Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

IV С О Ю З Беларусь-Россия 23ИЮНЯ2005 ЧЕТВЕРГ №24 (220) Опаленные войной Большинство евреев — Героев Советского Союза — уроженцы Беларуси победившие вместе Захар Гельман ИЕРУСАЛИМ «ОПАЛЕННЫЕ войной» — так на­ зывается документальный фильм, снятый режиссером Ефи­ мом ГОЛЬЦМАНОМ, в котором рассказывается об участниках Великой Отечественной войны, живущих в Израиле. Это первая и на сегодняшний день единствен­ ная лента о ветеранах самой кро­ вопролитной войны, которые во­ лею судьбы оказались в Израиле. Фильм является уникальным ис­ торическим документом, ибо с эк­ рана к нам обращаются солдаты, ковавшие ту самую Великую По­ беду, без которой наша жизнь на земле была бы невозможной. ...На экране уроженец Литвы солдат Шолом СКОПАС. Он сра­ жался с немцами в составе 16-й литовской дивизии, в которой ев­ реи составляли значительную часть. Скопас воевал в дивизион­ ной разведке. В 1943 году его на­ градили медалью «За отвагу». Он не снимал ее с груди гимнастерки. И вот зрители видят эту медаль в руке Шолома. Медаль пробита пу­ лей. Это случилось 12 января 1945 года, когда в составе отдель­ ной группы разведчиков Скопас выполнял приказ по захвату «язы­ ка» из состава Курляндской груп­ пировки противника. Тогда Шо­ лом был тяжело ранен. В госпита­ ле ему сказали, что медаль спас­ ла ему жизнь. В беседе со мной уже после премьеры фильма Шо­ лом Скопас рассказывал об об­ становке в 16-й литовской диви­ зии, в которой воевали солдаты, сержанты и офицеры самых раз­ ных национальностей. «Но кто ка­ кого роду и племени — вопросы никогда не задавались, — расска­ зывает Скопас. — Солдатское братство и ненависть к врагу — вот что всех нас тогда объединя­ ло». Впрочем, оказывается в 16-й литовской дивизии нередко зву­ чал идиш. Во время боев частень­ ко можно было услышать: «Бри­ дере, фар унзес татес ун мамеос!» («Братья, за наших отцов и мате­ рей!») ■ Иона Деген. ...Иона ДЕГЕН дважды пред­ ставлялся к званию Героя Совет­ ского Союза. Награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, польским крестом Грюн- вапьда. После войны он окончил Киевский медицинский институт, стал доктором наук, известным врачом-ортопедом. Тридцать лет назад Иона Деген стал граждани­ ном Израиля. Евгений Евтушенко включил в «Антологию русской поэзии» стихотворение: ■ Исаак Ручаевский. «Мой товарищ, в смертельнойагонии Не зови понапраснудрузей. Дай-ка лучше согреюладони я Наддымящейся кровью твоей. Тыне плачь, не стони — тыне маленький. Тынеранен, тыпростоубит. Дай на память сниму с тебяваленки. Нам еще наступатьпредстоит». Многие годы стихи оставались анонимными. Только через много лет нашелся автор, опубликовав­ ший эти строки во фронтовой га­ зете. Им оказался Иона (тогда Ион) Деген. Генерал-майор ЦАХАЛа (Ар­ мии обороны Израиля) Роман ЯГЕЛЬ воевал против немцев в рядах польской армии, потом бил фашистского зверя в частях Крас­ ной армии. Репатриировавшись на историческую родину, он доб­ лестно сражался во всех войнах, которые вел Израиль. Сегодня бывший офицер со­ ветской армии и бывший харь­ ковский инженер Миля ФЕЛЬ- ЗЕНШТЕЙН живет в Израиле. В 1943 году ему было девятнадцать лет. За бой под Керчью десант­ ник Фельзенштейн получил зва­ ние Героя Советского Союза. В 1974 году он с семьей решил ре­ патриироваться на историческую родину. От него потребовали «сдать «Звезду» Героя». Бывший десантник не отступился, пошел до конца. «Звезду» сдал и уехал. Через четверть века в израиль­ ском доме Фельзенштейна раз­ дался международный звонок — приезжайте и получите назад свою «Звезду». Вот как дела обернулись! Но Фельзенштейн ответил, как отрезал: «Вы заби­ рали — вы и возвращайте». Че­ рез некоторое время первый по­ сол СССР в Израиле Александр Бовин вторично вручил Миле Фельзенштейну «Золотую Звез­ ду» Героя. За форсирование Днепра, а затем и Одера, а также обеспече­ ние связи на улицах поверженно­ го Берлина солдат Борис ЗАМАН- СКИЙ получил орден Славы всех трех степеней. На сегодняшний день из 14 евреев, полных кавале­ ров ордена Славы, в живых оста­ лось только двое... Уроженец го­ рода Капинковичи (Гомельская область) Исаак РУЧАЕВСКИЙ ор­ ден Славыполучил за форсирова­ ние реки Цна в Орловской облас­ ти. Во время просмотра фильма «Опаленные войной» в городе Реховот корреспондент «СОЮ- За» познакомился с супругами- фронтовиками Петром Иванови­ чем и Хавой Григорьевной ДЕ- МИЧ. В следующем году они от­ мечают юбилей — 60 лет супру­ жеской жизни. Демич называет себя «интернационалистом до мозга костей». Корреспонденту «СОЮЗа» он сказал, что больше всего в жизни ненавидит шови­ низм, который считает питатель­ ной средой фашизма. По его твердому мнению, в Беларуси шовинизм никогда не находил и не найдет себе места. Бывший учитель истории Петр Демич поделился со мной инте­ ресными наблюдениями. Во Вто­ рой мировой войне участвовали полтора миллиона солдат-евреев, из которых более полумиллио­ на — советские граждане. На фронтах погибли более семисот тысяч воинов-евреев. Звание Ге­ роя Советского Союза присвоено 157 солдатам и офицерам еврей­ ской национальности. Еще 14 ев­ реев стали полными кавалерами ордена Славы. По данным Деми- ча, значительная часть, если не большинство евреев — Героев ■ Ефим Гольцман. Советского Союза, — уроженцы Беларуси. Кстати, режиссер и автор сценария Ефим Лазаревич Гольцман также уроженец бело­ русского местечка Лельчацы, недалеко от Гродно. Он фронто­ вик, добровольно ушедший на фронт в шестнадцать с полови­ ной лет. Напомню, что в Израиле сегодня проживают около 30 ты­ сяч ветеранов и десять тысяч ин­ валидов Второй мировой войны, которые объединены в ветеран­ ские организации, в Израиль­ ский союз воинов и партизан — инвалидов борьбы с нацизмом. Непосредственное участие в со­ здании фильма принял руково­ дитель этой организации Авра­ ам КОЭН. Именно благодаря его содействию и был создан этот фильм. ■ Шолом Скопас. Евгений Никитин: «Я хотел въехать в Москву на белом коне» персона Ирина Завадская М И НС К В КИНО Евгений НИКИТИН иг­ рает по преимуществу «настоя­ щих мужиков», из тех, кого ува­ жают мужчины и обожают жен­ щины. Даже когда по сценарию его персонаж с откровенной чер­ воточинкой. Назову лишь не­ большую часть из обширного списка фильмов, где снялся этот актер, и вы поймете, о чем я. «Пацаны», «Привет от Чарли- Трубача», «Контракт со смер­ тью», сериалы «Государствен­ ная граница», «Каменская» — везде независимый герой Ники­ тина полагается на самого себя и не признает никаких авторите­ тов. И в жизни он точно такой же. А еще все время искренне и за­ разительно хохочет... —НесколькоднейназадвМоскве завершилсямеждународныйтеат­ ральныйфестиваль«Славянский венец», иГран-придоспалсяспекта­ клю«Тыпомнишь, Алеша?»Драм- театраБелорусскойармии, гдевы сыгралиглавнуюроль. Скажитече­ стно, предполагалипобеду?Ведь доэтоговашспектакльсталлауре­ атомужетрехтеатральныхфору­ мов, авмаенаМосковскоммежду­ народномтелевизионно-театраль­ номфестивале«ЭтотДеньПобеды» засвоюролькомкоравыполучили приз каклучшийактер... — Ну, момент неожиданности есть всегда. Хотя... Пожалуй, где-то в глубине души сомнений в победе не было. Потому что на­ кануне Москва приняла нас за­ мечательно. И некоторые зрите­ ли, видевшие «Алешу» на про­ шлом фестивале, специально пришли посмотреть нас еще раз. Держали меня за кулисами не­ сколько часов! —Ветераны? — В основном люди в возрас­ те. Думаю, молодым все-таки сложно проникнуться психоло­ гизмом этого спектакля. А у стар­ шего поколения он затрагивает нечто свое, выстраданное... Зри­ тели несли столько энергии люб­ ви в наш адрес! И спрашивали у меня, почему я до сих пор не в Москве. —Кстати, апочемувыневМоскве? Вроссийскомкиноснимаетесьвро­ демного? — Как бы вам это объяснить... Образно говоря, я хотел въехать в Москву на белом коне. Сейчас, кстати, чувствую, что гораздо ближе к этому, чем когда-либо прежде. Но, понимаете, мне уже не 20 лет, и не 30, я сформиро­ вавшийся человек и не готов жертвовать всем ради туманных перспектив. Хотя могу сказать, что после этих двух московских фестивалей получил несколько творческих предложений, может быть, что-то и приму. Но я не стремлюсь покидать свой театр, хочу оставить за собой этот спек­ такль. Возможно, удастся найти компромисс... Г Л Евгений Никитин: «Чем жестче пресс ж изни , тем интереснее жить». ши меня сцены — как мужчина не пропаду. —Ивсе-такивывернулисьнасцену? — Это тоже длинная история. Я ж машины гонял из-за рубежа, как говорят сейчас, хорошо под­ нялся. Хотя, конечно, занятие то еще... Представляете, ночами за мной ехала вереница из 12 авто­ мобилей (ночью риск встречи с бандитами меньше), а там раз­ ного возраста люди, а ты с одной картой. Вот так и ездил с 92-го по 98-й год, нагрузка мощней­ шая... Тогда же снялся в амери­ канском фильме — съемки про­ ходили в Гомеле и Минске, в цир­ ках. И вот в Гомеле познакомил­ ся с цирковой семьей из цирка Никулина. Сошлись на почве ко­ тов — и у меня, и у них тогда бы­ ли красивенные такие персы, так и сдружились. Однажды эти циркачи, уже неплохо знавшие мою жизнь и видевшие мою ра­ боту на съемочной площадке. —Всепотойжепричине? — Нет, были проблемы лично­ го порядка. Втворческом плане я там, кстати, пользовался абсо­ лютной свободой. Но режиссе­ ром была женщина. И как чело­ века она зажимала меня страш­ но, понимаете, у нее была страсть, ревновала меня к каж­ дому столбу. Поэтому у нас и не сложилось. Пришлось все бро­ сить... Стал писать стихи, начал петь, выступать соло. Я в этом плане как Онегин — помните, «имел он счастливый талант... коснуться до всего слегка»? Вот и я так — и мебель делал, и ма­ шины могу ремонтировать... Ли- —Водномизнедавнихинтервью известногодраматургаихудрука театраБелорусскойармииАлексея Дудареваяпрочла, чтоактеры, по егомнению, здесьискреннесчаст­ ливы... — Ну, счастье такая условная штука... Скорее можно рассуж­ дать о моральном комфорте. А мне комфортно тогда, когда есть свобода для творческого само­ выражения. Даже если я создаю себе этот комфорт путем кон­ фликтов, сложных взаимоотно­ шений с режиссерами. Ведь по натуре я очень требовательный человек и могу сказать режиссе­ ру, что он меня не устраивает как режиссер, потому что свои спек­ такли предпочитаю делать сам, выстраивая свою роль так, как сам ее чувствую. И пускай мне пришлось сменить несколько те­ атров, считаю, что Бог меня ми­ ловал, подарив несколько боль­ ших, мощных ролей. —Ичтовысчитаетесвоимиэтап­ нымиролями? — Во-первых, роль Евхима в спектакле театра Янки Купалы «Люди на болоте». Буштец в спек­ такле по пьесе Дударева «Рядо­ вые». Аметистов в «Зойкиной квартире» — это уже в экспери­ ментальном театре драмы и ко­ медии, помните, в конце 80-х у нас развивалось такое хозрасчет­ ноедвижение? Там у меня был ог­ лушительный успех! Правда, сыг­ рал я в этом спектакле раз 15 или 20, а потом ушел из театра. стали убеждать меня вернуться на сцену, дескать, иначе счастья не будет. И правда—я тогда за­ рабатывал очень большие день­ ги, но куда-то уходило все, как- то бестолково все было. Решил послушаться своих друзей. Вер­ нулся в Русский театр... Апотом прочел новуюпьесу Дударева и понял, что это моя роль. —ТоестьетеатрБелорусскойар­ миивыпришлиза спектаклем? —Несовсем чтобыза спекта­ клем. В общем-то, Дударев — мой драматург. Потому что вы­ писываеттаких целостных, мощ­ ных людей, настоящих, живых. Ониу него в любой ситуации все равно сильные люди, такого хо­ рошего славянскоготипа. —Акак высчитаете, можнолив нашевремясказатьчто-тоновоео последнейвойне? —Намой взгляд, все новое— это хорошо забытое старое. Те­ ма минувшей войнысегодня осо­ бенно актуальна в связи с тем, что жизнь измельчала, сейчас предать человека—это, как го­ ворится, на три пятнадцать... Не зря ведь, наверное, женщиныут­ верждают, что не стало настоя­ щихмужиков. —Ну, яполагаю, женщинытак во всевременаговорили, женскойду­ шевсегдахочетсясовершенства... —Возможно. Ноличнодля ме­ ня чем жестче пресс жизни, тем интереснее жить. Все мои жены постоянно меня упрекали, что не могужить спокойно, всегда стре­ млюсьходитьполезвиюножа. —Поэтомуиуходили? —Жены? Да нет, это я ухо­ дил. Яведь очень влюбчивый че­ ловек. Да и рискую часто. Хотя вот не понимаюлюдей, которые ходят за адреналином в горы. Я ихназываютуристами. Риск, ад­ реналин—онвдругом. —Анасценеестьадреналин? — В самом начале, когда только впрыгиваешь в ситуацию. Вначале каждого спектакля. Ни­ когда не предугадаешь, как зри­ тель тебя примет! Апровал или успех спектакля ведь от тебя за­ висит. Помню, Дударев однажды сказал, мол, замените того, это­ го актера, материал все равно «сыграет». Нет, Алексей Ануф- риевич, возразил я ему, не сыг­ рает. Почему от пьесы «Тыпом­ нишь, Алеша?» отказались мно­ гие театры? Потомучто там нуж­ на мощная актерская команда. Плохой актер загубит самое кра­ сивое, выверенное действо. А если есть настоящий актер — полтора, два часа один будет держать публику. —Вкиносейчасснимаетесь? —Упопулярного российского режиссера Кузьмина играю пол­ ковникаФСБ, торгуютам каким- то ядерным оружием, в итоге по­ лучаюпулювлоб... Игра на будущее Детская Славянская баскетбольная лига обретает все большую популярность спорт Дмитрий Комашко ГОМЕЛЬ ЕСЛИ верить распространенно­ му среди белорусских специали­ стов мнению, развивать детский баскетбол в стране может или во­ лею судьбы оказавшийся здесь заграничный миллионер, или за­ конченный альтруист. «Нет де­ нег — нет игры» — этой фразой заканчивается большинство око- лобаскетбольных дискуссий... Анатолий РОГОЗЕНКО —не бе­ лорус. Точнее, не совсем белорус: местный паспорт экс-молдаванин получил около года назад. Но для развития детского баскетбола уже успел сделать столько, что здеш­ ним наставникам и не снилось. — Я вообще фанат баскетбо­ ла, — улыбается Анатолий Пет­ рович. — У меня в Кагуле была своя баскетбольная команда «Гамма», с которой мы семь раз занимали второе место в мол­ давском чемпионате и лишь еди­ ножды были третьими. Сегодня многие мои воспитанницы игра­ ют за границей: в Румынии, Бол­ гарии, Польше, Хорватии, Юго­ славии. Среди них есть чемпион­ ки Румынии и Молдовы... —Почемуже вывтакомслучаере­ шилиперебратьсявБеларусь? — Звучит банально, но здесь я увидел больше перспектив для развития своего вида спорта и лучшие условия для себя. Поэто­ му решил остаться здесь и по­ немногу перевожу сюда своих лучших игроков. —Икаковыуспехи? — Приехав в Гомель, я стал работать в местной детско-юно­ шеской школе олимпийского ре­ зерва, набрал девчонок и через год с ними стал вторым на рес­ публиканских соревнованиях. Но главным своим достижением я считаю создание детской Сла­ вянской баскетбольной лиги. Эта идея пришла ко мне год на­ зад, когда в Гомеле проходил турнир «Оранжевый мяч». Рань­ ше, во времена СССР, прово­ дился похожий детский чемпио­ нат по мини-баскетболу, являв­ шийся как бы промежуточной ступенькой между детским и взрослым спортом. После рас­ пада Союза таких соревнований не стало. Сейчас получается: в Северной и Балтийской лигах играют уже достаточно взрос­ лые ребята и девушки, детских же турниров международного уровня нет. Образуется провал — из детского баскетбола «ло­ кального» уровня ребята сразу попадают во взрослый, и далеко не каждый может успешно пере­ жить этот переход. Едва ли не с первых дней сво­ его появления Славянская лига оказалась востребована и попу­ лярна. В первом чемпионате, ко­ торый состоялся год назад, при­ няли участие 11 команд из 5 стран: России, Латвии, Украи­ ны, Беларуси и Молдовы. В ны­ нешнем сезоне число желающих стать участниками чемпионата перевалило на пятый десяток. — Увидев, что наша идея ока­ залась жизнеспособной, все вдруг захотели играть в баскетбол,— го­ ворит Рогозенко. — Санкт-Петер­ бург, Брянск, Минск... Но мы не со­ бираемся останавливаться надос­ тигнутом. Наш чемпионат пока еще не дотягивает (в первую оче­ редь по возрасту участников) до уровня Северной лиги, но через два года ребята уравняются и в мастерстве, и в возрасте. В буду­ щем мыдаже планируем провести матч сборных Северной и Славян­ ской лиг. Впрочем, сама по себе «игра на результат», по мнению Анато­ лия Петровича, хоть и имеет опре­ деляющее значение, не является ■ Анатолий Рогозенко воспиты ­ вает таких же, ка к он сам, фа­ натов баскетбола. единственной целью лиги. По большому счету Рогозенко в меру своих сил и возможностей одно­ временно с выращиванием буду­ щих мастеров пытается привить баскетболу то, что от него уже ко­ торый год ждут зрители. Элемент шоу! Сценарий торжественного открытия первого сезона лиги, со­ стоявшегося в Гомеле, выгодно отличался от привычной до оско­ мины физкультурной «линейки». Катание на коньках, посещение цирка, экскурсия по городу, дис­ котеки, развлекательная про­ грамма для болельщиков. А со следующего года к обязательным баскетбольным соревнованиям добавятся турниры по плаванию и выступления артистов, представ­ ляющих культуру своих стран. — Это будет настоящий меж­ дународный фестиваль, — уве­ рен Анатолий Петрович. — Но пока у нас есть трудности с фи­ нансированием. Мы ведь обще­ ственное объединение и рассчи­ тывать можем лишь на свои си­ лы и помощь спонсоров. Напри­ мер, наша гомельская команда целый сезон бесплатно ездила на игры на предоставленном ва­ гоноремонтным заводом автобу­ се. Огромную помощь нам ока­ зывают и гомельские власти. Хо­ телось бы найти такое же пони­ мание и в баскетбольной феде­ рации страны. Классический проект Белорусская музыкальная классика в российском исполнении культура Ирина Завадская МОСКВА — МИНСК МОСКОВСКОЕ издательство «Международная книга. Музы­ ка» выпустило двойной диск «Антология белорусской музы­ кальной классики». Его уже мож­ но купить в некоторых регионах России и странах ближнего зару­ бежья. На днях партия дисков от­ правилась в Израиль и Америку. Скоро «Антология» появится и на прилавках музыкальных ма­ газинов Беларуси. Столь полно и разнообразно белорусская национальная сим­ фоническая музыка середины прошлого и начала нынешнего веков представлена впервые. На диске собраны лучшие произве­ дения 14 ведущих композиторов страны: Евгения Глебова, И г о ^ А Лученка, Анатолия Б о га ты рев !^ Андрея Мдивани, Владимира Солтана и других. К диску прила­ гается вкладыш с репродукцией картины Ильи Репина «Белорус» и краткой биографией каждого из композиторов на русском и английском языках. Запись не­ обычного музыкального альбо­ ма осуществлялась при участии Государственного оркестра те­ левидения и радио России под руководством дирижера Госу­ дарственного академического симфонического оркестра Бела­ руси Михаила Снитко. «Эту му­ зыку не стыдно показать на лю­ бой концертной площадке ми­ ра», — так лаконично объяснил интерес московского издатель­ ства к белорусскому музыкаль­ ному наследию дирижер. Уже об­ суждается возможность выпуска дополнительного тиража «Анто­ логии белорусской музыкальной классики» — по оценке первона­ чального покупательского спро­ са можно судить, что проект ока­ зался успешным. 23 — 29 июня в нашей истории календарь День за днем 23 июня — Олимпийский день бега. 25 июня — День изобретателя и рационализатора. 26 июня — Международный день борьбы с наркоманией и не­ законным оборотом наркотиков. 27 июня — Всемирный день рыболовства и День молодежи в России. Эхо Победы 24 июня — 60 лет назад в Мо­ скве на Красной площади состо­ ялся исторический Парад Победы советских воинов в ознаменова­ ние Победы над фашистской Гер­ манией в Великой Отечественной войне. Впервые Первый в мире бронирован­ ный морской истребитель — ле­ тающая лодка М-11, первый со­ ветский пассажирский самолет АК-1, первый моноплан со сво- боднонесущим крылом АНТ-4 — эти самолеты поднял в небо рус­ ский летчик, заслуженный лет­ чик СССР, участник первого со­ ветского сверхдальнего переле­ та Москва — Улан-Батор — Пе­ кин на самолете АК-1. А.И. Тома­ шевский родился 23 июня 115 лет назад. 25 июня — 85 лет назад в Мо­ скве впервые проведена велоси­ педная гонка по Садовому кольцу. В этот день в 1924 году в Мин­ ске основана Белорусская книж­ ная палата. 26 июня 1938 года состоялись выборы в Верховный Совет БССР первого созыва. 29 июня — 10лет назадуспеш­ но завершена первая в мире сты­ ковка американского космическо­ го корабля «Атлантис» с россий­ ским орбитальным комплексом «Мир». Впервые в истории освое­ ния космоса на околоземной орби­ те заработала крупногабаритная космическая система массой 220 тонн с международным экипажем. Герои и подвиги 24 июня 1941 года в Пинске со­ здан один из первых в Беларуси партизанских отрядов. Его воз­ главил Василий Корж, впоследст­ вии командир Пинского партизан­ ского соединения, Герой Совет­ ского Союза. 26 июня 1941 года совершил подвиг экипаж капитана Николая Гастелло, направившего свой подбитый самолет на скопление техники фашистов на дороге Мо- лодечно— Радошковичи. Гордость Родины 24 июня — 105 лет со дня рож­ дения Кузьмы Чорного (Н.К. Рома­ новского), классика белорусской национальной литературы, писа­ теля, драматурга и публициста. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосударства ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года.Регистрационный№77-1880. Тиражпо РФ:311864 ТиражпоРБ:503211 Тираж«СОЮЗа.Беларусь—Россия»вРФиРБ: 815075 Шеф-редактор А.И. Батыгин(Москва) | Адресредакции«СОЮЗа. Беларусь—Россия»- Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: Издательство:ЗАО«Информационно-издательскийконцерн«Российскаягазета» I ОТПЕЧАТАНОвООО«Объединенныйиздательскийдом I Распространяетсяповсемподписныминдексам: I Пографику: 16.00 Первыйзаместитель Москва,А-40, ГСП-3125993,улицаПравды,24. РеспубликаБеларусь, 220013,Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24.Тел.257-53-62. «Медиа-Пресса».Адрес: 125865, ГСП, «Российскойгазеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. шеф-редактораА.М.Таранда(Минск) Телефон:257-5787Факс:257-5787Е- таМ:Егтакоуа@гд.ги Б.Хмельницкого, 10а.Тел. ифакс: 232-1432 Издательство«СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». Москва-137, ул.Правды, 24. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. ■СОЮЗБеларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске,Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz