Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ж ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а О Ф И Ц И А Л Ь НЫ Й О ТД Е Л 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) Д О К Л А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го по пр а вам чел о ве ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 го д у (Продолжение . Начало на 1 - 1 1 -й стр .) К сожалению, пока ещё остаётся неразрешённой на федеральном уровне проблема пенсионного обеспечения переселенцев, которые ожидают получения вида на жи тельство или гражданства РФ и не имеют возможности получать пенсии, а соответственно и не имеют средств к существованию. В настоящее время вынужденные пере селенцы из республик бывшего Советского Союза, лица без гражданства, продолжают оставаться одной из самых обделённых и социально уязвимых групп населения в Ли пецкой области. Проблема усугубляется ещё и тем, что часто паспортно-визовая служба не может выдержать шестимесячного срока рассмотрения заявления на полу чение вида на жительство или гражданство РФ (в соответ ствии с Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 789), так как направленные для проверки документы по месту прежнего проживания заявителей в другие госу дарства рассматриваются очень длительное время и ус корить эти процедуры не представляется возможным. В результате таких бюрократических проволочек переселен цы несут большие материальные и моральные издержки. К Уполномоченному по правам человека обратилась Ш. (вх. № 588). Заявительница, уроженка Липецкой обла сти, по семейным обстоятельствам переехала на Украи ну. После распада Советского Союза она не приняла граж данство Украины и не обменяла паспорт гражданина СССР . В 2003 г,, после выхода на пенсию, заявительница переехала на постоянное место жительства в Измалковс- кий район. В марте 2004 г. заявительница сдала все необходи мые документы в паспортно-визовую службу Измалковс- кого РОВД, однако разрешение на временное прожива ние до момента обращения к Уполномоченному не полу чила, хотя прошло более 8-ми месяцев. Из-за отсутствия российского гражданства и вида на жительство органы пенсионного фонда России не назна чают Ш. пенсию, она не может получить страховой меди цинский полис, не может пользоваться льготами, предус мотренными российским законодательством для ветера нов труда, все это ухудшает ее материальное и социаль ное положение. Вот несколько строк из её письма: «Пенсионеры-пе реселенцы...умирают, голодные, измученные, униженные на своей Родине, на своей земле, так и не получив граж данства и заработанную кровью за всю свою жизнь пен сию. И за что! Разве мы виноваты в распаде Советского Союза, что мы оказались в чужой стороне? За какое пре ступление нам такое наказание?». Уполномоченный обратился в отдел паспортно-визо вой службы при УВД Липецкой области с предложением оказать содействие заявительнице и ускорить решение вопроса о получении разрешения на временное прожи вание и российского гражданства в упрощенном порядке. По информации паспортно-визового отдела УВД Ли пецкой области принятые 05.06.2004 г. от Ш. документы находились на рассмотрении в Центре паспортно-визо вой регистрации при УВД области. Для принятия оконча тельного решения необходимы были ответы на запросы, предоставляющие информацию о наличии либо об отсут ствии обстоятельств, препятствующих выдаче разреше ния на временное проживание. Такие ответы из ряда уч реждений в адрес паспортно-визового отдела до време ни запроса Уполномоченного по правам человека не по ступали. С целью выхода из сложившийся ситуации, в заинте ресованные органы Липецкой области были направлены письма об ускорении процедуры проверок. По получению ответов с положительными решениями гражданка Ш. бу дет приглашена в паспортно-визовый отдел УВД Липец кой области для оформления разрешения на временное проживание. После чего она сможет обратиться с заявле нием о приобретении гражданства Российской Федера ции в упрощенном порядке, в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона, без оформления вида на жительство. В адрес Уполномоченного по правам человека обра тился П. (вх. № 484), 1919 года рождения, с просьбой оказать содействие в получении гражданства Российской Федерации и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации. По словам заявителя, он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2-й группы и в настоя щее время не имеет возможности самостоятельно пере двигаться, не получает пенсию. Более года, несмотря на неоднократные обращения в паспортно-визовую службу ОВД Лев-Толстовского района, ветеран не мог обменять паспорт гражданина Российской Федерации в обмен на паспорт гражданина СССР. Уполномоченный по правам человека обратился в от дел паспортно-визовой службы при УВД Липецкой облас ти с предложением провести проверку по фактам, указан ным заявителем. Было установлено, что заявитель — уроженец г. Таш кента, на момент обращения не являлся гражданином Рос сийской Федерации и документированию паспортом граж данина Российской Федерации не подлежал. Одновременно руководитель отдела паспортно-визовой службы при УВД Липецкой области сообщал, что 27.01. 2004 г. от П. принято заявление о приобретении граждан ства Российской Федерации, которое рассмотрено, и 27.09.2004 г. заявителю выдана справка о приобретении гражданства Российской Федерации. При его личном об ращении, с указанной справкой, в паспортно-визовую служ бу ОВД Лев-Толстовского района он будет документиро ван паспортом гражданина Российской Федерации. Ещё одна проблема, связанная с получением граждан ства, возникла из-за несогласованности действий МВД РФ и МИД РФ. Согласно указаниям ПВУ МВД от 12.04.2001 г., паспортно-визовые службы осуществляют проверку подлинности выданных (проставленных) российскими кон сульскими загранучреждениями штампов и справок. Од нако из-за отсутствия координации между федеральными министерствами, стремление не допустить выдачу рос сийского паспорта лицам, предъявляющим поддельные документы, вылилось в волокиту, от которой страдают, прежде всего, добросовестные и законопослушные граж дане. В Министерстве иностранных дел не создали единой базы данных лиц, принявших российское гражданство на постсоветском пространстве, и запросы направляются не посредственно в консульские учреждения за рубежом. Гражданам приходиться ждать долгие месяцы, при этом они не могут вновь подать ходатайства о приеме в рос сийское гражданство. Кроме того, довольно часто работ ники дипломатических учреждений, из-за большой нагруз ки, Оформляли документы достаточно небрежно. Также, нередко, вопрос о приобретении гражданства несовер шеннолетними детьми вместе с родителями не ставился. Теперь эти уже выросшие дети не могут получить паспор та. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась гр. К. (вх. № 220), которая считала, что работниками паспортно-визовой службы ОВД Чаплыгинского района необоснованно затягивается про цедура выдачи паспорта гражданина РФ ее дочери. 24.04.1995 г. гр. К. и ее несовершеннолетняя дочь по лучили российское гражданство в посольстве России в Бишкеке (Киргизия), о чем имеются соответствующие до кументы. Кроме того, на момент обращения её дочери в паспортно-визовую службу для получения паспорта, оба родителя являлись гражданами Российской Федерации и имели паспорта нового образца. После обращения Уполномоченного по правам чело века в Липецкой области в отдел паспортно-визовой служ бы при УВД области был получен ответ, что в связи с участившимися случаями фальсификации документов о приобретении гражданства РФ в консульских отделах по сольств РФ в странах ближнего зарубежья МВД России было подготовлено указание о необходимости проверки законности приобретения российского гражданства. При проверке запроса в отношении дочери гр. К., 1988 г. рождения, Консульский отдел МИД России не подтвер дил приобретение ею российского гражданства вместе с родителями в посольстве РФ в Киргизии. С учетом этого заявительнице было предложено написать заявление о признании дочери гр. К. гражданкой РФ по основаниям наличия российского гражданства у обоих родителей. 6.03.2004 г. заявительница обратилась в отдел внут ренних дел Чаплыгинского района с таким заявлением, по которому 6.05.2004 г. решением УВД Липецкой области дочь гр. К. приняла гражданство Российской Федерации. Несмотря на перечисленные выше трудности, которые возникают из-за несовершенства работы федеральных ор ганов власти, продолжают оставаться довольно распрост ранёнными случаи волокиты и халатного отношения к своим обязанностям некоторых сотрудников паспортно-визовой службы области. К Уполномоченному обратился гр. Ш. (вх. № 489) с жалобой на действия сотрудников паспортно-визового отдела ОВД г. Ельца. В связи с переездом на постоянное место жительства из Казахстана в Россию, им были пере даны соответствующие документы в ПВО г. Ельца для оформления вида на жительство. Однако, по утвержде нию заявителя, документы пролежали без движения око ло девяти месяцев и только затем были направлены в г. Липецк, где ему было отказано в оформлении граждан ства в связи с достижением им 45-летнего возраста (к моменту отправления документов) и, соответственно, окон чанием срока действия имеющегося у него паспорта граж данина Казахстана. Несмотря на то, что данная ситуация сложилась в связи с волокитой, допущенной сотрудника ми ОВД г. Ельца, должностные лица самоустранились от дальнейшей работы с заявителем и лишь рекомендовали ему самостоятельно решать возникшую проблему в по сольстве Казахстана в Российской Федерации. Однако в посольстве Республики Казахстан гр. Ш. было отказано в продлении паспорта, так как при выезде в Россию заяви тель написал отказ от гражданства Казахстана, кроме того, он не зарегистрирован на территории Казахстана, во въез де в Казахстан для разрешения сложившейся ситуации ему также было бы отказано в связи с просроченным пас портом. Усматривая в изложенных фактах нарушение прав за явителя, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился в отдел паспортно-визовой службы при УВД области с просьбой, в порядке исключения, рассмот реть вопрос об оформлении гр. Ш. вида на жительство на основании имеющихся у него документов. Согласившись с доводами Уполномоченного, началь ник отдела паспортно-визовой службы при УВД Липецкой области сообщил, что, учитывая сложившуюся ситуацию, принято решение в порядке исключения принять заявле ние о приеме в гражданство Российской Федерации гр. Ш. на основании имеющегося у него паспорта граждани на Казахстана. Приведенный пример подчёркивает ещё одну важную проблему, с которой сталкивается всё большее число пе реселенцев. Граждане, не имеющие национальных пас портов, отметок в паспорте советского образца о приня тии гражданства стран СНГ, вынуждены обращаться в по сольства тех государств, на территории которых они рань ше проживали, и оформлять либо национальный паспорт, либо справку о том, что они не состоят в гражданстве этой страны. Для получения справки необходимы как зна чительные временные затраты, так и финансовые: поезд ка в Москву, оплата проживания, плата за национальный паспорт или справку о непринятии гражданства. А с учё том вышеизложенных обстоятельств о материальном по ложении переселенцев реализовать все эти требования представляется весьма проблематичным. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области на личном приеме обратился К. (вх. № 87) по вопросу оформления гражданства Российской Федерации и обмена паспорта гражданина СССР. В своем заявлении К. указывал, что в 1989 году пере ехал с семьей из Узбекистана на постоянное место жи тельство в Лебедянский район, устроился на работу в совхоз и получил квартиру, где проживает в настоящее время. Из-за отсутствия прописки по указанному адресу, он в соответствии со ст. 13 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РФ», введенного в действие с 6 февра ля 1992 г., не приобрел гражданства РФ, хотя фактически постоянно проживал и работал в Липецкой области. По рекомендации работников паспортно-визовой служ бы Лебедянского РОВД для решения вопроса о предос тавлении гражданства и подтверждения факта прожива ния в Российской Федерации К. обратился в суд. Решени ем Лебедянского районного суда Липецкой области от 04.09.2003 г., которое вступило в законную силу, был установлен факт постоянного проживания К. в Липецкой области. Однако гражданство РФ заявителю так и не было оформлено. Уполномоченный по правам человека направил запрос в отдел паспортно-визовой службы при УВД Липецкой области с просьбой предоставить информацию о причи нах задержки получения российского гражданства в упро щенном порядке К. и обмене его паспорта гражданина СССР. Должностные лица сообщили, что, учитывая решение Лебедянского районного суда и подтверждение факта про живания на территории Липецкой области с ноября 1989 г., К. признан гражданином Российской Федерации и до кументирован паспортом 24.02.2004 г. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области поступило несколько обращений от граж дан с жалобами на бездействие паспортно-визового от деления Краснинского РОВД, в котором не проводилась работа с гражданами, не оформлялись документы, в от деле не было ни начальника, ни исполняющего его обя занности, ни сотрудника, который бы мог дать гражданам какую-либо информацию о процедуре получения граждан ства. Так, семья Р. (вх. № 377) в 2003 г. переехала на посто янное место жительства из Молдавии к своим детям, мно годетной семье, проживающей в Краснинском районе. Из- за отсутствия гражданства Российской Федерации пере селенцы не могли получить ни пенсию, ни медицинский полис. Глава семьи парализован, ему требовалась меди цинская помощь, оформление группы инвалидности, по лучение лекарств, но всего этого он был лишен. Получить необходимые консультации о процедуре получения граж данства РФ и подать документы у себя в районе заявите ли не смогли. Уполномоченный по правам человека обратился в от дел паспортно-визовой службы при УВД Липецкой облас ти с просьбой оказать содействие заявителям и ускорить решение вопроса о получении российского гражданства в упрощенном порядке. Начальник отдела паспортно-визовой службы при УВД Липецкой области проинформировал Уполномоченного, что трудности в работе ПВС ОВД Краснинского района воз никли из-за возбуждения уголовного дела по ч.1 ст.286 УК РФ в отношении начальника отдела, старшего инспектора ПВС ОВД Краснинского района, в результате чего она была отстранена от работы. В этой связи прием граждан в ПВС ОВД района осуществлялся только одним вольнонаемным сотрудником. С августа 2004 г. был-назначен исполняю щий обязанности старшего инспектора ПВС ОВД Крас нинского района и паспортно-визовая служба ОВД Крас нинского района возобновила прием граждан по всем на правлениям деятельности. Гр. Р. были даны письменные разъяснения о порядке оформления документов на получение разрешения на вре менное проживание и приобретение гражданства. К Уполномоченному по правам человека обратилась Л. (вх. № 481) с жалобой на работников паспортно-визо вой службы ОВД Становлянского района, которые, по её мнению, необоснованно затягивали оформление ее доку ментов для принятия гражданства Российской Федерации и выдачи паспорта гражданина РФ. Из-за отсутствия до кументов, удостоверяющих личность, заявительница не могла получить медицинскую помощь и оформить пенсию. В 1988 г. Л. вместе с несовершеннолетним сыном переехала из Республики Украина на территорию Липец кой области для постоянного проживания и зарегистри ровалась по месту жительства. Факт проживания на тер ритории Липецкой области с ноября 1988 г. подтвержден решением Становлянского городского суда Липецкой об ласти от 27.03.2002 г. На основании указанного решения суда сыну Л., при достижении им соответствующего возраста, был выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Однако до кументы на получение гражданства РФ и паспорта граж данина РФ самой заявительницы находились без движе ния в ПВС ОВД Становлянского района с июня 2003 г. по февраль 2004 г. В результате волокиты со стороны работ ников службы часть необходимых документов была ими утрачена. После обращения Уполномоченного по правам челове ка сотрудниками отдела паспортно-визовой службы при УВД Липецкой области была предоставлена информация о том, что, учитывая судебное решение об установлении факта проживания Л. на территории Российской Федерации с 1988 г., дело взято на контроль и при предоставлении необхо димых документов её заявление будет рассмотрено ПВО УВД Липецкой области в первоочередном порядке. Таким образом, несмотря на ряд объективных трудно стей при рассмотрении вопросов приобретения вида на жительство и гражданства РФ переселенцами из респуб лик бывшего СССР, у сотрудников паспортно-визовой службы есть возможности дальнейшего совершенствова ния работы и улучшения качества обслуживания обратив шихся граждан через совершенствование оперативности работы, усиление исполнительской дисциплины и прове дение консультативно-разъяснительных мероприятий с населением. Вместе с тем хотелось бы отметить, что руководство ОПВС УВД Липецкой области занимает позицию активно го сотрудничества с Уполномоченным по правам челове ка. Обращения и жалобы граждан внимательно рассмат риваются. Сотрудники паспортно-визовой службы разъяс няют существующую практику применения законодатель ства о гражданстве, о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства. Совместная работа позволила по лучить российское гражданство и содействовать защите прав значительному числу наших соотечественников, ко торые по не зависящим от них обстоятельствам оказа лись иностранцами или лицами без гражданства. (Продолжение на 13 -й стр .) 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) О Ф И Ц И А Л Ь НЫ Й О Т Д Е Л ЛИПЕЦКАЯ— . Д О К Л А Д о д е я те л ь н о с ти У п о л н ом о ч е н н о го по пр а вам ч е л о в е ка в Л и п е ц к о й о б л а с ти в 2 0 0 4 го д у (П родолж ени е . Н ачало н а 1 -4 -й с т р .) социальную помощь в необходимом объёме. Бедность в стране принимает хронический характеру Поэтому не_слу чайно одним из приоритетов российской внутренней по литики президент РФ В.В. Путин назвал борьбу с беднос тью. Одной из главных проблем в настоящее время являет ся несоответствие настоящему уровню жизни важнейших социальных регуляторов — минимальной заработной пла ты, минимальной пенсии, минимального прожиточного уровня* уравнительные и небольшие социальные пособия. Тревогу вызывает бедность и малообеспеченность значи тельной части работающего населения, в том числе в бюд жетной сфере, что является нонсенсом для развитых стран. В Липецкой области за чертой бедности находится 262 тысячи человек, 38 процентов из них составляют люди работающие, но получающие зарплату в размере ниже прожиточного минимума. Неспособность значительного числа граждан обеспечить себя своим трудом создаёт значительную нагрузку на органы социальной защиты и бюджет, порождает патерналистские настроения, препят ствует развитию экономики, создаёт определённые труд ности для установления социальных групп людей, действи тельно нуждающихся в социальной помощи. Недостаточное финансирование из федерального бюд жета мер социальной поддержки, предусмотренных зако нодательством, по-прежнему остаётся одной из причин нарушения прав граждан на социальную защиту в Липец кой области. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области по поручению группы граждан обратился И. (вх. № 321), ликвидатор аварии на ПО «Маяк», инвалид первой группы. В соответствии с Ф З № 5 от 12.02.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О со циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему установлена ежемесячная денежная компенсация вре да, причинённого здоровью. В 2001 г. вступили в силу дополнения к вышеуказанному закону об индексации сумм компенсации, однако Министерство труда и социального развития РФ так и не смогло своевременно разработать необходимые механизмы индексации, и ликвидаторы ра диационных аварий вынуждены были обратиться в суд. Решения судов были приняты в пользу истцов. Несмотря на это, как пишет гр. И., неоднократные обращения в орга ны социальной защиты остались безрезультатными — решение судов по искам ликвидаторов аварии на ПО «Маяк» не исполнено. Уполномоченный по правам человека обратился в уп равление социальной защиты администрации Липецкой области с просьбой принять меры по восстановлению на рушенных прав заявителей. Из представленной информации следовало, что испол нение судебных решений по искам граждан, пострадав ших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области (ПО «Маяк»), осуществ ляется в строгом соответствии с постановлением Мини стерства труда и социального развития Российской Ф е дерации от 24.01.2003 г. № 6 «Об утверждении Порядка работы Министерства труда и социального развития РФ и органов социальной защиты субъектов РФ об организа ции исполнения актов судебных органов о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, по страдавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядер ного выброса в Челябинской области». Данным порядком предусмотрено, что при поступлении исполнительных ли стов органы социальной защиты населения муниципаль ных образований составляют заявки на очередной месяц о необходимых средствах для исполнения исполнитель ных листов, которые направляются в органы социальной защиты населения субъектов РФ, где поступившие заявки обобщаются и направляются в Минтруд России. Соответствующие заявки на выделение необходимых средств из федерального бюджета на погашение задол женности по поступившим исполнительным листам всех инвалидов ПО «Маяк» (в том числе и по исполнительным листам гр. И.) управлением социальной защиты населе ния администрации области своевременно направлялись в Министерство труда РФ. Однако в 2004 г. целевые сред ства на исполнение указанных судебных решений, к сожа лению, не поступали. В прошедшем году имели место и другие нарушения прав ликвидаторов радиационных аварий. Так руководство ООО «Липецкрегионгаз» издало приказ о прекращении пре доставления льгот по оплате за газ чернобыльцам. Проку рор Советского района г. Липецка опротестовал этот при каз, однако протест не был удовлетворен со ссылкой на убытки, которые несет ООО «Липецкрегионгаз» из-за не обходимости соблюдать нормы федерального законода тельства. Однако согласно Постановлению Президиума Верховного суда РФ отсутствие бюджетного финансиро вания само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении льгот. В соответствии со своими полномочиями прокурор обратился с иском в суд с требо ванием отмены приказа, лишающего лиц из числа участ ников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС права реализовать установленную законом льготу. Суд удовлет ворил требования прокурора в полном объеме. Незакон ный приказ «О прекращении льготных начислений по оп лате за газ» отменен, права граждан восстановлены. В докладе 2003 г. Уполномоченный отмечал трудно сти, с которыми столкнулись многие участники ликвида ции на Чернобыльской АЭС, в связи со сложной и бюрок ратичной процедурой замены в срок до 31 декабря 2003 г. старых удостоверений на документы российского образца. При этом нужно было снова предоставлять боль шое количество справок и подтверждений пребывания в зоне катастрофы. «Повезло» лишь тем ликвидаторам, которые получили группу инвалидности (их в стране насчитывается свыше 60 тысяч), им новые удостоверения уже были не нужны. А остальным, побывавшим под облучением, 150 тысячам пришлось доказывать свой правовой статус по-новому. Тем, у кого были ксерокопии прежних справок (более 90 тысяч человек), удалось своевременно получить жизнен но важный документ. Другие же вступили в многомесяч ные переписки с ведомствами и организациями, на правлявшими их на работу в Чернобыль. Причем зачастую уже зарубежными, ведь Чернобыль спасали специалисты из многих союзных республик, позже ставших незави симыми государствами. Результат таких усилий, как пра вило, был плачевен — архивы многих упраздненных мини стерств и ведомств были ликвидированы еще в девянос тые годы. Учитывая сложившуюся ситуацию, в своём докладе Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предлагал значительно упростить процедуру замены удо стоверений. Чернобыльцы, отстаивая свои права, прошли суды раз личных инстанций и в результате добились реализации своих требований. Решением Верховного Суда Российс кой Федерации от 19 февраля 2004 г. был признан недей ствующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катас трофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февра ля 2000 г. приказом Министерства Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу ациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №114, Министерства труда и социального развития Рос сийской Федерации № 66, Министерства финансов Рос сийской Федерации № 23 н, в редакции от 13 ноября 2000 г. в части, обязывающей граждан, имеющих удосто верения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлениями о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения. Кроме того, ранее срок обмена удостоверений был про длён до 1 января 2006 г. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому соци альное обеспечение по возрасту. Данное положение яв ляется определяющим для Уполномоченного при оценке действующего пенсионного законодательства и практики его применения. Уполномоченный считает, что размер пенсий и условия их выплаты, определенные в законе, должны соответствовать имеющимся в Конституции РФ требованиям обеспечения достойной жизни человека, на ходящегося в преклонном возрасте. Значительная часть жалоб, касающихся пенсионного обеспечения, не содержит указаний на конкретные нару шения действующего законодательства, в них заявители только указывают на небольшой размер пенсии и просят проверить правильности расчёта и начисления пенсий. Анализ писем граждан, ответов органов Пенсионного фон да РФ показывает, что главной причиной незначительного размера пенсий граждан является действующее законо дательство. Вследствие чего размер пенсии зачастую бли зок к прожиточному минимуму. Сложившаяся ситуация с исчислением размеров пен сий может быть улучшена для некоторых российских пен сионеров в связи с принятым в конце 2004 г. решением Европейского суда по правам человека по делу пенсио нерки Лидии Праведной против Российской Федерации. Суд признал, что в конце 90-х годов российский Пенсион ный фонд (ПФ) неверно пересчитал размер ее пенсии, уменьшив выплаты. Дело рассматривалось три с полови ной года. Суть дела заключалась в следующем. С 1 февраля 1998 г. в России вступил в силу Закон «О порядке исчис ления и увеличения государственных пенсий». Им вводился новый способ установления размеров пенсий с использо ванием индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). ИКП определялся как отношение заработной платы граж данина при его выходе на пенсию к средней заработной плате по стране. Согласно закону максимальный размер ИКП составлял 0,75. Но пенсионеров ждало разочарова ние, когда выяснилось, что на практике ПФ при расчете пенсий стал использовать в качестве максимального раз мера ИКП 0,5. При таком пересчете пенсионеры теряли по 200-250 руб. ежемесячно и начали в массовом порядке судиться с Пенсионным фондом в местных судах. Однако появилась инструкция Минтруда РФ от 29 декабря 1999 г. по применению ограничений, установленных пенсионным законом. В инструкции говорилось о необходимости ис пользования при расчетах размера ИКП 0,525. Из Верхов ного суда поступило указание пересмотреть все дела, решения по которым были приняты в пользу пенсионе ров. По решениям судов с граждан начали взыскивать яко бы переплаченные государством деньги. Тогда группа но восибирских пенсионеров решила дойти в поисках спра ведливости до Европейского суда по защите прав челове ка. В решении Европейского суда говорится, что заинте ресованность государства в обеспечении единообразия в применении пенсионного законодательства не должна приводить к пересмотру уже вынесенного судебного ре шения и использованию принципа «обратной силы». Это значит, что закон, ухудшающий положение граждан, не может быть распространен на предыдущий период. То есть речь идёт о чистоте процедуры при рассмотрении граж данского дела. Решения Европейского суда являются обя зательными для выполнения в странах, подписавших Кон венцию о защите прав человека, и Россия, присоединив шаяся к европейской системе охраны прав человека, не исключение. В соответствии с требованиями этой же кон венции после вступления в силу постановления палаты Ев ропейского суда, Российская Федерация должна устра нить допущенные нарушения по всем аналогичным делам. Другая часть поступающих к Уполномоченному обра щений касается вопросов назначения пенсий, учета при расчете размера пенсии тех или иных обстоятельств, под тверждения их соответствующими документами. Многие граждане не могут доказать свой трудовой стаж, размер заработной платы, что прямым образом влияет на размер их пенсии. Часто причиной такого положения является ут рата архивов предприятий, организаций, где люди рабо тали, и которые впоследствии были ликвидированы или реорганизованы. В таких случаях даже активная помощь государственных органов может оказаться безрезультат ной. Главное управление Пенсионного фонда РФ по Липец кой области во всех случаях обращений Уполномоченного по правам человека всегда их внимательно рассматрива ло и, если была возможность сделать перерасчёт пенсии в сторону её увеличения, принимало необходимые меры. Так, в адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратился гр. К. (вх. № 449), инвалид пер вой группы. Заявитель считал, что ему необоснованно на числили пенсию по старости в минимальном размере, в то время как его трудовой стаж составлял 24 года 8 месяцев и за ударный труд он был награжденный меда лью «За трудовую доблесть». Уполномоченный обратился в Главное управление от деления Пенсионного фонда России (ГУ ОПФР) по Липец кой области. Как сообщили должностные лица, по имею щимся в пенсионном деле документам пенсия исчислена правильно. Однако из письма гр. К. следовало, что он ра ботал трактористом, т.е. всю трудовую деятельность по лучать отмеченную в пенсионном деле низкую заработ ную плату не мог, поэтому в адрес Управления ПФР по Усманскому району Главным управлением Пенсионного фонда РФ по Липецкой области было направлено поруче ние оказать содействие заявителю в истребовании спра вок о заработке за другие периоды работы для перерас чета пенсии. После получения необходимых документов пенсия гр. К. была перерасчитана и увеличена. В 2004 году продолжали поступать обращения граж дан, главным образом из сельской местности, с просьбой разъяснить порядок присвоения звания «Ветеран труда». Таких заявлений Уполномоченный получил очень много, вот только несколько примеров: Гр. А. (вх. 676) пишет: «Проработала 43 года в колхозе, но никаких льгот мне не дают»; супруги П. (вх. 642): «У мужа общий стаж работы на НЛМК 38 лет, у жены стаж работы на ЛТЗ — 36 лет»; Гр. Щ. (вх. 479): «На пенсию вышла в 1989 г., имею 24 года непрерывного и 34 года общего стажа, 8 лет проработала на Севере, вдова военнослужащего»; Гр. Ч. (вх. № 437): «Мне 70 лет, непрерывного стажа 35 лет 10 месяцев, всё время работала в колхозе. У меня нет удостоверения ве терана труда. Я ни на кого не жалуюсь, виновата сама, когда я пошла на пенсию, не посчитала нужным обратить ся за удостоверением, потому что у кого они были, они ничего не значили, а когда вышел закон, что ветеранам положены льготы на проезд, за уплату коммунальных ус луг, я пошла в райсобес. Мне ответили, что теперь выда ют удостоверения ветеранов труда тем, у кого есть награ ды. Но в то время наград никому не выдавали, а звание «Ветеран труда» присваивали по стажу работы. У меня такой большой стаж, а мне нет ничего...». По мнению Уполномоченного, данные обращения яв ляются следствием неудовлетворительного имуществен ного положения значительной части пенсионеров, регу лярного роста цен на товары первой необходимости, та рифов на электрическую энергию, коммунальные услуги, газ, телефон, когда небольшие прибавки к пенсиям не успевают за ростом инфляции. В таких случаях получение звания «Ветеран труда» и соответствующих льгот являет ся значительной материальной поддержкой для пенсио нера. Основной проблемой для большинства граждан, пре пятствующей получению звания «Ветеран труда», являет ся отсутствие у них орденов или медалей, почетных зва ний СССР либо Российской Федерации, ведомственных знаков отличия. Часто люди имеют большой стаж работы, который не меньше, чем у лиц, имеющих звание «Ветеран труда», их вклад в развитие страны и области тоже был значительным, что подтверждается различными докумен тами, но эти награды или поощрения не относятся к тем, которые дают право претендовать на присвоение звания «Ветеран труда». На все обращения давались разъяснения по норма тивным требованиям, необходимым для получения зва ния и льгот, предусмотренных законодательством. В то же время были отмечены отдельные случаи необъектив ного отказа в присвоении звания «Ветеран труда» район ными службами социальной защиты. К Уполномоченному обратился гр. Н. (вх. № 573) с жа лобой на то, что ему было отказано в оформлении доку ментов на присвоение звания «Ветеран труда» Чаплыгин- ским отделом социальной защиты населения. Заявитель считал такой отказ необоснованным, так как он был на гражден юбилейной медалью «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» от имени Президиума Верховного Совета СССР, а также имеет общий трудовой стаж 42 года. Усматривая в отказе факт нарушения прав граждани на, Уполномоченный по правам человека обратился в Уп равление социальной защиты населения администрации Липецкой области с предложением рассмотреть вопрос о присвоении гр. Н. звания «Ветеран труда» в соответствии со статей 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ (в редакции от 29.06.2004 г.) «О ветеранах» и Указом Пре зидента Российской Федерации от 25.09.1999 г. №1270 «Об утверждении положения о порядке и условиях при своения звания «Ветеран труда». Управление социальной защиты администрации Липец кой области подтвердило, что награда гр. Н. является ос нованием для присвоения звания «Ветеран труда», в свя зи с чем ему целесообразно обратиться в отдел социаль ной защиты населения администрации Чаплыгинского рай она для оформления документов на присвоение звания «Ветеран труда». В 2004 г. поступило несколько обращений ветеранов Великой Отечественной войны по реализации установлен ных законодательством льгот. Одним из подобных примеров является заявление ин валида Великой Отечественной войны гр. С. (вх. № 430) с просьбой оказать содействие в установке телефона, вы делении индивидуального транспорта и в госпитализации на стационарное лечение. По данным вопросам она не однократно обращалась в соответствующие органы, но по лучала отказ. В целях реализации прав и законных интересов вете рана Уполномоченный обратился в Управление социаль ной защиты населения Липецкой области, Управление здравоохранения Липецкой области, администрацию Ли пецкого района и в Липецкий филиал ОАО «ЦентрТеле- (Продолжение на 6 -й с тр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz