Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
I I С О Ю З Беларусь—Россия. 20 ЯНВАРЯ2005 ЧЕТВЕРГ № 2 (198) Александр Беляев Хоть рана зажила сквозная... Писатели наших стран готовятся к 60-летию Победы нас в писательском союзе оста лось около 50 писателей-вете- ранов. Думаю, мы найдем воз можность с каждым из них встретиться, поговорить и в за висимости от состояния здоро вья предоставим нашим фрон товикам и партизанам возмож ность выступить на вечерах к юбилею Победы. У нас не так много осталось ветеранов, что бы не найти для каждого из них внимания и тепла. Это наш зо лотой запас Жизни и Памяти». Большим литературным ве чером дают старт юбилейным празднованиям российские пи сатели. 21 января в Москве, в Большом зале ЦДЛ, состоится вечер, посвященный героиче ской блокаде Ленинграда. Наз ванием вечера послужила кры латая строка Ольги Берггольц — «Ведь это мы, рожденные блокадой». На вечер приедет делегация с берегов Невы, в ее состав входят известные петер бургские писатели Даниил Гра нин, Нина Катерли. В вечере примут участие также москвичи академик Александр Яковлев, писатели и поэты Римма Каза кова, Евгений Рейн, Александр Городницкий, Ирина Ратушин- ская, Валентин Оскоцкий, Ки рилл Ковальджи... А в майские дни пройдет вы ступление Евгения Евтушенко вместе с Московским государ ственным академическим хо ром под руководством Влади мира Минина, о подготовке к которому поэт рассказывал в первом номере «СОЮЗа» за нынешний год. Концерт состо ится в Большом зале Москов ской консерватории 14 мая. ЮБИЛЕЙНЫЕ празднования Победы в России и Беларуси выходят на финишную прямую. В большую работу по подготов ке к празднованию юбилея включились работники писа тельского цеха наших стран- соседей. Тема Великой Отече ственной войны проходит сквозь творчество многих бе лорусских поэтов. Страницы антологии белорусской поэзии «Из века в век», о которой со общил в прошлом году «СО ЮЗ», пронизаны пронзитель ным ощущением памяти про шедшей войны. В стихотворе нии «Береза» Петрусь Макаль пишет, обращаясь к «свече пе чали и надежды»: Хоть рана зажила сквозная, Шрам на бересте— твой пароль. Ты— партизанская связная Меж той и нынешней порой... К 60-летию великой Победы писатели Беларуси выпускают сборник произведений писате- лей-фронтовиков, в который войдут рассказы и повести Ва силя Быкова, Ивана Шамякина, Алеся Адамовича... «Готовим большие литературные вечера в минском Доме литерато ров, — говорит заместитель председателя Союза писателей Беларуси Борис ПЕТРОВИЧ. — К сожалению, все меньше и меньше среди нас тех, кто уча ствовал в боях за освобожде ние родины от захватчиков. У Не блестит, а золото! Алтайский край и Беларусь связывают общие экономические интересы Игорь Кольченко МИНСК —БАРНАУЛ БЕЛАРУСЬ посетил с деловым визитом губернатор Алтайско го края Михаил ЕВДОКИМОВ. А накануне его приезда коррес пондент «СОЮЗа» совершил «встречную» поездку — из Минска в Барнаул. Через Моск- ву. Алтай в переводе с тюркско го означает золотые горы, кото рые, к слову, не оправдали сво его названия: вместо золота они исправно со времен Петра I пополняли российскую казну другим драгоценным металлом — серебром. Однако горное де ло — скорее история края. Из Алтая довольно быстро вытяну ли все благородные жилы, и вот уже больше века главное богат ство края — его плодородная земля. Алтайский край — рос сийская житница, самое боль шое пшеничное поле России. Именно это «золото» и дела ет привлекательным Алтай для такого стратегического бело русского экспорта, как тракто ры и другая сельскохозяйствен ная техника. На полях здесь трудится более 11 тысяч бело русских тракторов, в основном оставшихся от советских вре мен. Но старый запас быстро истощается. Ежегодная потреб ность в новых поставках — око ло двух тысяч тракторов, в це лом же, по некоторым оценкам, хозяйства края обеспечены различной сельхозтехникой процентов на 30, остальное ли бо подлежит списанию, либо уже морально устарело. Для решения этой задачи менее года назад открылся на Алтае торговый дом. Директор фирмы Юрий ГУРИН рассказы вает, что в среднем в месяц продает по 50 тракторов. Лишь небольшая часть из них идет в лизинг, большинство же поку паются за «живые» деньги. Фе деральный центр выделил ре гионам 5 миллиардов рублей на программу гослизинга, чтобы поддержать отечественного производителя и потребителя. Причем, что не может не радо вать Минск, белорусская техни ка иностранной в данном слу чае не считается, и на нее также распространяется эта сумма. По словам Ю. Гурина, Алтай ский край — один из основных потребителей белорусской тех ники в России, многое уже от сюда идет-дальше, в Сибирь и на Дальний Восток. Когда в прошлом году в Новосибирске проходили дни Беларуси, бело русскую технику в основном представляли именно барна ульские предприниматели. Ассортимент торгового до ма, разумеется, не ограничива ется тракторами «Беларус». На базе, куда мы едем с директо ром, стоят самые разные маши ны. В частности, комбайны из Гомеля, В прошлом году, гово рит Ю. Гурин, кажется, сама природа способствовала про движению на алтайский рынок белорусской техники. В сентяб ре, когда не все поля были убра ны, в крае случилось ЧП: выпал снег. Обломанный колос смог поднять только гомельский комбайн. Результат не заставил себя ждать количество заявок на гомельскую технику возрос ло. Торгует белорусской техни кой и барнаульский «Агро центр», работая не только с минскими, но и с гомельскими, бобруйскими, лидскими пред приятиями. Директор Алек сандр КОСТИН признается: бе- лорусркие заводы существенно. - бблегчили ему задачу по про движению продукции на рынок. По его мнению, наряду с повы шением качественных характе ристик техники белорусы за метно улучшили и ее внешний вид. Ну а Достоинства «Белару- са» всем известны — это орга ничное сочетание цены и каче ства. Кроме того, говорит Алек сандр Юрьевич, белорусские тракторы внесезонные, легко ремонтируются. Имидж Беларуси в России, особенно в глубинке, — постоян ная и положительная величина. Не случайно столь популярны в крае и белорусские товары. «Покупателю нравится ваша одежда. Это знак качества», — говорит Татьяна ТУРНЕЕВА, ди ректор магазина белорусской одежды в Барнауле. Она долгое время работала товароведом и не понаслышке знает качество бёлорусских товаров. Что касается алтайской про мышленности, то у нее свои ин тересы в Беларуси. Взять, к примеру, котельный завод в Бийске, который при Советском Союзе закрывал весь сегмент рынка средней и малой энерге тики. В 90-е старые связи были разрушены, но сейчас идет об ратный процесс. Котельные, бытовые котлы снова поступа ют белорусским потребителям. «Наши котлы работают на всем, что горит», — говорит за меститель генерального дирек тора предприятия Константин ЧЕРНОВ. В шутке — изрядная доля правды. Сейчас все стара ются экономить, отчего повы шенным спросом пользуются нетрадиционные источники энергии. Замдиректора знает, что и в Беларуси идет реформи рование энергорынка, особое внимание уделяется местному топливу. Все это повышает шансы на успех продукции ко тельного завода. Другое предприятие топлив ных насосов когда-то было це хом не существующего ныне моторного завода. В свое вре мя здесь, чтобы выжить, бра лись за любую работу, делали даже раскладушки. Сегодня бывший цех, а ныне завод сно ва работает по профилю. Три года назад начал сотрудничать с минскими коллегами. Сделан ный сибиряками топливный на сос признан пригодным для трактора МТЗ в качестве запча стей. «Но мы продолжаем рабо ту, устраняем недостатки, — го ворит директор предприятия. Евгений ПУСТЫРЕВ, — хотим попасть со своей продукцией на белорусский конвейер. Потому что это постоянные заказы, за нятость людей, зарплата». Словом, все то, что довелось увидеть и услышать в недолгой командировке на Алтай, позво ляет сделать вывод: хорошему, взаимовыгодному делу рассто яние в тысячи километров не помеха. Покупаем чужое, теряем свое? Экспансия импортных грузовых автомобилей может помешать успешному развитию отечественного автопрома Владимир Бибиков МИНСК — МОСКВА С НАЧАЛА года Минский автоза вод выпускает только грузовики, соответствующие международ ном экологическим требовани ям Евро-2 и Евро-3. На такой же уровень вышли и родственные предприятия России. Отныне в Российской Федерации прекра щена регистрация автомобилей, не соответствующих этим стан дартам, и соответственно такие машины нельзя будет эксплуати ровать. За последние годы бело- русско-российский автопром резко обновил свою продукцию, подняв ее качество и техниче ские характеристики. Во многом это заслуга Постоянного Коми тета Союзного государства, по инициативе и при прямой под держке которого в наших стра- нах-соседях реализована мас штабная программа развития дизельного автомобилестрое ния. В итоге продукция ярослав ского завода «Автодизель», чьи ми моторами в основном компле ктуются сегодня «МАЗы», позво ляет грузовикам нового семейст ва соответствовать требованиям Евросоюза. Эксплуатация этих автомобилей на международных перевозках показала, что они по характеристикам сравнимы с за рубежными, а по цене и другим затратам явно предпочтитель нее. Однако улучшение техники все же потребовало дополни тельных вложений в производст во. Поэтому вполне логично, что она несколько подросла в цене. Это в очередной раз обострило проблему конкуренции на внут реннем белорусско-российском рынке. Но не между основными отечественными его участника ми. Обострил ситуацию наплыв иностранных грузовиков, в том числе бывших в употреблении. Это не единственная, но все-таки веская причина того, что в пос ледние месяцы ушедшего года продажи грузовых автомобилей на российском рынке резко уменьшились. Вот и на Минском автозаводе, например, скопи лось несколько сотен непродан ных машин, хотя этот запас меньше, чем на других предпри ятиях. Такое положение сложилось не вдруг. Последние 10 лет — примерно столько, сколько наши общие границы являются про зрачными для зарубежной про дукции, наблюдается устойчивое снижение доли отечественных грузовых автомобилей на внут реннем рынке. Причин тому не сколько. Поначалу «КамАЗы» и «МАЗы» заметно отставали в ка честве от европейской техники. Но со временем на первое место вышли незащищенность отече ственного рынка от товарной экспансии извне и вполне понят ная материальная заинтересо ванность частных автотранс фактически обходится покупате лю дороже импортной. Может ли такое быть, если европейская или американская техника стоит однозначно больше? Специали сты объяснили мне, в чем заклю чается финансовый фокус. Ока зывается, практически все но вые импортные автомобили экс плуатируются в наших странах под маркой так называемого временного ввоза. Это значит, что, например, в Беларуси поку патель изначально уплачивает «голую» цену зарубежного гру зовика, который действительно несколько дороже отечественно го. Однако 32 процента всевоз Не случайно в конце прошлого года в Минске по вопросу защиты отечественного автопрома собрались директора всех наших крупнейших автомобильных и моторных заводов, представители ряда министерств и ведомств двух стран. портных компаний в приобрете нии пусть не новых, но более де шевых импортных грузовиков. Сегодня ситуация осложни лась. Доля импортных грузови ков среди вновь зарегистриро ванных возросла в минувшем го ду почти до 42 процентов. По не которым прогнозам, это 56—60 тысяч штук. Для сравнения: Мин ский автозавод выпустил за тот же год около 20 тысяч грузови ков. Полностью подсчитать мате риальные и социальные потери от такого дисбаланса вряд ли возможно. Только прямая утечка капитала составила около мил лиарда долларов. Это значит, что минимум 150 миллионов дол ларов недополучили российские и белорусские бюджеты всех уровней. А сколько людей не по лучили из-за такого чрезмерного автомобильного импорта рабо ту? Ведь каждое рабочее место в отрасли дает (в нашем случае не дает) заработок еще примерно 7 специалистам в металлургии, шинной, химической и других сферах промышленности. Руководители автозаводов видят одну из главных причин та кого положения в том, что их про дукция на отечественном рынке можных налогов, таможенных сборов и пошлин распределяют ся на 24 месяца — то есть госу дарство фактически на такую сумму, а это тысяч двадцать дол ларов на грузовик, дает предпри нимателю как бы в беспроцент ный кредит. А вот цена нового отечественного грузового авто мобиля изначально включает 26 процентов налогов и сборов, и потому он оказывается дороже. Еще существеннее разница, если импортному грузовику нет трех лет. За это время его цена в Европе падает в несколько раз. А у нас он числится новым и вво зится на таких же льготных осно ваниях. Лишь недавно в Белару си ввели временные таможен ные пошлины для грузовиков старше трех лет, ставшие факти чески запретительными. Это сразу подстегнуло сбыт продук ции на Минском автозаводе. Од нако каждые 9 месяцев предпри ятию надо вновь доказывать не обходимость таких мер. К тому же в России схожие меры приме нимы только к откровенному ав тохламу старше 7 лет, и то став ки пошлин не настолько велики, чтобы перекрыть этот поток. Так что, как видим, в Белару- а На только что завершившемся ралли «Париж—Дакар» победи ла российская команда на «КамАЗах», лишний раз дока зав: отечественная техника ни когда и нигде не подведет! си и России, несмотря .на мощ- ную и по сути единую автомо бильную промышленность, дей ствующую в рамках единого та моженного пространства, во многом по-разному трактуют во просы ее защиты от назойливых конкурентов. К этому можно до бавить: пошлина на ввоз новых грузовиков в наши страны соста вляет всего 5 процентов, тогда как в Евросоюзе — 22 процента. Так что не случайно в конце про шлого года в Минске по вопросу защиты отечественного авто прома собрались директора всех наших крупнейших автомобиль ных и моторных заводов, пред ставители ряда министерств и ведомств двух стран. Общую точку зрения выска зал Госсекретарь Союзного госу дарства Павел БОРОДИН: авто мобилестроение вывело ряд раз вивающихся стран в высокоин дустриальные. Не примем это во внимание — окажемся в рядах стран третьего мира. «Генера лы» отечественной автомобиль ной промышленности единодуш но предлагают нашим прави тельствам отменить безналого вый временный ввоз иностран ных грузовиков, сделать тамо женные пошлины на ввоз подер жанных постоянными и по сути запретительными, а на ввоз но вых установить науровне, приня том в ЕС. С другой стороны, надо содействовать повышению кон курентоспособности своей про дукции. В связи с этим очень важно скорейшее начало финан сирования второй стадии союз ной программы развития дизель ного автомобилестроения. Директора двух крупнейших предприятий Валентин ГУРИНО- ВИЧ (МАЗ) и Сергей КОГОГИН (КамАЗ) передали соответству ющее письмо-обращение пред седателю Правительства России Михаилу ФРАДКОВУ. Глава рос сийского правительства распо рядился до 1 февраля предста вить ему полную информацию о ситуации в отечественном авто мобилестроении и возможных мерах для его защиты. Слава нашла через 60 лет Ветеран войны получил боевой орден ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГЛАЗУНОВСКОМ районе про изошло уникальное событие — 96-летнему ветерану Великой Отечественной войны спустя 60 лет вручены два боевых ордена. Минометчик Афанасий Семе нович Кошельков воевал с пер вых дней войны. Защищал Моск ву, освобождал Гомель, форси ровал Буг... Победу встретил на территории Польши. За храб рость и солдатскую смекалку по лучил погоны сержанта и стал командиром минометного расче та. Командование не раз пред ставляло Кошелькова к награ дам, но тяжелые ранения надол го выбивали его из рядов баталь она, кочуя по медсанбатам и гос питалям, сержант так и не смог их получить вовремя. Многое стерлось из памяти бывшего фронтовика, инвалида первой группы. Афанасий Семе нович шутит: «Про Наполеона помню, а вот про то, как шел по непроходимым белорусским бо лотам, начинаю забывать...» Но память все же выхватыва ет отдельные эпизоды. В одном из населенных пунктов Белорус сии кинжальный огонь немецко го дота не давал нашей пехоте поднять голову. Минометчикам Кошелькова приказали подавить огневую точку врага. Безрезуль татно. Тогда сержант пошел на риск, установил миномет практи чески на открытом месте. Дот удалось подавить первой же ми ной. Расчет не понес ни одной потери. За этот подвиг Кошель ков и был представлен к ордену Красной Звезды. Получить на граду помешало тяжелое ране- После демобилизации Афа насий Семенович работал брига диром, скотником, кладовщиком в родном селе Красная Иванов ка, был даже председателем кол хоза. После выхода на пенсию, уже в преклонном возрасте, не захотел сидеть дома сложа руки, пошел сторожем. И вот почти через 60 лет пос ле окончания войны ордена Сла вы III степени и Красной Звезды наконец-то нашли своего героя. Чествование состоялось в Глазу- новском районном доме культу ры. Поздравить ветерана при шли десятки его земляков. Александр Грачев Под крылом «Лесника» В арсенале белорусских разведчиков — российские парашюты вестные образцы и является се годня одной из лучших систем на постсоветском пространстве. Основное преимущество нового парашюта — его хорошая упра вляемость. Кроме того, преду смотрена возможность практи чески моментально гасить ско рость и противостоять встреч ным потокам. Гораздо выше стала и точность приземления парашютиста. Первыми российские «Лес ники» получили разведчики 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады. МИНСК—МОСКВА НОВЫЕ парашютные системы специального назначения «Лес- ник-3» российского производст ва поступили на вооружение бе лорусских Вооруженных Сил. По мнению представителей сборной Вооруженных Сил по парашютному спорту, участво вавших в их испытаниях, «Лес ник-3» по своим характеристи кам превосходит все другие из- Поменяли Саяны на деревню Морозовичи Сибиряки Фроловы о своем выборе не жалеют Алина Клыга СЕГОДНЯ мы представляем по бедительницу конкурса журна листов стран СНГ и Балтии «Русский мир» за 2004 год Али ну КЛЫГА — обозревателя от дела образования и культуры «Гомельской правды». Она ста ла обладательницей третьей премии конкурса. На суд жюри Алина прислала несколько сво их материалов. У себя в редак ции мы выбрали тот из них, где союзная тема, на наш взгляд, представлена наиболее полно. ...Есть множество разных об стоятельств; подталкивающих человека переменить не только место жительства, но и саму судьбу. С Фроловыми так и про изошло. Они жили возле Крас ноярска, в городе-спутнике, все взрослое население которого было занято в космической про мышленности. Ольга была еще маленькой, но хорошо помнит, как их закрытый город посеща ли Никита Хрущев, Юрий Гага рин, Валентина Терешкова... Ольга любила Сибирь, там ее корни. Родственники по ли нии матери,жили в Архангель- ской области, по линии отца— в Забайкалье: И замуж она вы шла за русского парня Алексан дра Фролова. Казалось бы, в Красноярске все складывалось у молодой семьи замечательно. У Ольги прекрасная работа. Ее, технолога швейного производ ства, пригласили в Дом пионе ров вести кружок «Юный мо дельер», а она мечтала рабо тать с детьми. Муж увлечен ав томобильным делом. У дочери Аленки — все условия для раз вития. Плюс прекрасная кварти ра. В то время они и предполо жить не могли, что судьба за бросит их в Беларусь, в неболь шую деревушку Морозовичи Буда-Кошелевского района Го мельской области. Но так слу чилось. После смерти отца Оль ги ее мама вышла замуж и посе лилась в Беларуси, на Витеб- щине. Близкие друзья Фроло вых — Ирина и Евгений Стари ковы — хорошо устроились в Буда-Кошелевском районе, приглашали и Ольгу с Алексан дром. И они рискнули. В бело русской деревне решили подни мать культуру. Александр меч тал по-прежнему заниматься любимым делом. А потому, про дав мебель в Красноярске, они везли в Беларусь два контейне ра, как говорила Олина мама, железок. Сказать, что на новом месте все сразу гладко получилось, значит покривить душой. Но Фроловы старались. Александр поработал директором Морозо- вичского сельского Дома куль туры, Ольга там же — педаго- гом-организатором. Устраива ли различные конкурсы, напри мер, на лучший сельский двор. Организовали хор. Ольга вела кинопанораму, а дочь Алена обучала сельских ребятишек игре на скрипке. Но настоящее дело у них было впереди — то, чем они ныне занимаются в Мо- розовичской базовой школе. Ольга тут преподает труд, а в девятом классе — мировую ху дожественную культуру. Алек сандр, кроме уроков физики, ведет еще несколько предме тов. Муж и жена — хорошие ма стера декоративно-прикладно го творчества, детям передают свое умение. Первый успех Ольги Ана тольевны и ее воспитанников был замечен на международ ном фестивале «Золотая игла» в Анапе. Оттуда юные морозо- вичские умельцы приехали с дипломом. Потом было еще много выставок и наград. Летом прошлого года персональная выставка декоративно-при кладного творчества учеников Морозовичской базовой школы прошла в Гомеле, во Дворце творчества детей и молодежи «Юность». Тетрадь с отзывами о ней бережно хранится в шко ле. Вот лишь некоторые записи: «Молодцы, ребята! Огромное восхищение вызывают такие талантливые руководители, большое спасибо»... Оля и Са ша! В очередной раз убедился, что Бог и вашими душами, и ру ками творит рай на земле. Боль шое вам спасибо». Фроловы нашли себя на бе лорусской земле. Но Россия, Красноярск, их малая родина, снится ночами. И сопки, и Сая ны, и.друзья. Когда Алена Фро лова окончила колледж ис кусств имени Соколовского, то вместо подарка, заранее обе щанного ей родителями, попро сила: «Отвезите меня в Си бирь». Денег на билет до Крас ноярска и обратно на троих со брать не удалось. Поехали мать с дочерью. — Это был самый прекрас ный отпуск в моей жизни, — вспоминает Ольга Анатольев на, — ведь не зря говорят, ми лее родины ничего нет... Но дом у Ольги Анатольевны и Александра Константиновича, теперь здесь, в деревне Моро зовичи. Глава семьи, привык ший в своей жизни все делать основательно, и новый дом, ко торый им выделил совхоз, до вел до ума, все сделал со вку сом и комфортом, горячая вода у них есть. И друзья рядом жи вут (дом на две семьи), тоже из Красноярска — Зинаида Степа новна и Виктор Иванович Поко- тымоки. Она в прошлом певица, а он — первая скрипка оркест ра. Жена сейчас руководит хо ром в Буда-Кошелевской церк ви, муж увлечен огородом. Вот так и получилось: есть в бело русской деревне маленькая ка пелька России. Местные жители уважают чету Фроловых, признательны им за то, что своих учеников они с любовью, терпеливо и на стойчиво учат всему, что уме ют, знают сами. Вот только жаль, что автомодельное на правление Александру Кон стантиновичу пока не удалось в сельской школе развить, средств не хватает. Но по боль шому счету им есть чем гор диться — половина учеников нынешнего выпускного класса собирается поступать в учили ще народных промыслов. Хотят красивые вещи создавать соб ственными руками. Значит, можно с гордостью сказать — сбываются желания Фроловых! Хлеб для Святого Духа Любопытную акцию решили провести в райцентре Перемышль ками. Их продают местному на селению, кстати, по очень скромной цене: 4,50—5,50 руб ля. Большую корзину ставят на против местного магазина, люди сами берут нужное количество буханок, а деньги опускают в специальный ящик. К старикам и немощным хлеб приходит сам, его приносят на дом главная уп равляющая попечительством православных храмов Пере- мышльского района Людмила Соловьева и ее сын. КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ОДНИМ из дополнительных ис точников средств для восстанов ления второго яруса колокольни храма Сошествия Святого Духа, построенного еще в XVIII веке, стал... свежеиспеченный хлеб. Ежедневно Калужский хлебо комбинат безвозмездно постав ляет храму несколько лотков с ржаными и пшеничными бухан-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz