Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
О Ф И Ц И А Л Ь НЫ Й О ТД Е Л 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) ЛИПЕЦКАЯ — 1 г а з е т а Д О К Л А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го по правам ч е л о в е ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 го д у (Продолжение . Начало на 1 -5 -й стр .) ком» с просьбой оказать содействие в решении вопросов гр. С., обратив внимание на особый социальный статус заявительницы. Как сообщили впоследствии должностные лица, по ре зультатам рассмотрения данного обращения проведено стационарное лечение заявительницы в Боринской ЦРБ и ей был бесплатно вручен сотовый телефон, как инвалиду войны, проживающему в квартире, где кабельная телефо низация квартир не возможна по техническим причинам. Одной из главных задач Уполномоченного по правам человека является работа по предупреждению нарушений прав граждан органами государственной власти и мест ного самоуправления или содействие в добровольном исправлении этими органами ранее допущенных наруше ний, то, что принято называть обеспечением хорошего администрирования органов власти. В разделе доклада за 2003 г., посвящённом социальным правам граждан, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области уделил большое внимание проблеме взимания оплаты за стационарное обслуживание с двух пенсий инвалидов Великой Отечественной войны, участ ников войны, ставших инвалидами от общего заболева ния, и других категорий граждан, получающих две пенсии, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах) Липецкой области. В отличие от других пенсионеров и инвалидов, проживаю щих в данных учреждениях, которым такая плата установ лена с одной пенсии, сложившаяся практика оплаты за стационарное обслуживание с суммы двух установлен ных пенсий, указанных выше категорий граждан, наруша ла государственные гарантии и закреплённый статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства граждан перед законом, а также наносила им материаль ный ущерб. Установив факт нарушения прав граждан, Уполномо ченный обратился к начальнику Управления социальной защиты населения администрации Липецкой области с предложением дать соответствующие поручения руково дителям подведомственных учреждений, в которых про живает указанная категория лиц, о пересмотре ранее зак люченных договоров о стационарном обслуживании граж дан пожилого возраста и инвалидов для восстановления их нарушенных прав. После проведённых консультаций было достигнуто со глашение с руководством Управления, в соответствии с которым с данной категорией лиц с 1.10.2004 г. были пе резаключены договоры по оплате за стационарное обслу живание, на основании которых указанная оплата теперь взимается лишь с одной трудовой пенсии. Однако в практике Уполномоченного есть примеры, когда некоторые государственные органы с непонятным упрямством отказываются отменить решения, нарушаю щие права граждан. Такие действия или бездействия под рывают авторитет не только органа допустившего и не исправившего нарушения, но и всей системы государствен ной власти и местного самоуправления. Говоря о реализации прав граждан на социальное обес печение, Уполномоченный не может не остановиться на происходящем процессе монетизации льгот. Проведён ные расчёты показали, что, к сожалению, предложенная правительством в первоначальном варианте реальная де нежная компенсация не обеспечивала в полной мере всех льгот, которыми ранее пользовались ветераны, пенсио неры, инвалиды, так как расчёты компенсации исходили не из реальной цены услуг, которыми пользовались льгот ники, а из возможностей бюджета. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что стоимость потребляемых в льгот ном порядке услуг даже у представителей одной и той же категории граждан различна. Эти обстоятельства способ ствовали тому, что часть льготников не могла погасить все свои расходы, которые у них возникли в связи с отме ной старого порядка предоставления льгот за счет их де нежной компенсации, а, следовательно, их социальное положение ухудшилось. Сохраняется уравнительный характер расчёта компен саций. Можно говорить о том, что нарушаются права жи телей больших городов, в том числе Липецка, с развитой инфраструктурой, которые, безусловно, могли в большей степени реализовать положенные им по законам льготы, а планируемые денежные выплаты для них будут, конеч но, низки. Тем самым предлагаемые меры вступали в противо речие со ст. 7, а также п. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, в которых сказано, что Российская Федерация — социаль ное государство, политика которого направлена на созда ние условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан, и указывают на то, что в Российской Федерации не долж ны издаваться законы, отменяющие или умаляющие пра ва и свободы человека и гражданина. Изменение в зако нодательстве ранее установленных условий должно осу ществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип доверия граждан к закону и действиям государства. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин на Координационном Совете, прошедшем в июне 2004 г. в г. Москве, выразили консолидированную позицию по про блемам монетизации льгот и предложили Правительству РФ обратить особое внимание на реализацию этой про граммы и на проводимую социальную политику в целом. Уполномоченные выразили опасение, что закон принима ется без широкого обсуждения, хотя он затрагивает зна чительную часть людей, причем наиболее социально уяз вимые категории, население мало информируется о гря дущих последствиях и изменениях. К сожалению, эти пред ложения не были услышаны. Все эти факторы привели к тому, что ещё до вступле ния в силу изменений законодательства к Уполномочен ному по правам человека в Липецкой области стало по ступать большое количество жалоб от граждан, не соглас ных с проводимой политикой. В три раза увеличилось и число подобных жалоб федеральному Уполномоченному. С началом выполнения этой программы можно прогнози ровать, что тема замены льгот денежными компенсация ми станет одной из самых многочисленных среди обра щений граждан. Реализация социальных прав граждан — одно из важ нейших направлений государственной политики. К сожа лению, из-за состояния экономики пока нельзя обеспе чить все социальные права в полной мере, но органы го сударственной власти и местного самоуправления долж ны к этому стремиться и наращивать усилия по полному обеспечению прав граждан, закреплённых в Конституции РФ. Несмотря на существующие трудности многие соци альные вопросы возможно решать на муниципальном и региональном уровне. В настоящее время наиболее акту альными и важными социальными программами для Ли пецкой области являются: строительство доступного му ниципального социального жилья и создание его резерв ного фонда, решение проблем, связанных с монетизаци ей льгот, развитие социального обеспечения нуждающих ся категорий населения. Уполномоченный по правам че ловека надеется, что решение данных вопросов будет одним из приоритетных направлений в работе органов го сударственной власти и местного самоуправления Липец кой области. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ Конституция Р Ф , ст. 4 0 1. К аж ды й имеет право н а ж и л ищ е . Никто н е м о жет быть п роизвольно л иш ен ж илищ а . 2 . Органы государст венной власти и органы м е с тного сам о уп р авл ен и я поощряют ж илищ ное строи тельство, создают условия д л я осущ ест вления п р а в а н а ж и л ищ е . 3 . М ал оим ущ им , ины м указанны м в з а к о н е гр аж д а н а м , н уж даю щ им ся в ж и л ищ е , оно предост авля ется бесплатно и л и з а доступную плату и з го суд ар ственных, м униципальны х и д р у ги х ж илищ ны х ф он д о в в соответствии с уст ановленными за ко н о м н о р м ам и . Право на жилище, по своей сути, является естествен ным и неотчуждаемым правом человека. Это одно из важ нейших социально-экономических прав, поскольку жили ще относится к основным материальным условиям жизни человека. Обеспечение большинства российского населения до ступным жильем объявлено приоритетом государства на ближайшие годы. Основным перспективным инструмен том в решении жилищной проблемы определена програм ма ипотечного кредитования, которую в разных формах пытаются реализовать многие российские регионы, в том числе и Липецкая область. Однако её успешному вопло щению мешают два главных фактора. Первый — это вы сокая стоимость первоначального взноса, который, к со жалению, могут позволить себе немногие граждане, осо бенно среди тех, кто нуждается в жилье. По самым опти мистичным оценкам экспертов, ипотека в России пока до ступна лишь 10-15% нуждающихся, тогда как реально улуч шение жилищных условий сегодня в России необходимо 70% населения. Вторая проблема — дефицит свободного жилья, спрос на недорогое жильё по-прежнему превыша ет предложение. Несбалансированный рынок жилья по рождает постоянный рост цен, а это, в свою очередь, опять ограничивает количество желающих взять ипотечный кре дит. Получается замкнутый круг, который очень трудно преодолеть. Уже достаточно долгое время так называемое соци альное жильё на территории области практически не стро ится, у муниципалитетов отсутствуют резервные фонды жилья, что при возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении капитальных ремонтов, требующих отселения жильцов, не позволяет быстро и полноценно решать про блемы размещения нуждающихся или пострадавших лиц. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась жительница г. Ельца, инва лид II группы К. (вх. № 344) по вопросу предоставления жилого помещения. Заявительница с 1998 г. проживает с сыном в общежитии техникума железнодорожного транс порта МПС РФ, куда была вселена по ходатайству адми нистрации г. Ельца. В момент обращения в общежитии проводился капитальный ремонт: отключили воду, закры ли туалеты, была прекращена подача электроэнергии. Всем проживающим в общежитии директор техникума выдал предписание об освобождении жилого помещения в срок до 1 июля 2004 г., где было указано, что в случае невы полнения данного требования к ним будут применены штрафные санкции и выселение в судебном порядке без последующего предоставления жилого помещения. Гр. К. оказалась в сложной жизненной ситуации, средств для найма другого жилого помещения у нее не было. Являясь инвалидом II группы, она получала пенсию в размере 1150 рублей, большую часть из этих денег тра тила на необходимые ей лекарственные средства. По ут верждению заявительницы, она состояла в двух очередях на получение жилья, в том числе и в льготной, и согласна на любое жилое помещение. Уполномоченный по правам человека обратился в администрацию г. Ельца с просьбой, учитывая сложивши еся обстоятельства, рассмотреть возможность предостав ления гр. К. другого жилья на время ремонта общежития. Администрация города сообщила, что выделить жилье К. на время проведения капитального ремонта в общежи тии Елецкого техникума железнодорожного транспорта, к сожалению, не имеет возможности из-за отсутствия осво бодившихся жилых помещений. На основании личного за явления и предоставленных документов гр. К., постановле нием главы администрации города № 642 от 27.11.1995 г. была включена в общий список очередности на получение жилья. Номер очередности на 01.04.2004 г. — 2740. Перво очередники в данной очередности состоят с 1971 г. Кроме того, как одинокая мать, заявительница постановлением главы администрации города № 68 от 30.01.1997 г. была включена в льготную очередность нуждающихся в улучше нии жилищных условий по списку многодетных семей и одиноких матерей. Номер очередности на 01.04.2004 г. — 319. То есть данным ответом администрация города только подтвердила нахождение в очереди на получение жилья гр. К., но порядковые цифры очередей и даты постановки первоочередников говорят сами за себя. Не строя муници пальное жильё или строя его в крайне ограниченном коли честве, органы местного самоуправления просто не в со стоянии сократить очереди на жильё и выполнить требова ния законодательства при переселении жильцов из ветхих, аварийных или подлежащих капитальному ремонту зданий. Люди стоят в очередях не одно десятилетие, как правило, это наименее социально защищённые категории граждан, которые не могут ни самостоятельно приобрести жильё, ни участвовать в ипотечных программах. Выходом из сложив шейся ситуации может стать разработка и принятие на об ластном и муниципальном уровнях специальных программ строительства жилищ социального найма за счёт средств бюджетов всех уровней. Остро стоит проблема обеспечения жильем лиц, кото рые лишились его в результате пожара. До 1 марта 2005 г. в стране действовал Жилищный кодекс РСФСР, ст. 37 которого предусматривала возможность получения во вне очередном порядке жилья лицами, лишившимися его в результате пожара, только в случае, если подобное про исшествие возникло в результате стихийного бедствия. Такая норма исключала возможность быстрого жилищно го обустройства граждан, лишившихся жилья в результа те неосторожных или умышленных действий других лиц. Кроме того, даже если пожар возник по причине стихий ного бедствия, и гражданин мог рассчитывать на внеоче редное получение жилья, реализация данного права была затруднена из-за отсутствия муниципального жилищного резервного фонда. Указанные лица включались в отдель ный список внеочередников и ожидали предоставления жилья от местных властей. Вступающий в силу новый Жилищный кодекс Российс кой Федерации в ст. 57 несколько по иному, в более об щей формулировке, говорит о том, что вне очереди жи лые помещения по договорам социального найма предо ставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодны ми для проживания и ремонту или реконструкции не под лежат, то есть не указывает конкретных причин, в резуль тате чего жильё пришло в негодность, и даёт право, таким образом, муниципалитетам самостоятельно решать этот вопрос. какую-либо иную помощь лицам, не по своей вине ос тавшимся без крова, государственные и муниципальные органы предоставлять не обязаны, что и заставляет лю дей «ходить по инстанциям» с просьбами. Часто граждане могут рассчитывать только на оказа ние небольшой материальной помощи, которая не покры вает расходы на приобретение жилья и лишь в незначи тельной части помогает «погорельцам» решить проблему своего обустройства. В основном, люди вынуждены рас считывать только на свои силы. Выделение средств из резервного фонда различных администраций, как прави ло, носит разовый характер и не решает проблемы обес печения жильем в целом. К Уполномоченному по правам человека поступило кол лективное обращение (вх. № 721) от жителей сгоревшего дома поселка МРЗ г. Грязи Липецкой области по вопросу нарушения их конституционного права на жилище. Их дом сгорел в ночь с 16 на 17 мая 2004 г. в результате замыка ния электропроводки. От пожара пострадали не только жилые помещения, но и личное имущество жильцов. На протяжении всего 2004 г. вопрос о восстановлении дома не был решен из-за отсутствия средств в районном бюд жете, не всем пострадавшим семьям было предоставлено временное жилье, хотя пострадавшие, в основном, пре старелые люди, среди них есть ветераны Великой Отече ственной войны и труда. Неоднократные обращения граж дан в различные инстанции по данному вопросу положи тельных результатов не принесли. Проблема расселения погорельцев на момент обращения не была решена. Одной из форм возмещения утерянного имущества яв ляется страхование. Однако существующая система стра хования жилья в настоящее время не развита, не имеет действенной структуры, которая бы охватывала все кате гории лиц и могла реально помочь всем пострадавшим от пожара. Также нужно учитывать, что многие граждане в настоящее время в силу плохого материального положе ния не могут позволить себе значительные расходы на заключение подобных страховых договоров. Принимая во внимание актуальность проблемы, Упол номоченный предлагает органам местного самоуправле ния Липецкой области включить в нормативные акты, ко торые будут на муниципальном уровне регулировать по ложения нового Жилищного кодекса РФ, меры, предус матривающие предоставление, приобретение или восста новление жилых помещений, пострадавших от пожара и иных стихийных бедствий, утративших пригодность для проживания, а также возможность выделение средств в качестве компенсации за утраченное имущество. Отсутствие резервного фонда социального жилья ста вит серьезную проблему перед исполнением требований жилищного законодательства о предоставлении жилых помещений, во-первых, малоимущим гражданам, катего рию которых согласно нормам нового Жилищного кодек са РФ будут определять органы местного самоуправле ния; во-вторых, по исполнению решений судов о выселе нии жильцов в случаях, определённых законом, и предос тавлении им других жилых помещений. С трудностями по исполнению решений судов о пре доставлении гражданам жилья органы местного самоуп равления сталкиваются уже сейчас. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратилась с коллективным заявлением гр. Г. (вх. № 339) в связи с невыполнением решения суда админис трацией г. Липецка по предоставлению новой квартиры в связи с непригодностью проживания в старом ветхом жи лье. Администрация г. Липецка ссылаясь на то, что де нежные средства на капитальное строительство жилья в 2004 г. израсходованы, а свободных квартир в распоря жении администрации города нет, просила предоставить отсрочку по исполнению решения суда до утверждения бюджета на следующий год, с чем граждане были несог ласны. На запрос Уполномоченного по правам человека о при чинах неисполнения судебного решения по делу гр. Г. (вх. N9 339), глава администрации г. Липецка сообщил, что «В (Продолжение на 7 -й стр .) 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) о ф и ц и а л ь н ы й о т д е л л и п ец к а я — Ц Т Д О К Л А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го по пр а вам ч е л о в е ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 го д у (Продолжение. Начало на 1 -1 0 -й стр .) засеяны все поля, принадлежавшие СХПК «Пушкарский», в том числе и те, на которые претендуют заявители. В нарушение действующего законодательства общее со брание участников долевой собственности СХПК «Пуш карский» не проводилось. Обращения в различные ин станции о восстановлении нарушенных прав заявителей положительных результатов не принесли. Ещё один из примеров — коллективное заявление от пайщиков (вх. № 455) бывшего сельскохозяйственного предприятия «Правда», расположенного на территории Грязинского района, по вопросам предоставления в нату ре и оформления земельных паев, выплаты задолженно сти по заработной плате. В своей жалобе граждане ука зывали: «Всё дело в том, что сельхозпредприятие реорга низовывали, меняли название, а в итоге пострадали, как всегда, люди обыкновенные, труженики, которые труди лись на благо всей страны многие годы. Многие из них имеют правительственные награды, медали выставок ВДНХ, многие отработали в сельском хозяйстве 40 и бо лее лет, некоторые от тяжёлого труда получили инвалид ность. Пишем так потому, что нас уже «достали» упрёка ми, что мы плохо работали и развалили хозяйство». По словам заявителей, в соответствии с постановле нием главы администрации Грязинского района от 21.12.1992 г. № 694 и протоколом общего собрания тру дового коллектива совхоза «Правда» от 27.01.1992 г. № 1, совхоз был реорганизован в коллективное предприятие; согласно протоколу общего собрания от 14.02.1992 г. «О создании комиссии по распределению имущественного и земельного пая» каждому работнику был выделен земель ный пай в размере 5 га пашни и 0,5 га сельскохозяйствен ных угодий. Администрация Грязинского района должна была обеспечить выдачу гражданам, ставшим собствен никами земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю. Данные свидетельства гражда нам не были выданы. Из-за чего до настоящего времени заявители не могут оформить свои земельные паи и полу чить свидетельства о праве собственности на земельные участки. Постановлением главы администрации Грязинского района от 13.03.1997 г. № 518 была проведена очеред ная реорганизация бывшего совхоза, создано Областное Государственное Унитарное предприятие «Правда», кото рое признано банкротом в 2002 г. В настоящее время на предприятии введено конкурсное управление, имущество передано в пользование СХПК «Кубань». Во всех перечисленных выше случаях защитить и вос становить свои права граждане могут только обратившись в суд, однако и в суде ещё нет сложившейся практики рассмотрения подобных дел. Одной из причин возникающих земельных споров яв ляется и несовершенство нового земельного законода тельства, в том числе Федерального закона № 101-ФЗ от 22 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйствен ного назначения». Так, к примеру, ст. 13 указанного выше федерально го закона определила механизм выделения земельного участка в счет земельной доли. Он получился сложным и запутанным для понимания. В этом механизме можно выделить два условия. Первое заключается в том, что заинтересованный в выделении доли собственник обя зательно должен сделать это публично. Для этого необ ходимо объявить свои намерения с описанием местопо ложения участка. Но тут сразу возникает проблема. Не очень понятно, как можно сделать описание на большой территории. Нет чёткости в вопросе описания местопо ложения. Описательные формулировки положения зе мельного участка ясности не вносят. Понятно и недвус мысленно это можно сделать на картографической осно ве, словесное же описание неизбежно вызовет в буду щем споры. Следующее условие этой статьи ограничи вает срок проведения названной процедуры одним ме сяцем. Собственник может оповестить о своих намере ниях всех заинтересованных лиц лично либо через СМИ, определенные для этой цели субъектом РФ. В соответ ствии с этой нормой если в течение месяца возражений не поступает, то считается, что место участка согласова но. Но сразу возникает проблема — куда должны посту пать возражения? Выделяющемуся дольщику или в ка кой-либо государственный орган? Закон этого не опре делил. Если все же стороны не придут к согласию о местопо ложении земельного участка, начинает действовать сле дующая норма 13-й статьи, согласно которой разногла сия решаются в порядке, установленном правительством РФ. Однако порядок этот до сих пор не установлен, из-за чего эта норма закона не работает. Далее, если конфликт остается неразрешенным, статья гласит о переносе его в суд. Но и у суда, в общем-то, тоже нет достаточно эффек тивных механизмов для разрешения таких споров. Возникают вопросы и по другим положениям этой ста тьи, а также и по некоторым другим статьям данного за кона, а следствием этого несовершенства является нара стающий поток жалоб. У граждан, обращающихся к Уполномоченному по пра вам человека в Липецкой области, возникает очень много вопросов, касающихся правильного юридического офор мления договоров на аренду земельных долей. В соответ ствии с нынешним Гражданским кодексом РФ доли отно сятся к недвижимости, а всякая недвижимость, сделка с ней должна пройти регистрацию в органах юстиции. Толь ко после этого она становится легитимной и гарантирует право собственности. А значит, и возможность получать доход. На деле же, и на это жалуются люди из многих райо нов области, сдав в аренду земельный пай, они не полу чили на руки никаких документов. Арендаторы просто забрали договора или свидетель ства о праве на земельную долю и из-за ненадлежащего контроля не оформили их положенным образом. Между тем еще два года назад во вступившем в силу Федераль ном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в статье 16 четко прописано, что договорные отношения в случае аренды земельной доли в коллектив но-долевой собственности в течение двух лет должны быть приведены в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ. Это значит, что договора должны быть заре гистрированы и оформлены в письменном виде. Если до говор аренды превышает один год, а у нас большая часть заключённых договоров превышает этот срок, он должен пройти регистрацию в органах юстиции. Иначе отношения из арендных переходят в договор доверительного управ ления. А это значит, что с 28 января 2005 г. пайщики ли шатся права требовать арендную плату за земельный уча сток. Более того, по договору доверительного управления тЪт, кому передали землю в управление, еще вправе сам потребовать плату за предоставляемые им услуги по об служиванию этого имущества. Кроме того, в случае банк ротства сельхозпредприятия, а таких в области достаточ но, земельная доля, как недвижимое имущество, будет переведена в средства для погашения долгов. Сама процедура выделения земельных долей не толь ко требует длительного времени хождения по инстанци ям, но и финансовых затрат, которые доходят до несколь ких десятков тысяч рублей и весьма значительны для кре стьян, имеющих низкие доходы. Во-первых, нужно пись менно известить о своем намерении всех собственников и подождать месяц, во-вторых, оформить документы в регистрационной палате, в-третьих, встать на кадастро вый учет, в-четвертых, провести дорогостоящую процеду ру межевания, наконец, оформить земельное дело и соб ственно зарегистрироваться. Для крестьян очень важен вопрос о размере арендной платы в земельных отношениях. Селянам жить тяжело, со циально-экономическая обстановка на селе достаточно сложная, и перечисленные выше проблемы являются фак тором, который объективно ущемляет права граждан. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти считает, что необходимо в законодательном поряд ке определить минимальную арендную плату согласно кадастровой стоимости земли, а также расценки по офор млению земельных долей, которые должны быть доступ ны для сельских жителей. Иллюстрацией указанных процессов служит коллектив ная жалоба пенсионеров, бывших работников хозяйства, на действия председателя СХПК «Маяк» Усманского райо на, которому в аренду на 5 лет были переданы их земель ные паи, однако никаких натуральных или денежных средств за аренду хозяйство пенсионерам так и не вып латило. Когда пенсионеры попросили выдать долги по аренде деньгами, то, как пишут заявители: «...Руководи тель хозяйства нам ответил, что нет вам никакого имуще ственного пая, берите свою землю, она мне не нужна, договор на землю я с вами заключать не буду. Свою зем лю мы из своего родного колхоза не хотим никуда отда вать, потому что мы коренные жители, проработали в кол хозе по 40 с лишним лет, наши отцы и деды в этом колхо зе работали. А этот руководитель в нашем колхозе пред седателем проработал всего 8 месяцев и так козыряет нам. Мы этого не хотим». Гражданам было разъяснено, что в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ участники долевой собствен ности на земельные участки из земель сельскохозяйствен ного назначения сами принимают решение об использо вании принадлежащих им земельных долей. При условии передачи земельных долей в аренду сель хозпредприятию стороны (арендодатель и арендатор) са мостоятельно, по взаимному соглашению, определяют арендную плату в виде натуральной денежной или комби нированной выплаты. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В слу чае невыполнения арендатором условий договора арен ды собственник земельной доли вправе обратиться в суд. Значительная часть обращений граждан по-прежнему касалась споров по установлению границ приусадебных земельных участков и их документального оформления. Одной из таких типичных жалоб является заявление жительницы с. Донское Задонского района гр. К. (вх. № 210), которая считала, что администрацией сельского Со вета нарушены её конституционные права, так как ей было отказано в оформлении земельного участка, который она обрабатывает с 1996 г. Как указывала заявительница, в такой же ситуации оказались и некоторые другие жители села. Уполномоченный обратился к главе администрации Донского сельсовета с предложением разъяснить сложив шуюся ситуацию. Глава администрации сообщил, что ряд жителей села, в том числе и гр. К., в 1996 г. распахали под огороды 16 земельных участков, расположенных на против их домов. Никаких документов, подтверждавших право пользования данными участками, им не выдавалось, т. к. данная земля принадлежала птицефабрике «Придон ская». После передачи земли администрации Донского сельсовета заявлений от гр. К. не поступало. В то же время в сельскую администрацию поступали многочисленные обращения граждан с просьбой предос тавить участки под строительство жилых домов. Учитывая, что на переданной территории имеются все необходимые инженерные коммуникации (газ, водопровод, электриче ство, связь), решением № 47 11-й сессии второго созыва Донского сельского Совета депутатов от 06.12.2002 г. ука занная земля отведена под индивидуальное жилищное строительство, что и вызвало недовольство некоторых жителей. Граждане обратились в суд с просьбой узако нить занятые ими участки, но Задонский районный суд в иске отказал. В свою очередь администрация села пред ложила истцам выделить земельные участки под огороды в этом же районе, в 300-500 метрах от домов, не занятые под строительство жилья. Таким образом, нарушения прав граждан выявлено не было. Подобные ситуации нередко возникают из-за не своевременного оформления документов на приусадеб ные участки или из-за желания увеличить размер этих уча стков. Часто такой самозахват незаконен и рано или по здно из-за этого возникают земельные споры граждан друг с другом или с местными администрациями. Получая большое количество жалоб граждан по воп росам землепользования, Уполномоченный по правам че ловека в Липецкой области считает необходимым отме тить, что значительная часть обращений по данной про блеме объясняется определенной пассивностью, отстра ненностью, а иногда и непрофессионализмом представи телей органов местного самоуправления, призванных до биваться реализации земельного законодательства на местах. Подобная практика и порождает конфликтные си туации, вынуждает жителей сельских населенных пунктов обращаться в органы государственной власти области и государства с жалобами на неправомерные действия дол жностных лиц. В сложившейся ситуации было бы целесообразным в текущем году провести специальное совещание (депутат ские слушания, административный совет) с участием ру ководителей органов государственной власти и местного самоуправления Липецкой области, руководителей сель скохозяйственных предприятий, посвященное анализу реализации законодательства о земле, в первую очередь, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяй ственного назначения» на территории Липецкой области, в контексте соблюдения прав граждан на владение, пользо вание и распоряжение землёй. ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО Конституция Р Ф , ст. 6 1. Гражданст во Р о с си й с ко й Ф е д е р а ц и и п р и о б р е тается и прекращ ает ся в соответствии с ф ед ер ал ь ны м за ко н о м , является еди ны м и р авны м н е з а в и с и м о от о снов ани й приобрет ения . 2 . Каж ды й гр аж д ани н Р о с си й с ко й Ф е д е р а ц и и о б ладает н а е е территории в сем и п р ав ам и и с в о б о д а м и и несет р авны е обязанност и, предусм от ренны е Конституцией Р о с си й с ко й Ф е д е р а ц и и . 3 . Гр аж д ани н Р о с с и й с ко й Ф е д е р а ц и и н е может быть л иш ен своего гражданст ва и л и п р ав а изменить е го . Гражданство есть важнейший- государственно-право вой институт, определяющий взаимоотношения человека с государством, первоосновой конституционно-правового статуса личности. Закреплённые Конституцией РФ и фе деральным законодательством права, свободы и обязан ности личности непосредственно связаны с гражданством. Во всей полноте человек может их использовать, являясь гражданином Российской Федерации. Особое внимание институту гражданства уделяется в основополагающих международных документах. Во Все общей декларации прав человека установлено, что каж дый человек имеет право на гражданство и никто не мо жет быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить его. Аналогичное право закреплено в Конвен ции Содружества Независимых Государств о правах и ос новных свободах человека 1995 г. В преамбуле Европейс кой конвенции о гражданстве 1997 г. сказано: «В вопро сах, касающихся гражданства, следует учитывать интере сы как государств, так и отдельных лиц». В 2004 г. паспортно-визовыми подразделениями УВД области было рассмотрено 3,2 тысячи заявлений о при ёме в гражданство Российской Федерации. В упрощён ном порядке его приобрели более 2 тысяч заявителей, а в соответствии с международными соглашениями — свы ше 1,1 тысячи человек. Уполномоченный по правам человека подробно освя щал проблему, сложившуюся с вступлением в силу Феде рального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. на территории Липецкой области в своём докладе 2003 г. Изучение жалоб и писем соотечественников, переехавших в Липецкую область из стран СНГ и Балтии, обратившихся за помощью к Уполно моченному по правам человека, позволило выделить те препятствия, которые возникали в ходе применения зако нодательства о получении гражданства РФ и влекли за собой ряд нарушений прав человека. Во-первых, это противоречивость законодательства, длительность рассмотрения заявлений о принятии граж данства России, частое изменение нормативных актов, в том числе ведомственных инструкций, нарушение требо ваний законодательства при приеме документов на при нятие гражданства, на получение вида на жительство, ут рата документов, неквалифицированные разъяснения в паспортно-визовой службе и т.д. Во многих письменных и устных обращениях граждан именно эти обстоятельства указаны в качестве тех причин, из-за которых переселен цы долгое время не могли документально оформить и легализовать своё положения на территории России, при нять российское гражданство. Во-вторых, необходимость нести значительные финан совые расходы при прохождении процедур получения раз решения на временное проживание или вида на житель ство. Согласно действующему законодательству лица, желающие их получить, должны предоставить, в частно сти, сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции, документ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, кото рые представляют опасность для окружающих и предус мотрены перечнем, утверждаемым Правительством Рос сийской Федерации. При этом необходимо отметить, что сертификат об отсутствии у заявителя и членов его семьи ВИЧ-инфекции можно получить только в г. Липецке и только на платной основе, что является дополнительным финан совым бременем для и без того скудного семейного бюд жета наших соотечественников. Сюда же добавляются и транспортные расходы, связанные с поездкой в област ной центр, что особенно проблематично для людей, посе лившихся в отдалённых районах нашей области. За последнее время вырос размер государственной пошлины за оформление вида на жительство. Появилось и требование о наличии на банковском счёте переселен цев денежных средств в сумме свыше 5 тысяч рублей на каждого члена семьи, что весьма значительно для семей ного бюджета переезжающих на постоянное жительство в нашу область соотечественников, многие из которых не имеют подобных сбережений. Зачастую они продавали за бесценок своё имущество по месту прежнего прожива ния, а нередко оставляли все и уезжали в Россию, пола гая, что если ты русский, то имеешь преимущественное право на приобретение российского гражданства. (Продолжение на 12 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz