Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
\ *» ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году (Окончание. Начало на 1-15-й стр.) Следует отметить, что подобные формы воздействия на осуждённых могут расцениваться в соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и ос новных свобод как «бесчеловечное и унижающее досто инство человека обращение или наказание», со всеми вы текающими отсюда последствиями. По информации, полученной из Управления исполне ния наказаний, указанные нарушения были незамедлитель но устранены. При исполнении наказаний осуждённым гарантируют ся права и свободы граждан Российской Федерации с изъя тиями и ограничениями, установленными уголовным, уго ловно-исполнительным и иным законодательством. В то же время осуждённые не могут быть освобождены от ис полнения своих гражданских обязанностей, кроме случа ев, установленных федеральным законом. Задачами сис темы исполнения наказаний являются не только осуще ствление порядка и условий отбытия наказаний, но и ох рана прав осуждённых, их свобод и законных интересов, а также оказание помощи в социальной адаптации. Ситу ация с обеспечением прав осуждённых на территории Липецкой области меняется к лучшему, но приведённые в данном разделе доклада примеры показывают, что по- прежнему остаётся достаточное количество проблем, тре бующих своего решения по различным вопросам жизни и быта лиц, отбывающих наказание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Права человека в настоящее время являются одним из важнейших императивов как международной, так и внут ригосударственной политики. Их соблюдение и защита яв ляется своеобразным критерием, который показывает «зрелость» государства в отношении демократических и гуманитарных ценностей. Соблюдение прав и свобод человека не только спо собствует раскрытию потенциала личности, её самосовер шенствованию, но и в конечном итоге укреплению госу дарства. Партнёрские отношения общества и власти, раз витые институты гражданского общества являются непре менными условиями цивилизованного разрешения поли тических и социальных конфликтов с учётом противоречи вых и разнонаправленных групповых интересов, достиже ния и поддержания гражданского мира и социального со гласия в обществе. В соответствии с Конституцией Российской Федера ции права и свободы человека и гражданина — высшая ценность демократического правового государства. Они являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного са моуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Кон ституции Российской Федерации). . Права и свободы человека являются естественным об щественным регулятором государственных интересов, они должны определять настоящую и перспективную государ ственную политику всех субъектов Российской Федера ции, в том числе и Липецкой области. В докладе по итогам третьего года деятельности Упол номоченного по правам человека в Липецкой области зат ронуты наиболее актуальные проблемы обеспечения и за щиты прав и свобод граждан, гарантированных Конститу цией Российской Федерации. Доклад не претендует на полное и всестороннее изложение правозащитной ситуа ции в регионе, он основан на обобщении и анализе толь ко тех фактов, с которыми Уполномоченный и сотрудники аппарата столкнулись в течение года в своей работе. Данный доклад, пусть не в полной мере, но отражает нашу действительность. В основе его материалов исполь зованы обращения и жалобы жителей области, которых, что называется, сама жизнь заставила искать помощи у Уполномоченного. Их рассмотрение позволяет сделать вывод о том, что нарушения конституционных прав граж дан по-прежнему остаются достаточно распространенным явлением. В ряде случаев наличие этих нарушений обусловлено объективными причинами, характерными для государства и общества в целом, и связанными, прежде всего, с от сутствием или некоторой неопределенностью законода тельной базы, регламентирующей порядок реализации прав граждан, определенных Конституцией Российской Фе дерации. На объективные причины нарушений законных прав и интересов граждан накладываются факторы субъек тивного порядка. Как и ранее это ненадлежащее испол нение должностными лицами своих обязанностей ввиду либо слабого знания ими законодательства, либо пря мого игнорирования требований закона под предлогом невозможности или «нецелесообразности» его испол нения. Некоторые государственные органы и учрежде ния, их должностные лица не всегда и в неполной мере осознают, что защита, обеспечение и отстаивание прав и свобод человека и гражданина должны составлять основу их повседневной деятельности, что им самим не обходимо инициировать защиту и восстановление прав и свобод человека. Наблюдаются и случаи безнаказан ности или корпоративности в оценке деятельности ра ботников, допустивших в отношении граждан действия, несовместимые с требованиями законодательства. Не редко в основе нарушений прав человека лежит право вой нигилизм и правовое невежество как тех, кто нару шает права человека, так и тех, чьи права нарушаются. В то же время низкая правовая грамотность подавляю щей части населения порождает его бессилие перед произволом должностных лиц. Уполномоченный по правам человека считает, что ра бота по обеспечению и защите конституционных прав граж дан —это не только задача Уполномоченного, но и других организаций и ведомств. Отношения с ними строились и будут строиться, как и прежде, на конструктивной основе, базироваться на точных выводах и оценках состояния пра возащитной ситуации, уважительном отношении к правам и свободам человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области В. БОРОДИН Постановление администрации Липецкой области № 97 от21.06.2005 г. 0 внесениизмененийвпостаноевнлие администрацииЛипецкойобластиот30.11.04г. №197«0Программесоциально-экономического развитияЛипецкойоблатси иобластонмбюджетена2005год» В целях повышения эффективности деятельности струк турных подразделений администрации области администра ция области постановляет: Внести в приложение № 2 к постановлению администра ции области «6 программе социально-экономического раз вития Липецкой области и областном бюджете на 2005 год» следующие изменения: 1. По строке: — «Управление делами администрации области» в столб це «связь» сумму «13000» заменить на «13400»; —«Департамент ТЭК и ЖКХ» в столбце «связь» сумму «220» заменить на «533»; — «Управление ветеринарии» в столбце «связь» сумму «250» заменить на «200». 2. Исключить строку «Управление жилищно-коммунально го хозяйства 313 148»; 3. После строки «Архивный отдел 121» ввести строку «Уп равление по охране, использованию объектов животного мира и водных биоресурсов», в столбце «связь» считать «50», в стол бце «горюче-смазочные материалы» считать «582». Глава администрации области О. КОРОЛЕВ Постановление главы администрации Липецкой области N9 98 от21.06.2005 г. 0 признанииутартившимисилиуснятии сконтрлояпостановилйен главыадминистрацииобласти В связи с принятием постановления администрации обла сти от 28.01.2005 г. № 12 «Об организации соревнования сель ских поселений (администраций сельсоветов) области», исте чением контрольных сроков и выполнением основных пунктов постановления администрации области от 03.08.2004 г. N9141 постановляю: 1. Считать утратившим силу постановление главы админист рации области № 8 от 27.01.2004 г. «Об организации соревнова ния сельских муниципальных образований области». 2. Снять с контроля постановление главы администрации области от 03.08.2004 г. № 141 «Об условиях трудового со перничества и мерах поощрения работников сельского хо зяйства в 2004 году». Глава администрации области О. КОРОЛЕВ Постановление главы администрации Липецкой области № 99 от21.06. 2005 г. Оборганизацииработыпостратегическому планированию соц ально-экономического разивтиямуниципальныхобразований Липецкойоблсати В целях выполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устранения дис пропорций в территориальном развитии муниципальных об разований администрация области постановляет: 1. Для организации работы по стратегическому планиро ванию муниципальных образований области создать Коорди национный совет в следующем составе: Глуховкина Татьяна Александровна — заместитель главы администрации области, председатель Координационного Совета Гребенщикова Зинаида Николаевна — начальник управ ления экономики, зам. председателя Координационного со вета Гольцов Анатолий Васильевич — начальник управления промышленности Горлов Александр Тихонович — начальник управления тру да и занятости населения Григоркина Татьяна Владимировна — председатель коми тета по развитию малого бизнеса Глебов Вячеслав Михайлович — председатель департа мента топливно-энергетического комплекса и реформиро вания жилищно-коммунального хозяйства Дементьев Владимир Васильевич — начальник управле ния физической культуры, спорта и туризма Жиляев Федор Ильич — начальник управления культуры и искусства Крутько Алексей Викторович — президент Липецкой об ластной общественной организации содействия малому биз несу (по согласованию) Кузнецов Михаил Николаевич — начальник Главного уп равления сельского хозяйства Ларин Анатолий Николаевич — начальник управления по связям с общественными организациями и объединениями Плешков Владимир Викторович — председатель комите та по делам молодежи Просветов Серафим Алексеевич — начальник управления транспорта Пыльнева Татьяна Григорьевна—координатор Обществен ной палаты Липецкой области (по согласованию) Столповский Борис Андреевич — начальник социально- экономического управления областного Совета депутатов (по согласованию) Таран Юрий Николаевич — председатель департамента образования и науки Тучков Владимир Васильевич — начальник Главного уп равления строительства и архитектуры Царик Александр Николаевич — начальник пресс-службы администрации области Щеглеватых Вячеслав Михайлович — начальник управле ния финансов Яцухин Юрий Иванович — начальник управления органи зационно-контрольной и кадровой работы 2. Управлению экономики (Гребенщикова З.Н.) в срок до 25.06.05 г. подготовить необходимые материалы и заявку на получение гранда Фонда «Новая Евразия» для реализации совместного проекта по разработке стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образо ваний. 3. Управлениям экономики, финансов (Щеглеватых В.М.) по итогам исполнения областного бюджета в первом полуго дии т.г. в срок до 10.07.05.г. подготовить предложения по внесению изменений в Закон Липецкой области «Об област ном бюджете на 2005 год» в части выделения необходимых сумм для софинансирования совместного с Фондом «Новая Евразия» проекта по разработке стратегических планов, соци ально-экономического развития муниципальных образований. 4. Рекомендовать главам администраций городов и райо нов организовать работу по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципальных образо ваний, определить ответственных исполнителей и создать рабочие группы по разработке стратегий развития террито рий. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Глу- ховкину Т.А. Глава администрации области О. КОРОЛЕВ Постановление тридцать первой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 801-пс от26.05.2005 г. 0ходереализацииПроргаммсыоицально- экономическогоравзитиЛяипецкойоблатси на2005годинапериоддо2008года вI квартеа2л005года Рассмотрев информацию главы администрации области о ходе реализации Программы социально-экономического раз вития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года в I квартале 2005 года, руководствуясь Законом Липец кой области от 22.12.2004 г. № 147-03 «О программе соци ально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года» и учитывая решения комитетов областного Совета депутатов, областной Совет депутатов по становляет: 1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Программы социально-экономического развития Липецкой об ласти на 2005 год и на период до 2008 года в I квартале 2005 года. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ Постановление тридцать первой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва N9 830-пс от26.05.2005 г. 0 внесениизмененийвКомпелксную програму борьбыспреступностью вЛипецкойобласнтаи2004-2007годы Рассмотрев проект постановления Липецкого областного Совета депутатов «Овнесении изменений в Комплексную про грамму борьбы с преступностью вЛипецкой области на 2004— 2007 годы», внесенный в порядке законодательной инициати вы главой администрации Липецкой области, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая решения комитетов областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, по экономике областной Совет депутатов постановляет: 1. Внести в раздел 4 «Основные программные мероприя тия» Комплексной программы борьбы с преступностью в Ли пецкой области на 2004—2007 годы, утвержденной постанов лением Липецкого областного Совета депутатов от 23.12.2003 г. № 427-пс (с изменениями, внесенными постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23.12.2004 г. № 720-пс), изменение, дополнив подпункт 7.22 пункта 7 «Фи нансовое, материально-техническое обеспечение борьбы с преступностью» после слов на «300 мест» словами «, осуще ствить ремонт жилых помещений в следственном изоляторе № 1 г. Липецка и следственной тюрьме № 2 г. Ельца». 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ Vх • липецкая уш Выходитпять раз в неделю. Издатель - ГУ“Редакция областной газеты “Липецкая Пятница, 24 июня 2005 г. № 120-121 (22498- 22499) С 1954 года по 1991 гея ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека П П | Л Н М 1 М # А 1 Л И Ь . ШШ А > Р 1 я ш/ш ОАЛ Л ШШИЪ. ш т я Я УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - ОСОБЫЙ ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Конституция Р Ф , ст. 2 «Ч елов ек , его п р а в а и свободы являются вы сш ей ценностью . П р и зн а н и е , с о б лю д ен и е и защита п р ав и сво б од ч ел о в е ка и гр аж д ан и н а — обязанност ь го су дарст ва». Конституция Р Ф , ст. 18 «П рава и свободы ч ел о в е ка и гр аж д ан и н а явля ются н епосредст венно дейст вующ им и . О ни о п р е д е ляют смы сл , с о д е р ж а н и е и п р и м е н ен и е за ко н о в , д е ятельность законодат ельной и исполнит ельной в л а сти, м ест ного с ам о у п р а в л е н и я и обеспечиваю т ся п р ав о с уд и ем » . Особое место среди механизмов защиты прав и сво бод граждан занимает институт Уполномоченного по пра вам человека. Институт Уполномоченного по правам человека — не обходимый государственный орган правового государства, осуществляющий посредническую деятельность между органами власти и населением, способствующий укреп лению роста доверия гражданина к органам власти. Не вторгаясь в порядок организации деятельности органов государственной власти, Уполномоченный своими заклю чениями вправе давать оценку конституционности их дей ствий, побуждая тем самым к неукоснительному соблю дению требований Конституции Российской Федерации в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, объявленных высшей ценностью государства и общества. Характерными чертами, определяющими место дан ного института в системе государственных органов, обес печивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан, являются следующие: — данный институт представляет собой важное допол нение правообеспечительного механизма, действующего в государстве. Его введение является закономерным ито гом демократизации общества; — основная задача деятельности Уполномоченного по правам человека — защита прав граждан. Это конкрети зирует его позицию как элемента системы охраны право порядка в широком смысле, существующей наряду с пар ламентским (депутатским), судебным, административным и иными формами контроля и надзора; — важнейшая черта — его независимость, он избира ется (назначается) законодательным органом, отчитыва ясь лишь перед ним; — в основную функцию Уполномоченного входит конт роль за деятельностью исполнительных органов, который осуществляется по инициативе Уполномоченного либо, что происходит гораздо чаще, по жалобам граждан; — в ряде случаев рассматривает дело не только с точ ки зрения соответствия нормативным актам решений и действий государственного органа, органа местного са моуправления или конкретного должностного лица, но и с точки зрения человечности, справедливости и целесооб разности их действий; — контрольные мероприятия Уполномоченного по пра вам человека направлены, прежде всего, на реализацию прав граждан и исправление допущенных нарушений в фун кционировании исполнительных органов: он добивается этого, используя арсенал средств, специфичных только для него — методы убеждения, критику, гласность. Суще ствование этого института направлено на развитие и со вершенствование нетрадиционных способов воздействия на административное поведение; — основным в этой форме контроля является её про стой и понятный для граждан способ деятельности, свя занный с непосредственным доступом населения к Упол номоченному, подкреплённый принципом бесплатности производства. Гражданин видит в Уполномоченном неза висимое должностное лицо, не связанное отношениями служебной или иной подчиненности с административны ми органами, нарушившими его права, лицо, обеспечива ющее взаимосвязь гражданина с органами государствен ной власти и местного самоуправления и стоящее на сто роне интересов гражданина. Исходя из этих принципов, основными функциями Упол номоченного по правам человека являются: — содействие в восстановлении прав граждан, нару шенных органами государственной власти и органами местного самоуправления; — содействие эффективной работе указанных органов; — функция посредника между обществом и властью; —функция внесудебного разбирательства. В соответствии со ст.28 закона Липецкой области № 155-03 от 27 августа 2001 г. «Об Уполномоченном по пра вам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, который показывает главные проблемы, с которы ми сталкиваются жители области в процессе реализации своих конституционных прав и свобод. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 г. основан на анали зе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан, а также на информации, полученной из других источни ков, в том числе государственных и муниципальных орга нов, общественных организаций, средств массовой инфор мации. В нём содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан в аппарат Уполномо ченного, информация о негативных социально-экономи ческих факторах, способствовавших нарушению прав, а также о принятых Уполномоченным мерах по восстанов лению нарушенных прав. Также в нем приведены необ ходимые данные, характеризующие различные направле ния деятельности Уполномоченного и его аппарата. Данный доклад не претендует на всеобъемлющий ана лиз ситуации в области прав человека в Липецкой облас ти, однако он призван объективно и открыто дать характе ристику ситуации по состоянию (реализации) прав чело века в Липецкой области; показать механизм работы Упол номоченного по правам человека при выполнении возло- ПОСТАНОВЛЕНИЕ тридцать первой сессии Липецкого областного совета депутатов третьего созыва № 837-пс от26.05.2005 г. 0 докладеодеятельностиУполномоченного поправамчеловекавЛипецкойобласти в2004году Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году, учитывая решение комитета областного Совета депута тов по законодательству и правовым вопросам, руко водствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой облас ти Российской Федерации, областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Упол номоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году. 2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Ли пецкой области» доклад о деятельности Уполномочен ного по правам человека в Липецкой области в 2004 году опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ женных на него областным законом функций, целей и за дач; выработать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательных механизмов защи ты прав человека. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ Общие показатели В 2004 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 1410 обращений и жалоб (в 2003 г. — 1119). Увеличение количества обращений к Упол номоченному объясняется, во-первых, широким распрос транением информации о работе института Уполномочен ного по правам человека в Липецкой области, а также его доступностью для всех категорий населения; во вторых, объективными трудностями по обеспечению всего комп лекса защиты прав человека, с которыми нередко сталки ваются граждане и их желанием отстаивать свои права. Значительно возросло число обращений граждан, желаю щих получить юридическую консультацию по различным вопросам. Это, прежде всего, связано с тем, что на се годняшний день Уполномоченный по правам человека яв ляется одной из немногих государственных структур, ко торая оказывает такие услуги бесплатно. Информация о соблюдении прав граждан поступа ла по следующим каналам: — личный прием Уполномоченного; — посещение учреждений социального обслуживания граждан, психиатрических больниц, государственной под держки детства, исполнения наказания; — письменные обращения граждан (в том числе по электронной почте — эл./адрес: ирсМ@ас!т1г.Пре15к.ги); — средства массовой информации. На личном приёме Уполномоченный по правам чело века в Липецкой области принял 231 человека. Аппаратом Уполномоченного получено по почте или принято лично от граждан 571 жалоба или заявление (прирост по сравне нию с 2003 г. — 8%). Положительно было рассмотрено 161 письменное обращение, или 20% от общего числа. Число граждан, обратившихся за разъяснениями действу ющего законодательства или юридической консультаци ей, практически удвоилось по сравнению с 2003 г. (см. таблицу №1). Таблица № 1 Действия Обращения 2004 г. % Всего 1410 100 Принято Уполномоченным на личном приёме 231 16 Получено по почте или принято лично от граждан 571 40 Восстановлены права граждан 161 20 Отказано в принятии жалобы к рассмотрению 6 0,5 Дано консультаций и разъяснений 608 44 Гендерный состав От общего числа обратившихся женщины составляют 52%, мужчины — 48%, что сопоставимо с периодом 2003 г., так что можно говорить о приблизительно равном ген дерном соотношении и, следовательно, одинаковой со циальной активности в стремлении защитить свои права (см. таблицу № 2). Таблица № 2 ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ ОБРАТИВШИХСЯ № п/п Гендерный состав Общее количество % 1 Мужчины 677 48 2 Женщины 733 52 География обращений В 2004 г. в географии обращений к Уполномоченно му по правам человека в Липецкой области произошли изменения. Сократилось число обращений граждан про живающих в г. Липецке и г. Ельце — если в 2003 г. они составляли свыше 50 % (г. Липецк) и 17% (г. Елец), то в 2004 г. всего 33% (г. Липецк) и 7% (г. Елец) от общего числа поступивших жалоб, что в первую очередь связа но с распространением информации о работе Уполно моченного в районах области и активизацией обраще ний сельских жителей. За отчётный период заявления и жалобы граждан поступили из всех районов области. Из районов области наибольшее число обращений по ступило из Липецкого, Задонского, Усманского и Грязин- ского районов — доля каждого от 6% до 4% , от 3% до 2% — Лебедянский, Добровский Данковский, Долгору ковский, Измалковский, Лев-Толстовский, Тербунский, Чап- лыгинский районы и замыкают таблицу Становлянский, Во- ловский, Краснинский, Хлевенский, Добринский, Елецкий районы. Значительное число обращений — 14%, поступило от осуждённых, отбывающих наказание в колониях, находя щихся в г. Липецке, г. Ельце и г. Усмани. ■ В 2004 г. кроме жителей Липецкой области к Уполно моченному поступали заявления от граждан проживающих в г. Москве, Ярославской, Пермской, Тульской и Курской областях. Таблица № 3 ГЕОГРАФИЯ ОБРАЩЕНИЙ Муниципальные образования Количество % г. Липецк 266 33 г. Елец 56 7 Воловский р-н 9 1 Грязинский р-н 41 5 Данковский р-н 17 .2 Добринский р-н 11 1 Добровский р-н 16 2 Долгоруковский р-н 23 3 Елецкий р-н 10 1. Задонский р-н 33 4 Измалковский р-н 14 2 Краснинский р-н 8 1 Лебедянский р-н 20 2 Лев-Толстовский р-н 15 2 Липецкий р-н 39 5 Становлянский р-н 7 1 Тербунский р-н 21 3 Усманский р-н 46 6 Хлевенский р-н 7 1 Чаплыгинский р-н 15 2 Другие субъекты Российской Федерации 13 2 Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях Липецкой области 115 14 Социальный портрет заявителей Социальный портрет граждан, обратившихся к Упол номоченному по правам человека в Липецкой области, не отличается чем-то особенным по сравнению с другими регионами нашей страны и идентичен показателям пре дыдущих лет. На первом месте это пенсионеры и ветера ны труда — 22%, вторая значительная группа — осуждён ные и обвиняемые в совершении преступлений — 15%, третья — инвалиды — 10%. Ветераны и инвалиды Вели кой Отечественной войны составляют четвёртую группу — 6%. По сравнению с 2003 г. количество обращений пере селенцев из республик СНГ и Балтии сократилось более чем в два раза и составило 3%. Число коллективных заявлений по сравнению с 2003 г. выросло и достигло 9%, что является достаточно весомым показателем и говорит о том, что всё чаще граждане гото вы отстаивать свои права совместно, объединяясь по важ ным для них вопросам в организованные группы (см. таб лицу № 4). Таблица № 4 КАТЕГОРИИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ № п/п Категории обратившихся Количество обращений 1 инвалиды ВйВ 48 6% 2 инвалиды по общему заболеванию 72 9% 3 инвалиды детства 11 1% 4 обвиняемые 8 1% 5 осужденные 107 14% 6 пенсионеры 177 22% 7 ликвидаторы радиационных аварий 9 1% 8 репрессированные или пострадавшие от репрессий 7 1% 9 переселенцы из стран СНГ и Прибалтики 26 Ш 10 многодетные родители 21 2% 11 коллективные заявления 67 9% 12 ...Другие_______________________ 249 31% Тематика жалоб граждан Обращения жителей области были систематизирова ны по тематическим группам. В 2004 г. наиболее острыми вопросами для граждан являлись проблемы реализации права на социальное обеспечение — 18%, прежде всего вопросы пенсий и льгот. В прошедшем году несколько изменилось и позицио нирование гражданами коммунально-бытовых проблем, ко торые в 2003 г. связывались в основном с правом на жи лище, а в 2004 г. граждане жаловались на нарушение пред приятиями и организациями ЖКХ права на обращение, так как не могли получить ответы в положенные законом сро ки, обещанные в ответах работы своевременно не произ водились и т.д. Число таких жалоб достигло 13%. Другие важные для граждан темы — реализация их прав (Продолжение на 2-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz