Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 24 июня 2005 г., № 120-121 (22498-22499) ^ П р о б л е м а Автогражданская война Предприниматель Тюфякин на остановке общественного транспорта подошел к стоявшей там маршрутке “Лебедяньавто”, на глазах у ее изумленного водителя вынул ключ зажигания и командным голосом приказал пассажирам пересаживаться в его собственное такси... Борьба за пассажиров среди водителей муниципальных и частных маршрутных такси началась не сегодня. Возьмем, к примеру, Лебедянь. Там чуть больше 25 тысяч жителей, а пассажиров обслуживают 6 частных предпринимателей и одно специализированное предприятие. На протяжении последних лет оно практически не обновляло автопарк, что позволило частнику быстро заполнить нишу пассажирских перевозок. На маршрутах появились их “рафики” и “пазики”, значи тельно облегчив существование непоседливых лебедянцев. Предприниматели мирно существовали с “Лебедяньавто”, ра ботая преимущественно на прибыльных маршрутах, в то вре мя как муниципальное предприятие обслуживало все суще ствующие, да еще и льготников бесплатно перевозило, что, естественно, не приносило ему прибыли. Так продолжалось до марта нынешнего года. Проанали зировав ситуацию, руководство “Лебедяньавто” решило при обрести микроавтобусы марки “ГАЗель”. И уже с апреля по городу курсировали новенькие маршрутки. На двух пасса жирских маршрутах стали работать 32 транспортные едини цы, из них 15 — частных. Интервал движения сократился до двух минут — вот это сервис! Причем новые маршрутки “Лебедяньавто”, в отличие от конкурентов, ездили по марш руту, строго соблюдая график. Теперь уже частные предприниматели вынуждены были считать убытки: конкуренция есть конкуренция! Но бороть ся за клиента, оказывается, можно по-разному. Водители “Лебедяньавто” с некоторых пор стали побаиваться остав лять своих железных коней без присмотра. Был случай: один из них, отлучившись на минутку и вернувшись к своему ав тобусу, обнаружил, что колеса его кем-то порезаны... Но ведь рынок пассажирских услуг — не поле сражения. Он должен быть цивилизованным. В том числе с высоким уровнем безопасности перевозок. Хотя можно привести не мало примеров, когда на городские маршруты выходят неис правные автобусы, опасные для эксплуатации. Известны слу чаи, когда частный предприниматель заключал договор на техническое обслуживание, предрейсовые осмотры водителя и транспортного средства только для получения лицензии. А приобретя ее, договор расторгал. Такими фактами долж ны заинтересоваться органы государственного автодорожно го надзора. ...На автовокзале в Лебедяни некоторые частные извозчи ки чуть ли не за рукав уводили меня от кассы, предлагая отвезти куда угодно, но когда я поинтересовался, есть ли у водителя лицензия на перевозку пассажиров или хотя бы лицензия на предпринимательскую деятельность, они немед ленно ретировались. Прописная истина — хорошо организованные транспорт ные перевозки, вне зависимости от форм собственности, к которым принадлежат перевозчики, пополняют бюджет. Но “бомбилы”, так называют в народе частников, работающих без лицензии, в этом процессе, понятно, не участвуют. Более того — вносят смуту и хаос в пассажирские перевозки. Далеко ли мы так уедем? Юрий ДЬЯКОВ. Липецк — Лебедянь — Липецк. ^ З н а й н а ш и х ! Е ГУ п о п а л в з о л о т о й ф о н д Два года назад «ЛГ» рассказывала о том, что Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина получил международную премию и Золотую медаль Ассоциации промышленности Франции, а также диплом за высокие темпы развития вуза в течение последних трех лет. И вот настал черед новым наградам. На днях в Санкт-Петербурге прошла финальная часть конкурса «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». Подводя итоги, его организатор — М еж д у н а р о д н а я академия качества и маркетинга — среди сотни самых достой ных отметил ЕГУ имени И. А. Бунина. Он был награжден Золотой медалью и специальным дипло мом, а ректор вуза, профессор Валерий Кузовлев, — Почет ным знаком и звани ем «Ректор года- 2005». Идея конкурса принадлежит коми тету Совета Федера ция по науке, куль туре, образованию, здравоохранению и экологии, а также комитету по науке Госдумы и Союзу ректоров России. По мнению учредителей, Золотая медаль «Европейское качество» — не просто памятный знак, подтвержденный именным сер тификатом. Это, прежде всего, свидетельство признания до стижений вуза в области образования. Именно поэтому ме далью награждаются лучшие вузы страны, добившиеся наи более высоких результатов в области подготовки специалис тов с высшим образованием. Определяя лучшие вузы сразу по нескольким критериям, независимый Совет конкурса, куда входили представители Министерства образования и вузов ская общественность, ориентировался на рейтинги вузов, в первую очередь на официальный перечень Министерства об разования. Он и стал основным показателем, а вторым, не сомненно, явилась динамичность развития самого высшего учебного заведения. Вручая награды, председатель комитета Совета федера ции по науке, культуре и образованию Виктор Шудегов на звал 100 лучших высших учебных заведений и их ректоров золотым фондом Российского образования. И еще одна хорошая новость: Елецкий университет во шел в число лауреатов в номинации «Лучшие из лучших», учрежденной Комиссией по международным связям, Союзом предпринимателей при мэре и правительстве Москвы. Зва ния «Профессионал России» был удостоен ректор универси тета, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, ака демик Международной сла вянской академии, член-кор респондент Петровской акаде мии наук, действительный член Академии информатиза ции образования Валерий Ку зовлев. А специальными дип ломами «Лучшие из лучших» награждены член Междуна родного Союза музыкальных деятелей, академик духовно го единства народов мира, об ладатель Кубка и Почетного диплома лауреата междуна родного фестиваля «Виртуоз- маэстро» на Мальте Александр Мовсесян и студентки музфа- ка ЕГУ Екатерина Панкова и Оксана Самсонова. М. Ф. ^ Г а з о в ы й р ы н о к : и т о г и и п е р с п е к т и в ы Либерализация цен: зло или благо? Новые тенденции на газовом рынке страны и предполагаемые в этой связи изменения в тарифной политике —так была обозначена тема брифинга, который состоялся в пресс-центре ОАО «Газпром». В том, что тема эта злободневна не только для самих газовиков, сомневаться не приходится: любые изменения на энергетическом рынке касаются каждого из нас. И поскольку в последнее время все активнее обсуждается вопрос о необходимости отпустить цены на электроэнергию и газ, развитие ситуации в этом плане не может не беспокоить все общество в целом. Именно поэтому руководство «Газпрома» и считает необходимым публично декларировать свои аргументы в части либерализации цен на «голубое топливо». На брифинге* в котором принимали участие замести тель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов, начальник департа мента экономической экспер тизы и ценообразования Еле на Карпель и генеральный директор ООО «Межрегион газ» Кирилл Селезнев, прежг де всего и неоднократно под черкивалось, что: а) речь идет о либерализации цен на газ только для промышлен ности и в первую очередь для предприятий, успешно реа лизующих свою продукцию по рыночным ценам; б) без этого невозможно развивать газовую отрасль, а учитывая ее роль и значение для всей экономики, не стоит рассчи тывать на стабильный рост внутреннего валового про дукта; в) вполне реально со хранить регулируемые цены для социально значимых по требителей — населения, структур ЖКХ и бюджетных организаций. Определенные резоны в обозначенных пунктах, не сомненно, есть, однако и кон траргументы оппонентов га зовиков нельзя оставить без внимания. Настаивая на сво ем предложении отпустить в 2006 году цены на газ для промышленности, руковод ство «Газпрома» аргументи рует это, например, таким образом: доля природного газа в энергетическом балан се некоторых регионов стра ны выросла до 80 процентов, регулирование цены на этот основной энергоресурс пре вратил «Газпром» в финан сового донора, в том числе й для высокорентабельных по требителей, производящих продукцию и на экспорт. В качестве примера было при ведено металлопроизводство, объемы которого в среднем по стране увеличились за пос леднее время почти на 65 процентов. (Пример был выб ран не случайно: газовая от расль — одна из наиболее ме таллоемких). При этом тем пы роста цен на металл в 3,7 раза выше роста цен на по требляемый металлопроизво дителями газ, а в целом по промышленности этот пока затель составляет 1,8. Полу чается, что одна отрасль суб сидирует другие, снижая соб ственную рентабельность. Бо лее того, низкие цены на газ тормозят развитие предпри ятий, производящих альтер нативные виды тоцлива — уголь и мазут. Настаивая на необходимо сти отпустить цены на газ для промышленности, газо вики, как прозвучало на бри финге, уверены, что это не может вызвать резкого скач ка инфляции: газовая состав ляющая даже наиболее энер гоемких производств не пре вышает 6—7 процентов. Кро ме того, они не предлагают одним махом устранить сло жившийся дисбаланс в тем пах роста цен на газ в срав нении с таким же ростом цен на другие виды промышлен ной продукции. Предлагае мая ими программа либера лизации цен рассчитана на несколько лет, предусматри вает заключение долгосроч ных контрактов с крупными потребителями «голубого топлива» и сохранение прак тики регулирования цен для населения, предприятий и организаций бюджетной сфе ры и жилищно-коммуналь ного хозяйства. Одним сло вом, газовики утверждают, что ни в коем случае нельзя ставить знак равенства меж ду их предложением до пе реходу к рыночным ценам на газ для промышленности и бесконтрольным ростом этих цен. Тем более что свободных цен на газ нет ни в одной стране. В той или иной сте пени они контролируются государством. Если же не отпустить про мышленные цены на «голу бое топливо» в ближайшее время, то не только ни о ка ком развитии, но даже про сто о сохранении на сегод няшнем уровне газовой от расли как таковой говорить не придется: убытки от внут ренних продаж только в этом году составят 27 миллиардов рублей. Между тем для на ведения порядка только в сетях низкого давления — одна из самых злободневных проблем — требуются огром ные вложения. И делать это надо немедленно. Особенно если учесть, что в середине 90-х многие сети после оста новки десятков и сотен пред приятий оказались по сути дела «бесхозными», а по ним продолжает подаваться газ. Чем это может обернуться, уточнять не надо... Разумеется, не все аргу менты руководства ОАО «Газ пром» в пользу того, что рен табельность отрасли возмож на только в том случае, если цена газа на внутреннем рын ке уже сегодня возрастет с 36 до 50—60 долларов за 1 ты сячу кубометров, можно при нимать безоговорочно (неза висимые экономисты и ана литики обозначают иные, бо лее низкие цифры). Однако и не учитывать их предложений по назревшим изменениям на внутреннем газовом рынке нельзя. Без разработки новых месторождений можно просто «съесть» весь газ и остаться без этого вида топлива, кото рое не только нам самим не обходимо, но и приносит стра не солидную экспортную вы ручку. Если не обновлять сети, по которым транспорти руется газ, можно получить целую череду техногенных катастроф различного масш таба. А с учетом той роли, ко торую играет газовая отрасль в общей энергетической сис теме страны, над этим стоит особо задуматься. Но и самим газовикам, как и рекомендуют им их оп поненты, следует задуматься над тем, за счет чего можно сократить «сторонние» из держки в корпоративном бюджете и эффективнее ис пользовать собственные сред ства при добыче и транспор тировке газа. Речь в данном случае идет в первую очередь о внедрении новых техноло гий, разработке и использо вании энергосберегающего оборудования и так далее. И если дополнительные сред ства, полученные газовиками в случае либерализации цен на внутреннем промышлен ном рынке, будут направле ны именно на эти цели, то кто бы, как говорится, воз ражать стал... Марина АСТАХОВА. И д е н ь г и п о я в я т с я , и с п р о с в о з р а с т е т Семинары, посвященные предстоящей муниципальной реформе, на областном уровне проводились уже не раз. Но в среду в Добром состоялся особый разговор. На этот раз неизбежные перемены были рассмотрены в разряде ключевых отраслей. Первый заместитель гла вы администрации области Петр Горлов, открывая семи нар, провел любопытные па раллели между муниципаль ной реформой и монетизаци ей льгот. Сам по себе замы сел верный — человек дол жен получать только те льго ты, которые подкреплены реальным финансированием. Пустые декларации, напро тив, никому не нужны. Но что не учел федеральный за конодатель? В свое время Дума щедро раздавала льго ты, но ответственность за их предоставление переваливала на регионы. Бюджетная же обеспеченность территорий отличается в десятки, если не в сотни раз. У «бедных» ре гионов просто не оказалось «монет», когда дело дошло до монетизации. Вот главная причина всплеска социаль ной напряженности в янва ре-феврале 2005 года. Аналогичная участь по стигла и первый «муници пальный проект», берущий свое начало в 1995 году. Пол номочия местному самоуп равлению вроде бы дали, но денег на их осуществление пожалели. Если говорить о новом «муниципальном проекте », то он заставит местную власть по-хозяйски распоря жаться каждым рублем. Лю бопытную цифру на семина ре в этой связи назвал замес титель начальника управле ния организационно-конт рольной и кадровой работы обладминистрации Николай Гугнин. Только за последнее время число работников, по лучающих зарплату из муни ципального бюджета, возрос ло в целом по области на 459 человек. Но, по мнению Гуг- нина, начавшаяся реформа заставит муниципалитеты оптимизировать структуру управления, сократив дубли рующие друг друга должно сти. Тему, связанную с рацио нальным использованием народных денег, затронул и начальник управления адми нистративных органов Вита лий Шикин. По его словам, в Лев-Толстовском районе произошел вопиющий слу чай. Продукты для муници пальных нужд закупались в 2—3 раза дороже, чем они стоили в магазине. Конкурс среди поставщиков, понятное дело, не проводился. Кстати, с января в структуре муни ципальной власти предусмат ривается контрольный орган. Но на местах не торопятся создавать контрольно-счет ные палаты. А зря... Пусть лучше муниципальные реви зоры вовремя одернут чинов ников, чем проверкой их де ятельности будет заниматься прокуратура, как это вышло во Льве Толстом. Еще одна проблема — от дельные территории устанав ливают свои социальные стандарты. В Липецкой обла сти, например, предусмотрен 75-процентный уровень пла тежей населения за жилищ но-коммунальные услуги, но «богатые» районы его игно рируют. Своим жителям они установили 50-процентный норматив, грубо нарушив за кон об областном бюджете на очередной финансовый год. Начальник управления фи нансов Вячеслав Щеглеватых однозначно заявил, что с ян варя 2006 года подобные вольности будут исключены. Те районы, которые устано вят «самостийные» нормати вы, ни копейки не получат из фондов финансовой под держки. В своем выступлении Вя чеслав Щеглеватых затронул другую серьезную проблему — кто в поселковых админи страциях будет готовить про ект бюджета, собирать мест ные налоги, следить за рас ходованием «казенных» де нег. С этой целью необходи мо предусмотреть должность финансиста. А в городских поселениях, таких как Гря зи или Лебедянь, следует со здать полноправные финан совые отделы, состоящие из 3—5 штатных единиц в за висимости от числа обслужи ваемых учреждений. Выска занные предложения поддер жал и Петр Горлов. Подводя итог состоявше муся разговору, Петр Тихо нович заявил, что Липецкая область как никакой другой регион подготовлена к вступ лению в силу основных по ложений сто тридцать перво го федерального закона. Сергей КИБАПЬНИЧЕНКО. ^ Т я ж е л о в у ч е н ь е . . . В ы н а м т о л ь к о с к а ж и т е , м ы # н а п о м о щ ь п р и д е м В минувшую среду Елец приветствовал участников третьих региональных соревнований по пятиборью спасателей поисково-спасательных формирований, пятых открытых соревнований поисково-кинологической службы и вторых региональных соревнований студенческих спасательных отрядов по пятиборью поисково спасательных формирований Центрального федерального округа. духового оркестра в МЧС. Участники 22 июня. 12.00 дня. Над стадионом «Труд» звучит коман да: «Внимание всем!.. Марш!». Под звуки на дорожки выходят колонны сотруднико соревнований торжественным строем направляются к цент ральным трибунам. 16 команд, более четырехсот сотрудников взрывотехнических, водолазных, кинологических, альпинис тских отделений. Каждому из них не раз приходилось рабо тать в чрезвычайных ситуациях, борясь за человеческие жиз ни и находя в считанные секунды единственно верное реше- л ние. А потому, так ли уж важно, кто станет первым на эста-1 фетном маршруте, ведь команды, марширующие сейчас мимо трибун, лучшие в Центральном федеральном округе. Судите сами: представители команды Московской област ной спасательной службы ликвидировали последствия взры ва поезда Москва—Грозный, пожар на нефтебазе в Ногинске, в этом году им удалось спасти более полутора тысяч человек. Областные поисково-спасательные службы Тульской и Ка лужской областей, отметившие в этом году 10-летие, уча ствовали в ликвидации последствий террористических ак тов 1999 года в Москве на улицах Гурьянова и Каширской. В прошлом году — в ликвидации последствий авиакатастро фы в Тульской области. А калужанам довелось еще и прини мать роды у женщины на посту ДПС в Обнинске. Такая вот чрезвычайная ситуация. Поисковики-спасатели Костромской области, несмотря на то, что их служба родилась четыре года назад в День смеха, успели провести более двух с половиной тысяч поисковых мероприятий и спасти тысячу с лишним человек. Только на счету капитана команды Максима Сухова — более тридцати спасенных жизней. Половина личного состава награждена знаком «Участник ликвидации ЧС», есть среди них мастера спорта и чемпионы Европы. Взрывотехникам из Белгорода ежегодно приходится обез вреживать до полутора тысяч снарядов и мин времен Вели кой Отечественной войны. А водолазам из Смоленска —чаще других спускаться под воду. Статистика свидетельствует: за годы работы они совершили около 6000 погружений. Ими поднято несколько сотен утонувших, спасено 83 человека. Семь спасателей Смоленщины награждены «Орденом муже ства», медалями «За отвагу» и «За спасение погибавших», другими наградами. В числе участников не оказалось лишь команды из Твер ской области. В эти дни местным спасателям не до учений — они работают на родной земле, ликвидируя последствия же лезнодорожной катастрофы. Областным чемпионам по технике горного и пешеходно го туризма, прошлогодним чемпионам региональных сорев нований студенческих спасательных отрядов — команде Ли пецкого педагогического университета — пришлось проявить свои знания на деле. «Мы возвращались со всероссийских соревнований домой, везли «бронзу». И в Челябинской обла сти оказались свидетелями крупной автокатастрофы, —- рас сказывает руководитель студенческого спасательного отряда Виктор Кортиков. — Ребята оказались на высоте: до приез да «скорой» оказали необходимую помощь пострадавшим. Но и сегодня нас ожидают сложные испытания». По команде главного судьи соревнований полковника А. Саркисяна представители команд победителей соревнований 2004 года (а это спасатели Ярославской области и студенты ЛИГУ) поднимают над стадионом флаг РФ. В небо взмывают воздушные шары... Торжественная часть завершена. Для кого из соревнующихся окрестности Ельца окажут ся счастливыми, кто первым из них сможет покорить Вор- гольские скалы, мы узнаем в конце июня. Одно известно наверняка уже сейчас: дистанция, выбранная для всероссий ских испытаний, — самая сложная за последние три года. Так утверждает первый заместитель начальника Централь ного регионального центра МЧС России Геннадий Шмидт. Согласимся с мнением профессионала: «Тот, кто победит в этом году, будет по-настоящему сильнейшим в России!» Милада ФЕДЮКИНА. Спарадавбой... (Окончание. Начало на 1-й стр.) 10 часов утра. Он, повидавший всякое, не робевший в самых трудных ситуациях, чувствовал особое волнение, даже напряжение. Пройти-то нужно было так, как подобает побе дителям. Поначалу говорили, что парад будет принимать сам Ста лин. Но ему, 65-летнему человеку, во время репетиции не удалось удержаться в седле. Поэтому к войскам на белом коне выехал Георгий Жуков. А командовал парадом Кон стантин Рокоссовский. С трибуны Мавзолея от имени Советского правительства и Коммунистической партии Георгий Константинович поздра вил воинов армии и флота, всех трудящихся Советского Со юза с Великой Победой. — Отечественная война завершилась, — сказал он. — Одержана победа, которой еще не знала история. Источни ками этой Великой Победы являются наш социалистичес кий строй, мудрое руководство большевистской партии, пра вильная политика Советского правительства, морально-по литическое единство народов нашей страны, исполинская сила Красной Армии и доблестный труд советского народа... Эти слова Махрову крепко запомнились... * * * Нынче супруги Махровы — Егор Прохорович и Евдокия Ильинична — живут в селе Набережное Воловского района. Евдокия Ильинична тоже воевала, а точнее — выносила ра неных с полей сражений, боролась за их жизнь в медсанба тах и госпиталях. После победы Махров честно работал. Возглавлял Урицкий сельсовет, колхозы «День урожая», «Верный путь», был упол номоченным сельхозбанка по Тербунскому району, директором Набережанского хлебопункта и Тербунского хлебокомбината, главным инженером по технике безопасности Воловской ДПМК. Стоял во главе областного треста «Дорколхозстрой» Воловско го межрайонного отделения «Сортсемовощ»... — В парадах больше не участвовал, — замечает он. — Недосуг было. Как пели когда-то, «сегодня мы не на параде, а к коммунизму на пути...». Но если до победы в Великой Отечественной дошли, то до коммунизма не удалось. И все- таки, как бы там о нашей истории ни толковали, но и врага одолели, и страну из руин подняли... Он не скрывает: многое из того, что происходит сейчас, вызывает у него боль. Не спасли от развала Союз. 60-летие Победы встретили без бывших республик, иные из которых уже вступили или собираются вступить в НАТО. Одиннад цать лет идет война в Чечне, неизвестно, когда закончится. —А ведь мы за неполных четыре года сокрушили мощную нацистскую Германию, — с недоумением говорит ветеран. За себя-то лично он не в обиде. Живут супруги Махровы, как большинство селян, скромно: сад, огород, куры, две кош ки, обе почему-то Мурки... Десятого мая Егор Прохорович отметил 85-летие. Чуть раньше супруги отпраздновали шес тидесятилетний юбилей совместной жизни. А юбилейный Парад Победы смотрели по телевизору. По нятно, особо внимательно бывший шофер-фронтовик пригля дывался к автомобилям, выехавшим на Красную площадь. Они и впрямь напоминали те самые, военных лет. На одном, как показалось Махрову в какое-то мгновение, сидел чело век, похожий на одного из его однополчан. Только этого быть не могло: товарищ Махрова погиб в январе 45-го в румынс ком городе Тимушары. А что удивило Егора Прохоровича, так это то, что на телеэкране он не увидел Мавзолея, на ко торый держал равнение и седьмого ноября 1941-го, и 24 июня незабываемого 1945-го... Владимир ОСИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz