Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
IV С О Ю З Беларусь-Россия 23ИЮНЯ2005 ЧЕТВЕРГ №24 (220) Опаленные войной Большинство евреев — Героев Советского Союза — уроженцы Беларуси победившие вместе Захар Гельман ИЕРУСАЛИМ «ОПАЛЕННЫЕ войной» — так на зывается документальный фильм, снятый режиссером Ефи мом ГОЛЬЦМАНОМ, в котором рассказывается об участниках Великой Отечественной войны, живущих в Израиле. Это первая и на сегодняшний день единствен ная лента о ветеранах самой кро вопролитной войны, которые во лею судьбы оказались в Израиле. Фильм является уникальным ис торическим документом, ибо с эк рана к нам обращаются солдаты, ковавшие ту самую Великую По беду, без которой наша жизнь на земле была бы невозможной. ...На экране уроженец Литвы солдат Шолом СКОПАС. Он сра жался с немцами в составе 16-й литовской дивизии, в которой ев реи составляли значительную часть. Скопас воевал в дивизион ной разведке. В 1943 году его на градили медалью «За отвагу». Он не снимал ее с груди гимнастерки. И вот зрители видят эту медаль в руке Шолома. Медаль пробита пу лей. Это случилось 12 января 1945 года, когда в составе отдель ной группы разведчиков Скопас выполнял приказ по захвату «язы ка» из состава Курляндской груп пировки противника. Тогда Шо лом был тяжело ранен. В госпита ле ему сказали, что медаль спас ла ему жизнь. В беседе со мной уже после премьеры фильма Шо лом Скопас рассказывал об об становке в 16-й литовской диви зии, в которой воевали солдаты, сержанты и офицеры самых раз ных национальностей. «Но кто ка кого роду и племени — вопросы никогда не задавались, — расска зывает Скопас. — Солдатское братство и ненависть к врагу — вот что всех нас тогда объединя ло». Впрочем, оказывается в 16-й литовской дивизии нередко зву чал идиш. Во время боев частень ко можно было услышать: «Бри дере, фар унзес татес ун мамеос!» («Братья, за наших отцов и мате рей!») ■ Иона Деген. ...Иона ДЕГЕН дважды пред ставлялся к званию Героя Совет ского Союза. Награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, польским крестом Грюн- вапьда. После войны он окончил Киевский медицинский институт, стал доктором наук, известным врачом-ортопедом. Тридцать лет назад Иона Деген стал граждани ном Израиля. Евгений Евтушенко включил в «Антологию русской поэзии» стихотворение: ■ Исаак Ручаевский. «Мой товарищ, в смертельнойагонии Не зови понапраснудрузей. Дай-ка лучше согреюладони я Наддымящейся кровью твоей. Тыне плачь, не стони — тыне маленький. Тынеранен, тыпростоубит. Дай на память сниму с тебяваленки. Нам еще наступатьпредстоит». Многие годы стихи оставались анонимными. Только через много лет нашелся автор, опубликовав ший эти строки во фронтовой га зете. Им оказался Иона (тогда Ион) Деген. Генерал-майор ЦАХАЛа (Ар мии обороны Израиля) Роман ЯГЕЛЬ воевал против немцев в рядах польской армии, потом бил фашистского зверя в частях Крас ной армии. Репатриировавшись на историческую родину, он доб лестно сражался во всех войнах, которые вел Израиль. Сегодня бывший офицер со ветской армии и бывший харь ковский инженер Миля ФЕЛЬ- ЗЕНШТЕЙН живет в Израиле. В 1943 году ему было девятнадцать лет. За бой под Керчью десант ник Фельзенштейн получил зва ние Героя Советского Союза. В 1974 году он с семьей решил ре патриироваться на историческую родину. От него потребовали «сдать «Звезду» Героя». Бывший десантник не отступился, пошел до конца. «Звезду» сдал и уехал. Через четверть века в израиль ском доме Фельзенштейна раз дался международный звонок — приезжайте и получите назад свою «Звезду». Вот как дела обернулись! Но Фельзенштейн ответил, как отрезал: «Вы заби рали — вы и возвращайте». Че рез некоторое время первый по сол СССР в Израиле Александр Бовин вторично вручил Миле Фельзенштейну «Золотую Звез ду» Героя. За форсирование Днепра, а затем и Одера, а также обеспече ние связи на улицах поверженно го Берлина солдат Борис ЗАМАН- СКИЙ получил орден Славы всех трех степеней. На сегодняшний день из 14 евреев, полных кавале ров ордена Славы, в живых оста лось только двое... Уроженец го рода Капинковичи (Гомельская область) Исаак РУЧАЕВСКИЙ ор ден Славыполучил за форсирова ние реки Цна в Орловской облас ти. Во время просмотра фильма «Опаленные войной» в городе Реховот корреспондент «СОЮ- За» познакомился с супругами- фронтовиками Петром Иванови чем и Хавой Григорьевной ДЕ- МИЧ. В следующем году они от мечают юбилей — 60 лет супру жеской жизни. Демич называет себя «интернационалистом до мозга костей». Корреспонденту «СОЮЗа» он сказал, что больше всего в жизни ненавидит шови низм, который считает питатель ной средой фашизма. По его твердому мнению, в Беларуси шовинизм никогда не находил и не найдет себе места. Бывший учитель истории Петр Демич поделился со мной инте ресными наблюдениями. Во Вто рой мировой войне участвовали полтора миллиона солдат-евреев, из которых более полумиллио на — советские граждане. На фронтах погибли более семисот тысяч воинов-евреев. Звание Ге роя Советского Союза присвоено 157 солдатам и офицерам еврей ской национальности. Еще 14 ев реев стали полными кавалерами ордена Славы. По данным Деми- ча, значительная часть, если не большинство евреев — Героев ■ Ефим Гольцман. Советского Союза, — уроженцы Беларуси. Кстати, режиссер и автор сценария Ефим Лазаревич Гольцман также уроженец бело русского местечка Лельчацы, недалеко от Гродно. Он фронто вик, добровольно ушедший на фронт в шестнадцать с полови ной лет. Напомню, что в Израиле сегодня проживают около 30 ты сяч ветеранов и десять тысяч ин валидов Второй мировой войны, которые объединены в ветеран ские организации, в Израиль ский союз воинов и партизан — инвалидов борьбы с нацизмом. Непосредственное участие в со здании фильма принял руково дитель этой организации Авра ам КОЭН. Именно благодаря его содействию и был создан этот фильм. ■ Шолом Скопас. Евгений Никитин: «Я хотел въехать в Москву на белом коне» персона Ирина Завадская М И НС К В КИНО Евгений НИКИТИН иг рает по преимуществу «настоя щих мужиков», из тех, кого ува жают мужчины и обожают жен щины. Даже когда по сценарию его персонаж с откровенной чер воточинкой. Назову лишь не большую часть из обширного списка фильмов, где снялся этот актер, и вы поймете, о чем я. «Пацаны», «Привет от Чарли- Трубача», «Контракт со смер тью», сериалы «Государствен ная граница», «Каменская» — везде независимый герой Ники тина полагается на самого себя и не признает никаких авторите тов. И в жизни он точно такой же. А еще все время искренне и за разительно хохочет... —НесколькоднейназадвМоскве завершилсямеждународныйтеат ральныйфестиваль«Славянский венец», иГран-придоспалсяспекта клю«Тыпомнишь, Алеша?»Драм- театраБелорусскойармии, гдевы сыгралиглавнуюроль. Скажитече стно, предполагалипобеду?Ведь доэтоговашспектакльсталлауре атомужетрехтеатральныхфору мов, авмаенаМосковскоммежду народномтелевизионно-театраль номфестивале«ЭтотДеньПобеды» засвоюролькомкоравыполучили приз каклучшийактер... — Ну, момент неожиданности есть всегда. Хотя... Пожалуй, где-то в глубине души сомнений в победе не было. Потому что на кануне Москва приняла нас за мечательно. И некоторые зрите ли, видевшие «Алешу» на про шлом фестивале, специально пришли посмотреть нас еще раз. Держали меня за кулисами не сколько часов! —Ветераны? — В основном люди в возрас те. Думаю, молодым все-таки сложно проникнуться психоло гизмом этого спектакля. А у стар шего поколения он затрагивает нечто свое, выстраданное... Зри тели несли столько энергии люб ви в наш адрес! И спрашивали у меня, почему я до сих пор не в Москве. —Кстати, апочемувыневМоскве? Вроссийскомкиноснимаетесьвро демного? — Как бы вам это объяснить... Образно говоря, я хотел въехать в Москву на белом коне. Сейчас, кстати, чувствую, что гораздо ближе к этому, чем когда-либо прежде. Но, понимаете, мне уже не 20 лет, и не 30, я сформиро вавшийся человек и не готов жертвовать всем ради туманных перспектив. Хотя могу сказать, что после этих двух московских фестивалей получил несколько творческих предложений, может быть, что-то и приму. Но я не стремлюсь покидать свой театр, хочу оставить за собой этот спек такль. Возможно, удастся найти компромисс... Г Л Евгений Никитин: «Чем жестче пресс ж изни , тем интереснее жить». ши меня сцены — как мужчина не пропаду. —Ивсе-такивывернулисьнасцену? — Это тоже длинная история. Я ж машины гонял из-за рубежа, как говорят сейчас, хорошо под нялся. Хотя, конечно, занятие то еще... Представляете, ночами за мной ехала вереница из 12 авто мобилей (ночью риск встречи с бандитами меньше), а там раз ного возраста люди, а ты с одной картой. Вот так и ездил с 92-го по 98-й год, нагрузка мощней шая... Тогда же снялся в амери канском фильме — съемки про ходили в Гомеле и Минске, в цир ках. И вот в Гомеле познакомил ся с цирковой семьей из цирка Никулина. Сошлись на почве ко тов — и у меня, и у них тогда бы ли красивенные такие персы, так и сдружились. Однажды эти циркачи, уже неплохо знавшие мою жизнь и видевшие мою ра боту на съемочной площадке. —Всепотойжепричине? — Нет, были проблемы лично го порядка. Втворческом плане я там, кстати, пользовался абсо лютной свободой. Но режиссе ром была женщина. И как чело века она зажимала меня страш но, понимаете, у нее была страсть, ревновала меня к каж дому столбу. Поэтому у нас и не сложилось. Пришлось все бро сить... Стал писать стихи, начал петь, выступать соло. Я в этом плане как Онегин — помните, «имел он счастливый талант... коснуться до всего слегка»? Вот и я так — и мебель делал, и ма шины могу ремонтировать... Ли- —Водномизнедавнихинтервью известногодраматургаихудрука театраБелорусскойармииАлексея Дудареваяпрочла, чтоактеры, по егомнению, здесьискреннесчаст ливы... — Ну, счастье такая условная штука... Скорее можно рассуж дать о моральном комфорте. А мне комфортно тогда, когда есть свобода для творческого само выражения. Даже если я создаю себе этот комфорт путем кон фликтов, сложных взаимоотно шений с режиссерами. Ведь по натуре я очень требовательный человек и могу сказать режиссе ру, что он меня не устраивает как режиссер, потому что свои спек такли предпочитаю делать сам, выстраивая свою роль так, как сам ее чувствую. И пускай мне пришлось сменить несколько те атров, считаю, что Бог меня ми ловал, подарив несколько боль ших, мощных ролей. —Ичтовысчитаетесвоимиэтап нымиролями? — Во-первых, роль Евхима в спектакле театра Янки Купалы «Люди на болоте». Буштец в спек такле по пьесе Дударева «Рядо вые». Аметистов в «Зойкиной квартире» — это уже в экспери ментальном театре драмы и ко медии, помните, в конце 80-х у нас развивалось такое хозрасчет ноедвижение? Там у меня был ог лушительный успех! Правда, сыг рал я в этом спектакле раз 15 или 20, а потом ушел из театра. стали убеждать меня вернуться на сцену, дескать, иначе счастья не будет. И правда—я тогда за рабатывал очень большие день ги, но куда-то уходило все, как- то бестолково все было. Решил послушаться своих друзей. Вер нулся в Русский театр... Апотом прочел новуюпьесу Дударева и понял, что это моя роль. —ТоестьетеатрБелорусскойар миивыпришлиза спектаклем? —Несовсем чтобыза спекта клем. В общем-то, Дударев — мой драматург. Потому что вы писываеттаких целостных, мощ ных людей, настоящих, живых. Ониу него в любой ситуации все равно сильные люди, такого хо рошего славянскоготипа. —Акак высчитаете, можнолив нашевремясказатьчто-тоновоео последнейвойне? —Намой взгляд, все новое— это хорошо забытое старое. Те ма минувшей войнысегодня осо бенно актуальна в связи с тем, что жизнь измельчала, сейчас предать человека—это, как го ворится, на три пятнадцать... Не зря ведь, наверное, женщиныут верждают, что не стало настоя щихмужиков. —Ну, яполагаю, женщинытак во всевременаговорили, женскойду шевсегдахочетсясовершенства... —Возможно. Ноличнодля ме ня чем жестче пресс жизни, тем интереснее жить. Все мои жены постоянно меня упрекали, что не могужить спокойно, всегда стре млюсьходитьполезвиюножа. —Поэтомуиуходили? —Жены? Да нет, это я ухо дил. Яведь очень влюбчивый че ловек. Да и рискую часто. Хотя вот не понимаюлюдей, которые ходят за адреналином в горы. Я ихназываютуристами. Риск, ад реналин—онвдругом. —Анасценеестьадреналин? — В самом начале, когда только впрыгиваешь в ситуацию. Вначале каждого спектакля. Ни когда не предугадаешь, как зри тель тебя примет! Апровал или успех спектакля ведь от тебя за висит. Помню, Дударев однажды сказал, мол, замените того, это го актера, материал все равно «сыграет». Нет, Алексей Ануф- риевич, возразил я ему, не сыг рает. Почему от пьесы «Тыпом нишь, Алеша?» отказались мно гие театры? Потомучто там нуж на мощная актерская команда. Плохой актер загубит самое кра сивое, выверенное действо. А если есть настоящий актер — полтора, два часа один будет держать публику. —Вкиносейчасснимаетесь? —Упопулярного российского режиссера Кузьмина играю пол ковникаФСБ, торгуютам каким- то ядерным оружием, в итоге по лучаюпулювлоб... Игра на будущее Детская Славянская баскетбольная лига обретает все большую популярность спорт Дмитрий Комашко ГОМЕЛЬ ЕСЛИ верить распространенно му среди белорусских специали стов мнению, развивать детский баскетбол в стране может или во лею судьбы оказавшийся здесь заграничный миллионер, или за конченный альтруист. «Нет де нег — нет игры» — этой фразой заканчивается большинство око- лобаскетбольных дискуссий... Анатолий РОГОЗЕНКО —не бе лорус. Точнее, не совсем белорус: местный паспорт экс-молдаванин получил около года назад. Но для развития детского баскетбола уже успел сделать столько, что здеш ним наставникам и не снилось. — Я вообще фанат баскетбо ла, — улыбается Анатолий Пет рович. — У меня в Кагуле была своя баскетбольная команда «Гамма», с которой мы семь раз занимали второе место в мол давском чемпионате и лишь еди ножды были третьими. Сегодня многие мои воспитанницы игра ют за границей: в Румынии, Бол гарии, Польше, Хорватии, Юго славии. Среди них есть чемпион ки Румынии и Молдовы... —Почемуже вывтакомслучаере шилиперебратьсявБеларусь? — Звучит банально, но здесь я увидел больше перспектив для развития своего вида спорта и лучшие условия для себя. Поэто му решил остаться здесь и по немногу перевожу сюда своих лучших игроков. —Икаковыуспехи? — Приехав в Гомель, я стал работать в местной детско-юно шеской школе олимпийского ре зерва, набрал девчонок и через год с ними стал вторым на рес публиканских соревнованиях. Но главным своим достижением я считаю создание детской Сла вянской баскетбольной лиги. Эта идея пришла ко мне год на зад, когда в Гомеле проходил турнир «Оранжевый мяч». Рань ше, во времена СССР, прово дился похожий детский чемпио нат по мини-баскетболу, являв шийся как бы промежуточной ступенькой между детским и взрослым спортом. После рас пада Союза таких соревнований не стало. Сейчас получается: в Северной и Балтийской лигах играют уже достаточно взрос лые ребята и девушки, детских же турниров международного уровня нет. Образуется провал — из детского баскетбола «ло кального» уровня ребята сразу попадают во взрослый, и далеко не каждый может успешно пере жить этот переход. Едва ли не с первых дней сво его появления Славянская лига оказалась востребована и попу лярна. В первом чемпионате, ко торый состоялся год назад, при няли участие 11 команд из 5 стран: России, Латвии, Украи ны, Беларуси и Молдовы. В ны нешнем сезоне число желающих стать участниками чемпионата перевалило на пятый десяток. — Увидев, что наша идея ока залась жизнеспособной, все вдруг захотели играть в баскетбол,— го ворит Рогозенко. — Санкт-Петер бург, Брянск, Минск... Но мы не со бираемся останавливаться надос тигнутом. Наш чемпионат пока еще не дотягивает (в первую оче редь по возрасту участников) до уровня Северной лиги, но через два года ребята уравняются и в мастерстве, и в возрасте. В буду щем мыдаже планируем провести матч сборных Северной и Славян ской лиг. Впрочем, сама по себе «игра на результат», по мнению Анато лия Петровича, хоть и имеет опре деляющее значение, не является ■ Анатолий Рогозенко воспиты вает таких же, ка к он сам, фа натов баскетбола. единственной целью лиги. По большому счету Рогозенко в меру своих сил и возможностей одно временно с выращиванием буду щих мастеров пытается привить баскетболу то, что от него уже ко торый год ждут зрители. Элемент шоу! Сценарий торжественного открытия первого сезона лиги, со стоявшегося в Гомеле, выгодно отличался от привычной до оско мины физкультурной «линейки». Катание на коньках, посещение цирка, экскурсия по городу, дис котеки, развлекательная про грамма для болельщиков. А со следующего года к обязательным баскетбольным соревнованиям добавятся турниры по плаванию и выступления артистов, представ ляющих культуру своих стран. — Это будет настоящий меж дународный фестиваль, — уве рен Анатолий Петрович. — Но пока у нас есть трудности с фи нансированием. Мы ведь обще ственное объединение и рассчи тывать можем лишь на свои си лы и помощь спонсоров. Напри мер, наша гомельская команда целый сезон бесплатно ездила на игры на предоставленном ва гоноремонтным заводом автобу се. Огромную помощь нам ока зывают и гомельские власти. Хо телось бы найти такое же пони мание и в баскетбольной феде рации страны. Классический проект Белорусская музыкальная классика в российском исполнении культура Ирина Завадская МОСКВА — МИНСК МОСКОВСКОЕ издательство «Международная книга. Музы ка» выпустило двойной диск «Антология белорусской музы кальной классики». Его уже мож но купить в некоторых регионах России и странах ближнего зару бежья. На днях партия дисков от правилась в Израиль и Америку. Скоро «Антология» появится и на прилавках музыкальных ма газинов Беларуси. Столь полно и разнообразно белорусская национальная сим фоническая музыка середины прошлого и начала нынешнего веков представлена впервые. На диске собраны лучшие произве дения 14 ведущих композиторов страны: Евгения Глебова, И г о ^ А Лученка, Анатолия Б о га ты рев !^ Андрея Мдивани, Владимира Солтана и других. К диску прила гается вкладыш с репродукцией картины Ильи Репина «Белорус» и краткой биографией каждого из композиторов на русском и английском языках. Запись не обычного музыкального альбо ма осуществлялась при участии Государственного оркестра те левидения и радио России под руководством дирижера Госу дарственного академического симфонического оркестра Бела руси Михаила Снитко. «Эту му зыку не стыдно показать на лю бой концертной площадке ми ра», — так лаконично объяснил интерес московского издатель ства к белорусскому музыкаль ному наследию дирижер. Уже об суждается возможность выпуска дополнительного тиража «Анто логии белорусской музыкальной классики» — по оценке первона чального покупательского спро са можно судить, что проект ока зался успешным. 23 — 29 июня в нашей истории календарь День за днем 23 июня — Олимпийский день бега. 25 июня — День изобретателя и рационализатора. 26 июня — Международный день борьбы с наркоманией и не законным оборотом наркотиков. 27 июня — Всемирный день рыболовства и День молодежи в России. Эхо Победы 24 июня — 60 лет назад в Мо скве на Красной площади состо ялся исторический Парад Победы советских воинов в ознаменова ние Победы над фашистской Гер манией в Великой Отечественной войне. Впервые Первый в мире бронирован ный морской истребитель — ле тающая лодка М-11, первый со ветский пассажирский самолет АК-1, первый моноплан со сво- боднонесущим крылом АНТ-4 — эти самолеты поднял в небо рус ский летчик, заслуженный лет чик СССР, участник первого со ветского сверхдальнего переле та Москва — Улан-Батор — Пе кин на самолете АК-1. А.И. Тома шевский родился 23 июня 115 лет назад. 25 июня — 85 лет назад в Мо скве впервые проведена велоси педная гонка по Садовому кольцу. В этот день в 1924 году в Мин ске основана Белорусская книж ная палата. 26 июня 1938 года состоялись выборы в Верховный Совет БССР первого созыва. 29 июня — 10лет назадуспеш но завершена первая в мире сты ковка американского космическо го корабля «Атлантис» с россий ским орбитальным комплексом «Мир». Впервые в истории освое ния космоса на околоземной орби те заработала крупногабаритная космическая система массой 220 тонн с международным экипажем. Герои и подвиги 24 июня 1941 года в Пинске со здан один из первых в Беларуси партизанских отрядов. Его воз главил Василий Корж, впоследст вии командир Пинского партизан ского соединения, Герой Совет ского Союза. 26 июня 1941 года совершил подвиг экипаж капитана Николая Гастелло, направившего свой подбитый самолет на скопление техники фашистов на дороге Мо- лодечно— Радошковичи. Гордость Родины 24 июня — 105 лет со дня рож дения Кузьмы Чорного (Н.К. Рома новского), классика белорусской национальной литературы, писа теля, драматурга и публициста. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосударства ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года.Регистрационный№77-1880. Тиражпо РФ:311864 ТиражпоРБ:503211 Тираж«СОЮЗа.Беларусь—Россия»вРФиРБ: 815075 Шеф-редактор А.И. Батыгин(Москва) | Адресредакции«СОЮЗа. Беларусь—Россия»- Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: Издательство:ЗАО«Информационно-издательскийконцерн«Российскаягазета» I ОТПЕЧАТАНОвООО«Объединенныйиздательскийдом I Распространяетсяповсемподписныминдексам: I Пографику: 16.00 Первыйзаместитель Москва,А-40, ГСП-3125993,улицаПравды,24. РеспубликаБеларусь, 220013,Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24.Тел.257-53-62. «Медиа-Пресса».Адрес: 125865, ГСП, «Российскойгазеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. шеф-редактораА.М.Таранда(Минск) Телефон:257-5787Факс:257-5787Е- таМ:Егтакоуа@гд.ги Б.Хмельницкого, 10а.Тел. ифакс: 232-1432 Издательство«СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». Москва-137, ул.Правды, 24. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. ■СОЮЗБеларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске,Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz