Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
творчество 2 ИЮНЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 21 (217) Жизнь без старости Такую цель поставили перед собой российские и белорусские биологи СО Ю 3 Беларусь—Россия_____ Ш Александр Щуплов МОСКВА — ВИТЕБСК «ДАВНО уже, мой любимый го род, я тебя не видел, не слышал, недоговаривал с твоими облака ми, не опирался на твои ограды. Мой Витебск, я был и остался ве рен тебе навсегда...» Эти слова художника Марка Шагала можно отнести не только к городу, гдеон родился—одному из самых поэтических городов назем ле— Витебску, но и ко всей России и Беларуси. Искусствоведы назы вают его «художником-поэтом», а его искусство — «сверхреаль ным». В шагаповской вселенной мирно сосуществуют фольклор ные персонажи, коровы, ослы, му зыканты, торговцы, парящие над крышами Витебска влюбленные... Свою вторую родину Мастер на шел на берегах Сены. По его при знанию, Париж стал для него «вто рым Витебском». Если продолжить метафору, то Витебск был для ху дожника первым Парижем. В Москве, ВТретьяковской га лерее, прошла презентация фун даментальной книги искусствове да Александра КАМЕНСКОГО «Марк Шагал. Художник из Рос сии». Книга эта по-своему уни кальна и является результатом це лого этапа развития отечествен ной художественной критики и ис кусствоведческой мысли. Автор работал над ней до конца своих, дней и завещал издать полный текст исследования на русском. Каменскому удалось изучить все музеи и частные коллекции, где хранились неизвестные исследо вателям произведения Шагала, и обобщить литературу о нем. Та ким образом ученый смог рекон струировать жизненный путь мо лодого Шагала и ранний период его творчества. В связи с презентацией моно графии Александра Каменского в Москву прибыла внучка художни- ка госпожа Мерет МЕЙЕР-ГРА- БЕР, которая сегодня представля ет интересы семьи Шагала. Она является вице-президентом Ша- галовского комитета в Париже и ведет большую работу по органи зации выставок работ Шагала, а также изданию каталогов и книг о художнике. — Ярадуюсь полному изданию книги Александра Каменского, — сказала в беседе с корреспонден том «СОЮЗа» госпожа Мерет Мейер-Грабер. — Очень красивая книга, хорошо напечатанная. Мне нужно будет сильно постараться и вспомнить русский язык для того, чтобы погрузиться в текст. Наде юсь, вскоре мы сможем увидеть эту книгу на английском и ее про читает мир. В любом случае я сча стлива, что книга Каменского смогла выйти на российский ры нок в дни, когда в Третьяковской галерее проходила выставка Мар ка Шагала. — Некоторое время назад вы позво лили сотрудникам Музея Шагала в Витебске подготовить для публика ции написанную вами хронику жизни и творчества Марка Шагала. Какова судьба этого издания? — Эта рукопись предназнача лась для каталога, который был специально сделан для Третья ковской галереи, и являлась наи более полной биографией Шага ла. Первая часть была написана заведующим отделом научной ка талогизации Государственной Третьяковской галереи Яном Бру ком, а вторую часть (с 1922 по 1985 годы) написала я. — За Марка Шагала, который родил ся в Витебске, жил в Москве, Париже и Ницце, сегодня борются две страны — его родина и Франция. В свою оче редь немцы оспаривают у французов первенство в оценке творчества Ша гала... Кому, на ваш взгляд, принад лежит Шагал? — Трудно говорить о том, что творчество Шагала является на следием какой-то одной нации. Это универсальный художник, он принадлежит всему миру. Он рус ский в душе, но прожил свою жизнь во Франции, где и умер. Го ворить, что Шагал принадлежит какой-то одной нации— значит ог раничивать его искусство. — Много ли подделок картин Марка Шагала появляется сейчас? Сущест вует правило: если книгу хочется ук расть с прилавка или из библиотеки, значит, она дорогого стоит. Если кар тину подделывают, значит, она того заслуживает... — Вы правы. Действительно, копирование художника— обрат ная сторона успеха. Но ведь его не только копируют, но порой пыта ются подделывать. Мы завалены подделками Марка Шагала. Мно гие сделаны в странах Восточной Европы. Пик этого процесса при ходится на время, когда рухнул «железный занавес», — наступи ла настоящая катастрофа: если до конца восьмидесятых годов у моей матери была одна картоте ка, в которой фиксировались под делки картин дедушки, то сейчас их уже целых три! — Издан ли полный каталог работ Марка Шагала? — К сожалению, он не состав лен. Мне много приходится зани маться выставками, поэтому пол ный каталог в лучшем случае мо жет появиться через20 лет. — В России недавно вышли «Мерт вые души» Гоголя с 96 иллюстрация ми Шагала. Как вы относитесь к этим офортам? — Марк Шагал сделал уни кальные иллюстрации к Гоголю. Здесь мы видим союз между ли тературой, искусством и русской душой художника. Именно в офортах к «Мертвым душам», как ни в каких других произведе ниях, Шагал использовал чер ный и белый цвета. Он вложил в эти работы свой дар, свой юмор, свою душу. — Вы неоднократно бывали в Витеб ске — городе, кусочек которого мож но встретить в каждой картине ваше го дедушки. Благодаря вашей фи нансовой помощи было отремонтиро вано помещение библиотеки в мест ном Музее Шагала и приобретена ме бель для библиотеки. Вам нравится Витебск, что вас связывает с Белару сью? — В витебском Музее Шагала мы уже пятый раз проводим вы ставку работдедушки. Сначала— совместно с посольствами Бела руси иФранции. В нынешнем году в выставке в Музее Шагала будут представлены работы из москов ского Музея изобразительных ис кусств имени Пушкина. Мне труд но судить о том Витебске, каким его знал дедушка: во время войны городбыл сильно разрушен, ниче го почти не осталось от начала XX века. Но когда подходишь к месту, где находитсядом Шагала, нельзя удержаться от эмоций, которые вас наполняют. С Беларусью нас связывают самые добрые, друже ственные отношения: это наша ■ Внучки Шагала Мерет Мейер- Грабер (справа) и Белла Мейер вМоскве, вТретьяковке. общая родина, и мы хотим, чтобы творчество Шагала возвратилось на его родину. — Неоднократно замечали, что вы очень сильно похожи на свою бабуш ку Беллу— первую жену Марка Ша гала, которая присутствует на многих картинах. Вы не завидуете своей ба бушке Белле, которую любил гений XX века? ч — Если говорить о сходстве, то здесь нет никакой моей вины! Мы с сестрой не смогли увидеть нашу бабушку, которая умерла до на шего рождения. Что касается ва шего вопроса, то врядли стоит за ниматься психоанализом. Нам трудно представить жизнь нашей бабушки. Она была умным, воспи танным, культурным, очень тон ким человеком. Она говорила на многих языках. Бабушка наверня ка могла бы по-другому использо вать свой талант, нежели сущест вовать рядом с гением, но она по святила всюжизнь дедушке, отда ла ему все что могла и, к сожале нию, умерла в молодом возрасте. — Гений и красивая женщина— по нятия совместимые? — Жизнь такова, что обе эти вещи совместимы. — Известно, что ваш дедушка любил синий цвет. Его даже называли Вол шебником Василькового Города.А какой цвет любите вы? — Синий... Между тем Неизвестная ранее картина Марка Шагала была продана на аукционе в Мин ске за 650 тысяч долларов. Аукционный дом, выставивший картину, ссыла ется на то, что ее подлинность установил некий эксперт из Санкт-Петербурга Арсений Сагальчик. Между тем внучка мастера и директор Музея Марка Ша гала в Витебске назвали картину фальшивкой и поставили под сомнение слова эксперта. — Стартовая цена на данную картину была установлена в размере 450 тысяч долларов,— сообщила исполнительный директор антикварно-аукционного дома Людмила Кононова.— Право на приобретение картины куплено физи ческим лицом. В течение 20 дней будет согласовываться место хранения картины— в Беларуси или за границей. Подлинность картины подтвердил частный эксперт. «Картина, которая не имеет названия, была написана Шагалом в Витебске накануне отъезда за границу — в период с 1915 по 1920 годы»,— сообщила Л. Кононова. Внучка Шагала Мерет Мейер-Грабер, являющаяся вице-президентом коми тета художника, штаб-квартира которого находится в Париже, заявила, что речь идет об «ужасной фальшивке». Выступая в эфире белорусского телеви дения, она рассказала, что безымянная картина ранее трижды представля лась на экспертизу в комитет Шагала и каждый раз ее подлинность не под тверждалась. Директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмель ницкая отметила, что работы известных художников, которые продаются на аукционах, должны иметь специальные сертификаты, подтверждающие их принадлежность кисти именно этого автора: «Подлинность работ Шагала имеет право подтверждать специальная экспертная группа Шагаловского комитета, штаб-квартира которого находится в Париже». История с прода жей картины, несомненно, еще получит свое развитие в Беларуси. В России тоже с интересом наблюдают за происходящим: в Москве только что завер шилась выставка работ Марка Шагала. В и к то р и я А В Е Р Б У Х . физики твердого тела — позво ляет идентифицировать не толь ко положение отдельных атомов в живой клетке, исследовать ее свойства, но и локально воздей ствовать на группы молекул, вхо дящих в ее состав. Иначе говоря, в какой-то степени приблизиться к возможности управлять функ ционированием клетки, вводить ее в режим работы, наиболее благоприятный для организма, а значит, сделать крупный шаг к конечной цели— познанию зако нов жизни. При отсутствии достаточного финансирования на научные ис следования отечественные фун даментальные идеи в области биологии и генетики, как прави ло, проверяются в зарубежных лабораториях: во Франции, в Германии, США со всеми выте кающими последствиями — по терей темпа научного поиска, а зачастую и приоритета. В этом соревновании важнейшую роль для российской науки играет Объединенный институт ядер- ных исследований, в бюджет ко торого страны — члены ОИЯИ вносят свою долю, что позволяет ученым института вести иссле дования на самом современном оборудовании. — Немалый вклад в развитие экспериментальной исследова тельской базы института вносят научные и производственное ор ганизации Беларуси — члена ОИЯИ, — продолжает С. Тютюн- ников. — В первую очередь Бело русский госуниверситет, Центр физики частиц и высоких энер гий, ряд других научных учреж дений. В частности, физиками и химиками БГУ разработаны уни кальные методики на основе по лупроводниковых нанокласте ров, которые способны поме тить отдельные фрагменты в клетках размером чуть больше атома и дальше следить за ни ми. И что не менее важно, в Минске успешно работает бело- русско-японское предприятие «СОЛАР ТИИ» — разработчик уникальных оптических прибо ров для биологии, химии, меди цины, других отраслей. Посколь ку Беларусь аккуратно выплачи вает свой взнос в ОИЯИ, этот ме ждународный институт уникаль ным инструментарием обеспе чен. В настоящее время идет подготовка технического зада ния по разработке прибора для создаваемой в ОИЯИ лаборато рии радиобиологических иссле дований. Объектами исследова ний станут живые клетки, под вергнутые облучению различ ными источниками, — рентге новские лучи, нейтроны, реляти вистские ядра и тому подобное. Работы белорусских специали стов позволяют нам все ближе и ближе подобраться к тайне бы тия. Под сенью «Медного всадника» Вдень рождения Пушкина вспомним о дружбе великих поэтов Волшебник Василькового Города Внучка Марка Шагала, как и дедушка, любит синий цвет ДУБНА — МИНСК УНИКАЛЬНЫЕ разработки бело русских специалистов в области оптического приборостроения позволяют ученым многих стран проникать в глубь живой мате рии, раскрывая все новые тайны. Проникновение в глубь клет ки, расшифровка механизма ее функционирования, а значит, и управления им, даст человечест ву избавление от болезней, в том числе и самых страшных, воз можность миновать старость, значительно продлить жизнь. Сотни лабораторий мира работа ют над этой проблемой. В подмо сковной Дубне такие задачи ре шает коллектив Объединенного института ядерных исследова ний (ОИЯИ), где трудятся ученые многих стран. — Современная биология да леко ушла от того уровня, когда основным инструментом был оп тический микроскоп, — расска зывает сотрудник ОИЯИ, доктор технических наук Сергей ТЮ- ТЮННИКОВ. — Сегодня иссле дования проводятся на основе фундаментальных достижений в физике, химии, материаловеде нии. Особенно это касается фи зики твердого тела, исследова тельские инструменты которой биологи взяли на вооружение. Оказалось, что с помощью одних и тех же приборов, одних и тех же методов можно проникать в глубь мертвой материи и в глубь материи живой. Это прежде все го широкий спектр лучевых ме тодов исследования с длиной волны от долей микрона видимо го диапазона до миллионных до лей микрона жесткого рентгена, которые позволяют выявить мно гие процессы, происходящие как в клетке, так и в ее очень малых частях. На современных экспе риментальных установках изуча ют структуру белковых клеток вплоть до пространственного расположения в них отдельных атомов. Сегодня на этих установках расшифрованы структуры более двух тысяч известных белков че ловека. Успешное применение в биологии находят специфиче ская микроскопия, спектроско пия комбинированного рассея ния, позволяющая видеть в клет ке отдельные ее фрагменты, изу чать их поведение, зависящее от внешних условий — радиации, химических реагентов и тому по добного. Это стало возможным благодаря бурному развитию ла зерной техники и оптического приборостроения. Лазерная спектроскопия в до полнение к Синхротронному и ней тронному излучению — этот на бор экспериментальных средств Александр Беляев МОСКВА — МИНСК — ААНКТ -ПЕТЕРБУРГ и «МЕДНЫМ всадником» — па мятником Петру I на Сенатской площади в Питере — связан знаменитый заочный спор двух великих славянских поэтов Пушкина и Мицкевича. Послед- ний в 1824 году был выслан цар скими властями из Литвы и жил в России, сблизившись с Пуш киным. Их знакомство состоя лось в 1826 году. В стихотворении «Олешке- вич» Мицкевич писал о поль ском художнике, имя которого дало название стихам, предска завшим накануне петербург ского наводнения 1824 года «грядущую кару» царю за то, что тот «низко пал, тиранство возлюбя». В этом и других сти хах Мицкевич задел два доро гих сердцу Пушкина образа — императора Петра Великого и • города его имени. Как заметил Валерий Брюсов, на изображе ние Мицкевичем Северной сто лицы мрачными красками Пуш кин ответил в «Медном всадни ке» апологией Петербурга. Там, где, например, Мицкевич смеет ся над тем, что петербургские дома стоят за железными ре шетками, Пушкин возражает и признается, что любит «оград узор чугунный». Мицкевич осу ждает суровость климата Пе тербурга. Пушкин отвечает: «Люблю зимы твоей жестокой/ Недвижный воздух и мороз». Полемика не помешала Пушки ну болдинской осенью перевес ти две баллады из IV парижско го тома Мицкевича— «Будрыс» и «Воевода». Ведь они отлично знали друг другу цену, наши ге нии! Современник вспоминает, как во время импровизации Мицкевича в Москве Пушкин, в честь которого был дан этот ве чер, «вдруг вскочил с места и, ероша волосы, почти бегая по зале, восклицал: «Какой гений! Какой священный огонь! Что я рядом с ним?» — и, бросившись Адаму на шею, обнял его и стал целовать как брата...» Думает ся, в Новогрудке — на малой ро дине Адама Мицкевича — в кос теле, где он был крещен, во вре мя торжественной мессы, по священной 200-летию поэта, витал и дух Пушкина. В Беларуси поэма «Медный всадник», как и другие произве дения Пушкина, испокон веку пользовалась любовью и у чита телей, и у переводчиков. На бе лорусский поэму перевел Янка Купала. В преддверии праздно вания пушкинского юбилея в 1937 году был создан Пушкин ский комитет Беларуси. В газе тах того времени рассказывали о том, что столетию со дня смер ти Пушкина была посвящена сессия Белорусской академии наук. По окончании докладов народный поэт республики ака демик Якуб Колас прочитал не сколько отрывков из поэмы «Полтава» в своем переводе. В Минском доме Красной армии, а также в гарнизонных частях чи тали пушкинские доклады и да вали концерты. Для лекторской работы были привлечены луч шие силы из Москвы и Минска. Выставки произведений велико го поэта прошли в Государствен ной библиотеке им. Ленина в Минске, в библиотеках Могиле ва, Витебска, Гомеля, Бобруй ска... Художники и скульпторы Беларуси к столетию со дня смерти Пушкина создали нема ло произведений. В частности, художник Давидович закончил большую картину «Пушкин и его няня в деревне»,скульптор Бо хан — бюст поэта. Прошел все- белорусский конкурс на лучший памятник и портрет Пушкина. 1- й Белорусский государственный театр поставил «Капитанскую дочку», БГТ-2 поставил «Дуб ровского», Театр юного зрителя показал сказки Пушкина. И, ко нечно, не был забыт «Медный всадник» — его подготовил к инсценировке Белорусский го сударственный театр-3... Не был забыт «Медный всад ник» и в дни празднования 300- летия Петербурга. Он стал его символом. На причале у Медно го всадника прошел II Междуна родный молодежный фести валь дружбы, в котором приня ла участие молодежь из различ ных регионов России и Белару си, Италии и Польши, Швеции и Бельгии... Два эпиграфа на обложке журнала Имена классиков стали связующим звеном втворческих проектах белорусских и российских школьников Альберт Валентинов Песни Куликова поля Белорусский бард стал дипломантом фестивали Николай Киреев ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ НА ПЕРВОМ ратном поле Рос сии прошел Международный фестиваль патриотической ав торской песни. У села Монастырщино, где, по преданию, похоронены рус ские воины, погибшие в Кули ковской битве, свое искусство демонстрировали десятки бар дов и коллективов, которые съехались из разных уголков России и ближнего зарубежья на пятый фестиваль авторской песни. Гран-при и приз зрительских симпатий завоевал впервые участвовавший в концерте под открытым небом ансамбль ду ховенства Ярославской епар хии. Гости великолепно испол нили русские и казачьи песни. Много аплодисментов выпало и на долю Вадима Мазецкого из Минска. Белорусский бард стал дипломантом фестиваля. дата И в засушливой душе... Писатель ижурналист подвели итог десятилетию книжная полка Александр Батыгин МОСКВА «МЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, неверно понимаем воспитание патрио тизма, принимая его иной раз за идеологическую приставку. От речей на политическом ми тинге, даже самых правильных, это чувство не может быть прочным, а вот от народной песни, от Пушкина и Тютчева, Достоевского и Шмелева и в засушенной душе способны по явиться благодатно-благодар ные ростки...» Эти строки — из интервью замечательного писателя Ва лентина Распутина. Валентин Григорьевич, во всяком случае в постсоветское время, не часто дает интервью журналистам, но вот для Виктора Кожемяко он сделал исключение. Каждый год уже десять лет кряду писа тель встречается для обстоя тельной беседы с известным публицистом, чтобы вместе под вести итоги года, проанализиро вать пережитое, обсудить и объ яснить события. Так родилась книга «Послед ний срок: диалоги о России», выпущенная издательством «Воскресенье» и вобравшая ставшие традиционными еже годные беседы писателя и жур налиста. А событий за минувшее де сятилетие жизнь подбросила выше головы. Тут и октябрь 1993-го, и Чечня, и теракты. Обо всем — предельно откровен ный, заостренный, нелицепри ятный разговор. О политике и детских библиотеках, судьбе русской литературы и театраль ных постановках, сегодняшнем дне Сибири и религии. Приз наться, со страниц книги Вален тин Распутин предстает не сов сем таким, как воспринимали его многочисленные поклонниг ки, зачитывающиеся «Прощани ем с Матерой», «Последним сроком», «Живи и помни». Здесь, в новой книге мэтра, Ва лентин Распутин близок к отчая нию, порой срывается на крик. Да, очень многое в нашей новой действительности он оценивает совершенно справедливо, осо бенно нынешнее состояние оте чественных литературы, театра, телевидения, прессы. Когда коммерческий подход подмина ет подлинное творчество, когда верх берет конъюнктура, выми рают музеи и библиотеки. И все же не покидает чувство: все оценки происходящего заведо мо помечены знаком отрицания, черным цветом. Скажем, в одной из бесед пи сатель приводит пример: «В мо ей родной деревне Аталанка в Иркутской области год назад сгорела школа. Никто, разуме ется, и пальцем не пошевелил, чтобы строить новую»... Распу тин, живя на два дома — в Моск ве и Иркутске, — никогда не за бывает «малой родины». В ус тах маститого писателя сказан ное, как ни крути, звучит как обобщение, образ собиратель ный. Получается, своим «разу меется» Распутин выносит при говор: уж насколько очерствели чиновники — до школьников по всей Руси им дела нет... Навер ное, в реальной жизни не так все мрачно, тоскливо, безнадежно. В своих самых трагичных сюже тах Валентин Григорьевич все гда находил место и доброте, и надежде. И еще, как мне пока залось, в книге нет ни намека на полемику, спор. Отвечая на один из вопросов журналиста, каково «сегодняш нее мировосприятие русского писателя и гражданина Рос сии», Распутин отвечает: — Боль за Россию! Тут надо признать: в немно гих прочитанных произведениях в жанре публицистики послед них лет тема России, ее судьбы, переломных событий прозвуча ла так искренне, яростно, обна женно, как в совместном труде Распутина и Кожемяко. То, что произошло с Россией в послед ние 10—12 лет, — их личная боль, личная трагедия. Такое восприятие, понятно, диктует содержание и стилистику чест ного и откровенного разговора двух незаурядных людей, пред ставляющих свое поколение. С ними можно не соглашаться, но не заметить и не оценить их диа лог нельзя. наука образование Александр Карлюкевич НОВОГРУД ОК—САНКТ-ПЕТЕРБУРГ7" ЖУРНАЛ «Время», который вы ходит в гимназии № 248 Санкт- Петербурга, стал победителем 3-го Всероссийского конкурса школьных изданий. Главный ин терес юных журналистов — ис тория. А недавно санкт-петер бургские гимназисты и их свер стники из гимназии № 1 города Новогрудка, что на Гродненщи- не, совместно с Институтом русской литературы (Пушкин ским домом) и домом-музеем Адама Мицкевича в Новогрудке выпустили историко-литератур ное приложение к журналу — «Перемена времен». Два эпи графа на обложке белорусско- российского номера. Автор пер вого — Александр Сергеевич Пушкин: «Издревле сладост ный союз поэтов меж собой свя- зует». А второго, почти пери фразы, — наш современник Бо рис Гребенщиков: «Нам выпала великая честь жить в перемену времен...». О том, как создавался жур нал, что послужило толчком к изданию, рассказал корреспон денту «СОЮЗа» директор До ма-музея^Адама Мицке*вича Ни колай ГАЙБА: — Такое в истории мировой литературы случается нечасто, чтобы два великих поэта были знакомы между собой, одинако во восторженно отзывались о таланте и гениальности друг друга. Сохранилось немало до кументальных свидетельств о знакомстве, встречах Мицкеви ча и Пушкина. Как, впрочем, и сами гениальные художники яр ким слогом выразили свои впе чатления, чувства. Вспомните из «Евгения Онегина»: «Воображенья край священный, С Атридом спорил там Пилат. Там закололся Митродат. Там пел Мицкевич вдохновенный И посреди прибрежных скал Свою Литву воспоминал...» Однажды в Новогрудок прие хала делегация санкт-петербург ских гимназистов. Они навести ли наш музей, узнали, что Алек сандр Сергеевич Пушкин — близкий Беларуси, Новогрудку поэт. Побывали на старом го родском кладбище, где похоро нен внук Пушкина. В нашем го роде какое-то время команди ром полка служил сын поэта — Александр Александрович. Во время этого визита и возникла идея совместного журнала. Ог ромная благодарность за под держку главному редактору из дания Светлане Кудрявцевой- Караускайте. Спасибо и нашим новогрудским школьникам — Алене Анискиной, Алесе Бого мазовой, Дмитрию Малюженцу, другим ребятам, сумевшим в самых разных материалах вы разить не только то, что для Но вогрудка «Мицкевич — это на ше все», но и проследившим тонкую душевную связь авто ров «ПанаТадеуша» и «Евгения Онегина». Историко-литературные ис следования белорусских и рос сийских школьников дополняют рисунки гимназистов. Юные ху дожники из Новогрудка иллюст рируют произведения Пушкина, а санкт-петербургские гимнази сты — Мицкевича.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz