Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

11 июня 2005 г., № 112 (22490) I туС чего начинается Родина? К сожалению, словом «музей» сейчас можно разве что отпугнуть читателей, с трудом сдерживающих зевоту от малейшего намека на исторические экскурсы и краеведческие изыскания. Не спорю, есть у нас и заинтересованные читатели, любители серьезных тем и музейных редкостей, однако для большинства музеи —это всего лишь «лавки древностей», которые наверняка ассоциируются с пылью и запахом тления, скукой и затхлостью однообразных безликих залов, где от встреч с прошлым не остается никакого впечатления, кроме как «Руками не трогать!». Нынче же с историей отношения у нас и вовсе особые: вольные и необязательные —подумаешь, что-то там было... То ли дело Бразилия —там у Жади с Лукасом и его клоном такая история! А культура —это громкогласые Басков с Бабкиной, скалозубые петросяны с галкиными и так далее... Кто такой Козьма Прутков и братья Жемчужниковы, лучше не спрашивать. А ведь это наши прославленные земляки, малой родиной которых был долгоруковский край. Правда, относился он тогда к Орловской губернии, как и село Стрелец, куда мы с вами, уважаемые читатели, и направляемся сейчас на празднование 25-летия местного краеведческого музея. Н е торопитесь п ер ев ер ­ нуть страницу: нас уж е встре­ чают. Й не кто иной , как тот самый К о зьм а П р утк ов , о котором уж е заходила речь. Созданный фантазией брать­ ев А л е к с е я и В л а д и м и р а Ж ем ч уж ник овы х , чей дед , корнет Никол ай , приобрел когда-то земли села Стрелец и связал таким образом судь­ бу своих потомков с этими благодатными и вдохновен­ ными местами, Козьма Прут­ ков был впервые представлен читающей публике аж в 1854 году. И сегодня он — лите­ ратурный герой и мистифи­ цированный автор многочис­ ленных «деяний» и афориз­ мов, бюст которого установ­ лен у дороги на Стрелец, — служит своеобразным симво­ лом этого самобытного, отда­ ленного от центров мировой цивилизации села, славяще­ гося на всю ок р у г у своим уникальным музеем . Одино­ ко Козьме тут, у пустынной дороги, но он философ и при­ ветствует всех с чуть замет­ ной улыбкой на обветренном лиц е .. . А вот и Стрелец. Люди не­ шумно томятся у дверей му­ зея и умиротворенно погля­ дывают на его начальника — В л адимира Б ел ол ип ецки х , пользующегося на селе без ­ оговорочным уваж ени ем и авторитетом. И не столько за верность служению на куль­ турном поприщ е , которому он посвятил чуть ли не пол­ века и стал заслуженным ра­ б о т н и к о м к у л ь т у ры РФ , сколько за музей , воздвигну­ тый его любовью к родному краю и русскому народу, к землякам , которых воспри­ нимает как свою большую родню ... Начав в 1967 году руко­ водить молодежным патрио­ тическим клубом «Поиск» , Белолипецких с трепетом и волнением взял однажды в руки первые, добытые его ре- оятами-следопытами, релик­ вии военного времени: тогда и появилась мысль о музее села. Начинался он с экспо­ зиции в школе, затем обре­ тался в местном ДК , а 10 лет назад на средства тамошнего хозяйства , тогда еще пребы­ вающего в силе, специально под м у зей было отстроено здание . В каком ещ е селе , если это не райцентр, существует свой краеведческий музей?! Более того, в Стрельце вооб­ ще не заседает никакой вла­ сти: находится он на терри­ тории Стегаловского сельсо­ вета. По общепринятым мер­ кам — самая что ни на есть глушь, российская, теле ска­ зать, глубинка. И какое са­ м о у в аж ен и е , какое п оч ти ­ тельное о тн ош ени е к со б ­ ственной истории и памяти предков ... Подумать только: сегод ­ ня в м у зе е около 6 тысяч (!) экспонатов , львиную долю которых собрали и прин ес­ ли м естны е ж и т ел и . Ч его здесь только нет! В пяти за ­ лах стилизованного деревен­ ского дома — с холодными сенями , комнатой со «свя­ тым» и детским уголками , со всеми а три бутами р у с ­ ской избы — представлена история и культура края с незапамятных времен, начи­ ная с п ро с т ейш и х орудий труда и предметов народно ­ го быта. Из бабушкиных сундуков перекочевали сюда крестьян­ ские костюмы и наряды про­ шлых веков, а с чердаков и сараев — приспособления и станки, на которых работа­ ли мастера народны х про ­ мыслов, а такж е изготовлен­ ные ими изделия . Здесь можно увидеть са ­ мое различное оружие защит­ ников Стрельца, подвергав­ шегося нашествиям врагов и в глубокой древности, и в Ве­ ликую Отечественную войну. От нее остались и фашист­ ские трофеи — пробитая кас­ ка, гильза, ботинок, в кото­ ром, как гласит местное пре­ дание, последний немецкий солдат покидал село, но да ­ леко не уш ел . .. В залах музея хранятся дензнаки и награды, культо­ вые принадлежности и ста­ ринная м ебель , дом аш няя утварь, музыкальные инстру­ менты, стрелецкие глиняные игрушки. Отдельные стенды и эк с­ позиции посвящены знатным людям села в разные истори­ ческие периоды, есть и лите­ ратурный уголок Ж ем ч уж ­ никовых. Честно говоря , не возь ­ мусь утверждать, что народ­ ный музеи Стрельца — а та­ ковым он является и по сути, и по статусу — выдержан и устроен по всем канонам му­ зей н о го д ел а . Б ол е е того , слышала и критические за ­ мечания в адрес Белолипец­ к и х и его детищ а . Однако важнее научных подходов и рекомендаций считаю другое: музей живой! В нем нескучно, здесь ра­ ботает клуб народного твор­ чества, где можно испытать себя в резьбе по дереву, леп­ ке , кружевоплетении , вяза­ нии , вышивке. А патриотизм и любовь к Родине в детях воспитывают в селе не нра­ воучениями и беседами, а не­ посредственным отношением к прошлому, к истории края, через возможность обуться в дедовские лапти или чуни , вырядиться в льняную р у ­ башку, полотно для которой ткала чья-то прабабка... В музее можно не только п отр о га т ь , но и п одр обн о рассмотреть, изучить м еха ­ н и зм д е й с т в и я т к а ц к о г о с т а н к а , п р я л к и , в о д я н о й м ел ь н и цы , ш ер с т о б и т к и , п р о с ор уш к и , м а сл обойки : все ли н а зв ан и я знакомы вам, читатель? Здесь легко себе представить, как жили деды и прадеды в те време­ на, когда в доме была ступа, старинный чугунный утюг на угольях , русская печь и самовар, а на дворе деревян ­ ная соха , борона ... У музея собираются на все сельские торжества и праздники , для которых Владимир Никола­ евич пишет песни и стихи , которые обставляет и обря­ жает по старинным русским правилам и традициям . Да он живет почти в музее — вернее, по соседству с ним. Поэтому и в четвертьвековой юбилей его чувствовал себя им енинником ... Высоких гостей — и з об­ ласти — не было, все свои, сельские, да Н адежда Бала- банникова , возглавляющая Р айонный отдел культуры . айонные ж е артисты пели песни, а елецкий коллекци­ онер и владелец частных м у ­ зеев Евгений Крикунов с дву­ мя депутатами Елецкого го­ родского Совета — Виктором Окорочковым и Николаем Белоусовым — тоже считают­ ся в музее своими и даж е по­ могают ем у . .. Был и священник. И хотя церковь неподалеку до сих пор не восстановлена, Стре­ лец держится духом народа, верой и правдой предков. И люди здесь, благодаря свое­ му народному дому и его хра­ нителю, а также собственным крепким корням и памяти, хорошо знают свою историю и не станут молиться, прости Господи, на какого-то замор­ ского клона: вековые иконы и совесть не дадут . .. — Бди! — сказал когда- то незабвенный Козьма Прут­ ков. Стрельчане (или стрель­ цы?) бдят, а мы? Эмма МЕНЬШИКОВА. ся Рл.и8 р. и Аче зс ак ки он—читсь тихох ча ем ти­ Владимира Белолипецких: Одни и те же снятся сны: Бегу по травам среди лета — И мать глядит из-под руки, Во что-то белое одета... Ф О ТО АНАС ТАСИИ М ЕНЬШ И КОВОЙ . Народный дом, или Как Козьма Прутков бдить помогает ^ Юбилеи Обыкновенное чудо Нечасто в провинциальном театре над каким-то спектаклем работают многие месяцы, а тем более чуть ли не год. Но именно так неспешно, несуетно репетировал чеховскую «Чайку» Владимир Пахомов. Он знал: и для него, и для Липецкого театра, в то время еще не академического, эта постановка должна стать рубежом, новой точкой отсчета. Может быть, поэтому Владимир Михайлович, попробовав на роль Нины Заречной двух актрис, не был уверен, что они сыграют именно то и так, как ему нужно. Тогда и появилась в труппе юная хрупкая женщина с огромной —до пола — косой. Ее имя —Ольга Овчинникова —мало что говорило и режиссеру, и публике. Тем не менее, набравшись смелости, Ольга попросила Пахомова дать ей возможность прочитать тот самый знаменитый монолог Нины Заречной из первого акта: «Люди, львы, орлы и ' куропатки...» Прослушав Овчинникову, главный режиссер понял: у него появилась Чайка. Вероятно, он не догадывался, что именно «Чайка» и стала магнитом, который притянул молодую актрису в Липецк. Между тем она, разумеется, ведать не ведала, получит ли в спектакле не то что главную, но хоть какую-нибудь роль. Были лишь надежда, любовь к Чехову и сцене. Ну, и еще характер. Родом-то она с севера, из архангельских мест, чья природа и определила ее стойкость, целеустремленность, удивительно русский тембр голоса и чистейшую русскую речь. Ольга рано осталась сиротой. Росла в большой семье своей с е ­ стры в Волгограде. Там ж е впер­ вые ступила на театральную сте­ зю — сперва в школе. Потом уж е искала себя в ТЮЗе. Зам уж вы­ шла рано, стала очень молодой мамой очаровательной дочки . Семейные хлопоты, а затем, увы, и сем ейны е н еур ядицы , и з -за которых она вы нуж дена была уйти из дома с чуждым ей х у ­ торским укладом , мешали Оль­ ге поступить в театральный вуз. А когда она все-таки стала сту­ денткой прославленного Щ укин­ ского училища, маленькая Лена тихонько сидела на занятиях , рисовала, никому не мешая. Так что, считайте, уж е тогда закон ­ чила актерский факультет вмес­ те с мамой. Жизнь неласково испытыва­ ла Овчинникову на верность при­ званию. Лишь к тридцати годам Ольга попала в настоящий , как ей поначалу показалось, театр — Театр киноактера в Кишиневе. Но хватило одного сезона , что­ бы разобраться, что к чему. Даже не забрав вещи и документы, она вернулась в Москву. И здесь ей повезло подружиться с молодым режиссером , а ныне маститым руководителем замечательного театра «Школа современной пье­ сы» Иосифом Райхельгаузом . Он и посоветовал ей поехать в Л и ­ пецк , обратиться к Владимиру Пахомову, который ставил «Чай­ ку» , положившую начало знаме­ нитой липецкой чеховиане. ...Премьера состоялась на га­ стролях в Жданове, ныне Мари­ уполе. Вряд ли Ольга рассчиты­ вала на такой триумф. Но слу­ чилось поистине «обыкновенное ч у д о » . Д аж е сорок аградусн ая жара не помешала успеху . Бес­ конечные овации, крики «бра­ во», зрители подходили к сц е ­ не, чтобы просто прикоснуться к исполнителям , заворожившим и х своей игрой. Нина Заречная стала спутни­ цей Ольги Овчинниковой на дол­ гие годы. Портреты актрисы в этой роли в центральных газе­ тах и журналах . Восторженные отзывы критиков. И, наконец , выдвижение спектакля на Госу­ дарственную премию СССР... Где только не играла Овчин­ никова Нину! Но, может быть, памятнее всего ей спектакль на пленэре в Мелиховском музее- заповеднике, в чеховской усадь­ бе. Это была идея директора му­ зея Юрия Авдеева и Владимира Пахомова. Впечатление от этого дня описывали потом не раз вы­ дающиеся критики , чеховеды . Накрапывал дождь , галдели гра­ чи, а на импровизированной сце­ не металась, страдала, любила прекрасная русск ая девуш к а , женщина Нина Заречная ... Чеховские героини Овчинни­ ковой — повод для особого раз­ говора и рассказа. Но она отнюдь не актриса одной роли, одного автора. Не менее сильно и блис­ тательно Овчинникова играет , например, в ибсеновских поста­ новках. Не случайно ее Нора в «Кукольном доме» на всемирном фестивале «Ибсен-2000» в Нор­ вегии признана лучш ей Норой Европы. Событием российского уровня стала и Мадлена Бежар , сыгранная Ольгой Овчиннико­ вой в булгаковской «Кабале свя­ тош». Диапазон актрисы на за ­ висть обширный: от острого ха ­ рактерного эпизода до трагичес­ кого или лирического взлета в центральной роли. А м еж ду тем подрастала дочь Елена. Подрастала за кулисами. Наступил день, когда и она вы­ шла на сцену. И быстро, гораз­ до быстрее матери, завоевала и з ­ вестность, причем не только как актриса, но и как режиссер. А в тридцать лет стала одной из са­ мых молодых заслуженных ар­ тисток России. Сама ж е Ольга Овчинникова, четверть века любимая липецки­ ми (и не только липецкими , но и московскими , и зарубежными ) зрителями, имеет наиболее почет­ ные из всех театральных титулов: народная артистка России , лау ­ реат Государственной премии да еще и профессор РАТИ-ГИТИСа, наставниц а б у д ущ и х актеров . Она счастливый человек . В ее жи зни есть и любовь, и творче­ ство, и дочь, идущая по стопам матери. В канун своего юбилея Овчинникова появляется все в новых премьерных постановках. В о зникаю т лю бопы тны е п ер е ­ клички: в спектакле «Последний герой» в монологах учительни­ цы, чей образ воплощает актри­ са , угадываются мотивы «Виш­ невого сада» . Кстати , в самом «Вишневом саде» она сейчас иг­ рает не Варю , как когда -то , а Раневскую . Работает Ольга Овчинникова жадно , неистово. На днях извест­ ный ученый-чеховед Т. Шах-Ази- зова вела с ней переговоры о нео­ бычной роли — Ольги Чеховой , легендарной кинозвезды «третье­ го рейха» и одновременно совет­ ской разведчицы. В скором вре­ мени Овчинниковой предстоит поездка в Израиль, где она сыг­ рает в постановке по пьесе извес­ тного современного драматурга С ем ен а З л о т н и к о в а «И ван и Сара». В будущем году ее ж дут в Норвегии со спектаклем «Приви­ дения» по Генрику Ибсену. В нем она исполняет главную роль фру Альвинг ... Согласитесь, если у актрисы столько премьер, ролей и планов в юбилейные дни , она не просто состоялась . Она занял а особое место и в родном театре, и в те­ атральной жи зни России . А та­ к о е , б е з у сл о в н о , , вы падает на долю не многим ... Николай ФИЛИН. ЛИПЕЦКАЯ газета КЕ01ОЫЕ. МАКСНЕ * АПЕННИНСКИЙ ДНЕВНИК Машиностроители отстаивают свои права Работники машиностроительных предприятий области Марке вышли на улицу и в течение 8 часов выражали своё несогласие с экономическим положением своей отрасли Дело в том, что исполнительная власть до сих пор не продлила договор с профессиональными союзами, истекший ещё 31 декабря 2004 года. В забастовке приняло участие около 40 тысяч работников маши­ ностроительных и ремесленных предприятий региона. Страсти по торговле В помещении университета города Анконы, административного центра региона Марке, состоялось собрание представителей коммерческих и туристических организаций и предприятий области. Важность событию придало присутствие на собрании вице-гу­ бернатора области и начальника управления туризма и торговли Лучано Агостини. В повестку дня входило и избрание президента Конфедерации. Присутствующие не захотели его менять и едино­ гласно переизбрали Клаудио Альбонетти. Среди рассматриваемых вопросов камнем преткновения оказался закон о торговле, касающийся работы торговых организаций в вы­ ходные дни. В сложившейся ситуации пытался разобраться вице- губернатор. По его мнению, данная проблема подлежит рассмотре­ нию в межрегиональном аспекте, потому что если в Марке в воскре­ сенье магазины будут закрыты, тогда их откроют в соседних реги­ онах, и конкуренты будут иметь преимущество. Растет число правонарушений. И карабинеров В Анконе наблюдается положительная тенденция к снижению тяжких и серьёзных преступлений, но, к сожалению, растёт число мелких: хулиганство, грабежи. «Основная наша задача, — говорит руководитель местных пра­ воохранителей Антонио Риччарди, —предупреждать совершение пре­ ступлений и усилить патрулирование улиц и людных мест, чтобы граждане чувствовали себя в безопасности». Под особый контроль сейчас взяты города Анкона, Сенигаллия, Асколи, Сан Бенедетто, Мачерата, Чивитанова, Пезаро и Фано. По сравнению с 2003 годом, в прошлом году зарегистрировано на 1.784 правонарушения больше. В то же время увеличилась и чис­ ленность карабинеров — с 13 тысяч до 14.800. В пляс пустится вся область 11 июня в Марке стартует фестиваль современного итальянского танца. Мероприятие организовано совместными усилиями общества «Чивитанова Данца» («Танец Чивитанова»), управлением культуры провинции Мачерата, Министерством культуры, органами местного самоуправления городов Корридония, Мачерата ' и Сан Северино Марке. Артисты будут разъезжать на специально выделенном для этих целей автобусе и давать концерты и спектакли в разных провинциях и отдалённых уголках области. Сначала группа отправится в монастырский комплекс Сан Доме­ нико в Сан Северино Марке, потом в театр Веллюти в Корридонии и в театр Лауро Росси в Мачерате. Завершится гастрольный тур ита­ льянского танца в театре Аннибал Каро в Чивитанова. По материалам газеты «Коррьере Адриатикой - ' ~» и информационного портала Марке подготовил Григорий КЛИМЕШОВ. ^Л е т о -2005 Кому нужны карманные деньги? Для одних школьников лето —пора беззаботного отдыха. Для других — шанс что-то заработать себе на карманные расходы. Вероятно, им-то и будет особенно интересна информация начальника отдела трудоустройства и специальных программ управления Федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области Светланы Гуровой. Вот что она рассказала корреспонденту «ЛГ». — Работа с подростками — важное направление в нашей дея­ тельности. Мы занимаемся этим круглый год. Например, к середи­ не мая дали возможность трудиться в свободное от учебы время пяти тысячам школьников области. С началом каникул ребята еще активнее обращаются к нам. За три летних месяца планируем обес­ печить рабочими местами не менее 10 тысяч подростков. На эти цели выделяется 7 миллионов рублей из бюджетов всех уровней. Привлекаем также средства работодателей.• Ребятам открыто широкое поле деятельности. Больше полови­ ны школьников займутся ремонтными работами и благоустройством территории родных школ, возделыванием пришкольных огородов. Немало вакансий — преимущественно подсобных рабочих —есть на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях области. Так, в Липецке и Ельце подростки смогут поучаствовать в уборке улиц и дворов, помочь в озеленении. А вот в Чаплыгинском и Елецком районах специальные отряды вместе со взрослыми займутся очист­ кой родников и берегов рек. Еще одно полезное дело — социальная помощь инвалидам и ветеранам войны и труда. Не забыты и юные компьютерные гении. Чтобы занять весьма привлекательные вакансии, им требуются на­ выки работы с современной техникой. Получить их они могут в общественных организациях «Мир детства», «Родители против нар­ котиков». С нами готовы сотрудничать десятки работодателей, так что каж­ дый из ребят может найти дело по душе. Преимущество при трудо­ устройстве будут иметь дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей, им мы думаем предоставить не менее 60 процентов вакансий. Безусловно, труд подростков должен быть достойно оплачен. Минимум, на что могут рассчитывать ребята, — это 720 рублей в месяц. На предприятиях — в зависимости от объема работ и их сложности — подросток сможет заработать от 1440 до 2500 рублей в месяц. Узнать об имеющихся вакансиях несложно: достаточно прий­ ти в районный центр занятости, где наши специалисты обязательно помогут. Ну и само собой понятно, что подростки не будут направ­ ляться на вредные и опасные производства. К тому же они будут находиться под наблюдением специальных кураторов. (Соб. инф.) ^ К о н к у р с Красотой затмит любую... Вот уже без малого три месяца в лев-толстовской районной газете «Народное слово» продолжается конкурс фотоснимков, присланных ее читателями. Называется он «Лев-толстовская красавица». Родился конкурс, можно сказать, случайно, с легкой руки фото­ корреспондента газеты Бориса Лыкова, опубликовавшего в одном из мартовских номеров портрет симпатичной жительницы поселка. В редакции справедливо решили, что красавиц в.районе немало и многие из них достойны того, чтобы их прекрасные лица были представлены на страницах газеты. На предложение принять учас­ тие в конкурсе откликнулись жители райцентра и некоторых сел рай­ она. К настоящему времени опубликовано более десятка фоторабот под рубрикой «Лев-толстовская красавица». Некоторые героини, кста­ ти сказать, пока ходят в детсад. Итоги конкурса будут подведены в июне. Его победителей и при­ зеров определит специальное жюри, составленное из самых опыт­ ных и авторитетных сотрудников редакции «Народного слова». Анатолий МЕРЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz