассмот рение обращений граждан. Субъектами такой ответствен ности следует признать руководителей и иных должност ных лиц предприятий, учреждений, организаций незави симо от их организационно-правовых форм и форм соб ственности. Вот только несколько, весьма распространённых, при меров взаимоотношений граждан с организациями ЖКХ. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась пенсионерка гр. Ч. (вх. № 441), которая сообщала, что в течение 2-х лет обращалась в, ЖЭК по месту жительства по поводу ремонта разрушаю щейся балконной плиты, но в ответ услышала о намере нии закрыть и опечатать балконную дверь. Кроме того, в процессе эксплуатации жилого дома возникли вертикаль- п р о д о лж е н и е на 8 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz