Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

творчество 2 ИЮНЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 21 (217) Жизнь без старости Такую цель поставили перед собой российские и белорусские биологи СО Ю 3 Беларусь—Россия_____ Ш Александр Щуплов МОСКВА — ВИТЕБСК «ДАВНО уже, мой любимый го­ род, я тебя не видел, не слышал, недоговаривал с твоими облака­ ми, не опирался на твои ограды. Мой Витебск, я был и остался ве­ рен тебе навсегда...» Эти слова художника Марка Шагала можно отнести не только к городу, гдеон родился—одному из самых поэтических городов назем­ ле— Витебску, но и ко всей России и Беларуси. Искусствоведы назы­ вают его «художником-поэтом», а его искусство — «сверхреаль­ ным». В шагаповской вселенной мирно сосуществуют фольклор­ ные персонажи, коровы, ослы, му­ зыканты, торговцы, парящие над крышами Витебска влюбленные... Свою вторую родину Мастер на­ шел на берегах Сены. По его при­ знанию, Париж стал для него «вто­ рым Витебском». Если продолжить метафору, то Витебск был для ху­ дожника первым Парижем. В Москве, ВТретьяковской га­ лерее, прошла презентация фун­ даментальной книги искусствове­ да Александра КАМЕНСКОГО «Марк Шагал. Художник из Рос­ сии». Книга эта по-своему уни­ кальна и является результатом це­ лого этапа развития отечествен­ ной художественной критики и ис­ кусствоведческой мысли. Автор работал над ней до конца своих, дней и завещал издать полный текст исследования на русском. Каменскому удалось изучить все музеи и частные коллекции, где хранились неизвестные исследо­ вателям произведения Шагала, и обобщить литературу о нем. Та­ ким образом ученый смог рекон­ струировать жизненный путь мо­ лодого Шагала и ранний период его творчества. В связи с презентацией моно­ графии Александра Каменского в Москву прибыла внучка художни- ка госпожа Мерет МЕЙЕР-ГРА- БЕР, которая сегодня представля­ ет интересы семьи Шагала. Она является вице-президентом Ша- галовского комитета в Париже и ведет большую работу по органи­ зации выставок работ Шагала, а также изданию каталогов и книг о художнике. — Ярадуюсь полному изданию книги Александра Каменского, — сказала в беседе с корреспонден­ том «СОЮЗа» госпожа Мерет Мейер-Грабер. — Очень красивая книга, хорошо напечатанная. Мне нужно будет сильно постараться и вспомнить русский язык для того, чтобы погрузиться в текст. Наде­ юсь, вскоре мы сможем увидеть эту книгу на английском и ее про­ читает мир. В любом случае я сча­ стлива, что книга Каменского смогла выйти на российский ры­ нок в дни, когда в Третьяковской галерее проходила выставка Мар­ ка Шагала. — Некоторое время назад вы позво­ лили сотрудникам Музея Шагала в Витебске подготовить для публика­ ции написанную вами хронику жизни и творчества Марка Шагала. Какова судьба этого издания? — Эта рукопись предназнача­ лась для каталога, который был специально сделан для Третья­ ковской галереи, и являлась наи­ более полной биографией Шага­ ла. Первая часть была написана заведующим отделом научной ка­ талогизации Государственной Третьяковской галереи Яном Бру­ ком, а вторую часть (с 1922 по 1985 годы) написала я. — За Марка Шагала, который родил­ ся в Витебске, жил в Москве, Париже и Ницце, сегодня борются две страны — его родина и Франция. В свою оче­ редь немцы оспаривают у французов первенство в оценке творчества Ша­ гала... Кому, на ваш взгляд, принад­ лежит Шагал? — Трудно говорить о том, что творчество Шагала является на­ следием какой-то одной нации. Это универсальный художник, он принадлежит всему миру. Он рус­ ский в душе, но прожил свою жизнь во Франции, где и умер. Го­ ворить, что Шагал принадлежит какой-то одной нации— значит ог­ раничивать его искусство. — Много ли подделок картин Марка Шагала появляется сейчас? Сущест­ вует правило: если книгу хочется ук­ расть с прилавка или из библиотеки, значит, она дорогого стоит. Если кар­ тину подделывают, значит, она того заслуживает... — Вы правы. Действительно, копирование художника— обрат­ ная сторона успеха. Но ведь его не только копируют, но порой пыта­ ются подделывать. Мы завалены подделками Марка Шагала. Мно­ гие сделаны в странах Восточной Европы. Пик этого процесса при­ ходится на время, когда рухнул «железный занавес», — наступи­ ла настоящая катастрофа: если до конца восьмидесятых годов у моей матери была одна картоте­ ка, в которой фиксировались под­ делки картин дедушки, то сейчас их уже целых три! — Издан ли полный каталог работ Марка Шагала? — К сожалению, он не состав­ лен. Мне много приходится зани­ маться выставками, поэтому пол­ ный каталог в лучшем случае мо­ жет появиться через20 лет. — В России недавно вышли «Мерт­ вые души» Гоголя с 96 иллюстрация­ ми Шагала. Как вы относитесь к этим офортам? — Марк Шагал сделал уни­ кальные иллюстрации к Гоголю. Здесь мы видим союз между ли­ тературой, искусством и русской душой художника. Именно в офортах к «Мертвым душам», как ни в каких других произведе­ ниях, Шагал использовал чер­ ный и белый цвета. Он вложил в эти работы свой дар, свой юмор, свою душу. — Вы неоднократно бывали в Витеб­ ске — городе, кусочек которого мож­ но встретить в каждой картине ваше­ го дедушки. Благодаря вашей фи­ нансовой помощи было отремонтиро­ вано помещение библиотеки в мест­ ном Музее Шагала и приобретена ме­ бель для библиотеки. Вам нравится Витебск, что вас связывает с Белару­ сью? — В витебском Музее Шагала мы уже пятый раз проводим вы­ ставку работдедушки. Сначала— совместно с посольствами Бела­ руси иФранции. В нынешнем году в выставке в Музее Шагала будут представлены работы из москов­ ского Музея изобразительных ис­ кусств имени Пушкина. Мне труд­ но судить о том Витебске, каким его знал дедушка: во время войны городбыл сильно разрушен, ниче­ го почти не осталось от начала XX века. Но когда подходишь к месту, где находитсядом Шагала, нельзя удержаться от эмоций, которые вас наполняют. С Беларусью нас связывают самые добрые, друже­ ственные отношения: это наша ■ Внучки Шагала Мерет Мейер- Грабер (справа) и Белла Мейер вМоскве, вТретьяковке. общая родина, и мы хотим, чтобы творчество Шагала возвратилось на его родину. — Неоднократно замечали, что вы очень сильно похожи на свою бабуш­ ку Беллу— первую жену Марка Ша­ гала, которая присутствует на многих картинах. Вы не завидуете своей ба­ бушке Белле, которую любил гений XX века? ч — Если говорить о сходстве, то здесь нет никакой моей вины! Мы с сестрой не смогли увидеть нашу бабушку, которая умерла до на­ шего рождения. Что касается ва­ шего вопроса, то врядли стоит за­ ниматься психоанализом. Нам трудно представить жизнь нашей бабушки. Она была умным, воспи­ танным, культурным, очень тон­ ким человеком. Она говорила на многих языках. Бабушка наверня­ ка могла бы по-другому использо­ вать свой талант, нежели сущест­ вовать рядом с гением, но она по­ святила всюжизнь дедушке, отда­ ла ему все что могла и, к сожале­ нию, умерла в молодом возрасте. — Гений и красивая женщина— по­ нятия совместимые? — Жизнь такова, что обе эти вещи совместимы. — Известно, что ваш дедушка любил синий цвет. Его даже называли Вол­ шебником Василькового Города.А какой цвет любите вы? — Синий... Между тем Неизвестная ранее картина Марка Шагала была продана на аукционе в Мин­ ске за 650 тысяч долларов. Аукционный дом, выставивший картину, ссыла­ ется на то, что ее подлинность установил некий эксперт из Санкт-Петербурга Арсений Сагальчик. Между тем внучка мастера и директор Музея Марка Ша­ гала в Витебске назвали картину фальшивкой и поставили под сомнение слова эксперта. — Стартовая цена на данную картину была установлена в размере 450 тысяч долларов,— сообщила исполнительный директор антикварно-аукционного дома Людмила Кононова.— Право на приобретение картины куплено физи­ ческим лицом. В течение 20 дней будет согласовываться место хранения картины— в Беларуси или за границей. Подлинность картины подтвердил частный эксперт. «Картина, которая не имеет названия, была написана Шагалом в Витебске накануне отъезда за границу — в период с 1915 по 1920 годы»,— сообщила Л. Кононова. Внучка Шагала Мерет Мейер-Грабер, являющаяся вице-президентом коми­ тета художника, штаб-квартира которого находится в Париже, заявила, что речь идет об «ужасной фальшивке». Выступая в эфире белорусского телеви­ дения, она рассказала, что безымянная картина ранее трижды представля­ лась на экспертизу в комитет Шагала и каждый раз ее подлинность не под­ тверждалась. Директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмель­ ницкая отметила, что работы известных художников, которые продаются на аукционах, должны иметь специальные сертификаты, подтверждающие их принадлежность кисти именно этого автора: «Подлинность работ Шагала имеет право подтверждать специальная экспертная группа Шагаловского комитета, штаб-квартира которого находится в Париже». История с прода­ жей картины, несомненно, еще получит свое развитие в Беларуси. В России тоже с интересом наблюдают за происходящим: в Москве только что завер­ шилась выставка работ Марка Шагала. В и к то р и я А В Е Р Б У Х . физики твердого тела — позво­ ляет идентифицировать не толь­ ко положение отдельных атомов в живой клетке, исследовать ее свойства, но и локально воздей­ ствовать на группы молекул, вхо­ дящих в ее состав. Иначе говоря, в какой-то степени приблизиться к возможности управлять функ­ ционированием клетки, вводить ее в режим работы, наиболее благоприятный для организма, а значит, сделать крупный шаг к конечной цели— познанию зако­ нов жизни. При отсутствии достаточного финансирования на научные ис­ следования отечественные фун­ даментальные идеи в области биологии и генетики, как прави­ ло, проверяются в зарубежных лабораториях: во Франции, в Германии, США со всеми выте­ кающими последствиями — по­ терей темпа научного поиска, а зачастую и приоритета. В этом соревновании важнейшую роль для российской науки играет Объединенный институт ядер- ных исследований, в бюджет ко­ торого страны — члены ОИЯИ вносят свою долю, что позволяет ученым института вести иссле­ дования на самом современном оборудовании. — Немалый вклад в развитие экспериментальной исследова­ тельской базы института вносят научные и производственное ор­ ганизации Беларуси — члена ОИЯИ, — продолжает С. Тютюн- ников. — В первую очередь Бело­ русский госуниверситет, Центр физики частиц и высоких энер­ гий, ряд других научных учреж­ дений. В частности, физиками и химиками БГУ разработаны уни­ кальные методики на основе по­ лупроводниковых нанокласте­ ров, которые способны поме­ тить отдельные фрагменты в клетках размером чуть больше атома и дальше следить за ни­ ми. И что не менее важно, в Минске успешно работает бело- русско-японское предприятие «СОЛАР ТИИ» — разработчик уникальных оптических прибо­ ров для биологии, химии, меди­ цины, других отраслей. Посколь­ ку Беларусь аккуратно выплачи­ вает свой взнос в ОИЯИ, этот ме­ ждународный институт уникаль­ ным инструментарием обеспе­ чен. В настоящее время идет подготовка технического зада­ ния по разработке прибора для создаваемой в ОИЯИ лаборато­ рии радиобиологических иссле­ дований. Объектами исследова­ ний станут живые клетки, под­ вергнутые облучению различ­ ными источниками, — рентге­ новские лучи, нейтроны, реляти­ вистские ядра и тому подобное. Работы белорусских специали­ стов позволяют нам все ближе и ближе подобраться к тайне бы­ тия. Под сенью «Медного всадника» Вдень рождения Пушкина вспомним о дружбе великих поэтов Волшебник Василькового Города Внучка Марка Шагала, как и дедушка, любит синий цвет ДУБНА — МИНСК УНИКАЛЬНЫЕ разработки бело­ русских специалистов в области оптического приборостроения позволяют ученым многих стран проникать в глубь живой мате­ рии, раскрывая все новые тайны. Проникновение в глубь клет­ ки, расшифровка механизма ее функционирования, а значит, и управления им, даст человечест­ ву избавление от болезней, в том числе и самых страшных, воз­ можность миновать старость, значительно продлить жизнь. Сотни лабораторий мира работа­ ют над этой проблемой. В подмо­ сковной Дубне такие задачи ре­ шает коллектив Объединенного института ядерных исследова­ ний (ОИЯИ), где трудятся ученые многих стран. — Современная биология да­ леко ушла от того уровня, когда основным инструментом был оп­ тический микроскоп, — расска­ зывает сотрудник ОИЯИ, доктор технических наук Сергей ТЮ- ТЮННИКОВ. — Сегодня иссле­ дования проводятся на основе фундаментальных достижений в физике, химии, материаловеде­ нии. Особенно это касается фи­ зики твердого тела, исследова­ тельские инструменты которой биологи взяли на вооружение. Оказалось, что с помощью одних и тех же приборов, одних и тех же методов можно проникать в глубь мертвой материи и в глубь материи живой. Это прежде все­ го широкий спектр лучевых ме­ тодов исследования с длиной волны от долей микрона видимо­ го диапазона до миллионных до­ лей микрона жесткого рентгена, которые позволяют выявить мно­ гие процессы, происходящие как в клетке, так и в ее очень малых частях. На современных экспе­ риментальных установках изуча­ ют структуру белковых клеток вплоть до пространственного расположения в них отдельных атомов. Сегодня на этих установках расшифрованы структуры более двух тысяч известных белков че­ ловека. Успешное применение в биологии находят специфиче­ ская микроскопия, спектроско­ пия комбинированного рассея­ ния, позволяющая видеть в клет­ ке отдельные ее фрагменты, изу­ чать их поведение, зависящее от внешних условий — радиации, химических реагентов и тому по­ добного. Это стало возможным благодаря бурному развитию ла­ зерной техники и оптического приборостроения. Лазерная спектроскопия в до­ полнение к Синхротронному и ней­ тронному излучению — этот на­ бор экспериментальных средств Александр Беляев МОСКВА — МИНСК — ААНКТ -ПЕТЕРБУРГ и «МЕДНЫМ всадником» — па­ мятником Петру I на Сенатской площади в Питере — связан знаменитый заочный спор двух великих славянских поэтов Пушкина и Мицкевича. Послед- ний в 1824 году был выслан цар­ скими властями из Литвы и жил в России, сблизившись с Пуш­ киным. Их знакомство состоя­ лось в 1826 году. В стихотворении «Олешке- вич» Мицкевич писал о поль­ ском художнике, имя которого дало название стихам, предска­ завшим накануне петербург­ ского наводнения 1824 года «грядущую кару» царю за то, что тот «низко пал, тиранство возлюбя». В этом и других сти­ хах Мицкевич задел два доро­ гих сердцу Пушкина образа — императора Петра Великого и • города его имени. Как заметил Валерий Брюсов, на изображе­ ние Мицкевичем Северной сто­ лицы мрачными красками Пуш­ кин ответил в «Медном всадни­ ке» апологией Петербурга. Там, где, например, Мицкевич смеет­ ся над тем, что петербургские дома стоят за железными ре­ шетками, Пушкин возражает и признается, что любит «оград узор чугунный». Мицкевич осу­ ждает суровость климата Пе­ тербурга. Пушкин отвечает: «Люблю зимы твоей жестокой/ Недвижный воздух и мороз». Полемика не помешала Пушки­ ну болдинской осенью перевес­ ти две баллады из IV парижско­ го тома Мицкевича— «Будрыс» и «Воевода». Ведь они отлично знали друг другу цену, наши ге­ нии! Современник вспоминает, как во время импровизации Мицкевича в Москве Пушкин, в честь которого был дан этот ве­ чер, «вдруг вскочил с места и, ероша волосы, почти бегая по зале, восклицал: «Какой гений! Какой священный огонь! Что я рядом с ним?» — и, бросившись Адаму на шею, обнял его и стал целовать как брата...» Думает­ ся, в Новогрудке — на малой ро­ дине Адама Мицкевича — в кос­ теле, где он был крещен, во вре­ мя торжественной мессы, по­ священной 200-летию поэта, витал и дух Пушкина. В Беларуси поэма «Медный всадник», как и другие произве­ дения Пушкина, испокон веку пользовалась любовью и у чита­ телей, и у переводчиков. На бе­ лорусский поэму перевел Янка Купала. В преддверии праздно­ вания пушкинского юбилея в 1937 году был создан Пушкин­ ский комитет Беларуси. В газе­ тах того времени рассказывали о том, что столетию со дня смер­ ти Пушкина была посвящена сессия Белорусской академии наук. По окончании докладов народный поэт республики ака­ демик Якуб Колас прочитал не­ сколько отрывков из поэмы «Полтава» в своем переводе. В Минском доме Красной армии, а также в гарнизонных частях чи­ тали пушкинские доклады и да­ вали концерты. Для лекторской работы были привлечены луч­ шие силы из Москвы и Минска. Выставки произведений велико­ го поэта прошли в Государствен­ ной библиотеке им. Ленина в Минске, в библиотеках Могиле­ ва, Витебска, Гомеля, Бобруй­ ска... Художники и скульпторы Беларуси к столетию со дня смерти Пушкина создали нема­ ло произведений. В частности, художник Давидович закончил большую картину «Пушкин и его няня в деревне»,скульптор Бо­ хан — бюст поэта. Прошел все- белорусский конкурс на лучший памятник и портрет Пушкина. 1- й Белорусский государственный театр поставил «Капитанскую дочку», БГТ-2 поставил «Дуб­ ровского», Театр юного зрителя показал сказки Пушкина. И, ко­ нечно, не был забыт «Медный всадник» — его подготовил к инсценировке Белорусский го­ сударственный театр-3... Не был забыт «Медный всад­ ник» и в дни празднования 300- летия Петербурга. Он стал его символом. На причале у Медно­ го всадника прошел II Междуна­ родный молодежный фести­ валь дружбы, в котором приня­ ла участие молодежь из различ­ ных регионов России и Белару­ си, Италии и Польши, Швеции и Бельгии... Два эпиграфа на обложке журнала Имена классиков стали связующим звеном втворческих проектах белорусских и российских школьников Альберт Валентинов Песни Куликова поля Белорусский бард стал дипломантом фестивали Николай Киреев ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ НА ПЕРВОМ ратном поле Рос­ сии прошел Международный фестиваль патриотической ав­ торской песни. У села Монастырщино, где, по преданию, похоронены рус­ ские воины, погибшие в Кули­ ковской битве, свое искусство демонстрировали десятки бар­ дов и коллективов, которые съехались из разных уголков России и ближнего зарубежья на пятый фестиваль авторской песни. Гран-при и приз зрительских симпатий завоевал впервые участвовавший в концерте под открытым небом ансамбль ду­ ховенства Ярославской епар­ хии. Гости великолепно испол­ нили русские и казачьи песни. Много аплодисментов выпало и на долю Вадима Мазецкого из Минска. Белорусский бард стал дипломантом фестиваля. дата И в засушливой душе... Писатель ижурналист подвели итог десятилетию книжная полка Александр Батыгин МОСКВА «МЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, неверно понимаем воспитание патрио­ тизма, принимая его иной раз за идеологическую приставку. От речей на политическом ми­ тинге, даже самых правильных, это чувство не может быть прочным, а вот от народной песни, от Пушкина и Тютчева, Достоевского и Шмелева и в засушенной душе способны по­ явиться благодатно-благодар­ ные ростки...» Эти строки — из интервью замечательного писателя Ва­ лентина Распутина. Валентин Григорьевич, во всяком случае в постсоветское время, не часто дает интервью журналистам, но вот для Виктора Кожемяко он сделал исключение. Каждый год уже десять лет кряду писа­ тель встречается для обстоя­ тельной беседы с известным публицистом, чтобы вместе под­ вести итоги года, проанализиро­ вать пережитое, обсудить и объ­ яснить события. Так родилась книга «Послед­ ний срок: диалоги о России», выпущенная издательством «Воскресенье» и вобравшая ставшие традиционными еже­ годные беседы писателя и жур­ налиста. А событий за минувшее де­ сятилетие жизнь подбросила выше головы. Тут и октябрь 1993-го, и Чечня, и теракты. Обо всем — предельно откровен­ ный, заостренный, нелицепри­ ятный разговор. О политике и детских библиотеках, судьбе русской литературы и театраль­ ных постановках, сегодняшнем дне Сибири и религии. Приз­ наться, со страниц книги Вален­ тин Распутин предстает не сов­ сем таким, как воспринимали его многочисленные поклонниг ки, зачитывающиеся «Прощани­ ем с Матерой», «Последним сроком», «Живи и помни». Здесь, в новой книге мэтра, Ва­ лентин Распутин близок к отчая­ нию, порой срывается на крик. Да, очень многое в нашей новой действительности он оценивает совершенно справедливо, осо­ бенно нынешнее состояние оте­ чественных литературы, театра, телевидения, прессы. Когда коммерческий подход подмина­ ет подлинное творчество, когда верх берет конъюнктура, выми­ рают музеи и библиотеки. И все же не покидает чувство: все оценки происходящего заведо­ мо помечены знаком отрицания, черным цветом. Скажем, в одной из бесед пи­ сатель приводит пример: «В мо­ ей родной деревне Аталанка в Иркутской области год назад сгорела школа. Никто, разуме­ ется, и пальцем не пошевелил, чтобы строить новую»... Распу­ тин, живя на два дома — в Моск­ ве и Иркутске, — никогда не за­ бывает «малой родины». В ус­ тах маститого писателя сказан­ ное, как ни крути, звучит как обобщение, образ собиратель­ ный. Получается, своим «разу­ меется» Распутин выносит при­ говор: уж насколько очерствели чиновники — до школьников по всей Руси им дела нет... Навер­ ное, в реальной жизни не так все мрачно, тоскливо, безнадежно. В своих самых трагичных сюже­ тах Валентин Григорьевич все­ гда находил место и доброте, и надежде. И еще, как мне пока­ залось, в книге нет ни намека на полемику, спор. Отвечая на один из вопросов журналиста, каково «сегодняш­ нее мировосприятие русского писателя и гражданина Рос­ сии», Распутин отвечает: — Боль за Россию! Тут надо признать: в немно­ гих прочитанных произведениях в жанре публицистики послед­ них лет тема России, ее судьбы, переломных событий прозвуча­ ла так искренне, яростно, обна­ женно, как в совместном труде Распутина и Кожемяко. То, что произошло с Россией в послед­ ние 10—12 лет, — их личная боль, личная трагедия. Такое восприятие, понятно, диктует содержание и стилистику чест­ ного и откровенного разговора двух незаурядных людей, пред­ ставляющих свое поколение. С ними можно не соглашаться, но не заметить и не оценить их диа­ лог нельзя. наука образование Александр Карлюкевич НОВОГРУД ОК—САНКТ-ПЕТЕРБУРГ7" ЖУРНАЛ «Время», который вы­ ходит в гимназии № 248 Санкт- Петербурга, стал победителем 3-го Всероссийского конкурса школьных изданий. Главный ин­ терес юных журналистов — ис­ тория. А недавно санкт-петер­ бургские гимназисты и их свер­ стники из гимназии № 1 города Новогрудка, что на Гродненщи- не, совместно с Институтом русской литературы (Пушкин­ ским домом) и домом-музеем Адама Мицкевича в Новогрудке выпустили историко-литератур­ ное приложение к журналу — «Перемена времен». Два эпи­ графа на обложке белорусско- российского номера. Автор пер­ вого — Александр Сергеевич Пушкин: «Издревле сладост­ ный союз поэтов меж собой свя- зует». А второго, почти пери­ фразы, — наш современник Бо­ рис Гребенщиков: «Нам выпала великая честь жить в перемену времен...». О том, как создавался жур­ нал, что послужило толчком к изданию, рассказал корреспон­ денту «СОЮЗа» директор До­ ма-музея^Адама Мицке*вича Ни­ колай ГАЙБА: — Такое в истории мировой литературы случается нечасто, чтобы два великих поэта были знакомы между собой, одинако­ во восторженно отзывались о таланте и гениальности друг друга. Сохранилось немало до­ кументальных свидетельств о знакомстве, встречах Мицкеви­ ча и Пушкина. Как, впрочем, и сами гениальные художники яр­ ким слогом выразили свои впе­ чатления, чувства. Вспомните из «Евгения Онегина»: «Воображенья край священный, С Атридом спорил там Пилат. Там закололся Митродат. Там пел Мицкевич вдохновенный И посреди прибрежных скал Свою Литву воспоминал...» Однажды в Новогрудок прие­ хала делегация санкт-петербург­ ских гимназистов. Они навести­ ли наш музей, узнали, что Алек­ сандр Сергеевич Пушкин — близкий Беларуси, Новогрудку поэт. Побывали на старом го­ родском кладбище, где похоро­ нен внук Пушкина. В нашем го­ роде какое-то время команди­ ром полка служил сын поэта — Александр Александрович. Во время этого визита и возникла идея совместного журнала. Ог­ ромная благодарность за под­ держку главному редактору из­ дания Светлане Кудрявцевой- Караускайте. Спасибо и нашим новогрудским школьникам — Алене Анискиной, Алесе Бого­ мазовой, Дмитрию Малюженцу, другим ребятам, сумевшим в самых разных материалах вы­ разить не только то, что для Но­ вогрудка «Мицкевич — это на­ ше все», но и проследившим тонкую душевную связь авто­ ров «ПанаТадеуша» и «Евгения Онегина». Историко-литературные ис­ следования белорусских и рос­ сийских школьников дополняют рисунки гимназистов. Юные ху­ дожники из Новогрудка иллюст­ рируют произведения Пушкина, а санкт-петербургские гимнази­ сты — Мицкевича.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz