Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году (Продолжение. Начало на 1 -13 -й стр.) ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Конституция Р Ф , ст. 4 2 К аж ды й имеет п р аво н а благоприятную о кр уж аю щ ую с р е д у , дост оверную инф орм ац ию о е е состоя н и и и н а в о зм ещ е н и е ущ е р б а , при чи ненно го его з д о ровью и л и имущ ест ву э ко л о ги ч е с ким п р аво н ар уш е н и ем . В 2004 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступала информация о нарушениях, допущенных в области экологических прав граждан. Основная масса таких обращений была связана с экс плуатацией автотранспорта и возникающими в результате этого экологическими и социальными проблемами: скоп лением автомашин на газонах и во дворах, нелегальными платными парковками, мойками и ремонтом автотранс порта в неприспособленных местах. По поступающим жа лобам Уполномоченным принимались меры, предусмот ренные федеральным и региональным законодательством по защите экологической безопасности граждан. Примером таких нарушений права на благоприятную окружающую среду является коллективная жалоба, с ко торой к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратились жители одного из домов по улице Катукова в г. Липецке (вх. № 406). Как сообщали жильцы, с апреля 2004 г. в их дворе с 18 часов и до утра действу ет ночная автостоянка легковых, грузовых машин, авто прицепов и автобусов. Автомобили паркуются в непос редственной близости от дома, что оказывает вредное воздействие на окружающую среду (постоянный шум, виб рация, загрязнение почвы и воздуха) и нарушает права граждан. Неоднократные обращения в различные государ ственные и муниципальные органы не привели к положи тельным результатам, хотя сообщалось, что автопарковка организована незаконно. Уполномоченный обратился к главе администрации г. Липецка и начальнику Юго-Западного отдела милиции г. Липецка с рекомендацией рассмотреть коллективное за явление жителей дома, проверить законность использо вания дворовой территории под автостоянку и восстано вить нарушенные конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Администрация г. Липецка сообщила, что разрешение на устройство автостоянки около вышеуказанного дома городской администрацией не выдавалось, ее функцио нирование незаконно и, учитывая то, что применение ус тановленных законодательством мер к лицам, занимаю щимся незаконной предпринимательской деятельностью, относится исключительно к компетенции органов мили ции, информация для принятия мер была направлена на чальнику УВД Октябрьского округа г. Липецка. Между тем органы милиции хранили молчание и, как постоянно сообщали жители дома, не спешили принять какие-либо меры по восстановлению прав граждан. Без действие милиции вынудило Уполномоченного обратить ся в прокуратуру Октябрьского района г. Липецка с хода тайством об организации проверки мероприятий по лик видации незаконной автостоянки, а также волокиты, затя гивания со стороны сотрудников Юго-Западного отдела милиции УВД Октябрьского округа г. Липецка по данному вопросу. После запроса Уполномоченного органы прокуратуры сообщили, что по факту незаконного использования авто стоянки Юго-Западный отдел милиции УВД Октябрьского округа г. Липецка проводит проверку. Охранники автосто янки подвергнуты административному взысканию в виде штрафа на сумму 1.000 рублей по ст. 20.16 КоАП РФ (не законная частная детективная или охранная деятельность). Прокуратурой района начальнику Юго-Западного отдела милиции УВД Октябрьского округа г. Липецка даны указа ния о принятии мер, направленных на ликвидацию неза конной автостоянки, и дело взято на контроль. Предоставил информацию о принятых мерах и Юго- Западный отдел милиции. Однако ответы показали, что были наказаны только ох ранники самовольной автостоянки и ничего не говорится о её организаторах. Как часто случается, остался виноват «стрелочник». Справедливости ради следует отметить, что органам внутренних дел достаточно сложно возбудить уголовное дело по ст.171 УК РФ (Незаконное предпринимательство). А Кодекс об административных правонарушениях, в кото ром предусмотрена ответственность за создание несанк ционированных автостоянок, вступил в силу с 31 августа 2004 г. В связи с тем что к Уполномоченному по правам чело века поступает большое количество обращений граждан с жалобами на нарушение их конституционного права на бла гоприятную окружающую среду владельцами частного ав тотранспорта и организаторами незаконных автостоянок, было бы целесообразным разработать и внести в статью 5.2 Кодекса Липецкой области об административных пра вонарушениях, устанавливающую ответственность за на рушение порядка организации стоянки автотранспортных средств, пункт о привлечении к административной ответ ственности автовладельцев за парковку автомобиля в не установленном месте (на пешеходных тротуарах, газонах, детских площадках и т.д.). Значительное количество нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду происходит при гра достроительной деятельности. Это, прежде всего, нару шение требований экологических и санитарных нормати вов при отводе участка под строительство и проектирова ние, вырубка и повреждение зеленых насаждений, вывоз и утилизация строительного мусора и т.д. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратились владельцы частного дома В. (вх. №236). По словам заявителей, на территории, приле гающей к их дому, ведется строительство организацией ОАО «Спецфундаментстрой». Более года работал башен ный кран на расстоянии 9-10 метров от дома, что приво дит к постепенному разрушению фундамента и крыши здания. При производстве строительно-монтажных работ строительный мусор и пыль оседают на приусадебном участке и предметах домашней обстановки. Поскольку возводимое здание расположено в непосредственной бли зости от дома заявителей, в жилых помещениях недоста точно естественного освещения, что привело к постоян ной сырости, поражению стен грибком и развитию раз личных заболеваний у жильцов, их семьи вынуждены пользоваться электрическим светом даже в дневное вре мя. В связи с ненадлежащим оборудованием водоотвода для сточных и дождевых вод идет подтопление огорода, подвала и самого дома. В связи с тем, что водопроводная колонка была снесена еще до начала строительства, у жильцов возникла проблема с обеспечением питьевой во дой. Заявители неоднократно обращались в различные ин станции по вопросам устранения нарушений строитель ных норм и требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10-382-00), СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» и иных нормативных документов, регламентирующих веде ние строительства и работу техники. В адрес руководите ля ОАО «Спецфундаментстрой» выдавались предписания об устранении допущенных нарушений, но они не были исполнены. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти обратился к главе администрации г. Липецка, на чальнику инспекции Государственного архитектурно-стро ительного надзора администрации Липецкой области, ге неральному директору ОАО «Спецфундаментстрой» и про сил организовать проверку соблюдения действующего законодательства и строительных норм при строительстве жилого объекта, а также содействовать восстановлению нарушенных прав граждан. Строительство было приостановлено до представле ния ОАО «Спецфундаментстрой» всей разрешительной до кументации в полном объеме, в том числе и по вопросу безопасности производства строительных работ на объек те. Дело по устранению разногласий между гр. В. и ОАО «Спецфундаментстрой» по вопросам сноса дома и предо ставления жилого помещения было передано для рассмот рения в суд. Сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области было также разъяснено право гр. В. обратиться в суд с исковыми требованиями о воз мещении вреда, причиненного имуществу (вынужденный ремонт крыши дома, затопленный приусадебный участок, погреб и т.д.) и компенсации морального вреда в порядке статей 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Фе дерации, а также право на возмещение не только реаль ного ущерба, но и упущенной выгоды (урожай, который мог быть собран с приусадебного участка), а также иных затрат, произведенных для восстановления нарушенного права. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился гр. Ш. (вх. № 635), житель Тербунско- го района, с жалобой на нарушение права на благоприят ную окружающую среду. В июне 2004 г. началась реконст рукция линии электропередач ВЛ-10 кВ, которая первона чально проходила по противоположной стороне улицы, где проживает заявитель. Затем строительство было перене сено и теперь продолжается в непосредственной близос ти от дома заявителя, что является нарушением п.2.5.217 Правил устройства электроустановок, утвержденных При казом Минэнерго России от 20.05.2002 г. №187. В соот ветствии с указанными правилами допускается принимать для высоковольтных линий до 20 кВ расстояние по гори зонтали от крайних проводов высоковольтной линии (ВЛ) при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллектив ных садовых участков не менее 2 м. Гр. Ш. указывал, что расстояние составляет 30-35 см от его земельного участ ка. Также заявитель имеет разрешение № 778 на эксплу атацию любительской радиостанции 2 категории индиви дуального пользования, выданное ему филиалом Радио частотного центра Центрального федерального округа в Липецкой области и действительное до 13.08.2008 г. Согласно Правилам устройства электроустановок, если при расстояниях от ВЛ до зданий и сооружений, имеющих приемную радио- или телевизионную аппаратуру, рас стояния от крайних проводов ВЛ при неотклоненном их положении до ближайших частей этих зданий и сооруже ний должны быть приняты не менее 10 м —для ВЛ до 35 кВ. Изучив материалы жалобы, сотрудники аппарата Упол номоченного по правам человека в Липецкой области свя зались с главным инженером ОГУП «Облремстройпроект», которое производило проектные работы. Как сообщил главный инженер предприятия, проект разрабатывался с учётом того, что земли, по которым проходит ВЛ-10 кВ. по улице Куйбышева, согласно информации Тербунского сельского совета, находятся в муниципальной собствен ности. Однако указанная информация не соответствовала действительности, так как данный земельный участок по становлением главы администрации Тербунского района от 24.03.2000 г. №14 был передан в собственность отцу заявителя, а 25.05.2001 г. по завещанию перешел в соб ственность гр. Ш., согласно свидетельству о государствен ной регистрации права, удостоверенному нотариусом. На основании представленных документов Уполномо ченный по правам человека рекомендовал главе админи страции Тербунского района провести проверку обосно ванности выделения земельного участка под реконструк цию высоковольтной линии электропередачи и при под тверждении фактов нарушения прав гр. Ш. составить и разработать новый проект строительства указанной ли нии, восстановив тем самым его права в несудебном по рядке. По информации, полученной из администрации Тер бунского района, вынос электролинии 10 кВ с территории детского сада «Ромашка» и прохождение по земельному участку заявителя вызван технологической необходимос тью ввиду стесненных условий строительных работ. В на стоящее время вопрос строительства электролинии нахо дится на стадии согласования с гр. Ш. Экологическая обстановка в жилых районах, непосред ственно примыкающих к территориям промышленных предприятий, по-прежнему остаётся актуальной для на селения и органов, осуществляющих экологический конт роль. Особенно сложная ситуация возникает в тех случа ях, когда жилые дома находятся непосредственно в зоне промышленно-производственной деятельности. Как пра вило, эти дома были построены достаточно давно, посте пенно расположенные рядом предприятия разрастались, окружая своей инфраструктурой эти жилые «островки» и они оказались в промышленном кольце. Здания значитель но обветшали, практически не имеют никаких коммуналь но-бытовых удобств, в них живёт не очень много людей, большинство из которых престарелые, инвалиды, но у местных властей, к сожалению, нет средств предоставить нуждающимся новое благоустроенное жильё. Одним из типичных примеров обращения жителей та ких домов к Уполномоченному по правам человека в Ли пецкой области по вопросам нарушения их права на благо приятную окружающую среду стало коллективное письмо жителей ряда домов по ул. Борисоглебской г. Грязи (вх. № 531). В жалобе граждане указывали, что их дома располо жены в санитарно-защитной зоне, в непосредственной бли зости от железнодорожного полотна. Жилые постройки не отделены от железнодорожной линии защитной зоной, не произведено необходимое озеленение, что нарушает тре бования постановления Государственного комитета по стро ительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм тех нической эксплуатации жилого фонда». Следствием чего стала неблагоприятная экологическая обстановка, превы шение предельно допустимых норм шума, вибрации и заг рязнения воздуха, о чем имеется соответствующее заклю чение Центргоссанэпиднадзора Грязинского района. Об ращения в различные инстанции по данному вопросу поло жительных результатов не дали. Внимательно изучив представленные документы, а так же положения и требования экологического законодатель ства, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к начальнику отделения Юго-Восточ ной железной дороги ОАО «Российские железные доро ги» и председателю комитета экологии администрации Липецкой области с просьбой рассмотреть коллективное заявление жителей домов по ул. Борисоглебской г. Грязи по вопросу нарушения их прав на благоприятную окружа ющую среду, а также организовать проверку соблюдения на территории указанной жилой зоны требований Феде рального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Закона Липецкой области от 08.01.2003 г. № 33-03 «Об охране окружающей среды Липецкой области». Как сообщило руководство отделения Юго-Восточной железной дороги ОАО «Российские железные дороги», в присутствии жильцов осмотрен ряд квартир, дворы, зда ния. В квартирах проведены замеры микроклимата (влаж ности и скорости движения воздуха), мощности эквива лентной дозы облучения, уровня шума. Результаты заме ров показали соответствие всех параметров допустимым нормам, за исключением шума, который превышает допу стимую норму в 12-13 раз. На основании проведенной проверки принято решение о благоустройстве прилегаю щей территории и приведения зданий в соответствие са нитарным нормам для жилых помещений. Проверка, проведённая комитетом экологии админист рации Липецкой области, показала, что экологическая си туация в домах граждан весьма серьезная. Было установ лено, что в жилых домах по улице Борисоглебской, постро енных в 1927 г., проживают 28 семей. Дома находятся на балансе ОАО «Российские железные дороги», обслужива ющим предприятием которых является Грязинская дистан ция гражданских сооружений. На основании результатов проверки комиссия пришла к следующим выводам: — хозяйственная деятельность локомотивного депо Грязи филиал «Юго-Восточная железная дорога» ОАО «Рос сийские железные дороги» оказывает сверхнормативное неблагоприятное воздействие на условия проживания жителей домов по ул. Борисоглебской г. Грязи; — строительство двух резервуаров для котельной ло комотивного депо ухудшило условия проживания граждан; — нарушения нормативно-правовых актов и требова ний, регламентирующих степень воздействия хозяйствен ной деятельности на граждан, происходят из-за нахожде ния данных жилых домов в полосе отвода железной доро ги и промышленной зоне локомотивного депо; — отсутствие проекта организации санитарно-защит ной зоны (санитарного разрыва) локомотивного депо и акта «о признании зданий и условий непригодными для проживания» не позволяют оценить непригодность дан ных домов для проживания. На основании полученных ответов Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился с хода тайством к президенту ОАО «Российские железные доро ги» Фадееву Г.М о рассмотрении вопросов экологической безопасности, содержании жилого фонда и придомовых территорий и устранении нарушения права граждан, дома которых находятся на забалансовом счёте дистанции граж данских сооружений и водоотведения ОАО «Российские железные дороги» г. Грязи. Данный вопрос находится на контроле Уполномоченного. Устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии сохранения и поддержания экологического равновесия между деятельностью человека и природой. С экологическими правами связан комплекс иных осново полагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека и его благополучие. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Конституция Р Ф , ст. 2 1 1. Дост оинст во личност и охраняет ся г о с у д а р ством. Ничто н е может быть о сн о в ан и ем д л я его ум а л ен и я . 2 . Никто н е д о л ж е н подвергат ься пыткам, н а с и лию , д р у г ом у ж ест оком у и л и униж аю щ ем у чел ов е чес ко е достоинство обращ ению или н аказанию . Никто (Продолжение на 15-й стр.) _ %0 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) ОФИЦИАЛЬНЫМ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ----- Т У Н ' [ОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году (Продолжение. Начало на 1 -2 -й стр.) ловался на волокиту и затягивание хода расследования уголовного дела со стороны следственных органов ОВД Воловского района и отсутствие надлежащего контроля над их деятельностью со стороны прокуратуры. Как сообщал заявитель, сотрудники ОВД Воловского района необоснованно прекращают уголовное дело в от ношении гр. П., который 15.09.2002 г. причинил тяжкий вред здоровью гр. Р. в результате дорожно-транспортно го происшествия. По мнению заявителя, следствие умыш ленно игнорирует и не берет во внимание показания по терпевшего; результаты судебно-медицинской эксперти зы; факт отсутствия у гр. П. прав на управление транспор тным средством; оправдывает его действия плохими по годными условиями, при этом ставит в вину потерпевше му состояние алкогольного опьянения — 1,3%. Гр. Р. неоднократно обращался с жалобами на дей ствия работников следственного отдела при ОВД Воловс кого района, в том числе в прокуратуру Воловского райо на, которая не усмотрела нарушений со стороны указан ных работников, признала законным постановление о пре кращении уголовного дела и отказала в удовлетворении жалобы. Решение прокурора Воловского района было об жаловано гр. Р. в прокуратуру Липецкой области. По результатам проверки 09.12.2003 г. областной про куратурой было отменено постановление старшего сле дователя следственного отдела при ОВД Воловского рай она о прекращении уголовного дела в отношении гр. П. по пункту 2, части 1, статьи 24 УПК РФ. Материалы уго ловного дела направлены прокурору Воловского района для организации надзора за ходом дополнительного рас следования. Однако до своего обращения 30.03.2004 г. к Уполно моченному по правам человека в Липецкой области зая витель так и не был извещен о результатах дополнитель ной проверки, какие-либо следственные действия с его участием не проводились. По данным фактам Уполномоченный по правам чело века направил ходатайство о рассмотрении заявления гр. Р. в прокуратуру Липецкой области, обратив внимание на волокиту и затягивание расследования уголовного дела. В предоставленном ответе сообщалось, что прокура турой области и прокурором Воловского района необос нованные постановления следственного отдела при Во- ловском РОВД по прекращению уголовного дела неоднок ратно отменялись и давались письменные указания о про ведении дополнительного предварительного следствия. Последнее решение старшего следователя Воловс кого РОВД о прекращении уголовного дела в отношении гр. П. прокуратурой области было также отменено, и даны указания о проведении необходимого объема следствен ных действий. Уголовное дело направлено прокурору Воловского района для организации надзора за ходом дополнительного расследования. Расследование взято на контроль прокуратурой области. Казалось бы, права потерпевшего восстановлены и справедливость восторжествовала, но через четыре ме сяца к Уполномоченному вновь обратился потерпевший гр. Р. с жалобой, что сотрудники следственного отдела ОВД Воловского района и прокуратуры Воловского райо на формально отнеслись к выполнению указаний проку ратуры Липецкой области. Ими вновь было вынесено по становление о прекращении уголовного дела. В своем заявлении гр. Р. обращал внимание на ряд доводов, ис следование которых могло бы установить объективную картину происшедшего, но которые так и не были учтены следователем. Уполномоченному по правам человека вновь пришлось обращаться в прокуратуру Липецкой области, которая со общила, что решение о прекращении уголовного дела от менено прокурором Воловского района, и уголовное дело было вновь направлено в следственный отдел при Волов- ском РОВД для организации дополнительного расследо вания. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась Г. (вх. N9 394) с жалобой на отказ в возбуждении уголовного дела по факту дорожно- транспортного происшествия, совершенного в с. Долго- руково. 9 мая 2004 г., управляя автомашиной ВАЗ, водитель В., двигаясь по автодороге Долгоруково—Екатериновка, не справился с управлением автомобиля и допустил на езд на пешеходов: Г. и С. Пострадавшие были доставле ны в пункт скорой помощи Долгоруковской ЦРБ с сотря сением головного мозга, ушибами и ссадинами. Несмот ря на это, 12 мая 2004 г. начальником ОГАИ Долгоруковс кого ОВД было вынесено постановление об отказе в воз буждении уголовного дела за отсутствием состава пре ступления. 27 июля 2004 г. судьей Долгоруковского районного суда Липецкой области Г. была рассмотрена жалоба гр. Г. на постановление начальника ОГАИ Долгоруковского ОВД об отказе в возбуждении уголовного дела и оставлена без удовлетворения. Указанное постановление было вынесе но судьей с учетом представленных медицинских доку ментов и акта судебно-медицинского исследования N92878 от 17 июня 2004 г. Судебно-медицинское исследование было проведено по медицинским документам: амбулатор ной карте и медицинской карте Долгоруковской ЦРБ, ме дицинской карте Липецкой ОКБ. Саму потерпевшую Г. эксперт не осматривал. Телесные повреждения Г. (ушиб головного мозга средней тяжести, ушиб мягких тканей правой ушной раковины и кровоподтек левой голени) были квалифицированы экспертом как причинившие вред здо ровью средней тяжести. Впоследствии Г. была освидетельствована в Елецком межрайонном травматологическом бюро МСЭ и ей уста новлена третья группа инвалидности с ограничением к трудовой деятельности первой степени, инвалидность ус тановлена до 1 августа 2005 г. На основании предоставленных документов Уполномо ченный по правам человека обратился в прокуратуру Ли пецкой области с ходатайством об организации проверки законности постановления начальника ОГАИ Долгоруков ского ОВД от 12.05.2004 г. и возможности возбуждения уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам (инвалидность потерпевшей Г.). Прокурор Липецкой области сообщил, что по резуль татам проверки материалов следствия, а также с учетом представленных данных об установлении Г. третьей груп пы инвалидности, 03.09.2004 г..областной прокуратурой отменено постановление начальника ОГАИ Долгоруковс кого ОВД от 12.05.2004 г. об отказе в возбуждении уго ловного дела для установления реальной степени тяжести причиненного Г. вреда здоровью. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратилась гр. П. (вх. № 300) по вопросу несог ласия с постановлением о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Женщина сообщала, что 21.02.2004 г. в Результате дорожно-транспортного про исшествия погибла её дочь. По факту ДТП было возбуж дено уголовное дело в отношении виновника происше ствия гр. Ш., по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, которое в дальнейшем было прекращено по статье 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с при мирением сторон. Законным представителем потерпевшего по делу был признан муж погибшей дочери гр. П. — гр. Д., который в ходе предварительного расследования выразил свое пись менное согласие о прекращении уголовного преследова ния в отношении виновного водителя в связи с их прими рением. По словам матери погибшей молодой женщины, брак между ее дочерью и гр. Д. к моменту трагедии носил фор мальный характер. Так, с мая 1999 года гр. Д. постоянно проживает и работает в Краснодарском крае, имеет там регистрацию. Супруги не вели совместного хозяйства и встречались периодически, во время учебных сессий в институте, где гр. Д. обучался на заочном отделении. Дочь гр. П. постоянно проживала вместе с матерью и несовер шеннолетней дочерью в Липецкой области, имела посто янное место работы в одной из организаций г. Ельца. Ре бёнка женщина воспитывала самостоятельно, без какой- либо поддержки мужа, переезжать в Краснодарский край и проживать совместно с гр. Д.'намерений не имела. Несмотря на все эти факты, мать погибшей остава лась длительное время в неведении о ходе предваритель ного следствия. О прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон она узнала, лишь получив соответ ствующее извещение. Ей не разъяснялся порядок при знания законным представителем потерпевшего и возме щения имущественного вреда, причиненного преступле нием. С материалами дела заявительница была ознаком лена только после обращения в прокуратуру г. Ельца. Кроме того, претерпев моральные и нравственные страдания в связи с трагической смертью дочери, гр. П. оплатила расходы, связанные с ДТП и погребением, т.е. преступлением ей был причинен как моральный, так и имущественный вред, который возмещается в порядке статьи 44 ГПК РФ. Согласно положениям данной статьи гражданским лицом является физическое или юридичес кое лицо, предъявившее требования о возмещении вре да, при наличии оснований полагать, что данный вред при чинен ему непосредственно преступлением. В соответствии со статьей 42 УПК РФ по делам о пре ступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего и процессуальные процедуры осу ществляют его близкие родственники, один из них с уче том достигнутой договоренности признается потерпевшим. Если на предоставлении прав потерпевшего настаивают несколько лиц из числа близких родственников погибше го, они также могут быть признаны потерпевшими по делу. Обращения заявительницы в прокуратуру г. Ельца по вопросу отмены постановления о прекращении уголовно го дела в связи с примирением сторон в отношении гр. Ш. положительных результатов не дали. Постановлением заместителя прокурора г. Ельца гр. П. было отказано в удовлетворении жалобы. Материальные расходы, связан ные с ДТП и погребением ей было предложено взыскать в порядке гражданского судопроизводства. Усматривая в перечисленных выше действиях наруше ние прав потерпевшей стороны, Уполномоченный обра тился в прокуратуру Липецкой области с ходатайством организовать проверку законности вынесенного постанов ления. Прокуратура области отменила постановление стар шего следователя следственного отдела при ОВД г. Ель ца о прекращении уголовного дела как незаконное и нео боснованное. Материалы уголовного дела были направ лены прокурору г. Ельца для организации дополнительно го расследования. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась гр. Ч. (вх. № 327) с жалобой на действия сотрудников следственного отдела ОВД Ста- новлянского района, допущенной ими волокиты и затяги вании расследования уголовного дела. 18 октября 2003 г. на трассе «Дон» было совершено дорожно-транспортное происшествие, в результате кото рого погибли два человека, один из которых был сын Ч. Заявительница считала, что сотрудники милиции умыш ленно отпустили виновного в совершении ДТП и в тече ние трех месяцев не привлекли его к ответственности, в том числе и за неявку по повесткам. Только 27 янва ря 2004 г. было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого по ст. 264 ч.2 УК РФ гр. П., прожи вающего в Ростовской области. На следующий день было вынесено постановление об объявлении в розыск обвиняемого гр. П. и о приостановке предварительного следствия. 28 февраля 2004 г. было установлено, что обвиняе мый П. в конце февраля 2004 г. выехал в г. Москву и на место постоянного жительства не прибыл. На основании чего расследование уголовного дела было вновь приос тановлено. Уполномоченный по правам человека обратился с хо датайством о проведении проверки по данному делу в про куратуру области, обратив внимание должностных лиц на то, что в соответствии со ст. 162 УПК РФ предваритель ное следствие по уголовному делу должно быть законче но в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбужде ния уголовного дела. В то же время сотрудниками след ственного отдела не были приняты меры для вызова обвиняемого и не применены иные меры процессуально го принуждения, предусмотренные статьями 111, 188 УПК РФ, что привело к розыску обвиняемого П. Прокуратурой области решение о приостановлении предварительного расследования было отменено, по уго ловному и розыскному делам даны письменные указания, направленные на установление местонахождения П. и при влечение его к уголовной ответственности. Уголовное дело для организации дополнительного рас следования направлено в следственный отдел при Ста- новлянском РОВД. В связи с волокитой при расследовании данного уго ловного дела прокуратурой области было поручено про курору Становлянского района принять меры прокурорс кого реагирования по устранению выявленных нарушении закона. Приведённые примеры красноречиво свидетельству ют о реальном положении дел в системе правоохрани тельных органов и тех трудностях, с которыми сталкива ются потерпевшие, пытаясь добиться правосудия. Зачас тую гражданам приходится отстаивать свои права не бла годаря помощи милиции, а вопреки её действиям или, что случается чаще — бездействию. По данной проблеме Уполномоченным по правам че ловека в Российской Федерации был подготовлен специ альный доклад «Защита прав жертв террористических ак тов и иных преступлений» (20 марта 2003 года). Существует целый ряд международных документов, на правленных на защиту прав потерпевших от преступле ний, например, Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 но ября 1983 г. Важные положения о праве каждого человека на «эффективное восстановление в правах» содержатся в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в ст. 9 Международ ного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и целом ряде других международно-пра вовых документов, предоставляющих дополнительные га рантии защиты прав жертвам преступлений и террорис тических актов. Интерес с этой точки зрения представля ют решения XI Конгресса Международной ассоциации уго ловного права (МАУП), на котором были впервые сформу лированы исходные положения и общие принципы возме щения ущерба потерпевшим от преступлений. В решени ях Конгресса отмечалось, что возмещению ущерба могли бы способствовать: а) возложение обязанностей на виновного по возме щению убытков как предпосылка условного прекращения уголовного преследования или условного прекращения ис полнения приговора (с учетом материального положения обвиняемого); б) учет полного или частичного возмещения вреда при определении меры наказания. Значительное внимание рассматриваемой проблеме было уделено на V Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Жене ва, 1-12 сентября 1975 года). В заключительном докумен те Конгресса указывалось, что «...символическое возме щение ущерба вряд ли сможет хотя бы частично компен сировать боль и страдания, перенесенные потерпевшими и их семьями, в особенности при отсутствии сочувствия и заботы со стороны общества». Одним из ключевых документов международного пра ва, затрагивающим актуальные проблемы защиты потер певших от преступлений, является Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупот реблений властью, принятая 29 ноября 1985 года Гене ральной Ассамблеей ООН. Согласно этому документу «под термином «жертва» понимаются лица, которым индивиду ально или коллективно был причинен вред, включая теле сные повреждения или моральный ущерб, эмоциональ ные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств — членов ООН, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление вла стью». Декларацию можно отнести к документам исключитель ной гуманности по отношению к жертвам преступлений. Одно из положений первого раздела Декларации являет ся ярким подтверждением тому. В нем говорится: «К жер твам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодатель ством». К сожалению, слабым местом российского законода тельства остаются механизмы возмещения ущерба, поне сённого потерпевшим. В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации потерпевшему регламен тирован доступ к правосудию для возмещения имуществен ного и морального вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде. По иску по терпевшего размер возмещения морального вреда опре деляется судом при рассмотрении уголовного дела. Од нако вновь уголовно-процессуальным законодательством подтверждено право суда передать гражданский иск по терпевшего на рассмотрение в порядке гражданского су допроизводства. И хотя такое решение принимается су дом в случае необходимости производства дополнитель ных расчетов, связанных с гражданским иском, можно кон статировать, что большинству потерпевших для возмеще ния ущерба потребуется еще один, изматывающий силы, судебный процесс. Реальное же возмещение вреда гражданам, постра давшим от преступных проявлений, даже в условиях их доступа к правосудию осуществляется крайне слабо. По действующему законодательству возмещение ущерба производится только при наличии приговора суда, всту пившего' в законную силу, то есть после раскрытия пре ступления и изобличении виновного. Учитывая, что уро вень раскрываемости, к примеру, корыстных преступле ний составляет в среднем около 55%, почти половина (Продолжение на 4 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz