Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
* г у ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 24 июня 2005 г., № 1 2 0 - 1 2 1 ( 2 2 4 9 8 - 2 2 4 9 9 ) ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году (Продолжение. Начало на 1-й стр.) на судебную защиту, квалифицированную доступную юри дическую помощь — 9%; жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов — 9%; реализация права на жилище — 8%. Достаточно большое количество обраще ний поступило по вопросам защиты прав осуждённых — 9% (см. таблицу №5). Таблица 5 ТЕМАТИКА ЖАЛОБ № п/п Тематика жалоб по классификации конституционных прав Количество обращений 1 право граждан на обращение в органы власти 22 3% 2 право на жилище 61 8 % 3 права потребителей в сфере ЖКХ 104 13% 4 право на землевладение и землепользование 42 5% 5 трудовые права 40 5% 6 право на социальное обеспечение 144 18% 7 права детей 16 2 % 8 право на медицинскую помощь 23 3% 9 право на гражданство РФ 37 5% 10 права граждан в уголовном процессе 75 9% 11 право на судебную защиту и юридическую помощь 72 9% 12 права лиц. отбывающих наказание 69 9% 13 право на благоприятную окружающую среду 24 2 % 14 Другие_______________ 56 7% 15 немотивированные обращения 17 2 % СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ, ПРАВО ПОТЕРПЕВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ И КОМПЕНСАЦИЮ ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА Конституция Р Ф , ст. 5 2 П р а в а пот ерпевш их от прест уплений и злоупот р е б л е н и й властью охраняют ся за ко н о м . Государст во обеспечив ает пот ерпевш им доступ к п раво судию и ком п ен с а ц ию п ри чи н ен но го ущ е р б а . В 2004 г. значительно увеличилось число обращений граждан, потерпевших от преступлений, и их родственни ков с жалобами на действия и бездействия сотрудников правоохранительных органов по расследованию преступ лений. Проверки, произведённые прокуратурой по хода тайствам Уполномоченного по правам человека в Липец кой области, в большинстве случаев подтвердили право мерность жалоб граждан. Необходимо отметить, что обеспечение права потер певших на доступ к правосудию и компенсации причинён ного ущерба — большая и актуальная тема, требующая глубокого анализа, как на региональном, так и на феде ральном государственном уровне. За последнее десятилетие в нашем государстве сло жились благоприятные условия для роста преступности: низкий жизненный уровень значительной части населе ния, растущее имущественное расслоение, безработица, упадок духовных и моральных ценностей, кризис семьи. Согласно статистике в России ежегодно совершается од них только убийств 32 тысячи и около 20 тысяч человек умирает от нанесённых им тяжких телесных повреждений. В Липецкой области в 2004 г. было зарегистрировано 13,9 тыс. преступлений, 30% из них составили тяжкие и особо тяжкие преступления. К сожалению, не всегда правоохранительные органы действуют эффективно и виновные в преступлениях пред стают перед судом. Следствием этого становится невоз можность реализации главных принципов юстиции — нео твратимости наказания за нарушения закона, защиты прав потерпевших от преступления, а также торжества право судия. Уже не первый год говорится о необходимости введе ния новой системы оценки результативности деятельнос ти правоохранительных органов, в первую очередь — ор ганов МВД. Однако до настоящего времени существен ных сдвигов в реализации данных задач не наблюдается. В системе внутренних дел продолжают действовать кри терии оценки работы подразделений и служб, ориентиро ванные на формальные количественные показатели пре ступности, не дающие сколько-нибудь ясного представ ления о выполнении ими главной функции по соблюде нию и защите прав и свобод граждан, определённых Кон ституцией Российской Федерации. Зачастую волокита, выраженная в неактивном сборе доказательств по заявлениям граждан, отказах в возбуж дении уголовного дела, а также неоднократных приоста новлениях производства по ним приводят к утрате дока зательной базы и нередко делает невозможным принятие должных мер реагирования. Подобная практика вызывает справедливые нарекания жителей области в адрес право охранительных структур. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратился Председатель Липецкого го родского клуба «Эколог» К. (вх. № 110) по факту нападе ния и избиения гр. Б., руководителя инициативной группы граждан, протестующих против «уплотнения» городской застройки в г. Липецке. По утверждению заявителя по терпевший ранее получал предупреждения с угрозой расправы, как лично, так и по телефону. Неоднократно он обращался в органы милиции и прокуратуры с заявлени ями о своей защите, но своевременных мер предпринято не было. Нападение на правозащитника получило широкий об щественный резонанс. Однако в возбуждении уголовного дела потерпевшему было отказано в связи с тем, что в действиях неустановленных лиц, причинивших ему теле сные повреждения, были усмотрены признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115 УК РФ (при чинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуж дений), которое согласно ст.20 УПК РФ относится к кате гории дел частного обвинения и в соответствии со ст. 318 УПК РФ возбуждается мировым судьей по заявлению по терпевшего. То есть потерпевшему предлагалась подать в суд, а для этого человеку, получившему травмы, нужно было самому найти этих хулиганов и установить их лично сти! Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти обратился к начальнику УВД по Липецкой области и прокурору Липецкой области с просьбой проверить мате риалы уголовного дела по факту избиения гр. Б. и решить вопрос о привлечении виновных к уголовной ответствен ности в соответствии с действующим уголовно и уголов но-процессуальным законодательством. Должностные лица проинформировали Уполномочен ного, что по факту причинения телесных повреждений гр. Б., прокуратурой Советского района г. Липецка и УВД Со ветского округа г. Липецка в порядке ст. ст. 144,145 УПК РФ была проведена предварительная проверка, по резуль татам которой данное постановление отменено и вместе с материалами направлено в УВД Советского округа г. Липецка для организации дополнительной проверки, в связи с необходимостью проведения дополнительного ис следования обстоятельств происшедшего и исследования вопроса, касающегося угроз физической расправы со сто роны неустановленных лиц в адрес Б., накануне его изби ения. Проведение дополнительной проверки по факту при чинения телесных повреждений гр. Б. Управлением внут ренних дел Липецкой области взято на контроль, след ственным органам были даны необходимые письменные указания. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области на личном приеме обратился ветеран труда М. (вх. № 90) с жалобой на ненадлежащее ведение след ственных действий Октябрьским отделом милиции и ра ботниками прокуратуры Октябрьского района по факту смерти его внучки, скончавшейся от острого отравления окисью углерода в гараже. Заявитель неоднократно обращался в Октябрьский отдел милиции и прокуратуру области с просьбой прове сти расследование в установленные законом сроки и на казать виновных. В январе 2003 г. прокурором Липецкой области, а в декабре 2003 г. заместителем прокурора об ласти давались указания о выполнении следственных и иных действий, направленных на полное и объективное расследование преступления прокуратуре Октябрьского района г. Липецка; предъявлении обвинения гр. М. в со вершении преступления, предусмотренного частью 1 ст.109 УК РФ, а по окончании следствия — направлении уголов ного дела в суд по подсудности. Но, как утверждал заяви тель, данные указания до сего времени не выполнены, несмотря на истечение нормативных сроков. Уполномоченный обратился в прокуратуру Липецкой области с ходатайством проверить указанные заявителем факты и принять меры по защите его законных интересов. В ответе, данном прокуратурой, говорилось, что уголов ное дело находится в производстве следователя прокура туры Октябрьского района г. Липецка. Срок предваритель ного следствия по объективным причинам был продлён до девяти месяцев. В ходе следствия по делу выполняют ся ранее данные прокуратурой области указания. 29.12.2003 г. гражданину М. было предъявлено обвине ние в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 УК РФ. Дело было взято на контроль прокуратурой области. Кроме того, как сообщил заявителю начальник УВД Ок тябрьского округа г. Липецка, за волокиту и несвоевре менное принятие решения по материалам проверки учас тковый уполномоченный УВД Октябрьского округа г. Ли пецка, занимавшийся данным делом, заслуживает привле чения к дисциплинарной ответственности, однако, учиты вая, что приказом начальника отдела милиции ему объяв лен строгий выговор, наказание ограничено ранее нало женным взысканием. Начальник милиции общественной безопасности Октябрьского отдела милиции г. Липецка был переведён на нижестоящую должность. Работа Уполномоченного по жалобам граждан о нару шении их прав в уголовном процессе характеризуется большим количеством подобных обращений жителей об ласти. В настоящее время Уполномоченный по правам человека может давать только юридическую консультацию по вопросам уголовного права и уголовного процесса. Рост числа заявлений жителей области о нарушении Уголовно го кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ свидетельствует о необходимости предоставления упол номоченным субъектов РФ тех же полномочий по рассмот рению подобных жалоб, которые есть у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Например, право ознакомления с уголовными делами, приговоры по которым вступили в законную силу, а также с делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уго ловных дел или прекращено производство. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратился Ч. (вх. № 64) с жалобой на бездействие сотрудников ОВД Советского района г. Ли пецка. Заявитель сообщал, что с декабря 2003 г. ему нео днократно выдвигались требования о передаче матери альных ценностей и денежных средств со стороны мало знакомого гр. В. и других неизвестных лиц. Гр. Ч. обра тился с заявлением в ОВД Советского района г. Липецка, однако соответствующих мер со стороны сотрудников пра воохранительных органов принято не было. По данному заявлению Уполномоченный по правам че ловека обратился в прокуратуру Советского района г. Ли пецка с ходатайством об организации проверки. Было установлено, что в УВД Советского округа г. Ли пецка поступили три заявления гр. Ч. о привлечении к уго ловной ответственности гр. В., по которым участковым уполномоченным УВД Советского округа г. Липецка выне сены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении гр. В. на основании ст. 24 ч. 1 п. 2 УПК РФ. Эти постановления признаны прокуратурой района не законными и отменены, материалы были направлены в УВД Советского округа г. Липецка для проведения допол нительной проверки. Вот ещё одна характерная жалоба. В адрес Уполномо ченного по правам человека в Липецкой области обрати лась потерпевшая гр. С. (вх. № 281) с жалобой на бездей ствие сотрудников милиции по расследованию кражи же лезобетонных плит перекрытия в одном из сёл Грязинс- кого района. По утверждению потерпевшей, все данные о лицах, совершивших кражу, были переданы в РОВД Гря- зинского района, однако в течение нескольких месяцев преступление не раскрыто, виновные не найдены и не привлечены к ответственности, в связи с чем нарушается конституционное право заявительницы на доступ к право судию и компенсацию причиненного ущерба. По данной жалобе Уполномоченный обратился в Гря- зинскую межрайонную прокуратуру и УВД Липецкой обла сти с просьбой рассмотреть заявление гр. С., проверить материалы уголовного дела по факту кражи и оказать со действие в привлечении виновных к уголовной ответствен ности в соответствии с действующим уголовно и уголов но-процессуальным законодательством. Грязинская межрайонная прокуратура сообщила, что 22 сентября 2003 г. отделом дознания ОВД Грязинского района Липецкой области было возбуждено уголовное дело по факту кражи в период с 03 по 15.09.2003 г. со двора дома, принадлежащего гр. С., 11 плит-перекрытий по при знакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ. В этот же день отделом дознания ОВД Грязинского райо на возбуждено уголовное дело по факту кражи со строя щегося дома гр..Г., расположенного в том же населенном пункте, 6 плит-перекрытий. 24 декабря 2003 г. оба уго ловных дела были соединены в одно производство. В ходе предварительного следствия установлено, что все похищенные у гр.С. и гр. Г. плиты были обнаружены у строящегося магазина в г. Липецке, которые использовал в строительстве гр. X. 28 мая 2004 г. следователем следственного отдела при ОВД Грязинского района предварительное следствие по уголовному делу было приостановлено в связи с невоз можностью установить местонахождение подозреваемо го гр. X. Решение о приостановлении дела следователем было принято необоснованно. 04 июня 2004 г. постановление следователя следствен ного отдела при ОВД Грязинского района о приостанов лении предварительного следствия по уголовному делу заместителем прокурора Липецкой области отменено, следствие было возобновлено. Грязинской межрайпроку- ратурой расследование уголовного дела взято на конт роль. Следственное управление при УВД Липецкой области также провело проверку по жалобе гр. С. по вопросу не надлежащего расследования уголовного дела, находяще гося в производстве следователей следственного отдела при ОВД Грязинского района. Уполномоченный был про информирован о том, что по данному уголовному делу потерпевшей гр. С. полностью возмещен материальный ущерб, приняты меры к установлению виновных лиц. Уго ловное дело было передано в производство заместителя начальника следственного отдела при ОВД Грязинского района. К Уполномоченному по правам человека поступает большое число обращений граждан, связанных с дорож но-транспортными происшествиями, потерпевшими от которых стали они сами или их родственники. Обстановка на дорогах области остаётся напряженной. Общее коли чество ДТП в 2004 г. возросло на 9%. В них погибло 336 человек, что больше по сравнению с прошлым годом на 8%. Число раненых выросло на 15,6% (с 2223 до 2570). Основная причина дорожно-транспортных происшествий — несоблюдение правил дорожного движения, управле ние транспортом в нетрезвом виде. Между тем не всегда виновные в ДТП оказываются привлечёнными к ответствен ности, что подтверждается значительным числом жалоб к Уполномоченному по правам человека по данному вопро су, практически все они после проведённых проверок были признаны обоснованными. Статья 52 Конституции Российской Федерации уста навливает, что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию, компенсацию причиненного ущер ба. Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ гаранти рует потерпевшему право на участие в уголовном пресле довании обвиняемого, начиная с момента возбуждения уголовного дела и до его рассмотрения в кассационных и надзорных инстанциях. Однако приведённые примеры и практика работы Уполномоченного по правам человека в Липецкой области свидетельствуют о наличии различных нарушений данной правовой нормы. В основном это нео боснованные или незаконные отказы в возбуждении уго ловного дела по заявлениям потерпевших, волокита при расследовании преступлений, приводящие к утрате дока зательной базы и уходу правонарушителя от справедли вого возмездия. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратилась гр. К. (вх. № 605). В своей жалобе она сообщала, что 01.08.2004 г. около 11 часов утра на перекрестке улиц Мира и 9-го Декабря в г. Ельце её дочь была сбита автомашиной, в результате дорожно- транспортного происшествия девочка получила закрытый перелом левой ноги и длительное время находилась на лечении. Было возбуждено уголовное дело, допрошены свидетели происшествия, но в последствии дело было прекращено в связи с тем, что лицо, совершившее пре ступление, не установлено. По факту прекращения уголовного дела в связи с ДТП, в результате которого был травмирован несовершенно летний ребёнок, Уполномоченный обратился в прокурату ру г. Ельца. Из ответа прокуратуры следовало, что решение об от казе в возбуждении уголовного дела было принято инс пектором по розыску ОГИБДД ОВД г. Ельца преждевре менно, без установления всех обстоятельств произошед шего. Постановление об отказе в возбуждении уголовно го дела от 03.08.2004 г. отменено, и материал с указани ями прокуратуры направлен в ОВД г. Ельца для проведе ния дополнительной проверки. Прокурор г. Ельца вынес постановление об удовлетворении в полном объеме об ращения гр. К., поступившее в прокуратуру г. Ельца от Уполномоченного по правам человека в Липецкой облас ти. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти получил обращение гр. Р. (вх. № 180), который жа- (Продолжение на 3 -й стр.) 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) ОФИЦИАЛЬНЫМ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ. . . . . ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году (Продолжение. Начало на 1 -14 -й стр.) н е может быть б е з д об ро во л ьн о го согл асия п од в ер г нут м ед и ц и н с ки м , научны м и л и ины м опытам. Соблюдение прав граждан, содержащихся в местах ли шения свободы, временного содержания и содержания под стражей, является традиционным предметом изучения уполномоченных по правам человека во всем мире, что объясняется значительно меньшими для изолированных от общества возможностями защищать себя по сравне нию с теми, кто находится на свободе. Федеральное Со брание РФ, хорошо понимая эти обстоятельства, совер шенно неслучайно в декабре 2003 г. внесло некоторые изменения в законодательство, которые, с одной сторо ны, направлены на большую защиту прав, находящихся под стражей, а с другой, на укрепление статуса уполномо ченных по правам человека в субъектах РФ. Федеральным законом от 08 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федера ции и других законодательных актов в соответствие с Фе деральным законом «О внесении изменений и дополне ний в Уголовный кодекс Российской Федерации» были внесены следующие поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ: 1) в пункт «а» части 1 статьи 24 — предусмотрено право Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ посещать при исполнении служебных обязанностей уч реждения и органы, исполняющие наказания, без специ ального на то разрешения; 2) в части 2 статьи 91 — определено, что перепис ка осужденного с Уполномоченным по правам человека в субъекте РФ не подлежит цензуре. Также были внесены изменения в часть 2 статьи 21 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-Ф3 «О со держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со вершении преступлений». В новой ее редакции предложе ния, заявления и жалобы, направляемые Уполномоченно му по правам человека в субъекте Федерации, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном па кете. В нашем регионе и до этих поправок в законодатель стве руководство Управления исполнения наказаний ми нистерства юстиции по Липецкой области (УИН МЮ) ни когда не препятствовало стремлению Уполномоченного по правам человека бывать в исправительных учреждениях, поэтому ознакомления Уполномоченного с условиями со держания граждан в местах лишения свободы путем не посредственного их посещения является постоянной прак тикой. Мониторинг за соблюдением прав человека и норм за конодательства Российской Федерации в учреждениях пе нитенциарной системы Липецкой области остаётся одним из важных направлений в деятельности Уполномоченного по правам человека. Установилось тесное сотрудничество Уполномоченного с должностными лицами Управления исполнения наказания Министерства юстиции по Липец кой области. Уполномоченный и сотрудники аппарата нео днократно выезжали в различные исправительные учреж дения области с инспекционными проверками, знакоми лись с бытом и работой осуждённых. Необходимо особенно отметить, что руководство УИН МЮ по Липецкой области стремится сделать свою работу максимально открытой для общества, признаёт имеющи еся недостатки или трудности в работе и старается их ис править. С 2004 г. при начальнике УИН МЮ по Липецкой области был образован Общественный совет, в который вошли представители общественных организаций, Русской Православной Церкви, сотрудник аппарата Уполномочен ного по правам человека в Липецкой области, основной целью которого является привлечение общественности к содействию в решении задач, стоящих перед пенитенци арной системой Липецкой области, обеспечение прав и свобод человека в исправительных учреждениях. В состав уголовно-исполнительной системы (УИС) об ласти входят 9 учреждений с общим лимитом наполнения 8945 человек и 25 уголовно-исполнительных инспекций, задачей которых является обеспечение исполнения нака заний, не связанных с лишением свободы. В настоящее время содержится чуть более шести тысяч осужденных и подследственных. На сегодняшний день в области обес печивается исполнение всех видов наказаний для всех категорий осужденных, кроме лишения свободы для жен щин и лиц, которым решением суда вменено обязатель ное лечение от наркомании. Для организации исполнения положений уголовного и уголовно-исполнительного кодек сов за последние 3 года были введены в действие участок особого режима в ИК-5 и участок колонии-поселения при ИК-6. Необходимо отметить, что в настоящее время значи тельно выросла доля осужденных в возрасте до 30 лет. В 2004 г. доля осуждённых в возрасте до 25 лет составила более 50% от общего числа. Вместе с тем удельный вес тяжких преступлений в общей структуре преступности су щественно возрастает, что соответствующим образом от разилось и на качественном составе осужденных. Так, если в 2003 г. в исправительных учреждениях Липецкой облас ти в 2004 г. отбывали наказание от общего количества осужденных: 12% — за убийства; 11% — за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; 15%— за грабежи и разбои; 4% —за изнасилование; 1%— за вымогательство и бандитизм, то в 2004 г. эти цифры изменились следую щим образом: 17% — за убийства; 15% — за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; 25% —за грабежи и разбои; 4% — за изнасилование; 1%— за вымогательство и бандитизм. Несмотря на проводимую гуманизацию режима содер жания осуждённых и видимые положительные изменения в работе уголовно-исполнительной системы, не все име ющиеся проблемы удалось разрешить, кроме того, в свя зи с проводимыми изменениями возникают и новые слож ности, требующие привлечения финансовых средств, а также внедрения новых форм работы. В последнее время улучшилось питание осуждённых и лиц, находящихся под следствием, им выдается весь пе речень необходимых продуктов, согласно установленным нормам. Но одним из проблемных вопросов остается ве щевое обеспечение как осужденных, так и личного соста ва сотрудников УИН. Выделяемых государственных средств хватает только на самое необходимое, в результате чего часть предметов, положенных по нормам, не выдается, в частности нательное белье, полотенца. Устарело и требует замены оборудование коммуналь но-бытовых объектов. Финансирование минимальных по требностей учреждений УИС области на приобретение ме дикаментов, лекарственных препаратов и соответствую щего оборудования удовлетворено только на 21,4%, при обретение вещевого имущества — на 23%. По-прежнему актуальным остаётся вопрос о создании на территории области исправительного учреждения для женщин, учитывая, что они составляют примерно 15-20 % от общего количества осуждённых лиц. В своих предыду щих докладах Уполномоченный по правам человека нео днократно обращался к этой теме. За прошедший период поступило значительное количество писем от осуждённых женщин и их родственников с просьбой рассмотреть воз можность перевода для отбытия наказания в Липецкую область, где у многих остались семьи, малолетние дети. Одним из вариантов решения этого вопроса могло бы стать создание специального изолированного участка для от бытия наказания осуждёнными женщинами в рамках од ного из действующих исправительных учреждений Липец кой области, например Усманской колонии для несовер шеннолетних. Согласно ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах тер ритории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответ ствующего вида, осуждённые направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на террито рии другого субъекта РФ. Женщины, осуждённые или про живающие в Липецкой области, направляются для отбы тия наказания в Орловскую область, Республику Мордо вия, а также ряд других регионов РФ. В сложившейся си туации осуждённым женщинам достаточно трудно поддер живать отношения с семьями, которые, как правило, име ют невысокий доход. Из-за больших расстояний затруд нены организации свиданий, контакты с детьми. Между тем, по своей природе, осуждённые женщины нуждаются в гораздо более глубоких и тесных социальных связях, их наличие оказывает значительное положительное влияние на возможность вернуться к нормальной жизни после от бытия наказания. Уполномоченный по правам человека в Липецкой об ласти предлагает органам государственной власти Липец кой области, УИН МЮ по Липецкой области рассмотреть вопрос создания условий для отбытия наказания осуждён ных женщин на территории нашей области и выработать конструктивное решение этой задачи. Существуют определённые проблемы в медицинском обеспечении осуждённых. Число обращений по вопросам оказания медицинской помощи составило 20% от общего числа жалоб, поступивших из мест заключения. Осуждён ные жаловались на то, что медицинские службы колоний не могут оказать им своевременную и квалифицирован ную медицинскую помощь из-за отсутствия врачей неко торых медицинских специальностей, определённых ле- .карств, специального медицинского оборудования. Вот несколько характерных примеров. B. (вх. № 73) обратился с жалобой на действия меди цинских работников исправительного учреждения, кото рые, по его мнению, неправильно установили диагноз его болезни, не проводят необходимое лечение, не перево дят на лечение в областную больницу. C. (вх. № 159), инвалид 2 группы, в настоящее время находится в туберкулёзной больнице ЮУ-323/1 и прохо дит курс лечения от туберкулеза. Одновременно имеет другие заболевания, по которым, как он считает, не полу чает медицинской помощи, неоднократно обращался с просьбой провести обследование, однако неизменно по лучает отказ. Просит оказать содействие в обследовании и лечении. Р. (вх. N9 165), инвалид 3 группы, находится на учете в туберкулёзной больнице в исправительном учреждении г. Усмани, инвалидность у него установлена в связи с трав мой ноги, без учета туберкулеза. Считает, что ему не предоставляется медицинская помощь в полном объеме, просит оказать содействие и восстановить его права. Л. (вх. № 305) жаловался на неоказание своевремен ной медицинской помощи. У него возникла опухоль на лице в районе уха, осмотревший хирург ИК-4 сказал, что необ ходима операция, но сделать это можно только в ИК-6 г. Липецка, однако прошло уже 4 месяца, а помощь так и не была оказана, просит принять меры. По всем подобным жалобам осуждённых направлялись запросы в адрес начальника УИН МЮ РФ по Липецкой области с предложениями о проведении соответствующих проверок, и в случае их подтверждения —устранении до пущенных нарушений. По некоторым заявлениям прово дились проверки с выездом на место. Объективности ради следует отметить, что зачастую факты, изложенные в жалобах лиц отбывающих наказа ние, не находили своего подтверждения. Тем не менее обеспечение медицинского обслуживания осуждённых ос таётся актуальной проблемой в системе исполнения нака заний Липецкой области в связи со значительным изно сом имеющегося медицинского оборудования и невозмож ностью приобретения нового из-за нехватки финансовых средств. По этой же причине существуют проблемы в при обретении лекарственных препаратов в необходимом объёме Несмотря на то, что в 2004 г., в сравнении с 2003 г., сократилось количество осужденных, больных активной формой туберкулеза, с 332 до 214, а ВИЧ-инфицирован ных — со 163 до 154, эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в ИУ и СИЗО остаётся тревожной. Только в 2003 г. в СИЗО г. Ельца и Липецка поступило 92 подслед ственных больных туберкулезом. Для своевременного диагностирования таких больных необходимо широко ис пользовать бактериологический метод диагностики тубер кулеза. Но такой возможности в учреждениях УИН в г. Липецке и г. Ельце в настоящее время нет. В связи с этим Уполномоченный предлагает рассмотреть и положитель но решить вопрос о возможности проведения бактерио логических обследований на туберкулез для подследствен ных — жителей Липецкой области — на базе Липецкого областного туберкулёзного диспансера и городского ту беркулезного диспансера г. Ельца. Смертность осужденных возросла с 18 случаев в 2003 г. до 23 в 2004 г. Ежегодно в следственных изоляторах г. Ельца и г . ш - пецка ставятся на учет до 100 подследственных жителей Липецкой области, больных сифилисом. Причем ежегод но растет число лиц, впервые выявленных, но медицинс кие учреждения УИС Липецкой области не имеют в своем составе серологических лабораторий по диагностике си филиса. Учитывая актуальность проблемы борьбы с вене рическими болезнями, необходимо рассмотреть и решить вопрос о возможности проведения серологических иссле дований на сифилис для осужденных и подследственных УИС Липецкой области на базе специализированных уч реждений Липецкой области. Ещё одной проблемой является отсутствие в ведом стве Минюста лечебных учреждений онкологического про филя. Вследствие чего медицинская служба УИН МЮ РФ по Липецкой области не имеет возможности проводить диагностику и своевременно выявлять онкологические заболевания у осужденных. В настоящее время и сотрудники УИС Липецкой обла сти испытывают значительные затруднения при реализа ции своих прав на получение медицинской помощи. Ме дицинская помощь сотрудникам системы исполнения на казаний оказывается только в госпитале УВД. Сотрудники учреждений, находящихся в г. Ельце и г. Усмани, беспрепятственно получают только неотложную помощь. Для получения медицинской помощи иного рода они вынуждены выезжать в г. Липецк, в госпиталь УВД и поликлинику при нем, где отсутствуют врачи ряда узких специальностей и аппаратура для определенных лабора торных и инструментальных исследований. Эта проблема уже на протяжении ряда лет находится на контроле в Министерстве юстиции РФ, жалобы на не решённость вопроса по обеспечению сотрудников систе мы исполнения наказаний полисами медицинского стра хования поступают практически из всех субъектов феде рации, но до сих пор со стороны министерства не пред принято конкретных шагов по разрешению сложившейся ситуации, попытки решения вопроса на местном уровне, конечно же, не являются выходом в сложившейся ситуа ции. В результате многие сотрудники УИС не могут полу чить полноценной квалифицированной медицинской по мощи по месту своего жительства и службы. Наряду с перечисленными общими проблемами испра вительных учреждений системы исполнения наказания, на ходящимися на территории Липецкой области, отмечены и факты нарушения прав осуждённых сотрудниками УИС. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ли пецкой области обратился осуждённый П. (вх. № 358) с жалобой на действия администрации ЮУ 323/6, сотруд ники колонии отказывались сообщить ему дату отправле ния и исходящий номер его корреспонденции (искового заявления в суд и жалобы прокурору по надзору за ИУ), а также не предоставляют ему для ознакомления некото рые нормативные документы, в частности Трудовой ко декс РФ. Усматривая в данном случае нарушение ст. 24 Консти туции РФ, которая обязывает должностных лиц органов го сударственной власти обеспечить каждому возможность оз накомления с документами и материалами, непосредствен но затрагивающими его права и свободы, Уполномоченный обратился по данному вопросу к помощнику начальника УИН по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. После согласования с администрацией колонии осуждённому П. были предоставлены исходящие номера и даты отправления его жалоб в суд и прокуратуру, а также Трудовой кодекс РФ. К Уполномоченному по правам человека обратилась мать осуждённого К. (вх. № 461) с жалобой на действия сотрудников ЮУ-323/5, где отбывает наказание ее сын. По утверждению заявительницы, сына незаконно поме щали в штрафной изолятор за его жалобы и обращения в различные инстанции, осужденный дважды наносил себе телесные повреждения, объявлял голодовку. Для изучения ситуации, сложившейся в исправитель ном учреждении, Уполномоченным по правам человека был направлен консультант аппарата Уполномоченного, кото рый совместно с помощником начальника УИН по соблю дению прав человека в уголовно-исполнительной системе провёл проверку фактов, указанных в жалобе. По материалам изученного личного дела выяснилось, что осуждённый К. характеризовался как злостный нару шитель установленного порядка отбывания наказания. Меры взыскания к осуждённому за допущенные им нару шения применялись правомерно, в строгом соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) (ст.115- 117). После личной беседы с осуждённым К. были получены его устные жалобы на раннее время прогулок и периоди ческую трансляцию в штрафном изоляторе по общему гром коговорителю симфонической музыки. В ходе проведён ной проверки ШИЗО данные факты подтвердились. По пра вилам распорядка дня в штрафном изоляторе и помеще ниях камерного типа время прогулки было установлено 5.15- 6.45, что связано с объективными обстоятельствами орга низации службы в колонии (администрации колонии при шлось составить такое расписание из-за нехватки сотруд ников и требований обеспечения безопасности). Несмотря на объективные причины, администрации исправительного учреждения было указано на необходимость изменения времени прогулок — начинаться они должны не ранее 6 часов утра (в соответствии с законодательством, дневное время установлено с 6.00 до 22.00, ночное с 22.00 до 6.00). По вопросу периодической трансляции симфоничес кой музыки администрации колонии было указано на не обходимость оборудования камер ШИЗО радиодинами ками с регулятором громкости и возможностью их отклю чения. (Окончание на 16-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz