Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
7 июня 2005 года Д О Б Р Ы Е Л И Ц А ВОТ УЖЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ МОСКОВСКИЕ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЬНИКИ СТРАНСТВУЮТ ПО ТУРЦИИ АПОСТОЛЬСКИМИ ТРОПАМИ... Десятки тысяч российских туристов отправля ются каждый год на турецкие пляжи, не дога дываясь о том, что они летят на свою духовную родину - в Византию. Многие не один раз побы вали в Турции, но так и не поняли, где же они были. Солнце, воздух и вода все заслонили. Они так и не узнали, что неподалеку от Ан тальи, где приземляется большинство чартеров из России, - Миры Ликийские. Тот самый город, где проповедовал Николай Чудотворец! Им никто не рассказал, что турецкий Сель- чук - это тот самый Эфес, где жила Богородица и где апостол Лука писал с нее иконы, столько раз потом спасавшие русскую землю. Что Урфа - это на самом деле Эдесса, где до сих пор со хранилась пещера праведного Иова, а Конья - это византийская Икония, где апостол Павел со здал одну из первых христианских общин и от сюда ушли за ним праведницы Фекла и Пара скева Пятница... А Галлиполи? Кто из приплывающих на ко рабле в Стамбул вспомнит русских солдат и офицеров, навсегда оставшихся в этой земле после исхода Белой армии из Крыма?.. Вот уже почти десять лет учителя и школьни ки Южного округа Москвы при содействии бла готворительного фонда развития образования «Синергия» совершают паломничества в Ма лую Азию. Маршруты их экспедиций пролегли через 102 христианских города и монастыря, во многих из которых русские паломники не были сотни лет. Пять лет назад на средства, соб ранные 15 тысячами московских учителей, в Ми- Детский хор из России исполняет акафист св. Николаю. рах Ликийских был открыт памятник Святителю Николаю. А теперь, благодаря летописцам этих путешествий московскому фотохудожнику Бори су Цареву и псковскому писателю Валентину Курбатову, вышла книга «Восхождение к исто кам». Изящество оформления и маленький тираж сразу сделали эту книгу библиографической редкостью. А ведь именно такая книга должна быть путеводителем по Турции для русского че ловека, помнящего свое духовное родство. Но пока нам всучивают переводные глянцевые бро шюрки, где, к примеру, написано, что Акшехир - родина Ходжи Насреддина. И ни слова о том, что эта земля - Антиохия Писидийская, связанная с именами апостолов Павла и Варнавы. А в Каппадокии, на земле, где Василий Великий и Григорий Богослов создавали свое учение о Святой Троице, где остались построенные ими храмы и монастыри, нам советуют посетить му зей Мевляны Д. Руми - «известнейшего мыслите ля и богослова тюркско-исламского мира» и сельджукский караван-сарай Султан Ханы. Будем надеяться, что найдутся в наших тури стических фирмах дальновидные люди, которые книгу «Восхождение к истокам» переиздадут как путеводитель, доступный каждому российскому туристу. А пока - несколько страниц из паломническо го дневника Валентина Курбатова, замечатель ного русского литератора. Дмитрий ШЕВАРОВ. В ВЕЧНОСТИ ГРАНИЦЫ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ Первая реакция, когда хва лишься друзьям, что съездил в Турцию, иронична: «И чего при вез?», и уж чуть не опаска: не начнешь ли ты ему навязывать свой турецкий товар. Поневоле замолчишь. А между тем мне действи тельно хочется навязать этот «товар», потому что каждая ми нута поездки была чудом, усты жающим открытием, нечаянным уроком, духовным даром... * * * На земле Малой Азии глуб же, чем где-либо, понимаешь, как важно в дни ослабленной веры приходить к источникам, в которых кипит живая горячая вода. Совершенные Греция и Рим на Западе и библейская ассиро-вавилонская культура на Востоке соседствуют тут в пределах одной страны, являя прекрасную лабораторию, ог ромный, накрытый небесами музей человеческого духа... Здесь яснее видишь, что устают институты Церкви, ее общест венная, опасно близкая к госу дарству сторона. А сама Цер ковь, ее сердце, бьется свежо и сильно, как в первый день, по тому что живет в другом време ни. Когда плывешь под сверкаю щим солнцем в ледяном, кри стально чистом в верховьях Ев фрате, только смятенно шеп чешь: «Господи, Евфрат!» - и детское непостижимое слово «рай» на минуту перестает быть непостижимым. Подъезжая к Харрану, вол нения начинаются уже на подъ езде, когда глинобитные сараи и мазанки вдоль дороги уже го товят воображение к настоя щей ветхости, к началам зем ли... Дети стайкой щеглов нале тают со всех сторон, требуя бон-бон или топеу. Висят на руках, теребят за полы, выры вают из рук аппарат, ручки, книги - чистые репьи. Суют свои нехитрые плетения и ожерелья и наконец делаются невыноси мы. Но прогнать их невозмож но, потому что детей насыпано, как цветной гальки на берегах Евфрата. В жилищах тесно, как во времена Авраама... Кажется, здесь только прядут, рожают детей, доят коров, пасут овец, то есть ничем не отличаются бытом от Авраама, Исаака и Иакова... Жизнь еще так первоначаль на, что умозрение здесь кажет ся неуместным, а Бог прост и близок. О Нем здесь странно читать, но с Ним легко гово рить. И ты уже не удивишься, когда в соседней Урфе, кото рая некогда звалась Эдессой, тебе покажут могилу праведно го Иова. Иногда надо уехать далеко, чтобы слуху возвратились чис тота и свежесть, и ты догадал ся, что Бог говорил не для од ного Иова в немыслимой' глуби не времен, а говорит сегодня, ставя на место твое горделивое технократическое сознание: «Давал ли ты когда приказание утру и указывал ли заре место ее?» * * * Апостол Павел родился тут, в Тарсе, здесь усвоил отцов ское ремесло ткача... Колодец с «русским» воротом, говорят, тот самый, и ты заглядываешь в его 38-летнюю глубину с ужа сом, пока поднимается ведро, и та самая вода, неожиданно те плая для такой глубины, что по ила его, поит и тебя. Как много и как легко они ходили... Исследователи сосчи тали, что Павел пешком про шел своими апостольскими до рогами с 43-го по 57-й год око ло сорока тысяч километров! Сегодня это трудно не то что пройти - проехать! Турист и па ломник сегодня на машинах, им легче, но они не идут сюда и не едут. Коришь нелюбопыт ного русского туриста, а вре менами и понять его нетрудно. Ведь современная карта редко выставляет прежние названия городов и провинций. * * * ...В Галлиполи приезжаем под холодным ветром, который с громом рвет волны Мрамор ного моря и несет по набереж ной песок, выжимая слезы. На ходим на улице старика, кото рый готов показать христиан ское кладбище. Кладбище ока зывается французским - чисто, бережно, памятливо. «Честь и Родина» значится на обелиске, и поневоле поблагодаришь Францию, не забывшую своих детей. Наши солдаты здесь не вое вали. Они здесь погибали. И хоть старались держать строй, учили детей, играли в театре, выпускали газеты, строили пла ны, но были всем в тягость. И когда ушли, оставив в земле умерших от ран товарищей, зе мля равнодушно поглотила все следы. Когда-то при открытии обелиска погибшим солдаты клали в основание русскую зе млю, которую принесли с со бой в ладанках из своих орлов ских, курских, тамбовских кра ев, а дроздовцы положили здесь венок со словами «Тем, кому не было места на Роди не». Они не нашли его и здесь. Мы обыскали и насилу нашли место кладбища. Пустырь был не просто пустырь, а свалка. Чего-то находили здесь козы и куры окрестных домов, но впе ремешку с костями больше ва лялось целлофановых пакетов, пластиковых бутылок, банок, бумажного сора. Солнце выжг ло все это до пыльного тлена. Какие уж честь и Родина? Ка кие сыновья? Кто бы стал о них беспокоиться - белогвардейцы ведь, а какие у белогвардейцев отцы и матери? Армия разо шлась потом по чужим землям, и, кажется, никто не возвра щался навестить покойных то варищей - в такие места не тя нет. Нам сказали, что на днях здесь ждут кого-то из русских генералов. Может, дело и до памятника дойдет? * * * Мы много говорим о культу ре, насоздавали в мире море защитных организаций, убеж дающих человека, что чужой культуры не бывает... А вот ухо дят в землю километры великих развалин, затягивается пылью и травой история хеттской, пер сидской, эллинской, римской цивилизаций, и некому не то что прочитать, а хоть смахнуть пыль с этой «книги» и до време ни поставить ее на «полку». Человечество все не осозна ет себя семьей, где каждый ре бенок свой. А коли осознало бы, то, верно, побудило Турцию не к созданию военных баз, по гоне за тяжелым вооружением и мощной промышленностью, и не делало бы ее ухватистым рынком на полсвета, а накор мило, одело и даже вооружило бы ее, только бы она вернула миру принадлежащие ему со кровища трех цивилизаций... Страна 500 великих городов, как ее звали в древности, ста ла бы археологической держа вой, стягивающей лучшие миро вые силы и на них строящих свою экономику. И державой паломнической. Культура уми рает от невнимания к ней ско рее, чем от прямого уничтоже ния. * * * Теперь это земля другой страны, но в вечности границы не имеют никакого значения. Мы вспоминаем имена наших святых по русским храмам в го довом круге служения как наших наставников, не очень задумы ваясь о землях и истории, их по родивших, но в паломничестве они обступят нас в каждом го роде, напоминая нам о наших ангелах и молитвенниках. И мы поймем, что и здесь - в Эфесе, Приене, Смирне, Траллах, Олимпосе - мы дома, в святой семье православного небесного Отечества, и в каждом камне услышим оклик любви... Валентин КУРБАТОВ. Ж И В 0 И У Г О Л О К ДЕЛЬФИНЫ ЗАБРАКОВАЛИ ТВЕРСКУЮ ВОДУ «Неуд» поставили качеству тверской воды заезжие цир ковые артисты - дельфины и морские котики. Ластоногие гастролеры просто отказыва лись выступать, не признавая ее приемлемой средой обита ния. Только после того, как воду тщательно отфильтрова ли, пропустили через систему тройной очистки и подсолили, артисты смилостивились и по казали все, на что способны. После окончания гастролей звезды цирка вернутся в род ную Анапу, где живут в специ ально отведенной для них морской акватории. Хотя, как пожаловались дельфины (на своем языке), ее тоже бы не мешало время от времени чи стить. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. ВЕРБЛЮДЫ НЕ ТОЛЬКО ПЛЮЮТСЯ Врачи больницы «Скорой помощи» Тернополя зашили рваные раны на плече дрес сировщика Варшавского цир ка, гастролирующего в горо де. Мужчину несколько раз сильно укусил во время репе тиции всегда казавшийся флегматичным верблюд, кото рому явно не понравилось повторять один и тот же но мер много раз. Вот он и вы разил протест таким зверским образом. Юрий КИРИЛЛОВ. ТЕРНОПОЛЬ. ПЧЕЛЫ НЕ ЛЕТЯТ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ Белгородские погранични ки в последние недели отме чают возросшую активность контрабандистов, особенно тех, кто везет неразтаможен- ный товар на Украину. Тащут проселочными дорогами все - от одежды до граненых стака нов. Но каково же было удив ление стражей границы, когда они задержали нарушителя, украдкой перевозившего две сотни пчелиных семей. Пока разбирались, часть пчел вы рвалась на волю и тут же уст ремилась назад, домой. Пче лы, они, в отличие от людей, к порядку приучены. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. И С П Ы Т А Н О Н А СЕБЕ КАК МОЯ СУМКА СКАЗАЛА «ЧАО!» ОТПРАВЛЯЯСЬ В ОТПУСК В ИТАЛИЮ, ХРАНИТЕ БУМАЖНИК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗА ПАЗУХОЙ Встретив меня в римском аэ ропорту «Чампино», мой кол лега-журналист, долгие годы проработавший в Италии, пер вым делом предупредил: - Документы и деньги носи только во внутреннем кармане пиджака, в репортерской сумке ничего ценного быть не долж но - «уведут»! Всю командировку в Риме я бдительно сжимал свою полупу стую сумку. Слегка расслабил ся в последний день. Стоило мне буквально на секунду опус тить сумку на землю, чтобы рассмотреть расписание следо вавшего в аэропорт автобуса, как она исчезла. Это было что-то из области циркового искусства - вокруг никого, а сумки нет. Я увидел только быстро удаляющегося спортивного вида парня с боль- . шим дорожным баулом. Как по-§ яснил позже мой опытный при-Щ ятель, сумку украли просто: § «спортсмен» накрыл ее своим5 хитрым баулом, не имевшим^ дна, зато со специальными кре- е плениями, которые подцепляют^ добычу. До отправления автобуса оставалось чуть больше часа, и я решил оформить в ближай шем отделении полиции прото кол о краже. Из принципа! Но местный полицейский оформ лять протокол категорически не хотел - будто у нас в Бирюлево. Он красноречиво призывал ме ня лететь домой, не омрачая добрых впечатлений об Италии. С огромным трудом я все же выбил из итальянского служите ля порядка заветную справку и отправился в аэропорт. Но ко гда уже в самолете рассмотрел бумагу внимательнее, то изу мился: такую справку мне мог бы выдать любой прохожий. Ни номера участка, ни состава преступления, ни фамилии должностного лица - чистая «липа» для назойливого ино странца... Но вообще-то удивляться не чему. Итальянские города бук вально кишат мелкими вориш ками. Одетые в характерные легкие брюки без карманов и спортивные майки (чтобы по страдавший не смог схватить за одежду в случае «непредви денных» обстоятельств), они вы слеживают жертву в толкучке метро, на многолюдных истори ческих площадях. Как правило, это настоящие мастера своего дела. Сумка с пустым дном - са мый простой фокус из тех, что проделывают эти умельцы. -С На все жалобы пострадав ших полицейские разводят ру ками: это албанцы, что с них взять? Действительно, среди улич ных воров много выходцев из Албании. Но ни албанцы, ни кто-либо другой не посмеет ра ботать в районе большого ско пления туристов без разреше ния местного «дона Корлеоне». Наказание последует незамед лительно и будет показательно жестоким. Разумеется, разре шение на «трудовую деятель ность» на подконтрольной тер ритории мафия выдает не бес платно. Она же следит за по рядком, улаживает проблемы с полицией. Говорят, существует негласная договоренность меж ду полицией и криминальным миром о том, что карманники должны применять только нена сильственные способы облегче ния кошельков зазевавшихся иностранцев и не залезать в карманы местных жителей. По лиция, в Свою очередь, будет закрывать глаза на такие мел кие происшествия, как кража кошельков, сумок, мобильников. Мне довелось быть в Риме в момент избрания нового Папы Римского. Церемония прощания с умершим Иоанном Павлом Вторым и выборы нового главы Католической церкви в течение нескольких недель собирали многотысячные толпы людей на площади Святого Петра в Вати кане. Это были поистине уро жайные деньки для римских кар манников. Они ухитрились об воровать одну из приехавших У1Р-персон, находившуюся под усиленной охраной. Что уж го ворить о простых смертных? Особенно досталось паломни кам и туристам из Азии. Их «чи стили» безбожно, вероятно при нимая за богатых японцев. Кроме «правильных» карман ников, бичом туристов стали «отморозки» на мотороллерах. На огромной скорости они срывают сумки с прохожих и ис чезают прочь. Нельзя сказать, что власти ничего не делают. Месяц назад в Неаполе был принят закон, запрещающий въезжать в исто рическую часть города на мо тороллерах, дабы избежать «неприятных инцидентов». При меру Неаполя собираются пос ледовать другие туристические вотчины. Но, как говорят, ма фия бессмертна. Впрочем, дело не только в мафии. Благоприятным фоном для мелкого воровства является и та атмосфера «легкого» стя жательства, которая буквально витает в Италии вокруг ино странных туристов. Обсчитать иностранца в супермаркете, подсунуть ему в ресторане ме ню с завышенной ценой или просто в конце ланча ценою в десять евро вдруг объявить, что по правилам заведения необхо димо заплатить еще пять евро за обслуживание, - это вполне в духе итальянского сервиса. Конечно, много обиженных, но итальянцы не переживают: ту ристы будут ездить сюда при любых обстоятельствах. Любопытный парадокс: все в мире знают, что русские любят крепко выпить, редкий запад ный журналист, побывавший в России, эту тему обойдет. С другой стороны, уличная пре ступность процветает в Италии как нигде в Западной Европе - а в прессе тишина. Правда, один из ведущих журналистов английской «Ртапз!а1 "Птез» опубликовал большую статью о нравах Италии, где его дважды обворовали по-крупному за пять дней пребывания в Риме. Что здесь началось! С резкой критикой выступил итальянский МИД, возмутилась итальянская пресса, а консул Италии в Анг лии выступил с опровержением на страницах той же газеты, суть которого сводилась к фор муле «не надо рот разевать». Совет, надо сказать, очень ценный. Лично убедился. Сергей ПАНКРАТОВ. РИМ - МОСКВА. “ --------------------------------------------- - = = Ж И Л А - Б Ы Л А П Е С Е Н К А «СХОРОНИТЕ МЕНЯ С ГИТАРОЙ...» ЭТО ПОСЛЕДНИЙ МАТЕРИАЛ БОРИСА ВАХНЮКА - НАСТОЯЩЕГО БАРДА, ЖУРНАЛИСТА, МУЖИКА Вахнюк - личность^легендарная. Для тех, дочек. И, конечно же, пел - свое и чужое, кто дружит с гитарой и помнит несколько прежнее и новое. Никакой ностальгии, жесто- имен отцов-основоположников, что стояли у чсйший отбор. истоков бардовской песни. И для тех, чья мо- К нам в «Деловой вторник» он принес руб- лодость пришлась на 60-70-е. Он работал на рику «Жила-была песенка». В каждой публи- знаменитой тогда, слышной на всю огромную кации, вспоминая что-то из бардовской клас- страну радиостанции «Юность», вместе с Юри- сики, вытаскивал на свет такие пронзитель- ем Визбором выпускал звуковой журнал ные детали, что сводило душу и хотелось сно- «Кругозор», зачинал фестивали, которые (тот ва стать беззаботным, бедным и худым, об же Грушинскии) собирают сегодня, как и пре- нять тех, прежних товарищей, до половины и: жде, десятки тысяч ребят. Объездил все моло- ------- ----------- ------------------------ дежные стройки, имел друзей-футболистов, подводников, космонавтов, ядерщиков... Та романтика была настолько чистой, без ................ з которых уже не докричаться... Теперь вот не докричаться и до самого Бо риса. Он погиб но прошлой неделе, сбитый вместе с двумя дочками на пешеходном пере ходе каким-то подонком. В редакционном портфеле дожидалась своей очереди очеред ная «песенка». Почему-то ее Борис посвятил идеологических и прочих глупых примесей, что осталась в нем на всю жизнь, ничуть не потускнев. Он не вписывался в новую дейст- пи„ .■ичсту-ти ее эорис по вительность, абсолютно не расстраиваясь по не кому-то персонально, а гитаре вообще, этому поводу. Все так же, тряся бородой, по- Вот эта заметка. носил редакторов, не понимающих в стихах, «Жила-была песенка...». Хорошая ездил на Грушинский, играл в футбол. Ухит- рубрика. Умерла вместе с Борисом Вахнюком. рился в более чем зрелые лета заиметь двух В молодой Стране Советов гитару официально не жалова ли. Ее рисовали в «Крокодиле» с непременным аляповатым бантом на колках, считали символом мещанства, атрибу том лавочников и парикмахе ров. Ну не хотели вспоминать, а может и не знали ревнители революционных устоев, что ве ликий Паганини изменял своей божественной скрипке именно с ней, с гитарой. Писал для нее музыкальные пьесы и даже выступал с гитарными концер тами. Наш славный поэт и гу сар, герой Войны 1812-го года Денис Давыдов лихо пел свои стихи, аккомпанируя себе Вообще барды могут счи тать своим отечеством Испа нию IX века. Правда автор ская песня называлась тогда серенадой, а палатку с кост ром заменял балкон с пре красной дамой. Покорив вслед за Испанией и Италию, гитара всерьез взя лась за Россию. Добавила к шести струнам седьмую и ста ла называться «русской» или «цыганской». Странно, но «ше стерка» с «семеркой» сопер ничают, но не враждуют до сих пор. С некоторых пор, деля сти хи на хорошие и плохие, заме ток. Но он виртуозно играл на гитаре, описания которой я не нашел ни в одном справочни ке. Маэстро имел всего три спаренные струны - и совер шенно неограниченные воз можности. На другой странной кубин ской гитаре попробовал поиг рать и я. Великий поэт Нико лас Гильен пригласил нас в га ванский кабачок. Там мне по дали инструмент, каких я не видел: гриф гладкий, без еди ного лада, как у скрипки... Сы грал чисто из упрямства. Когда дошел до «Поговори же ты со мной, подруга семиструнная», на тил: все хорошие обязательно Гильен уже отбивал такт шоко- —.............. г г 7 I 1 Г 1 Л . ш VIКО I С э 1 иП чЭ гитаре (пять рублей серебром можно спеть под гитару. Вер- за каждый урок у выдающего ся мастера тех времен, быв шего крепостного по фами лии... Высоцкий). Не легкомысленный - серь езный инструмент эта гитара. Считается, что родом она из Древней Греции. Во всяком случае, первая моя гитара - из старого греческого села в Донбассе. Там я заканчивал школу и лихо изображал на клубной сцене колхозного ба лагура Курочкина в «Свадьбе с приданым». Герой мой дол жен был петь хитовые на те времена строки: «Или я в мае ная примета! Помню, впервые раскрыл сборник Гарсиа Лор ки - и сразу попалось это: Когда умру, Схороните меня с гитарой - В сыром песке, В апельсиновой роще старой, В любом цветке... Сразу понятно: наш чело век, такое без гитары не напи шешь. В середине семидесятых в Гаване мне пел черный, как смоль, и стройный, как юноша, штабах ваших недостаточно старик Бласки Иваньес. «Маэ- красив?».Трех аккордов, осво- стро Чичо», как величали его, енных с помощью Миши Ори- создателя кубинской «сонны» - мне особого музыкального стиля - крепко разменял девятый деся- дороги, соседа по дому хватило до института ладными ладонями... У каждой гитары свой хара ктер, не всегда ангельский. Бы вают такие вредные! На фес тивале под Челябинском я по скользнулся на глинистом взгорке и грохнулся прямо на гитару. Своим жестким реб ром она сломала четыре мо их... У моей любимой гитары то же затейливая судьба. Володя Шавырин, физик и замечатель ный гитарный мастер из Об нинска сделал внутри, в неза метном местечке надпись: «Ель взята из деки рояля «Беккер» 1870-го года». Так что теперь прикасаюсь к ней с историче ским трепетом: как-никак ро весница Ленина! Борис ВАХНЮК. Вверху - один из последних снимков Бориса. Внизу - 40 лет назад, в звездные 60-е... Учредитель и Издатель «Инф ормационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрирова: Министерством РФ по де юно лам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Г е н е р а л ь н ы й д и р е к т о р Г л а в н ы й р е д а к т о р Ф.Сизый. В.Симонов. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.663.991 экз. Цена - бесплатно. Распространяется в качестве приложения к газетам: Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, уд. «Правды», 24, 8-й этаж. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-таН: уТогтк@асН.п1 «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./фокс (095) 257-37-83 - ---------------------
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz